Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 28 декабря 2005 г. N 212-ОЗ
Комплексная программа
"Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса
Владимирской области на 2006-2010 годы"
1. Паспорт комплексной программы
"Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса
Владимирской области на 2006-2010 годы"
Наименование программы | Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006-2010 годы |
Основание для разработки программы |
Указ Губернатора области от 28.12.2004 N 20 "О законотворческой инициативе и нормотворческой деятельности Губернатора области в 2005 году" |
Государственный заказчик программы |
Администрация Владимирской области |
Основной разработчик программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области |
Цель и задачи программы, важнейшие ее целевые показатели |
Основными целями Программы являются: - создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства в целях насыщения продовольственного рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания; - создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения. Задачи программы: - стабилизация и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства; - концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, таких как племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, материально-техническое переоснащение сельскохозяйственного производства; - развитие лизинговой и страховой деятельности в сельском хозяйстве; - привлечение долгосрочных инвестиций в АПК через механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам, с участием инвесторов; - развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений; - осуществление аграрных преобразований в целях более эффективного использования сельскохозяйственных угодий как основного средства производства; - активизация работы по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций; - улучшение информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей; - повышение конкурентоспособности выпускаемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности продукции, определяемой качеством и внешним видом изделий, обновление ассортимента и снижение себестоимости. Важнейшие целевые показатели: - повышение продуктивности молочного стада до 5000 кг молока; - обеспечение потребителей высококачественным ремонтным молодняком; - обеспечение производства и реализации семян зерновых культур (элита, 1 репродукция) 3,0 тыс. тонн, картофеля (элита, 1 репродукция) - 0,7 тыс. тонн, многолетних трав - 0,3 тыс. тонн; - доведение площади сортовых посевов зерновых культур и картофеля до 100%; - повышение урожайности зерновых культур и картофеля на 10%; - увеличение удельного веса прибыльных сельхозорганизаций до 65%; - увеличение рентабельности сельхозорганизаций до 5%, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности до 8% |
Сроки реализации программы |
2006-2010 годы |
Участники (исполнители) мероприятий программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области; Департамент имущественных и земельных отношений администрации области; Департамент ветеринарии администрации области; Сельскохозяйственные организации области (по согласованию); Машинно-технологические станции (по согласованию); ОАО "Владагролизинг" (по согласованию); ГУ ВО "Владимирская областная государственная племенная служба" (по согласованию); ОАО "Владимирское" по племенной работе (по согласованию); ГНУ ВНИПТИОУ Россельхозакадемии (по согласованию); ГНУ ВНИИСХ Россельхозакадемии (по согласованию); Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных (ВНИИЗЖ) (по согласованию); ФГУО ДПО "Владимирская школа АПК" (по согласованию); Областная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств "Возрождение" (по согласованию); Крестьянские (фермерские хозяйства (по согласованию); Организации пищевой и перерабатывающей промышленности (по согласованию); Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (по согласованию); Предприятия технического сервиса (по согласованию); Страховые компании (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего - 12594,189 млн. руб., в том числе: областной бюджет - 1042,139 млн. руб., внебюджетные источники - 11552,05 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Довести объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств к 2010 году: зерна - 200 тыс. тонн; картофеля - 500 тыс. тонн; молока - 320 тыс. тонн; мяса всех видов - 60 тыс. тонн; яиц - 615 млн. штук |
Контроль за исполнением программы |
Губернатор Владимирской области и Законодательное Собрание области |
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Настоящая комплексная программа "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) разработана в рамках среднесрочного экономического и социального прогноза области с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы.
Агропромышленный комплекс области - совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие транспортирование, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до потребителя, обеспечивающие сельское хозяйство техникой и удобрениями, обслуживающие его.
Агропромышленный комплекс Владимирской области является одним из наиболее важных секторов экономики региона, на долю которого приходится 10,5% стоимости валового регионального продукта и 5% основных фондов. Численность сельского населения составляет 320,2 тыс. человек, в т.ч. работающих в сельском хозяйстве - 24,5 тыс. человек или 6% от работающих в экономике области.
Необходимость подготовки Программы диктуется тем, что в агропромышленном комплексе области, функционирующем в рамках общих основных закономерностей развития экономики, накопился целый ряд проблем.
Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в сельском хозяйстве, повлекло за собой существенный спад в производстве продукции сельского хозяйства. Сохраняющийся в течение длительного времени неэквивалентный межотраслевой обмен производимой продукции не дает возможности закрепить положительные результаты и создает предпосылки для преобладания отрицательных тенденций в развитии сельского хозяйства.
По этой причине динамика большинства производственных показателей сельскохозяйственного производства неудовлетворительна, уменьшены валовые сборы сельхозкультур, снижены объемы производства продукции животноводства, не прекращается спад поголовья скота.
Износ материально-технической базы, сокращение работ по поддержанию плодородия земель, недостаток собственных оборотных средств, ведут к ухудшению экономического состояния хозяйств.
Заработная плата работников сельского хозяйства остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики области.
Из-за ухудшения социально-экономического положения села количество рабочих мест в сельхозорганизациях ежегодно сокращается, часть сельхозорганизаций сократили производство до минимальных размеров и близки к полному прекращению производственной деятельности.
Программа определяет приоритеты развития агропромышленного комплекса области (далее - АПК) и сельских территорий на период до 2010 года.
Для решения проблем развития АПК необходим комплексный подход. Эффективность комплексного метода подтверждается показателями исполнения областных целевых программ "Организация семеноводства сельскохозяйственных культур в хозяйствах Владимирской области на 2001-2005 годы", "Совершенствование племенной работы в молочном животноводстве в сельскохозяйственных предприятиях Владимирской области на 2001-2005 годы".
Анализ выполнения целевой программы "Организация семеноводства сельскохозяйственных культур в хозяйствах Владимирской области на 2001-2005 годы" показывает, что за четыре года семеноводческие хозяйства реализовали сельхозтоваропроизводителям области 10,8 тыс.тонн семян элиты и 1 репродукции зерновых культур, 4,9 тыс.тонн картофеля, 0,3 тыс.тонн семян многолетних трав.
В области районированы 9 новых сортов зерновых и зернобобовых культур, 5 сортов картофеля, 6 сортов кормовых культур (кукуруза, соя, кормовые бобы) и 5 сортов многолетних трав. Большинство из них своевременно внедрялись в семеноводческие посевы специализированных хозяйств и нашли широкое распространение в посевах сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности.
В результате выполнения программных мероприятий наличие сортовых посевов зерновых культур составило в 2004 году 98,5%, что на 4,5% выше уровня 2000 года, картофеля - 92%, что на 8% выше уровня 2000 года. Урожайность зерновых в 2004 году по сравнению с 2000 годом повысилась на 5,6%, картофеля - на 43%.
В соответствии с программой по семеноводству проведена работа по укреплению материально-технической базы машинно-технологических станций (далее - МТС). Эффективное использование машинно-тракторного парка позволило МТС в 2004 году по сравнению с 2003 годом в 1,5 раза увеличить объемы полевых работ в сельхозорганизациях области, заготовить в 2004 году 21 тыс. тонн силоса, 20 тыс. тонн сенажа, 4,7 тыс. тонн сена, убрать зерновые культуры с площади 5,5 тыс. га и обеспечить нагрузку на комбайн 240 га, что в 2 раза выше нормативной.
Анализ выполнения целевой программы "Совершенствование племенной работы в молочном животноводстве в сельскохозяйственных предприятиях Владимирской области на 2001-2005 годы" показывает, что средний надой на корову увеличился с 3453 кг в 2001 году до 4028 кг в 2004 году или на 16,6%.
Улучшились качественные показатели животных. Животные чистопородные и четвертого поколения составляют 96% от общего поголовья крупного рогатого скота, что на 5% больше по сравнению с 2001 годом. Животные элита-рекорд и элита составляют 70,5% от общего поголовья крупного рогатого скота, увеличение к 2001 году - на 13,6%.
