Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 29 октября 2004 г. N 570
Стратегия
развития строительного комплекса Владимирской области
до 2010 года
Введение
Социально-экономическое развитие Владимирской области в 2000 - 2003 г.г. характеризуется положительной динамикой основных экономических показателей, отражающих эффективность отраслей реального сектора экономики. За период с 2000 г. по 2003 г. организациями всех форм собственности строительного комплекса введено в эксплуатацию 1059 тыс.кв.м. общей площади жилых домов. Обеспечивается рост ввода жилья индивидуальными застройщиками, по итогам 2003 г. этот показатель составил 105,3%. В настоящее время реализуется второй этап реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Область постепенно переходит на бездотационный режим функционирования ЖКХ.
Объем инвестиций в основной капитал с 2000 г. увеличился в 2,2 раза. Но при этом степень износа основных фондов остается достаточно высокой. На начало 2003 г. в целом по крупным и средним организациям области их износ составил 49,8%.
Для обеспечения простого воспроизводства основных фондов в экономику области необходимо ежегодно привлекать реальные инвестиции в размере 22,2 млрд.руб. или 310 млн.долл. Таким образом, объемы инвестиций из всех источников, включая иностранные, необходимо увеличить в 2,4 раза, чтобы решить эту базисную проблему.
Приняты и реализуются "Концепция развития промышленности Владимирской области на 2003-2005 годы", "Концепция жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 г.г.". Осуществляются 19 областных целевых программ. Область участвует в реализации 36 федеральных целевых программ.
В 2003 году рост денежных доходов населения по сравнению с 2000 годом составил 209,7%, что существенно опережает индекс потребительских цен на товары и услуги (161,2%).
В области произошли позитивные изменения, свидетельствующие о выходе региона на траекторию устойчивого роста.
Однако развитие строительства, в первую очередь жилищного, сдерживается рядом факторов: отсутствием рынка земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, существующим порядком получения исходно-разрешительной документации.
Стратегия развития строительного комплекса Владимирской области определяет цели и задачи отрасли для повышения уровня благосостояния населения, удовлетворения внутреннего и внешнего рынка, роста эффективности производительных сил, увеличения объемов и качества строительной продукции.
Стратегия разработана на период 2004-2010 г.г., является базисом для формирования основных направлений и программ развития строительного комплекса Владимирской области, формирования благоприятной инвестопроводящей системы в строительстве.
1. Состояние строительного комплекса
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики Владимирской области.
Строительный комплекс области начиная с 1991 г. подвергся разукрупнению в процессе приватизации. Более 1400 организаций выполняют строительно-монтажные работы, при этом численность 80% не превышает 20 человек. Ослабли государственные связи, нарушились товарно-сырьевые и организационно-технологические цепочки.
Ситуацию в строительном комплексе области определяет ситуация в инвестиционной сфере. За годы реформ произошло ухудшение основных показателей. Упал объем инвестиций в основной капитал, объемы строительных работ. В 1999 г. и последующие годы наблюдается определенная стабилизация, оздоровление и улучшение инвестиционной ситуации. Инвестиции в основной капитал в 2003 г. возросли по сравнению с 1999 г. на 157% и составили 9,3 млрд руб. в 2002 г., удалось преодолеть падение объемов жилищного строительства. Ввод общей площади составил 253 тыс.кв.м в 2002 г. и 279 тыс.кв.м в 2003 г. по сравнению с 246 тыс.кв.м в 2001 г.
Динамика основных показателей отрасли "Строительство"
N п/п |
Показатели | Годы | |||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
1 | Доля валовой добавленной стоимости отрасли в объеме валового регионального про-дукта, % |
4,3 | 3,6 | 4,9 | 5,5 | 6,1 | 4,8 |
2 | Среднегодовая численность занятых (без учащихся), тыс. чел. |
45,8 |
45,5 |
42,0 |
39,8 |
34,0 |
33,5 |
3 | Доля отрасли в средней численности занятых в экономике, % |
6,8 | 6,3 | 5,8 | 5,5 | 4,7 | 4,6 |
4 | 1. Объем подрядных работ (в фактических действующих ценах), млн. руб. 2. В процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
899,5 |
1547,3 109 |
2861,6 141 |
3285,3 89 |
3468 92,1 |
3330,6 79 |
5 | Среднесписочная численность работников, занятых в строительстве (тыс.чел) в том числе: организации, осуществляющие строительные и монтажные работы; организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений производственного назначения; проектные организации |
25,6 23,5 0,7 1,4 |
23,6 21,5 1,0 1,1 |
22,5 20,7 0,5 1,3 |
19,6 18,1 0,3 1,2 |
17,4 16,0 0,35 1,02 |
16,1 14,4 0,65 1,01 |
6 | Среднегодовая численность промышленно-производствен- ного персонала промышленности строительных материалов (чел.) |
6506 |
6311 |
