Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2008 г. N 62
"Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации"
10 марта 2011 г.
В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.
Министр |
И.Е. Левитин |
Программа
авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2008 г. N 62)
10 марта 2011 г.
I. Цель Программы
1. Настоящая Программа определяет политику в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и организационные меры ее реализации.
2. Реализация настоящей Программы обеспечивается посредством Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 (далее - Федеральная система авиационной безопасности).
3. Цель настоящей Программы заключается в обеспечении безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов гражданской авиации путем осуществления комплекса мер по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.
Настоящая Программа направлена на обеспечение безопасности российских и иностранных эксплуатантов, владельцев воздушных судов авиации общего назначения как российской, так и иностранной регистрации, выполняющих полеты в российские аэропорты и над территорией Российской Федерации, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания.
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в пункт 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Настоящая Программа разработана с целью повышения уровня авиационной безопасности гражданской авиации посредством:
развития Федеральной системы авиационной безопасности в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
совершенствования механизма реализации требований авиационной безопасности;
создания и внедрения комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования в сфере обеспечения авиационной безопасности;
совершенствования механизма оперативного реагирования на любое усиление угрозы безопасности и информационного обеспечения участников Федеральной системы авиационной безопасности;
привлечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к разработке и реализации планов по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
5. В настоящей Программе учтены требования международных правовых обязательств Российской Федерации по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
6. Настоящая Программа предусматривает соблюдение международных стандартов и рекомендуемой практики, содержащихся в Приложении 17 и других приложениях по вопросам авиационной безопасности к Конвенции о международной гражданской авиации.
7. Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств международных договоров Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации и обеспечивает выполнение требований настоящей Программы.
8. Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов (далее - служба авиационной безопасности), организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
Руководители аэропортов, аэродромов (вертодромов), авиационных предприятий координируют деятельность служб авиационной безопасности и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
9. В соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в случае угрозы или наличия реальной возможности совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации могут вводиться дополнительные меры авиационной безопасности в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, отдельных аэропортах, авиационных предприятиях и эксплуатантов.
10. В целях принятия мер авиационной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. Комплекс мер, необходимых для обеспечения авиационной безопасности каждого уровня безопасности, определяется в установленном порядке.
12. Порядок введения дополнительных мер авиационной безопасности в соответствии с уровнем безопасности определяется руководителем организации гражданской авиации (аэропорта, авиационного предприятия, авиационно-технической базы, авиаремонтного завода и другой организации, деятельность которой связана с обеспечением и выполнением полетов воздушных судов гражданской авиации).
13. При несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности допускается временное принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности (равнозначных мер по обеспечению защищенности авиационного комплекса от актов незаконного вмешательства), согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
II. Правовая основа
14. Международные правовые акты в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства:
Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) - ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г.;
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 год) - ратифицирована 04 декабря 1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8109-XI;
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год) - ратифицирована 04 августа 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 2000-VIII;
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год) - ратифицирована 27 декабря 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 3719-VIII;
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. (Монреаль, 1988 год) - ратифицирован 20 февраля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР N 10153-XI;
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991 год) - ратифицирована Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 201-ФЗ "О ратификации Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения".
15. Основные законодательные акты Российской Федерации в сфере авиационной безопасности:
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции";
Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности";
Федеральный закон от 03 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности";
Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии";
Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране";
Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
Федеральный закон от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
16. Реализация положений настоящей Программы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
17. Федеральная система авиационной безопасности формируется в соответствии со следующими принципами:
приоритет обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, иных физических лиц, объектов инфраструктуры аэропортов, авиационных предприятий, воздушных судов;
минимизация помех деятельности гражданской авиации при условии, что не снижается эффективность мер авиационной безопасности.
18. Меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в Российской Федерации применяются на международных и внутренних воздушных перевозках.
III. Распределение обязанностей
Федеральные органы исполнительной власти
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в пункт 19 настоящей Программы внесены изменения
19. Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства на основе результатов оценки уязвимости (риска безопасности), утвержденных компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере гражданской авиации.
Аэропорт, авиационное предприятие
20. Руководители организаций гражданской авиации, базирующихся или осуществляющих производственную деятельность в аэропорту, в вопросах обеспечения авиационной безопасности подчиняются руководителю аэропорта, авиационного предприятия.
Служба авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта подчиняется непосредственно руководителю аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и во взаимодействии с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и/или вневедомственной охраны при органах внутренних дел обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
21. Организация охраны воздушного судна, проведение предполетного досмотра воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, почты, грузов и бортовых запасов на аэродромах (вертодромах) и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности, возлагается на командира воздушного судна.
22. В соответствии с законодательством Российской Федерации аэропорты, авиационные предприятия:
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в подпункт 1 пункта 22 настоящей Программы внесены изменения
1) разрабатывают, утверждают и представляют на согласование в Федеральное агентство воздушного транспорта программы обеспечения авиационной безопасности;
2) доводят до персонала аэропорта, авиационного предприятия, заинтересованных юридических лиц требования программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия в части, их касающейся;
3) доводят до юридических и физических лиц, имеющих допуск в контролируемую зону и/или в помещения, на объекты, участки территории, расположенные в охраняемой зоне, в которых устанавливаются дополнительные режимные ограничения доступа (далее - зоны ограниченного доступа), инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам, схемы расположения и назначения этих зон;
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в подпункт 4 пункта 22 настоящей Программы внесены изменения
4) немедленно информируют Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и другие компетентные органы о совершенных актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации или наличии реальной угрозы их совершения;
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в подпункт 5 пункта 22 настоящей Программы внесены изменения
5) своевременно предоставляют Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта обобщенную информацию о мерах, принятых по пресечению совершения актов незаконного вмешательства или ликвидации последствий их совершения;
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 пункта 22 настоящей Программы дополнен подпунктом 6
6) учитывают в программе обеспечения авиационной безопасности аэропорта и выполняют при проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих сооружений в аэропорту требования к проектированию аэропортов, включая требования к архитектуре и инфраструктуре, необходимые для обеспечения авиационной безопасности.
