Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу
Губернатора Владимирской области
от 19 февраля 2007 г. N 7
Концепция
демографической политики во Владимирской области до 2015 года
Введение
Концепция демографической политики во Владимирской области до 2015 года (далее именуется - Концепция) разработана на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, а также ежегодного доклада "О положении детей во Владимирской области. 2005 год".
Основной целью Концепции является разработка мер по стабилизации численности населения области и формированию предпосылок к последующему демографическому росту.
Концепция включает анализ общих показателей и особенностей современной демографической ситуации во Владимирской области, цели и задачи демографической политики, определяемые администрацией области, а также возможные пути их достижения.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти области и местного самоуправления регулирующих мер, направленных на создание условий для увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости, поддержки семьи, сохранения здоровья, регулирования миграции и иных аспектов демографического развития.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов.
1. Современная демографическая ситуация во Владимирской области
Состояние демографической ситуации во Владимирской области в целом отражает сложившиеся тенденции демографического развития в Российской Федерации.
К началу 2006 года численность постоянного населения Владимирской области составила 1472,6 тыс. человек. В общей численности населения женщин - 55,1%, мужчин - 44,9%. Из общей численности населения 1141,6 тыс. человек (77,5 %) - горожане, 331,0 тыс. чел. (22,5 %) - сельские жители. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2005 году составила 63,3 года. В 2005 году по сравнению с 2004 годом ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 0,6 года и составила 56,2 года, женщин осталась на уровне 2004 года и составила 71,3 года.
На протяжении последних 4-х лет во Владимирской области отмечается снижение численности постоянного населения на 14,5 - 16,5 тысяч ежегодно. Снижение численности населения области обусловлено естественной убылью населения. С 2000 года естественные потери населения составили 104,7 тыс. человек (7,1% от общей численности населения). В 2005 году смертность превысила рождаемость в 2,2 раза (по России - в 1,6 раза). Естественная убыль в 2005 году в области составила 11,1 на 1000 человек населения (по России - 5,9 на 1000 человек). Наибольшая естественная убыль (от 18,4 до 19,5 на 1000 населения) отмечается в Гороховецком, Вязниковском, Кольчугинском, Селивановском, Меленковском, Муромском районах. Естественный прирост населения происходил только в городе Радужный.
За последние пять лет коэффициент рождаемости незначительно вырос с 7,9 на 1000 жителей до 9,2 (по России - с 9,0 до 10,2 на 1000 человек). Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной в течение жизни) в 2005 году составил 1,25, что на 0,9 ниже необходимого для простого воспроизводства и замещения поколений.
Сохраняется высоким число абортов (в 2005 году - 18254), хотя число абортов снизилось с 46,3 на 1000 женщин фертильного возраста в 2004 году до 45,9 в 2005 году. Число прерываний беременности на 100 родов в 2005 году составило 133,7 (2004 год на 100 родов - 132,1 абортов).
В результате принятых мер в области на протяжении последних 7 лет отмечается снижение младенческой смертности. В 2005 году показатель младенческой смертности составил 9,5 промилле (в 1999 году - 15,1 промилле).
Однако, смертность населения в целом растет. С 1990 года по 2006 год она увеличилась в 1,6 раза - с 12,5 на 1000 человек до 20,3 (по России - 16,0 на 1000 человек). Наибольшая смертность населения (с 27,1 до 30,5 на 1000 населения) отмечается в Гороховецком, Вязниковском, Кольчугинском и Селивановском районах.
В течение последних 10 лет увеличивается смертность населения в трудоспособном возрасте. В 1990 - 2005 годах коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте вырос в 2 раза (с 5,1 до 10,4 на 1000 населения трудоспособного возраста). Доля лиц трудоспособного возраста в общем числе умерших мужчин в 2005 году составила 47,3%, в общем числе умерших женщин - 12,9%.
Основными причинами смертности населения являются: болезни системы кровообращения, травмы, отравления и другие последствия некоторых внешних причин, а также новообразования.
Отмечается небольшой рост заболеваемости взрослого населения. Диспансерная группа взрослого населения за 1999 - 2005 годы увеличилась на 1,5% и составляет 42,0% от общей его численности. Хотя заболеваемость населения в 2005 году составила 8848,3 человека на 10000 населения и снизилась по сравнению с 2004 годом на 3,9%.
В связи с проводящейся в течение ряда лет диспансеризацией детского контингента, а также осуществлением мероприятий, направленных на раннее выявление, диагностику и лечение детей, увеличились количественные показатели заболеваемости детей. На 01.01.2006 года численность детей, состоящих на диспансерном учете, составила более 129,0 тыс. человек или 47,9% от их общей численности. Своевременное проведение мероприятий по оздоровлению детей позволило в 2005 году уменьшить эту цифру на 2,9%.
Увеличивается общая численность инвалидов. За 2005 год она составила 158,8 тыс. человек (10,7% населения области). Из 19,9 тыс. человек, ежегодно признаваемых инвалидами, 30,2% составляют лица трудоспособного возраста и 4,0% - дети. Среди причин, обуславливающих детскую инвалидность, на первом месте находятся заболевания нервной системы и органов чувств, на втором - врожденные аномалии, на третьем - психические расстройства.
