Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Разработка проекта программы
Ниже приводятся инструкции, следование которым позволит разработчику сформировать проект программы в соответствии с типовой структурой муниципальной программы согласно Порядку принятия решений о разработке МП, их формирования и реализации.
4.1. Указания по разработке раздела программы "Паспорт муниципальной программы"
Паспорт программы - это ее краткое описание (резюме), включающее основные параметры проекта МП и передающее суть программного документа:
а) полное наименование с указанием периода реализации;
б) основания для разработки;
в) разработчик;
г) цели и задачи;
д) этапы и сроки реализации программы и входящих в нее проектов;
е) администратор, исполнители и участники МП;
ж) объемы финансирования по источникам и срокам;
з) ожидаемые конечные результаты.
Несмотря на то, что паспорт МП расположен в самом начале программного документа, он формируется на заключительном этапе, когда определено содержание всех разделов проекта МП. Разработчику программы необходимо перенести требуемые элементы в паспорт, не изменяя их формулировок.
Не допускается формирование паспорта программы до разработки ее основных компонентов. В противном случае все последующие суждения начинают привязываться к представленным в паспорте положениям, которые не были до этого обоснованы.
4.2. Указания по разработке раздела программы "Основные понятия и термины"
Данный раздел можно формировать как в процессе разработки МП, выписывая специфические и сущностные термины и их толкования, так и на этапе оформления проекта МП в документарном виде. Нет необходимости приводить определения устоявшихся понятий, если не ставится целью конкретизировать их или указать новое, не соответствующее им значение. Обычный объем данного раздела может составлять 1-2 страницы текста в зависимости от того насколько специфична сфера действия МП. Допускается размещать данный раздел в приложении к программе.
4.3. Указания по разработке раздела программы "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом"
При подготовке данного раздела необходимо использовать концепцию МП, разработка которой осуществлялась на этапе обоснования необходимости программы. Раздел разрабатывается с учетом специфики конкретной программы по следующее схеме:
1) дается общая характеристика актуальности рассматриваемой проблемной ситуации в контексте областных, российских или мировых тенденций;
2) приводится характеристика проблемной ситуации и ее актуальность для МО;
3) приводится тенденция (тенденции), характеризующая проблемную ситуацию в МО и обосновывается прогноз изменения проблемной ситуации;
4) обосновывается норма, от которой отклоняется тенденция и указывается прогноз отклонения от нее;
5) дается оценка последствий сложившейся ситуации в долгосрочной перспективе для смежных сфер городского развития и МО в целом и обосновывается необходимость перелома сложившейся тенденции (тенденций);
6) дается описание мер, предпринимаемых органами МСУ для решения проблемного вопроса и краткая характеристика их результативности и эффективности;
7) приводится описание проблем, формирующих тенденцию (тенденции) и характеризуются корневые проблемы;
8) даются характеристики и особенности сферы действия программы (организации, кадры, объекты, товары, виды услуг, инфраструктура и другие имеющиеся ресурсы);
9) приводятся аргументы, обосновывающие необходимость реализации данной программы, указанные в разделе концепции МП "Обоснование целесообразности применения программно-целевого метода для решения проблемных вопросов";
10) кратко описываются основные пути и способы решения проблемы - стратегия программы;
11) указываются иные существенные детали, возникшие на этапе разработки проекта МП.
4.4. Указания по разработке раздела цели и задачи
В разделе приводится система целеполагания МП, включающая цель, подцели и задачи, позволяющие обеспечить решение проблемного вопроса. В тех случаях, когда в программе предусмотрены подцели, рекомендуется указывать систему целеполагания в виде иерархической схемы.
Указываются цели и задачи согласно постановлению главы города о разработке проекта МП.
Порядок разработки цели, подцелей и задач программы описан в подразделе 7 "Предложения по целям, задачам МП и показателям результативности, позволяющим оценивать ход реализации МП" раздела III "Разработка концепции муниципальной программы" настоящих Методических указаний.
4.5. Указания по разработке системы программных мероприятий
Разработка системы программных мероприятий осуществляется путем последовательного выполнения следующих этапов:
1) определение сильных сторон сферы действия МП и благоприятных возможностей внешней среды;
2) формулирование укрупненных мероприятий (формирование стратегии программы) и их детализация;
3) формирование системы программных мероприятий в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
4.5.1. Определение сильных сторон сферы действия МП и благоприятных возможностей внешней среды
Сильные стороны, характеризуют внутренний потенциал для развития, которым обладает сфера действия МП. Возможности характеризуют ресурсы и тенденции во внешней среде, которые могут быть использованы для решения задач и достижения цели программы.