23. Мероприятия, направленные на защиту аэропорта, авиационного предприятия и эксплуатанта от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, разрабатывает аэропортовая комиссия по авиационной безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территории аэропорта
24. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территории аэропорта, в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по выполнению программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта и соблюдению норм, правил и процедур по авиационной безопасности, при этом:
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в подпункт 1 пункта 24 настоящей Программы внесены изменения
1) незамедлительно информируют Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и другие компетентные органы об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в подпункт 2 пункта 24 настоящей Программы внесены изменения
2) своевременно предоставляют Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта обобщенную информацию о мерах, принятых вследствие совершенных актов незаконного вмешательства.
25. Персонал организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту, должен руководствоваться положениями программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, соблюдать нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в части, их касающейся, а также иметь соответствующий пропуск на право прохода в контролируемую зону аэропорта в порядке, установленном инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта.
Эксплуатанты коммерческой авиации и авиации общего назначения
26. Эксплуатанты коммерческой авиации и авиации общего назначения разрабатывают и выполняют собственные программы обеспечения авиационной безопасности.
Программа обеспечения авиационной безопасности эксплуатанта представляется на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
27. При согласовании и подтверждении (одобрении) выполнения регулярных и нерегулярных полетов эксплуатантов воздушных судов иностранного государства в/из Российскую Федерацию Федеральное агентство воздушного транспорта запрашивает у эксплуатанта программу обеспечения авиационной безопасности и передает ее в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Эксплуатанту воздушных судов иностранного государства может быть предложено внести дополнения в программу обеспечения авиационной безопасности с целью приведения ее в соответствие с требованиями настоящей Программы.
28. В целях авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации, при международных воздушных перевозках - в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
29. В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов выполняют распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются либо совершают посадку воздушные суда эксплуатанта.
30. При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в аэропорту промежуточной посадки эксплуатант самостоятельно обеспечивает выполнение норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
31. Мероприятия по обеспечению авиационной безопасности, проводимые эксплуатантом в аэропорту, согласовываются со службой авиационной безопасности аэропорта.
Служба авиационной безопасности
32. Задачи службы авиационной безопасности:
1) разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатантов, юридических или физических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации (далее - субъекты гражданской авиации);
2) принимает дополнительные меры авиационной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации либо угрозы совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта;
3) принимает решения об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это нарушает требования авиационной безопасности;
4) проводит инструктаж членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, персонала субъекта гражданской авиации по мерам авиационной безопасности;
5) осуществляет взаимодействие по вопросам авиационной безопасности с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ответственных за авиационную безопасность, службами безопасности иных субъектов гражданской авиации;
6) контролирует соблюдение мер авиационной безопасности работниками субъекта гражданской авиации;
7) разрабатывает план действий персонала субъекта гражданской авиации в кризисных ситуациях и организует проведение предусмотренных планом мероприятий;
8) готовит предложения в учебные программы по обеспечению авиационной безопасности для подготовки персонала;
9) запрашивает у субъектов гражданской авиации необходимую информацию об обеспечении авиационной безопасности;
10) участвует в проведении служебных расследований по фактам нарушения требований авиационной безопасности персоналом субъектов гражданской авиации.
33. Служба авиационной безопасности аэропорта и органы внутренних дел по запросу эксплуатанта проводят дополнительные мероприятия по обеспечению авиационной безопасности эксплуатанта (досмотр и охрана воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, почты, грузов, бортовых запасов и бортового питания воздушного судна).
Лицензирование и сертификация
34. Деятельность субъектов гражданской авиации, а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, подлежит сертификации и лицензированию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
35. К юридическим лицам, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, в случае систематического нарушения требований авиационной безопасности, а также невыполнения обязательных для исполнения предписаний Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применяться следующие меры:
1) приостановление действия или аннулирование лицензии, выданной на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
2) приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по авиационной безопасности.
Сотрудник службы авиационной безопасности
36. Сотрудник службы авиационной безопасности работает по трудовому договору.
37. На работу в службу авиационной безопасности не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
2) состоящие на учете в учреждениях органов
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после досрочного прекращения полномочий или увольнения прошло менее трех лет;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
38. Сотрудники службы авиационной безопасности должны иметь надлежащую подготовку и обладать профессиональными навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
IV. Координация и связь
Межведомственная комиссия по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации
39. Межведомственная комиссия по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации (далее - межведомственная комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и авиационных предприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Межведомственная комиссия действует на основании положения.
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в пункт 40 настоящей Программы внесены изменения
40. В целях своевременного осуществления мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и координации действий федеральных органов исполнительной власти и субъектов гражданской авиации используется Дежурно-диспетчерская служба (ДДС), информационные ресурсы которой являются информацией ограниченного доступа.
Через ДЦС осуществляется обмен информацией в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения авиационной безопасности в том числе информацией об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности
41. Координация деятельности по осуществлению мер авиационной безопасности в аэропортах, на аэродромах (вертодромах) возлагается на аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.
42. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из руководителей аэропортов (вертодромов), авиационных предприятий, организаций аэронавигационного обслуживания, представителей (руководителей) территориальных органов министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Заседания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а также при необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию.
