Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 11 ноября 2004 г. N 176-ОЗ
Областная целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
14 июля 2005 г., 10 июля, 28 декабря 2006 г., 12 марта, 5 апреля, 7 мая, 5 июля 2007 г.
Законом Владимирской области от 5 июля 2007 г. N 85-ОЗ в раздел "Паспорт областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" Указ Губернатора области от 10.02.2004 г. N 3 "О законодательной инициативе и нормотворческой деятельности Губернатора области в 2004 году", Распоряжение администрации Владимирской области от 20.02.2004 г. N 94 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года". |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Владимирской области |
Координатор программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области |
Основные разработчики Программы |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия, отдел координации развития АПК и перерабатывающих отраслей, департамент образования, департамент здравоохранения, комитет по культуре, управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры, департамент строительства и архитектуры, департамент государственного регулирования топливно-энергетического комплекса, департамент транспорта и дорожного хозяйства, областной союз потребительских обществ. |
Цели и задачи Программы |
Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских поселений и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2010 г.г. I этап: 2004-2006 г.г. II этап: 2007-2010 г.г. |
Основные программные мероприятия |
Жилищное строительство, газификация, водоснабжение, мероприятия в сфере образования, здравоохранения, культуры, дорожного строительства, электрификации, развития телекоммуникационных сетей, информационно-консультационного обслуживания, торговли и бытового обслуживания населения |
Исполнители основных программных мероприятий |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия, департамент образования, департамент здравоохранения, департамент по культуре, департамент по физической культуре, спорту и туризму, департамент строительства и архитектуры, департамент транспорта и дорожного хозяйства, департамент жилищно-коммунального хозяйства, комитет по энергетической политике, комитет информатизации, связи и телекоммуникаций, ОАО "ЦентрТелеком" Владимирский филиал (по согласованию), ОАО "Владимирэнерго" (по согласованию), ОАО "Владимироблгаз" (по согласованию), Владимирский областной союз потребительских обществ (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы |
Общая сумма расходов на реализацию программы - 2071,17 млн. рублей в том числе средства: федерального бюджета - 314,76 млн. рублей (15,2 процента); областного бюджета - 750,04 млн. рублей (36,2 процента); муниципальных бюджетов - 453,43 млн. рублей (21,9 процента); внебюджетных источников - 552,94 млн. рублей (26,7 процента) |
Контроль за выполнением Программы |
Контроль за выполнением программы осуществляет Губернатор и Законодательное Собрание Владимирской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы к 2010 г. позволит: улучшить жилищные условия 735 сельским семьям; привлечь для проживания на селе 205 молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; довести долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях в первую смену до 98 процентов; провести реконструкцию 4 амбулаторий на 265 посещений в смену, 3 участковых больниц на 125 коек и 400 посещений в смену и 8 фельдшерско-акушерских пунктов на 150 посещений в смену; повысить обеспеченность клубными учреждениями до 286 мест на 1 тыс. жителей; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 30 процентов; обеспечить сельское население питьевой водой соответствующего качества и довести обеспеченность жилого фонда водопроводной сетью до 57%; расширить сеть автомобильных дорог общего пользования на 43,07 км; увеличить потребление электроэнергии на бытовые цели до 0,8 МВт в год на душу населения; довести объем товарооборота на одного жителя до 10 тыс. рублей и увеличить объем бытовых услуг в 2,5 раза; сохранить на объектах социальной и инженерной инфраструктуры 1779 рабочих мест и дополнительно создать около 688 рабочих мест; улучшить демографическую ситуацию на селе и обеспеченность АПК квалифицированными кадрами; на 18 % повысить производительность труда на предприятиях АПК; обеспечить реконструкцию 4-х сельских клубов; укрепить материально-техническую базу учрежде- ний культуры клубного типа, приобрести 16 автотранспортных средств, музыкальные инструменты, библиотечное оборудование, провести противопожарные мероприятия. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На территории Владимирской области располагается 16 районов, 223 сельских округа, 2480 сельских населенных пункта. По состоянию на 01.01.2004 численность постоянного сельского населения 317,23 тыс. человек, что составляет 20 процентов от численности населения области. Около 25 процентов составляют малые населенные пункты с численностью от 1 до 10 человек.
