Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Губернатора Владимирской области
от 30 июня 2008 г. N 484
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.
В трехлетней перспективе сохранены приоритеты бюджетной и налоговой политики, запланированные на 2008-2010 годы, а также учтены новые направления в социально-экономическом развитии Российской Федерации, обозначенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, которые призваны способствовать:
- повышению качества жизни населения области;
- переходу экономики области на инновационный путь развития.
I. Цели и задачи бюджетной политики Владимирской области на 2009-2011 годы
Основными целями бюджетной политики Владимирской области в 2009-2011 годах являются:
1. Обеспечение сбалансированности областного бюджета.
2. Безусловное исполнение расходных обязательств в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
3. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
Для достижения указанных целей исполнительным органам государственной власти области следует решить следующие задачи:
1. Обеспечить стабильный рост доходов в областной бюджет.
2. Сконцентрировать бюджетные средства на решении следующих приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации и Владимирской области:
а) проведение эффективной демографической политики и сохранение социальной направленности областного бюджета;
б) развитие транспортной, жилищной и коммунальной инфраструктуры области, поддержка агропромышленного комплекса.
3. Добиться оптимального баланса в областном бюджете капитальных и текущих расходов на основе их инвентаризации и выработки предложений по реструктуризации.
4. Продолжить внедрение современных принципов бюджетирования, ориентированных на результат, на основе дальнейшего развития:
а) программно-целевого метода бюджетного планирования;
б) нормативного финансирования расходов из областного бюджета на основе государственных заданий на оказание государственными (бюджетными и автономными) учреждениями государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Задача по обеспечению стабильного роста доходов в областной бюджет должна быть решена через реализацию эффективной налоговой политики во Владимирской области. Последующие задачи - путем проведения взвешенной бюджетной политики в области расходов.
II. Основные направления налоговой политики на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов
2.1. Общие положения.
Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов определены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в стратегии налоговой политики на 2008-2010 годы.
Цели налоговой политики остаются неизменными:
1. Сохранение уровня налоговой нагрузки на экономику Владимирской области в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетов.
2. Укрепление финансов области. Развитие налоговой системы для обеспечения поддержки реального сектора экономики, инвестиций, малого предпринимательства. Совершенствование механизмов использования областной собственности.
3. Предоставление равных условий для экономической деятельности налогоплательщиков.
4. Оптимизация применяемых налоговых льгот и освобождений, кроме льгот, стимулирующих инвестиционную деятельность в области.
5. Совершенствование современных подходов к налоговому администрированию.
Реализация налоговой политики в 2009-2011 годах должна соответствовать принципам публичности и стабильности.
В ближайшие годы будет продолжена работа в области налоговой политики, регламентированная сроками и мероприятиями, предусмотренными "Основными направлениями налоговой политики в 2008-2010 годах". В результате этого должна быть создана эффективная налоговая система в регионе, приняты меры к развитию налогового потенциала области за счет привлечения инвестиций и открытия новых современных производств, повышена эффективность и роль налогового администрирования и, соответственно, увеличена собираемость налогов на территории области, усовершенствованы региональные налоги, снижена налоговая нагрузка на экономику и сектор домашнего хозяйства.
Налоговая нагрузка на экономику области распределится по уровням бюджетов, включая доходы внебюджетных фондов, следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Поступление доходов в бюджеты Владимирской области и уровень налоговой
нагрузки на экономику и сектор домашнего хозяйства за 2008-2011 годы
|
Валовой |
|
|
в том числе: |
|||
Период |
региональный продукт, млн. рублей |
Поступление доходов в бюджеты Владимирской области, млн. рублей |
Уровень налоговой нагрузки, всего, процент |
федеральный бюджет и внебюджетные фонды РФ |
муниципальные бюджеты |
областной бюджет и территориальные внебюджетные фонды |
из него: территориальный Фонд ОМС |
2008 год |
174000 |
50460 |
29,0 |
13,1 |
5,2 |
10,7 |
0,71 |
2009 год |
205600 |
57774 |
28,1 |
12,4 |
5,1 |
10,6 |
0,70 |
2010 год |
240000 |
66000 |
27,5 |
11,9 |
5,1 |
10,5 |
0,69 |
2011 год |
275800 |
74742 |
27,1 |
11,7 |
5,0 |
10,4 |
0,68 |
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) увеличится за 2008-2011 годы в 1,6 раза и составит в 2011 году 275,8 млрд. рублей, что позволит повысить доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов за этот период на 48,1 процента.
Уровень налоговой нагрузки по всем уровням бюджетов и внебюджетным фондам снизится с 29 процентов в 2008 году до 27,1 процента в 2011 году, в том числе по областному бюджету и территориальному внебюджетному фонду ОМС - с 10,7 до 10,4 процента.
По оценке главных администраторов доходов поступления в областной бюджет составят в 2009 году 19857 млн. рублей, что ниже прогнозных данных департамента финансов, бюджетной и налоговой политики на 966 млн. рублей, в 2010 году - 22801 млн. рублей (меньше на 1739 млн. рублей), в 2011 году - 26956 млн. рублей (снижение на 2056 млн. рублей).
Прогноз поступления доходов в областной бюджет по данным главных администраторов доходов на 2009-2011 годы представлен в приложении к основным направлениям бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов.
На формирование налогового потенциала в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годах окажут влияние такие факторы, как уточнение макроэкономических показателей и изменения, вносимые в федеральное, областное налоговое и бюджетное законодательство.
2.2. Налоги на прибыль, доходы.
Налогам на прибыль и на доходы уделяется особое внимание при реализации мер в области налоговой политики, так как данные платежи являются основными источниками доходов областного бюджета.
Прирост ВРП Владимирской области в 2009 году на 18,2 процента, в 2010 году - на 16,7 процента, в 2011 году - на 14,9 процента; прогнозируемое снижение суммы убытков организаций на 10 процентов; улучшение администрирования налога на прибыль организаций приведут к увеличению налогооблагаемой базы по налогу и, соответственно, поступлений его в бюджет.
Предполагается сохранение льготы по налогу на прибыль получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Владимирской области от 6 мая 2008 года N 81-ОЗ "О снижении ставки налога на прибыль организаций получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности" в виде снижения ставки налога с 17,5 до 13,5 процента. Данная государственная поддержка организаций является прямым вкладом в экономику области, поскольку способствует созданию благоприятных экономических условий для стимулирования инвестиционной активности, технического перевооружения и реконструкции крупных предприятий.
Будет действовать льгота, установленная Законом Владимирской области от 6 сентября 2007 года N 99-ОЗ "О снижении ставки налога на прибыль учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области", которым предусмотрено снижение ставки налога на прибыль с 17,5 до 13,5 процента.
Выпадающие доходы областного бюджета в связи с предоставлением льгот по областным законам оцениваются в 2009 году в сумме 160 млн. рублей, в 2010 году - 172 млн. рублей, в 2011 году - 183 млн. рублей.
