Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 641-р
1. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, утвердить прилагаемую Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
2. Минтрансу России и Росаэронавигации при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Председатель Правительства |
В. Зубков |
Москва
6 мая 2008 г.
N 641-р
Государственная программа
обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 641-р)
I. Введение
Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.
В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.
После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - международные стандарты). Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:
определения риска для безопасности полетов;
обеспечения принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;
проведения постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня безопасности полетов;
постоянного повышения общего уровня безопасности полетов.
Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.
Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.
Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.
Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.
Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.
Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.
Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.
Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.
Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.
Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.
Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.
Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2-2,5 раза.
Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В основе управления безопасностью лежит системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска в интересах сведения к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий.
По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.
Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.
Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.
Система управления безопасностью полетов организации гражданской авиации представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, руководящие принципы, политику и процедуры.
Система управления безопасностью полетов дает организации гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.
Программно-целевой подход необходим для концентрации в рамках Программы государственных ресурсов и частных инвестиций с целью решения ключевых проблем безопасного развития гражданской авиации, обеспечения сбалансированной и оптимальной последовательности решения задач, запуска механизма системы управления безопасностью полетов в организациях гражданской авиации. Программа предусматривает масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов безопасного развития гражданской авиации. При этом роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является устранение проблем и внедрение системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности.
Для регулирования отношений между уполномоченным органом гражданской авиации и авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения уполномоченные органы (Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная аэронавигационная служба) устанавливают приемлемый уровень безопасности полетов, который должен обеспечиваться при выполнении основных производственных функций. Приемлемый уровень безопасности полетов является базой, относительно которой уполномоченными органами оценивается состояние безопасности полетов. Выполнение показателей безопасности полетов в рамках системы управления безопасностью полетов не освобождает авиапредприятия, аэропорты, производителей воздушных судов и оборудования, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и организации по обслуживанию воздушного движения от их обязательств, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации.
Для достижения приемлемого уровня безопасности полетов решаются следующие задачи:
создание системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации;
установление современных требований к эксплуатации воздушных судов, аэропортов и средств обслуживания воздушного движения, а также к подготовке авиационного персонала;
обеспечение системного подхода к выявлению источников опасности и контролю факторов риска для сведения к минимуму количества человеческих жертв, а также размеров материального, экологического и социального ущерба;
сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между государством, авиапредприятиями, аэропортами, производителями воздушных судов и оборудования, организациями по техническому обслуживанию воздушных судов и организациями по обслуживанию воздушного движения по вопросам обеспечения безопасности полетов;
развитие технического обеспечения инспекторских служб государственного контроля и надзора в области гражданской авиации.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2015 годов в соответствии с планом мероприятий, направленных на реализацию Программы, приведенным в приложении (далее - план мероприятий), в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2009 годы;
второй этап - 2010 - 2015 годы.
На первом этапе предусматривается разработка федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств), а также требований для реализации международных стандартов и процедур межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов для принятия решений и проведения мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.
На втором этапе предполагается реализация долгосрочных мероприятий, направленных на реализацию цели и задач Программы.
IV. Система программных мероприятий
1. Установление и введение правил, требований нормативных положений, необходимых для обеспечения безопасности полетов
Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере гражданской авиации для реализации задач государственной транспортной политики предусматривает подготовку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в области обеспечения безопасности полетов.
Планом мероприятий намечается подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации и положениями Конвенции о международной гражданской авиации. Также предусматривается проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, аэропортах, в организациях по техническому обслуживанию воздушных судов и организациях по обслуживанию воздушного движения. Реализация указанных мероприятий предполагает широкое сотрудничество с международными организациями гражданской авиации по внедрению в Российской Федерации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также расширение регионального сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в рамках деятельности Межгосударственного авиационного комитета.
Важным направлением является разработка для государственных инспекторов технических документов по безопасности полетов с описанием в административных регламентах уполномоченного органа гражданской авиации и в федеральных авиационных правилах процедур осуществления надзора в отношении организаций гражданской авиации, воздушных судов и авиационного персонала.
Предусмотрена разработка нормативных правовых актов Российской Федерации на основе технологий связи, навигации и наблюдения/ организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM), в том числе устанавливающих обеспечение вихревой безопасности полетов, с учетом приоритетных российских разработок в этой области.
Предусмотрена работа по пересмотру всех ранее выпущенных нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих друг друга документов.
2. Координация деятельности ведомств и организаций в интересах обеспечения безопасности полетов
Это направление предусматривает скоординированный подход к решению вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Для этого предлагается разработать процедуры межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов. Решения не должны приниматься без комплексного анализа их последствий.
Скоординированный подход предусматривает:
внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;
применение в случае необходимости принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;
ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов и сертификатах организаций гражданской авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);
проведение анализа тенденций в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;
информационное обеспечение безопасности полетов посредством распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике.