Связь с представителями средств массовой информации
43. Информирование населения о мероприятиях по обеспечению авиационной безопасности осуществляется через действующие средства массовой информации, получающие необходимые сведения по официальным каналам связи между пресс-центрами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта.
44. В аэропортах, авиационных предприятиях, эксплуатантами принимается комплекс мер по защите информации, содержащей сведения авиационной безопасности, подлежащие ограниченному доступу. Несанкционированное разглашение указанной информации в средствах массовой информации может нанести ущерб безопасности гражданской авиации.
Связь и сотрудничество с другими государствами
45. Министерство транспорта Российской Федерации сотрудничает с другими государствами в сфере обеспечения авиационной безопасности посредством участия в работе международных организаций, проведения двусторонних встреч, семинаров, совещаний, а также обмена информацией о национальных программах безопасности гражданской авиации, программах подготовки кадров в области безопасности гражданской авиации и программах контроля качества в области безопасности гражданской авиации.
46. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает включение в двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении статей, касающихся авиационной безопасности.
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в пункт 47 настоящей Программы внесены изменения
47. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в пределах международных требований авиационной безопасности и заключенных международных договоров удовлетворение просьб других государств, касающихся принятия особых мер авиационной безопасности в отношении конкретных рейсов эксплуатантов таких государств либо альтернативных мер, эквивалентных запрошенным.
Связь с Международной организацией гражданской авиации
48. Министерство транспорта Российской Федерации обменивается с ИКАО информацией, касающейся требований к системам обеспечения авиационной безопасности авиации, включая потребности в рассылке справочных и методических материалов, а также в оказании помощи в обучении персонала и другой технической помощи.
49. Министерство транспорта Российской Федерации извещает ИКАО об совершенных актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также передает соответствующую информацию заинтересованным государствам о воздушных судах, подвергшихся акту незаконного вмешательства.
V. Охрана аэропортов, воздушных судов, объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания
См. Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 42
Контролируемые зоны аэропортов, аэродромов (вертодромов)
50. В аэропорту, на аэродроме (вертодроме) гражданской авиации создается контролируемая зона, вводятся пропускной и внутриобъектовый режимы.
51. Контролируемая зона аэропорта, аэродрома (вертодрома) (далее - контролируемая зона) и объекты, расположенные в ней, подлежат охране с привлечением необходимого персонала и применения инженерно-технических средств охраны.
52. Аэропорты, аэродромы (вертодромы) и объекты их инфраструктуры, наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, аэронавигации, посадки (включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков), связи и светосигнального оборудования аэродромов, места стоянок воздушных судов, склады с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, предприятия бортового питания, грузовые склады, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты аэропортов, аэродромов (вертодромов) оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, системами видеонаблюдения с записью видеоизображения в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.
53. Охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
54. Охрана объектов инфраструктуры аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования дополнительно согласовываются с органами, в ведении которых находятся аэродромы.
55. Пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах, расположенных в контролируемой зоне, осуществляются службами авиационной безопасности в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта.
56. С целью соблюдения условий доступа в контролируемую зону все проекты по строительству новых и реконструкции существующих сооружений в аэропортах, на аэродромах (вертодромах) должны согласовываться с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Зоны ограниченного доступа аэропорта, аэродрома (вертодрома)
57. Зоны ограниченного доступа аэропорта, аэродрома (вертодрома) подлежат защите от несанкционированного проникновения с помощью персонала службы авиационной безопасности и применением инженерно-технических средств охраны.
58. Входы (контрольно-пропускные пункты) в зоны ограниченного доступа и на объекты инфраструктуры аэропорта, аэродрома (вертодрома) оборудуются автоматизированными системами контроля и управления доступом персонала.
Доступ в контролируемую зону
59. Порядок доступа в контролируемую зону аэропорта, авиационного предприятия членов экипажей воздушных судов, пассажиров и персонала осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрационный N 7321) (далее - Требования авиационной безопасности к аэропортам).
60. Государственные инспекторы гражданской авиации допускаются в контролируемую зону и зоны ограниченного доступа по удостоверению государственного инспектора гражданской авиации.
61. Члены экипажей воздушных судов допускаются в контролируемую зону аэропорта, авиационного предприятия по удостоверению члена экипажа.
62. В контролируемую зону аэропорта допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.
63. Авиационный персонал и персонал сторонних организаций, связанных с деятельностью аэропорта или осуществляющих деятельность на территории аэропорта (авиационного предприятия), допускаются в контролируемую зону и ее зоны ограниченного доступа по пропуску установленного образца с указанием разрешенных секторов допуска. Пропуск закрепляется на внешней стороне одежды на видном месте.
Анкетные данные сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих допуск в зоны ограниченного доступа, уточняются при лицензировании юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.
Контролирование доступа лиц и транспортных средств сторонних организаций
64. Доступ лиц и транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону и зоны ограниченного доступа осуществляется только по пропускам, выдаваемым службой авиационной безопасности.
65. Служба авиационной безопасности в целях контроля доступа лиц и транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону и ее зоны ограниченного доступа осуществляет:
1) разбивку контролируемой зоны на зоны ограниченного доступа;
2) проверку пропусков у лиц и водителей транспортных средств сторонних организаций для допуска в зону ограниченного доступа контролируемой зоны;
3) контроль ношения персоналом пропуска на внешней стороне одежды на видном месте при нахождении в контролируемой зоне;
4) проверку наличия пропуска на лобовом стекле транспортного средства.
66. Водитель транспортного средства, имеющий личный пропуск в контролируемую зону, должен соблюдать меры безопасной эксплуатации транспортного средства и установленные маршруты движения на территории аэропорта, авиационного предприятия. При необходимости может назначаться сопровождающий транспортного средства из числа сотрудников службы авиационной безопасности.