К началу 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд составляет 139,4 тыс. домов (квартир), 8123,9 тыс.кв.м общей площади, в том числе 284,4 тыс.кв.м ветхий и аварийный.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 43,2 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 29,7 процентов, канализацией - 31,7 процентов, горячим водоснабжением - 14,7 процентов.
Здравоохранение. Помощь жителям села осуществляется 12 центральными районными больницами, 12 районными больницами, 21 участковыми больницами, 42 сельскими врачебными амбулаториями и 372 фельдшерско-акушерскими и фельдшерскими пунктами.
За истекшее десятилетие численность жителей села сократилась, как за счет естественной убыли, так и за счет миграции. Среди неблагоприятных факторов остается низкий уровень финансирования, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы, отсутствие транспорта, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. В этих условиях наблюдается нарастающая тенденция ухудшения медико-демографических показателей.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта на селе.
Несмотря на то, что спортивная база находится в рабочем состоянии, большинство спортсооружений требуют ремонта и реконструкции. Отсутствие необходимого спортивного инвентаря и оборудования в учебных заведениях в сельской местности снижает методический и организационный уровень проведения учебно-тренировочных занятий, уроков по физической культуре.
Образование. В сельской местности Владимирской области функционирует 325 общеобразовательных школ (171 малокомплектные), в них обучаются 29035 учащихся. В две смены работают 30 общеобразовательных школ.
В капитальном ремонте на сегодняшний день нуждаются 26% школьных зданий. Более 143 общеобразовательных учреждений не имеют спортивных и актовых залов, 105 школ не имеют столовых. В 98 зданиях отсутствует водопровод и канализация.
Культурно-досуговая деятельность. В последние годы наблюдается тенденция сокращения сети клубных учреждений, библиотек, киноустановок. Одна из причин такого сокращения заключается в том, что муниципальные бюджеты не в состоянии осуществлять их ремонт, техническое оснащение и содержание.
Торгово-бытовое обслуживание. За последние три года наметились позитивные тенденции по открытию и восстановлению торговой сети и предприятий общественного питания. Объем товарооборота в расчете на одного жителя в 2003 году составил 4 тыс.рублей.
Система электрификации села. К началу 2003 года значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся в собственности предприятий и муниципальных образований, отработали свой нормативный срок и требует замены. Потребление электроэнергии на бытовые цели составляет 0,63 МВт в год на душу населения.
Газификация села. Несмотря на то, что в последние годы темпы строительства разводящих газовых сетей на селе значительно возросли, уровень газификации природным газом жилья на селе составляет 18,7 процентов.
Водоснабжение. По состоянию на 01.01.2004 г. централизованным водоснабжением охвачено 534 сельских населенных пункта, охват жилого фонда водопроводной сетью составляет 43,2% населения.
Протяженность уличной водопроводной сети в одну нитку составляет 1302,6 км с производственной мощностью 117,5 тыс.куб. метров в сутки. Число уличных водоразборов (будок, колонок, кранов) 2997 единиц. Среднесуточный отпуск воды населению и на коммунально-бытовые нужды в расчете на одного жителя 97 литров, что в 2,2 раза меньше, чем в городской местности.
Телекоммуникационная связь. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В части малочисленных сельских поселений телефонная связь отсутствует, не развита таксофонная связь на селе. Телефонная плотность в прошлом году составила 7,9 ТА/100 жителей.
Дорожное строительство. Во Владимирской области на протяжении многих лет создавалась сеть дорог общего пользования, соединяющая центральные усадьбы совхозов и колхозов с районными центрами.
В 1976 году была создана система Агропромдорстроя, призванная соединить сельские населенные пункты с центральными усадьбами. Силами Агропромдорстроя построено около 700 км дорог.
В настоящее время существующая сельская дорожно-транспортная сеть области не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В области свыше 600 сельских населенных пунктов, где проживает около 14 тыс. человек, не имеют дорог с твердым покрытием, к ним отсутствует автобусное сообщение.
Законом Владимирской области от 12 марта 2007 г. N 26-ОЗ в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских поселений и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи;
повышение образовательного уровня сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;
активацию культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
повышение уровня и качества электро-водо-газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.
Основные пути решения программных задач:
формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;
приоритетная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений на областном и местном уровнях;
повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережению, соблюдению ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышению надежности и безопасности энергоснабжения, развитию экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Сроки реализации Программы (2004-2010 годы) учитывают возможности бюджетных и внебюджетных источников финансирования программных мероприятий. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости.
