Решение Арбитражного суда Владимирской области
от 12 апреля 2005 г. N А11-12383/2004-К1-6/726
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2005 г. N А11-12383/2004-К1-6/726 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2005 года. Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2005 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи Ушаковой Е.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой Е.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги, г.Ярославль - филиала ОАО "РЖД"
к 1. Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области;
2. Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области;
3. Главному финансовому управлению администрации Владимирской области
о взыскании 135 762 руб. 80 коп.
при участии:
от истца Копышева Ю.В. - юрисконсульт филиала по доверенности от 30.12.2003 (сроком до 25.12.2006), в порядке передоверия рег. N 6955
от 1-го ответчика Алборова М.О. - инспектор ОПО по доверенности от 08.07.2004 N 12-09/34 (сроком на 1 год);
от 2-го ответчика Рыбина Т.С. - главный специалист по доверенности от 11.01.2005 NДСЗН-2 (сроком о 31.12.2005);
от 3-го ответчика: Глебовский Я.А. - ведущий специалист по доверенности от 06.04.2004 N 04-15 (сроком на 1 год)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области о взыскании 135 762 руб. 80 коп. убытков от предоставления в период с 01.01.2004 по 30.09.2004 льготного проезда гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 16.12.2004 суд в соответствии со ст.46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству Управления Федерального казначейства по Владимирской области с согласия истца привлек ответчиками по делу Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области и Главное финансовое управление администрации Владимирской области.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области иск не признало, указав на следующее:
В части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации выполнило все обязательства, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" (Приложение N 14), выделив Владимирской области субсидию в размере 152 169,0 тыс. рублей.
В части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Министерство финансов Российской Федерации считает, что надлежащим ответчиком является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета, которому в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и "Правилами возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, было выделено 485 392,9 тыс.рублей. В свою очередь, Министерство труда перечислило Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области 1049,5 тыс.рублей на возмещение расходов по оплате проезда ветеранов.
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области в отзыве от 21.02.2005 N ДСЗН-182-01-55 не признал заявленные требования, пояснив при этом, что финансирование данного вида расходов по Федеральному закону "О ветеранах" осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете Министерству труда и социального развития Российской Федерации, на основании государственного контракта с Министерством труда. Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области не производил возмещение истцу данного вида расходов из-за отсутствия надлежаще оформленного договора, проект которого был направлен истцу письмом от 09.03.2004 N ДСЗН-70-08-08.
Финансирование расходов по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществлялось за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субсидий субъектам в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536.
Порядок распределения и расходования средств, поступивших Владимирской области из федерального бюджета на реализацию этого закона, определен постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2004 N 158. Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, департаментом не производилось, так как данный вид расходов не был предусмотрен указанным постановлением Губернатора.
Главное финансовое управление администрации Владимирской области просит отказать истцу в удовлетворении иска, так как согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946, Главное финансовое управление не получает денежные средства из федерального бюджета на возмещение льгот ветеранам. В части возмещения данного вида льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчик указал на отсутствие договора с истцом, сверенных списков льготников и суммы, подлежащей возмещению.
По мнению ответчика, льготы инвалидам предоставляются по месту их жительства, а не по месту продажи билетов.
В судебном заседании представитель истца в порядке ч.2 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требований к Управлению федерального казначейства по Владимирской области. Истец просит считать первым ответчиком Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с п.4 ч.1 ст.150 в отношении Управления федерального казначейства по Владимирской области производство по делу подлежит прекращению.
Истец на основании ст.ст.15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать 135 762 руб. 80 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот, в том числе: по Федеральному закону "О ветеранах" - 21 441 руб. 50 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 114 321 руб. 30 коп.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" в период с апреля по 30 сентября 2004 года оказало услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на льготу по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Факт предоставления льгот по проезду подтвержден данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ - "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы; номере удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно); фактически уплаченной пассажиром сумме, общей стоимости проезда, недополученной сумме и др.
Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов) предусмотрено п.8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (зарегистрировано в Министерства юстиции Российской Федерации 08.08.2002 N 3675).
По данным истца, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате проезда по межобластным, межкраевым и межреспубликанским маршрутам, составили: по Федеральному закону "О ветеранах" - 21 441 руб. 50 коп., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 114 321 руб. 30 коп., а всего - 135 762 руб. 80 коп.
