Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы и обоснования необходимости
ее решения программным методом
Современный туризм является в настоящее время одной из наиболее доходных отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7,9% в его общем объеме.
За последние 10 лет доходы от туризма возрастают ежегодно на 8% при увеличении количества туристов на 4,5%. По прогнозам ВТО в ближайшее десятилетие темпы роста туризма сохранятся.
Туризм обладает высоким стимулирующим воздействием на развитие других отраслей экономики города, малого и среднего бизнеса, способствует инновационному развитию города. Программа развития туризма должна стать важнейшей составной частью программы социально-экономического развития города и корреспондироваться с программами развития культуры, спорта, здравоохранения.
Согласно прогнозу ВТО при ООН Россия к 2010 г. выйдет на 5-место в мире по туристской притягательности и Владимир должен быть готов войти в число самых популярных туристских центров страны. К этому есть веские объективные предпосылки и активная позиция органов местного самоуправления.
Актуальность принятия данной программы обусловлена как социальными, так и экономическими причинами.
Развитие рекреации и туризма должно привести к формированию здорового образа жизни населения и внести существенный вклад в экономику города не только от непосредственных доходов, но и оказывая стимулирующее воздействие на такие секторы экономики как информатизация и телекоммуникация, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
Близость к емким рынкам сбыта товаров и услуг, наличие уникальных памятников истории и культуры, высокий природно-рекреационный потенциал города и его окрестностей и сильные культурные традиции создают предпосылки для динамичного развития туристской отрасли во Владимире.
Вместе с тем, темпы роста туристских потоков, прибывающих во Владимир значительно замедлились.
Как представлено ниже на рисунке, за период 1999-2002 годы посещаемость ВСМЗ возросла на 58,5%, при этом за 2002-2006 годы лишь на 7 %.
"Численность туристов, посетивших г.Владимир"
Анализ программ посещений показывает, что городской турпродукт не ориентирован на удержание туристов более чем на 1 день. Туры составлены таким образом, что большинство туристов после посещения экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника не остаются на ночь и покидают город.
Существенной проблемой является сезонность потока туристов и его неравномерность в течение недели. Загрузка гостиниц возрастает в летний период и в выходные. В остальное время объекты туристской инфраструктуры простаивают. Средняя загрузка гостиниц в год (по предельной мощности) составила в 2004 году 33,5%, в 2005 году - 34,7%. Это приводит к снижению числа мест коллективного средства размещения. Например, в 2004 году количество мест в гостиницах уменьшилось на 2%, а количество ночевок на 3000. Как следствие, поступления денежных средств в экономику города снижаются.
Основной причиной снижения темпов развития туризма в городе является его ориентация на традиционный групповой культурно-просветительский туризм. Вместе с тем, мировая туристская индустрия динамично развивается. Появляются новые виды туризма, отвечающие современным потребностям общества (экстремальный, деловой, экологический и даже ностальгический). Высокими темпами туризм индивидуализируется, при этом спрос на групповые туры снижается.
Относительно невысокие темпы развития туротрасли не позволяет динамично развиваться инфраструктуре туризма. Ряд туристских объектов, расположенных на территории города находятся в неудовлетворительном состоянии. Сфера услуг развита недостаточно. Большинство предприятий туриндустрии ориентированы на относительно низкие стандарты предоставляемых услуг.
Таким образом, во Владимире необходимо реализовать качественные изменения, затрагивающие туристскую отрасль в целом, включая формирование новых турпродуктов, повышение качества обслуживания и совершенствование туристской инфраструктуры.
Учитывая актуальность и комплексный характер поставленной задачи, а также необходимость слаженных действий предприятий отрасли и органов местного самоуправления ее решение целесообразно осуществлять программно-целевым методом.
По результатам реализации программы туристская отрасль должна в большей степени отвечать развивающимся потребностям общества. Что обеспечит стабильный и возрастающий ежедневный поток туристов, создание условий полноценного отдыха для жителей города, рост денежных поступлений в экономику города и соответственно благосостояния горожан.
Стратегия развития рекреации и туризма в г.Владимире до 2015 г.
Ситуационный анализ
Проведение ситуационного анализа предполагает определение места Владимира как туристского центра на региональном, федеральном и мировом туристских рынках.