Программа будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2004-2006 годы) должен обеспечить совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством.
Второй этап (2007-2010 годы) реализации Программы предусматривает переход к формированию в сельских поселениях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Сроки реализации программных мероприятий на первом и втором этапах установлены в зависимости от приоритетности решения конкретных задач.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета на 2004-2006 годы, приоритетными направлениями государственной поддержки являются: жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
Реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года" в 2007 году обеспечивает развитие сельских учреждений культуры, совершенствование деятельности коллективов, организацию досуга сельского населения и поддержку традиционной сельской культуры.
Законом Владимирской области от 28 декабря 2006 г. N 198-ОЗ в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. Система программных мероприятий
Программа призвана способствовать реализации задач по социальному развитию и инженерному обустройству сельских населенных пунктов и включает мероприятия по организационному и финансовому обеспечению реализации целей программы за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Мероприятия Программы направлены на окончание строительства ранее незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает мероприятия по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения и культуры, систем электроводо-газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи (приложения 1 - 11-1).
3.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
Жизненный уровень сельского населения, его благосостояние, закрепление профессиональных кадров, создание трудового потенциала напрямую зависит от жилищных условий на селе.
Объемы государственных капитальных вложений в социальную сферу и строительство жилья на селе в связи с переходом на рыночные отношения сведены до минимума, особенно в последние годы. В результате чего ввод жилья на селе по сравнению с 1990 г.г. сократился в 2,2 раза.
Мероприятия Программы предусматривают:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;
формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами;
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей в сельской местности области.
Финансирование программы жилищного строительства осуществляется за счет консолидации средств федерального, областного, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетные источники включают собственные накопления населения, средства сельскохозяйственных предприятий, банковские кредитные ресурсы и средства иных инвесторов.
Средства федерального бюджета привлекаются в порядке, определенном федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года".
Выполнение мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия 734 сельским семьям;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков;
обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми местными строительными материалами, транспортом, оборудованием и т.д.;
сократить отставание бытового уровня жизни сельского населения от уровня проживания в городах и поселках городского типа;
закрепить профессиональные кадры на селе.
В целях привлечения молодых специалистов для работы на селе и закрепления их, необходимо улучшить жилищное строительство на селе. Практиковать ипотечное кредитование.
3.2. Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений
Мероприятия Программы направлены на ввод объектов образования, находящихся в незавершенном строительстве, замену ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений.
Наполняемость новых школ учащимися до проектной мощности планируется за счет привлечения детей из близлежащих школ, которые с вводом новостроек, из-за ветхости и аварийности существующих зданий будут закрыты.
Для подвоза учащихся из близлежащих деревень необходимо ежегодно приобретать новые автобусы, взамен вышедших из строя и в школы, где в настоящее время подвоз учащихся не организован.
Необходимо строить школы, детские дошкольные учреждения в соответствии с современными требованиями, позволяющими внедрять в учебно-воспитательный процесс новые технологии обучения и воспитания, обеспечить компьютеризацию учебного процесса, создать условия для обеспечения здоровья - сберегающего процесса обучения.
Для закрепления квалифицированных педагогических кадров в сельских общеобразовательных учреждениях, обеспечивать их квартирами и достойной зарплатой.
3.3. Развитие сети сельских учреждений первичной медико-социальной
помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
Сокращение бюджетного финансирования отрасли и упадок сельского хозяйства неблагоприятно отразились на сельском здравоохранении, поскольку материально-техническое и финансовое обеспечение сельских учреждений здравоохранения в прежние годы во многом зависело от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий.
За 10 лет существенно повысилась заболеваемость сельских жителей по всем видам и классам болезней.
Существенным разделом программы является реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы сельских учреждений здравоохранения, которая за последние десятилетия во многих учреждениях находится в неудовлетворительном состоянии.
Ряд учреждений здравоохранения расположен в аварийных или малоприспособленных зданиях, в основном с отсутствием горячего водоснабжения, газопровода, недостаточным обеспечением средствами связи, 80% диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарели и требуют замены.
В программе запланированы средства на приведение состояния зданий и сооружений сети сельских лечебно-профилактических учреждений в соответствие с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами путем проведения реконструкции существующих зданий и строительства новых сельских лечебных учреждений. С целью улучшения качества диагностики и лечения больных в условиях сельских учреждений здравоохранения запланировано приобретение необходимого оборудования.
