Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 15 января 2009 г. N 24
Областная программа
дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году
I. Паспорт областной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году
Наименование программы |
Областная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области на 2009 год (далее - Программа) |
Основание для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Государственный заказчик программы |
Администрация Владимирской области |
Руководитель Программы |
Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области |
Основные разработчики программы |
Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области |
Цель и задачи программы |
Целью Программы является реализация комплекса мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, сохранение стабильной ситуации в условиях финансового кризиса и содействие занятости населения, в том числе высвобождаемых граждан или находящихся под риском увольнения. Достижение данной цели Программы планируется путем: - повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда; - расширения возможностей трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, а также работников, находящихся под риском увольнения |
Целевые индикаторы и показатели |
численность зарегистрированных безработных (в среднем за год); уровень регистрируемой безработицы; численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости; численность работников организаций, прошедших опережающее обучение; численность граждан, принявших участие во временных и общественных работах; численность граждан, получивших содействие в самозанятости |
Сроки реализации программы |
2009 год |
Участники (исполнители) основных мероприятий программы |
Департамент по труду и занятости населения администрации области (далее - ДТЗН); государственные учреждения центры занятости населения (далее - ГУ ЦЗН); департамент образования администрации области (далее - ДО); департамент жилищно-коммунального хозяйства (далее - ДЖКХ); Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области (далее - АРиТ) (по согласованию); учебные заведения и другие организации через заключение контрактов, договоров по конкурсу |
Объем и источники финансирования программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий бюджету Владимирской области. Общий объем средств на финансирование Программы составит 75884,4 тыс. рублей. в том числе: -средства областного бюджета - 3794,2 тыс. рублей; -средства федерального бюджета - 72090,2тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
Реализация Программы позволит: - снизить напряженность на рынке труда; - уменьшить объемы привлечения иностранной рабочей силы; - обеспечить опережающее обучение 1404 человек; - оказать содействие в трудоустройстве на временные и общественные работы 2612 человекам; - оказать содействие в самозанятости 400 человекам |
Контроль за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор Владимирской области |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Экономические условия для развития занятости в регионе реализуются в рамках инвестиционных программ, федеральных и областных целевых программ, предусматривающих меры по созданию, сохранению рабочих мест и улучшению их качественной структуры.
В течение 2006 - 2008 годов на крупных и средних предприятиях области введено 18,4 тыс. новых рабочих мест. Развитие малого бизнеса позволило дополнительно вовлечь в трудовую деятельность более 50 тыс. жителей области.
Однако в результате мирового финансового кризиса наметились негативные процессы в экономике области и на рынке труда.
В прошедшем году увеличился приток на рынок труда граждан, потерявших работу в результате ликвидации организаций, сокращения численности персонала. В течение девяти месяцев 2008 года на крупных и средних предприятиях области уволено по этой причине 6,3 тыс. работников или на 43,2% больше, чем в аналогичном периоде 2007г.
Наблюдалось повышение экономической активности значительного числа незанятого населения трудоспособного и пенсионного возраста. В 2008 году в государственные учреждения центры занятости населения области в поиске работы обратились 70,4 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в предыдущем году.
В декабре численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения области, увеличилась на 5700 человек (десятикратно превысив аналогичный показатель 2007 года) и составила на начало 2009 года 17,2 тыс. человек против 13,7 тыс. человек на аналогичную дату 2008г. Уровень безработицы вырос с 1,7% в начале 2008года до 2,2% в конце года.
В ряде муниципальных образований уровень безработицы значительно превышает среднеобластной: Селивановский район (4,9%), Судогодский (4%), Гороховецкий (3,4%), Меленковский (3,3%), Кольчугинский (3,2%).
В соответствии с заявленной работодателями потребностью в работниках количество свободных рабочих мест и вакантных должностей уменьшилось с октября в 2,4 раза и составило на конец декабря 7116 единиц, что на 37% ниже, чем в соответствующем периоде 2007 года. Некоторые организации отозвали свои вакансии, другие приостановили прием новых сотрудников до следующего года.
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем по области на конец 2008 г. составил 2,8 человека против 1,3 человека в начале года.
На многих предприятиях введен режим неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, а некоторые приостановили работу. Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и средних предприятиях области по оценке составляет около 10 тысяч работников.
По информации, поступившей от работодателей в центры занятости населения, только в первом квартале 2009 года планируются массовые увольнения работников в 9 организациях, в которых подлежат сокращению более 3000 человек.
По прогнозной оценке численность регистрируемых безработных может достигнуть в 2009 г. 22,5 тыс. человек в среднегодовом исчислении. Уровень регистрируемой безработицы составит в 2009 г. 2,9%, против 1,6% в 2008 г.