Для указанных целей в рамках работы Межведомственной комиссии по безопасности полетов, образованной по поручению Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N Пр-248, предусмотрено рассмотрение всех аспектов обеспечения безопасности полетов и организация ежегодной оценки выполнения требований международных стандартов и обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации. Оценка производится в соответствии со стандартными процедурами организации контроля за обеспечением безопасности полетов, предусмотренными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).
3. Совершенствование подготовки авиационного персонала
Практическое снижение влияния человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.
Повышение качества подготовки авиационного персонала предполагает использование современных комплексных тренажеров для обучения летного и диспетчерского состава и отработки навыка парирования возможных особых ситуаций, использование современных средств и методов контроля действий экипажа в полете, разработку высокого качества документации по летной эксплуатации воздушных судов и программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
В целях организации подготовки летного состава в соответствии с международными стандартами планируется закупка для образовательных учреждений гражданской авиации необходимого количества учебных воздушных судов, тренажеров и учебных пособий для первоначального летного обучения. В этих целях предусматривается разработка соответствующих предложений долгосрочного характера, которые будут включены в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При этом будет обеспечено введение федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.
Федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий.
Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов.
4. Система мер по введению в эксплуатацию современной отечественной авиационной техники и бортовых технических средств повышения безопасности полетов
Для сокращения числа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, необходимо осуществить модернизацию парка воздушных судов и обеспечить предприятия современной авиационной техникой. Обновление парка воздушных судов авиапредприятий Российской Федерации будет решаться путем приобретения воздушных судов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных) либо путем приобретения воздушных судов зарубежного производства, которые не производятся в Российской Федерации.
Требования воздушного законодательства Российской Федерации по реализации международных стандартов в части безопасности полетов будут стимулировать предприятия приобретать современные отечественные воздушные суда и такие смежные изделия авиационной техники, как комплексные тренажеры и средства технического обслуживания.
Воздушным законодательством Российской Федерации предусматривается комплекс действий по оборудованию воздушных судов модернизированными регистраторами параметров полетов, системами предотвращения столкновений воздушных судов в воздухе и с землей, точной навигацией с учетом развития системы ГЛОНАСС.
В целях реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации по сохранению летной годности воздушных судов необходимо расширить влияние результатов авторского сопровождения эксплуатации воздушных судов со стороны производителей воздушных судов для своевременного устранения опасных факторов. Это повысит эффективность организации контроля в области сохранения летной годности воздушных судов.
5. Совершенствование и развитие наземной инфраструктуры
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должна предусматриваться система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая полеты в сложных метеорологических условиях и сокращение интервалов эшелонирования.
Программа направлена на совершенствование метеорологического, радиотехнического и наземного обеспечения (включая обеспечение авиатопливом) с учетом в том числе перспектив региональных перевозок и развития авиации общего назначения.
Мероприятия по развитию медицинского обеспечения полетов включают обновление нормативно-правовой медицинской документации, совершенствование предполетного (предсменного) контроля авиационных специалистов, внедрение новых видов современной оценки функционального состояния здоровья, разработку оздоровительно-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, работоспособности и продления их профессионального долголетия.
6. Формирование научно-теоретических и методических основ предотвращения авиационных происшествий и анализа эффективности принятых профилактических мероприятий
Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.
Работы в области безопасности полетов должны основываться на выявлении, анализе и устранении (уменьшении до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов, а также последующих рисков, которые угрожают безопасности воздушных перевозок и сдерживают развитие гражданской авиации.
Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого фактора, надежности авиационной техники и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора и авиационных технологий.
Планом мероприятий предусматривается разработка методических пособий и рекомендаций в области безопасности полетов с научным обоснованием путей предотвращения авиационных происшествий на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации воздушных судов.
7. Обеспечение безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения
Мероприятия по обеспечению безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения направлены на управление процессом создания и совершенствования аэронавигационной системы с целью устранения или смягчения факторов риска и достижение установленных государством приемлемых уровней безопасности. Эти мероприятия будут осуществляться на всех этапах жизненного цикла системы: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения и эксплуатации.
