Решение Арбитражного суда Владимирской области
от 26 августа 2004 г. N А11-4441/2004-К2-Е-3180
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2005 г. N А11-4441/2004-К2-Е-3180 (извлечение) настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2004.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи Л.М.Давыдовой
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.М.Давыдовой рассмотрел в судебном заседании заявление федерального государственного учреждения "Вязниковский лесхоз" об оспаривании решения межрайонной инспекции Министерства Российской по налогам и сборам N 8 по Владимирской области от 06.05.2004 N 08-28/5
при участии представителей:
от заявителя - Дмитриева Н.Е. - и.о.директора (приказ от 06.08.2004 N 140-К); Щедрина С.С. - юрисконсульта (доверенность от 09.06.2004 N 228 со сроком действия до 01.10.2004 с правом изменения предмета спора); Петрунина Н.А. - начальника юротдела (доверенность от 23.07.2004 N 323 со сроком действия до 31.12.2004);
от заинтересованного лица - Лугина Р.А. - главного госналогинспектора (доверенность от 14.01.2004 N 5-2004 со сроком действия один год); Чижовой Е.В.главного специалиста (доверенность от 26.01.2004 N 7-2004 со сроком действия один год), и установил:
Федеральное государственное учреждение "Вязниковский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось с требованием, изложенным в заявлении без номера и без даты и измененным в заявлении от 23.07.2004, об оспаривании решения межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Владимирской области (далее - Инспекция) от 06.05.2004 N 08-28/5 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доплаты налога на прибыль в сумме 90900 руб., пеней в сумме 19428 руб. и штрафа в сумме 18180 руб. по указанному налогу, налога на добавленную стоимость в сумме 576034 руб., пеней в сумме 150590 руб. и штрафа в сумме 78288 руб. по указанному налогу.
В обоснование своего требования Лесхоз указал, что спорные денежные средства являются средствами целевого финансирования, приравненные к бюджетному финансированию, и не связаны с предпринимательской деятельностью, что лесной фонд не является собственностью Лесхоза и не передан ему в оперативное управление и что он не является лесопользователем, а поэтому у него не возникает права собственности на заготовленную древесину в порядке проведения рубок ухода за лесом.
Лесхоз полагает, что проводимые им работы по организации и проведению рубок ухода за лесом свидетельствуют о выполнении им государственных функций ухода за лесом, направленных на воспроизводство лесного фонда, повышение его продуктивности, а не на получение прибыли и иной экономической выгоды.
Лесхоз считает, что его деятельность по проведению рубок ухода за лесом и получение денежных средств от реализации древесины следует рассматривать как единую операцию, которая не подпадает под объект обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
В качестве правового обоснования своей позиции Лесхоз сослался на статьи 3, 27, 39, 146, 265, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 17, 19, 42, 46, 51, 53, 72, 73, 74, 87, 88, 89, 91, 108, главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 41, 42, 43, 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1997 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов", Наставления по рубкам ухода в равнинных лесах европейкой части России, утвержденные приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.1993 N 347, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 26.09.2000 N 346, Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Pоссийской Федерации от 12.08.2003 N 729, Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.01.1998 N 10, Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н, Инструкцию о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, Инструкцию Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107-н, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107-н, План счетов бухгалтерского учета производственно-финансовой деятельности предприятий и организаций лесного хозяйства, Положение о Вязниковском лесхозе, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов России от 16.12.2002 N 840, ОСТ 56-97-93 "Рубки ухода. Оценка качества", письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2004 N 06-7-02/2, Протокол рассмотрения несогласованных вопросов по предельным объемам бюджетного финансирования на 2004 год по Министерству природных ресурсов Российской Федерации от 03.07.2003, письма Министерства природных ресурсов Российской федерации от 14.05.2001 N ЛТ-61/3450 и от 25.12.2000 NЛТ-61/7071, письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.02.2000 N ВГ-15-03-373, от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184, письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 28.12.1994 N 02-3-05 и Министерства финансов Российской Федерации от 06.01.1995 N 9-5-2/7, письмо Федеральной службы лесного хозяйства России от 16.12.1998 N МК-1-17-11/154. Инспекция не признала требование Лесхоза, указав на законность и обоснованность решения в оспариваемой части.
При этом Инспекция исходит из того, что операции, связанные с реализацией Лесхозом древесины, полученной от рубок ухода за лесом, подлежат обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, и что доходы, полученные от таких операций, не относятся к средствам целевого финансирования и целевого поступления.
В качестве правового обоснования своей позиции Инспекция сослалась на статьи 38, 39, 143, 146, 246, 247, 249, 251, 252, 253, 271, 273, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 108 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, Положение о Вязниковском лесхозе, утвержденное приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.01.2000, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.01.2002 N 06-07-02/2.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения требования Лесхоза.
