Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Указу
Губернатора Владимирской области
от 17 мая 2002 г. N 14
Методика
оценки эффективности газификации населенных пунктов Владимирской области
1. Общие положения
Настоящая методика предназначена для оценки эффективности газификации населенных пунктов Владимирской области с целью корректировки перспективной схемы газоснабжения области.
Методика разработана на основании Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477.
В даой методике рассматривается оценка эффективности газификации на стадии инвестиционного предложения.
Априори принимается общественная (социально-экономическая) эффективность газификации всех рассматриваемых объектов.
Во всех случаях газификации рассчитываются коммерческая и бюджетная эффективность.
Расчетный период (горизонт расчета) принимается, согласно ВСН 58-88р для газопроводов - 20 лет (продолжительность эксплуатации до капитального ремонта).
2. Исходные данные
2.1. В качестве инвесторов для газификации Владимирской области могут выступать:
- администрации области, городов, округов, районов, местных муниципальных образований;
- предприятия, организации, ведомства;
- население;
- газораспределительные организации (ГРО).
2.2. В качестве объектов газификации могут выступать, как по отдельности, так и в различных сочетаниях, следующие объекты:
- населенные пункты, улицы, жилые дома;
- промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
- коммунально-бытовые предприятия и общественные учреждения;
- котельные.
2.3. На стадии обоснования инвестиций объектов газификации сведения должны включать:
- цель проекта газификации;
- продолжительность расчетного периода;
- сведения об экономическом окружении;
- продолжительность строительства;
- объем капиталовложений;
- выручку по годам реализации проекта;
- производственные издержки по годам реализации проекта.
2.4. Сведения об экономическом окружении проекта должны включать:
- прогнозную оценку общего индекса инфляции и прогноз абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен на газ и другие энергоносители;
- сведения о системе налогообложения.
Примерная форма представления информации об инфляции приведена в таблице 1.
Сведения об инфляции
Таблица 1
Номер стро- ки |
Номер шага | 0 | 1 | ... |
Длительность шага, годы или доли года | ||||
Показатели | ||||
1 | Темп инфляции на шаге, или общий индекс инфляции по отношению к базисному моменту на конец шага, % в год |
Источником для указанной информации являются перспективные планы и прогнозы органов государственного управления в области экономической политики и финансов, анализ тенденций изменения цен и валютного курса, анализ структуры цен на продукты (услуги) и ресурсы в России и в мире.
Информация о системе налогообложения должна включать прежде всего возможно более полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных аналогичных платежей (далее - налогов). Особое внимание должно быть уделено налогам, регулируемым региональным законодательством (налоги субъектов Федерации и местные налоги). По каждому виду налогов необходимо привести следующие сведения:
- базе налогообложения;
- ставке налога;
- распределении налоговых платежей меж Iду бюджетами различного уровня.
В расчетах эффективности газификации учитываются следующие действующие налоги:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- начисления на заработную плату (включая отчисления во внебюджетные фонды, транспортный и другие налоги, базой для исчисления которых является фонд оплаты труда персонала);
- налоги на продажу (включая налог на пользователей автомобильных дорог и другие, базой для исчисления которых является выручка от реализации газа).
В расчетах бюджетной эффективности учитывается, кроме того, распределение уплачиваемых налогов по бюджетам различного уровня.
2.5. Денежный поток от инвестиционной деятельности.
В денежный поток от инвестиционной деятельности в качестве оттока включаются распределенные по шагам расчетного периода затраты по созданию и вводу в эксплуатацию новых основных средств.
Сведения об инвестиционных затратах должны включать информацию, расклассифицированную по видам затрат.
Исходные данные о капитальных вложениях
Таблица 2
Номер стро- ки |
Номер шага | 0 | 1 | ... |
Длительность шага, годы или доли года | ||||
Показатели | ||||
1 | Проектно-сметные работы | |||
2 | Строительно-монтажные работы | |||
3 | Оборудование | |||
4 | Всего затрат (сумма стр. от 1 до 3) | |||
5 | В том числе НДС: |
2.6. Денежный поток от операционной деятельности.
Основным результатом операционной деятельности является получение прибыли на вложенные средства.
Соответственно в денежных потоках при этом учитываются все виды доходов и расходов:
доходы ГРО от реализации газа;
доходы предприятий за счет разности цен на газ и заменяемое им топливо; налоги, уплачиваемые с указанных доходов;
расходы, связанные с эксплуатацией систем газоснабжения.
Объемы реализации рекомендуется указывать в натуральном и стоимостном выражении.
Исходные данные для определения денежного потока от операционной деятельности должны включать сведения об объемах реализации газа (таблица 3) и о текущих затратах на эксплуатацию систем газоснабжения (таблица 4).
Объемы реализации газа
Таблица 3
Номер стро- ки |
Номер шага | 0 | 1 | ... |
Длительность шага, годы или доли года | ||||
Показатели | ||||
4 | Объем реализации, млн. м3 | |||
6 | Цена газа, руб./тыс. м3. | |||
7 | Выручка от продаж, руб. | |||
8 | НДС, пошлины, акцизы и другие налоги и сборы, включаемые в цену реализованной продукции, всего |
Сведения о реализации газа должны учитываться по всем категориям потребителей, по которым имеется разная оптовая и отпускная цена на газ.