Кроме того, на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций окажут влияние вносимые с 2009 года в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, направленные на устранение недостатков, связанных с отнесением расходов организациями на затраты, учитываемые при налогообложении:
- учет всех экономически обоснованных расходов организаций по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников;
- увеличение с 3 до 6 процентов норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов;
- учет расходов, связанных с софинансированием организациями выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. В случае принятия данной меры она будет носить временный характер (не более трех-пяти лет);
- учет расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего два года.
Принимая во внимание эти факторы, доходы от уплаты налога на прибыль организаций в областной бюджет возрастут в 2009 году на 20 процентов к уровню 2008 года.
На среднесрочную перспективу прогнозируется увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц в областной бюджет в 2009 году на 30 процентов, в 2010 году - на 25 процентов, в 2011 году - на 23 процента за счет:
- увеличения с 1 января 2009 года размера минимальной заработной платы;
- усиления конкуренции на рынке труда;
- индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы на уровень инфляции и введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях;
- проведения мероприятий по легализации заработной платы.
В долгосрочной перспективе в части налогообложения налогом на доходы физических лиц будет сохранена налоговая ставка в размере 13 процентов. Такое решение подтверждено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В целом налог на доходы физических лиц оправдал себя и не требует серьезных изменений. Вместе с тем, в действующий порядок применения этого налога, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с 2009 года, будут внесены корректировки, которые снизят налогооблагаемую базу по этому налогу:
- увеличение размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (родители, в том числе приемные родители, опекуны, попечители), с 600 до 800 рублей с одновременным отказом от установления предельного размера дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет;
- увеличение предельного размера дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
- выведение из-под налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм заработной платы, выплачиваемой под видом компенсационных выплат за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда;
- применение социального налогового вычета для опекунов;
- предоставление налогового вычета на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам;
- применение социального вычета по налогу на доходы физических лиц по лечению детей, находящихся на попечении родителей и после достижения ими 18 лет (включая детей до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме и не имеющих собственных источников доходов).
2.3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
В части налогообложения акцизами в 2009 - 2011 годах планируются следующие изменения:
- уточнение нормы, регулирующей порядок применения вычетов по подакцизному сырью, в том числе при возврате подакцизных товаров или их утрате;
- с 2011 года индексация ставок акцизов на нефтепродукты в размере, соответствующем темпам ежегодной инфляции.
Сохраняется порядок зачисления доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, бензин, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Распределение указанных доходов по бюджетам будет производиться управлением федерального казначейства по Смоленской области по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете.
2.4. Налоги на совокупный доход.
Введение специальных налоговых режимов позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности. Упрощение налогообложения не только сократило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения и увеличило поступления налогов по специальным налоговым режимам в областной бюджет.
Упрощенная система налогообложения создала стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности с уплаты единого налога на вмененный доход на уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения. Это увеличило количество налогоплательщиков налога по упрощенной системе почти в 2 раза, а поступления данного налога в областной бюджет выросли за 2007 год на 62 процента.
Формирование этих доходных источников на 2009-2011 годы будет осуществляться в условиях действующего налогового законодательства.
На федеральном уровне предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уменьшения объема представляемой налогоплательщиками отчетности, закрепив обязанность представления только годовых налоговых деклараций. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога - в 2 раза.
2.5. Налоги на имущество.
Налоговая политика, проводимая Владимирской областью, в большей мере затронет региональные налоги, к которым относятся налог на имущество организаций, транспортный налог с организаций и налог на игорный бизнес.
На среднесрочную перспективу формирование налогов на имущество будет производиться в соответствии с действующим налоговым законодательством, с учетом особенностей по каждому из этих доходов и изменений, вносимых в федеральные и областные налоговые законы.
При исчислении налога на имущество организаций должны быть учтены факторы, оказывающие влияние на поступление данного налога в областной бюджет:
- рост инвестиций в основные фонды;
- ежегодное обновление основных фондов;
- проведение переоценки основных фондов.
Прогнозируется сохранение всех действующих льгот по уплате налога на имущество организаций. Это касается автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения; бюджетных учреждений социально- культурной сферы, организаций жилищно-коммунального комплекса, финансируемых из бюджетов, в части снижения ставки налога с 2,2 до 1,1 процента, а также организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных центров, - до 0,5 процента.
Дополнительно предлагается снижение ставки по налогу на имущество организаций до 1,1 процента отделениям почтовой связи, находящимся в сельской местности.
Сумма выпадающих доходов в областной бюджет по налогу на имущество организаций в связи с предоставлением льгот по областным законам оценочно составит в 2009 году 1960 млн. рублей, в 2010 году - 2100 млн. рублей, в 2011 году - 2240 млн. рублей.
С учетом этих факторов прирост поступлений налога на имущество организаций в областной бюджет прогнозируется в 2009 году в размере 10 процентов, в 2010 и 2011 годах - 7 процентов.
По транспортному налогу сохраняются действующие ставки и льготы, установленные Законом Владимирской области от 27 ноября 2002 года N 119-ОЗ "О введении на территории Владимирской области транспортного налога".
С выходом Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" изменены подходы к государственному регулированию игорного бизнеса. В настоящее время налог на игорный бизнес является региональным налогом и зачисляется в областной бюджет.
Начиная с 1 июля 2009 года, объекты игорного бизнеса должны будут размещаться на специально отведенных территориях. Соответственно, в области ликвидируются все игорные заведения. По этой причине в областном бюджете возникнут выпадающие доходы, которые составят в 2009 году 140 млн. рублей, в 2010 году - 365 млн. рублей, в 2011 году - 380 млн. рублей.
2.6. Прочие налоговые доходы.
Формирование налогов за пользование природными ресурсами, государственной пошлины, зачисляемых в областной бюджет, будет происходить в условиях действующего налогового законодательства.
Внесение изменений по этим налогам в Налоговый кодекс Российской Федерации не предполагается.
2.7. Неналоговые доходы.
В составе неналоговых платежей основную долю занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, от продажи имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, административные платежи и штрафы.
Увеличение поступлений неналоговых доходов будет осуществляться за счет повышения эффективности управления государственной собственностью.
Результатом должно стать недопущение фактов сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен и максимальное сокращение льгот при использовании имущества.
Кроме этого, следует продолжить работу по инвентаризации государственного имущества и земель, усилить контроль за полнотой и своевременностью перечисления в областной бюджет доходов от использования государственной собственности, а также осуществлять продажу государственного имущества с максимальной выгодой.
Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью продажи государственного имущества. В первую очередь, она должна способствовать получению позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.
III. Бюджетная политика Владимирской области на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов
3.1. Основные принципы планирования бюджетных ассигнований из областного бюджета.
Рост экономики Владимирской области и бюджетных доходов за три года позволит увеличить объем расходов областного бюджета по всему кругу полномочий, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на 41,8 процента к плану 2008 года.
