Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Владимирского городского Совета народных депутатов
от 19 декабря 2007 г. N 308
Муниципальная целевая программа
"Повышение экологической безопасности на территории
города Владимира на 2008-2012 годы"
15 октября 2008 г.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 15 октября 2008 г. N 219 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Повышение экологической безопасности на территории города Владимира на 2008-2012 годы." |
|||||
Законодательная база для разработки Программы |
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Закон Владимирской области от 30.11.2004 N 202-ОЗ "Об основных направлениях деятельности органов государственной власти Владимирской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды"; - "Стратегия развития города Владимира на 2005-2015 годы", утвержденная решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21.06.2005 N 178 |
|||||
Заказчик Программы |
Администрация города Владимира |
|||||
Разработчик Программы |
Управление по охране окружающей среды администрации г.Владимира, ул.Горького, 40, г.Владимир, 600017 |
|||||
Цель Программы |
Оздоровление окружающей природной среды на территории муниципального образования город Владимир путем снижения: - выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; - сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты; - негативного влияния отходов производства и потребления. |
|||||
Задачи Программы |
- Организация полного учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду и нормирования качества окружающей среды. - Планирование и реализация природоохранных мероприятий. - Повышение уровня экологических знаний и культуры населения города Владимира. |
|||||
Этапы и сроки реализации Программы |
срок реализации 2008-2012 1 этап 2008-2009 годы 2 этап 2010-2012 годы |
|||||
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы предусмотрено из бюджета города и внебюджетных средств. Таблица планируемого финансирования по источникам и годам, млн.руб. |
|||||
Бюджет города Владимира Внебюджетные средства |
2008
4,71 14,5 |
2009
4,61 5,4 |
2010
4,51 3,0 |
2011
4,55 2,9 |
2012
4,55 2,8 |
|
Ожидаемые конечные результаты |
- улучшение состояния атмосферного воздуха за счет снижения выбросов и улучшения условий их рассеивания; -улучшение состояния поверхностных вод за счет снижения сбросов загрязняющих веществ; -обеспечение экологической безопасности обращения с отходами производства и потребления за счет рекультивации свалок, совершенствования системы санитарной очистки города, создания мощностей по сортировке отходов с целью извлечения утильных компонентов. |
|||||
Администратор Программы |
Управление по охране окружающей среды администрации города Владимира |
|||||
Исполнители Программы |
Структурные подразделения администрации города: - финансовое управление; - управление жилищно-коммунального хозяйства; - управление архитектуры и строительства; - управление образования; - управление земельными ресурсами г.Владимира; - управление информатизации; - управление транспорта и связи; - управление по связям с общественностью и СМИ; - комитет по делам молодежи; - управление здравоохранения. |
|||||
Участники Программы |
Высшие учебные заведения (по согласованию). Предприятия и организации города (по согласованию). |
II. Принятые сокращения
БГ - бюджет города Владимира;
ОБ - бюджет Владимирской области;
ВБС - внебюджетные средства;
УООС - управление по охране окружающей среды администрации г. Владимира;
УЖКХ - управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира;
УАиС - управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира;
УО - управление образования администрации г. Владимира;
УЗР - управление земельными ресурсами г. Владимира;
УИ - управление информатизации администрации г. Владимира;
УЗ - управление здравоохранения администрации г. Владимира;
УТиС - управление транспорта и связи администрации г. Владимира;
УЭ - управление экономики администрации г. Владимира;
КДМ - комитет по делам молодежи администрации г. Владимира;
ВФ ГУ ЦЛАТИ - Владимирский филиал Государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений" по Центральному федеральному округу;
РПСН - управление по надзору в сфере потребительского рынка и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по Владимирской области;
РТН - управление по технологическому и экологическому надзору по Владимирской области;
ВЦГМС - центральное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ГУ "Владимирский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
ВлГУ - Владимирский государственный университет;
ИЗА - комплексный индекс загрязнения атмосферы;
СО - окись углерода;
ГИБДД -государственная инспекция безопасности дорожного движения;
ООО "ФЭТ" - общество с ограниченной ответственностью "Фонд экологических технологий";
АЗС - автозаправочная станция;
ИЗВ - индекс загрязнения воды.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Возросшие темпы развития города Владимира усиливают нагрузку на среду обитания. Оптимальное состояние окружающей среды в городе Владимире, как историческом и промышленном центре, необходимо поддерживать посредством формирования экологической политики, экологически ориентированного мировоззрения и экологической культуры через образование и воспитание населения города в сфере экологии.