Несбалансированность рынка труда может усилиться в результате обострения ключевых проблем, обусловленных низким качеством рабочей силы.
Наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения. Основная часть высвобождаемых работников нуждается в переобучении.
Кроме того, среди безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения, значительная доля граждан, возобновляющих трудовую деятельность после длительного перерыва, предпенсионного возраста, инвалидов, а также других категорий с низкой конкурентоспособностью, трудоустройство которых остается проблематичным.
Актуальной остается проблема трудоустройства подростков и молодежи, не имеющей опыта работы.
Данные проблемы требуют программно-целевого метода решения, позволяющего скоординировать действия всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей для реализации комплекса дополнительных мер, направленных на сохранение стабильности на рынке труда, включающих:
- организацию временных оплачиваемых общественных работ для безработных, высвобождаемых и находящихся под риском увольнения граждан;
- организацию опережающего обучения высвобождаемых работников, а также профобучения работников с целью сохранения занятости на предприятиях.
В области действует комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в условиях финансового кризиса.
Разработан и реализуется План мероприятий по смягчению последствий финансового кризиса, предусматривающий:
- мероприятия добанкротной санации (реструктуризации) крупных промышленных предприятий;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на обустройство промышленных зон на базе предприятий - областных производителей автокомпонентов.
В целях стимулирования деловой активности малого бизнеса предусмотрено внести изменения в областную целевую программу содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2009-2011 годы, предусматривающие увеличение объемов субсидирования:
- процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего бизнеса, до 14 млн. рублей, лизинговых платежей - до 5 млн. рублей.
Планируется предоставление государственных гарантий по заемным средствам, привлекаемым субъектами малого бизнеса на развитие производства в объеме до 50 млн. руб., а также грантов начинающим предпринимателям и субъектам малого предпринимательства по подключению к электросетям;
Намечено создание сети бизнес-инкубаторов и развитие системы микрофинансирования.
Оказывается поддержка субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности, путем снижения ставок арендной платы за земельные участки.
В целях контроля за состоянием регионального рынка труда проводится еженедельный мониторинг увольнений персонала в связи с ликвидацией организаций либо сокращением штата, работы в режиме неполной занятости, потребности предприятий в кадрах и численности зарегистрированных безработных граждан.
В связи с обострением ситуации развернута широкая консультационно-разъяснительная работа.
Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Организованы консультационные пункты на предприятиях, проводящих массовое увольнение работников.
В 2009 году планируется существенно увеличить объемы мероприятий по содействию занятости населения, в первую очередь, организацию профессионального обучения безработных граждан.
В целях защиты интересов национального рынка труда и уменьшения объемов привлечения иностранной рабочей силы в первую очередь осуществляется подбор кадров из числа безработных граждан своего региона, или российских работников, желающих переехать из других областей, и подготовка предложений по формированию квот с учетом ситуации на региональном рынке труда.
Программа будет способствовать снижению напряженности на региональном рынке труда. Программно-целевой метод направлен на результативное использование средств областного и федерального бюджета.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является реализация комплекса мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, сохранение стабильной ситуации в условиях финансового кризиса и содействие занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения.
Достижение цели обеспечивается решением ряда задач:
- повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
- расширения возможностей трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
IV. Основные направления реализации программных мероприятий
В целях успешной реализации целей и задач Программы разработаны мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам, по направлениям.
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Решение задачи предусматривает:
- опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения (приложение N 1 к Программе);
- открытие временных консультационных пунктов для оказания консультационных услуг работникам, увольняемым в связи с сокращением численности или штата:
- проведение групповых и индивидуальных консультаций с высвобождаемыми работниками, по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
- информирование высвобождаемых работников, нуждающихся в профессиональном обучении, о профессиях, специальностях, роде занятий, востребованных на рынке труда, об условиях и возможностях обучения, трудоустройства после его завершения;
- профессиональное консультирование высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии, специальности, рода занятий, видов и форм обучения, места учебы и др.;
- предоставление организациям на договорной основе профориентационных услуг, учебно-программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения.
- развитие партнерских связей с учебными заведениями и работодателями по целевой подготовке кадров необходимой квалификации под конкретные рабочие места с долевым участием в финансировании.
Приоритетное право на опережающее профессиональное обучение имеют граждане, подлежащие высвобождению из организаций:
- которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации как в данной, так и в других организациях;
- которым необходимо изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- которые утратили способность к выполнению работы по прежней профессии, специальности.