Указанные мероприятия должны реализовываться во всех организационных структурах, входящих в аэронавигационную систему, а также в поддерживающих их деятельность организациях. Они ориентированы на важнейшие направления деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения в период реорганизации единой системы организации воздушного движения в аэронавигационную систему России, среди которых:
реализация комплекса мероприятий по усилению государственной поддержки в области создания и развития аэронавигационной системы России;
разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании для различных этапов полета воздушных судов и организационных структур аэронавигационной системы, определение их приемлемых (целевых) значений, оценка фактических значений показателей и их тенденций, реализация необходимых действий для обеспечения приемлемых значений показателей безопасности в аэронавигационной системе;
совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасности воздушного движения;
разработка научных методов обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования рисков безопасности воздушного движения;
внедрение в практику аэронавигационного обслуживания воздушного движения передовых технических и организационных решений, одобренных Международной организацией гражданской авиации и предусмотренных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России на основе научных методов обеспечения и управления безопасностью воздушного движения, в том числе внедрение сокращенных норм эшелонирования (RVSM), создание объединенных районов аэронавигационного обслуживания воздушного движения, формирование органов управления воздушным движением;
совершенствование профессиональной подготовки инженерно-технического и диспетчерского персонала, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также инспекторской службы;
обеспечение повышенных требований по авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России, внедрением в практику обслуживания новых технических и технологических решений;
совершенствование взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения полетов, обеспечения аэронавигационной информацией с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения.
8. Обеспечение метеорологической безопасности полетов
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ должны учитываться вопросы метеорологического обеспечения полетов. При этом необходимо предусматривать проведение работ по совершенствованию механизмов государственной поддержки и государственного регулирования этого направления деятельности, а также механизмов разработки и реализации новых принципов организации и осуществления метеорологического обеспечения полетов с учетом потребностей государства и авиационных пользователей.
Мероприятия по совершенствованию метеорологического обеспечения полетов воздушных судов включают в себя:
внедрение международных стандартов в практику метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации;
переоснащение сети подразделений метеорологического обеспечения гражданской авиации метеорологическим оборудованием, отвечающим международным стандартам по точности измерения метеорологических характеристик, уровню автоматизации технологических процессов сбора, обработки и передачи данных пользователю;
проведение мероприятий по централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения полетов;
проведение научных исследований в области модернизации метеорологического обеспечения гражданской авиации и внедрение их результатов в практику;
повышение профессионального уровня специалистов подразделений по метеорологическому обеспечению гражданской авиации;
повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации;
создание нормативных правовых и методических документов.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы направлен на совершенствование методов работы органов государственного регулирования, пользователей воздушного пространства, владельцев и производителей воздушных судов и оборудования, авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения по вопросам организации, производства и обеспечения полетов, а также на приведение их в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.
Организационное сопровождение реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по безопасности полетов.
Головными исполнителями Программы являются Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство по промышленности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые осуществляют следующие функции:
разрабатывают федеральные и ведомственные целевые программы (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации федеральных и ведомственных целевых программ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают реализацию федеральных и ведомственных целевых программ и плана мероприятий.
VI. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Программы
При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ (перечней и планов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение обязательств) должны предусматриваться в приоритетном порядке инвестиции на реализацию проектов по подготовке авиационного персонала, создание системы поддержания летной годности воздушных судов, поддержание инфраструктуры аэропортов и объектов обслуживания воздушного движения, проведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов, организации контроля за выполнением полетов и расследования авиационных событий. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают финансирование конкретных работ в рамках плана мероприятий.
Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией плана мероприятий, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе ежегодной оценки Межведомственной комиссии по безопасности полетов. Оценка проводится в соответствии со стандартными процедурами по 8 показателям критических элементов системы организации контроля государством за безопасностью полетов, изложенными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).
Реализация Программы в течение ближайших 3 - 4 лет должна привести к стабилизации уровня безопасности полетов с обеспечением предпосылок роста безопасности перевозок и авиационных работ. Выполнение в полном объеме Программы позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в Российской Федерации в 2 - 2,5 раза и, как следствие, количество жертв авиационных катастроф.
Наряду с этим существенным социальным эффектом (обеспечение безопасности граждан) будут созданы достаточные условия для повышения авторитета и привлекательности российских перевозчиков на мировом авиационном рынке, что повлечет за собой положительные экономические последствия.
Кроме того, при повышении безопасности полетов ущерб, причиняемый авиационными происшествиями и инцидентами, включая инциденты, связанные с повреждением воздушных судов и двигателей на земле, будет значительно меньшим.
Развитие гражданской авиации влечет за собой повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников гражданской авиации, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части авиационного персонала в другие страны. Сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных кадров гражданской авиации создаст условия для расширения возможностей профессиональной самореализации молодежи.
