Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
главы администрации
области
от 22 февраля 1996 г. N 100
Положение
о территориальной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Владимирской области
1. Настоящее Положение определяет задачи, организацию, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области (далее именуется областная подсистема РСЧС).
2. Областная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в пределах Владимирской области.
3. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых норм, (далее именуются организации) на территории области, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств области, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
осуществление на территории области государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация на территории области чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения области, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
4. Областная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных территориальных органов государственной власти, функционирующих на территории Владимирской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Областная подсистема РСЧС состоит из территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области, и звеньев функциональных подсистем РСЧС (далее именуются функциональные звенья РСЧС), создаваемых федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, соответствующими органами и подразделениями администрации области и организациями, действующими на территории Владимирской области, для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Структура областной подсистемы РСЧС приведена в приложении 1. (к настоящему Положению).
6. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев РСЧС определяется положениями об этих звеньях, утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления.
7. Порядок деятельности функциональных звеньев определяется в соответствии с настоящим Положением, а также положениями о функциональных подсистемах, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
8. Областная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный уровень, охватывающий всю территорию области; местный уровень, охватывающий территорию района, города, района в городе; объектовый уровень, охватывающий территорию организации или объекта. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее имен и чрезвычайным ситуациям - ГОЧС), органы повседневного управления, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Состав областной подсистемы РСЧС приведен в приложении 2 к настоящему положению.
9. Координирующими органами областной подсистемы РСЧС являются на территориальном уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации области; на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления; на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы. Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждается: комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации области - постановлением главы администрации области; комиссии по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления - решением руководителя соответствующего органа местного самоуправления; объектовой комиссии - руководителем соответствующей организации, объекта.
10. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям администрации области и органов местного самоуправления являются:
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в готовности пунктов управления;
организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудопособого населения к этим работам;
планирование и организация эвакуации населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
организация сбора и обмена информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются: руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией организаций и объектов;
руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
12. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в областной подсистеме РСЧС являются: на территориальном уровне - управление по делам ГО и ЧС области;
на местном уровне - отделы по делам ГО и ЧС при органах местного самоуправления категорированных городов (районов в городах), а также отделы по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления районов и некатегорированных городов; на объектовом уровне, в зависимости от объема решаемых задач - структурные подразделения (отделы, секторы и т.п.) или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
13. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС и ее звеньев являются: оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориального и местного уровней; дежурно-диспетчерские службы комиссий по чрезвычайным ситуациям местного уровня; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения функциональных звеньев РСЧС, организаций и объектов. Оперативно-диспетчерские службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по отношению к другим органам повседневного управления являются главными на соответствующем уровне. Размещение органов управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Состав органов повседневного управления областной подсистемы РСЧС приведен в приложении 3. (к настоящему Положению).
14. Силы и средства областной подсистемы РСЧС (приложение 4 к настоящему Положению) объединяют силы и средства ее территориальных и функциональных звеньев, а также организаций и объектов, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решениями органов местного самоуправления на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (пожарных, медицинских, коммунально-технических, строительных, ремонтных и других) в городах и районах области создаются нештатные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности при комиссиях по чрезвычайным ситуациям, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени решениями начальников гражданской обороны области (городов, районов, объектов) могут привлекаться невоенизированные формирования и службы гражданской обороны.
15. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области - решением администрации области, в органах местного самоуправления - решением органов местного самоуправления могут создаваться профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе.
16. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, дислоцирующих на территории области, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом взаимодействия областной подсистемы РСЧС с военным командованием.
17. Воинские части и подразделения войск гражданской обороны (МЧС России) привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области по решению начальника Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
18. Силы и средства областной подсистемы РСЧС на всех уровнях по своему предназначению подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По степени готовности силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на три категории:
силы быстрого реагирования - степень готовности до 1 часа;
силы усиления - готовность от 3 до 6 часов;
силы резерва - готовность свыше 6 часов.
19. Информационное обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
информационно-управляющий центр управления по делам ГО и ЧС области; абонентские пункты городских и районных отделов по делам ГО и ЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами управления территориальными и функциональными звеньями, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется администрацией области.
20. Областная подсистема РСЧС и ее звенья в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации могут функционировать в трех режимах:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной , радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической ), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
21. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании областной подсистемы РСЧС и ее звеньев является:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях, создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистемы РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усилением дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов, принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществлние непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
22. Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации устанавливается в пределах конкретной территории (муниципального образования) решением администрации области, областного управления по делам ГО и ЧС или соответствующего органа местного самоуправления. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации решения областной КЧС, решения КЧС местного органа самоуправления, а также решения территориальных органов управления по делам ГО и Ч ситуаций, обязательны к исполнению всеми учреждениями, организациями и предприятиями, независимо от их организационно-правовых форм.
23. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
областной резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств бюджета области; местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местных бюджетов; объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
24. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям или территориального органа управления по делам ГО и ЧС.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии (органы управления) обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям (в вышестоящий орган управления по делам ГО и ЧС). Вышестоящая КЧС (орган управления по делам ГО и ЧС) может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
25. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации области.
26. Финансирование областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, областного и м и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
27. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения в области, в органах местного самоуправления, в организациях и на объектах разрабатываются и утверждаются установленным порядком планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Объем, содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и маскимально возможного использования имеющихся сил и средств. Организационно-методическое руководство планированием действий областной подсистемы РСЧС осуществляет МЧС России через Центральный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приложения к настоящему Положению:
N 1 Структура областной подсистемы РСЧС;
N 2 Состав областной подсистемы РСЧС;
N 3 Состав органов повседневного управления областной подсистемы РСЧС;
N 4 Силы и средства областной подсистемы РСЧС выполнены в виде схем (смотри первоисточник).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.