Пищевая и перерабатывающая промышленность области в своем составе насчитывает более 500 организаций. Из них 60 относится к крупным и средним, которыми производится 85% отраслевого объема. Доля пищевой промышленности в объеме производимой промышленной продукции в 2004 году составила 17,3%. Имеющиеся производственные мощности могут полностью обеспечить потребности населения во многих видах пищевых продуктов в соответствии с нормами потребления.
Личные подсобные хозяйства населения (далее - ЛПХ) и крестьянские (фермерские хозяйства (далее - КФХ) представляют в области сектор малых форм хозяйствования.
Удельный вес ЛПХ в общем объеме производства продукции сельского хозяйства в области снизился с 58,4% в 2000 году до 57,5% в 2004 году. В 2004 году удельный вес ЛПХ в производстве мяса и молока составил 27,1 и 22,3% соответственно, по картофелю и овощам 85,7 и 90,9%.
КФХ занимают незначительную часть в общем объеме производства. В 2004 году этот показатель составил 0,5%.
3. Цели и задачи
Основными целями Программы являются:
- создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства в целях насыщения продовольственного рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения.
Достижение указанных целей возможно путем решения следующих основных задач:
- стабилизация и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства;
- концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, таких как племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, материально-техническое переоснащение сельскохозяйственного производства;
- развитие лизинговой и страховой деятельности в сельском хозяйстве;
- привлечение долгосрочных инвестиций в АПК через механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам, с участием инвесторов;
- развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений;
- осуществление аграрных преобразований в целях более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, как основного средства производства;
- активизация работы по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций;
- улучшение информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности продукции, определяемой качеством и внешним видом изделий, обновление ассортимента и снижение себестоимости.
4. Основные направления реализации программы
Реализация программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:
4.1. Мероприятия по развитию растениеводства
4.1.1. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур
Стабильность развития отрасли растениеводства в значительной степени определяется уровнем семеноводства сельскохозяйственных культур с учетом внедрения селекционных достижений. Своевременное проведение сортообновления и сортосмены, использование на посев высококачественного посевного материала - это наиболее эффективное направление, обеспечивающее наращивание производства сельскохозяйственной продукции.
Составными звеньями семеноводства являются научные учреждения - оригинаторы новых сортов, сортоиспытательная сеть, семеноводческие хозяйства, органы сертификации и контроля. Производством оригинальных семян (семена первичных звеньев, питомников размножения и суперэлиты - ОС), элитных семян (семян элиты) (ЭС) и репродукционных семян (РС) занимаются семеноводческие хозяйства, имеющие соответствующую материально-техническую базу.
Для своевременного проведения сортосмены и сортообновления каждая сельскохозяйственная организация ежегодно должна отводить под семенные участки зерновых культур не менее 10% посевных площадей, приобретать не менее 16 тонн элитного картофеля на каждые 100 га посадок, проводить ежегодный подсев многолетних трав на 1/4 части имеющейся площади.
В целях обеспечения сельскохозяйственных организаций семенами высших репродукций для закладки семенных участков планируется обеспечить реализацию семян сельскохозяйственных культур в объемах согласно таблицы N 1.
Таблица N 1
Планируемые объемы поставки семян высших репродукций
семеноводческими хозяйствами
(тыс.тонн)
Наименование культур |
Потребность по области |
годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Зерновые культуры | 3,0 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 |
Картофель | 0,7 | 0,53 | 0,56 | 0,62 | 0,65 | 0,7 |
Многолетние травы | 0,3 | 0,12 | 0,18 | 0,23 | 0,28 | 0,3 |
Своевременное проведение сортосмены и сортообновления позволит:
- иметь в структуре посевных площадей 100% посевов зерновых культур и картофеля сортовыми семенами, в том числе семенами высоких репродукций - 60%;
- создать фонд семенного материала зерновых культур, картофеля и многолетних трав высокопродуктивных районированных сортов;
- обеспечить семенным материалом сельскохозяйственных товаропроизводителей области в полной потребности.
Контроль за производством, заготовкой, хранением, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных культур, а также за соблюдением госстандартов на сортовые и посевные качества семян семеноводческими и сельскохозяйственными предприятиями, осуществляющими деятельность в области семеноводства, проводят 18 районных филиалов ФГУ "Государственная семенная инспекция по Владимирской области".
Государственная поддержка семеноводства сельскохозяйственных культур осуществляется в форме компенсации части затрат за реализуемые элитные семена сельскохозяйственных культур, приобретенные оригинальные и элитные семена.
4.1.2. Комплекс мероприятий по защите сельхозкультур
Основу комплекса мероприятий по защите посевов от вредителей, болезней и сорняков составляет агротехнический метод борьбы: научно-обоснованный севооборот с учетом почвенно-климатической зоны, дифференцированная обработка почвы, внесение удобрений, оптимальные сроки сева, подготовка семенного материала, возделывание устойчивых к вредителям и болезням сортов сельскохозяйственных культур.
Химический метод защиты растений дополняет агротехнический и проводится на основе обследования энтофитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий. Использование пестицидов наиболее эффективное средство, обеспечивающее существенную прибавку урожая и быструю окупаемость затрат.
Необходимость проведения защитных обработок от комплекса болезней в период вегетации определяется уровнем развития болезни, восприимчивостью сорта, погодными условиями и величиной сохраненного урожая.
Серьезным препятствием в получении стабильных и высоких урожаев является засоренность. По сравнению с 2001 годом в 1,3 раза увеличились площади сельскохозяйственных культур, засоренные в сильной степени. Более чем в два раза возросли площади зерновых культур, засоренные таким злостным сорняком как овсюг обыкновенный.