Для анализа сильных сторон и благоприятных возможностей необходимо исследовать следующие факторы:
Факторы внутренней среды: |
Факторы внешней среды: |
1) месторасположение; 2) наличие и состояние внутренней и внешней инфраструктуры; 3) организация управления в сфере действия планируемой МП; 4) поддержка населения и организация взаимодействия с ним для достижения цели программы; 5) имеющиеся ресурсы для развития (финансовые, информационные ресурсы, основные фонды и иные материальные ресурсы) их состояние и эффективность использования; 6) инновационный потенциал; 7) персонал и его квалификация (качество персонала, заработная плата, обучение и развитие, мотивация, производительность труда организационная культура, условия труда и текучесть кадров); |
1) требования законодательного и регулирующего характера, в рамках которых должна реализовываться программа; 2) влияние органов государственной власти и политических сил; 3) наличие новых технологий, которые можно привлечь для реализации МП; 4) тенденции изменения потребностей; 5) влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются потребности населения, организаций и предприятий; 6) конкуренция - интенсивность конкуренции, новые продукты, потребности потребителей товаров и услуг, угроза появления новых конкурентов и т.д. (для программ, ориентированных на повышение конкурентных преимуществ города); |
8) наличие имиджа; 9) обеспеченность энергоресурсами, надежность поставок и эффективность их использования; 10) другие факторы, учитывающие специфику планируемой МП. |
7) зависимость, от каких-либо ресурсов внешней среды, тенденции изменения их стоимости, надежность поставок; 8) другие факторы, учитывающие специфику планируемой МП. |
При анализе сильных сторон и возможностей необходимо избегать неконкретных формулировок, чем они точнее, тем результативнее будет анализ. Элементы, вошедшие в перечень должны как можно в большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Пример анализа сильных сторон и благоприятных возможностей, подготовленного при разработке программы развития туризма представлен в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.
Для составленных перечней сильных сторон и благоприятных возможностей необходимо отобрать по 7-8 самых важных и проранжировать их с точки зрения значимости для достижения цели программы.
После проведения анализа сильных сторон и благоприятных возможностей рекомендуется доработать раздел программы "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом".
4.5.2. Разработка таблицы укрупненных мероприятий и их детализация
Разработка укрупненных мероприятий осуществляется путем заполнения таблицы, в которой сопоставляются задачи, благоприятные возможности и сильные стороны.
Результатом заполнения таблицы должны стать предложения о тех действиях, которые можно и необходимо предпринять для решения задач и посредством этого для достижения цели программы. Эти действия должны формулироваться, как ответы на следующие вопросы:
1) "Какую благоприятную возможность, и каким образом можно использовать для решения задачи?";
2) "Каким образом можно использовать ту или иную сильную строну для решения задачи?".
Ответы на эти вопросы заносятся в таблицу.
|
Задача 1 |
Задача _ |
Возможности |
Предложение по решению задачи 1 с использованием возможностей |
Предложение по решению задачи _ с использованием возможностей |
Сильные стороны |
Предложение по решению задачи 1 с использованием сильных сторон |
Предложение по решению задачи _ с использованием сильных сторон |
В приложении 4 к настоящим Методическим указаниям представлен пример разработки укрупненных мероприятий для программы развития туризма.
Укрупненные мероприятия, как правило, предполагают множественность действий и поэтому их необходимо детализировать.
Детализацию укрупненных мероприятий рекомендуется осуществлять в таблице программных мероприятий в разделе "Мероприятия по решению задач программы". Для этого необходимо сформировать структуру задач и последовательно перенести в таблицу соответствующие им укрупненные мероприятия:
Задача 1.
Укрупненное мероприятие 1.1.
Укрупненное мероприятие 1_
Задача 2.
Укрупненное мероприятие 2.1.
Укрупненное мероприятие 2_
Детализация мероприятий осуществляется поэтапно:
1) оценивается наличие и состояние соответствующих компетенций (знаний и опыта) и ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, трудовых), необходимых для его реализации;
2) при отсутствии или недостаточной развитости компетенций и ресурсов разрабатываются мероприятия по их созданию;
3) формулируется наименование мероприятия как целенаправленное действие, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
В том случае, когда для реализации укрупненного мероприятия отсутствуют необходимые ресурсы и компетенции и их невозможно развить, оно исключается из программы.
Если в программе имеются подцели и для их достижения требуется решение различных задач, таблица укрупненных мероприятий разрабатывается для каждой подцели в отдельности.
В приложении 5 к настоящим Методическим указаниям представлен фрагмент системы программных мероприятий программы развития туризма, иллюстрирующий детализацию одного из укрупненных мероприятий.
4.5.3. Указания по формированию раздела "Система программных мероприятий"
Структура системы программных мероприятий включает 2 подраздела:
1) мероприятия, направленные на решение задач программы и привносящие изменения (задачные мероприятия);
2) мероприятия, направленные на обеспечение реализации программы.