5982 |
5513 |
5213 |
5410 |
7 | Основные фонды отрасли, млн. руб. |
3276 | 3288 | 1398 | 1343 | 1337 | 1445 |
8 | Коэффициент обновления основных фондов (в среднегодовых ценах), % |
0,7 |
2,5 |
4,1 |
1,8 |
1,9 |
2,5 |
9 | Коэффициент выбытия основных фондов, от наличия на начало года, % |
0,9 |
1,9 |
3,5 |
2,0 |
3,2 |
4,1 |
10 | Степень износа основных фондов в строительных организациях (на начало года), % в том числе: |
52,2 |
51,2 |
48,7 |
47,1 |
45,5 |
|
Здания | 38,1 | 34,2 | 36,5 | 37,0 | 32,6 | 31,7 | |
Сооружения | 61,7 | 65,6 | 65,0 | 55,8 | 57,8 | 58,5 | |
Машины и оборудование | 68,2 | 69,3 | 65,0 | 55,5 | 55,9 | 50,9 | |
Транспортные средства | 58,0 | 56,5 | 52,7 | 55,3 | 54,4 | 55 | |
11 | Наличие основных фондов промышленности строительных материалов (по крупным и средним предприятиям), млн. руб. |
1046,1 |
1061,1 |
947,1 |
853,6 |
793,3 |
929,4 |
12 | Степень износа основных фондов промышленности строительных материалов (по крупным и средним предприятиям), % |
52,8 |
55,4 |
54,4 |
52,8 |
52,7 |
50,5 |
13 | Число организаций в отрасли |
1362 | 1548 | 812 | 1536 | 1625 | 1637 |
Строительная деятельность, | 1177 | 1355 | 638 | 1330 | 1408 | 1420 | |
Промышленность строительных материалов |
114 | 118 | 132 | 122 | 124 | 124 | |
Проектно-изыскательских организаций, |
71 | 75 | 42 | 84 | 93 | 93 | |
14 | Инвестиции на развитие производственной базы крупных и средних строительных организаций (в фактических ценах) млн. руб. |
47,62 |
115,72 |
243,74 |
41,73 |
53,84 |
41,67 |
В процентах от общего объема инвестиций |
2,2 | 3,3 | 5,6 | 0,8 | 0,8 | 0,5 |
Анализ динамики основных показателей отрасли показывает, что ее доля валовой добавленной стоимости в объеме валового регионального продукта составляет 4,8%. Среднегодовая численность занятых в отрасли уменьшилась за последние пять лет на 26,8% или на 12,3 тыс.чел., а доля от среднегодовой численности занятых в экономике составила в 2003 г. 4,6%. Наибольшее уменьшение среднесписочной численности в организациях, осуществляющих строительные и монтажные работы - 9,1 тыс.чел. или 38,7% по сравнению с 1998 г., среднесписочная численность уменьшилась в проектных организациях за этот период на 390 человек, в промышленности строительных материалов - на 1096 чел. Происходит существенное уменьшение основных фондов отрасли. Высока степень износа основных фондов. В строительных организациях на начало 2003 г. она составила 45,5%, причем машин и оборудования - 50,9%; в промышленности строительных материалов - 50,5%. Доля инвестиций на развитие производственной базы крупных и средних строительных организаций в общем объеме инвестиции составила в 2003 г. всего 0,5%.
Несмотря на то, что объем подрядных работ в сопоставимых ценах в 2003 г. составил 79% по сравнению с 2002 г. количество организаций в отрасли возросло на 20,6% и составило 1637, в основном за счет организаций, занимающихся строительной деятельностью, и проектно-изыскательских организаций.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работающих в строительстве
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
I. Строительство (руб.): в том числе: |
768,0 | 1162,8 | 1587,1 | 2504,6 | 3245,9 | 4593,4 |
Организации, осуществляющие строительные и монтажные работы |
778,0 | 1182,4 | 1576,6 | 2464,0 | 3147,6 | 4421,5 |
Организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений производственного назначения |
624,0 | 776,0 | 1422,8 | 2829,4 | 2283,8 | 3575,7 |
Проектные организации | 665 | 1134,0 | 1812,0 | 3031,0 | 5122,1 | 7710,0 |
II. Промышленность строительных материалов |
704,2 | 1150,4 | 1767,6 | 2694,3 | 3553,8 | 4903,2 |
Не уменьшается доля убыточных организаций в отрасли.
Удельный вес убыточных организаций
(в процентах от общего числа организаций)
Годы | |||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Промышленность строительных материалов |
25,9 | 40,7 | 44,4 | 36,0 | 32,0 |
Строительство | 37,3 | 37,4 | 33,6 | 35,4 | 31,4 |
Убыточность организаций в отрасли связана с недоиспользованием имеющихся мощностей предприятий по производству строительных материалов, кроме того, основная часть мощностей нуждается в модернизации и перепрофилировании.
Уровень использования среднегодовой производственной мощности
(по крупным и средним организациям, в процентах)
Годы | |||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Столярные изделия | 46 | 41 | 46 | 49 | 52 |
Стеновые материалы | 72 | 74 | 67 | 74 | 78 |
Сборные железобетонные конструкции и изделия |
29 |
32 |
30 |
29 |
33 |
Мягкие кровельные материалы | 38 | 20 | 48 | 54 | 50 |
Рост производства основных видов продукции промышленности строительных материалов, как видно из приведенных данных, не уменьшил долю убыточных организаций, что связано с низким уровнем рентабельности и возрастанием затрат на рубль продукции.
Недостаточная эффективность подрядных работ связана также с тем, что уменьшились затраты на амортизацию основных фондов при увеличении затрат на материалы и оплату труда.