Указанную сумму истец считает своими убытками, возникшими вследствие неперечисления денежных средств из соответствующего бюджета для возмещения расходов, связанных с реализацией федеральных законов, на основании которых отдельным категориям граждан предоставлено право льготного (бесплатного) проезда на железнодорожном транспорте.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец в мае-августе 2004 года оказал услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготу в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии со ст.ст.14, 15, 16, 18 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам Великой Отечественной Войны, участникам войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "жителю блокадного Ленинграда", предоставлено право бесплатного проезда один раз в 2 года (туда и обратно) на железнодорожном и другом транспорте.
В силу п.1 ч.1 ст.10 указанного закона расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Частью 2 ст.10 Закона установлено, что порядок возмещения расходов на реализацию данных льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов. Действие Правил было продлено на 2001-2004 гг.
Правилами определено, что финансирование данного вида расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации, которое на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации; перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства по платежным документам, представленным в Министерство финансов Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на счет Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области на оплату проезда ветеранов и инвалидов поступили средства в размере 1 049 500 рублей (подраздел 1806, целевая статья 440, вид расходов 333); кассовые расходы составили 1 045 270 руб. 60 коп.; остаток средств в сумме 4 229 руб. 40 коп. возвращен в федеральный бюджет в связи с отсутствием договоров с организациями, оказывающими услуги, и документов, подтверждающих предоставление льготы.
Однако отсутствие договора между Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на финансирование данного вида расходов не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им расходов.
В силу прямого указания, содержащегося в ст.10 Федерального закона "О ветеранах", убытки истца в этой части подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Истцом также оказаны услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст.30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50%-ная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Указанным законом порядок и источники финансирования данных расходов не определены. В силу п.19 ст.4 Закона формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Действие Порядка было продлено на 2002-2004 гг.
Согласно Порядку Министерство финансов Российской Федерации осуществляет предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субсидии зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения информации о поступивших субсидиях, представляют в органы федерального казначейства реестры на перечисление денежных средств получателям субсидий.
Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по договорам с организациями, предоставившими услуги.
Согласно Приложению N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" Владимирской области была выделена субсидия на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 152169,0 тыс.рублей. Средства субсидии в полном объеме использованы по целевому назначению на реализацию льгот инвалидам, в том числе на компенсацию проезда инвалидов на железнодорожном транспорте, что подтверждается Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 136-ОЗ и отчетом об исполнении областного бюджета Владимирской области на 2004 год.
Доказательства нецелевого расходования средств субсидии суду не представлены.
Материалы дела свидетельствуют о недостаточности средств выделенной субсидии для полного возмещения фактических расходов, связанных с реализацией льгот.
Поскольку на федеральном уровне не разработан нормативный акт, определяющий долю каждого бюджета (Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) в финансировании расходов хозяйствующих субъектов, связанных с предоставлением гражданам льгот, установленных федеральным законодательством, то суд считает неосновательным довод Министерства финансов Российской Федерации о долевом финансировании данного вида расходов Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой и бюджетной политики Российской Федерации, координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, не представило доказательства, свидетельствующие о выделении в 2004 году субъекту Российской Федерации средств на компенсацию льгот в размере, необходимом для полного возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот.
Следовательно, в соответствии со ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки истца, связанные с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате проезда на железнодорожном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Основания для привлечения к ответственности Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и Главного финансового управления администрации Владимирской области в рамках рассматриваемого дела судом не установлены.
Вместе с тем, иск подлежит удовлетворению частично в сумме 115053 руб. 22 коп. (за исключением суммы НДС), исходя из следующего:
Согласно пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В абзаце 2 п.2 ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом под фактической ценой реализации понимается та цена, по которой производит оплату потребитель, а именно - гражданин, имеющий соответствующую льготу. Суммы, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие убытков, связанных с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на истца и первого ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В связи с тем, что Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.35. Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, то истцу подлежит возврату из федерального бюджета 3 657 руб. 73 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1667 от 10.11.2004.
Руководствуясь ст.ст.17, ч.2 ст. 49, 62, 65, 104, ч.1 ст.110, п.4 ч.1 ст.150, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 115 053 руб. 22 коп. в возмещение убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
2. В остальной части иска отказать.
3. В иске к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, Главному финансовому управлению администрации Владимирской области - отказать.
4. В отношении Управления федерального казначейства по Владимирской области производство по делу прекратить.
5. Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета 3 657 руб. 73 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1667 от 10.11.2004, которое остается в материалах дела.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Владимирской области.
Судья |
Е.П.Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 12 апреля 2005 г. N А11-12383/2004-К1-6/726
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Владимирской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2005 г. N А11-12383/2004-К1-6/726 настоящее решение оставлено без изменения