Решение Законодательного Собрания Владимирской области
от 26 июля 1994 г. N 87
"О Положении о порядке использования и предоставления в аренду нежилых
помещений, зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры"
Законодательное Собрание Владимирской области решило:
1. Принять Положение о порядке использования и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры.
2. Предприятиям и организациям, на балансе которых находятся памятники истории и культуры (кроме жилых помещений) до 01.06.95 г. передать, а Государственному центру по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры области принять на баланс нежилые помещения, являющиеся памятниками истории и культуры.
3. Предложить администрации области:
3.1. Привести в соответствие финансово-хозяйственную деятельность Государственного центра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры в соответствии с его статусом государственного учреждения;
3.2. Поручить комитету по управлению госимуществом Владимирской области до 01.10.94 г. подготовить и представить на рассмотрение Законодательного Собрания Положение о сдаче в аренду нежилых помещений, являющихся памятниками истории и культуры, на аукционной и конкурсной основе;
3.3. Обязать финансовое управление области сообщать Государственному центру об изменении коэффициента инфляции - индекса материальных затрат для перерасчета стоимости арендной платы за нежилые помещения, являющиеся памятниками истории и культуры.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.Виноградов |
Положение
о порядке использования и предоставления в аренду нежилых помещений,
зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры
(Утв. решением Законодательного Собрания Владимирской области
от 26 июля 1994 г. N 87)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с "Основами гражданского законодательства СССР и республик", распространенными на территории РФ, Постановлением ВС РФ от 14 июля 1992 г. 3301-1, Законом РФ "О собственности в РФ", Основами законодательства СССР "Об аренде" от 23.11.89 г., распространенными на территории РФ в части, не противоречащей Российскому законодательству, Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.78 г., "Основами законодательства РФ о культуре".
1.2. Настоящее Положение регулирует порядок использования и содержания недвижимых памятников истории и культуры и расчет арендной платы.
1.3. Применительно к целям настоящего Положения в его разделах используются следующие термины и определения:
1.3.1. Арендодатель - комитет по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области.
1.3.2. Арендатор - гражданин или юридическое лицо, приобретающее вещные права на основании соответствующим образом оформленного охранно-арендного договора с арендодателем.
1.3.3. Аренда - способ приобретения права срочного возмездного пользования памятниками истории и культуры на условиях, предусмотренных охранно-арендным договором с арендодателем, без изменения прав собственности на это имущество.
1.3.4. Балансодержатель - Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области (далее - Государственный Центр), у которого объекты государственной собственности - памятники истории и культуры, находятся на праве управления.
1.3.5. Государственный Центр - специально уполномоченный государственный орган по учету, использованию и реставрации памятников Владимирской области, созданный комитетом по культуре администрации Владимирской области по согласованию с комитетом по управлению госимуществом Владимирской области.
1.3.6. Памятники - здания и сооружения, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства и признанные памятниками в соответствии с действующим законодательством.
1.3.7. Безвозмездное пользование - способ приобретения права срочного пользования памятником истории и культуры без взимания платы и без изменения прав собственности на это имущество.
2. Порядок использования и содержания недвижимых памятников
истории и культуры
2.1. Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры и могут быть использованы в хозяйственных или иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и их историко-художественной ценности.
2.2. Использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительских целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или природной среды.
2.3. По характеру использования недвижимые памятники разделяются на 4 группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания:
а) памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям должны быть использованы только в научных, культурно-просветительских, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры, памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники;
б) памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культурные, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты;
в) памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и другие), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с иными сооружениями), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;
г) памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное значение и могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные.
2.4. Запрещается использование памятников и их территорий:
- под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;
- под склады и производства материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
- под склады и производства материалов, имеющих вредные парообразные и иные выделения, в том числе биопрепаратов;
- под хранение и производство зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях;
- под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
- под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности);
- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятными для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
2.5. При определении характера использования памятника следует руководствоваться .следующими основными требованиями:
- соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде;
- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника;
- сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта;
- возможность соблюдения необходимых современных гидрогеологических и иных требований эксплуатации памятника, при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов;
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями, выпускаемыми Министерством культуры Российской Федерации и республиканскими государственными органами охраны.
2.6. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются распоряжением председателя комитета по управлению госимуществом Владимирской области на баланс Государственного Центра для предоставления в возмездное либо безвозмездное пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. За учреждаемыми организациями культуры здания и сооружения, отнесенные к памятникам, закрепляются на праве оперативного управления комитетом по управлению госимуществом Владимирской области.
Памятники предоставляются в пользование вместе с их территориями.
2.7. Условия использования памятников истории и культуры устанавливаются Государственным Центром и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ним строений и сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
2.8. Охранно-арендные договоры заключаются предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях, с комитетом по управлению госимуществом Владимирской области.
За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата. При проведении "Арендатором" капитальных ремонтов, предусмотренных актом технического состояния памятника, ему корректируется арендная плата на сумму произведенных расходов, при предъявлении финансовых документов по их оплате.