Меры защиты воздушных судов
67. Эксплуатанты принимают установленные меры для обеспечения авиационной безопасности воздушных судов.
68. Воздушные суда во время нахождения на земле в зоне ответственности аэропорта, авиационного предприятия находятся под постоянным контролем службы авиационной безопасности.
69. Служба авиационной безопасности осуществляет контроль передвижения лиц и транспортных средств в зоне стоянок воздушных судов с целью предотвращения несанкционированного доступа к воздушным судам.
70. При подготовке воздушного судна к полету сотрудниками службы авиационной безопасности проводиться предполетный досмотр его в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
При досмотре воздушных судов привлекаются специалисты инженерно-авиационной службы, а также могут привлекаться и члены экипажа воздушного судна.
71. Двери воздушных судов, которые не используются и не обслуживаются, должны быть закрыты, а посадочное оборудование (лестничные, телескопические трапы и т. д.) должно быть отсоединено от воздушного судна.
72. К рейсам воздушных судов, находящихся под угрозой совершения акта незаконного вмешательства, эксплуатантами применяются необходимые меры, исключающие возможность пассажиров оставлять на борту воздушных судов посторонние предметы и вещи, в том числе во время транзитных остановок.
73. В случае поступления информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства конкретного воздушного судна:
1) уведомляются должностные лица соответствующих уполномоченных органов аэропорта и эксплуатанта;
2) принимаются дополнительные меры авиационной безопасности;
3) проводится дополнительный досмотр воздушного судна на специально выделенной стоянке, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, груза, почты, бортовых запасов и бортового питания воздушного судна.
В случае поступления информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении воздушного судна, находящегося в полете, порядок действия членов экипажа определяется специальной инструкцией эксплуатанта.
74. В случаях, когда существует достоверная информация о том, что воздушное судно может быть подвергнуто совершению акта незаконного вмешательства на земле:
1) уведомляются должностные лица соответствующих уполномоченных органов аэропорта и эксплуатанта;
2) принимаются дополнительные меры по охране воздушного судна в соответствии с планом действий при возникновении чрезвычайной ситуаций.
Аэронавигационные средства и другие важные объекты инфраструктуры аэропорта
75. Аэропорт, авиационное предприятие и орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) при выводе из строя важных объектов управления воздушным движением и инфраструктуры аэропорта в результате совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность выполняют мероприятия в соответствии с планами действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
VI. Контроль в целях безопасности лиц и предметов на борту воздушного судна
76. Пассажиры, вещи, находящиеся при пассажирах, члены экипажей воздушных судов, багаж, грузы, почта, бортовые запасы воздушного судна и бортовое питание, подлежат обязательному предполетному досмотру, а авиационный персонал и работники аэропорта - досмотру при входе в контролируемую зону.
Порядок проведения предполетного досмотра осуществляется в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104 (зарегистрирован Минюстом России 09 августа 2007 г., регистрационный N 9975) (далее - Правила проведения досмотров).
Досмотр пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах
77. Пассажиры, вещи, находящиеся при пассажирах, багаж досматриваются с использованием технических и специальных средств досмотра.
Порядок применения технических и специальных средств досмотра определяется Правилами проведения досмотров и программой обеспечения авиационной безопасности аэропорта.
78. При проведении предполетного досмотра пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, может применяться ручной (контактный) метод досмотра, а также проводиться личный (индивидуальный) досмотр пассажиров.
79. Порядок проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров, а также применения ручного (контактного) метода досмотра, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров.
80. В целях принятия дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности в угрожаемый период увеличивается процент выборочного личного (индивидуального) досмотра пассажиров, а также досмотра багажа, вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом, но не менее 10 процентов.
81. На аэродромах местных воздушных линий (вертодромах) или посадочных площадках, на которых отсутствуют пункты досмотра и стационарные технические и специальные средства досмотра, предполетный досмотр пассажиров проводится ручным (контактным) методом с применением ручных металлоискателей, а досмотр багажа, вещей, находящихся при пассажирах, только ручным (контактным) методом.
82. К рейсам воздушных судов, обслуживаемым одновременно, применяются необходимые меры, исключающие возможность контакта (смешивания) пассажиров, прошедших предполетный досмотр, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр.
В случае контакта (смешивания) пассажиров, прошедших предполетный досмотр, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, проводится повторный досмотр вылетающего воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах.
Досмотр транзитных и трансферных пассажиров
83. Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в изолированную зону между любым пунктом досмотра (пунктом предполетного досмотра, специального контроля) пассажиров и воздушным судном, предназначенную для ожидания пассажирами посадки в воздушное судно, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона) и смешивания с прошедшими предполетный досмотр пассажирами, для которых данный пункт перевозки является начальным.
В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне.
84. Транзитные и трансферные пассажиры не должны допускаться к своему зарегистрированному багажу.
85. Сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, сопровождающие корреспонденцию, имеют право оставаться на борту воздушного судна в пунктах промежуточных посадок и производить обмен корреспонденцией в салонах самолетов во время их стоянок, лично присутствовать при выгрузке (загрузке) корреспонденции из багажного отсека от момента вскрытия багажного отсека до его закрытия в соответствии с Правилами проведения досмотров.
Экипажи воздушных судов, персонал аэропортов и прочие лица, не являющиеся пассажирами
86. Члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет.
87. Досмотр членов экипажа воздушного судна, персонала аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и прочих лиц, не являющиеся пассажирами, проходящих через пункт досмотра в стерильную зону, проводится на общих основаниях. Досмотр данной категории лиц может проводиться в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта.