Приложение
к Государственной программе
обеспечения безопасности
полетов воздушных судов
гражданской авиации
План
мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации
|
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
|
|
|
|
|
I. Государственный надзор и управление безопасностью полетов
| ||||
1. |
Включение мер долгосрочного характера для реализации проектов по подготовке авиационного персонала, поддержания летной годности воздушных судов, поддержания инфраструктуры аэропортов и объектов обслуживания воздушного движения в соответствующие разделы действующих и разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ |
акты Правительства Российской Федерации, акты Росаэронавигации |
постоянно |
Минтранс России Минпромэнерго России Росаэронавигация Росгидромет |
2009 год |
Росаэронавигация |
|||
2. |
Разработка:
правил оценки качества функционирования гражданской авиации для предупреждения авиационных происшествий |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор Росаэронавигация Росгидромет |
|
правил определения намеченного к обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов |
|
|
|
|
правил, регламентирующих порядок рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов на всех уровнях управления гражданской авиации (уполномоченный орган, территориальный орган, эксплуатант, аэропорт, организация гражданской авиации, подразделения)
требований, регламентирующих мониторинг летной годности авиатехники как подсистемы мониторинга безопасности полетов |
|
|
|
|
требований к системам управления безопасностью полетов при эксплуатации воздушных судов, при эксплуатации аэродромов и обслуживании воздушного движения, соответствующих стандартам Международной организации гражданской авиации, предусмотренным приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации |
|
|
|
3. |
Проведение ежегодной оценки организации контроля за безопасностью полетов |
решение Межведомственной комиссии по безопасности полетов |
ежегодно |
Межведомственная комиссия по безопасности полетов Минтранс России Минпромэнерго России Росавиация Ространснадзор Роспром Росаэронавигация Росгидромет Межгосударственный авиационный комитет |
4. |
Осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, разработанных по результатам расследования событий, в том числе при разработке и корректировке федеральных и ведомственных целевых программ |
решение Межведомственной комиссии по безопасности полетов
|
постоянно |
Межведомственная комиссия по безопасности полетов |
5. |
Установление приемлемого уровня безопасности полетов и показателей безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация |
6. |
Внесение изменений в федеральные авиационные правила по сертификации эксплуатантов коммерческой гражданской авиации, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов, аэродромов (аэропортов) и организаций по обслуживанию воздушного движения в части разработки заявителем системы управления безопасностью полетов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росавиация Росаэронавигация |
7. |
Утверждение состава и порядка работы межведомственной рабочей группы гражданской авиации и авиационной промышленности по анализу инцидентов и разработке предложений по предупреждению авиационных происшествий |
акты Минтранса России, Минпромэнерго России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
8. |
Подготовка концепции и технического задания на разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" с целью учета стандартов Международной организации гражданской авиации в области создания и эксплуатации гражданской авиационной техники |
|
2008 год |
Минпромэнерго России Минтранс России Росаэронавигация Межгосударственный авиационный комитет |
9. |
Подготовка концепции и технического задания на разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части реализации стандартов Международной организации гражданской авиации в области контроля за обеспечением безопасности полетов |
|
2009 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Росавиация Ространснадзор Роспром Росаэронавигация Росгидромет Межгосударственный авиационный комитет |
10. |
Разработка административных регламентов: |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации |
|
|
|
|
по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу |
|
|
|
|
по выполнению федеральным органом исполнительной власти государственных функций по проведению мониторинга медицинского обеспечения полетов и осуществления контроля за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по медицинскому обеспечению полетов |
|
|
|
11. |
Разработка и утверждение программ подготовки авиационного персонала, касающихся обучения специалистов по разработке и контролю функционирования систем управления безопасностью полетов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация |
12. |
Внесение изменений в программы подготовки государственных инспекторов по безопасности полетов, предусматривающих совершенствование их знаний в области международного законодательства, изучения юридических и технических аспектов инспектирования организаций гражданской авиации, воздушных судов и персонала |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация |
13. |
Разработка и утверждение порядка экспертной оценки организации и выполнения производства полетов, эксплуатации воздушных судов, эксплуатации оборудования аэродромов (аэропортов), подготовки авиационного персонала, оценки тренажерных устройств имитации полета и технических средств обучения, а также функционирования систем управления безопасностью полетов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация
|
14. |
Создание центральной нормативно-методической библиотеки гражданской авиации |
акт Росавиации, доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 год |
Росавиация Минтранс России Ространснадзор Росаэронавигация Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
15. |
Внесение изменений в правила сертификации типа воздушного судна в части совершенствования процедур сертификации авиатехники, методов определения соответствия установленным требованиям |
акт Минтранса России |
2009 год |
Межгосударственный авиационный комитет Минпромэнерго России Минтранс России
|
16. |
