Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 12 октября 2005 г. N 149-ОЗ
Областная целевая программа
"Обеспечение населения Владимирской области питьевой водой
на 2005 - 2010 годы"
Паспорт
областной целевой программы "Обеспечение населения Владимирской
области питьевой водой на 2005 - 2010 годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Обеспечение населения Владимирской области питьевой водой на 2005 - 2010 годы" |
Нормативно-пра- вовая база для разработки Программы: |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" |
Заказчик Программы: |
Администрация Владимирской области |
Основные разработчики Программы: |
Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области; Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области; Управление по надзору в сфере природопользования по Владимирской области (по согласованию); Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора во Владимирской области (по согласованию) |
Стратегическая цель Программы: |
Улучшение обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве |
Задачи Программы | Удовлетворение потребностей населения области в питьевой воде Постоянное поддержание качества воды в соответствии c требованиями санитарных правил и норм Создание необходимой технологической надежности систем хозяйственно-питьевого водоснабжения |
Сроки реализации Программы |
2005-2010 г. |
Исполнители: | Органы местного самоуправления (по согласованию); Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области; Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области; Департамент строительства и архитектуры администрации области; Управление по надзору в сфере природопользования по Владимирской области (по согласованию); Центр государственного санитарно-эпидемиологического контроля во Владимирской области (по согласованию) |
Общий объем и источники финансирования Программы |
Реализация мероприятий Программы потребует 461,28 млн. рублей, в том числе: областной бюджет - 138,1 млн.рублей; местные бюджеты - 184,2 млн.рублей; внебюджетные источники - 138,98 млн.рублей. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
1. Значительное снижение социальной напряженности в регионах за счет улучшения водоснабжения населения, предотвращение нанесения вреда здоровью людей. 2. Устранение прямых и косвенных потерь в системах водоснабжения. 3. Предотвращение загрязнения и оздоровление источников питьевого водоснабжения |
Контроль за исполнением Программы: |
Администрация Владимирской области, Законодательное Собрание Владимирской области |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения
ее программными методами.
Основным источником питьевого водоснабжения области являются речной сток (25%) и подземные воды (75%). В пределах области на хозяйственно-питьевые нужды в 2003 году использовано из подземных и поверхностных источников всего 359,1 тыс.куб.м./сутки.
Действующая в области система водоснабжения населения находится в чрезвычайно плохом состоянии, не все внешние источники водопотребления имеют полный комплекс очистных сооружений. Подземные воды, используемые для водоснабжения населения области, имеют лучшее качество по сравнению с поверхностными водами и, в основном, соответствуют требованиям СанПиН, однако характеризуются повышенной минерализацией, жесткостью, повышенным содержанием сульфатов и карбонатов. Превышение предельно-допустимой концентрации по железу почти повсеместно.
Постоянно происходит загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения - из-за недостаточной эффективности работы очистных сооружений.
Износ имеющихся водопроводных сетей достигает 50-75%%, в то время как санитарно-техническое состояние сетей во многом определяет качество подаваемой населению воды.
По итогам обследования органами санитарно-эпидемиологического надзора 18,1% водопроводов отнесены к высокой степени эпидемиологической опасности (3 степени), что требует к себе самого пристального внимания, так как системами централизованного водоснабжения пользуется 73% населения области.
Из общего количества источников водоснабжения не отвечают санитарным нормам и правилам 13%, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны - 11%. Средний процент по области по данному показателю превышается в г.Владимире, г.Вязниках, Собинском районе.
По данным "Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора во Владимирской области" (далее ЦГСЭН во Владимирской области), процент проб, не удовлетворяющих санитарно-химическим показателям, по сравнению с прошлым годом увеличился с 32,6% до 34,5% (в среднем по России - 27,9%), в том числе по содержанию солей тяжелых металлов достиг 24%. Вода подземных источников не отвечает гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям в 6,5% проб.