Данные мероприятия программы являются одним из механизмов реализации государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в части доведения ее качества и доступности до принятых нормативов.
Предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование системы своевременного оказания квалифицированной и специализированной помощи сельскому населению;
улучшение материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений;
завершение строительства ранее не завершенных объектов сельского здравоохранения по оказанию первичной медицинской помощи;
осуществление реконструкции спортивных сооружений в сельской местности.
Выполнение предусмотренных мероприятий позволит улучшить состояние материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений, обеспечить своевременную и качественную лечебную и профилактическую помощь сельскому населению.
Программой предусмотрено:
провести реконструкцию 3 участковых больниц на 125 коек и 400 посещений в смену, 4 амбулаторий на 50 коек и 265 посещений в смену, 8 фельдшерско-акушерских пунктов на 200 посещений в смену;
приобретение медицинского оборудования на сумму 15,36 млн.рублей.
Законом Владимирской области от 12 марта 2007 г. N 26-ОЗ в подраздел 3.4 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.4. Развитие культурно-досуговой деятельности на селе
Решение актуальных задач сохранения и развития культурного потенциала сельских поселений требует комплексного подхода, современной организации всей работы.
По состоянию на 01.01.2004 г. во Владимирской области действует 558 культурно-досуговых учреждений, из них 532 государственной и 26 ведомственной принадлежности. В числе учреждений государственной сети 72 городских и районных домов культуры, 289 сельских домов культуры, 147 клубов, 9 Домов народного творчества и ремесел, 16 агиткультбригад и автоклубов, 325 библиотек.
Состояние материально-технической базы многих муниципальных учреждений вызывает серьезную озабоченность. Органы местного самоуправления сельских поселений не в состоянии без поддержки областного бюджета приступить к модернизации материально-технической базы учреждений культуры на селе. Недостаточно современной светозвукотехнической аппаратуры, музыкальных инструментов, театральных кресел.
В результате выполнения мероприятий Программы на территории муниципальных образований обеспеченность сельского населения клубными учреждениями к 2010 году составит 286 мест на 1 тыс. жителей.
По состоянию на 01.01.2007 года сеть культурно-досуговых учреждений области составляет 518 единиц, из них 502 государственной и 18 ведомственной принадлежности. В государственной сети 83 городских и районных дома культуры, 264 сельских дома культуры, 131 клуб, 11 Домов народного творчества и ремесел, 11 агиткультбригад и автоклубов, сельских библиотек - 393 единицы.
Многие здания этих учреждений культуры требуют капитального ремонта. Для развития творческой деятельности сельского населения необходимы сценические костюмы и музыкальные инструменты, современное оборудование.
3.5. Развитие торгового и бытового обслуживания
сельского населения
Целью данных мероприятий является развитие сети предприятий сельских потребительских обществ, обеспечивающее последовательное повышение уровня обслуживания и рост благосостояния сельских жителей.
Мероприятия Программы предусматривают рост объемов товарооборота до 10 тыс.рублей в расчете на одного сельского жителя и увеличения объема бытовых услуг в 2,5 раза. Будет произведена расконсервация и реконструкция 193-х объектов торговли и общественного питания, построено 7 новых предприятий, открыто 70 специализированных предприятий бытового обслуживания и 15 предприятий по оказанию услуг производственного характера (мельницы, маслобойки, крупорушки и т.д.).
Законом Владимирской области от 5 июля 2007 г. N 85-ОЗ в подраздел 3.6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.6. Газификация сельских населенных пунктов
В настоящее время уровень обеспеченности природным газом в сельской местности составляет 18,7 процента. Значительно ниже среднеобластного уровня газифицированы округ Вязники, Гусь-Хрустальный, Юрьев-Польский, Селивановский, Киржачский, Меленковский и Судогодский районы.
Выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит решить значимые социальные задачи - улучшить условия быта и производственной деятельности сельского населения за счет более полного обеспечения потребителей области природным газом.
Мероприятия основаны на концепции экономически обоснованного развития газификации сельских муниципальных образований.