2.9. В исключительных случаях, когда пользователи памятников считают необходимым произвести какие-либо работы, не предусмотренные условиями охранных документов, они обязаны представить в Государственный Центр соответствующие документальные обоснования. Работы могут производиться только после получения письменного разрешения Государственного Центра.
2.10. Предприятия, учреждения и организации - пользователи памятников обязаны обеспечить пожарно-сторожевую охрану и соблюдение установленного договорами и обязательствами режима содержания и использования памятников, связанных с ними территорий, садов, парков, сооружений, произведений искусства, предметов, имеющих историко-художественное значение.
2.11. Пользователи, не имеющие возможности обеспечить режим сохранного содержания находящихся в памятнике произведений искусства и предметов, имеющих научное, историческое, художественное и иное культурное значение, могут передать их, по согласованию с Государственным Центром, на хранение в музей или иное специальное государственное хранилище.
2.12. Предприятия, учреждения, организации, в пользование которым предоставлены памятники истории и культуры, при невыполнении ими условий охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств, выплачивают неустойку в порядке, установленном договором.
2.13. Недвижимые памятники истории и культуры республиканской и местной категорий охраны, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порче, могут быть изъяты в порядке, установленном действующим законодательством.
2.14. В случае нарушения пользователем условий охранно-арендного договора, охранного договора или охранного обязательства Государственный Центр направляет пользователю предписание с указанием сроков устранения нарушений.
3. Порядок сдачи памятников в аренду
3.1. Нежилые помещения, здания и сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры, представляются в аренду юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, совместным предприятиям, международным объединениям с участием российских и иностранных юридических лиц, иностранным юридическим лицам и гражданам независимо от формы собственности и их ведомственной подчиненности. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных целях, арендодателем заключается с пользователем охранно-арендный договор на общих основаниях.
3.2. При сдаче в аренду памятников истории и культуры порядок и условия их использования устанавливаются охранно-арендным договором, разработанным в соответствии с действующим законодательством. Типовой охранно-арендный договор утверждается комитетом по управлению госимуществом Владимирской области.
3.3. Охранно-арендные договоры, согласованные с Государственным Центром (балансодержателем), заключаются между арендодателем - комитетом по управлению госимуществом Владимирской области, с одной стороны, и арендатором (пользователем), с другой стороны.
3.4. Государственный Центр в соответствии с настоящим Положением определяет условия аренды и предоставляет в комитет по управлению госимуществом Владимирской области проект охранно-арендного договора.
3.5. Охранно-арендный договор может быть краткосрочным - до 5 лет и долгосрочным - свыше 5 лет, но не более 15 лет.
3.6. Для памятников, представляющих собой ансамбль или комплекс зданий, сооружений, в том числе садово-парковых, имеющих сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта. Состояние объектов - памятников истории и культуры обследуется не реже, чем раз в пять лет, что фиксируется в акте технического состояния.
3.7. Государственный Центр обращается к арендодателю с предложением о досрочном прекращении и расторжении договора в случае нарушения арендатором условий договора в соответствии с действующим законодательством.
3.8. Расторжение охранно-арендного договора может быть обжаловано арендатором в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
3.9. По окончании охранно-арендного договора, договор считается прекратившим свое действие в соответствии с действующим законодательством. Заключение договора на новый срок с прежним арендатором осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
3.10. Споры, возникающие при исполнении договора аренды, рассматриваются арбитражным судом или судом, в соответствии с их компетенцией. При возникновении споров, связанных с неисполнением арендатором условий охранно-арендного договора, Государственный Центр вправе выступать стороной по доверенности арендодателя.
3.11. Памятники истории и культуры могут быть сданы в аренду по конкурсу и аукциону по отдельному положению.
4. Порядок оформления охранных договоров и обязательств
4.1. Охранные договоры заключаются между религиозными общинами, в пользование которых предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов, и Государственным Центром, на балансе которого состоят эти памятники, на основании распоряжения комитета по у правлению госимуществом области.
4.2. За пользование памятниками культового назначения для совершения в них культовых обрядов арендная плата не взимается.
4.3. Охранные обязательства выдаются Государственным Центром пользователям памятников, в том числе и лицам, использующим памятники истории и культуры для научных, культурно-просветительных и иных целей;
- жилищным управлениям администраций городов и районов, использующим недвижимые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения;
- общественным организациям и гражданам, в собственности которых находятся недвижимые памятники;
- предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно-арендных и охранных договоров.
5. Расчет арендной платы
По-видимому, в следующем абзаце допущена опечатка в дате документа и имеется в виду приказ Минстроя РФ от 14 сентября 1992 г. N 209 "Об утверждении методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)"
5.1. Расчет арендной платы определен на основании "Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик" от 31 мая 1991 г., Основ законодательства СССР и союзных республик "Об аренде" от 23.11.89 г., Методики, утвержденной приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 24.09.92 г. N 209 (коэффициент расчета).