В планируемом периоде на исполнение федеральных государственных полномочий области будут направлены субвенции из федерального бюджета в среднем в размере 6,36 процента от объема доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, что на 0,97 процентных пункта ниже уровня 2008 года.
В 2009-2011 годах Российской Федерацией региону передаются ассигнования на выполнение государственных полномочий в области лесного хозяйства, водных отношений; содействия занятости населения; на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям граждан; выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; предоставление мер поддержки донорам; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; государственную регистрацию актов гражданского состояния; оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; охрану здоровья граждан; осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военкоматы; по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания и другие. Расходы областного бюджета на эти цели будут скорректированы после принятия федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Основой для определения объема расходов областного бюджета является реестр действующих расходных обязательств Владимирской области, составленный главными распорядителями средств областного бюджета. При его формировании реализован принцип "скользящей трехлетки" - произведено уточнение расходов на 2009-2010 годы на выполнение принятых в текущем году решений органов государственной власти области с добавлением к ним проектировок 2011 года.
При расчете расходов учтены следующие решения органов государственной власти области:
1. Предусмотрена индексация заработной платы работников государственных учреждений на 14 процентов с 1 февраля 2008 года, денежного довольствия сотрудников милиции - на 9 процентов с 1 февраля и на 9 процентов с 1 октября 2008 года, а также социальных выплат населению - на 10 процентов с 1 июля 2008 года. Помимо этого, уточнены темпы роста заработной платы в бюджетном секторе на прогнозируемый уровень инфляции.
2. В соответствии с региональным соглашением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 6 декабря 2007 года запланированы ассигнования на введение минимальной заработной платы с 1 января 2009 года в размере 3500 рублей. Кроме того, в составе принимаемых обязательств с 1 января 2009 года предусмотрены средства на доведение размера минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения из расчета 4330 рублей.
3. Увеличены расходы на оплату коммунальных услуг государственными учреждениями по уточненному прогнозу роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
4. Включены ассигнования на реализацию принятых в 2008 году областных целевых программ, в том числе "Социальное жилье на 2008-2015 годы", "Развитие муниципальной службы во Владимирской области на 2008-2010 годы".
5. В связи с переводом территориального подразделения Государственной противопожарной службы на федеральный уровень в полном объеме с 1 января 2009 года средства на его содержание в областном бюджете на 2009-2011 годы не предусмотрены, за исключением расходов по областной адресной инвестиционной программе.
6. Учитывая передачу на федеральный уровень финансирования всей численности милиции общественной безопасности с 1 января 2011 года, ассигнования на эти цели в областном бюджете на 2011 год не запланированы.
7. Переход вновь образованных сельских поселений на формирование местных бюджетов с 1 января 2009 года.
С учетом этих решений объем действующих расходных обязательств Владимирской области составит в 2009 году 30488 млн. рублей (на 2776 млн. рублей больше утвержденных назначений), в 2010 году - 33070 млн. рублей (на 3504 млн. рублей выше плана), в 2011 году - 29559 млн. рублей.
Экономическое содержание увеличения расходов из областного бюджета на исполнение действующих обязательств Владимирской области на 2009-2010 годы приведено в таблице 2.
Таблица 2
Экономическое содержание увеличения расходов из областного бюджета
на исполнение действующих обязательств Владимирской области
на 2009-2010 годы
(млн. рублей)
N |
|
2009 год |
2010 год |
||||
п/п |
Наименование |
Бюджетная роспись |
Изменения |
Уточненный реестр |
Бюджетная роспись |
Изменения |
Уточненный реестр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
7249 |
+1164 |
8413 |
7880 |
+1693 |
9573 |
2. |
Коммунальные услуги |
329 |
+28 |
357 |
406 |
+28 |
434 |
3. |
Социальные выплаты населению |
4903 |
+649 |
5552 |
5045 |
+1075 |
6120 |
4. |
Безвозмездные перечисления местным бюджетам по предоставлению дотаций |
4726 |
+458 |
5184 |
5399 |
+774 |
6173 |
5. |
Прочие текущие расходы |
8475 |
+109 |
8584 |
9229 |
-392 |
8837 |
6. |
Увеличение стоимости основных средств |
2030 |
+368 |
2398 |
1607 |
+326 |
1933 |
7. |
Всего |
27712 |
+2776 |
30488 |
29566 |
+3504 |
33070 |
Из таблицы 2 следует, что в 2009 и 2010 годах наибольшее увеличение расходов, обусловленное выполнением ранее принятых решений, приходится на оплату труда с начислениями (42-48 процентов от общего прироста расходов соответственно), социальные выплаты населению (23-31 процент соответственно), дотации местным бюджетам (17-22 процента соответственно).
Исходя из возможности мобилизации доходов в областной бюджет и привлечения источников финансирования дефицита бюджета, принимаемые обязательства проектируются в 2009 году в сумме 2247 млн. рублей, в 2010 году - 3324 млн. рублей, в 2011 году - 10384 млн. рублей.
Расчет объема принимаемых обязательств Владимирской области на 2009-2011 годы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет объема принимаемых обязательств Владимирской области
на 2009-2011 годы
N п/п |
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. |
Объем доходов областного бюджета, млн. рублей |
30206 |
32810 |
36973 |
2. |
Источники финансирования дефицита областного бюджета, млн. рублей |
2529 |
3584 |
2970 |
3. |
Объем действующих расходных обязательств Владимирской области по реестру (приложение N 4 к настоящему постановлению), млн. рублей |
30488 |
33070 |
29559 |
4. |
Объем принимаемых обязательств Владимирской области - всего, млн. рублей (стр.1+стр.2-стр.3), в том числе: |
2247 |
3324 |
10384 |
4.1. |
условно утвержденные расходы, млн. рублей |
х |
888 |
1902 |
5. |
Справочно: удельный вес принимаемых обязательств области в общем объеме доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита, процент |
7 |
9 |
26 |
При формировании бюджетных ассигнований из областного бюджета на 2009-2011 годы на реализацию принимаемых обязательств планируется дальнейшее развитие ранее установленных направлений бюджетной политики на 2008-2010 годы, а также введение новых приоритетных направлений с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и Владимирской области:
- на развитие и модернизацию образования, здравоохранения, спорта, культуры, обеспечение жильем населения и осуществление демографической политики;
- на увеличение размера минимальной заработной платы с 1 января 2009 года;
- на индексацию адресных социальных выплат региональным категориям льготников в размерах, превышающих уровень инфляции;
- на развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, поддержку агропромышленного комплекса.
Примерный перечень новых расходных обязательств Владимирской области на 2009-2011 годы приведен в приложении N 6 к настоящему постановлению.
Принятие органами государственной власти области дополнительных расходных обязательств позволит обеспечить гибкость реагирования областного бюджета на решение новых задач для достижения целей бюджетной политики Владимирской области. В рамках ее проведения сохраняются поставленные задачи по ключевым показателям качества жизни населения области, таким, как уровень доходов и социального обеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни. Все принятые расходные обязательства Владимирской области в части адресных доплат и других мер социальной поддержки населения принимаются к безусловному исполнению.
