Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 13 сентября 2006 г. N 113-ОЗ
Областная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской
области на 2007-2009 годы"
12 марта 2007 г.
I. Паспорт Программы
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
III. Цель и задачи Программы
IV. Основные направления реализации Программы
V. Ресурсное обеспечение Программы
VI. Механизм реализации и управления Программой
VII. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических
VIII. Перечень программных мероприятий
I. Паспорт Программы
Наименование Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во
Владимирской области на 2007 - 2009 годы"
(далее - Программа)
Основание для Основы законодательства Российской
разработки Программы Федерации об охране здоровья граждан,
утвержденные Верховным Советом Российской
Федерации от 22.07.1993 N 5487-1
Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О
предупреждении распространения туберкулеза
в Российской Федерации"
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения"
Постановление Правительства Российской
Федерации от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по
стабилизации и развитию здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской
Федерации от 13.11.2001 N 790 "О
федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера (2002 - 2006 годы)"
Закон Владимирской области от
13.03.1998 N 11-ОЗ "О
противотуберкулезной помощи и защите
населения от туберкулеза"
Указ Губернатора Владимирской области от
10.10.2003 N 17 "О концепции развития
здравоохранения Владимирской области на
2003-2005 гг. и на период до 2010 года"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Губернатора Владимирской области от 10 октября 2003 г. "О концепции развития здравоохранения Владимирской области на 2003-2005 гг. и на период до 2010 года" следует читать как "N 16"
Указ Губернатора Владимирской области от
01.02.2006 N 2 "О законодательной
инициативе и нормотворческой деятельности
Губернатора области в 2006 году"
Заказчик Программы Администрация Владимирской области
Основной разработчик Департамент здравоохранения администрации
Программы Владимирской области
Цели Программы Совершенствование стратегии и тактики
организации противотуберкулезных
мероприятий.
Реализация системы мер по предупреждению
распространения туберкулеза.
Стабилизация эпидемиологической ситуации,
связанной с туберкулезом: снижение
заболеваемости, распространенности,
инвалидности и смертности населения от
этого заболевания.
Обеспечение прав больных туберкулезом на
доступную и качественную медицинскую
помощь.
Задачи Программы Развитие и укрепление материально-
технической базы учреждения здравоохранения
противотуберкулезной службы.
Совершенствование методов профилактики,
раннего выявления, диагностики и лечения
больных туберкулезом.
Повышение профессиональной квалификации
медицинских работников в области
предупреждения и лечения туберкулеза.
Обеспечение информированности населения о
туберкулезе.
Дальнейшее совершенствование эпидемиологического
мониторинга туберкулеза во
Владимирской области.
Сроки реализации 2007 - 2009 годы
Программы
Исполнители основных Департамент здравоохранения администрации
мероприятий Программы Владимирской области
Департамент социальной защиты населения
администрации Владимирской области
Департамент строительства и архитектуры
администрации Владимирской области
Источники и объемы Общий объем финансирования Программы на
финансирования 2007 - 2009 годы из областного бюджета
Программы составляет 19325 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Стабилизация эпидемиологической ситуации по
результаты реализации туберкулезу во Владимирской области:
Программы - снижение заболеваемости туберкулезом до
уровня 50 человек на 100 тыс. населения;
- снижение заболеваемости детей до уровня 8
на 100 тыс. населения;
- снижение смертности до уровня не выше 15
человек на 100 тыс. населения;
- выявление методом бактериоскопии не менее
50 % больных с туберкулезом легких.
Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы
Программы осуществляют Губернатор Владимирской
области и Законодательное Собрание
Владимирской области
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние не только эффективность противотуберкулезных мероприятий, но и экономические и социальные факторы, качество жизни и питания.