Конечной целью реализации программных мероприятий в области газификации является:
выравнивание уровней газификации природным газом сельских муниципальных образований и дальнейшее повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села;
сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей;
повысить уровень газификации жилого фонда;
перевести отопление учреждений социально-культурной сферы на природный газ;
перевести отопление жилых домов на природный газ;
внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
сократить потери и повысить эффективность использования природного газа.
Реализация предусмотренных мероприятий будет проводиться, в первую очередь, на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов-отводов высокого давления.
Выполнение мероприятий позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) природным газом повысится до 30 процентов.
Сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Законом Владимирской области от 7 мая 2007 г. N 35-ОЗ в подраздел 3.7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.7. Водоснабжение сельских населенных пунктов
Источником водоснабжения сельских населенных пунктов являются подземные воды, на хозяйственно-питьевые нужды используется ежесуточно до 117,5 тыс.куб.м/сутки.
Главными целями мероприятий являются обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, устранение прямых и косвенных расходов воды в системах водоснабжения с экономией электроэнергии, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
На первом этапе (2004-2006 гг.) намечается осуществление следующих мероприятий:
восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии;
реконструкция сооружений водоподготовки на водопроводах, подающих населению воду непитьевого качества, отработавших свой амортизационный срок службы;
продолжение работ на строящихся водопроводах;
комплексное обследование систем сельского водоснабжения и разработка схем по рационализации и сокращению эксплуатационных затрат.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается дальнейшее развитие систем водоснабжения сельских поселений.
Предусматривается строительство и реконструкция 95,9 км локальных (внутрипоселковых) водопроводов и водоводов, 58 скважин в комплексе со станциями доочистки на водозаборных сооружениях, реконструкция очистных сооружений биологической очистки общей мощностью 11,5 тыс.куб м/сутки. Охват жилого сектора водопроводной сетью составит 57%.
3.8. Совершенствование сети автомобильных дорог
в сельской местности
Основной целью программы является развитие социальной сферы и инфраструктуры сельских муниципальных образований, расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием. Главным критерием первоочередности строительства дорог на селе в данной программе служит численность постоянно проживающего населения свыше 35 человек.
Областной целевой программой за 2005-2010 годы предусматривается построить 43,07 км дорог с твердым покрытием, при этом обеспечив 26 сельских населенных пунктов с численностью около 1500 человек транспортной связью с опорной сетью дорог.
Строительство новых дорог на селе обеспечит достижение в социальной сфере следующих целей:
повышение доступности жителей села к услугам учреждений здравоохранения, включая скорую медицинскую помощь, образования, культуры, предприятий связи, торговли, административных и культурных центров;
снижение стоимости товаров и услуг, доставляемых сельскому населению;
уменьшение затрат времени сельским населением на поездки.
3.9. Реконструкция и техническое перевооружение
сельских электрических сетей
Основной целью данных мероприятий является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.
Основные мероприятия включают:
реконструкцию и техническое перевооружение находящихся в сельской местности ВЛ 6-10 кВ - 199,7 км, ВЛ 0,4 кВ-181,8 км и трансформаторных подстанций 6-10/04 кВ-44 единицы, отработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями;
обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности;
повышение качества потребляемой на селе электроэнергии;
увеличение потребления электроэнергии на бытовые цели до 0,8 МВт в год на душу населения.
Приведение в нормативное состояние электрических сетей позволит повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта. Реализация мероприятий обеспечит бесперебойное снабжение электрической энергии 317,2 тыс. человек сельского населения, а также передачу сетей сельхозтоваропроизводителей для дальнейшей эксплуатации в муниципальную собственность.
3.10. Развитие телекоммуникационных сетей
в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы и хозяйствующих субъектов в сельских муниципальных образованиях в телефонной связи, информационных услугах и передаче данных.
Из 2230 населенных пунктов Владимирской области с постоянно проживающим населением на сегодняшний день телефонизировано 1270, в 960 населенных пунктах отсутствует доступ к телефонной сети общего пользования.
Количество населенных пунктов и сроки реализации программных мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности Владимирской области определены в соответствии с предложениями органов местного самоуправления и филиала ОАО "ЦентрТелеком" Владимирский филиал.
Учитывая, что построение абонентских линий путем прокладки в грунт кабеля связано с большими финансовыми затратами и требуют значительных земляных работ, наиболее простым и эффективным вариантом решения телефонизации удаленных объектов на селе является организация радиотелефонной связи. Конкретные системы радиотелефонной связи будут определяться на этапах разработки рабочей проектно-сметной документации.