Для включения расходов в областной бюджет на 2009-2011 годы на исполнение новых обязательств исполнительным органам государственной власти области до 1 августа 2008 года необходимо разработать областные нормативные правовые акты, предпочтительно в форме целевых программ.
3.2. Основные приоритеты бюджетных расходов.
Растущие потребности экономики области поставили задачу повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, которую необходимо решать через оптимизацию текущих и капитальных расходов.
Следует отметить, что в целях стимулирования повышения эффективности бюджетных расходов часть объема новых обязательств (25 млн. рублей) предоставлена пяти главным распорядителям средств областного бюджета, добившимся наиболее высокой экономической эффективности бюджетных расходов за 2007 год (приложение N 7 к настоящему постановлению).
В 2009-2011 годах будет проводиться политика по сдерживанию темпов роста текущих расходов областного бюджета и одновременному увеличению бюджетных инвестиций в объекты социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство.
Для этого главным распорядителям средств областного бюджета предстоит провести сплошную инвентаризацию бюджетного сектора, выявить дублирующие и излишние функции, направить высвобождающиеся при этом ассигнования на обновление основных фондов бюджетных отраслей. В результате текущие затраты должны составить к 2011 году 84,6 процента от общих расходов областного бюджета, то есть будут увеличены на 31,7 процента к уровню 2008 года (на индексацию заработной платы и социальных выплат, прирост тарифов на оплату коммунальных услуг, уровень инфляции по прочим расходам). Капитальные расходы по областному бюджету возрастут к 2011 году в 2 раза против плана 2008 года и составят 15,4 процента в объеме областного бюджета.
Особое место в структуре текущих расходных обязательств Владимирской области занимают ассигнования на оплату труда работников бюджетной сферы, удельный вес которых составит в 2011 году 28,1 процента в объеме областного бюджета. Указанные расходы вырастут за три года на 49,7 процента к плану 2008 года.
Средства, предусмотренные на эти цели в областном бюджете, должны обеспечить работу бюджетных отраслей в новых условиях, повысив мотивацию к повышению качества оказываемых услуг. При этом заработная плата работников бюджетных учреждений в 2011 году возрастет в 2,1 раза к 2007 году, что позволит повысить привлекательность оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Данное увеличение должно быть подкреплено переходом на отраслевые системы оплаты труда с 1 сентября 2008 года, оптимизацией сети и реструктуризацией бюджетных расходов, а также совершенствованием системы финансирования государственных услуг.
Кроме того, продолжится ежегодная индексация фондов оплаты труда бюджетных учреждений в 2009 году на 7,5 процента с 1 августа, в 2010 году - на 7 процентов с 1 января, в 2011 году - на 6,8 процента с 1 января.
Ассигнования на предоставление социальных выплат населению будут занимать в 2011 году 16,7 процента от расходов областного бюджета с применением ежегодной индексации в размере не ниже уровня инфляции.
Доля дотаций местным бюджетам сложится в 2011 году в размере 16,3 процента от расходов областного бюджета, рост их объема к уровню 2008 года - 153,5 процента.
Экономическая структура расходов областного бюджета на 2009-2011 годы приведена в таблице 4.
Таблица 4
Экономическая структура расходов областного бюджета на 2009-2011 годы
|
2009 год, в процентах к общему объему расходов областного бюджета |
2010 год, в процентах к общему объему расходов областного бюджета |
2011 год, в процентах к общему объему расходов областного бюджета |
Темп роста проекта 2011 года к плану 2008 года, процент |
Расходы - всего, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
139,6 |
- текущие расходы, из них: |
90,0 |
89,5 |
84,6 |
131,7 |
*оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
27,3 |
28,1 |
28,1 |
149,7 |
*коммунальные услуги |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
186,1 |
*социальные выплаты населению |
17,1 |
16,9 |
16,7 |
147,7 |
*безвозмездные перечисления местным бюджетам по предоставлению дотаций |
15,8 |
17,0 |
16,3 |
153,5 |
*прочие текущие расходы |
28,7 |
26,3 |
22,2 |
108,5 |
- капитальные расходы |
10,0 |
10,5 |
15,4 |
201,2 |
В отраслевом разрезе ключевым приоритетом бюджетной политики Владимирской области на 2009-2011 годы останется социальная сфера. В среднесрочной перспективе на обеспечение ее текущей деятельности планируется направить из областного бюджета 51,3 процента от объема его расходов. За три года расходы социальной направленности увеличатся на 45 процентов по сравнению с планом текущего года.
В целях создания условий для перехода экономики области на инновационный путь развития расходы на национальную экономику возрастут за трехлетний период в 1,74 раза к плану 2008 года. Из областного бюджета на финансирование указанных расходов будут направлены средства в размере 14 процентов от его объема на три года.
Объем бюджетных инвестиций по областной адресной инвестиционной программе увеличится за 2009-2011 годы на 39 процентов к плану 2008 года, их доля составит за этот период 8,9 процента в расходах областного бюджета.
Ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство проектируются в планируемом периоде в среднем в размере 4,1 процента от общих расходов областного бюджета и возрастут на 18,9 процента к уровню текущего года.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2009-2010 годах составят 4,4-4,3 процента от объема областного бюджета соответственно и 0,4 процента - в 2011 году. Уменьшение доли расходов связано с планируемой передачей милиции общественной безопасности с 1 января 2011 года на федеральный уровень.
В среднесрочном периоде из областного бюджета предполагается направить на управление в сфере установленных функций в среднем 1,7 процента от общего объема расходов областного бюджета.
Распределение бюджетных ассигнований из областного бюджета по разделам бюджетной классификации отражает приоритеты бюджетной политики Владимирской области на 2009-2011 годы (таблица 5).
Таблица 5
Распределение бюджетных ассигнований из областного бюджета по разделам
бюджетной классификации на 2009-2011 годы
Примечание:
1. В разделах классификации расходов областного бюджета (п.п.1.1-1.7, 1.9-1.11) предусмотрены субвенции и субсидии другим бюджетам и не учтены ассигнования, включенные в областную адресную инвестиционную программу (п.1.8).
2. Расходы на здравоохранение приведены без учета дотаций, планируемых к передаче из местных бюджетов фонду ОМС на преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения.
3. Структура расходов подлежит корректировке после утверждения федерального закона о федеральном бюджете по расходам, осуществляемым за счет федеральных межбюджетных трансфертов.
3.3. Некоторые отраслевые особенности формирования бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.
3.3.1. В социальной сфере.
Расходы на образование из областного бюджета проектируются в 2009 году в сумме 5739 млн. рублей, в 2010 году - 6383 млн. рублей, в 2011 году - 6946 млн. рублей. За период с 2009 года по 2011 год ассигнования в отрасль увеличатся на 51,1 процента к плану 2008 года и в среднем составят 17,5 процента в объеме областного бюджета.