Производство основных видов продукции
промышленности строительных материалов
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс. м3 |
204,4 | 217,3 | 237,9 | 237,2 | 265,5 | 252,5 |
Стеновые материалы, млн. шт усл. кирпича в том числе кирпич строительный |
261,6 232,6 |
281,9 256,9 |
284,5 265,9 |
291,2 273,7 |
308,2 289,8 |
302,6 279,8 |
Известь строительная, тыс. т | 13,9 | 20,7 | 25,3 | 27,8 | 21,5 | 26,3 |
Материалы мягкие кровельные и изоляционные, млн. м3 |
13,2 | 17,3 | 9,2 | 22,3 | 25,2 | 22,9 |
Минеральная вата и изделия из нее, тыс. м3 |
46,0 | 42,0 | 40,6 | 34,3 | 38,4 | 9,0 |
Материалы нерудные строительные, тыс. м3 |
1212,4 | 2007,0 | 2216,2 | 2867,6 | 2577,7 | 2664,0 |
Линолеум, тыс. м3 | 56,9 | 40,0 | 38,2 | 40,0 | - | - |
Мука известняковая и доломитовая, тыс. т |
216,4 | 115,5 | 184,4 | 161,0 | 37,8 | 179,8 |
Стекло строительное, тыс.м2 | 6680,7 | 6084,2 | 9345,7 | 9348,6 | 9014,3 | 8083,6 |
Промышленность строительных материалов
Основные показатели работы промышленности
строительных материалов
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Число организаций, состоящих на самостоятельном балансе |
114 | 118 | 122 | 122 | 124 | 124 |
Объем промышленной продукции, млн. руб. |
513,9 | 737,6 | 1163,8 | 1356,9 | 1495,8 | 1871,8 |
Среднегодовая численность производственного персонала, тыс. человек |
8,4 | 7,8 | 7,9 | 7,1 | 9,5 | 6,8 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. |
8,2 | 47,1 | 55,6 | 77,2 | 48,1 | 82,5 |
Уровень рентабельности продукции, % |
9,0 | 11,7 | 9,7 | 10,8 | 6,4 | 7,9 |
Структура затрат
на производство подрядных работ по элементам
в строительных организациях (по фактической себестоимости,
в процентах к итогу*)
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Все затраты в том числе по элементам: |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Материальные затраты | 57,8 | 61,0 | 62,0 | 65,1 | 61,4 | 67,6 |
Затраты на оплату труда | 20,7 | 19,4 | 20,1 | 20,1 | 22,5 | 19 |
Отчисления на социальные нужды | 8,0 | 7,3 | 7,8 | 7,3 | 8,1 | 6,4 |
Амортизация основных фондов | 4,4 | 3,0 | 2,1 | 2,0 | 2,5 | 2,5 |
Прочие затраты | 9,1 | 9,3 | 8,0 | 5,5 | 5,5 | 4,5 |
По крупным и средним организациям* |
Материальные затраты и затраты на оплату труда в отрасли определили рост фактических цен производителей в строительстве и строительных материалов более чем в 2 раза в 2003г. по сравнению с 1998г., что привело к росту цен на первичном рынке жилья в 2003г. по сравнению с 1999г., а также снизило рентабельность продукции и активов.
Цены и тарифы
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Индекс цен производителей в строительстве |
116,1 | 145,2 | 129,6 | 116,0 | 116,9 | 113,9 |
Индексы цен в секторах экономики
(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)
Годы | ||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Строительные материалы | 128,1 | 161,9 | 127,8 | 116,7 | 110,1 | 109 |
Рентабельность продукции и активов организаций
по основным отраслям экономики (в процентах)
Рентабельность продукции | Рентабельность актива | |||||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Всего | 11,6 | 7,5 | 8,8 | 4,9 | 4,6 | 3,7 | 2,8 | 4,2 | 0,8 | 0,8 |
Строительство | 6,5 | 4,6 | 7,9 | 4,6 | 2,2 | 2,0 | 2,3 | 5,3 | 3,3 | 0,8 |
По данным бухгалтерской отчетности организаций, без учета малых предприятий, банков, страховых и бюджетных организаций |
К числу экономических закономерностей развития строительного комплекса относится опережающее развитие отраслей материально-технической базы строительства, проектирования и НИОКР в строительстве по отношению к темпам прироста объема строительно-монтажных работ. Особенно это относится к темпам роста производства прогрессивных строительных материалов. Введение повышенных требований к уровню теплозащитных функций ограждающих конструкций зданий вызвало необходимость использования эффективных теплоизоляционных материалов. В 2003 г. для теплоизоляции ограждающих конструкций зданий в области использовано 180 тыс.м3 теплоизоляционных материалов, а произведено только 70 тыс.м3. Доставка теплоизоляционных материалов из других областей увеличивает их стоимость на 5% вследствие повышения транспортных издержек. Потребление цемента в области постоянно растет и достигло 250 тыс.т.
Минерально-сырьевая база Владимирской области имеет широкий ассортимент сырья для производства строительных материалов: глин - кирпичных, керамзитовых и для цементов, песков строительных, силикатных для стекольной и металлургической промышленности, песчано-гравийных материалов, карбонатных пород, извести, флюса и известковой муки.
По состоянию на 01.01.2004 г. балансом запасов песков для строительных работ и производства силикатных изделий в области учтено 36 месторождений с суммарными запасами 140 млн м3. Обеспеченность запасами строительных песков составляет 80 лет. Стеклозаводы, выпускающие сортовое и техническое стекло, обеспечиваются привозным сырьем. Альтернативой может стать месторождение "Великодворье-2", числящееся в госрезерве с разведанными и предварительно оцененными запасами свыше 60 млн.т. На его базе возможно создание горнообогатительного комбината по выпуску сырья для стекольной промышленности.