Программные мероприятия предусматривают ввод 22,95 тысяч номеров емкости телефонной сети общего пользования. Развитие сетей связи позволит телефонизировать на первом этапе реализации программных мероприятий (2004 - 2006 г.г.) около 400 малочисленных сельских населенных пунктов области, на втором этапе (2007 - 2010 г.г.) порядка 500 и доведение телефонной плотности до 14,5 ТА/100 жителей.
3.11. Развитие информационно-консультационного обслуживания
сельского населения
Целью мероприятий является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания (ИКС) сельского населения по следующим направлениям:
организация сельскохозяйственного производства;
кооперация и организация фермерских хозяйств;
коньюктура рынка сельскохозяйственной продукции;
информация об инвестиционной деятельности;
создание и развитие системы финансово-экономического мониторинга АПК;
анализ эффективности отдельных составляющих аграрной политики и формирования новых;
освоение новых технологий аграрного производства;
обучение;
благоустройство личных подворий и населенных пунктов;
занятие народными промыслами;
организация агротуризма;
правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования и другие, связанные с процессом рыночных преобразований сельской экономики.
Подразделом предусматривается:
формирование территориальной сети сельских информационно-консультационных центров;
распространение знаний среди сельского населения по вопросам организации и ведения производства и торговли, информации о новых методах хозяйствования и технологиях, предоставление рекомендаций по их применению;
осуществление опытно-демонстрационной деятельности по пропаганде и распространению новых знаний, культур, технологий и видов деятельности в сфере агропромышленного производства и других секторах экономики;
организация правового, технического консультирования, общеобразовательных бесед и передач по охране и оздоровлению окружающей среды, защите насаждений, лесов, водоемов, растительного и животного мира, о состоянии рынка товаров и услуг, агротуризме;
проведение обучающих семинаров и курсов для сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности.
Реализация мероприятий позволит:
создать условия для расширения возможностей получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, занятиям народными промыслами;
обеспечить практическую помощь в развитии в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, агротуризма и т.д.;
создать условия для расширения рынка труда в сельской местности, обеспечения занятости сельского населения.
Законом Владимирской области от 10 июля 2006 г. N 81-ОЗ раздел 3 настоящей Программы дополнен подразделом 3.12
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
3.12. Обеспечение доступным жильем молодых семей
и молодых специалистов на селе
Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе является формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
Для этой цели необходимо осуществить следующие меры правового, финансового и организационного характера:
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации указанных мероприятий;
формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могут быть соответственно:
семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении;
граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 30 лет и которые закончили высшее (среднее, начальное) профессиональное образовательное учреждение (далее - образовательное учреждение), получили диплом (документ) государственного образца о высшем (среднем, начальном) профессиональном образовании, либо являются учащимися последнего курса образовательного учреждения и изъявили желание не менее 5 лет работать в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села в соответствии с полученной квалификацией, либо работают после окончания образовательного учреждения в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий в сельском поселении.
Финансирование указанных мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета привлекаются в порядке, определенном федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года".
Расчетную стоимость строительства (приобретения) жилья, используемую для расчета субсидии, предлагается определять исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Владимирской области, утвержденной администрацией области, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
См. постановление главы города Владимира от 18 апреля 2006 г. N 987 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета безвозмездных субсидий на II квартал 2006 г."
См. распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р
Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе согласно приложению 11.1 позволит улучшить жилищные условия 205 молодым семьям и молодым специалистам на селе, создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи.
4. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии финансового и ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной государственной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское населения.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального, муниципального бюджетов и внебюджетных источников осуществляется при согласовании выделения ассигнований на такие мероприятия за счет соответствующих источников.
Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен, исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, находящихся в незавершенном строительстве, ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального, областного, местного бюджетов и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. Объемы затрат и источники финансирования отражены в приложении 12.
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями, координатором Программы является департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Механизм реализации программы предусматривает взаимодействие государственного заказчика программы - администрации Владимирской области с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными и другими организациями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность в сельской местности, общественными организациями и сельским населением.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия ежегодно уточняет и согласовывает перечень инвестиционных и прочих мероприятий по реализации соответствующих разделов Программы и вносит согласованные предложения в администрацию Владимирской области.