Реализация целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом во Владимирской области на 2004 - 2006 годы" позволила стабилизировать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу, улучшить материально-техническую базу противотуберкулезной службы области, приобрести передвижные цифровые флюорографы для своевременного выявления туберкулеза, усилить меры инфекционного контроля, обеспечить качественно новый уровень санитарно-просветительской работы с населением, создать систему мер поощрения и социальной поддержки социально неадаптированных лиц, больных туберкулезом, в целях повышения эффективности лечения.
Во Владимирской области совместно с Центральным НИИ туберкулеза (г.Москва), Всемирной Организацией Здравоохранения (далее - ВОЗ), проводится плановая централизация микроскопических и бактериологических методов исследования путем создания центров микроскопии и оснащения централизованной бактериологической лаборатории.
Создана компьютеризированная система контроля оборота противотуберкулезных препаратов в области. Во всех случаях у впервые выявленных больных лечение проводится под непосредственным контролем медицинского работника по стандартам лечения, рекомендованным ВОЗ и утвержденным приказами Минздрава Российской Федерации.
В результате реализации программных мероприятий в настоящее время эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в области имеет управляемый характер, в ее развитии наметились положительные тенденции. Показатель заболеваемости туберкулезом (включая систему ФСИН) снизился с 2000 года на 44,8% и составил 72,9 на 100 тысяч населения.
Вместе с тем, до настоящего времени не удалось достигнуть уровня снижения заболеваемости (50 на 100 тыс.) и смертности (12 на 100 тыс.) от туберкулеза, установленного в указанных целевых программах. В периоды реализации целевых программ в 2001-2003 годах и 2004-2006 годах заболеваемость постоянного населения области стабилизировалась на уровне 52-56 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации составил 65-68 на 100 тыс. населения. Уровень смертности от туберкулеза стал снижаться лишь после 2003 года с 19,9 до 17,1 на 100 тыс. населения. В то время как в Российской Федерации показатель смертности в 2004 году достиг 21,3 на 100 тыс. населения и продолжает нарастать. Таким образом, благодаря реализации целевых программ борьбы с туберкулезом во Владимирской области удалось добиться позитивных сдвигов на фоне продолжающегося обострения проблемы туберкулеза в стране в целом.
В 2005 году во Владимирской области зарегистрировано 1085 впервые выявленных больных туберкулезом, из них 215 больных в пенитенциарной системе. Под диспансерным наблюдением в противотуберкулезных учреждениях Владимирской области находятся 11069 человек, в том числе 2158 больных с активной формой туберкулеза.
По состоянию на 01.01.2006 г. во Владимирской области определено 1035 очагов туберкулезной инфекции. В противотуберкулезных учреждениях на учете по контакту состоит свыше 2 тысяч человек, из которых 41,6% составляют дети и подростки. Имеется тенденция роста заболеваемости туберкулезом среди сельского населения, маргинальных слоев (лица без определенного места жительства, алкоголики, безработные), а также ВИЧ-инфицированных.
В последние годы возросла заболеваемость детей в очагах туберкулезной инфекции, в особенности проживающих в общежитиях, а также в социально неблагополучных семьях. Кроме того, стало возможным выявление ранее нераспознаваемых доклинических стадий туберкулеза у детей с внедрением в клиническую практику цифровой компьютерной томографии. В связи с чем в 2004-2005 годах вырос показатель заболеваемости туберкулезом детей до уровня 15,1 на 100 тыс. населения, соответствующий показатель по Российской Федерации - 16.
Применение программно-целевого метода управления финансовыми средствами позволило в 2001-2006 годах улучшить материально-техническую базу ряда учреждений противотуберкулезной службы области (Государственное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областной противотуберкулезный диспансер" (далее - ГУЗВО ОПТД), Владимирское областное государственное учреждение здравоохранения "Патакинская областная туберкулезная больница", в городах Гусь-Хрустальный, Ковров, Вязники, округе Муром).
Вместе с тем, на основании проведенного в 2005 году технического обследования здания стационара областного противотуберкулезного диспансера (постройки 1988 г.), установлено, что необходимо завершение ремонта с утеплением его фасада с целью экономии бюджетных средств за счет оплаты тепловой энергии, а также для значительного продления срока его эксплуатации.