Специальные процедуры предполетного досмотра
88. Дипломатические (консульские) вализы, а также приравненные к ним на основании международных договоров Российской Федерации иные запечатанные вализы, содержащие официальную корреспонденцию иностранных учреждений и международных организаций, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их характер, досмотру не подлежат.
89. Материалы, имеющие гриф секретности соответствующих правительственных учреждений, подлежат досмотру только с использованием технических средств досмотра.
90. Предполетный досмотр пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, проводится в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах или на общих основаниях.
91. Предполетный досмотр пассажиров, перевозящих высокоценные материалы, с кардиостимуляторами, инвалидов, имеющих имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, проводится в соответствии с Правилами проведения досмотров.
92. Пассажиры, пользующиеся привилегиями и иммунитетом при досмотре принадлежащего им багажа или вещей, в соответствии с нормами международного права не освобождаются от личного (индивидуального) досмотра, в том числе и с использованием технических средств досмотра.
93. Предполетный досмотр сотрудников Федеральной службы охраны Российской Федерации, находящихся при исполнении служебных обязанностей, при сопровождении объектов государственной охраны, сотрудников Главного центра специальной связи Федерального агентства связи, сотрудников Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, дипломатических (консульских) курьеров, сопровождающих корреспонденцию, а также их вещей, проводится в соответствии с Правилами проведения досмотров.
94. Оружие, боеприпасы и спецсредства вооруженных сотрудников Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающих почтовые отправления (корреспонденцию), на период полета не изымаются.
95. Предполетный досмотр личного состава маршрутного караула Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, и обыск осужденных перед посадкой на борт воздушного судна проводится в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 г., регистрационный N 8094).
Разрешаемый провоз оружия и специальных средств
96. Провоз оружия, боеприпасов и специальных средств на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. N 120/971 (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2000 г., регистрационный N 2200).
Вооруженные сотрудники на борту воздушного судна
97. Перевозка вооруженных сотрудников на борту воздушного судна допускается при обеспечении безопасности государственных лиц, сопровождении специальной почты, грузов, конвоировании лиц и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Командир воздушного судна и члены экипажа уведомляются о количестве лиц на борту воздушного судна, имеющих оружие, и о занимаемых ими местах.
98. В случае запроса иностранного государства о возможности принятия дополнительных мер безопасности конкретного рейса воздушного судна, Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает эту возможность и удовлетворяет в пределах возможностей государства.
99. Обращение иностранного государства (государства регистрации воздушного судна) на разрешение находиться на борту воздушного судна своего эксплуатанта вооруженного сотрудника рассматривается в установленном порядке.
Лица, находящиеся под стражей или административным контролем
100. Соответствующий уполномоченный орган уведомляет в установленном порядке эксплуатанта и командира воздушного судна о наличии на борту конвоируемых лиц, депортируемых лиц и лиц без права въезда в страну, лиц с психическими нарушениями и сопровождающих их лицах.
Багаж, перевозимый на борту воздушного судна
101. Прием багажа на борт воздушного судна осуществляется сотрудником службы перевозок при регистрации только пассажиров, имеющих билеты.
102. Предполетный досмотр багажа проводится группой досмотра на пунктах досмотра багажа.
Порядок досмотра багажа осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров.
103. Багаж трансферных пассажиров в промежуточных аэропортах подлежит обязательному предполетному досмотру до смешивания с досмотренным багажом пассажиров, для которых данный пункт перевозки является начальным.
104. Багаж трансферных и транзитных пассажиров при изменении маршрутов по их инициативе повторно досматривается и отправляется тем же рейсом, что и пассажиры.
105. После приема зарегистрированного багажа пассажиров обеспечивается его охрана от несанкционированного доступа.
Зарегистрированный багаж и груз, оформленный не на аэропортовых регистрационных стойках, подлежит охране, начиная с момента его регистрации и до помещения на борт воздушного судна.
106. Допуск и нахождение в зонах накопления и пунктах перегрузки зарегистрированного багажа лиц, не связанных с его обслуживанием, категорически запрещается.
107. Зарегистрированный багаж подлежит загрузке на борт воздушного судна только в том случае, если пассажир - владелец багажа следует тем же рейсом.
Зарегистрированный багаж пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с борта воздушного судна и обязательному досмотру.
Если пассажир высаживается в промежуточном аэропорту до прибытия в конечный пункт назначения, то зарегистрированный багаж данного пассажира снимается с борта воздушного судна в том же промежуточном аэропорту.
108. Перевозка несопровождаемого пассажиром багажа по причинам, не зависящим от пассажира, может быть разрешена при условии проведения дополнительного досмотра.
109. Аэропорт организует надежное хранение невостребованного багажа в безопасном складском помещении до его востребования, или отправки владельцу, или уничтожения безопасным способом.
Авиационные грузы, почта
110. Авиационные грузы, почта, курьерские и срочные отправления, предназначенные для перевозки на борту воздушного судна, размещаются в аэропорту в охраняемом помещении.
111. Контроль грузов, почты, курьерских и срочных отправлений, предназначенных для перевозки на борту воздушного судна, в целях обеспечения безопасности осуществляется службой авиационной безопасности.
112. Порядок проведения предполетного досмотра груза, почты осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров.
113. Дипломатическая почта, консульские вализы должны иметь видимые внешние признаки, указывающие на их характер, пункты назначения и отправки. Они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.
114. В случаях серьезных оснований предполагать, что дипломатическая (консульская) или приравненная к ней вализа содержит корреспонденцию, предметы или материалы, не предназначенные для официального использования, она подлежит досмотру в присутствии уполномоченного лица, осуществляющего доставку. При этом дипломатическая или приравненная к ней вализа подлежит досмотру с применением технических и специальных средств, консульская или приравненная к ней вализа - путем вскрытия.