Планируется продолжить финансирование приоритетного национального проекта "Образование". Это стимулирование лучших образовательных практик и педагогических технологий, обеспечение государственных гарантий доступности общего образования, повышение качества образовательных услуг.
Предусмотрены расходы из областного бюджета на выплату вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях, установление ежегодного поощрения лучших учителей, внедрение инновационных образовательных программ, обеспечение доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений.
Для удовлетворения потребностей экономики области в высокопрофессиональных кадрах особое внимание будет уделено модернизации системы начального и среднего профессионального образования. В этой связи в рамках работы по оптимизации расходов предстоит изыскать средства на обновление оборудования, а также более активно привлекать внебюджетные источники от заинтересованных в качественных кадрах работодателей.
В ближайшей перспективе необходимо перейти на нормативное подушевое финансирование в начальном и среднем профессиональном образовании, что будет способствовать появлению конкурентной среды на рынке образовательных услуг, росту их качества и разнообразия.
В 2009 году предлагается повысить стипендии учащимся профтехучилищ и техникумов на 25 процентов к уровню 2008 года.
За счет средств областного бюджета будет продолжена защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях реализации эффективной демографической политики предлагается сохранение помощи родителям детей, посещающих детские дошкольные учреждения, с обеспечением ее в полном объеме из областного бюджета. В 2009-2011 годах планируется продолжить софинансирование из областного бюджета полномочий органов местного самоуправления по обеспечению качественным горячим питанием учащихся 1-4 классов муниципальных школ с учетом индексов инфляции.
Расходы на государственную поддержку культуры, кинематографии, средств массовой информации из областного бюджета возрастут за период 2009-2011 годов на 239 млн. рублей или на 62,4 процента к плану текущего года. Ассигнования в эту отрасль составят в 2009 году 457 млн. рублей, в 2010 году - 506 млн. рублей, в 2011 году - 621 млн. рублей. В среднем за три года из областного бюджета предполагается направить на указанные цели 1,45 процента от объема его расходов.
Предусмотрены средства на оплату труда работников особо ценных объектов культурного наследия Владимирской области в повышенных размерах, дополнительно введенной в 2008 году численности сотрудников в областных библиотеках, на пополнение библиотечных фондов, а также на проведение капитального ремонта в учреждениях культуры области и реставрацию памятников истории и культуры.
В целях пропаганды и популяризации отечественного киноискусства планируется приобретение и прокат лучших художественных и документальных фильмов, видеофильмов.
В сфере средств массовой информации будут осуществляться расходы по официальному опубликованию правовых актов органов государственной власти области, информационному обеспечению их деятельности.
Расходы на здравоохранение из областного бюджета планируются в 2009 году в сумме 4525 млн. рублей, в 2010 году - 4773 млн. рублей, в 2011 году - 5230 млн. рублей. Ассигнования по данной отрасли за три года составят 13,3 процента от объема расходов областного бюджета, возрастут на 39,4 процента к плану 2008 года и нацелены на выполнение задачи предоставления качественной доступной медицинской помощи населению на территории области.
Для этого в среднесрочной перспективе сохранятся важнейшие приоритеты национального проекта "Здоровье". С 2010 года предусматривается обеспечение за счет областного бюджета денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения области, до этого периода финансируемых из федерального бюджета.
При расчете бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2010-2011 годах учитываются ассигнования на денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медицинским сестрам соответствующих врачей, осуществляемые ранее за счет средств бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для исполнения публичных обязательств Владимирской области по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению области программа государственных гарантий оказания медицинской помощи будет обеспечена финансовыми ресурсами из соответствующих источников в полном объеме. При этом для перехода от сметного финансирования учреждений к системе оплаты объемов оказанной медицинской помощи исходя из нормативов финансовых затрат продолжится преимущественно одноканальное финансирование из средств фонда обязательного медицинского страхования областных учреждений здравоохранения, а при заключении соглашений с органами местного самоуправления - муниципальных учреждений. Тем самым будет реализован принцип "деньги следуют за пациентом".
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать увеличение фондовооруженности лечебных профилактических учреждений. Бюджетные инвестиции предлагается увеличить в данной отрасли в 2011 году в 3,6 раза к уровню 2008 года. При завершении в 2009-2010 годы срока действия целевых программ планируется их продление на 2010-2011 годы соответственно.
Для усиления поддержки граждан в обеспечении лекарственными средствами и зубопротезировании в рамках областных полномочий расходы на эти цели увеличиваются в объемах, превышающих уровень инфляции в 2009-2011 годы.
Расходы на физическую культуру и спорт сложатся в 2009 году в сумме 119 млн. рублей, в 2010 году - 135 млн. рублей, в 2011 году - 146 млн. рублей, что больше уровня 2008 года в 1,44 раза.
Планируются ассигнования на развитие спорта высших достижений, физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди населения, укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры, выплату стипендий членам сборных команд России по Олимпийским видам спорта, а также премий спортсменам и тренерам по итогам выступлений на всероссийских, международных соревнованиях.
Будет обеспечена финансированием реализация мер, направленных на развитие системы государственного регулирования туристической деятельности, мелкого и среднего предпринимательства в сфере туризма и вовлечения граждан в создание новых туристических услуг.
Расходы на социальную политику из областного бюджета планируются на 2009 год в сумме 6133 млн. рублей, на 2010 год - 6761 млн. рублей, на 2011 год - 7423 млн. рублей. Удельный вес ассигнований на эти цели в среднем за 2009-2011 годы составит 18,63 процента от объема областного бюджета, рост расходов - 142 процента.
В данной отрасли средства проектируются по двум направлениям:
- на оказание государственных социальных услуг пожилым людям, инвалидам и семьям с детьми;
- на выполнение предусмотренных областными законами прямых обязательств перед населением в полном объеме.
Предоставление социальных услуг будет осуществляться во всех установленных формах (нестационарная, полустационарная, стационарная и срочная социальная). Кроме того, на основании решения Совета народных депутатов Александровского района планируется передача на финансирование из областного бюджета муниципального учреждения "Социальный приют для детей и подростков "Надежда".
Приоритетной формой социального обслуживания пожилых людей в нестационарных условиях останется предоставление социально-бытовых услуг на дому.
Предлагается индексация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в отношении которых существуют финансовые обязательства Владимирской области, не менее чем на уровень инфляции.
В связи с изменением в 2008 году механизма оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, согласно которому установлены минимальные размеры денежных выплат по категориям получателей, данные расходы увеличиваются в 2009-2011 годах.
В 2008 году администрацией области начата работа по совершенствованию системы социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. В результате до 1 января 2009 года планируется переход к предоставлению данных мер поддержки в денежной форме для всех категорий льготников (ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, многодетных семей, федеральных категорий льготников).
3.3.2. В национальной экономике.