Для решения проблемы обеззараживания и утилизации опасных отходов областного противотуберкулезного диспансера в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами необходимо строительство отдельного сооружения для этих целей с привлечением дополнительных капитальных вложений.
Для лечения больных, включая больных с мульти-резистентными формами туберкулеза, необходимо достаточное обеспечение противотуберкулезными препаратами, в том числе и дорогостоящими препаратами второго ряда.
Вместе с тем, для закрепления достигнутых результатов, обеспечения тенденции снижения заболеваемости туберкулезом и его распространенности, необходимо долговременное продолжение активных мероприятий как по укреплению материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствованию системы мониторинга эпидемиологической ситуации, так и по внедрению системы инфекционного контроля в противотуберкулезных учреждениях, направленной на кардинальное снижение риска инфицирования и заболевания для персонала и больных, продолжению реализации системы поощрения больных. Необходимым условием успешности проводимых мероприятий является их системный и межведомственный характер.
III. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения за счет комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом, внедрения в практику современных медицинских технологий.
Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:
· развитие и укрепление материально-технической базы учреждения здравоохранения противотуберкулезной службы;
· совершенствование методов профилактики раннего выявления, диагностики и лечения лиц, больных туберкулезом;
· повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и лечения туберкулеза;
· обеспечение информированности населения о туберкулезе;
· дальнейшее совершенствование эпидемиологического мониторинга туберкулеза во Владимирской области.
IV. Основные направления реализации Программы
В систему мероприятий Программы включены:
1. Мероприятия по повышению безопасности условий труда в противотуберкулезных учреждениях и предотвращению внутрибольничного инфицирования.
Уровень риска профессиональных заболеваний туберкулезом среди работников противотуберкулезных учреждений области, а также среди патологоанатомов, судебных медиков, анестезиологов, эндоскопистов, врачей и медицинских сестер других специальностей может быть снижен путем поддержания мер инфекционного контроля.
Централизованное обеспечение персонала противотуберкулезных учреждений и других ЛПУ с повышенным риском инфицирования респираторами европейского стандарта безопасности FFP2 (125 тыс.рублей ежегодно) позволит достичь дальнейшего снижения профессиональной заболеваемости сотрудников, повысить престиж и привлекательность профессии.
2. Внедрение эффективных технологий раннего выявления, диагностики и мониторинга туберкулезной инфекции.
Приобретение туберкулина, диагностических и дезинфекционных средств и противотуберкулезных препаратов для противотуберкулезных учреждений области (1800 тыс.руб. ежегодно) позволит повысить эффективность противотуберкулезных мероприятий в области, которая непосредственно зависит от сроков и качества диагностики и лечения заболевания туберкулезом на ранней стадии.
3. Повышение квалификации медицинских работников по раннему выявлению и эффективному лечению туберкулеза.
Проведение специализированного курса повышения квалификации для медицинских сестер (100 тыс.рублей для группы из 40 обучающихся), сертификационного курса по специальности "фтизиатрия" для врачей гражданского и пенитенциарного секторов противотуберкулезной службы (150 тыс.рублей), регулярных семинаров для врачей разных специальностей по ранней диагностике туберкулеза позволит повысить профессиональный уровень медицинских работников области.
4. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезного учреждения.
В целях улучшения состояния материально-технической базы учреждений противотуберкулезной службы, создания условий для полного выполнения современных природоохранных и санитарных требований обращения с медицинскими отходами необходимо строительство сооружения для временного хранения, обеззараживания и утилизации чрезвычайно опасных отходов (2 млн.руб.) для ГУЗ ВО ОПТД по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.63.
Завершение ремонта фасада с утеплением (8 млн.руб.) корпуса ГУЗВО ОПТД по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.63, обеспечит экономию тепло- и электроэнергии. Теплотехнические расчеты показывают, что в течение 10 лет экономия тепло- и электроэнергии превысит затраченные средства на утепление фасада.