При отказе от проведения досмотра дипломатической (консульской) вализы уполномоченного за ее доставку лица, дипломатическая (консульская) вализа подлежат возврату в пункт отправления.
115. Транзитный груз, прибывший в аэропорт, повторно не досматривается, если во время его нахождения на борту воздушного судна на территории аэропорта были соблюдены меры по предотвращению несанкционированного доступа к воздушному судну.
116. Трансферные грузы, почта подлежат обязательному предполетному досмотру в промежуточных аэропортах до их смешивания с досмотренными грузами, почтой и бортовыми запасами воздушного судна, для которых данный пункт перевозки является начальным.
Бортовые запасы, бортовое питание и сопутствующие средства
117. Эксплуатанты принимают необходимые меры контроля предотвращения поместить оружие, боеприпасы, взрывные устройства и другие опасные предметы и вещества в бортовые запасы и другие сопутствующие средства, предназначенные для обеспечения воздушных перевозок.
118. Организации, производящие бортовое питание, принимают меры контроля предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц в здание, где готовится бортовое питание.
119. Организации, производящие бортовое питание, расположенные за пределами аэропорта, обеспечивают его охрану от несанкционированного доступа на участке от пункта приготовления до пункта досмотра его в аэропорту.
120. Предполетный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания и сопутствующих средств проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в соответствии с Правилами проведения досмотров.
121. Контроль загрузки на борт воздушного судна грузов, почты, бортовых запасов, аварийно-спасательных средств и бортового питания и сопутствующих средств осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности.
122. Груз, почта, бортовые запасы воздушного судна, аварийно-спасательные средства, бортовое питание и сопутствующие средства не должны содержать предметы и вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна.
VII. Технические средства авиационной безопасности
123. Для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы следующими техническими средствами авиационной безопасности:
1) для защиты от несанкционированного проникновения посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону и на объекты инфраструктуры аэропорта - инженерно-техническими средствами охраны: защитные ограждения, тревожная и охранная сигнализация, контрольно-пропускные пункты с техническими и специальными средствами досмотра персонала и специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, система видеонаблюдения с записью видеоизображения;
2) для проведения досмотра пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, грузов и почты, бортовых запасов воздушного судна и бортового питания - техническими и специальными средствами досмотра (стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели; рентгенографические томографы; рентгенографические сканеры; системы сканирования, работающие на принципе контроля активных миллиметровых волн, являющихся обычными радиочастотными сигналами; системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра; системы ядерного квадрупольного резонанса; портативные (ручные) металлоискатели; средства для обнаружения паров или частиц взрывчатых веществ и другие средства), системы видеонаблюдения с записью видеоизображения.
124. Для защиты воздушных судов от несанкционированного проникновения на борт посторонних лиц, захвата и угона применяются: штатные противоугонные устройства с тревожной сигнализацией; надежно запирающиеся с внутренней стороны кабины экипажа пуленепробиваемые двери и перегородки, изолирующие пилотскую кабину от пассажирского салона; специальные сигнализационные и переговорные устройства для связи командира воздушного судна и бортпроводников (бортовых операторов); телевизионные системы наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средствами контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа с возможностью передачи аудио-, видео информации в реальном масштабе времени по каналам спутниковой связи в наземные центры управления.
Закупки
125. Закупка технических средств авиационной безопасности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в пункт 126 настоящей Программы внесены изменения
126. Приобретаемые и устанавливаемые аэропортами, авиационными предприятиями и эксплуатантами технические средства авиационной безопасности должны быть сертифицированы на соответствие требованиям авиационной безопасности в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти содействуют проведению исследований и разработок новых видов оборудования, процессов и процедур с целью повышения уровня обеспечения авиационной безопасности.
Калибровка
127. Установка порогов срабатывания сигнализации (момента срабатывания сигнализации) досмотрового оборудования осуществляется настройкой его в аэропорту с использованием испытательных образцов (тест-объектов), имитирующих предметы, подлежащие обнаружению.
128. Установка повышенной чувствительности (более низких порогов срабатывания сигнализации) оборудования определяется степенью возрастания угрозы.
Эксплуатация и техническое обслуживание
129. Эксплуатация инженерно-технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра осуществляется в соответствии с рекомендациями изготовителя и индивидуальными стандартными эксплуатационными процедурами, содержащимися в программе обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов.
130. Организации гражданской авиации, эксплуатирующие технические средства охраны, технические и специальные средства досмотра, разрабатывают графики профилактического технического обслуживания и ремонта средств в целях поддержания оптимальной эффективности их работы.
131. Для поддержания постоянной работоспособности технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра, их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.
VIII. Персонал
Критерии отбора
132. При приеме на работу в службы авиационной безопасности в обязательном порядке производится отбор и проверка кандидатов на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
133. До назначения сотрудника на работу проверяются анкетные данные, отзывы предыдущих работодателей о нем, личные характеристики.
Уточнение анкетных данных сотрудников службы авиационной безопасности осуществляется при лицензировании юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.
Подготовка
134. Методологические основы подготовки персонала базируются на международных стандартах ИКАО. Требования по подготовке, проверке знаний персонала устанавливаются программой подготовки персонала в области авиационной безопасности.
135. Подготовка (первоначальная подготовка, специальная профессиональная подготовка и повышение квалификации) персонала в области авиационной безопасности гражданской авиации осуществляется в сертифицированных учебных центрах гражданской авиации.
136. Сотрудники службы авиационной безопасности проходят обязательную специальную подготовку по учебным планам и программам подготовки персонала в области авиационной безопасности.