Мероприятия в обязательном порядке должны иметь следующие атрибуты:
а) наименование;
б) исполнитель;
с) срок исполнения;
в) объем финансирования по срокам реализации и в разрезе источников.
Система программных мероприятий сводится в общую таблицу.
N п/п |
Задачи и мероприятия |
Исполнители и участники |
Сроки исполнения |
Затраты и источники финансирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел I. Мероприятия по решению задач программы |
|||
|
Подцель 1 |
|
|
|
|
Задача 1.1 |
|
|
|
|
Мероприятие 1.1.1 |
|
|
|
|
Мероприятие _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 1.2 |
|
|
|
|
Мероприятие 1.2.1 |
|
|
|
|
Мероприятие _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проект 1.1 |
|
|
|
|
Проект _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подцель 2 |
|
|
|
|
Задача 2.1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел II. Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы |
|||
|
Мероприятие 1 |
|
|
|
|
Мероприятие _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
В силу значительного объема табличного материала рекомендуется размещать систему программных мероприятий в приложении к программе. При этом в основной части МП должно быть представлено краткое описание этапов или главных мероприятий и результатов, которые они позволят достичь.
4.5.3.1. Разработка подраздела системы программных мероприятий "Мероприятия по решению задач программы"
В данный подраздел входят мероприятия, направленные на решение задач программы, разработанные на этапе детализации укрупненных мероприятий согласно п.5.2 настоящих Методических указаний.
Задачные мероприятия должны соответствовать следующим требованиям:
а) наименование мероприятия должно отражать конкретное действие и выражаться глаголом совершенного вида (отвечать на вопрос: что сделать?);
б) целевая направленность на решение соответствующей задачи;
в) ограниченность во времени (наличие сроков начала и окончания мероприятия);
г) фиксированная величина выделяемых финансовых ресурсов.
При разработке данного раздела не допускается формулирование мероприятий вида "создание условий для _", "участие в_" и "содействие_". Такие формулировки, с одной стороны указывают на частичный характер деятельности органов МСУ и не определяют степени их участия в реализации мероприятий, с другой, являются описанием процесса, что противоречит настоящим Методическим указаниям. Такие мероприятия требуется конкретизировать путем выделения из них части, выполняемой исполнителем.
Мероприятия, имеющие целью создание нового товара или услуги, строительство, реконструкцию или модернизацию объектов, создание или изменение делового или административного процесса, включаются в МП как проекты. Детализация проектов (разработка планов их реализации) осуществляется на этапе реализации МП. Проекты, входящие в МП должны иметь краткое описание, включая:
1. Полное наименование.
2. Цель и задачи.
3. Этапы и сроки реализации.
4. Объемы финансирования по источникам и срокам.
5. Ожидаемые конечные результаты.
6. Исполнители и участники.
4.5.3.2. Разработка подраздела системы программных мероприятий "Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы"
В данный подраздел входят мероприятия, обеспечивающие деятельность организационного механизма и не привносящие изменений. Разработка подраздела обусловлена необходимостью повышения эффективности организационного механизма реализации программы. В том случае, когда в программе несколько подцелей этот подраздел является для них общим.
Данные мероприятия должны иметь все атрибуты, предусмотренные настоящими Методическими указаниями. Учитывая постоянный характер, допускается их формулирование в виде описания процесса, например:
- подготовка заявок на финансирование из бюджета города и вышестоящих бюджетов;
- отбор проектов для финансирования;
- осуществление мониторинга результативности и эффективности программы;
- поддержка Интернет-страницы программы;
- проведение заседаний координационного органа;
- подготовка отчетов о ходе реализации программы и т.д..
Мероприятия данного подраздела формируются с учетом организационного механизма реализации программы, организации финансирования и мониторинга.
4.5.3.3. Исполнители и участники программы
В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации, ответственные за реализацию мероприятий. В том случае, когда указывается несколько исполнителей мероприятия, первый из них является ответственным исполнителем, остальные - соисполнителями.
Если исполнитель мероприятия определяется на конкурсной основе, то указывается фраза "подрядчик определяется на конкурсной основе".
При наличии сторонних организаций, участвующих в реализации программы собственными средствами, указывается их наименование.
В том случае, когда реализацию мероприятия планируется осуществлять по отдельному плану и его исполнители будут уточнены при реализации программы в графе "исполнитель" указывается фраза "по отдельному плану".
Наличие значительного количества исполнителей у одного мероприятия указывает на необходимость его дополнительной детализации.