Установление требований к технологиям маркировки комплектующих изделий в процессе их изготовления, а также требований к системе контроля их оборота в эксплуатации |
акты Минтранса России, Минпромэнерго России |
2008 год |
Минпромэнерго России Минтранс России Ространснадзор |
17. |
Проведение исследований по совершенствованию методов и средств использования бортовых средств регистрации полетной информации при расследовании авиационных происшествий и инцидентов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2009 год |
Ространснадзор Росавиация Межгосударственный авиационный комитет Минпромэнерго России Минтранс России |
18. |
Разработка и издание учебно-методических пособий по обобщению опыта летной и технической эксплуатации типов воздушных судов |
доклад Росавиации на заседании Межведомственной комиссии по безопасности полетов |
постоянно |
Росавиация Минтранс России Минпромэнерго России |
19. |
Анализ всех ранее выпущенных нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих друг друга документов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2009 год |
Минтранс России Росаэронавигация Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
II. Обеспечение безопасности при производстве полетов
| ||||
20. |
Разработка федеральных авиационных правил подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полета, включая разделы: |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
|
часть 1. Порядок эксплуатации коммерческих самолетов |
акт Минтранса России
|
2008 год |
Минтранс России |
|
часть 2. Порядок эксплуатации самолетов авиации общего назначения |
акт Минтранса России |
2009 год |
Минтранс России |
|
часть 3. Порядок эксплуатации коммерческих вертолетов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
часть 4. Порядок эксплуатации вертолетов авиации общего назначения |
акт Минтранса России |
2009 год |
Минтранс России |
21. |
Разработка федеральных авиационных правил: |
|
|
|
|
выдачи сертификатов (удостоверений) летной годности воздушных судов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России |
|
установления требований к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации |
акт Минтранса России |
2009 год |
Межгосударственный авиационный комитет |
|
выдачи удостоверения о годности к полетам на основании акта оценки конкретного воздушного судна |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
22. |
Разработка федеральных авиационных правил допуска к полетам гражданских воздушных судов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
23. |
Разработка федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к выдаче свидетельств авиационному персоналу |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
24. |
Внесение изменений в федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов и организаций технического обслуживания, устанавливающих: |
|
|
|
|
требования о наличии интегрированной системы управления безопасностью полетов у эксплуатанта, осуществляющего коммерческие перевозки, и системы управления безопасностью полетов в организации по техническому обслуживанию |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России
|
|
требования к эксплуатантам, выполняющим коммерческие перевозки на самолетах 1-2 классов (с максимальной взлетной массой от 30 т и более) |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требования к эксплуатантам, выполняющим коммерческие перевозки и авиационные работы с использованием вертолетов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требования к эксплуатантам, выполняющим коммерческие перевозки и авиационные работы на самолетах 3 - 4 классов (с максимальной взлетной массой менее 30 т) |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России
|
25. |
Установление требований, обеспечивающих внедрение современных средств и методов навигации, соответствующих стандартам Международной организации гражданской авиации в части производства полетов и эксплуатации воздушных судов, включая требования к изданию необходимых бюллетеней для доработки воздушных судов предприятиями промышленности и конструкторскими бюро |
акты Минтранса России, Минпромэнерго России |
2008 год |
Минтранс России Минобороны России Минпромэнерго России |
26. |
Установление требований к оборудованию воздушных судов бортовыми системами предупреждения столкновений в воздухе (БСПС II) и системами автоматизированного зависимого наблюдения с вещательным режимом работы |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация Минпромэнерго России |
27. |
Установление требований к оборудованию самолетов (с максимальной взлетной массой 5700 кг или имеющих право перевозить свыше 9 пассажиров) бортовыми системами раннего предупреждения о приближении к подстилающей поверхности с функцией оценки рельефа в направлении полета (TAWS) |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России |
28. |
Определение порядка установки и внедрения на воздушных судах навигационных систем, работающих по сигналам системы ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и использующих электронные цифровые карты и базы данных рельефа местности с информацией об искусственных препятствиях |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация Минпромэнерго России |
29. |
Разработка порядка внедрения интегрированной (бортовые и наземные модули) системы обеспечения вихревой безопасности полетов на основе технологий связи, навигации и наблюдения/организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (CNS/ATM) и технологий сбора и передачи данных |
ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2010 годы |
Минпромэнерго России Минтранс России Росгидромет |
30. |
Разработка порядка внедрения нового поколения бортовых систем безопасности на основе современных компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта (поддержка экипажа в особых ситуациях полета, предупреждение выхода на опасные режимы, контроль руления, разбега и пробега, защита от террористов, проникших в кабину экипажа и др.) |
ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет Минтранс России |
31. |
Разработка и определение порядка внедрения современных методов и стендовой базы для оценки стойкости воздушного судна к воздействию внешних электромагнитных полей высокой интенсивности, а также оценки работы бортовых цифровых систем в условиях воздействия разрядов молнии |