Мероприятия по защите посевов от болезней и сорняков, предусмотренные Программой, приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Химическая прополка сельскохозяйственных культур
тыс.га
Перечень муниципальных районов |
2001- 2004 (ср. за год) |
2006- 2010 г.г. всего |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Александровский | 0,36 | 2,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 |
Вязниковский | 2,30 | 11,50 | 2,30 | 2,30 | 2,30 | 2,30 | 2,30 |
Гороховецкий | 1,30 | 12,80 | 2,00 | 2,55 | 2,65 | 2,80 | 2,80 |
Гусь-Хрустальный | 1,13 | 5,78 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | 1,26 |
Камешковский | 0,88 | 7,70 | 1,00 | 1,20 | 1,50 | 2,00 | 2,00 |
Киржачский | 0,82 | 5,69 | 1,05 | 1,11 | 1,11 | 1,20 | 1,22 |
Ковровский | 1,70 | 8,84 | 1,70 | 1,70 | 1,70 | 1,82 | 1,92 |
Кольчугинский | 1,43 | 8,00 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 1,60 |
Меленковский | 5,60 | 32,54 | 6,10 | 6,30 | 6,50 | 6,80 | 6,84 |
Муромский | 4,89 | 24,50 | 4,90 | 4,90 | 4,90 | 4,90 | 4,90 |
Петушинский | 0,20 | 5,50 | 0,60 | 0,60 | 1,00 | 1,65 | 1,65 |
Селивановский | 0,39 | 3,70 | 0,40 | 0,50 | 0,80 | 1,00 | 1,00 |
Собинский | 8,10 | 52,0 | 9,00 | 10,00 | 11,00 | 11,00 | 11,00 |
Судогодский | 0,66 | 5,20 | 0,95 | 1,00 | 1,05 | 1,05 | 1,15 |
Суздальский | 22,20 | 115,7 | 22,14 | 22,69 | 23,05 | 23,75 | 24,07 |
Юрьев-Польский | 23,17 | 116,6 | 23,20 | 23,20 | 23,20 | 23,50 | 23,50 |
Итого | 75,13 | 418,55 | 78,57 | 81,28 | 83,99 | 87,00 | 87,71 |
Таблица 3
Протравливание семян
тыс.тонн
Перечень муниципальных районов |
2001-2004 (ср. за год) |
2006- 2010 г.г. всего |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Александровский | 0,44 | 2,32 | 0,44 | 0,44 | 0,44 | 0,48 | 0,52 |
Вязниковский | 0,37 | 1,85 | 0,37 | 0,37 | 0,37 | 0,37 | 0,37 |
Гороховецкий | 0,52 | 2,88 | 0,53 | 0,55 | 0,57 | 0,60 | 0,63 |
Гусь-Хрустальный | 0,10 | 0,61 | 0,10 | 0,10 | 0,11 | 0,14 | 0,16 |
Камешковский | 0,27 | 2,08 | 0,33 | 0,39 | 0,43 | 0,46 | 0,47 |
Киржачский | 0,17 | 1,20 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | 0,24 |
Ковровский | 0,17 | 1,55 | 0,20 | 0,30 | 0,35 | 0,35 | 0,35 |
Кольчугинский | 0,10 | 0,90 | 0,15 | 0,15 | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
Меленковский | 1,26 | 9,21 | 1,75 | 1,80 | 1,85 | 1,90 | 1,91 |
Муромский | 0,47 | 3,65 | 0,50 | 0,60 | 0,85 | 0,85 | 0,85 |
Петушинский | - | - | - | - | - | - | - |
Селивановский | 0,15 | 2,02 | 0,20 | 0,30 | 0,40 | 0,56 | 0,56 |
Собинский | 2,06 | 15,95 | 3,19 | 3,19 | 3,19 | 3,19 | 3,19 |
Судогодский | 0,14 | 0,94 | 0,16 | 0,18 | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
Суздальский | 5,10 | 29,0 | 5,48 | 5,67 | 5,81 | 5,94 | 6,10 |
Юрьев-Польский | 5,70 | 28,50 | 5,70 | 5,70 | 5,70 | 5,70 | 5,70 |
Итого | 17,02 | 102,66 | 19,34 | 19,98 | 20,71 | 21,18 | 21,45 |
4.2. Мероприятия по развитию животноводства
4.2.1. Развитие племенной базы
Основой увеличения продуктивности скота и птицы, особенно молочного скотоводства, наряду с улучшением условий кормления и содержания, является селекционно-племенная работа, позволяющая полностью совершенствовать качественный состав стада, вести его обновление, наращивать высокопродуктивное маточное поголовье.
В настоящее время в области функционирует 15 племенных хозяйств, в которых сосредоточено 12,9 тыс. коров, надой на корову составляет 5953 кг, что на 1392 кг выше, чем в среднем по области.
В комплексе проводимых мероприятий по качественному улучшению поголовья особое место занимает работа с быками-производителями. Комплектование бычьего стада и оценка быков по качеству потомства проводится специалистами ГУ ВО "Владимирская областная государственная племенная служба". Для получения высокоценных животных будет организована работа по проведению заказных спариваний с учетом иммуногенетических данных.
Племенная работа в сельхозорганизациях будет строиться на основе системы разведения, ориентированной на максимальное использование селекционных достижений по каждому виду скота и по каждой породе. Племенные хозяйства будут работать в соответствии с индивидуальными планами по селекционно-племенной работе со стадом, разработанными совместно с научными учреждениями.
Для улучшения состояния племенной работы определены следующие направления:
- увеличение сети племенных хозяйств, что позволит ежегодно реализовывать в товарные стада до 1,7 тыс. голов ремонтного молодняка и получить качественный состав молочного стада (таблица N 4);
- ведение крупномасштабной селекции через искусственное осеменение. Для этого необходимо сохранить масштабы и объемы искусственного осеменения маточного стада на уровне охвата 92%;
- отбор маточного поголовья по основным селекционным признакам: продуктивности, типу телосложения, содержанию белка и жира в молоке, пригодности к машинному доению.
Таблица N 4
Развитие племенной базы в молочном животноводстве
Показатели | Единица измерения |
Годы | |
2004 | 2010 | ||
Количество племенных хозяйств | ед. | 15 | 21 |
Продажа племенного молодняка | тыс.голов | 1,2 | 1,7 |
Чистопородные и IV поколения, от общей численности крупного рогатого скота |
% |
96 |
98 |
в том числе поголовье коров | % | 94,7 | 97 |
Класс элита-рекорд и элита, от общей численности крупного рогатого скота |
% |
70,6 |
75 |
в том числе поголовье коров | % | 69,1 | 74 |
Государственная поддержка на развитие племенной базы осуществляется по следующим направлениям:
- компенсация части затрат племенным организациям за реализованное внутри области семя быков;
- компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителям, приобретающим семя быков за пределами области для высокопродуктивного маточного стада;
- компенсация части затрат племенным организациям за выращенный и реализованный внутри области молодняк крупного рогатого скота.
4.2.2. Развитие животноводства
Производством молока в области занимаются 206 сельхозорганизаций. На протяжении последних лет отмечается наращивание продуктивности коров. Рост производства молока будет обеспечен в основном за счет повышения продуктивности животных, удой на корову в 2010 году планируется довести до 5000 кг молока.
Для создания условий повышения эффективности молочного животноводства необходимо:
- создать устойчивую кормовую базу, за счет организации прифермских и лугопастбищных севооборотов, обеспечив совершенствование посевных площадей и наличия в ней посевов кормовых культур не менее 280 тыс.га (58%), освоение короткоротационных севооборотов, насыщенных бобовыми культурами до 60-65%, расширение многолетних трав до 210 тыс.га с использованием их не более двух-трех лет, широкое внедрение посевов многокомпонентных кормовых травосмесеей;
- на основе технического перевооружения отрасли кормопроизводства увеличить объемы заготовки кормов с использованием прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение их качества;
- заготавливать на зимне-стойловый период не менее 35,0 центнеров кормовых единиц на корову с содержанием в одной кормовой единице 110-120 граммов переваримого протеина. Общая потребность кормов на производство всей животноводческой продукции в 2010 году составит 705,5 тыс.тонн кормовых единиц, в том числе концентрированных 350,2 тыс.тонн;
- вести целенаправленную работу по выращиванию ремонтного молодняка с учетом, что к возрасту первой случки живая масса одной головы должна быть в товарных стадах не менее 350 кг, в племенных хозяйствах 380-400 кг, это позволит увеличить продуктивность первотелок на 15-20%;
- оптимизировать сроки отелов коров и первотелок путем перевода их, до 30%, с весенне-летних на осенне-зимние отелы, что позволит увеличить производство молока в зимний период, тем самым повысить его рентабельность;
- создать на базе ООО "Рождество" Петушинского района областной учебный центр по внедрению новых технологий в молочном животноводстве.
Государственная поддержка молочного животноводства осуществляется в форме компенсации части затрат на производство молока.
Производством мяса в области занимаются 207 сельхозорганизаций, комплекс по доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота СПК "Воронежский" имени В.В.Кокуркина на 10,0 тыс.скотомест, комплекс по производству свинины ЗАО по свиноводству "Владимирское" на 104,0 тыс.голов и шесть птицефабрик. Планируется в 2010 году ввести в эксплуатацию комплекс по производству свинины ООО "Мартодель" Александровского района с проектной мощностью на 48 тыс.голов, первая очередь которого начнет функционировать в 2006 году с поголовьем 12 тыс.голов.
В целях пополнения мясных ресурсов в области планируется:
- увеличение откормочного поголовья за счет расширения площадей (таблица N 5), сокращения яловости и прохолоста маточного стада, и повышение качества нарождающегося молодняка;
- интенсификация выращивания и расширение масштабов заключительного откорма животных, повышение средней живой массы реализуемого скота на 15-20%;
- практиковать увеличение производства говядины на основе внедрения интенсивно-пастбищной ресурсосберегающей технологии с использованием скота мясных пород и их помесей;
- более интенсивно использовать свинопоголовье на ЗАО по свиноводству "Владимирское" за счет сбалансированного кормления и использования двух-трех-породного скрещивания свиней, в результате получать на помесном откормочном поголовье не менее 500 граммов среднесуточного привеса;
- увеличение производства мяса птицы за счет полнорационного сбалансированного кормления на заданную продуктивность, повышение сохранности птицы, увеличение объемов глубокой ее переработки.