Общее экологическое состояние территории города Владимира и динамика изменения характеризуется следующими показателями:
Наименование показателя |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс.т |
|
|
|
всего, в том числе: |
33,4 |
32,5 |
29,7 |
- от стационарных источников |
11,4 |
10,2 |
7,0 |
- от передвижных источников |
22,0 |
22,3 |
22,7 |
Количество зарегистрированных автомобилей всех типов,тыс. шт |
75 |
78 |
86 |
Сброс сточных вод: |
|
|
|
- объем сброса сточных вод, млн.м.куб.; |
55,0 |
55,0 |
52,4 |
- сброс загрязняющих веществ в водные объекты, тыс.т |
49,5 |
44,8 |
43,6 |
Образование отходов 1-5 класса опасности, тыс.тонн (2006 год без МУП "Дорожник") |
|
228,2 |
146,1 |
Размещение отходов 1-5 класса опасности, тыс.тонн (2006 год без МУП "Дорожник") |
|
|
|
всего, из них: |
|
158,9 |
93,7 |
в местах без дальнейшего использования |
|
156,6 |
91,7 |
в местах временного накопления |
|
2,4 |
2,0 |
Состояние и охрана атмосферного воздуха
Состояние воздушного бассейна является одним из жизненно важных факторов, определяющих экологическую ситуацию в городе. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются, концентрируются в почве, поверхностных и подземных водах и оказывают влияние на условия проживания населения.
На территории города зарегистрировано и поставлено на учет в 2006 году 307 предприятий-природопользователей, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Всего учтено 4959 источников загрязнения атмосферы, в том числе организованных - 4158. На ряде предприятий проекты организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) не разработаны и не соответствуют требованиям озеленения и благоустройства.
Доля стационарных источников в общих выбросах в атмосферу последние годы неуклонно снижается, что связано с изменением структуры городской экономики и опережающим развитием сферы услуг и торговли. Согласно ежегодному Докладу "О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области в 2006 году" начиная с 2008 года прогнозируется рост объемов загрязнения атмосферы в результате ускорения роста промышленного производства и ввода новых производственных мощностей.
На фоне снижения выбросов от стационарных источников, увеличиваются объемы выбросов от передвижных источников. В 2006 году доля выбросов от передвижных источников составила 76,5%. Рост выбросов связан с резким увеличением автомобильного парка. В связи с недостаточной развитой дорожной сетью и увеличением числа автомобилей (на октябрь 2007 года количество автомобилей увеличилось по сравнению с 2006 годом на 10,5% и составило 95 тыс. шт.) прогнозируется дальнейший рост выбросов в атмосферу.
Водные ресурсы, их состояние, охрана и использование
Развитие города характеризуется опережением темпов роста жилищного строительства по отношению к реконструкции сетей водоснабжения, канализации и системы очистки сточных вод на городских очистных сооружениях биологической очистки. Изношенность канализационных сетей и канализационных насосных станций неоднократно являлась причиной техногенных аварий, сопровождающихся загрязнением окружающей среды.
Динамика водоотведения свидетельствует о тенденции снижения сброса сточных вод. Это связано с сокращением потребления предприятиями города свежей воды на нужды народного хозяйства, увеличением использования воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
Наличие сбросов промышленных и ливневых сточных вод в водные объекты и на рельеф местности неблагоприятно сказываются на качестве воды в водных объектах города. Неудовлетворительная очистка сточных вод на предприятиях связана с низкой эффективностью работы действующих очистных сооружений, недостатком или отсутствием средств на их строительство, ненадлежащей эксплуатацией.