Законом Владимирской области от 28 декабря 2006 г. N 198-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
6. Организация управления и контроль за ходом
реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программы (газоснабжение, водоснабжение, жилье и т.д.). Осуществляет взаимодействие с Минсельхозом России по вопросам оперативного управления Программой, подписания соответствующих соглашений, финансирования программных мероприятий и т.д.
Одновременно департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области выполняет функции госзаказчика по разделу "Жилищное строительство" в части выделения субсидий из федерального бюджета сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья. По этому разделу департамент взаимодействует с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики, органами федерального казначейства, уполномоченным банком, администрациями муниципальных образований, разрабатывает необходимые нормативные документы областного уровня.
В ходе выполнения Программы департамент сельского хозяйства и продовольствия осуществляет взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами, координирует работу исполнителей мероприятий в рамках отдельных разделов Программы.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Губернатор и Законодательное Собрание Владимирской области. Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области ежеквартально (до 25 числа) представляет информацию о реализации Программы в комитет по экономической политике.
Законом Владимирской области от 28 декабря 2006 г. N 198-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
7. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
В результате реализации Программы будут созданы нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития села, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских муниципальных образований, доступности сельским жителям получения качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий.
В сельских муниципальных образованиях будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане приблизятся к городским по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства сельских поселений:
735 сельских семей улучшат жилищные условия, 205 молодых семей и молодых специалистов на селе будут обеспечены доступным жильем, при этом повысится уровень коммунальных услуг;
будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях достигнет 98 процентов;
увеличится обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 665 посещений в смену и 175 коек, фельдшерско-акушерскими пунктами на 8 единиц на 200 посещений в смену;
обеспеченность клубными учреждениями увеличится до 286 мест на 1 тыс. жителей;
привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35% учащейся сельской молодежи и 12% работающих;
строительство 85 артезианских скважин в комплексе со станциями доочистки на водозаборных сооружениях, 102,5 км. сетей водоснабжения, реконструкция очистных сооружений биологической очистки общей мощностью 15,7 тыс. куб м/сутки позволит улучшить обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества;
уровень газификации жилых домов на селе возрастет до 30 процентов;
улучшится бесперебойное снабжение сельских потребителей электрической энергией и доведение их электропотребления на бытовые цели до 0,8 МВт на душу населения в год;
доведение объема товарооборота в расчете на одного жителя до 10 тыс.рублей, увеличение объема бытовых услуг на одного жителя в 2,5 раза;
развитие телекоммуникационных сетей позволит увеличить телефонную плотность до 14,5 ТА/100 жителей;
улучшит демографическую ситуацию на селе и обеспечит АПК квалифицированными кадрами, на 18% повысится производительность труда на предприятиях АПК;
в демографической области ожидаемый эффект заключается в снижении заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте на 8-10%, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села;
в области занятости сельского населения - в более полном использовании трудового потенциала села, расширении сферы приложения труда на селе и возможности получения сельским населением дополнительных доходов, создании условий для высвобождения из сельскохозяйственного производства избыточной рабочей силы;
в области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства - в создании минимально необходимой базы для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономический эффект от реализации Программы состоит:
в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 18% на основе:
повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий, увеличения свободного времени для отдыха и восстановления способности к труду;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами и в целях сбыта продукции личного подсобного хозяйства;
сокращения потерь при транспортировке сельскохозяйственной продукции и затрат на эксплуатацию машинно-тракторного парка;
в сокращении государственных расходов, связанных с социальным обеспечением жителей села, утративших трудоспособность;
в сокращении в результате газификации села грузопотоков и затрат на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Суммарный экономический эффект от реализации программных мероприятий составит:
млн.рублей
Мероприятия Программы |
Эффект | Ежегодные дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней |
|
за каждый год реализации программы |
За период реализации программы 2004-2010 гг. |
||
Экономический эффект - всего в том числе: 1. Увеличение валовой сельскохозяйственной продукции за счет повышения производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях в 2010 году на 18% 2. Газификация домов (квартир), повышение загрузки газопроводов-отводов высокого давления и условной доставки природного газа сельским потребителям 3. Снижение потерь в электрических сетях, увеличение объемов потребления электроэнергии в сельской местности |
290,84 288,0 1,71 1,13 |
1745,08 1728,0 10,28 6,8 |
86,96 86,4 0,36 0,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.