В 2009-2011 годах государственная поддержка отраслей национальной экономики из областного бюджета будет сконцентрирована на развитии транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства.
К 2011 году рост расходов на содержание дорожного хозяйства и транспорт составит 221 процент к плану 2008 года, сельское хозяйство - 147,1 процента.
Финансирование отраслей экономики из областного бюджета в указанных объемах позволит снять ограничения для экономического роста, вызванные отставанием в развитии инфраструктуры.
Ассигнования из областного бюджета на содержание дорожного хозяйства и транспорт проектируются в 2009 году в сумме 2676 млн. рублей, в 2010 году - 2901 млн. рублей, в 2011 году - 4350 млн. рублей. Кроме того, на развитие дорожной сети предусматривается на 2009 год 1175 млн. рублей, на 2010 - год 724 млн. рублей, на 2011 год - 739 млн. рублей.
На данные расходы приходится 11,5 процентов объема областного бюджета на три года, которые будут направлены в рамках программных мероприятий на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, строительство новых дорог, а также на обеспечение безопасности дорожного движения.
В течение трех лет расходы на поддержание в нормативном состоянии существующих региональных автомобильных дорог будут постепенно приближаться к нормативам затрат, установленным на эти цели для автомобильных дорог федерального значения. Это позволит преодолеть предыдущее отставание объемов указанных работ, приведшее к ухудшению качественного состояния дорог.
В целях эффективного использования бюджетных ресурсов предполагается внедрение новых технологий ремонта дорог, что уменьшит затраты на ямочный ремонт.
Продолжится реконструкция сети автомобильных дорог, в том числе участка дороги Владимир-Муром-Арзамас. В 2009 году планируется ввод первой очереди строительства мостового перехода через реку Оку с обходом г. Мурома.
Выделенные средства на сохранение и развитие дорожной сети в среднесрочном периоде повысят уровень содержания автомобильных дорог общего пользования в зимний период; позволят отремонтировать 28,8 процентов дорог, что снизит количество дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям на 1,5 процента ежегодно. Планируется ввести 25,9 километров новых автомобильных дорог и 31,6 километра - после реконструкции.
В составе расходов на транспорт и дорожное хозяйство предусмотрены субсидии местным бюджетам на софинансирование полномочий органов местного самоуправления по поддержанию в нормативном состоянии существующих муниципальных автомобильных дорог общего пользования. Предлагается сохранить за счет областного бюджета предоставление социальных проездных билетов на городском и пригородном электро- и автомобильном транспорте для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, а также удешевление стоимости проезда пригородным железнодорожным транспортом в летний период.
Осуществление бюджетной политики в области сельского хозяйства будет направлено на создание условий для формирования эффективного агропромышленного производства и насыщения продовольственного рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания, устойчивого развития сельских территорий.
Расходы областного бюджета на сельское хозяйство составят в 2009 году 966 млн. рублей, 2010 году - 1017 млн. рублей, 2011 году - 1065 млн. рублей. В среднем за три года из областного бюджета планируется выделить на эти цели 2,8 процента от общего объема расходов областного бюджета.
В 2009-2011 годах будет продолжена реализация двух новых областных целевых программ по развитию сельскохозяйственного производства - "Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2008-2012 годы" и "Воспроизводство плодородия почв Владимирской области на 2008-2012 годы".
Сохранены основные приоритеты государственной поддержки сельского хозяйства - повышение генетического потенциала продуктивного скота и используемых в сельском хозяйстве сортов сельскохозяйственных культур, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, повышение плодородия почв, стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе.
Особенностью новой аграрной политики является создание условий для вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земельных участков в экономический оборот и ужесточение контроля за использованием земель по назначению.
Как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись, велика доля хозяйств, которые не осуществляют сельскохозяйственную деятельность, - 12,2 процента крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 29,5 процента - малых предприятий, 87 процентов - крестьянских (фермерских) хозяйств, 26,9 процента - личных подсобных хозяйств.
С 2008 года начата практика оказания государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса области за счет средств областного бюджета при условии увеличения посевных площадей.
Планируется ежегодное предоставление в сумме 21 млн. рублей государственных гарантий Владимирской области сельскохозяйственным товаропроизводителям, как одной из мер государственной политики по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства Владимирской области. Государственные гарантии области будут обеспечивать обязательства организаций агропромышленного комплекса, возникающие при привлечении кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.
Устойчивое развитие сельских территорий планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" посредством расширенного строительства жилья и повышения уровня коммунального обслуживания, включая обеспеченность сетевым газом.
Реализация комплекса мер в области поддержки сельскохозяйственного производства позволит обеспечить ежегодный прирост индекса физического объема продукции сельского хозяйства в среднем на 3,6 процента.
В 2011 году производство продукции животноводства возрастет на 19 процентов к уровню 2008 года, продукции растениеводства - на 5 процентов.
Средства областного бюджета, предоставленные на субсидирование процентных ставок, позволят привлечь в 2009-2011 годах организациями агропромышленного комплекса 5020 млн. рублей льготных кредитных ресурсов.
Уровень газификации сельских населенных пунктов к 2011 году будет повышен до 35 процентов.
В целях создания условий для стимулирования предпринимательской инициативы и расширения инвестиционной активности в экономике за счет средств областного бюджета будет продолжена реализация областной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2009-2010 годы. Расходы на указанные цели составят 0,1 процента от общего объема расходов областного бюджета.
Решение задачи, направленной на повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сферы услуг, потребует разработки целевой программы в сфере поддержки предпринимательства на 2011 и последующие годы.
3.3.3. В жилищно-коммунальном хозяйстве.
С целью обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан области, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения продолжится реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" по трем направлениям.
Первое - это создание условий для быстрого роста предложения на рынке жилья, что позволит реализовать собственные возможности части населения по улучшению своих жилищных условий. Для этого планируется:
а) предоставление 49,5 млн. рублей государственных гарантий Владимирской области в обеспечение обязательств муниципальных образований и юридических лиц, привлекаемых на обустройство земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
б) предоставление социальных выплат на приобретение жилья:
580 молодым семьям;
231 семье, проживающей и работающей в сельской местности;
210 семьям, являющимся работниками бюджетной сферы и (или) государственными и муниципальными служащими;
в) государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов. В результате этого за три года получат 1950 граждан ипотечные жилищные кредиты с привлечением средств областного бюджета.
Второе - это создание условий для обеспечения жильем малоимущих граждан. В рамках областной целевой программы "Социальное жилье на 2008-2015 годы" в 2009-2011 годах планируется выделить из областного бюджета 930 млн. рублей на строительство 47,4 тыс. кв. метров и обеспечение жильем 877 семей.
По программе развития образования Владимирской области будет продолжено предоставление жилых помещений детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилья. За три года 225 детей-сирот улучшат жилищные условия.
Третье - это сохранение существующего жилищного фонда с выведением из него аварийного и ветхого жилья.