IX. Планирование, организация и руководство действиями в связи с актами незаконного вмешательства
Планирование
137. Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
138. Аэропорты, авиационные предприятия, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территориях аэропортов разрабатывают согласованные с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации планы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, инструкции для персонала, устанавливают системы связи и проводят обучение сотрудников действиям в связи с актами незаконного вмешательства и иными чрезвычайными ситуациями.
Организация и руководство
139. Организации гражданской авиации, получившие информацию об акте незаконного вмешательства, выполняют мероприятия в соответствии с планами действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
140. В аэропортах руководство действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, осуществляют оперативные штабы, возглавляемые руководителями территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Руководители аэропортов, авиационных предприятий обеспечивают необходимые условия для работы оперативных штабов, принимают непосредственное участие в мероприятиях по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
141. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности предоставляют все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, угрозах их совершения, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных ситуаций.
Предоставление аэронавигационного обслуживания
142. В случае совершения актов незаконного вмешательства, необходимая информация о воздушном судне, пассажирах и членах экипажа сообщается дипломатическим представительствам государств и администрациям авиационных предприятий (аэропортов), расположенных по маршруту полета воздушного судна.
Информация об обстановке на борту воздушного судна периодически передается на соответствующие пункты управления в установленном порядке.
143. При возникновении чрезвычайных ситуаций на борту воздушного судна, оно направляется на специально выделенную изолированную стоянку в пределах аэропорта (аэродрома) и все дальнейшие действия предпринимаются в соответствии с планом действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
144. В случае если воздушное судно, подвергшееся акту незаконного вмешательства, пересекает воздушное пространство Российской Федерации, соответствующий центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) оказывает содействие в обеспечении безопасности полета во время нахождения воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации. Центр ЕС ОрВД передает всю информацию о воздушном судне государствам, в ведении которых находятся соответствующие подразделения обслуживания воздушного движения (управления полетами), службам аэропортов известного или предполагаемого пункта назначения и по маршруту следования воздушного судна для принятия своевременных защитных действий.
Специальные функции
145. Службы и подразделения, участвующие в ответных действиях в случае акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации действуют в соответствии с планами действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Средства массовой информации
146. Сведения об акте незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации для средств массовой информации передаются только специально уполномоченным представителем оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций по указанию его руководителя.
Уведомление
147. В случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Министерство транспорта Российской Федерации представляет в штаб-квартиру ИКАО отчеты по установленной форме.
148. В случае если иностранное воздушное судно или иностранные граждане стали объектом незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, об этом немедленно уведомляются дипломатические представительства государства регистрации воздушного судна и государство эксплуатанта.
Кроме этого, соответствующая информация передается:
1) государству, граждане которого были убиты, ранены или задержаны в результате инцидента;
2) каждому государству, в отношении которого установлено, что его граждане находятся на борту воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 в название главы X настоящей Программы внесены изменения
X. Контроль обеспечения авиационной безопасности
Приказом Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81 пункт 149 настоящей Программы изложен в новой редакции
149. Контроль обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации осуществляется уполномоченными органами путем проведения на регулярной основе проверок, испытаний, обзоров в соответствии с настоящей Программой и Программой контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 марта 2011 г. N 72.
Периодичность мероприятий по контролю обеспечения авиационной безопасности определяется на основе результатов оценки уязвимости (риска безопасности), утвержденных компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере гражданской авиации.
Обзоры
150. Обзоры в области авиационной безопасности проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в целях выявления уязвимости аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов к актам незаконного вмешательства в их деятельность. На основе результатов обзора могут быть предприняты дополнительные меры авиационной безопасности, соответствующие характеру угрозы гражданской авиации.
Инспекционные и полномасштабные проверки
151. Меры надзора и контроля в области авиационной безопасности включают:
1) инспекционные проверки деятельности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов, включая зарубежных эксплуатантов, по обеспечению авиационной безопасности и защищенности от террористических проявлений;
2) внезапные проверки системы антитеррористической защищенности объектов гражданской авиации, готовности сил и средств аэропортов и эксплуатантов (проверки без предварительного уведомления) к пресечению захватов и угонов воздушных судов и других актов незаконного вмешательства;
3) повторные проверки с целью оценки уровня авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов, подвергшихся акту незаконного вмешательства;
4) специальные тренировки и тактико-специальные учения по планам действий при возникновении чрезвычайной ситуации в связи с актами незаконного вмешательства;
5) учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
6) сопровождение воздушного судна во время полета при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне.
152. С целью определения состояния защищенности субъектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и уровня подготовки его персонала в области авиационной безопасности проводятся проверки авиационной безопасности субъектов гражданской авиации.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
153. Ежегодные обобщенные отчеты по итогам проверок авиационной безопасности используются для разработки мероприятий по повышению уровня авиационной безопасности.
Плановые и внеплановые проверки
154. Плановые проверки состояния авиационной безопасности субъектов гражданской авиации проводятся не реже одного раза в год. По результатам проверки составляется акт с указанием недостатков и сроков их устранения.
155. Внеплановые проверки проводятся с целью оценки готовности субъектов гражданской авиации к защите от актов незаконного вмешательства в случае поступления информации о нарушениях требований норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности, а также после совершения акта незаконного вмешательства в отношении субъектов гражданской авиации.
156. Проведение проверок состояния авиационной безопасности субъектов гражданской авиации осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
Испытания Федеральной системы авиационной безопасности
157. Испытания Федеральной системы авиационной безопасности проводятся с целью определения надежности отдельных компонентов практического выполнения мер авиационной безопасности, предусмотренных настоящей Программой.
158. Оценка эффективности Федеральной системы авиационной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации.