С целью обеспечения охраны государственного имущества, проведения мероприятий антитеррористической направленности, обеспечения режима пребывания больных, а также снижения затрат на оплату охраны зданий, планируется оборудовать территорию ГУЗВО ОПТД по адресу: г.Владимир, Судогодское шоссе, д.63, системой видеонаблюдения и электронными турникетами на сумму 700 тыс. рублей.
Законом Владимирской области от 12 марта 2007 г. N 20-ОЗ пункт 5 раздела IV настоящей Программы изложен в новой редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
5. Проведение социальной поддержки лиц, больных туберкулезом.
В целях повышения эффективности лечения больных (сокращение количества случаев заболевания туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, сроков лечения и рецидивов заболевания) социально не адаптированным больным туберкулезом, лечение которых осуществляется в амбулаторных условиях, предоставляются меры социальной поддержки в виде наборов продуктов и предметов первой необходимости, при условии соблюдения режима лечения (далее - меры социальной поддержки больных туберкулезом).
Меры социальной поддержки больным туберкулезом предоставляются департаментом социальной защиты населения администрации области в порядке, установленном постановлением Губернатора области.
На реализацию мероприятия Программы по социальной поддержке больных туберкулезом предусмотрено 800 тыс.рублей ежегодно, исходя из стоимости набора продуктов и предметов первой необходимости в размере 300 рублей.
6. Проведение санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике туберкулеза.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2007-2009 годы за счет средств областного бюджета составляет 19325 тыс.руб., в том числе в 2007 году - 5575 тыс.руб., в 2008 - 5825 тыс.руб., в 2009 - 7925 тыс.руб.
Объемы финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета на соответствующий год утверждаются законом об областном бюджете Владимирской области, исходя из возможностей областного бюджета.
Расходы на реализацию Программы выделяются в областном бюджете отдельной строкой, финансирование осуществляется целевым назначением.
VI. Механизм реализации и управления Программой
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и решения существующих проблем основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию программных мероприятий.
Заказчиком Программы является администрация Владимирской области.
Департамент здравоохранения администрации области обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы, указанных в пунктах 1-3 раздела IV "Основные направления реализации Программы", в части распределения средств индивидуальной защиты, противотуберкулезных препаратов, диагностических и дезинфекционных средств, бланков учетно-отчетной документации, осуществляется в соответствии с приказом департамента здравоохранения администрации области.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно в пределах доведенных объемов бюджетного финансирования на соответствующий год определяют расходы на реализацию Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Контроль реализации Программы осуществляют Губернатор области и Законодательное Собрание Владимирской области.
VII. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1. Стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу во Владимирской области:
· снизить заболеваемость туберкулезом во Владимирской области до уровня не выше 50 на 100 тыс. населения:
2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
56,3 | 54,5 | 52,0 | 50,0 |
· снизить заболеваемость туберкулезом детей до уровня не выше 8 на 100 тыс. населения:
2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
15,1 | 12,0 | 8,0 | 8,0 |
· снизить смертность от туберкулеза до уровня не выше 15 на 100 тыс. населения:
2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
17,1 | 16,8 | 16,0 | 15,0 |
· выявлять методом бактериоскопии не менее 50 % больных с туберкулезом легких.
2. Укрепить материально-техническую базу учреждения здравоохранения, оказывающего противотуберкулезную помощь:
· эффективно оказывать противотуберкулезную помощь населению, сократить сроки излечения, повысить своевременность выявления туберкулезной инфекции;
· получить значительную экономию бюджетных средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий в случае временной нетрудоспособности и инвалидности, за счет снижения числа тяжелых форм туберкулеза и уровня нетрудоспособности населения.