Камни строительные - известняки и доломиты. В области разведаны и учтены балансом на 01.01.2004 г. запасы известняков и доломитов семи месторождений в количестве 300,519 млн.м3. Разрабатывается 3 месторождения. Суммарные запасы госрезерва составляют 102,925 млн.м3. Область не только обеспечена данным сырьем, но поставляет организациям соседних областей.
Балансом области на 01.01.2004 г. учтены промышленные запасы десяти месторождений песчано-гравийного материала в количестве - 63,661 млн.м3 (пять из них разрабатываются), четыре месторождения керамзитового сырья с запасами 49,529 млн.м3 (из которых разрабатывается два месторождения) и 29 месторождений легкоплавких глин и суглинков для производства кирпича с запасами 58,079 млн.м3 (в группе разрабатываемых числятся восемь месторождений).
Имеющиеся промышленные запасы разведанных месторождений глинистого сырья могут обеспечить работу кирпичных заводов с годовой производительностью от 2 до 200 млн. шт кирпича в год. Кроме того, на территории области выделено 38 прогнозных площадей глинистого сырья с общими ресурсами 127,8 млн.м3.
Профессиональное образование Владимирской области, готовящее специалистов для отрасли, представлено тремя уровнями подготовки: начальным, средним и высшим. В 2003 году учреждениями начального профессионального образования области выпущено около 1580 специалистов по 11 специальностям. Sчреждениями среднего профессионального образования было выпущено около 2800 специалистов по 10 специальностям. Учреждениями высшего профессионального образования государственного и негосударственного сектора в 2003 году было выпущено около 1130 специалистов, в том числе по основным группам направлений подготовки: экономика и управление - 594; информатика и вычислительная техника - 241; строительство и архитектура - 169; безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды - 130.
Деятельность отраслей, производств, финансово-банковских структур и управления, осуществляющих долгосрочные вложения во Владимирской области, изменила строительный комплекс, он стал инвестиционно-строительным. Основным источником капитальных вложений являются собственные средства организаций, на долю которых приходится около 60% инвестиций в основной капитал, остальное составляют привлеченные средства, из них до 20% из федерального и областного бюджетов. Организациями негосударственного сектора вкладывается около 70% общего объема инвестиций. Средства частных лиц в инвестициях продолжают расти и составляют более 40% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Владимирская область имеет численность населения 1 млн 503 тыс.чел., из них 80% проживает в городах и 20% на селе. Размер жилищного фонда области 33,6 млн кв.м, а средняя обеспеченность жильем на 1 человека - 22,4 кв.м. Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками, так не весь жилищный фонд оборудован различными видами благоустройства, например, водопроводом - только на 87% в городской местности и на 44% - в сельской, канализацией, соответственно - 84% и 32%, центральным отоплением - 88% и 30%, горячим водоснабжением - 68% и 15%. Наибольшая доля неблагоустроенного жилья приходится на ветхое и аварийное. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составила 788,2 тыс.кв.м или 2,4% в общем объеме жилищного фонда. На балансе муниципальных образований числится около 550 тыс.кв.м ветхого и аварийного жилищного фонда или 3,1% от общей площади муниципального жилья в области (17769,1 тыс.кв.м).
Остро стоит вопрос капитального ремонта и реконструкции районов, застроенных домами первых массовых серий в 50-60 годах прошлого века. Проблема реконструкции этих домов усложняется не только их моральным и физическим износом, но и состоянием внутренних инженерных сетей, нормативные сроки эксплуатации которых исчерпаны.
Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса области и материалы выполненных в последние годы исследований (Владимирский государственный университет, Владимирское региональное отделение МАИЭС) позволяют определить круг проблем, решение которых обеспечит повышение уровня благосостояния населения области, удовлетворит потребности как областного, так и республиканского рынка, рост эффективности производства и производительных сил, увеличение объемов строительной продукции.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту является медленный процесс преобразований на уровне организаций. Причиной, препятствующей эффективному функционированию организаций в условиях рыночных отношений, является неэффективная система управления организацией, обусловленная: отсутствием взвешенной стратегии в деятельности и ориентацией на краткосрочные текущие результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; недостаточные знания менеджеров и персонала; неэффективность финансового менеджмента и управления издержками производства. Резкое снижение объемов инвестиций существенно осложнило положение дел и привело к ликвидации большой группы организаций и органов управления, попытки воспрепятствовать в ходе приватизации распаду единых технологических комплексов часто были безуспешны. Главные территориальные строительные управления преобразовались в акционерные общества и ассоциации.
Сформировались новые региональные ведомства: центры по лицензированию, контролю, ценообразованию, экспертизе. Проблема развития рассматривается как проблема активизации инвестиционного процесса. Модернизация методов управления и перестройка организационных структур особенно актуальна в управлении инвестиционно-строительным процессом. Основные организационно-экономические механизмы по быстрому вводу объектов в эксплуатацию, освоению мощностей, выпуску продукции и получению прибыли: совмещение отдельных фаз инвестиционно-строительного процесса, поэтапный ввод объекта в эксплуатацию, формирование механизма взаимодействия заказчик - инвестор - проектировщик - генподрядчик - поставщик материалов, изделий, оборудования; создание организационных структур, экономических механизмов взаимоотношений.