Расходы на эти цели в областном бюджете будут сформированы с учетом деятельности государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для выполнения условий предоставления финансовой поддержки региону за счет средств корпорации будут ежегодно разрабатываться областные адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов во Владимирской области и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Это позволит создать более безопасные и благоприятные условия проживания граждан, повысить качество жилищного хозяйства. На указанные цели предусматривается направить в 2009-2011 годах 2,29 млрд. рублей. В результате будет переселено 386 граждан из аварийного жилья общей площадью 6,8 тыс.кв. метров, капитально отремонтировано 6636,7 тыс.кв. метров.
3.3.4. В области охраны окружающей среды.
Бюджетная политика в области охраны окружающей среды будет направлена на стабилизацию и улучшение экологической обстановки в области, сохранение и восстановление природных экосистем, а также на рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей экономики.
Высокая концентрация промышленных, сельскохозяйственных и других организаций на сравнительно ограниченной территории, отсутствие эффективной системы управления отходами, низкий уровень экологической культуры населения привели к ухудшению санитарного состояния территорий поселений, придорожных полос и земель лесного фонда. В целях привлечения органов местного самоуправления к решению этой проблемы в 2009-2011 годах сохранится практика софинансирования из областного бюджета расходов по ликвидации несанкционированных свалок.
В планируемом периоде продолжится строительство и реконструкция малых очистных сооружений в рамках реализации целевой программы "Охрана водных объектов Владимирской области от загрязнения сточными водами в 2008-2010 годах". Кроме того, за счет субвенций из федерального бюджета будут выполнены работы по расчистке русел рек Гусь и Варварка (г. Гусь-Хрустальный), Каменка (г. Суздаль), Колокша и Гза (г. Юрьев-Польский), Ключевая (г. Гороховец).
Реалии рыночной экономики, наряду с охраной окружающей среды, диктуют необходимость развития минерально-сырьевой базы, в том числе приращение новых разведанных запасов недр. В трехлетнем периоде продолжится финансирование мероприятий по геологическому изучению недр по целевой программе "Изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых Владимирской области в 2008-2010 годах".
Для более действенного и эффективного контроля в сфере охраны окружающей среды в структуре администрации области создана государственная инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Учитывая сложную экологическую ситуацию на территории области, в ближайшей перспективе будет рассмотрен вопрос о необходимости разработки долгосрочной целевой программы, которая определит перечень основных экологических проблем и комплекс приоритетных мероприятий, предназначенных для их решения посредством концентрации средств природопользователей и бюджетов всех уровней.
Реализация комплекса мер в области охраны окружающей среды и природопользования позволит в плановом периоде ликвидировать несанкционированные свалки с объемом отходов 34,9 тыс. куб. метров и обеспечить соблюдение установленного режима содержания особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Будет завершена очистка рек Гусь и Варварка в черте города Гусь-Хрустальный, реки Каменка в городе Суздаль, проведены капитальный ремонт гидроузла на реке Содышка и искусственное лесовосстановление на землях лесного фонда области общей площадью 15,9 тыс. га.
Средства областного бюджета, направленные на строительство и реконструкцию малых очистных сооружений на реках Клязьма, Колокша, Ушна, Морозимо, Суворощь, позволят снизить в целом по области массу сброса вредных веществ в водные объекты на 3 процента.
В результате проведения мероприятий по геологическому изучению недр прирост балансовых запасов твердых нерудных общераспространенных полезных ископаемых составит 30 млн. куб. метров.
3.3.5. По бюджетным инвестициям по областной адресной инвестиционной программе.
Ассигнования на бюджетные инвестиции по областной адресной инвестиционной программе будут направлены на укрепление материально-технической базы и строительство учреждений здравоохранения, культуры, образования, спорта, осуществление газификации населенных пунктов области, модернизацию объектов коммунального комплекса, строительство дорог и сооружений на них, предоставление жилья отдельным категориям граждан, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и другие объекты.
На реализацию целевых программ предполагается направить из областного бюджета в 2009-2011 годах в среднем 47-48 процентов от общего объема расходов.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой целевой программе будет проводиться ежегодная оценка эффективности ее реализации по отчету за прошедший год. В случае если установленные в программе непосредственные и конечные показатели результатов от вложения бюджетных ресурсов в отчетном году не достигнуты, данная программа подлежит отмене и не включается в проект областного бюджета.
3.3.6. В сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
За счет областного бюджета планируются ассигнования на предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидацию их последствий в 2009 году в сумме 159 млн. рублей, в 2010 году - 153 млн. рублей, в 2011 году - 162 млн. рублей.
Учтены расходы на формирование отраслевой системы оплаты труда спасателей и водолазов, материально-техническое обеспечение спасательных отрядов. Предусмотрены средства на внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 по 30,8 млн. рублей ежегодно.
Финансовое обеспечение милиции общественной безопасности планируется осуществлять из областного бюджета в 2009-2010 годах, за исключением расходов на оплату коммунальных услуг, которые в этот период будут финансировать местные бюджеты. На эти цели предполагается направить из областного бюджета в среднем 4,06 процента от расходов областного бюджета.
В 2009-2010 годах проектируется дальнейшее повышение окладов по должности и специальному званию сотрудникам милиции общественной безопасности: с 1 августа 2009 года - на 7,5 процента, с 1 января 2010 года - на 7 процентов.
Предусмотрены расходы на дополнительные выплаты к денежному довольствию сотрудникам подразделений милиции по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, участковым инспекторам.
Учтены ассигнования на содержание специализированного подразделения милиции общественной безопасности по выявлению преступлений и правонарушений в сфере экологии.
Запланированы расходы на выплату сотрудникам милиции общественной безопасности пособий на детей, посещающих детские дошкольные учреждения.
С 2011 года обеспечение деятельности милиции общественной безопасности предполагается осуществлять из федерального бюджета.
3.3.7. В сфере государственного управления.
Расходы на финансовое обеспечение деятельности органов государственного управления будут расти темпами ниже, чем общий объем расходов областного бюджета. Это связано с проводимой административной реформой и сокращением административных издержек.
Доля расходов на государственное управление в общих расходах областного бюджета сокращается с 1,77 процентов в 2008 году до 1,59 процента в 2011 году.
Результаты работы органов государственного управления области будут оцениваться по итогам достижения показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
IV. Политика в области межбюджетных отношений
Основным направлением повышения эффективности межбюджетных отношений в переходный период организации местного самоуправления во Владимирской области было определено укрепление финансовой стабильности муниципальных образований.
За период с 2005 по 2008 годы объем доходов местных бюджетов вырос с 9544 до 19536 млн. рублей или в 2 раза, в том числе объем межбюджетных трансфертов - в 1,5 раза.
Кроме того, в целях укрепления финансовых основ сельских поселений предлагается передать областную долю от единого сельскохозяйственного налога поселковым бюджетам.