Качество воды источников централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям (процент проб, не отвечающих санитарным требованиям), в том числе по содержанию солей тяжелых металлов, представлено в разрезе территорий следующим образом:
Наименование Территорий |
2003 год | |
Показатели качества воды | ||
Санитарно-химичес- кие |
в том числе по содержанию солей тяжелых металлов |
|
г.Владимир | 76,6 | 76,6 |
о.Вязники | 11,2 | 11,2 |
о.Кольчугино | 57,7 | 48,1 |
Собинcкий район | 54,4 | 27,2 |
Гороховецкий район | 38,2 | 32,4 |
Камешковский район | 60,0 | 60,0 |
Меленковский район | 36,1 | 31,8 |
Судогодский район | 49,0 | 22,9 |
Суздальский район | 77,1 | 37,1 |
Ю-Польский район | 48,7 | 41,9 |
В среднем по области | 34,5 | 24,0 |
Неблагоприятное положение по данным показателям сложилось, в частности, в гг. Владимир и Камешково, в Суздальском и Судогодском районах, округе Кольчугино.
В загрязнении подземных источников питьевого водоснабжения области преобладают медь, цинк, марганец. В г.Владимире, где в качестве источника водоснабжения населения используется открытый водоем (р.Нерль) в качестве загрязнителей отмечены алюминий, полиакриламид, стронций, бериллий, барий, ртуть. В округе Вязники - кадмий, свинец, ртуть; в округе Кольчугино - барий, бериллий, бор, ртуть, селен, бор; в г.Коврове - шестивалентный хром.
Проведенное ЦГСЭН во Владимирской области радиологическое исследование воды из части водозаборов области выявило превышение суммарной альфа-активности воды в прошлом году от 1,5 до 10,3 раза (округа Александров, Кольчугино, г.Ковров).
Повышенная радиоактивность воды обусловлена присутствием природного радионуклида - радия-226, содержание которого превышает по отдельным скважинам допустимое значение от 2 до 4 раз.
Уровень общей заболеваемости населения Владимирской области по сравнению с предыдущими годами по-прежнему растет и в 2003 году составил 1759 случаев на 1000 жителей, что на 1,2% выше, чем в 2002 году (средний по России - 1382 случая).
Уровень заболеваемости превышает средний по области в Ковровском и Селивановском районах, г.Владимире.
Структура общей заболеваемости населения не изменилась: на первом месте - болезни органов дыхания (27,2%), на втором - системы кровообращения (12,%), на третьем - органов пищеварения (9,3%). Заболеваемость кишечными инфекциями, частично связанными с потреблением питьевой воды низкого качества, остается на высоком уровне и колеблется от 39 до 388 случаев на 100 тыс. жителей.
Не сокращается и перечень приоритетных веществ, не контролируемых в питьевой воде ввиду несовершенства материально-технической базы. Поэтому необходимо принимать действенные меры по совершенствованию проведения лабораторного контроля.
Показатели качества воды подземных источников водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям (процент проб, не отвечающих требованиям, и превышающий средний по области), в разрезе территорий представлены в следующей таблице:
Наименование территории | 2002 г. | 2003 г. |
г.Владимир | 14,3 | 50,0 |
о.Вязники | 38,3 | 17,9 |
Ковровcкий район | 2,7 | 10,4 |
о.Кольчугино | 15,4 | 14,3 |
Киржачcкий район | 12,3 | 11,8 |
Меленковский район | 2,3 | 15,9 |
Селивановский район | 10,0 | 23,1 |
Средний по области | 5,4 | 6,5 |
Динамика ухудшения данных показателей отмечена в г.Владимире, в Меленковский и Ковровском районах.
С учетом всех приведенных показателей по степени отрицательного влияния качества потребляемой воды на здоровье людей территории муниципальных образований располагаются в следующем порядке:
1. Камешковcкий район;
2. Меленковский район;
3. Округ Кольчугино;
4. Судогодский район;
5. Округ Вязники;
6. Ковровcкий район;
7. г.Владимир;
8. Округ Муром;
9. Собинский район.
