Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Губернатора Владимирской области
от 5 апреля 2006 г. N 251
Концепция
жилищной политики Владимирской области на период
с 2006 по 2010 г.г.
16 мая 2006 г.
1. Введение
В 2002-2005 годах в рамках реализации постановления Губернатора области от 25.10.2002 N 530 "О Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 г.г." сформирована соответствующая законодательная база, принято более 50 нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для развития рынка жилья.
Ежегодно постановлением Губернатора области органам местного самоуправления устанавливается задание по вводу жилья на подведомственной территории.
Завершен переход на новую сметно-нормативную базу в строительстве.
Продолжена работа по развитию ипотечного жилищного кредитования.
Осуществлены меры по формированию системы жилищного финансирования с участием бюджетных средств. Определен механизм оказания бюджетной поддержки на приобретение жилья работникам бюджетной сферы и молодым семьям.
По состоянию на 01.01.2006 года жилищные условия при бюджетной поддержке улучшили более 260 семей на сумму более 64 млн.рублей.
С целью увеличения объемов строительства и ввода жилья, активизации работы по подготовке и выделению земельных участков под жилищное строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в регионе вступили в силу Закон "О регулировании градостроительной деятельности на территории Владимирской области" и постановление Губернатора области "О Положении по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории поселений Владимирской области". За этот период на территории области под строительство жилья выделено более 440 земельных участков.
Это позволило ввести 1183 тыс.кв. метров жилья, включая индивидуальные жилые дома. В целом объем ввода в эксплуатацию жилых домов по сравнению с 2002 годом увеличился на 29,1% и составил в 2005 году 327 тыс.кв. метров.
Несмотря на предпринятые меры, не до конца завершена работа по созданию организационных и финансовых предпосылок обеспечения жильем всех категорий граждан.
Требуют дальнейшего развития и совершенствования рыночные механизмы стимулирования строительства жилья, повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса, качества предоставляемых услуг, строительно-монтажных работ и строительных материалов.
Концепция жилищной политики Владимирской области на период с 2006 по 2010 годы (далее - Концепция) базируется на Жилищном и Градостроительном кодексах и разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" в целях реализации национального приоритетного проекта "Доступное жилье - гражданам России".
Необходимость разработки новой редакции Концепции обусловлена потребностью увеличения темпов обеспечения граждан области жильем, преодоления отставания ввода нового жилья от спроса на него на жилищном рынке, а также снижения физического износа существующего жилищного фонда до нормативного.
2. Социальный паспорт Владимирской области
Владимирская область образована в 1944 году.
Численность населения - 1487,2 тыс. человек, из них 78,5% - городское, 21,5% - сельское.
Занимаемая площадь - 29 тыс.кв.км.
Средняя обеспеченность жильем на 1 человека - 22,8 кв.м. (по России - 20,2 кв.м.).
Размер жилищного фонда области - 34,0 млн.кв.м.
3. Цели и задачи жилищной Концепции
Цели Концепции определяются целями национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при его реализации на территории области.
Основной целью Концепции является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Концепции являются:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Достижение цели будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
4. Состояние жилищной сферы области
Жилищная проблема во Владимирской области по-прежнему остается острой, а решение ее - актуальным. По состоянию на 1 января 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий состоит 40,7 тыс. семей. Число семей, ежегодно получающих жилье и улучшивших жилищные условия, составляет не более 1,2 тыс. семей.
Жилищный фонд области в настоящее время составляет 34,0 млн.кв.м. Существенно изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда в 2005 г. составила более 72% по сравнению с 56% в 1995 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 29 до 27%, в том числе 23,4% составляет муниципальный жилищный фонд. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Так не весь жилой фонд оборудован различными видами благоустройства, например: водопроводом на 76,7%, канализацией 72% и горячим водоснабжением 56%. В сельской местности эти показатели ниже почти в 2 раза.
За 2005 год в области введено жилья 327,1 тыс.кв.м., в том числе индивидуального 134,0 тыс.кв.м. или 41%.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость механизмов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков на рынке жилья и ипотечных кредитов.
Рост объемов жилищного строительства сдерживают административные барьеры, вызывающие длительные сроки формирования разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на низком уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением инвесторов и частных инвестиций, формированием реальных собственников жилых помещений в многоквартирных домах с передачей им функций управления общим имуществом многоквартирного дома.
Содержание и использование жилищного фонда социального использования, в первую очередь в целях его предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должно стать объектом пристального внимания органов местного самоуправления.
Для достижения цели по формированию рынка доступного и комфортного жилья в области необходима реализация политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм внебюджетного финансирования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, соответствующей рыночной и административной инфраструктур.
5. Основные направления жилищной политики
Основные направления жилищной политики в рамках Концепции тесно увязаны с задачами и целями федеральной целевой программы "Жилище".
При этом жилищная политика будет осуществляться по 4 приоритетным направлениям:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья для молодых семей;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- организация мероприятий на территории области по предоставлению финансовой поддержки отдельным категориям граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На протяжении всего периода реализации Концепции осуществляются:
- совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Концепции на практике в муниципальных образованиях;
- внедрение организационных, финансовых механизмов реализации Концепции.
Основные приоритеты реализации Концепции могут быть уточнены по итогам реализации в 2006 - 2007 годах.
Система мероприятий по реализации Концепции состоит из следующих направлений:
1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции, включающее в себя разработку нормативно-правовых актов, определяющих создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных механизмов.
2. Организационное обеспечение реализации Концепции предусматривает:
- организацию в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и хода реализации Концепции на территории области;
- внедрение механизмов реализации Концепции в практическую деятельность органов местного самоуправления;
- проведение мониторинга реализации Концепции.