Основными факторами, сдерживающими развитие регионального рынка строительных материалов и привлечения инвестиций, являются низкий уровень качества материалов и недостаток передовых инновационных разработок, малая мощность части производителей и потребителей, несовершенство организационных форм производства и потребления. Для повышения эффективности функционирования областного рынка необходимо создание единого информационного пространства, создание единой торгово-сбытовой сети, уменьшающей число посредников.
Остаются актуальными и требуют решения следующие проблемы:
1. Недостатки обеспечения жильем населения. В настоящее время в области на получение жилья состоит в очереди 55196 семей. Ветхий и аварийный фонд насчитывает 788,2 тыс.кв.м, где проживает около 15 тыс. семей.
2. Свыше 900 тыс.кв.м. жилья в домах первых массовых серий требует реконструкции.
3. Наличие административных барьеров на пути развития предпринимательства в области строительной деятельности. Остаются сложности при получении исходно-разрешительной документации, предоставление площадок на строительство объектов не всегда соответствует критериям эффективности и общедоступности.
4. Недостаточная инвестиционная активность. Строительная отрасль утратила роль "локомотива" инвестиционного развития и мультипликатора роста из-за недостатка внимания органов управления к созданию благоприятных условий для деятельности организаций всех форм собственности в отраслях строительного комплекса и стимулирования роста объемов производства.
5. Неэффективная система природопользования. В области сохраняется низкая степень освоения значительного числа разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Освоение месторождений глины, опоки, трепела может стать мультипликаторами роста отдельных районов области, а также расширения лесосеки для строительства из дерева.
6. Требуются новые подходы к развитию газификации, дорожного строительства, систем связи, обслуживания туризма.
Администрацией области в целях решения важнейших социально-экономических задач, для активизации инвестиционно-строительной деятельности принят ряд мер, призванных способствовать созданию необходимых юридических и финансовых условий, направленных на повышение эффективности инвестиционного процесса.
Основу законодательной базы, регулирующей инвестиционно-строительную сферу региона, составляет Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области" от 09.12.2002 N 123-ОЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка в написании даты и номера документа, и имеется в виду Закон Владимирской области от 02.09.2002 г. N 90-ОЗ
Для реализации населением области конституционного права на жилье, а также в целях стимулирования и развития жилищного строительства в области разработана "Концепция жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 г.г.", утвержденная постановлением Губернатора области N 530 от 25.10.2002 г. Концепция включает цель, анализ жилищной сферы области, системы жилищного финансирования с участием бюджетных и внебюджетных средств, развитие индивидуального строительства, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, реконструкции домов первых массовых серий, инженерное обеспечение жилой застройки, снижение стоимости строительства - как фактор доступности жилья, стимулирование инвестиционной активности в строительном комплексе области, архитектурно-технические и градостроительные аспекты в жилищной сфере, подготовку кадров для жилищной сферы, оценку социально-экономических последствий реализации концепции.
Постановлением Губернатора области N 570 от 21.11.2003 рекомендовано органам местного самоуправления округов, городов и районов области при решении вопросов предоставления земельных участков под строительство руководствоваться разработанным "Положением по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории поселений Владимирской области". Положение позволяет определить порядок участия и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении мероприятий по приобретению гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки на территориях муниципальных образований Владимирской области. Положение распространяется на земельные участки, предоставляемые под строительство объектов различного назначения. Органы местного самоуправления разрабатывают программы комплексной реконструкции и развития инженерной инфраструктуры территорий, порядок привлечения средств на развитие инженерных сетей. Формируется целевой бюджетный фонд из средств на реализацию требований при получении технических условий.
2. Цели и задачи стратегии развития
Целью стратегии является повышение инвестиционной привлекательности области, ускорение процесса создания современных материально оснащенных строительных организаций, внедрение в отрасли эффективных наукоемких энергосберегающих технологий, обеспечение повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции, строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечения высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, преобразование среды жизнедеятельности с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.
Важнейшие мероприятия, подлежащие реализации до 2010 года:
- реализация программ экономического и социального развития области, федеральных целевых программ, намечаемых инвестиционных вложений в отраслях экономики и промышленности;
- обеспечение устойчивого роста ввода объемов жилищного строительства с привлечением средств инвесторов, населения и развития ипотечного кредитования;
- строительство социально значимых для области объектов: домов для ветеранов войны и труда, школ, больниц и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры, газификации, транспортного строительства;
- выполнение объемов подрядных работ в соответствии с прогнозируемым объемом инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования до 2010 года;
- переход на проектирование зданий и сооружений с использованием прогрессивных конструктивных решений и технологий, в том числе по фундаментам, наружным ограждающим конструкциям, внутренней и наружной отделке, несущему каркасу и т.д.;
- увеличение выпуска продукции организациями строительной индустрии в соответствии с ростом объемов строительно-монтажных работ;
- ввод новых мощностей по выпуску конкурентоспособной и импортозамещаемой продукции.
В социальной сфере стратегия ориентирована на реализацию федеральных и областных программ и инвестиций в области градостроительства и переустройства сельских мест, удовлетворения спроса на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищнокоммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытовой принадлежности).
Будут построены такие объекты социальной сферы как: перинатальный центр в г.Владимире, акушерский корпус в г.Муроме, пристройка к ЦРБ в г.Петушки, терапевтические корпуса в.# г.г. Гусь-Хрустальном и Коврове, школа в пос.Юрьевеце, будет произведена реконструкция исторического ядра г.Владимира (Дом Дружбы), зданий областного бюро судебно-медицинской экспертизы, областного театра кукол, здания областной филармонии, к онкологическому диспансеру в г.Владимире пристраивается каньон.