159. В соответствии с требованиями Универсальной программы ИКАО по проведению проверок в сфере обеспечения авиационной безопасности, Программы Международной ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (ИАТА) по проведению проверок организации контроля обеспечения безопасности гражданской авиации (в части авиационной безопасности) и программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации разрабатывается система контроля качества авиационной безопасности.
160. Система контроля качества авиационной безопасности включает:
1) создание системы контролируемых параметров, определение и контроль определенного набора характеристик (показателей), влияющих на состояние авиационной безопасности;
2) выполнение последовательных, стандартных и целенаправленных процедур проверок и испытаний Федеральной системы авиационной безопасности;
3) определение уровней готовности организаций гражданской авиации к отражению актов незаконного вмешательства в их деятельность;
4) обеспечение расследования всех актов незаконного вмешательства, проведение переоценки мер авиационной безопасности и контроля непосредственно после акта незаконного вмешательства;
5) оценку эффективности осуществления требований настоящей Программы и разработку последующих корректирующих действий в целях повышения уровня авиационной безопасности.
Учебная отработка мероприятий
161. Учебная отработка мероприятий авиационной безопасности обеспечивает совместную подготовку и отработку действий служб авиационной безопасности и подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в мероприятиях при чрезвычайных ситуациях.
Отработка совместных действий при угоне (попытке угона) воздушного судна, несанкционированном проникновении на объекты инфраструктуры аэропорта, угрозе взрыва, усилении мер безопасности в условиях повышенной угрозы, обнаружении в контролируемой зоне, аэровокзальном комплексе или на борту воздушного судна подозрительных предметов (сумок, чемоданов, коробок и т.д.), выявлении подозрительных пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, или обнаружении запрещенных к перевозке предметов осуществляется при проведении специальных тренировок и тактико-специальных учений.
Учебная отработка мероприятий авиационной безопасности проводится не реже одного раза в квартал, специальные тренировки - ежемесячно, тактико-специальные учения - не реже одного раза в год.
XI. Корректировка Программы и планов в случае непредвиденных обстоятельств
Общие положения
162. В зависимости от характера существующей угрозы актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в пределах территории Российской Федерации, а также с учетом изменений стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, может осуществляться корректировка соответствующих положений и мер (элементов) настоящей Программы.
Распределение обязанностей
163. Межведомственная комиссия анализирует состояние авиационной безопасности гражданской авиации и рассматривает предложения по совершенствованию Федеральной системы авиационной безопасности и реализации стратегии ее совершенствования.
164. Министерство транспорта Российской Федерации при необходимости осуществляет корректировку соответствующих положений и мер (элементов) настоящей Программы.
165. Информация, полученная Министерством транспорта Российской Федерации о возможной угрозе объектам гражданской авиации, доводится до сведения Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителей аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов в части, их касающейся, и вводится план действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
В случае угроз, направленных против конкретных авиационных объектов (воздушного судна, эксплуатанта, объектов инфраструктуры аэропорта), проводятся мероприятия в соответствии с планом действий при возникновении чрезвычайной ситуации. При возрастании уровня угрозы вводятся (принимаются) дополнительные меры авиационной безопасности.
Разбор инцидентов
166. После совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации проводится расследование, последующий разбор и анализ причин его совершения с целью определения эффективности принятых мер безопасности.
167. Документы по обеспечению авиационной безопасности, пересматриваются и при необходимости обновляются:
1) на регулярной основе на основании оценки эффективности Федеральной системы авиационной безопасности - не реже одного раза в год;
2) после совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации на основании данных расследований инцидентов;
3) после внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности;
4) после внесения изменений в стандарты и рекомендуемую практику ИКАО в области авиационной безопасности;
5) после изменения технологий (внедрения нового оборудования).
XII. Финансирование расходов по обеспечению авиационной безопасности
168. Финансовое обеспечение настоящей Программы, программ обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Программа по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Программой, в частности, предусматриваются обязанности органов исполнительной власти в сфере воздушного транспорта, авиационных предприятий, аэропортов, в том числе их персонала, эксплуатантов коммерческой авиации и авиации общего назначения, службы авиационной безопасности.
Деятельность субъектов гражданской авиации по обеспечению авиационной безопасности подлежит обязательной сертификации и лицензированию. В случае нарушения авиационных требований безопасности лицензия может быть аннулирована либо ее действие приостановлено. К сотрудникам служб авиационной безопасности предъявляются особые требования.
Для координации деятельности органов исполнительной власти в сфере гражданской авиации образуется Межведомственная комиссия, меры безопасности в аэропортах, аэродромах принимает аэропортовая комиссия по авиационной безопасности.
К мерам, направленным на соблюдение авиационной безопасности, относятся, в частности, создание в аэропортах контролируемой зоны, зоны ограниченного доступа, введение пропускного и внутриобъектового режимов. Воздушные суда во время нахождения на земле в зоне ответственности аэропорта, авиационного предприятия должны находиться под постоянным контролем службы авиационной безопасности. Перед полетами пассажиры, багаж проходят досмотр, воздушное судно проходит предполетную проверку. Эксплуатант и командир воздушного судна должен быть уведомлен о возможной перевозке арестованных лиц, опасных грузов и т.д.
Состояние авиационной безопасности подлежит плановым или внеплановым проверкам. Предусматривается проведение учебных мероприятий по отработке правил авиационной безопасности.
Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2008 г. N 62 "Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Решением Верховного Суда РФ от 11 сентября 2019 г. N АКПИ19-529, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2019 г. N АПЛ19-461, Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации признана недействующей со дня принятия
Приказом Минтранса России от 25 октября 2019 г. N 344 настоящий документ отменен с 25 октября 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 10 марта 2011 г. N 81