При сдаче в аренду помещений, расположенных в памятниках, арендная плата в расчете на 1 кв.м рассчитывается по формуле:
Апл=(Сб:So)*Кинф * Км * Карх * Кд * Кнх * Кзт * Кст * Кндс (руб./кв.м),
Где:
5.1.1. Сб - балансовая стоимость помещения, сдаваемого в аренду (тыс. руб.)
So - общая площадь памятника, кв. м.
При отсутствии данных по балансовой стоимости памятника, берется остаточная стоимость с поправочным коэффициентом пересчета остаточной стоимости в восстановительную (Кп) по таблице:
Период застройки до 1700- 1751- 1801- 1851- После Сложность 1700 1750 1800 1850 1900 1900 |
Простое оформление 90 80 70 65 60 55 Средней сложности 120 110 100 90 80 75 Сложное 150 140 130 115 105 95 |
Поправочные коэффициенты соответствуют эталонным памятникам с износом до 50%.
5.1.2. Кинф - коэффициент (индекс) инфляции (соответствует индексу материальных затрат в областном бюджете).
5.1.3. Км - коэффициент качества строительного материала:
- кирпич - 1.5
- железобетон и прочие - 1.0
- смешанный (дерево-кирпич) - 0.8
- дерево - 0.6
5.1.4. Карх - коэффициент особой историко-архитектурной ценности здания:
- архитектурные памятники до 1812 г. - 2.0
- архитектурные памятники после 1812 г. - 1.8
- памятники середины XIX в. и нач. XX в. - 1.6
- памятники до 1917 г. - 1.6
- советская архитектура до 1930 г. - 1.3
- советская архитектура с 1930 г. до 1950 г. - 1.1
5.1.5. Кд - коэффициент типа деятельности:
- банковская, биржевая, посредническая, игровой бизнес, гостиницы - 2.0
- бытовое обслуживание, производство, проектирование, научно-исследовательская деятельность, транспорт - 1.0
- производство товаров народного потребления, строительство, ремонт и эксплуатация жилья, услуги связи, общественное питание, бюджетные муниципальные организации - 0.5
- объекты культуры, образования, здравоохранения, общественные организации, спортивные организации, производство продуктов питания первой необходимости, производство товаров и услуг для инвалидов - 0,5
- органы милиции, прокуратуры, военные комиссариаты, учреждения и организации инвалидов, а также предприятия, осуществляющие капитальный ремонт, реконструкцию зданий, сооружений, взятых ими в аренду, в том числе памятники истории и культуры на период проведения этих работ в соответствии с утвержденным проектом - 0.2
- торговля товарами детского ассортимента и продуктами питания - 1.0
- прочие виды деятельности, не вошедшие в настоящий перечень - 1.0
5.1.6. Ких - коэффициент качества нежилого помещения
Кнх = Кр + Ко + Ки + Кв
Кр - расположение помещений:
- отдельно стоящие здания - 0.54
- надземная встроенно-пристроенная часть - 0.32
- чердак (мансарда) - 0.26
- полуподвал - 0.22
- подвал - 0.19
Ко - степень технического обустройства:
- водопровод, канализация, горячая вода, центральное отопление - 0.2
- отопление - 0.09
- водопровод, канализация, центральное отопление - 0.16
- водопровод, канализация - 0.10
Ки - использование прилегающей территории:
- огражденная прилегающая территория - 0.27
- неогражденная прилегающая территория - 0.16
- отсутствие возможности использования прилегающей территории - 0.10
Кв - высота потолков и помещений (средняя в здании):
- свыше 3.0 м - 0.078
- от 2.60 до 3.0 м - 0.04
- менее 2.60 м - 0.02
5.1.7. Кзт - коэффициент зонирования территории Кзт = от 1.15 до 3.0
- малоценные усадебные застройки, подлежащие реконструкции - 1.15
- центры жилых районов, зоны остановок общественного транспорта - 1.7
- зона регулирования застройки - 2.0
- планировочные градостроительные узлы и примыкающие застройки - 2.5
- историческое ядро - 3.0
5.1.8. Кет - коэффициент, учитывающий статус города:
- областной центр - 2.0
- сельская местность - 1.5
5.1.9. Кндс - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость (1.2); для бюджетных организаций в расчет не включается.
5.2. Арендная плата вносится арендатором на специальный счет балансодержателя в соответствии с условиями охранно-арендного договора. Средства в виде арендной платы, поступающие на специальный счет, используются исключительно на проведение ремонтно-реставрационных работ. Расходование указанных средств подлежит контролю не реже одного раза в год со стороны комитета по культуре, комитета по управлению госимуществем Владимирской области, финансового управления администрации области. Содержание балансодержателя осуществляется за счет отчислений от объема бюджетных средств, направляемых на ремонтно-реставрационные работы, на его текущий счет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Законодательного Собрания Владимирской области от 26 июля 1994 г. N 87 "О Положении о порядке использования и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры"
Текст решения опубликован в "Вестнике Законодательного Собрания Владимирской области" от 1994 г. N 2
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Законодательного Собрания Владимирской области от 25 декабря 1998 г. N 384
Решение Законодательного Собрания Владимирской области от 23 июня 1995 г. N 165