В производственной сфере стратегия направлена на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического переоборудования промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.
Реализация целей стратегии предполагается в два этапа: первый - 2004-2006 г.г.; второй - 2007-2010 г.г. На первом этапе предполагается решение следующих задач:
- разработка комплекса областных нормативных актов по направлениям: градостроительство; жилищное строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; производственное строительство; производство строительных материалов и изделий: научно-техническое обеспечение развития строительного комплекса; проектное обеспечение качества и снижения материалоемкости жилищного и производственного строительства; повышение производительности труда в строительстве; повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции, строительных материалов и изделий; административные, экономические, организационные, информационные и ресурсные механизмы реализации целей стратегии.
На втором этапе увеличатся темпы обеспечения жильем населения области, повысится эффективность капитальных вложений, возрастет приток инвестиций в жилищное строительство, увеличится занятость населения в строительном комплексе, более высокими темпами будет сноситься аварийное жилье, а граждане области получат комфортное жилье и улучшат условия проживания после реконструкции в домах первых массовых серий.
В градостроительстве: определение основных направлений градостроительной деятельности для каждого города и населенного пункта с учетом обеспечения их устойчивого развития и состояния окружающей среды, развития санитарно-курортных, рекреационных и других территорий, служащих для оздоровления и отдыха населения, сохранения и воссоздания, и охраны объектов историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры.
Разработка и переработка (обновление) градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Владимирской области, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Согласование, экспертиза и утверждение градостроительной документации. Провести работы по формированию земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов на территориях поселений муниципальных образований Владимирской области, когда их размещение соответствует утвержденной градостроительной документации о застройках поселений и правилам землепользования и застройки этих поселений для выделения земельных участков гражданам и юридическим лицам.
В жилищном строительстве стратегия направлена на:
- ликвидацию тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных сетей, разработку системы организационно-экономических и технических мероприятий по переселению граждан Владимирской области из ветхого и аварийного фонда в 2003-2010 годах, реконструкцию домов первых массовых серий, переходу к проектированию и строительству энергосберегающих домов из экологически чистых материалов и конструкций.
В рамках Стратегии к концу 2010 года часть жилищного фонда, находящегося в ветхом и аварийном состоянии подлежит сносу. За счет реконструкции существующего ветхого фонда должно быть дополнительно построено 13 тыс.кв.м.
Система организационно-экономических и технических мероприятий реконструкции жилищного фонда индустриальными методами при минимуме капитальных вложений в модернизацию производственно-технической базы и обеспечения привлечения инвестиций позволит повысить уровень комфортности квартир, энергоэффективность жилых домов. Реконструкции подлежит 270 тыс.кв.м, в том числе на первом этапе 2004-2006 г.г. - 30 тыс.кв.м, в 2007-2010 годах - 240 тыс.кв.м. Будет введено при реконструкции новой жилой площади 134 тыс.кв.м.
Система мероприятий включает: мониторинг жилищного фонда; выбор объемно-планировочных и конструктивных решений; технологии реконструкции; организацию производств по выпуску материалов и изделий для реконструкции жилищного фонда индустриальными методами; формирование финансово-промышленных групп для реализации реконструкции жилищного фонда в принятых объемах и сроках; выполнение новых требований к архитектурно-техническим характеристикам вновь строящегося жилья, повышение потребительских качеств, функционального удобства, комфортности проживания, ресурсосбережения и энергоэффективности. Для чего необходимо решить следующие задачи:
а) разработать генеральные схемы инженерного оборудования городов и населенных пунктов Владимирской области;
б) обеспечить опережающее развитие инженерных сетей на площадках строительства за счет привлеченных средств, целевых бюджетных фондов, областного и муниципального бюджетов;
в) решать задачи реконструкции или строительства новых объектов коммунальной теплоэнергетики после проведения энергетических обследований и рассмотрения предложений по их оптимизации;
г) разработать схемы теплоснабжения городов и населенных пунктов с учетом перспективных планов их развития;
д) разработать генеральные схемы газоснабжения территорий муниципальных образований;
е) применять пластиковые трубы в системах водоснабжения, тепло-, газоснабжения и канализации;
ж) проектировать в жилых домах системы отопления с горизонтальной разводкой;
з) разработать систему организационных, экономических и технических мероприятий по увеличению объемов строительства панельно-кирпичных домов, ширококорпусных 14-17 этажных домов Ковровского ДСК и "Владимирского завода КПД", многоэтажных каркасных домов с безбалочными перекрытиями из монолитного железобетона и несущими энергоэффективными наружными стенами;
и) применять в малых и средних городах области высокоплотную малоэтажную застройку жилыми домами с эффективными наружными стенами;
к) применять в малоэтажном строительстве новые эффективные системы строительства на основе изделий из композиционного вяжущего и местных материалов.
В перспективе до конца 2010 года ввести в действие жилья не менее 2,77 млн.кв.м, а в 2004 г. - 285 тыс.кв.м, 2005 г. - 310 тыс.кв.м, 2006 г. - 345 тыс.кв.м, 2007 г. - 380 тыс.кв.м, 2008 г. - 425 тыс.кв.м, 2009 г. - 480 тыс.кв.м, 2010 г. - 550 тыс.кв.м.