Таблица N 5
Реконструкция и ввод дополнительных производственных площадей
тыс.скотомест
Показатели |
Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Помещения для крупного рогатого скота |
1,0 |
1,2 |
1,8 |
2,4 |
4,0 |
Помещения для свиней | 10,0 | 10,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 |
4.2.3. Сохранение генофондного поголовья лошадей
владимирской породы
Наша область располагает уникальной породой тяжелоупряжных лошадей - владимирская. Однако за последние 10 лет численность конского поголовья сократилась почти в 4 раза и составляет на 01.01.2005 г. всего 700 голов.
ООО "Племенной конный завод - Монастырское подворье" Юрьев-Польского района, где сосредоточено наиболее ценное поголовье испытывает жесткий экономический прессинг из-за отсутствия инфраструктуры внешнего и внутреннего рынка племенной продукции, что приводит к высоким затратам на передержку молодняка, и в результате к вынужденному сокращению маточного поголовья.
В целях сохранения генофондного конского поголовья владимирской тяжеловозной породы, как национального и культурно-исторического достояния области, а также широкого использования его в выступлениях на торжественных и праздничных мероприятиях, предусматривается за счет средств областного бюджета целевая государственная поддержка ООО "Племенному конному заводу - Монастырское подворье". Конкретные формы господдержки определяются в зависимости от приоритетов ведения племенной работы и экономического состояния организации в соответствии с порядком финансового обеспечения мероприятий по поддержке агропромышленного комплекса, ежегодно утверждаемым постановлением Губернатора области.
4.2.4. Противоэпизоотические мероприятия
Уровень ведения животноводства зависит от состояния здоровья животных и птицы, которое связано с условиями их кормления и содержания, а также выполнением мер профилактики инфекционно-инвазионных заболеваний и незаразной патологии.
С целью наиболее эффективной реализации комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на санитарию среды обитания животных, будут проводиться:
- постоянный контроль за соблюдением организационно-хозяйственных, ветеринарно-санитарных и специальных мероприятий по профилактике и ликвидации заболеваний всех этиологий;
- организация лечебно-профилактической работы направленная на снижение экономического ущерба от падежа, бесплодия животных. Существенное расширение спектра и объемов проведения диагностических исследований;
- организация ветеринарно-санитарных работ (дезинфекция, дезинсекция и дератизация) на животноводческих объектах, выполнение планов противоэпизоотических мероприятий;
- проведение лабораторной диагностики с использованием современных средств на основе методов иммуноферментных анализов, биопрепаратов нового поколения, созданных на основе генной инженерии;
- систематический контроль за состоянием обмена веществ у животных, улучшением условий их кормления и содержания, совершенствованием структуры рационов;
- работа по профилактике незаразных болезней животных, четкому выполнению требований "Комплексной экологически безопасной системы ветеринарной защиты здоровья животных", утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4.3. Мероприятия по техническому перевооружению
сельскохозяйственного производства
4.3.1. Мероприятия по техническому переоснащению
отраслей сельского хозяйства
В целях внедрения новых машинных технологий, снижения затратности обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур в период 2006-2010 гг. в растениеводстве предусматривается осуществить следующие мероприятия:
- освоить на 30% посевных площадей минимальную обработку почвы с применением комбинированных агрегатов, в том числе с совмещением операций безотвальной, послойной, поверхностной обработки почвы, севу, внесению минеральных удобрений. Использовать для обработки почвы пахотные орудия высокого технического и технологического уровня, в том числе оборотные плуги, комбинированные агрегаты, совмещающие культивацию, выравнивание поверхности и прикатывание почвы. Технологии сберегающего земледелия позволят уменьшить трудозатраты в 2 раза и обеспечат экономию горюче-смазочных материалов на 35%;
- для своевременной уборки зерновых культур, повышения производительности труда, снижения потерь урожая продолжить переоснащение имеющегося парка зерноуборочных комбайнов, при этом необходимо к 2010 г. иметь 600 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов;
- в целях организации послеуборочной подработки семян зерновых, зернобобовых культур и многолетних трав, доведения их до кондиции, отвечающей требованиям посевного стандарта, провести полное переоснащение сушильно-сортировального комплекса семеноводческих хозяйств, а также создать условия для хранения зерна;
- основным условием получения качественных грубых и сочных кормов является уборка кормовых культур в оптимальные агротехнические сроки, с увеличением до 50% доли заготовки кормов по новым технологиям - силос, сенаж в упаковке, с применением консервантов. Для этого необходимо иметь в целом по области 450 высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов, 65 комплексов машин по современной заготовке кормов. Новые технологии заготовки кормов позволят снизить себестоимость 1 кормовой единицы на 20-25%;
- в целях повышения культуры земледелия, плодородия почв, снижения засоренности посевов, предусматривается насыщение сельхозпредприятий агрегатами для проведения комплекса мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней, внесению минеральных удобрений. Это позволит увеличить урожайность сельскохозяйственных культур на 15-20%.
Для технического оснащения отрасли животноводства намечается:
- ежегодно проводить модернизацию и реконструкцию не менее 20-ти животноводческих ферм, комплексов с установкой молокопроводов, и доильных залов отечественного и импортного производства. Довести уровень доения в доильных залах и молокопроводами до 70% от общего поголовья коров;
- ежегодно проводить установку не менее чем на 25-ти молочно-товарных фермах современных холодильных резервуаров емкостью до 10000 литров, обеспечивающих высокое качество продукции. Реализация молока высшего качества позволит увеличить доходы сельхозпредприятий в среднем на 10%;
- оснастить хозяйства, имеющие поголовье дойного стада более 200 голов, измельчителями-смесителями-раздатчиками кормов отечественного и импортного производства для приготовления и раздачи сбалансированных кормосмесей. Довести уровень механизации раздачи кормов до 80%. Использование данных агрегатов обеспечит экономию кормов на 20% и увеличение продуктивности на 10%;
- в птицеводстве оснастить птичники клеточным и напольным оборудованием для выращивания и содержания птицы с встроенной системой кондиционирования воздуха, автоматизированной системой нормированного кормления, управлением освещения;
- в свиноводстве провести реконструкцию помещений с поголовьем 45 тыс.свиней в ЗАО "Владимирское" по свиноводству. Предусматривается оснащение отрасли техническими средствами для нормированного кормления свиней высококачественными сбалансированными кормосмесями, унифицированными системами содержания животных, их убоя и переработки продукции;
- для создания микроклимата в животноводческих помещениях предусматривается использование эффективных технических средств и систем для вентиляции и отопления зданий, обеспечивающих снижение теплопотерь.
Реализация намечаемых мер по техническому переоснащению отраслей сельского хозяйства позволит обеспечить рост фондообеспеченности и энерговооруженности труда в сельскохозяйственном производстве (таблица N 6).
Таблица N 6
Годы | ||||||
2004 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Фондообеспеченность (тыс. руб.) |
1265 | 1290 | 1320 | 1385 | 1470 | 1585 |
Энерговооруженность труда (л. с. на 1 чел.) |
50,6 | 53,6 | 55,4 | 58,7 | 61,3 | 64,8 |
В условиях постоянного роста стоимости топливно-энергетических ресурсов необходимо осуществить комплекс мероприятий по энергосбережению в сельскохозяйственном производстве (таблица N 7):
- перевод сельскохозяйственной техники на альтернативные виды топлива (газ);
- перевод зерносушильных комплексов и агрегатов на природный газ;
- оптимизация мощностей энергопотребления на оборудовании животноводческих ферм и комплексов;
- внедрение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве.