акты Минпромэнерго России, Минтранса России |
2008 - 2010 годы |
Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет Минтранс России |
32. |
Создание комплекса полунатурного моделирования, электронного натурного полигона и летающей лаборатории для отработки и сертификации перспективного наземного и бортового комплексов оборудования авиационно-транспортной системы |
акт Минпромэнерго России |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет Минтранс России |
33. |
Модернизация испытательной базы, обеспечивающей проведение работ для определения соответствия гражданской авиационной техники современным требованиям к летной годности и охране окружающей среды |
акт Минпромэнерго России |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
34. |
Создание на основе технологий CNS/ATM Международной организации гражданской авиации автономного мобильного комплекса наземных средств для оборудования аэродромов и посадочных площадок с целью обеспечения полетов воздушных судов местных авиалиний |
акт Минпромэнерго России |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Минтранс России Росаэронавигация Межгосударственный авиационный комитет |
35. |
Разработка и определение порядка внедрения новых методов и средств защиты авиационных двигателей от повреждения посторонними предметами при взлете и посадке |
акты Минпромэнерго России, Минтранса России |
2008 - 2012 годы |
Минпромэнерго России Минтранс России |
36. |
Разработка и определение порядка внедрения методов и технических средств контроля функционального состояния и поддержки работоспособности членов летного экипажа в процессе полета |
акты Минпромэнерго России, Минтранса России |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет Минтранс России |
37. |
Проведение исследований для разработки методов использования новых технологий объективного контроля полетов и объективной полетной информации для повышения эффективности контроля эксплуатации воздушных судов |
акт Минтранса России |
2008 - 2015 годы |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
38. |
Установление порядка метеорологического обеспечения гражданской авиации в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой, включая:
создание нормативных и методических документов |
акты Росаэронавигации, Минтранса России, Росгидромета |
2008 - 2012 годы |
Росгидромет Минтранс России Росаэронавигация |
|
переоснащение сети авиационных метеорологических подразделений современным метеорологическим оборудованием
мероприятия по централизации и оптимизации системы авиационного метеорологического обеспечения |
|
|
|
|
повышение профессионального уровня специалистов авиационных метеорологических подразделений
повышение научно-технического уровня технологий для подготовки метеорологической информации |
|
|
|
39. |
Проведение исследований для разработки методов и средств обеспечения выживания пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях, подготовки экипажей к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций |
|
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Росавиация Ространснадзор |
III. Безопасность на аэродроме
| ||||
40. |
Подготовка предложений по корректировке действующих строительных норм и правил с целью внедрения новых технических и технологических решений при проектировании, строительстве и приемке вновь построенных (реконструированных) аэродромов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
41. |
Разработка предложений по приведению уровня технической оснащенности аэродромной сети России в соответствие с характеристиками эксплуатируемой и перспективной техники, в том числе крупногабаритных воздушных судов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
42. |
Проведение мониторинга состояния искусственных покрытий взлетно-посадочных полос узловых международных аэродромов, по результатам которого осуществляется разработка мероприятий и проведение работ по улучшению состояния искусственных покрытий этих аэродромов |
акт Минтранса России |
2008 - 2010 годы |
Минтранс России Росавиация Межгосударственный авиационный комитет |
43. |
Разработка порядка внедрения средств управления наземным движением и защиты взлетно-посадочных полос от несанкционированного въезда с перспективой перехода к усовершенствованным системам управления наземным движением для аэродромов, эксплуатируемых в условиях II и III категорий Международной организации гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
44. |
Разработка и утверждение требований к порядку согласования строительства зданий и сооружений в районе аэродрома и на приаэродромной территории в части введения ограничений для жилой застройки и возведения опасных для гражданской авиации объектов (газопроводы, раздатчики топлива и т.п.) |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 год |
Минтранс России Росавиация Росаэронавигация |
45. |
Разработка и утверждение требований к порядку внедрения на аэродромах систем мониторинга и контроля местоположения воздушных судов и транспортных средств на летном поле |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
46. |
Разработка и утверждение технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельным топливам и отдельным горюче-смазочным материалам" |
постановление Правительства Российской Федерации |
2009 год |
Минпромэнерго России Минтранс России Минобороны России Минэкономразвития России Ростехнадзор Минздравсоцразвития России |
47. |
Разработка федеральных авиационных правил обеспечения полетов воздушных судов авиатопливом |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
48. |
Разработка отраслевой программы модернизации топливозаправочных комплексов, включая современные типы средств фильтрации авиатоплива, и внедрение модели сетевого топливного обслуживания авиаперевозчиков |
акт Росавиации, доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2010 годы |
Росавиация Минтранс России |
49. |
Разработка федеральных авиационных правил аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения на гражданских аэродромах |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России
|
50. |