В жилищно-коммунальном хозяйстве провести комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций для чего:
- провести в городах и населенных пунктах техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа;
- разработать и поэтапно реализовать в городах и населенных пунктах планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения физический износ которых превышает 50%;
- внедрить средства учета для всех видов энергии и энергоносителей;
- применять пластинчатые водонагреватели и осуществлять автоматизацию тепловых пультов;
Будет осуществлен комплекс мер по модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Для чего необходимо:
- осуществлять реконструкцию подстанций (110-220 КВ), воздушных линий электропередачи (110 КВ, 04-10 КВ);
- внедрить автоматическую систему управления технологическим процессом на энергетических котлах Владимирской ТЭЦ;
- провести реконструкцию I очереди Владимирской ТЭЦ;
- реконструировать магистральные тепловые сети;
- начать строительство комплекса переработки и захоронения твердых бытовых отходов городов Владимира, Коврова, Ковровского и Камешковского районов;
- завершить строительство КП ТБО г.Владимира;
- ввести очистные сооружения биологической очистки г.Покрова;
- ввести коллектор глубокого заложения в г.Владимире;
- осуществить строительство очистных сооружений в г.г.Петушки, Муроме, Кольчугино и станции обезжелезивания в г.г.Юрьев-Польском, Камешкове, Меленках, водовода Эдон-Никологоры-Лукново, Демидовского водовода в г.Владимире;
- начать строительство Лыбедской автомагистрали в областном центре;
- продолжить газификацию населенных пунктов области.
В производственном строительстве - создание новых и реконструкция действующих предприятий с использованием гибких и универсальных объемно-планировочных и конструктивных решений, для чего:
- продолжить развитие мощностей, модернизации оборудования, реконструкцию производственных площадей в промышленности, транспорте и связи, строительстве, сельском и лесном хозяйствах (г.г.Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром, Собинка, Судогда, пос.Демидово, Никологоры и др.);
- необходимо принять инвестиционное решение, провести ПИР и начать реализацию инвестиционного проекта на территории ОАО "ВХЗ" по организации производства для изготовления пластиковой тары;
- продолжить строительство третьей очереди завода ООО "Русджам", завода по производству телевизоров ООО "Вест-Рекорд", завода по производству ДСП австрийской компании "Фритц Эггер" и ряда других объектов.
В производстве строительных материалов - обеспечение потребности областного рынка высококачественными строительными материалами и конструкциями, снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов, необходимую надежность и долговечность.
Для решения указанных задач необходимо к концу 2010 г.#
- увеличить выпуск щебня и гравия мелких фракций (до 20 мм) на 50%; выпуск глиняного кирпича с теплотехническими пустотами на 30%; кирпича марки 125 и выше на 30%; кирпича лицевого на 30%;
- освоить выпуск новых материалов и технологий рубимакс, рубитекс, монтерей, латексных шпатлевок, оконных блоков с тройным остекленением и со стеклопакетами, полносборных маршей, свай длиной 12 м, опор ЛЭП, полносборных каркасов для многоэтажных гаражей, утепленных 3-х слойных керамзитобетонных панелей для промзданий, малых форм для благоустройства территорий, новых видов железобетонных изделий для строительства каркасных жилых домов, эффективных пустотных блоков для жилищного строительства;
- организовать выпуск сухих строительных смесей на основе композиционного гипсового вяжущего, изделий из них, ячеистых золобетонов; высокоэффективных тепло- и звукоизоляционных материалов;
- увеличить производство сборного железобетона - на 30%, монолитного бетона и железобетона - на 30%, эффективных деревянных конструкций и материалов.
Производство всех новых видов строительных материалов обеспечит снижение суммарной массы конструкций и материалов в жилищном строительстве на 30%, применение новых материалов и конструкций, прогрессивных систем позволит увеличить производительность труда к концу 2010 г. на 20%.
3. Научно-техническое обеспечение стратегии развития
строительного комплекса
Необходимо:
создание и модернизация технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых и энергетических ресурсов, улучшающих основные качества строительных материалов и изделий, создание конкурентных по качеству и цене типов зданий с учетом требований безопасности, эргономики, гигиены; внедрение на уровне строительных организаций бизнес-планирования, маркетинга, финансового менеджмента, управленческого учета; разработка и реализация программы структурной перестройки строительного комплекса области и его материально-технической базы;
разработка и внедрение региональной информационной системы строительного комплекса для эффективного использования информационных ресурсов и максимального приближения экономической, научно-технической, нормативно-правовой информации к участникам инвестиционно-строительной деятельности;
создание перечня новых технологий, техники, организации производства, эффективных материалов, конструкций, изделий по каждой организации;
создание перечня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Научно-техническое обеспечение стратегии развития строительного комплекса базируется:
- на более полном использовании потенциала ученых и специалистов вузов и НИИ;
- на проведении и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов вяжущих, не требующих тепловой обработки при производстве бетонных изделий; по разработке современных утеплителей и изделий на их основе, полимерных материалов, новых видов герметиков, пенопластов, отделочных и изоляционных материалов; эффективных конструкций из железобетона, древесины;
- на внедрении малооперационных, ресурсосберегающих технологий строительства;
- на совершенствовании на научной основе управления строительными организациями и предприятиями, строительным комплексом на областном уровне;
- на разработке организационно-экономических механизмов, объединяющих государственное регулирование строительством и рыночные механизмы.