Рост детской заболеваемости, инвалидности связан с ухудшением состояния здоровья женщин. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией выросла в 1,3 раза, 70,3% беременных имеют сопутствующую патологию, на 60,0% увеличилось число женщин, страдающих поздним токсикозом беременности.
В 2005 году численность больных с впервые установленным профессиональным заболеванием составила 13 человек (0,044 человека на 1000 работающих).
В 2005 году в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работали 29,7 тыс. работников, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, в транспорте и в связи, из них 37% составляют женщины.
Негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей накладывает их воспитание в неполных семьях. Пик разводов приходится на наиболее репродуктивный возраст - 25-39 лет. С 1999 года по 2005 год доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в общем числе родившихся возросла на 2,5% (с 26,1% до 28,6%). В тоже время, количество пар, расторгнувших брак за последние три года, снизилось на 18,9%.
Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает значительная дифференциация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни части населения. Покупательная способность денежных доходов населения в I полугодии 2006 года составила 1,52 набора прожиточного минимума (в 2005 году - 1,58 набора). Среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума в I полугодии 2006 года имели 28,5% населения. В семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума проживают 70% детей, в том числе 90% детей, воспитывающихся в многодетных семьях. Средняя заработная плата, являющаяся основным источником доходов населения в репродуктивном возрасте, обеспечивает в I полугодии 2006 года 2,08 прожиточных минимума трудоспособного человека (в 2005 году - 2,17 наборов).
Негативное влияние на уровень благополучия населения оказывает безработица. Общая численность безработных по методологии МОТ составляла в среднем за 2005 год 72,8 тыс. человек, или 9% экономически активного населения. Официально зарегистрированных в органах службы занятости - 17,7 тыс. человек, или 2,2% от численности экономически активного населения.
В последние годы в связи с резким падением рождаемости и ростом смертности увеличилось значение миграционного прироста: с 1990 года он является фактором, сдерживающим сокращение численности населения.
Демографические изменения, произошедшие с 1999 года, привели к изменению демографической структуры населения - сокращению доли детей и подростков (с 18,6 до 14,5%). В перспективе эти изменения приведут к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов, и, соответственно, к усилению проблем в экономической и социальной сферах области.
Если не принять меры по улучшению демографической ситуации в области, то к 2016 году за счет естественной убыли населения число жителей Владимирской области уменьшится на 154,2 тыс. человек (11,4%), которая может быть компенсирована миграционным приростом на 33 тыс. человек (21,4%) и должна составить 1351,5 тыс. человек.
По имеющимся прогнозам, число родившихся будет постепенно увеличиваться и к 2013 году достигнет максимума - 14,9 тыс. новорожденных в год, а с 2014 года начнет снижаться.
По данным Владимирстата увеличение числа родившихся будет обусловлено не ростом интенсивности рождений, а ростом численности 20-29-летних женщин, на долю которых приходится две трети всех ежегодных рождений. Однако рождаемость все равно будет находиться на значительно более низком уровне, чем это требуется для простого воспроизводства населения (суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составит 1,45 в городской местности и 1,62 в сельской местности, тогда как для простого воспроизводства необходимо 2,15).
Под влиянием процесса старения населения продолжится рост смертности: ее общий коэффициент увеличится с 20,3 в 2005 году до 21,5 в 2015 году. Ожидаемая продолжительность жизни городских мужчин увеличится к 2016 году до 58,3 лет (на 1,2 года), сельских мужчин - до 55,2 (2,1 года), городских женщин - до 73,1 (на 1,2 года), сельских женщин - до 71,7 (на 2,5 года).
Миграционный прирост покроет естественную убыль в 2015 году на 40,0 процентов.
В результате увеличится нагрузка на трудоспособную часть населения области, систему здравоохранения и социального обслуживания.
2. Основные направления демографической политики
во Владимирской области
Среди основных направлений демографической политики во Владимирской области приоритетными являются повышение жизненного уровня, увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Необходимо создать условия, при которых уровень рождаемости будет соответствовать уровню простого воспроизводства или превышать его. При уровне рождаемости ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию его численности. В то же время затормозить сокращение численности населения может снижение смертности и повышение продолжительности жизни.
Усиление миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не является панацеей в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.
2.1. Повышение жизненного уровня населения области, занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Цель - повышение жизненного уровня населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Задачи:
- стабилизация и постепенное преодоление дисбаланса в размещении производительных сил по территории области и выравнивание социально-экономических потенциалов районов;
- разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов;
- сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте;
- формирование на областном и местном уровнях системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий населению;
- адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения.