Разработка и утверждение нормативно-технических требований к аэродромной аварийно-спасательной и противопожарной технике нового поколения и подготовка предложений по ее внедрению на предприятиях гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор |
51. |
Утверждение требований к организации контроля готовности аварийно-спасательных формирований предприятий гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор |
52. |
Утверждение правил обеспечения и контроля пожарной безопасности при эксплуатации воздушных судов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор |
53. |
Утверждение требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Росавиация |
54. |
Разработка аналитической программы ведомства по совершенствованию метеорологического обеспечения гражданской авиации на 2008 год |
акт Росгидромета |
2008 год |
Росгидромет |
55. |
Расширение сети категорированных аэродромов, в том числе III категории, Международной организации гражданской авиации |
акт Росавиации, доклад в Правительство Российской Федерации |
2011 год |
Минтранс России Росавиация Межгосударственный авиационный комитет |
IV. Безопасность полетов, связанная с аэронавигационным обслуживанием воздушного движения
| ||||
56. |
Разработка структуры и утверждение взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2009 годы |
Росаэронавигация Минтранс России Росгидромет |
57. |
Разработка методов обеспечения безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования угроз безопасности воздушного движения |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2012 годы |
Росаэронавигация |
58. |
Проведение научно-исследовательских работ для внесения изменений в федеральные авиационные правила использования воздушного пространства в части сокращения минимумов горизонтального эшелонирования и введения международных стандартов правил полетов и аэронавигационного обслуживания |
акт Правительства Российской Федерации |
2008 - 2010 годы |
Росаэронавигация |
59. |
Внедрение систем и средств захода на посадку с использованием системы ГЛОНАСС |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2009 годы |
Росаэронавигация Минтранс России |
60. |
Разработка и утверждение требований к профессиональной подготовке диспетчерского и инженерно-технического состава Росаэронавигации, непосредственно обеспечивающего аэронавигационное обслуживание, а также персонала инспекторских служб |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2015 годы |
Росаэронавигация |
61. |
Разработка ведомственной целевой программы создания системы подготовки диспетчеров управления воздушным движением, инженерно-технического персонала |
акт Росаэронавигации |
2009 год |
Росаэронавигация Минэкономразвития России Минфин России |
62. |
Оснащение учебных заведений гражданской авиации, в том числе авиационных учебных центров, современными тренажерными комплексами для подготовки, повышения квалификации и переподготовки диспетчеров управления воздушным движением |
ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2015 годы |
Росаэронавигация Минтранс России Росавиация
|
63. |
Определение порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2009 годы |
Росаэронавигация |
64. |
Утверждение требований к авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России и порядок внедрения в практику обслуживания новых технических и технологических решений |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2009 годы |
Росаэронавигация |
65. |
Определение порядка взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной системы России, в первую очередь авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения, обеспечения аэронавигационной информацией и другими с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения |
акт Росаэронавигации |
2008 - 2012 годы |
Росаэронавигация Росгидромет |
66. |
Разработка ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании воздушного движения" |
акт Росаэронавигации |
2009 год |
Росаэронавигация |
67. |
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и совершенствованию технологий и методов системы метеорологического обеспечения аэронавигации |
акт Росгидромета |
2008 - 2015 годы |
Росгидромет Росаэронавигация |
V. Безопасность при обеспечении и поддержании летной годности воздушных судов
| ||||
68. |
Утверждение требований, устанавливающих ответственность и порядок взаимодействия уполномоченных органов, заинтересованных лиц в области обеспечения и поддержания летной годности воздушных судов гражданской авиации (с учетом модельных авиационных правил Международной организации гражданской авиации - Евросоюза - Межгосударственного авиационного комитета) |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
69. |
Определение порядка перевода на эксплуатацию в пределах проектного ресурса гражданских воздушных судов российского производства, порядка контроля ресурсов готовых изделий и агрегатов, а также порядка утилизации воздушных судов и агрегатов при отработке назначенного ресурса |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
70. |
Внесение изменений в Целевую комплексную программу по поддержанию летной годности воздушных судов на период до 2020 года |
акты Минтранса России, Ространснадзора, Минпромэнерго России, Межгосударственного авиационного комитета |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
71. |
Разработка порядка внедрения средств идентификации и контроля характеристик эксплуатируемых воздушных судов на основе полетной информации и наземного контроля |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России |
72. |
Определение порядка ответственности эксплуатанта и разработчика авиационной техники в области поддержания летной годности воздушных судов при организации работы центров технического обслуживания и ремонта авиационной техники |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России Межгосударственный авиационный комитет |
73. |
Разработка и утверждение требований к комплексной информационной системе для решения задач поддержания летной годности воздушных судов на базе современных компьютерных технологий, включающей в себя: |
акт Минтранса России |
2008 - 2009 годы |
Минтранс России Ространснадзор Минпромэнерго России
|
|