Как следует из материалов дела, с 22.10.2003 по 19.12.2003 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Лесхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002.
В ходе проверки Инспекцией были установлены в том числе факты невключения в налогооблагаемые обороты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость операций по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, повлекшие неуплату в бюджет налога на прибыль за 2002 год в сумме 90900 руб. и налога на добавленную стоимость за 2 полугодие 2002 года в сумме 576034 руб.
По результатам выездной налоговой проверки 17.02.2004 был составлен акт N 08-28/2 и 06.05.2004 принято решение N 08-28/5 о привлечении Лесхоза к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа, в том числе в суммах 18180 руб. и 78288 руб. за неполную уплату налога на прибыль за 2002 год и налога на добавленную стоимость за 2 полугодие 2002 года, соответственно.
В указанном решении Лесхозу также предложено перечислить в том числе налог на прибыль за 2002 год в сумме 90900 руб., пени в сумме 19428 руб. по указанному налогу, налог на добавленную стоимость за 2 полугодие 2002 года в сумме 576034 руб. и пени в сумме 150590 руб. по указанному налогу.
Из имеющихся в деле материалов и пояснений участвующих в деле лиц установлено, что налоги в перечисленных суммах были начислены по операциям по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом.
Не согласившись с решением Инспекции в названной части, Лесхоз оспорил его в арбитражном суде.
В ходе судебного разбирательства арбитражный суд посчитал требование Лесхоза необоснованным, исходя из следующего.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с 01.01.2001 регулируется нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, которыми согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых относится и Лесхоз.
В статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации определен объект обложения налогом на добавленную стоимость, которым, в частности, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товара в силу статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения выполнение работ, оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесхозы имеют статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы возложены обязанности по осуществлению ухода за лесами, проведению работ по селекции, лесному семеноводству, осуществлению рубок промежуточного пользования, принятию мер по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и другие.
Обязанность выполнения лесхозами деятельности по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными законодательными актами не установлена.
При таких обстоятельствах указанная деятельность Лесхоза не подпадает по действие подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а поэтому операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, в рассматриваемом случае за 2 полугодие 2002 года подлежали обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
В силу изложенного арбитражный суд признает решение Инспекции в части, касающейся налога на добавленную стоимость за 2 полугодие 2002 года в сумме 576034 руб., пеней в сумме 150590 руб. и штрафа в сумме 78288 руб. по указанному налогу, законным и соответствующим статьям 75, пункту 1 статьи 122, 143, 146 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение Инспекции в оспариваемой части, касающейся налога на прибыль, также является законным и обоснованным в связи с нижеследующим.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с 01.01.2002 установлен нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками данного налога признаются российские организации, к числу которых относится и Лесхоз.
В силу статьи 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью для российских организаций признают полученные ими доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя их всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), признаются для целей налогообложения в соответствии со статьями 271 или 273 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.
В 2002 году в учетной политике Лесхоза налоговый учет хозяйственных операций по исчислению доходов и расходов для целей налогообложения не отражен.
В силу действующего законодательства Лесхоз является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов.
Согласно статье 108 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства за счет бюджетных средств, в том числе расходы на воспроизводство лесов - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, которыми, в частности, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационных доходов.
В силу пункта 2 статьи 321.1 Налогового кодекса в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Согласно подпункту 14 пункта 1 и пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации перечень является исчерпывающим.
В данном случае спорный доход был получен Лесхозом в 2002 году от реализации древесины от рубок ухода за лесом и оказания платных услуг, связанных с реализацией этой древесины, не подпадающий в силу приведенных выше норм под доходы, не подлежащие налогообложению, а поэтому в соответствии с указанными нормами налогового законодательства доход от такой деятельности за минусом расходов, связанных с ее ведением, подлежал обложению налогом на прибыль в общем порядке.
Следовательно, решение Инспекции в части, касающейся налога на прибыль за 2002 год в сумме 90900 руб., пеней в сумме 19428 руб. и штрафа в сумме 18180 руб. по указанному налогу, соответствует статьям 75, пункту 1 статьи 122, 251 (подпункт 14 пункта 1, пункт 2), 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах доводы, приведенные Лесхозом в обоснование своей позиции по данному делу, признаются несостоятельными.
На основании изложенного требование Лесхоза удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Владимирской области в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья |
Л.М.Давыдова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 26 августа 2004 г. N А11-4441/2004-К2-Е-3180
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Владимирской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2005 г. N А11-4441/2004-К2-Е-3180 (извлечение) настоящее решение оставлено без изменения