Первостепенное значение для оздоровления водоемов города имеет решение проблемы очистки дождевых и талых сточных вод, отводимых в водные объекты.
Стоки характеризуются большим содержанием нефтепродуктов, фосфатов, аммонийного азота, взвешенных частиц. Отсутствие исполнительных схем сетей ливневой канализации, балансовой принадлежности ряда коллекторов ливневой канализации, осложняет контроль технического состояния сетей и качества сбрасываемых сточных вод. Отсутствует единая система сбора и очистки ливневых стоков с территории города.
Наличие сбросов промышленных и ливневых сточных вод на водосборную площадь и в водные объекты, не соответствующих установленным нормам, отсутствие утвержденных водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, ухудшают их состояние и не гарантируют безопасность здоровья населения. Необходима инвентаризация, паспортизация, отражение на картографических материалах города всех водных объектов на территории города и закрепление их за хозяйствующими субъектами с целью исключения нарушений природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления
Образование и накопление большого количества промышленных и бытовых отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории города, как среды обитания горожан, и высокому уровню загрязненности почв по санитарно-химическим показателям.
Всего за 2006 год образовалось 146068,4 тонн отходов 1-5 классов опасности, из них доля отходов 1 класса опасности составляет 0,02%, 2 класса опасности - 0,05%, 3 класса опасности - 2,1%, 4 класса опасности - 20,03% и 5 класса опасности -77,8%.
В 2006 году на учете состоит 403 предприятия-природопользователя, образующих и размещающих отходы производства и потребления на территории города.
Накопление отходов производства на промышленных площадках, низкий уровень внедрения современных технологий и установок по переработке и утилизации отходов, являются фактором экологического риска. Из-за больших финансовых затрат, необходимых для внедрения технологического оборудования по обезвреживанию (переработке) промышленных отходов, на предприятиях слабо внедряются малоотходные технологии, специализированные установки по обезвреживанию промышленных отходов. Однако приоритетным направлением в обеспечении экологически безопасного обращения с отходами остается вовлечение отходов в повторное использование в качестве вторичного сырья. Начиная с 2000 года увеличивается количество использованных, обезвреженных отходов и переданных на переработку на другие предприятия.
Актуальна проблема утилизации ТБО. Образование ТБО стабильно в течение ряда лет и составляет более 550 тыс. куб. м в год. Основным направлением регулирования обращения с бытовыми отходами является сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто путем раздельного сбора мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей. Большое внимание уделяется решению вопроса сбора и вывоза ТБО из частного сектора, с территорий садовых товариществ, гаражных кооперативов. В настоящее время проводится рекультивация отработанных площадей свалки в районе с. Новоалександрово Суздальского района Владимирской области с использованием инертных отходов и ТБО.
Крайне неблагополучная обстановка сложилась с организацией мест складирования снега. С учетом значительного объема снега и многократным превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по ряду компонентов, места складирования снега являются серьезным источником загрязнения окружающей среды.
Состояние почвенного покрова
Среди природных факторов почва играет существенную роль в создании оптимальных условий проживания населения, его питания, обеспечения доброкачественной питьевой водой, создания зон рекреации.
Остро стоит проблема загрязнения почвенного покрова несанкционированными свалками, что приводит к деградации природных ландшафтов, создает проблему сохранения защитных функций почвы, восстановления благоустройства и сохранения зеленого фонда города. Это особенно неприемлемо для города Владимира, предпринимающего усилия для развития туризма и отдыха населения.
Состояние зеленого фонда города
Уровень ландшафтно-архитектурного благоустройства и состояние лесопарковой инфраструктуры городских лесов недостаточны. Не в лучшем состоянии находятся внутригородские насаждения: видовой состав древесно-кустарниковых насаждений в озеленении города небогат, значительная часть их является старовозрастными, что не исключает создание аварийных ситуаций. Уменьшение зеленого фонда происходит за счет сноса деревьев под строительство и безответственного отношения горожан к зеленым насаждениям из-за парковки автомобилей на газонах, увеличения свалок в лесопарках, самовольной вырубки деревьев. Основной причиной недостаточного озеленения и благоустройства является отсутствие генерального плана озеленения города. В связи с этим необходимо проведение инвентаризации и фитопатологического обследования зеленых насаждений города.