Первоочередные меры:
- разработка мер по повышению уровня заработной платы, ликвидации задолженности по выплате заработной платы, снижению численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
- разработка приоритетных направлений государственной политики в области занятости, способствующих улучшению демографической ситуации;
- оказание полного спектра услуг органами занятости населения безработным гражданам и незанятому населению, содействие предпринимательской инициативе безработных граждан;
- разработка и осуществление целевых мероприятий для обеспечения занятости безработных женщин, молодежи, а также по отношению к безработным в сельских районах с неблагополучной ситуацией на рынке труда;
- обеспечение развития временной занятости, гибких графиков рабочего времени, надомного труда для граждан, имеющих малолетних детей;
- разработка мер, направленных на снижение оттока трудоспособного населения, в первую очередь молодежи, из сельской местности;
- создание условий предоставления гарантий материальной поддержки наиболее слабо защищенным семьям для качественного медико-социального обслуживания, дифференцирование размеров, форм и периодичности оказания социальной помощи в зависимости от причин нуждаемости граждан (временное отсутствие работы, болезнь, ограничение трудоспособности, низкие доходы и др.);
- разработка мероприятий по улучшению материального положения малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей, созданию условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности.
2.2. Повышение рождаемости и укрепление семьи.
Цель - повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10-2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину или 2,4-2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару репродуктивного возраста) и сокращение числа разводов до уровня 20-25 на 100 браков.
Задачи:
- переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи;
- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- формирование гражданской, патриотической позиции в отношении необходимости повышения рождаемости;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций.
Первоочередные меры:
- сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин: развитие службы планирования семьи и формирование благоприятных личностных установок и общественного мнения в отношении обращения в нее; содействие семьям, желающим иметь детей, но не имеющим такой возможности из-за бесплодия или проблем невынашивания ребенка; создание специализированной службы детских урологов-андрологов;
- разработка стратегии и осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;
- усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, помощь им в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, приобретении предметов длительного пользования; развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; подготовка детей и молодежи к семейной жизни; развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, направленных на решение социальных проблем, с использованием механизма муниципального социального заказа и др.;
- содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей, в т.ч. введение дополнительных гарантий в решении жилищных проблем;
- обеспечение трудящимся, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления новых дополнительных форм поддержки;
- дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети учреждений, объема и совершенствование качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
- организация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;
- усиление взаимодействия с религиозными организациями в вопросах духовного и нравственного просвещения населения (прежде всего, молодежи и женщин), формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов;
- объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего средств массовой информации.
2.3. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Цель - повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 58,3 лет у мужчин и 73,1 лет у женщин.
Задачи:
- развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
- дальнейшее снижение уровня младенческой смертности;
- снижение смертности трудоспособного населения;
Первоочередные меры:
- разработка и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, социальной рекламы, направленных на формирование моделей здоровьесберегающего поведения с учетом специфики различных половозрастных и профессиональных групп населения;
- диспансеризация населения;
- дальнейшее развитие системы профилактики и службы диагностики заболеваний системы кровообращения;
- развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований;
- совершенствование системы профилактики смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях в трудовых коллективах, учебных заведениях, курсах водителей, работников органов внутренних дел;
- развитие различных форм психологической и психотерапевтической помощи населению;
- профилактика курения, алкоголизма и наркомании (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; регулирование торговли алкоголем и табаком; создание условий для развития физкультуры и спорта и т.п.);
- создание условий для занятий физической культурой и спортом для различных групп населения.
2.4. Оптимизация миграционных процессов.
Цель - повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли населения, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов.
Задачи:
- содействие активизации миграционных процессов, способствующих демографическому развитию области;
- обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории области миграционных программ и мероприятий;
- регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и демографической обстановки в районах области, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и особенностей мест расселения;
- создание условий для приема и размещения мигрантов, в первую очередь в сельских районах с напряженной демографической ситуацией, стимулирование личного участия мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению; анализ и оптимизация внутриобластной миграции;
- улучшение социально-бытовых условий пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории области;
- развитие межнациональных отношений, национальных культур, языков, средств массовой информации, поддержка межнациональных браков.
Первоочередные меры:
- создание необходимых условий для прибывающих мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
- контроль за миграционными потоками на территории области, в том числе внутриобластными и межрегиональными;
- внедрение механизма общественного и экономического стимулирования процессов внутриобластной и межрегиональной миграции с целью привлечения населения к возрождению малообжитых территорий и аграрного сектора;
- оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости;
- разработка механизма обеспечения прибывающих в область семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе за счет средств мигрантов, средств бюджетов на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.
3. Прогноз развития демографической ситуации во Владимирской
области до 2015 года
В результате реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
- прекращение убыли, стабилизация к 2015 году численности населения области на уровне не ниже 1,35 млн. человек, создание условий для ее дальнейшего роста;
- сокращение коэффициента естественной убыли населения до 10,6;
- повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,44-1,62 (в настоящее время - 1,25);
- снижение младенческой смертности до 8-9 на 1000 родившихся живыми;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смерти, в первую очередь - в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- увеличение коэффициента миграционного прироста населения до 42,4 на 10000 человек, преимущественно, за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР.
4. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции демографической политики предполагает:
- объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций;
- разработку региональных и муниципальных планов мероприятий (программ) по реализации Концепции, включающих сроки и этапы исполнения;
- разработку и выполнение областных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения детей, женщин, семьи;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
- организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики;
- проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения.
По итогам мониторинга ежегодно готовится доклад "О демографической ситуации во Владимирской области", который служит основанием для внесения предложений по корректировке положений самой Концепции и планов мероприятий (программ) по ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.