4. Кадровое обеспечение развития строительного комплекса
Для обеспечения роста объемов строительно-монтажных работ, повышения качества строительной продукции, материалов и изделий, производительности труда и общего организационно-технического уровня в строительных организациях области необходимо решить комплекс задач, среди них:
- приостановить отток кадров из строительного комплекса;
- увеличить на 20% численность персонала строительных и проектных организаций;
- восстановить систему подготовки и трудоустройства между организациями строительного комплекса области и учебными заведениями всех уровней профессионального образования;
- создать систему кадрового прогнозирования в комплексе мер по реализации Закона Владимирской области о целевой программе "Развитие профессионального образования Владимирской области на 2003-2007 г.г.";
- развить систему многоканального финансирования образовательных учреждений;
- создать Совет по подготовке кадров при участии руководителей учреждений профессионального образования всех уровней, руководителей организаций, Ассоциации строительных организаций области, Гильдии проектировщиков, отраслевого профсоюза, администрации области для содействия организации социального партнерства, разработке предложений по повышению уровня квалификации подготавливаемых специалистов, определению перечня профессий, имеющих приоритетное значение для кадрового обеспечения строительного комплекса, содействия заключению трехсторонних договоров на целевую контрактную подготовку специалистов.
5. Повышение качества и конкурентоспособности строительной
продукции, строительных материалов и изделий
Предлагается комплекс мер, главные из которых:
- реформирование организаций, включающее перестройку управления организациями;
- создание областного координационного совета по качеству в строительном комплексе Владимирской области;
- разработка комплекса мер правового обеспечения в области качества строительной продукции;
- организационное, нормативное и информационное обеспечение в области качества, конкурентоспособности, работ и услуг в строительстве;
- организация подготовки специалистов по качеству.
6. Нормативно-правовое обеспечение
Необходимо создание системы регуляторов и инструментов, основные из которых следующие:
Закон области "Об областном целевом бюджетном фонде развития инженерной инфраструктуры";
Закон области "О порядке формирования фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого дома или квартиры, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа";
Постановление Губернатора области "Об утверждении порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Владимирской области";
Постановление Губернатора области "Об основании и порядке отнесения территорий к объектам градостроительной деятельности особого регулирования областного и муниципального значения";
Постановление Губернатора области "О типовых правилах застройки территории поселения, расположенного на территории Владимирской области";
Постановление Губернатора области "О координационном совете по качеству в строительном комплексе Владимирской области".
7. Административные, экономические, организационные,
информационные и ресурсные механизмы реализации
целей Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности Владимирской области и активизации инвестиционно-строительной деятельности.
Цели Стратегии достигаются восстановлением управляемости строительного комплекса путем:
- формирования новой системы областного и производственного управления инвестиционно-строительной деятельностью частных организаций - соисполнителей работ единого целевого инвестиционного назначения при рыночной системе хозяйствования, органическим взаимодействием централизованного и децентрализованного начала организации инвестиционностроительного процесса;
- создания действенных органов управления реализацией федеральных и региональных целевых программ;
- создания регионального агентства по привлечению и управлению иностранными инвестициями;
- взаимной согласованности инвестиционных решений, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъекта РФ, муниципального образования;
- информационной обеспеченности при подготовке решений по целевой региональной инвестиционной программе, комплексности, социально-экономической обоснованности, надежности полноте и достоверности информации;
- создания информационного центра инвестиционно-строительной сферы региона;
- выделения бюджетных средств на эффективные инвестиционные проекты и разработку нормативно-правовых актов.
8. Прогноз развития строительного комплекса до 2010 года
Исходя из программы социально-экономического развития области на 2004 год и на период до 2006 года, к 2010 г. при реализации задач Стратегии в строительном комплексе (Приложение 1, 2, 3) можно ожидать:
- рост инвестиций в основной капитал отраслей за счет всех источников финансирования на 6-8% в год;
- рост объемов строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда на 4-6% в год;
- рост объемов производства основных строительных материалов, изделий и конструкций от 1,3 до 1,8 раза;
- снижение материалоемкости строительной продукции на 30%;
- рост производительности труда на 40-50%;
- ввод в действие жилых домов всех форм собственности около 550 тыс.кв.м в год.
9. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых стратегией
развития строительного комплекса
Прогнозируемое развитие строительного комплекса приведет к увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,3-1,5 раза.
Будет реализовываться одна из важнейших социальных задач обеспечения комфортным жильем населения области.
Повысится эффективность капитальных вложений.
Приток инвестиций в жилищное строительство возрастет на 1 млрд 650 млн.руб.
Увеличится занятость населения в строительном комплексе на 6 тыс. чел. 11 тыс. граждан области, проживающих в жилье подлежащем сносу, получат комфортное жилье, у 14 тыс. граждан улучшаться условия проживания при реконструкции жилья первых массовых серий.
10. Принцип реализации стратегии развития
строительного комплекса
При администрации Владимирской области формируется и постоянно действует комиссия по анализу реализации стратегии, которая совместно с администрациями муниципальных образований разрабатывает рекомендации по мерам достижения целей и задач и при необходимости вносит предложения по развитию жилищного строительства, привлечению инвестиций, доступности строительной деятельности, повышению качества строительной продукции, материалов и изделий, привлечению кадров, инновациям и др.
Ежегодно в первом квартале на областном совещании строителей обсуждаются итоги реализации стратегии и определяются цели и задачи на текущий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.