На региональном рынке г.Владимир занимает ведущее положение, будучи крупным промышленным центром и центром туристкой программы "Малое Золотое Кольцо".
На федеральном уровне г.Владимир относится к системе региональных и культурно-исторических центров РФ с ярко выраженной индивидуальностью, проявляющейся в сохранении наследия XI-XIII веков, прежде всего белокаменной архитектуры. Владимир занимает удобное географическое положение, обладает хорошо развитыми транспортными связями с западными, восточными, северными и южными регионами РФ, через него проходят главнейшие железные дороги, автомобильные пути, делающие его доступным для туристов из всех регионов нашей страны.
На мировом туристском рынке Владимир вполне может войти в число популярных туристских центров мира благодаря следующим факторам:
- Владимир относится к древнейшим обжитым территориям Евразии;
- Владимир располагает объектами мирового культурного наследия, вошедшими в список ЮНЕСКО;
- Владимир является одним из духовных центров формирования русской нации;
- Владимир обладает географическими и ландшафтными предпосылками для строительства туристского развлекательного комплекса - аналога Disney Land.
Таким образом, положение Владимира можно определить как выгодное и перспективное для дальнейшего продвижения на туристском рынке. К настоящему времени сложилась "ситуация упущенной выгоды", при которой туристский потенциал не разрабатывается в полную силу и поэтому не дает больших доходов.
Анализ ситуации показывает, что необходим комплекс мер как организационно-экономичного плана, так и структурное изменение материальной базы туризма, способные дать импульс процессу развития туризма в городе.
SWOT-анализ
SWOT-анализ региона включает в себя выявление наиболее важных сильных и слабых сторон современного состояния, а также максимально вероятных возможностей и угроз.
На основе анализа имеющейся информации о г.Владимире и Владимирской области, а также об отрасли туризма в целом были получены следующие результаты:
Сильные стороны: | Слабые стороны: | |
1. Уникальность основных достопримечательностей, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы внесены в список ЮНЕСКО объектов мирового наследия, высокий имидж образующий культурноисторический потенциал (музеи, планировка, облик улиц и др.). 2. Развитая система музейного показа. 3. Значительный научный потенциал (2 Государственных университета с сильными научными школами) и наличие учебных заведений, обеспечивающих подготовку туристских кадров. 4. Выгодное туристско-географическое положение, дающее основание Владимиру претендовать на роль ведущего туристского центра России (близость к Москве, Санкт-Петербургу и Н.Новгороду - крупнейшим источникам туристских ресурсов). 5. Широкие международные контакты. 6. Реконструкция исторического ядра и возможность использования его для туристских объектов. 7. Близость к уникальным объектам природного наследия, к богатству водных и лесных объектов (Национальный парк "Мещера", комплекс "Боголюбовский луг", заказник "Давыдовская пойма" и т.п.). 8. Активность культурной, деловой и спортивной жизни Владимира. |
1. Неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания и продвижения Владимира как туристского центра. 2. Слабое развитие рекреационных зон. 3. Преобладание программ с кратковременным пребыванием туристов в городе. 4. Отсутствие широкодоступного единого календаря событийных мероприятий, фестивалей, выставок и отсутствие характерных владимирских сувениров. 5. Отсутствие механизма получения статистических данных о развитии туристской отрасли в городе. |
|
Возможности: | Угрозы: | |
1. Разработка и реализация программы развития туризма. 2. Совершенствование системы управления туризмом, создание координационного совета при главе города. 3. Создание условий для формирование полифункционального туристского центра и создания нового качественного и конкурентоспособного туристского продукта, разнообразного по содержанию (этнографические, духовно-просветительские, образовательные, экологические и комбинированные туры) и по продолжительности пребывания. 4. Реорганизация действующей туристской инфраструктуры (гостиниц, предприятий питания, торговли и развлечений). 5. Формирование положительного имиджа и увеличение въездных туристских потоков за счет расширения видов туризма. 6. Использование и расширение сети городов - партнеров Владимира. 7. Реконструкция исторического ядра, создание пешеходной зоны. 8. Строительство тематических парков. |
1. Конкуренция в туристской сфере со стороны других городов центрального региона. 2. Несовершенство законодательной базы в сфере туризма. 3. Форс-мажорные обстоятельства. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.