Таблица N 7
Годы | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Освоение ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур |
Площадь с/х культур, возделываемая по ресурсосберегающей технологии (тыс. га) |
||||
15 | 25 | 35 | 45 | 55 | |
Экономия дизельного топлива (тн) | |||||
261,9 | 436,5 | 611,1 | 758,7 | 960 | |
Техническое перевооружение животноводческих ферм и комплексов Ресурсосберегающий эффект до 50 кВт/час на 1 голову в год (по данным ВНИИМЖ) |
Реконструкция животноводческих помещений (голов) |
||||
4600 | 5200 | 6000 | 7200 | 8400 | |
Экономия электроэнергии (тыс. кВт/час) | |||||
230 | 260 | 300 | 360 | 420 | |
Распространение опыта СПК "Воронежский" Кольчугинского района по переводу сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо |
Количество автотракторной техники переведенной на газомоторное топливо (ед.) |
||||
50 |
80 |
100 |
140 |
180 |
Для широкого внедрения ресурсосберегающих технологий, современной сельскохозяйственной техники и оборудования в агропромышленном комплексе создать базовые организации по следующим направлениям (таблица N 8).
Таблица N 8
Базовые организации по внедрению современных
машинных технологий
Наименование организации | Наименование технологий |
СПК "Шихобалово" Ю-Польского р-на ООО "Источник" Петушинского р-на СПК ПЗ "Илькино" Меленковского р-на СПК ПЗ "Стародворский" Суздальского р-на СПК им. Ленина Собинского р-на |
Комплексное развитие молочного животноводства и кормопроизводства с использованием современных машин и оборудования отечественного и импортного производства |
СПК "Красносельское" Ю-Польского р-на СПК "Суздальские Зори" Суздальского р-на ЗАО АФ "Заречье" Ковровского р-на |
Семеноводство зерновых культур по ресурсосберегающим технологиям (применение комбинированных агрегатов по минимальной и нулевой обработке почвы) |
СПК "Воронежский" Кольчугинского р-на | Выращивание молодняка КРС на промышленной основе |
СПК "Дмитриевы Горы" Меленковского р-на ООО "Светлана" Меленковского р-на |
Производство картофеля по интенсивным технологиям |
ООО "Мечта" Муромского р-на | Производство овощей по интенсивным технологиям с использование рассады, выращенной кассетным способом и высаживаемой полуавтоматическими сажалками |
ГУП комбинат "Тепличный", г. Владимир | Производство овощей закрытого грунта по малообъемной технологии |
ЗАО "Владимирское" по свиноводству, г. Владимир |
Голландская технология выращивания свиней и переработка мяса |
ЗАО "Юрьевецкая птицефабрика", г. Владимир |
Внедрение современных видов оборудования по выращиванию и глубокой переработке мяса птицы |
МУП "Собинская МТС" Собинского р-на МУП "МТС Окская" Муромского р-на МУП "Суздальская МТС" Суздальского р-на |
Производство грубых кормов по технологии "сенаж в упаковке" |
В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей по техническому перевооружению производства планируется продолжить работу по развитию ресурсного обеспечения на основе финансовой аренды (лизинга). Одним из направлений является увеличение уставного капитала лизинговой компании ОАО "Владагролизинг", за счет которого сельхозтоваропроизводители обеспечиваются сельскохозяйственной техникой, оборудованием и племенным скотом (таблица N 9).
Таблица N 9
млн.руб.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Уставный капитал ОАО "Владагролизинг" |
43,0 |
63,0 |
83,0 |
107,0 |
135,0 |
170,0 |
В связи с постоянным ростом стоимости сельскохозяйственной техники, приобретаемой в ОАО "Росагролизинг", за счет средств областного бюджета планируется предусматривать частичную компенсацию сельхозтоваропроизводителям лизинговых платежей за технику.
4.3.2. Укрепление материально-технической базы
машинно-технологических станций
Для развития материально-технической базы МТС предусматривается реализация следующих мероприятий:
- освоение современных технологий сельскохозяйственного производства, применение которых невозможно без наличия высокопроизводительных ресурсосберегающих машин и агрегатов;
- сосредоточение имеющихся технических возможностей МТС на выполнении наиболее ответственных и энергоемких технологических операций, прежде всего, в сельхозорганизациях, которые не в состоянии приобретать высокопроизводительные машины в связи с их высокой стоимостью и недостаточной загрузкой;
- обеспечение высокопроизводительного использования сельскохозяйственной техники.
Таблица N 10
Приобретение сельскохозяйственной техники для МТС
штук
Наименование техники | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Трактора | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Зерноуборочные комбайны | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Кормоуборочные комбайны | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
4.3.3. Развитие инфраструктуры технического сервиса и снабжения
материально-техническими ресурсами сельскохозяйственного
производства
Основой работоспособности и надежности сельскохозяйственной техники и оборудования является повышение качества технического обслуживания, ремонта узлов и агрегатов на базе новых технологий и оборудования для ремонта.
В последние годы материально-техническая база ремонтных мастерских и диагностических пунктов большинства сельхозорганизаций утратила свой потенциал.
В целях развития технического сервиса, производства, ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования продолжится работа по укреплению материально-технической базы ремонтно-технических предприятий (таблица N 11).
Таблица N 11
Базовые организации и предприятия по развитию
инфраструктуры технического сервиса
Наименование организаций |
Вид деятельности |
ОАО "Нововязники РТП" Вязниковского р-на |
Капитальный ремонт тракторов ДТ-75, двигателей всех модификаций, ремонт топливной аппаратуры, реализация запасных частей |
ОАО "Муромский РМЗ" г. Муром |
Ремонт жаток зерно- и кормоуборочных комбайнов, изготовление запасных частей, ремонт животноводческого оборудования |
ОАО "Кольчугинская сельхозтехника" Кольчугинского р-на |
Капитальный ремонт тракторов МТЗ, изготовление и реализация запасных частей, ремонт электрооборудования |
ОАО "Небыловское РТП" Ю-Польского р-на |
Ремонт автомобилей, узлов и агрегатов, изготовление оборудования для животноводства |
ООО "Техцентр Ополье" г. Владимир |
Сервисное обслуживание оборудования для доения и хранения молока, поставка запасных частей, транспортные услуги |
Для обеспечения ремонтно-технических предприятий запасными частями, формирования запасов материально-технических ресурсов сезонного спроса, необходимых для ремонта и подготовки техники к весенне-полевым и уборочным работам, предусматривается выделение субсидированных кредитов.
В целях проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по техническому обслуживанию, ремонту машинно-тракторного парка и оборудования для животноводства на базе ОАО "Муромский ремонтно-механический завод" предусматривается организовать научно-производственный центр совместно с ГНУ ГОСНИТИ.
4.4. Кредитная политика
Стабилизация и развитие агропромышленного производства области невозможны без активной кредитной политики.
С 2001 года государственная поддержка организаций АПК осуществляется путем субсидирования части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. С введением новой схемы кредитования кредитные ресурсы стали более доступными непосредственно для сельхозтоваропроизводителей. В 2001 году кредиты получили 46 сельхозорганизаций, а в 2004 году - 78 организаций или 31% от их общего количества. За период с 2001-2004 г.г. организациями АПК освоено 1609 млн. руб. кредитных ресурсов, что способствовало приостановлению спада сельхозпроизводства, решению вопросов технического перевооружения, своевременного пополнения оборотных средств.
На развитие АПК области за счет бюджетных субсидий планируется ежегодно привлекать 500 - 800 млн.руб. кредитных ресурсов коммерческих банков. За счет средств областного бюджета предоставлять бюджетные кредиты на формирование регионального продовольственного фонда в объеме до 60 млн.руб. (таблица N 12).
Таблица N 12
Планируемые объемы кредитных ресурсов,
привлекаемых организациями АПК
млн.руб.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Кредиты коммерческих банков |
550 | 600 | 650 | 700 | 800 |
Бюджетные кредиты | 23 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Программа предусматривает краткосрочное кредитование организаций АПК сроком на 1 год и инвестиционное - сроком от 3 до 8 лет, увеличение размера субсидирования процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам.