Особое внимание должно уделяться охране уникальных природных комплексов с приданием им соответствующего статуса. В настоящее время ведутся работы по обследованию наиболее значимых природных объектов на территории города и присвоения им статуса "особо охраняемых природных территорий".
IV. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель Программы - оздоровление окружающей природной среды на территории муниципального образования город Владимир путем снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения, сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты и негативного влияния отходов производства и потребления.
Задачи Программы:
Результатом оздоровления окружающей природной среды на территории муниципального образования является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, атмосферный воздух и почву. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организация полного учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду и нормирования качества окружающей среды.
Управлением по охране окружающей среды ведутся учетные данные по предприятиям -природопользователям, осуществляющим выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на рельеф местности и размещение отходов. В настоящее время на территории города числится более 10 тысяч предприятий и организаций, из них только около 1,3 тыс. состоит на учете.
Нормирование в области охраны окружающей среды, осуществляемое в целях регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, будет способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и обеспечит экологическую безопасность на территории города.
Результатом решения этой задачи является снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и повышение поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней.
2. Планирование и реализация природоохранных мероприятий. Планирование в сфере охраны окружающей среды предполагает организацию работ по разработке и выполнению планов мероприятий природопользователей по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, прогнозов социально-экономического развития города Владимира по разделу "Охрана окружающей среды".
К основным показателям, характеризующим эффективность природоохранной деятельности в регионе, относятся показатели интенсивности негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, уменьшение которых свидетельствует об улучшении экологической обстановки.
Выполнение предприятиями экологических стандартов и требований, как рычагов снижения снижения# негативного воздействия на окружающую природную среду, приведут к необходимости привлечения значительных инвестиций в сферу охраны окружающей среды. В настоящее время и на перспективу главным источникам инвестиций по прежнему будут выступать собственные средства предприятий.
3. Повышение уровня экологических знаний и культуры населения города Владимира.
В целях обеспечения населения, общественных организаций, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией предполагается выполнение следующих мероприятий: издание методической, нормативной и специальной литературы по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, проведение семинаров по вопросам охраны окружающей среды.
Конечным результатом повышения уровня экологической безопасности является оздоровление окружающей природной среды на территории муниципального образования, ориентированного на поддержание комфортной среды проживания населения.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2008 по 2012 годы в два этапа.
Первый этап - в течение 2008-2009 годов
В ходе реализации этапа выполняются мероприятия, позволяющие получить
информацию о состоянии окружающей среды, которая должна являться основанием для принятия управленческих решений. Предусматривается разработка ряда документов с целью совершенствования системы управления охраной окружающей среды на территории г. Владимира.
Второй этап - в течение 2010-2012 годов
Мероприятия второго этапа направлены непосредственно на снижение отрицательной нагрузки на окружающую природную среду.
V. Система программных мероприятий
Приложение 1 - система программных мероприятий;
Приложение 2 - система показателей реализации МЦП.
VI. Механизм реализации Программы.
Участниками реализации Программы являются: структурные подразделения администрации города, промышленные предприятия независимо от форм собственности, государственные природоохранные органы, учебные заведения, проектные институты, общественные организации, учреждения культуры, население города.
Координацию и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет управление по охране окружающей среды администрации города Владимира.
Ответственные структурные подразделения администрации города обеспечивают выполнение мероприятий программы и согласовывают технические задания на выполнение работ.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется участниками на договорной основе.
Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на совещаниях и коллегиях администрации города, заседаниях комитетов Совета народных депутатов города Владимира.
Программа может корректироваться в зависимости от социально-экономической ситуации в городе Владимире.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 15 октября 2008 г. N 219 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств:
- бюджета города Владимира (в размере не менее объема денежных средств, поступивших в бюджет города в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование природными объектами и штрафов за нарушение природоохранного законодательства за прошлый год);
- внебюджетные средства (собственные средства промышленных предприятий и организаций города);
- инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса.