Расширение возможностей трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения
В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан, высвобождаемых работников и граждан, находящихся под риском увольнения в случае введения режима неполного рабочего времени, планируется (приложение N 2 к Программе):
- организация общественных работ, имеющих особую социальную значимость для муниципальных образований;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- расширение информационного пространства на базе использования Интернет-ресурсов, обеспечение доступности и открытости информации о положении на рынке труда, деятельности органов службы занятости;
- организация специализированных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- формирование банка данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях, предусматривающих работу в режиме гибкого рабочего времени;
- обучение безработных граждан профессиям и специальностям, способствующим развитию предпринимательской деятельности, самозанятости, народных ремесел.
Перечень и объемы финансирования мероприятий Программы отражены в приложении N 3.
V. Механизм реализации и управления Программой
Текущее управление Программой осуществляет департамент по труду и занятости населения администрации области, который определен уполномоченным органом по взаимодействию с Федеральной службой по труду и занятости (далее - уполномоченный орган) и распорядителем средств субсидий, выделяемых из федерального бюджета.
К участию в реализации Программы привлекаются государственные учреждения центры занятости населения, органы исполнительной власти области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, работодатели, учреждения профессионального образования.
Мероприятия Программы планируется реализовывать через заключение контрактов, соглашений, договоров между государственными учреждениями центрами занятости населения или департаментом по труду и занятости населения администрации области.
Уполномоченный орган ежеквартально представляет отчет о расходовании средств субсидий, выделяемых из федерального бюджета в Федеральную службу по труду и занятости.
Контроль за исполнением этапов Программы ежеквартально и по итогам года осуществляет Губернатор области.
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых результатов от реализации Программы
Выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит:
- снизить напряженность на рынке труда;
- уменьшить объемы привлечения иностранной рабочей силы
- повысить конкурентоспособность рабочей силы посредством опережающего профессионального обучения 1404 человек;
- оказать содействие в трудоустройстве на временные и общественные работы 2612 человекам,
- оказать содействие в самозанятости 400 человекам.
Основным социально-экономическим результатом выполнения намеченных задач Программы является снижение уровня безработицы.
Реализация Программы также будет способствовать снижению потенциального уровня бедности за счет трудоустройства и социальной поддержки безработных граждан; приобщению к труду и получению профессиональных навыков молодежью, не имеющей опыта работы.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства субсидий из федерального бюджета, поступившие в бюджет Владимирской области на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, средства областного бюджета.
Объем финансовых затрат на реализацию Программы составит 75884,4 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета - 3794,2 тыс. рублей или 5% от общих расходов;
средства федерального бюджета - 72090,2 тыс. рублей или 95% от общих расходов.
Распределение объемов финансирования Программы по мероприятиям характеризуется следующими данными:
- на финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения - 9266,4 тыс. руб.
- на финансирование мероприятий по организации временных и общественных работ- 43098,0 тыс. руб.
- на финансирование мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан - 23520 тыс. руб.
Объем финансирования по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения рассчитывался по формуле:
Соб = Чоб х N
1404 чел. х 6,6 тыс. руб. = 9266,4 тыс. руб.
где:
Соб - объем финансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения;
Чоб - численность участников программы опережающего обучения 1404 чел.;
N - базовый норматив затрат на организацию профессиональной подготовки во Владимирской области в 2008 году (4043 тыс. руб. при среднем периоде обучения 2 мес.), скорректированный на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год (8,5%), в расчете на одного безработного гражданина исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца - 6,6 руб.:
(4,043 руб. : 2 мес.) х 3 мес. х 1,085 = 6,6 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий по организации временных и общественных работ рассчитывался по формуле:
Сор = Чор х МРОТ х Pop
2612 чел. х 5,5 тыс. руб. х 3 мес. = 43098,0 тыс. руб.
где:
Сор - объем финансирования мероприятий по организации временных и общественных работ;
Чор - численность участников программы 2612 чел.;
МРОТ - сумма частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату в размере МРОТ (4330 руб.) и начислений на фонд оплаты труда (1135 руб).;
Pop - период участия в общественных работах (средняя продолжительность 3 месяца).
Объем финансирования мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывался по формуле:
Смпр = Ч пр х Сгп
400 чел. х 58,8 тыс. руб. = 23520,0 тыс. руб.
где:
Смпр - объем финансирования мероприятий по содействию развития малого предпринимательства безработных граждан;
Чпр - численность участников программы 400 чел.;
Сгп - сумма годового размера причитающегося данному безработному гражданину пособия по безработице - 58,8 тыс. руб.:
Сгп = 4,9 тыс. руб. х 12 мес. = 58,8 тыс. руб.
Главным распорядителем бюджетных средств является департамент по труду и занятости населения администрации области. Получателями бюджетных средств являются государственные учреждения центры занятости населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.