4.5. Развитие системы страхования в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство относится к отрасли, в значительной степени зависящей от погодно-климатических условий. Колебания погодных условий происходят ежегодно, оказывая негативное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, что также сказывается на обеспеченности кормовыми ресурсами животноводства.
Для снижения рисков потери сельхозтоваропроизводителями доходов в связи со стихийными бедствиями формируется система страхования урожая сельскохозяйственных культур.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям, заключившим со страховыми организациями договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур осуществляется в форме компенсации части затрат страховых взносов.
4.6. Мероприятия по реформированию сельхозорганизаций
Основные направления реформирования сельскохозяйственных организаций:
- смена организационно-правовых форм, создание на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов акционерных обществ с целью привлечения инвесторов;
- перераспределение имущества и сельскохозяйственных земель в пользу эффективно хозяйствующих субъектов;
- создание новых организаций на базе реформируемых хозяйств;
- реструктуризация бизнеса реформируемых сельхозорганизаций путём внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, в том числе при участии консультационных служб.
Государственная поддержка осуществляется в форме компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат за полученные консультационные услуги по внедрению инновационных процессов в растениеводстве и животноводстве.
4.7. Мероприятия по научному обеспечению сельскохозяйственного
производства и пропаганде передового опыта
Достижения науки и техники следует рассматривать как объективный процесс, направленный на все сферы производства с целью повышения эффективности использования производственного потенциала, роста производительности труда и рентабельности.
Разработанные в научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях различные технологии на основе внесения оптимальных доз минеральных и органических удобрений, мелиорантов, средств защиты растений, размещения на пашне перспективных схем биологизированных севооборотов, высокопродуктивных сортов, гибридов сельскохозяйственных культур, внедрения принципиально новых методов производства, заготовки, хранения и скармливания кормов позволяют значительно увеличить производство растениеводческой и животноводческой продукции.
Работа семеноводческих хозяйств по испытанию новых сортов осуществляется на госсортоучастках, созданных на базе СПК "Красносельское" Юрьев-Польского, СПК "17 МЮД" Суздальского, ФГУСП УИН ОД 1/9 МЮ РФ Вязниковского, ЗАО ПЗ "Нива" Муромского районов. Основной комплекс работ по закладке производственных опытов по испытанию сортов, показавших положительные результаты в первые годы испытания, выполняется указанными хозяйствами.
Государственная поддержка по научному обеспечению сельскохозяйственного производства будет осуществляться по следующим направлениям:
- разработка для основных природно-климатических зон области структуры посевных площадей, которая предусматривает внедрение коротко ротационных биологизированных севооборотов с выращиванием высокопродуктивных сортов и гибридов;
- организация производства семян многолетних бобовых трав и доведение их удельного веса до 80% от общей площади посева многолетних трав, внесение органических удобрений до 2,5 тонн на 1 га пашни, увеличение запахивания излишков некормовой соломы в качестве дополнительного источника органического вещества;
- внедрение энергосберегающих технологий обработки почвы, заготовки кормов и уборки сельскохозяйственных культур;
- внедрение в хозяйствах области разработанных ФГУ ВНИИЗЖ препаратов, предупреждающих массовые заболевания поголовья молодняка крупного рогатого скота и дойного стада;
- выполнение базовыми сельскохозяйственными организациями работ, связанных с испытанием новых сортов сельскохозяйственных культур.
В целях пропаганды достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство и распространения передового опыта в области ежегодно планируется проводить конкурсы среди кадров массовых профессий, выставки племенного скота и птицы.
4.8. Мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения
сельхозорганизаций
Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики области, выступает кадровое обеспечение АПК.
Подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля для области осуществляют четыре высших и три средних учебных заведения. В 2004 году в хозяйства области пришло работать 47 молодых специалистов. С учетом того, что в сельхозорганизациях области недостает около 350 специалистов, в том числе значительное количество агрономов, зооинженеров, ветеринарных врачей, экономистов, бухгалтеров необходимо направлять в высшие учебные заведения на контрактной основе ежегодно по 50 человек, из них в Московскую сельскохозяйственную академию им.К.А.Тимирязева - 8 человек, Московский государственный агроинженерный университет им.В.П.Горячкина - 12, Московскую государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологии им.К.И.Скрябина - 7, Ивановскую государственную сельскохозяйственную академию - 23 человека.
В области действует постоянная система повышения квалификации руководителей и специалистов АПК. Ежегодно в рамках этой системы проходят обучение более 800 человек.
Однако, сложившаяся социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и прежде всего низкий уровень заработанной платы не позволяет обеспечить приток в аграрный комплекс профессионально подготовленных работников.
Совершенствование кадрового обеспечения будет строиться по следующим направлениям:
- осуществление подготовки резерва руководителей сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, специалистов, кадров массовых профессий;
- обновление базы данных о молодых специалистах, закончивших сельскохозяйственные учебные заведения, сведений об имеющихся рабочих местах, условиях проживания и работы.
Государственная поддержка за счет средств областного бюджета осуществляется в форме частичной компенсации расходов на проведение учебы и аттестации руководителей, специалистов, кадров массовых профессий сельхозорганизаций.
4.9. Мероприятия по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств
и личных подсобных хозяйств
Дальнейшее развитие КФХ и ЛПХ предусматривает:
- совершенствование взаимодействия КФХ и ЛПХ с организациями АПК, улучшение доступа к рынкам сбыта продукции, материально-технических ресурсов и услуг;
- содействие созданию сельскохозяйственных кооперативов по совместному использованию техники, обработке земли;
- стимулирование создания 10 заготовительных и снабженченско-сбытовых организаций, а также организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ и ЛПХ путем льготного кредитования в рамках национального проекта "Развитие АПК";
- мониторинг эффективных видов деятельности сельского населения путем изучения опыта отдельных КФХ и ЛПХ;
- мобилизация собственных финансовых средств населения путем создания 7 сельских кредитных кооперативов с ассоциированным членством в них Владимирского регионального филиала ОАО "Росельхозбанк".
Государственная поддержка развития КФХ и ЛПХ осуществляется через механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам.
4.10. Мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей
промышленности
Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности:
- применение достижений науки и передового опыта для выпуска качественной и безопасной продукции, внедрение современных технологий, обеспечивающих глубокую переработку сырья, а также увеличение производства продукции в фасованном виде;
- разработка и внедрение систем менеджмента качества;
- проведение маркетинговых исследований по изучению емкости и потребности рынка в продукции, учет данных обследований при разработке и внедрении новых видов продукции, строительстве и реконструкции организаций, загрузке имеющихся производственных мощностей;
- создание интеграционных аграрно-промышленно-торговых структур с целью развития собственной сырьевой базы, бесперебойного обеспечения сырьем требуемого качества и своевременной реализации продукции;
- ежегодное формирование заказа пищевых и перерабатывающих организаций области сельхозтоваропроизводителям на поставку сырья с финансовым и техническим обеспечением;
- сохранение и увеличение объемов производства пищевых продуктов за счет пуска в эксплуатацию новых производств, проведения мероприятий по модернизации и техническому перевооружению организаций, расширения и обновления ассортимента выпускаемой продукции с использованием нетрадиционного сырья.
Государственная поддержка развития организаций пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется через механизм субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам.
5. Механизм реализации и управления программой
Выполнение Программы предусматривает взаимодействие структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления, организаций АПК, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве.
Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется через трех главных распорядителей бюджетных средств: департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области, департамент имущественных и земельных отношений администрации области и департамент ветеринарии администрации области.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, определяет методы и приемы исполнения программных мероприятий. Ежегодно формирует расчеты бюджетных проектировок по реализации мероприятий Программы, исходя из тенденций развития АПК и возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Владимирской области и Законодательное Собрание области в установленном порядке.
6. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов от реализации программы
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит при обеспечении государственной поддержки добиться прироста продукции, улучшить экономическое положение товаропроизводителей. В области будет создан действенный экономический механизм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
В животноводстве:
- к 2010 году довести объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции до следующего уровня:
Объем производства |
2004 факт |
2010 прогноз |
2010 в % к 2004 |
молоко, тыс. тонн | 305,0 | 320 | 105 |
мясо всех видов, тыс. тонн | 55,5 | 60 | 108 |
яиц, млн. шт. | 508,9 | 615 | 121 |
- к 2010 году довести производство и потребление на душу населения до следующего уровня:
2004 факт |
2010 прогноз |
2010 в % к 2004 |
|
Производство | |||
молоко, кг | 204 | 222 | 109 |
мясо всех видов, кг | 25 | 28 | 112 |
яиц, шт. | 340 | 427 | 125 |
Потребление | |||
молоко, кг | 197 | 215 | 109 |
мясо всех видов, кг | 37 | 41 | 112 |
яиц, шт. | 255 | 320 | 125 |
- повысить продуктивность молочного стада до 5000 кг молока;
- обеспечить потребителей высококачественным ремонтным молодняком;
- сохранить генофондное поголовье лошадей владимирской породы.
В растениеводстве:
- к 2010 году довести объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции до следующего уровня:
Объем производства |
2004 факт |
2010 прогноз |
2010 в % к 2004 |
зерно, тыс. тонн | 171,5 | 200 | 117 |
картофель, тыс. тонн | 365,4 | 500 | 137 |
- создать надежный фонд семенного материала зерновых культур, картофеля и многолетних трав высокопродуктивных районированных сортов, позволяющий сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности вести планомерную работу по сортообновлению;
- обеспечить производство и реализацию семян зерновых культур (элита, 1 репродукция) 3,0 тыс.тонн, картофеля (элита, 1 репродукция) - 0,7 тыс.тонн, многолетних трав - 0,3 тыс.тонн;
- довести площади сортовых посевов зерновых культур и картофеля до 100%;
- повысить урожайность зерновых культур и картофеля на 10% к уровню 2005 года.
По техническому перевооружению отраслей сельского хозяйства:
- приобретать ежегодно на условиях финансовой аренды (лизинга) 40 - 60 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования;
- поставить для МТС 20 зерноуборочных комбайнов, 16 кормоуборочных комбайнов, 24 трактора.
В области кредитной политики:
- привлекать ежегодно через механизм субсидированных кредитов 500 - 800 млн.руб. кредитных ресурсов;
- обеспечить предоставление бюджетных кредитов на формирование регионального продовольственного фонда к 2010 году в объеме до 60 млн.руб.
В пищевой и перерабатывающей промышленности:
- достичь к 2010 году следующих объемов производства важнейших видов пищевой продукции:
Объем производства | 2004 факт |
2010 прогноз |
2010 в % к 2004 |
мясо, включая субпрод. 1 кат., тыс. т | 21 | 28 | 133 |
колбасные изделия, тыс. т | 21,2 | 30 | 142 |
консервы плодоовощные, муб. | 4,8 | 9 | 187 |
цельномолочная продукция, тыс. т | 143,7 | 150 | 104 |
мука, тыс. т | 99,8 | 140 | 140 |
комбикорма, тыс. т | 131,2 | 200 | 152 |
хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т | 139,6 | 150 | 107 |
макаронные изделия, тыс. т | 25,2 | 30 | 119 |
кондитерские изделия, тыс. т | 62,9 | 70 | 111 |
- загрузить имеющиеся производственные мощности в пищевой и перерабатывающей промышленности сельскохозяйственной продукцией.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить удельный вес прибыльных сельхозорганизаций с 58,9% в 2004 году до 65% в 2010 году, увеличить рентабельность сельхозпроизводства с 3,9% в 2004 году до 5% в 2010 году, пищевой и перерабатывающей промышленности с 3,7% до 8%.
Главный социальный эффект программы - решение социальных проблем на селе, рост доходов сельского населения, повышение уровня инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
7. Ресурсное обеспечение программы
7.1. Финансовое обеспечение
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 12594,189 млн.рублей.
Финансирование Программы предполагается осуществить за счет следующих источников:
- средств областного бюджета (включая субсидии из федерального бюджета);
- собственных средств организаций, заинтересованных в реализации Программы;
- других источников.
Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета на соответствующий год утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета, исходя из возможностей областного бюджета.
При производственной необходимости возможно перераспределение объемов финансового обеспечения между мероприятиями в пределах общего объема Программы с внесением соответствующих изменений в Программу в установленном порядке.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком, ежегодно утверждаемым постановлением Губернатора области, в котором определяются направления и формы расходования бюджетных средств (безвозмездные субсидии и субвенции, субсидирование процентных ставок по привлеченным в коммерческих банках кредитам, гарантии, кредиты и др.), получатели бюджетных средств.
Департамент осуществляет финансирование мероприятий по поддержке агропромышленного комплекса на основании договоров по оказанию государственной поддержки организаций АПК или договоров государственного заказа.
Объемы финансового обеспечения Программы могут быть увеличены в установленном порядке за счет экономии, полученной в процессе исполнения областного бюджета по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут быть наделены законами Владимирской области отдельными государственными полномочиями в области сельскохозяйственного производства с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств и материальных ресурсов.
7.2. Кадровое обеспечение
Реализация Программы будет осуществляться департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, сельскохозяйственными организациями области, машинно-технологическими станциями, ОАО "Владагролизинг", департаментом ветеринарии области, ГУ ВО "Владимирская областная государственная племенная служба", ОАО "Владимирское" по племенной работе, ГНУ ВНИПТИОУ Россельхозакадемии, ГНУ ВНИИСХ Россельхозакадемии, Всероссийскиим научно-исследовательским институтом защиты животных (ВНИИЗЖ), ФГУО ДПО "Владимирская школа АПК", областной ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств "Возрождение", крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности.
7.3. Организационное обеспечение
Организацию исполнения Программы обеспечивает департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
8. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия определены с учетом анализа состояния агропромышленного комплекса области и направлены на создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства в целях насыщения продовольственного рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания (таблица N 13).