II. Цель и задачи Программы
Главной целью настоящей Программы является улучшение обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве, доведение ее качества до среднего уровня по области (устанавливается по основным показателям).
При этом приоритетным является достижение соответствия качества питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества." по ряду основных показателей (физико-химическим, бактериологическим, радиационным, органолептическим).
Программа предполагает два этапа:
1-й этап - 2005-2006 гг. |
- | Проведение мероприятий, способствующих доведению качества питьевой воды в территориях до среднего по области уровня показателей качества (устанавливается по основным показателям) |
2-й этап 2007-2010 гг. |
- | По итогам выполнения мероприятий второго этапа предполагается довести показатели качества воды до среднего уровня по России, отвечающего требованиям СанПиН к 2010 году |
III. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает разработку и реализацию инвестиционных проектов по cледующим направлениям:
- оценка обеспеченности населения необходимыми ресурсами воды питьевого качества;
- разработка проектно-сметной документации;
- cтроительство и реконструкция головных водозаборов;
- строительство, реконструкция и модернизация водоочистных станций;
- строительство, реконструкция и модернизация систем водоснабжения;
- внедрение сберегающих технологий при заборе и транспортировке воды.
IV. Ресурсное обеспечение, механизм реализации и управления
Программой
Финансирование программы в размере 461,28 млн.руб. осуществляется за счет привлечения средств областного и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Удельный вес затрат по уровням бюджетной системы и внебюджетным источникам распределяется следующим образом:
- областной бюджет - 30%,
- местные бюджеты - 40%,
- внебюджетные источники - 30%.
Средства областного бюджета предусматривается направлять в качестве долевого участия для реализации следующих мероприятий:
- реконструкция и строительство систем водоснабжения, требующих значительных капитальных вложений;
- разработка новых технологий, материалов, приборов и оборудования для водообеспечения.
Финансирование исследований и разработок по определению технических условий, регламентов, методов эксплуатации оборудования в системах водоснабжения осуществляется за счет местных бюджетов.
При невыполнении обязательств органом местного самоуправления по долевому участию в Программе финансирование программных мероприятий по данной территории может быть соответственно уменьшено.
Органы местного самоуправления, выбранные для финансирования, представляют в управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области обоснование необходимости выполнения мероприятий по каждому объекту отдельно и отбираются для финансирования специально созданной Губернатором области межведомственной комиссией.
Финансирование из областного бюджета осуществляется в соответствии с действующим порядком реализации адресной инвестиционной программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете на эти цели на очередной финансовый год.
Методическое руководство реализации Программы осуществляют управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области, департамент строительства и архитектуры администрации области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора во Владимирской области, департамент природопользования и охраны окружающей среды, Управление по надзору в сфере природопользования по Владимирской области.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации Программы органы местного самоуправления ежеквартально представляют в управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области отчеты к 1 числу второго месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно - до 1 марта года, следующего за отчетным, а также пояснительную записку.
V. Оценка эффективности Программы. Социальные, экономические
и экологические последствия
Эффективность от реализации настоящей Программы следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном и экономическом аспектах эффективность от реализации мероприятий Программы области определяется:
1. Реконструкцией и строительством станций водоочистки и обезжелезивания на I этапе, что позволит улучшить качество водоподготовки питьевой воды 32,5 тысячам жителей, на II этапе - еще 95,5 тысячам жителей.
2. Устранением неблагоприятного действия на организм человека минеральных солей и микроэлементов, что позволит сократить затраты на лечение тяжелых заболеваний (кишечно-желудочных, урологической и сердечно-сосудистой патологии), а также снизить уровень инфекционных заболеваний, связанных с потреблением воды.
3. Проведением р
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Владимирской области от 12 октября 2005 г. N 149-ОЗ "Об областной программе "Обеспечение населения Владимирской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.