На 2009-2011 годы основной задачей становится не столько рост объема финансовых ресурсов, сколько эффективность расходования бюджетных средств.
Для этого планируется сократить количество форм и видов перечислений местным бюджетам. Будут создаваться объединенные субсидии. Одновременно муниципальным образованиям предоставляется право самостоятельно определять направления расходования этих средств. Главное при этом - результат проводимой органами местного самоуправления политики, который необходимо предусматривать в соглашениях между областными департаментами и муниципальными образованиями.
Общий объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета составит на 2009 год 15997 млн. рублей, на 2010 год - 17954 млн. рублей, на 2011 год - 18078 млн. рублей, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов на 2009 год - 5334 млн. рублей, на 2010 год - 6395 млн. рублей, на 2011 год - 6701 млн. рублей.
V. Политика в области государственного долга
Политика в области государственного долга Владимирской области на 2009-2011 годы предусматривает обеспечение сбалансированности областного бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; использование государственных гарантий для реализации проектов на принципах разделения рисков с частными инвесторами.
В бюджетных проектировках на трехлетний период предполагается увеличение объема государственного долга области в связи с привлечением заемных средств на финансирование дефицита областного бюджета. Источники покрытия дефицита областного бюджета будут уточнены после принятия федерального бюджета на 2009-2011 годы и исходя из отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год.
Разумное применение долговых инструментов позволит повысить инвестиционную составляющую в областном бюджете, тем самым положительно воздействуя на дальнейшее развитие и инвестиционную привлекательность Владимирской области.
VI. Основные характеристики областного бюджета на 2009-2011 годы
Формирование доходов на 2009-2011 годы осуществляется в условиях действующего налогового законодательства, с учетом приведенных выше его изменений на федеральном уровне, а также исходя из показателей прогноза социально-экономического развития Владимирской области на 2009-2011 годы, предполагающего инновационный путь развития экономики региона (таблица 6).
Таблица 6
Показатели прогноза социально-экономического развития
Владимирской области на 2009-2011 годы
N |
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 |
||||
п/п |
показателей |
Утверждено постановлением Губернатора области от 06.06.2007 N 401 |
Уточнение прогноза |
Отклонение (гр.4-гр.3) |
Утверждено постановлением Губернатора области от 06.06.2007 N 401 |
Уточнение прогноза |
Отклонение (гр.7-гр.6) |
год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
ВРП, млн. рублей |
183000 |
205600 |
+22600 |
212000 |
240000 |
+28000 |
275800 |
2. |
Темпы роста ВРП, процент к предыдущему году: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
в сопоставимых ценах |
107,3 |
107,6 |
+0,3 |
107,5 |
107,8 |
+0,3 |
108,0 |
2.2. |
в текущих ценах |
113,7 |
118,2 |
+4,5 |
115,8 |
116,7 |
+0,9 |
114,9 |
3. |
Уровень инфляции, декабрь к декабрю, процент |
107,0 |
107,5 |
+0,5 |
106,5 |
107,0 |
+0,5 |
106,8 |
Как видно из таблицы 6, в 2009-2010 годах возрастают объемы ВРП и темпы его роста против параметров, учтенных при составлении проекта областного бюджета на 2008-2010 годы. Это позволяет увеличить налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2009-2010 годы на суммы 2478 млн. рублей и 3627 млн. рублей соответственно.
Прогнозируемые доходы областного бюджета составят в 2009 году 30206 млн. рублей, в 2010 году - 32810 млн. рублей, в 2011 году - 36973 млн. рублей и за три года возрастут на 37,3 процента.
Для обеспечения расходов областного бюджета в трехлетнем периоде необходимо привлечение источников финансирования дефицита в среднем в размере 12,3 процента от его налоговых и неналоговых платежей.
В целом расходы областного бюджета проектируются в 2009 году в сумме 32735 млн. рублей, в 2010 году - 36394 млн. рублей, в 2011 году - 39943 млн. рублей, что на 39,6 процента выше плана текущего года.
Основные характеристики областного бюджета на 2009-2011 годы, рассчитанные по прогнозу социально-экономического развития Владимирской области и реестру действующих расходных обязательств, представлены в таблице 7.
Таблица 7
Основные характеристики областного бюджета на 2009-2011 годы
N п/п |
Наименование показателей |
2009 год, млн. рублей |
2010 год, млн. рублей |
2011 год, млн. |
Темп роста проекта |
||||
|
|
Бюджет |
Уточнение |
Отклонение (гр.4-гр.3) |
Бюджет |
Уточнение |
Отклонение (гр.7-гр.6) |
рублей |
2011 года к плану 2008 года, процент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Доходы |
26300 |
30206 |
3906 |
28141 |
32810 |
4669 |
36973 |
137,3 |
2. |
Расходы - всего, в том числе: |
28404 |
32735 |
4331 |
31044 |
36394 |
5350 |
39943 |
139,6 |
2.1. |
расходы на реализацию полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ |
26465 |
30543 |
4078 |
28961 |
34037 |
5076 |
37586 |
141,8 |
2.2. |
расходы на исполнение государственных полномочий Российской Федерации |
1939 |
2192 |
253 |
2083 |
2357 |
274 |
2357 |
112,3 |
2.3. |
Из общей суммы расходов - условно утвержденные расходы |
692 |
0 |
-692 |
1478 |
888 |
-590 |
1902 |
х |
3. |
Дефицит (-) |
-2104 |
-2529 |
-425 |
-2903 |
-3584 |
-681 |
-2970 |
х |
Для обеспечения устойчивости и сбалансированности областного бюджета в параметрах, указанных в таблице 7, главным администраторам доходов областного бюджета предстоит решить задачу по мобилизации дополнительных доходов в областной бюджет.
VII. Основные показатели консолидированного бюджета Владимирской области
на 2009-2011 годы
Доходы консолидированного бюджета области прогнозируются в 2009 году в сумме 40280 млн. рублей, в 2010 году - 44418 млн. рублей, в 2011 году - 50355 млн. рублей, что на 38 процентов больше уровня текущего года.
Налоговые и неналоговые платежи в объеме собственных доходов будут занимать 81 процент, 86 процентов, 88 процентов соответственно. За три года их прирост составит 66 процентов к плану 2008 года.
Расходы консолидированного бюджета области проектируются в 2009 году в сумме 42809 млн. рублей (20,8 процента ВРП), в 2010 году - 48002 млн. рублей (20 процентов ВРП), в 2011 году - 53325 млн. рублей (19,3 процента ВРП). Снижение расходов по отношению к ВРП свидетельствует об уменьшении зависимости консолидированного бюджета области от федеральной поддержки. Увеличение расходов за 2009-2011 годы составит 40 процентов к уровню 2008 года.
Рост доходов консолидированного бюджета области в 2009-2011 годах позволит сохранить стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетов Владимирской области, а также преемственность бюджетной политики, проводимой ранее, обеспечивая социальную направленность бюджетных расходов и рост инвестиций в объекты социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.