Таблица N 13
Перечень программных мероприятий
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансиро- вания (млн. руб.) |
в том числе за счет средств |
Исполнители - ответственные за реализацию задания, мероприятия |
|
областного бюджета |
внебюджет- ных источников |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего расходов на программные мероприятия |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
12594,189 | 1042,139 | 11552,05 | Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области |
2006 | 2101,148 | 183,698 | 1917,45 | ||
2007 | 2291,581 | 194,631 | 2096,95 | ||
2008 | 2501,857 | 207,207 | 2294,65 | ||
2009 | 2730,543 | 220,693 | 2509,85 | ||
2010 | 2969,060 | 235,910 | 2733,15 | ||
Мероприятия по развитию растениеводства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
276,504 | 106,504 | 170,0 | |
2006 | 46,411 | 19,111 | 27,3 | ||
2007 | 51,224 | 20,924 | 30,3 | ||
2008 | 55,12 | 21,520 | 33,6 | ||
2009 | 59,446 | 22,146 | 37,3 | ||
2010 | 64,303 | 22,803 | 41,5 | ||
- развитие семеноводства сельскохозяйственных культур |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
172,979 | 71,079 | 101,9 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), ГНУ ВНИПТИОУ Россельхозакадемии (по согласованию), ГНУ ВНИИСХ Россельхозакадемии (по согласованию) |
2006 | 28,426 | 12,026 | 16,4 | ||
2007 | 32,039 | 13,839 | 18,2 | ||
2008 | 34,535 | 14,435 | 20,1 | ||
2009 | 37,361 | 15,061 | 22,3 | ||
2010 | 40,618 | 15,718 | 24,9 | ||
- комплекс мероприятий по защите сельхозкультур |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
103,525 | 35,425 | 68,1 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), |
2006 | 17,985 | 7,085 | 10,9 | ||
2007 | 19,185 | 7,085 | 12,1 | ||
2008 | 20,585 | 7,085 | 13,5 | ||
2009 | 22,085 | 7,085 | 15,0 | ||
2010 | 23,685 | 7,085 | 16,6 | ||
Мероприятия по развитию животноводства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
7191,83 | 365,88 | 6825,95 | |
2006 | 1167,734 | 67,484 | 1100,25 | ||
2007 | 1289,744 | 70,994 | 1218,75 | ||
2008 | 1424,124 | 73,374 | 1350,75 | ||
2009 | 1572,584 | 75,634 | 1496,95 | ||
2010 | 1737,644 | 78,394 | 1659,25 | ||
- развитие племенной базы |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
411,99 | 178,29 | 233,7 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), ОАО "Владимирское" по племенной работе (по согласованию), ГУ ВО "Владимирская областная государственная племенная служба" |
2006 | 71,394 | 33,894 | 37,5 | ||
2007 | 76,194 | 34,694 | 41,5 | ||
2008 | 81,874 | 35,574 | 46,3 | ||
2009 | 87,934 | 36,534 | 51,4 | ||
2010 | 94,594 | 37,594 | 57,0 | ||
- развитие животноводства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
6665,59 | 179,59 | 6486,0 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию) |
2006 | 1073,69 | 32,19 | 1041,5 | ||
2007 | 1190,8 | 34,8 | 1156,0 | ||
2008 | 1319,4 | 36,2 | 1283,2 | ||
2009 | 1461,7 | 37,4 | 1424,3 | ||
2010 | 1620,0 | 39,0 | 1581,0 | ||
- сохранение генофондного поголовья лошадей владимирской породы |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
7,75 | 1,5 | 6,25 | ООО "Племенной конный завод - Монастырское подворье" Юрьев-Польского района (по согласованию) |
2006 | 1,55 | 0,3 | 1,25 | ||
2007 | 1,55 | 0,3 | 1,25 | ||
2008 | 1,55 | 0,3 | 1,25 | ||
2009 | 1,55 | 0,3 | 1,25 | ||
2010 | 1,55 | 0,3 | 1,25 | ||
- противоэпизоотические мероприятия |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
106,5 | 6,5 | 100,0 | Департамент ветеринарии администрации области, сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию) |
2006 | 21,1 | 1,1 | 20,0 | ||
2007 | 21,2 | 1,2 | 20,0 | ||
2008 | 21,3 | 1,3 | 20,0 | ||
2009 | 21,4 | 1,4 | 20,0 | ||
2010 | 21,5 | 1,5 | 20,0 | ||
Мероприятия по техническому перевооружению сельскохозяйственного производства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
391,5 | 214,4 | 177,1 | |
2006 | 49,5 | 33 | 16,5 | ||
2007 | 60,8 | 35,5 | 25,3 | ||
2008 | 77,1 | 41,6 | 35,5 | ||
2009 | 96,2 | 48,4 | 47,8 | ||
2010 | 107,9 | 55,9 | 52,0 | ||
- мероприятия техническому переоснащению отраслей сельского хозяйства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
259,8 | 139,8 | 120,0 | ОАО "Владагролизинг", сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию) |
2006 | 31,0 | 23,0 | 8,0 | ||
2007 | 39,3 | 23,3 | 16,0 | ||
2008 | 51,0 | 27,0 | 24,0 | ||
2009 | 65,0 | 31,0 | 34,0 | ||
2010 | 73,5 | 35,5 | 38,0 | ||
- укрепление материально-техничес- кой базы машинно-технологичес- ких станций |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
82,2 | 74,6 | 7,6 | МТС (по согласованию) |
2006 | 11,0 | 10,0 | 1,0 | ||
2007 | 13,5 | 12,2 | 1,3 | ||
2008 | 16,1 | 14,6 | 1,5 | ||
2009 | 19,2 | 17,4 | 1,8 | ||
2010 | 22,4 | 20,4 | 2,0 | ||
- развитие инфраструктуры технического сервиса и снабжения материально - техническими ресурсами сельскохозяйственного производства |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
49,5 | - | 49,5 | Предприятия технического сервиса (по согласованию) |
2006 | 7,5 | - | 7,5 | ||
2007 | 8,0 | - | 8,0 | ||
2008 | 10,0 | - | 10,0 | ||
2009 | 12,0 | - | 12,0 | ||
2010 | 12,0 | - | 12,0 | ||
Кредитная политика (субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам) |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
401,685 | 317,585 | 84,1 | Организации АПК (по согласованию) |
2006 | 70,377 | 56,877 | 13,5 | ||
2007 | 74,877 | 59,877 | 15,0 | ||
2008 | 79,777 | 63,177 | 16,6 | ||
2009 | 85,277 | 66,777 | 18,5 | ||
2010 | 91,377 | 70,877 | 20,5 | ||
Развитие системы страхования в сельском хозяйстве |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
48,58 | 24,18 | 24,4 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), страховые компании (по согласованию) |
2006 | 9,336 | 4,836 | 4,5 | ||
2007 | 9,536 | 4,836 | 4,7 | ||
2008 | 9,636 | 4,836 | 4,8 | ||
2009 | 9,936 | 4,836 | 5,1 | ||
2010 | 10,136 | 4,836 | 5,3 | ||
Мероприятия по реформированию сельхозорганизаций |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
7,5 | 2,5 | 5,0 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию) |
2006 | 1,3 | 0,5 | 0,8 | ||
2007 | 1,4 | 0,5 | 0,9 | ||
2008 | 1,5 | 0,5 | 1,0 | ||
2009 | 1,6 | 0,5 | 1,1 | ||
2010 | 1,7 | 0,5 | 1,2 | ||
Мероприятия по научному обеспечению сельскохозяйственного производства и пропаганде передового опыта |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
26,59 | 10,09 | 16,5 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), ГНУ ВНИПТИОУ Россельхозакадемии (по согласованию), ГНУ ВНИИСХ Россельхозакадемии (по согласованию), Всероссийский научно-исследовате- льский институт защиты животных (ВНИИЗЖ) (по согласованию) |
2006 | 4,29 | 1,69 | 2,6 | ||
2007 | 4,7 | 1,8 | 2,9 | ||
2008 | 5,2 | 2,0 | 3,2 | ||
2009 | 6,0 | 2,2 | 3,8 | ||
2010 | 6,4 | 2,4 | 4,0 | ||
Мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения сельхозорганизаций |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
6,0 | 1,0 | 5,0 | Сельскохозяйствен- ные организации (по согласованию), ФГУО ДПО "Владимирская школа АПК" (по согласованию) |
2006 | 1,0 | 0,2 | 0,8 | ||
2007 | 1,1 | 0,2 | 0,9 | ||
2008 | 1,2 | 0,2 | 1,0 | ||
2009 | 1,3 | 0,2 | 1,1 | ||
2010 | 1,4 | 0,2 | 1,2 | ||
Мероприятия по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
6,0 | (через механизм субсидирова- ния процентных ставок) |
6,0 | Крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (по согласованию) |
2006 | 1,2 | х | 1,2 | ||
2007 | 1,2 | х | 1,2 | ||
2008 | 1,2 | х | 1,2 | ||
2009 | 1,2 | х | 1,2 | ||
2010 | 1,2 | х | 1,2 | ||
Мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности |
2006-2010, всего, в т.ч. по годам |
4238,0 | (через механизм субсидирова- ния процентных ставок) |
4238,0 | Организации пищевой и перерабатывающей промышленности (по согласованию) |
2006 | 750,0 | х | 750,0 | ||
2007 | 797,0 | х | 797,0 | ||
2008 | 847,0 | х | 847,0 | ||
2009 | 897,0 | х | 897,0 | ||
2010 | 947,0 | х | 947,0 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Владимирской области от 28 декабря 2005 г. N 212-ОЗ "О комплексной программе "Стабилизация и развитие агропромышленного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.