Текущие затраты на эксплуатацию систем газоснабжения
Таблица 4
Номер стро- ки |
Номер шага | 0 | 1 | ... |
Длительность шага, годы или доли года | ||||
Показатели | ||||
1 | Прямые затраты (сумма стр. от 2 до 4) | |||
2 | Прямые материальные затраты | |||
3 | Расходы на оплату труда производственного персонала |
|||
4 | Начисления на заработную плату |
2.7. Денежный поток от финансовой деятельности.
Денежные потоки от финансовой деятельности в большой степени формируются при выработке схемы финансирования и в процессе расчета эффективности проекта. Поэтому исходная информация ограничивается сведениями об источниках финансирования: оббъеме акционерного капитала, субсидий и дотаций, а также об условиях привлечения заемных средств (объем, срок, условия получения, возврата и обслуживания) приведены в таблице 5. Распределение по шагам может носить при этом ориентировочный характер.
Исходная информация об источниках финансирования
Таблица 5
Номер стро- ки |
Номер шага | 0 | 1 | ... |
Длительность шага, годы или доли года | ||||
Показатели | ||||
Акционерный (собственный) капитал: | ||||
1 | в рублях | |||
2 | в инвалюте | |||
Субсидии и дотации: | ||||
3 | в рублях | |||
4 | в инвалюте | |||
Заемные денежные средства (отдельно по каждому кредиту с указанием процентной ставки на каждый) Сумма займа, предоставляемого в течение шага: |
||||
5 | в рублях | |||
6 | в инвалюте |
Размеры денежных поступлений и платежей, связанных с финансовой деятельностью, рекомендуется устанавливать раздельно по платежам в российской и иностранных валютах.
Источниками инвестиций являются:
собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб и т.п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченных средств (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно финансовыми группами на безвозмездной основе);
ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.
Первые три группы источников образуют собс Жтвенный капитал реципиента. Суммы, привлеченные им по этим источникам извне, не подлежат возврату.
Четвертая группа источников образует заемный капитал реципиента. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, процент). Субъекты, предоставившие средства реципиенту по этим каналам, в доходах от реализации проекта не участвуют.
3. Показатели эффективности
В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности инвестиционного проекта, рекомендуются:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- потребность в дополнительном финансировании (другие названия - ПФ, стоимость проекта, капитал риска);
- индексы доходности затрат и инвестиций;
- срок окупаемости.
Условия финансовой реализуемости и показатели эффективности рассчитываются на основании денежного потока чm, конкретные составляющие которого зависят от оцениваемого вида эффективности.
Чистым доходом (другие названия - ЧД, Net Value, NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного пото) за расчетный период:
ЧД = Сумма чm, (3.1)
m
где суммирование распространяется на все шаги расчетного периода.
Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД рассчитывается по формуле:
ЧДД = Сумма чm * аm (Е), (3.2)
m
где аm (Е) - коэффициент дисконтирования:
tm-to
am (E)= 1/(1+E)
где Е - норма дисконта,
tо - номер начального шага,
tm - номер текущего шага.
ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта, соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.
Разность ЧД - ЧДД нередко называют дисконтом проекта.
Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).
Для оценки эффективности проекта используют показатель внутренней нормы доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности, Internal Rate of Return, IRR). B наиболее распространенном случае в инвестиционных проектах (ИП), начинающихся с (инвестиционных) затрат и имеющих положительный ЧД, внутренней нормой доходности называется положительное число Е_в, если:
- при норме дисконта Е = Е_в чистый дисконтированный доход ИП обращается в 0;
- это число единственное.
В более общем случае внутренней нормой доходности называется такое положительное число Е_в, что при норме дисконта Е = Е_в чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях Е - отрицателен, при всех меньших значениях Е - положителен. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, считается, что ВНД не существует.
Для оценки эффективности ИП значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Инвестиционные проекты, у которых ВНД > Е, имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны. Проекты, у которых ВНД < Е, имеют отрицательный ЧДД и потому неэффективны.
Для отдельных проектов и на отдельных шагах текущая ВНД может не существовать.
Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. За начальный момент принимается начало нулевого шага.
Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход ЧД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до "момента окупаемости с учетом дисконтирования". Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход ЧДД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска.
Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционно й и операционной деятельности. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.
Индексы доходности характеризуют (относительную) "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:
- индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);
- индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
- индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению ЧД к накопленному объему инвестиций;
- индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величи дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.
При расчете ИД и ИДД учитываются только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода объекта в эксплуатацию.
Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если и только если для этого потока ЧД положителен.
Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если и только если для этого потока ЧДД положителен.
4. Оценка бюджетной эффективности ИП
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
- платежи в погашение налоговых кредитов (при "налоговых каникулах");
- комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.