3. Финансовое обеспечение реализации Концепции предполагает объединение ассигнований из бюджетов всех уровней и привлеченных средств, предусмотренных в областных целевых программах "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006-2010 годы", "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004-2010 годы", и разрабатываемых - "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Владимирской области на 2006-2010 годы", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства во Владимирской области на 2006-2010 годы" для оказания государственной поддержки муниципальных программ ипотечного кредитования по общефедеральным стандартам, предоставления субсидий молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, инженерной подготовке земельных участков под жилищное строительство и модернизацию действующих объектов и предприятий коммунального хозяйства на условиях софинансирования.
Кроме того, в рамках федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" предусматривается предоставление субсидий за счет федерального бюджета отдельным категориям граждан, перед которыми имеются обязательства государства по улучшению жилищных условий.
6. Развитие жилищного строительства
Основной целью данного направления является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Среди мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, наиболее важными являются:
- внесение в 2006 году изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным и Жилищным кодексами Российской Федерации;
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализация мер градостроительного регулирования, создание условий для развития конкуренции;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Финансирование мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках вновь разрабатываемой областной программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства Владимирской области на 2006 - 2010 годы", в которой будет определен механизм предоставления государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных программой.
Для решения вопросов градостроительного планирования необходимо обеспечить:
- своевременную разработку и корректировку схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий;
- создание и ведение регистра жилых домов;
- контроль за ходом проведения реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда в городах и других поселениях;
- проведение конкурсов на проектирование и строительство в зонах реконструкции существующего жилищного фонда и районов индивидуального жилищного строительства, на свободных территориях;
- информирование граждан и юридических лиц о наличии площадок под жилую застройку посредством размещения сведений в печатных и электронных средствах массовой информации и на специальных стендах в администрациях муниципальных образований;
- ежегодное опубликование отчета об использовании земельных участков в вышеуказанных средствах массовой информации;
- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
7. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства
Целью совершенствования жилищно-коммунального хозяйства является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Среди мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:
- разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
- создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
- формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.
Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в государственной собственности и в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.
Мероприятия, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также привлечение средств частных инвесторов, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенные и модернизируемые жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.
Реализация мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках областной целевой программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры Владимирской области на 2006-2010 годы", которую необходимо разрабатывать взамен областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы".
В рамках программы будут также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
По состоянию на 01.01.2005 г. ветхий и аварийный жилищный фонд составил 3,34% от общего объема жилищного фонда области.
С целью завершения реформирования системы финансирования жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечить прекращение дотирования организаций коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг, а также перевод субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан - получателей жилищных субсидий.
8. Повышение доступности жилья путем развития ипотечного
жилищного кредитования населения и бюджетной поддержки
молодых семей
Основной целью деятельности в данном направлении является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Для повышения доступности жилья будет продолжена работа по совершенствованию существующей нормативной правовой базы, разработке и принятию новых нормативных правовых актов, направленных на формирование механизма ипотечного жилищного кредитования и субсидий для молодых семей.
В рамках областной целевой программы "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006-2010 годы" предусматривается выделение субсидий на оказание государственной поддержки органам местного самоуправления на реализацию муниципальных программ рефинансирования ипотечных кредитов, осуществляемых по общефедеральным стандартам.
Кроме того, будет оказываться поддержка молодым семьям в виде субсидий из бюджетов всех уровней на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках откорректированной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области на 2004-2010 годы", в порядке, определяемом администрацией области.
Важным направлением работы по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов является развитие инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования.
Предусматривается создание представительств Регионального Оператора в муниципальных образованиях, имеющих постоянную достаточную потребность в кредитных ресурсах, выдаваемых по общефедеральным стандартам, а также включение в систему рефинансирования ипотечных кредитов уже существующих муниципальных фондов развития жилищного строительства на основе соответствующих договоров между Региональным Оператором и муниципальными образованиями. В договорах будут определены формы участия органов местного самоуправления в пополнении оборотных средств Регионального Оператора, по предоставлению последнему сформированных земельных участков под строительство ипотечного жилья и т.д.
Будет продолжена работа по расширению количества кредитных и страховых организаций, готовых сотрудничать с Региональным Оператором по развитию системы рефинансирования ипотечных кредитов на территории области.
9. Исполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством
Главной целью подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках данной подпрограммы будет продолжена работа по обеспечению жильем следующих категорий граждан:
- граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица;
- граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению;
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;
- вынужденные переселенцы;
- ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Ведение учета граждан - участников подпрограммы, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Для этого на областном уровне предполагается осуществить следующие меры:
- создать областную рабочую группу для рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением финансовой поддержки гражданам, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, путем предоставления субсидий;
- совместно с органами местного самоуправления ежегодно уточнять списки граждан-участников подпрограммы, по каждой из вышеназванных категорий направлять заявку государственному заказчику подпрограммы на выделение средств федерального бюджета;
- осуществлять систематическую работу по внесению необходимых данных в единую автоматизированную Информационную Систему ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов, а также в целях исключения нецелевого использования средств федерального бюджета.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 16 мая 2006 г. N 359 в раздел 10 настоящей Концепции внесены изменения
10. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Концепции
Эффективность реализации Концепции связана с комплексным решением проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Успешная реализация Концепции к 2010 году позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий 34,7 тыс. семей (из расчета 54 кв.м общей площади на семью из трех человек);
- повышение доступности приобретения жилья до 3 лет;
- увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов до 680 штук в 2010 году;
- рост годового объема ввода жилья до 550 тыс.кв.м общей площади;
- улучшение жилищных условий за счет бюджетов всех уровней в 2006 - 2010 годах более 337 семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
- адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг;
- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 70 до 52 процентов);
- совершенствование нормативной правовой базы, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в регионе, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.