учет наработки воздушных судов и двигателей
учет отказов, их анализ, разработку предложений по их предупреждению и устранению |
|
|
|
|
базу данных комплектующих деталей по типам воздушных судов |
|
|
|
|
учет жизненного цикла воздушного судна (разработка - создание - серийное производство - эксплуатация - утилизация) |
|
|
|
VI. Безопасность полетов и подготовка авиационного персонала
| ||||
74. |
Разработка и утверждение: |
|
|
|
|
требований к программам подготовки летного и технического состава |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требований к воздушным судам первоначального обучения и тренажерным устройствам имитации полета |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требований к специализированным тренажерным центрам для подготовки авиационного персонала с учетом типов воздушных судов, эксплуатируемых в гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требований к преподавательскому и инструкторскому составу |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требований к авиационным учебным заведениям в части оценки качества методов подготовки и преподавания, а также методического и технического обеспечения учебного процесса |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
|
требований к организации переподготовки лиц с высшим и средним специальным образованием в качестве пилотов |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
75. |
Осуществление в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы" обновления парка воздушных судов первоначального обучения и тренажеров, а также модернизации действующих воздушных судов и тренажеров в государственных учебных заведениях гражданской авиации |
ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2015 годы |
Минтранс России Росавиация |
76. |
Утверждение программ повышения квалификации для инженерно-технического персонала |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
77. |
Создание и внедрение современных тренажерных устройств имитации полета для тренировки членов экипажей, выполняющих полеты на воздушных судах Ту-214, Ту-204-300, Ил-114, Ан-124-100, Бе-200, М-101Т, Ми-26Т, Ми-2, Ка-32, Ту-334, Ил-96-400, Ан-148, Ансат, Бе-103, Ми-38, Super Jet 100, в том числе тренажеров для гражданских воздушных судов, планируемых к производству в рамках Объединенной авиастроительной корпорации |
ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации |
2008 - 2015 годы |
Минпромэнерго России Минтранс России Объединенная авиастроительная корпорация |
78. |
Разработка и утверждение требований к современным тренажерным устройствам имитации полета для тренировки летного состава по выводу воздушных судов транспортной категории из критических режимов полета. Определение порядка их утверждения для тренировки летного состава гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2009 год |
Минпромэнерго России Минтранс России
|
79. |
Создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" и федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" авиационного учебного центра специальной наземной и летной подготовки экипажей для действий в особых и нестандартных случаях полета |
акты Минтранса России, Минпромэнерго России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России |
80. |
Установление порядка проведения тренировок членов экипажей воздушных судов на воздушных судах и тренажерных устройствах имитации полета |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
81. |
Определение порядка контроля летной эксплуатации воздушных судов экспертами из числа летчиков-испытателей гражданской авиации и авиационной промышленности |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Минпромэнерго России |
82. |
Определение порядка внедрения в гражданской авиации тренажерных комплексов для диспетчеров и персонала аэродромов |
акты Минтранса России, Росаэронавигации |
2008 - 2012 годы |
Минтранс России Росаэронавигация Межгосударственный авиационный комитет |
83. |
Внесение изменений в Федеральные авиационные правила по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала и медицинскому обеспечению полетов с учетом поправок к международным стандартам |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России |
84. |
Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о выдаче свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации |
акт Правительства Российской Федерации |
2008 год |
Минтранс России Росаэронавигация |
85. |
Разработка и утверждение требований к созданию современно оснащенных региональных центров для санаторно-курортного лечения, оздоровления и реабилитации авиационных специалистов |
акт Минтранса России |
2009 год |
Минтранс России |
86. |
Создание научно-методического центра медицинского обеспечения полетов гражданской авиации, изучения условий профессиональной деятельности авиационных специалистов и их влияния на работоспособность и здоровье (с разработкой необходимых реабилитационных мероприятий) |
акт Росавиации |
2009 год |
Минтранс России Росавиация |
87. |
Разработка и утверждение единых программ профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований предприятий гражданской авиации |
акт Минтранса России |
2008 год |
Минтранс России Ространснадзор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Программа направлена на создание системы управления безопасностью полетов в гражданской авиации, способной обеспечить устойчивое сокращение количества авиационных происшествий и человеческих жертв с одновременным наращиванием темпов модернизации отрасли по всем направлениям деятельности.
Программой предусматриваются мероприятия по совершенствованию подготовки авиационного персонала на основе современных международных стандартов, обновлению парка воздушных судов авиапредприятий РФ путем закупки воздушных судов российского производства нового поколения и воздушных судов импортного производства, которые не производятся в РФ. Запланированы мероприятия по совершенствованию метеорологического, радиотехнического, аэронавигационного и наземного обеспечения полетов.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008-2015 годов.
Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 641-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 20 ст. 2373