Законом Владимирской области от 12 марта 2007 г. N 20-ОЗ в раздел VIII настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
VIII. Перечень программных мероприятий
Наименование мероприятий | Исполнитель | Объемы финансирования, тыс. руб. (в ценах 2006 года) |
Качественные и количественные результаты выполнения мероприятий |
|||
2007 | 2008 | 2009 | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Мероприятия по повышению безопасности условий труда в противотуберкулезных учреждениях и предотвращению внутрибольничного инфицирования |
||||||
1.1. Обеспечение персонала лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих борьбу с туберкулезом, средствами индивидуальной защиты |
Департамент здравоохране- ния |
125 | 125 | 125 | 375 | Снижение профессиональной заболеваемости туберкулезом c 1080 случаев на 100 тыс. населения на 25 % |
Раздел 2. Внедрение эффективных технологий раннего выявления, диагностики и эпидемиологического мониторинга туберкулезной инфекции |
||||||
2.1. Приобретение противотуберкулезных препаратов, диагностических и дезинфекционных средств |
Департамент здравоохране- ния |
1800 | 1800 | 1800 | 5400 | Обеспечение противотуберкулезными препаратами первого ряда, туберкулином и дезинфектантами в 100 % случаев |
2.2. Обеспечение учреждений первичной медицинской помощи и противотуберкулезных диспансеров бланками учетно-отчетной документации |
Департамент здравоохране- ния |
50 | 50 | 50 | 150 | Полное обеспечение потребностей ЛПУ в бланочной продукции для проведения выявления, лечения и эпидемиологического мониторинга туберкулеза |
Раздел 3. Повышение квалификации медицинских работников по раннему выявлению и эффективному лечению туберкулеза |
||||||
3.1. Повышение квалификации врачей и средних медицинских работников по вопросам ранней диагностики и эффекивного лечения туберкулеза |
Департамент здравоохране- ния |
100 | 150 | 250 | Обучение 30 врачей-фтизиатров и 50 медицинских сестер на сертификационных циклах. Аттестация 12 врачей на первую квалификационную категорию, 4 врачей - на высшую категорию врача-фтизиатра |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 4. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезного учреждения | ||||||
4.1. Разработка проектно-сметной документации и строительство сооружения для временного хранения, обеззараживания и утилизации чрезвычайно опасных отходов для ГУЗВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.63 |
Департамент строительства и архитектуры Департамент здравоохране- ния |
2000 | 50 | 2050 | Получение согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации. Приведение системы утилизации больничных отходов ГУЗВО ОПТД в полное соответствие с санитарными нормами |
|
4.2. Ремонт с утеплением фасада здания стационара ГУЗВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.63 |
Департамент строительства и архитектуры Департамент здравоохране- ния |
3000 | 5000 | 8000 | Снижение расходов на теплоэнергию на 280 тыс. рублей в год. Продление срока эксплуатации здания на 40 лет |
|
4.3. Оборудование территории ГУЗВО ОПТД по адресу: г. Владимир, Судогодское шоссе, д.63, системой видеонаблюдения и электронными турникетами |
Департамент здравоохране- ния |
700 | 700 | Ограничение распространения туберкулезной инфекции в окружающей среде, снижение количества новых случаев заболевания туберкулезом на 1 - 2 % ежегодно. Обеспечение сохранности государственной и личной собственности |
||
Раздел 5. Проведение социальной поддержки больных туберкулезом | ||||||
5.1. Предоставление мер социальной поддержки социально не адаптированным больным туберкулезом, лече- ние которых осуществляется в амбулаторных условиях, в виде наборов продуктов и предметов первой необходи- мости, при условии соблюде- ния режима лечения. |
Департамент социальной защиты населения Департамент здравоохране- ния |
800 | 800 | 800 | 2400 | Повышение эффективности лечения впервые выявленных больных с положительным мазком мокроты с 72 до 80 % за счет снижения количества "отрывов" от лечения и перерывов в лечении |
Итого | 5575 | 5825 | 7925 | 19325 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Владимирской области от 13 сентября 2006 г. N 113-ОЗ "Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.