VIII. Оценка риска
В ходе реализации программы возможно возникновение непредвиденных ситуаций и последствий, что приведет к снижению планируемого результата.
С 2005 года плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 % поступает в бюджет города. Наибольший экономический риск связан с получением планируемых платежей в бюджет города от предприятий - природопользователей не в полном объеме из-за несовершенства законодательной базы, частой смены администратора платежей, нестабильной работы предприятий города.
Экономический риск связан также с тенденцией финансирования мероприятий, направленных на охрану окружающей среды из бюджета города по остаточному принципу.
IX. Ожидаемые социально-экономические эффекты от реализации
программных мероприятий
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения возлагается на управление по охране окружающей среды администрации г. Владимира.
По результатам выполнения Программы планируется улучшение качества окружающей среды, условий проживания и отдыха горожан, создание экологоприродного каркаса, снижение риска создания чрезвычайных ситуаций, повышение экологической культуры населения и т.д.
Главными итогами Программы станут улучшение общего экологического состояния территории города Владимира, характеризуемое следующими показателями:
N п.п. |
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. |
Уменьшение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс.т |
32,5 |
29,7 |
29,4 |
29,1 |
28,8 |
28,8 |
2. |
Уменьшение сброса загрязняющих веществ в водные объекты, тыс.т |
44,8 |
43,6 |
43,2 |
42,9 |
42,6 |
42,4 |
3. |
Ликвидация несанкционированных и стихийных свалок, га |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
4. |
Вновь привлеченные предприятия-природопользователи к отчетности за негативное воздействие на окружающую среду, кол-во |
45 |
50 |
60 |
70 |
75 |
80 |
Кроме того, на состояние поверхностных водных объектов благоприятное воздействие окажет очистки прудов и обводненных карьеров, находящихся в муниципальной собственности, решение проблемы очистки дождевых и талых сточных вод. Решение вопроса раздельного сбора мусора, его сортировки с целью извлечения утильных компонентов, стимулирование создания перерабатывающих мощностей, совершенствование системы санитарной очистки города позволит снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду.
Важнейшим результатом реализации Программы будет оздоровление окружающей природной среды на территории города, создание более благоприятных условий проживания людей.
Выполнение мероприятий Программы позволит оперативно обеспечивать администрацию города и население достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды, будет способствовать развитию и закреплению стереотипов поведения людей, направленных на предотвращение неоправданного загрязнения природной среды.
X. Правовое обеспечение Программы
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 04.05.1998 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха "следует читать как "04.05.1999"
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
Закон Владимирской области от 30.11.2004 N 202-ОЗ "Об основных направлениях деятельности органов государственной власти Владимирской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды";
Закон Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области";
Постановление Губернатора Владимирской области от 05.04.2005 N 199 "О Комплексе мер по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления во Владимирской области на 2005-2008 годы";
Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 23.10.2003 N 256 "О новой редакции "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Владимира";
Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.07.2003 N 189 "О "Положении об охране зеленых насаждений на территории города Владимира";
Распоряжение главы города Владимира от 15.07.2002 N 789-р "Об организации работ по утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп";
Постановление главы города Владимира от 04.03.2003 N 88 "О порядке осуществления муниципального контроля в области охраны окружающей среды (муниципального экологического контроля) на территории г. Владимира";
Постановление главы города Владимира от 08.06.2006 N 1701 "О наделении должностных лиц полномочиями по составлению протоколов";
Постановление главы города Владимира от 08.04.2004 N 119 "О комиссии по охране зеленых насаждений г. Владимира";
Постановление главы города Владимира от 07.08.2003 N 315 "О комиссии администрации города Владимира по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности";
Постановление главы города от 17.05.2004 N 141 "О создании Координационного Совета по экологическому образованию и воспитанию при администрации города Владимира";
"Положение об управлении по охране окружающей администрации г.Владимира", утвержденное постановлением главы города Владимира от 16.12.2005 N 443.
<< Назад |
Приложение 1. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 19 декабря 2007 г. N 308 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.