4.5.3.4. Определение объемов финансирования
Объемы финансирования определяются как прогнозные на весь период реализации программы. Расчет финансовых затрат проводится в ценах года разработки программы и с учетом индексов-дефляторов по варианту 2 согласно постановлению Губернатора Владимирской области "О прогнозе социально-экономического развития Владимирской области":
- при расчетах затрат на инвестиционные вложения - индекса-дефлятора по объему работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (раздел F);
- при расчете затрат на прочие мероприятия - индекса потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года).
Для расчета затрат во временном периоде, выходящем за рамки утвержденного прогноза, применяются указанные показатели последнего года прогнозирования.
При определении потребности в финансовых ресурсах используются следующие методы расчетов:
- прямой - путем калькуляции затрат;
- нормативный - на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативных правовых актах;
- аналоговый - в качестве затрат принимаются расходы на аналогичные мероприятия в других программах;
- экспертный - величина расходов определяется экспертными методами.
Расчеты, обосновывающие затраты по мероприятиям, должны быть приложены к проекту МП.
В том случае, когда мероприятия выполняются администратором или исполнителем в рамках текущей деятельности (например, разработка проекта муниципального правового акта, мониторинг реализации программы и т.д.) расчет затрат на их реализацию осуществляется исходя из прогноза занятости специалистов структурного подразделения (чел./час) и величины средней заработной платы по структурному подразделению (руб./час). В качестве источника финансирования таких мероприятий указывается текущее финансирование.
Объемы финансирования указываются с разбивкой по источникам финансирования и исполнителям (если их несколько).
4.5.3.5. Определение сроков реализации мероприятий (разработка плана реализации МП)
На заключительном этапе разработки системы программных мероприятий осуществляется календарное планирование - определение сроков реализации этапов, мероприятий и программы в целом. При определении сроков используются экспертные методы оценки.
Календарное планирование осуществляется методом составления диаграммы Ганта, когда каждое мероприятие обозначается в единой временной плоскости отрезком соответствующей длины. С помощью диаграммы Ганта легко планировать пересекающиеся во времени мероприятия, т.е. те мероприятия, которые могут реализовываться одновременно (что позволяет осуществлять планирование временных затрат наиболее рационально), кроме того, графическое представление позволяет избежать ошибок при планировании, когда накладываются друг на друга во времени мероприятия, реализация которых должна быть последовательной.
В качестве примера ниже представлен фрагмент диаграммы Ганта плана разработки МП (в части концепции). Временные отрезки реализации мероприятий отмечены закрашенными ячейками.
N п.п. |
Наименование мероприятия |
Недели |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1 |
Разработка концепции МП |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Определение показателя, характеризующего проблемный вопрос, анализ тенденции его изменения и прогнозирование изменения ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Определение нормы и анализ отклонения от нормы |
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Формирование проблемного поля и ранжирование проблем |
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Уточнение прогноза изменения проблемной ситуации и отклонения от нормы |
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Описание выгодоприобретателей |
|
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Формулирование цели и задач программы и определение состава показателей результативности МП цели (подцелей) и задач |
|
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Обоснование целесообразности применения программно-целевого метода для решения проблемного вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
1.8 |
Подготовка предложений по наименованию МП, объемам и источникам финансирования, администратору, срокам и этапам реализации и организации разработки МП. Формирование концепции |
|
|
|
|
|
|
|
1.9 |
Экспертиза концепции |
|
|
|
|
|
|
|
1.10 |
Корректировка концепции и подготовка проекта постановления главы города |
|
|
|
|
|
|
|
1.11 |
Принятие решения о необходимости разработки МП |
|
|
|
|
|
|
|
Для планирования сроков реализации мероприятий и этапов в качестве единицы времени целесообразно применять 1 календарный месяц. После завершения разработки календарного плана, сроки выполнения мероприятий указываются в системе программных мероприятий в графе "Сроки исполнения" с поквартальной разбивкой.
В том случае, когда планируемый ранее период реализации программы короче минимально возможного отрезка времени, за который можно реализовать программу и все резервы времени исчерпаны, срок реализации программы необходимо увеличить. Изменение сроков реализации должно быть учтено в системе показателей результативности МП и в других разделах программы.
Диаграмма Ганта не входит в состав программного документа и используется в дальнейшем администратором МП при контроле ее реализации.
При формировании плана реализации сложных программ (например, включающих несколько подцелей), рекомендуется группировать мероприятия в следующие этапы:
1) организационный (формирование организационного механизма реализации МП, системы мониторинга МП, построение взаимосвязей между участниками и исполнителями МП);
2) исследовательский (проведение дополнительных исследований, уточняющих отдельные параметры МП, не определенные на этапе ее разработки, разработка проектно-сметной документации или бизнес-планов);
3) реализации пилотных проектов (реализуются опытные проекты совместно с участниками МП, корректируются нормативные правовые акты и т.д.);
4) реализации основных мероприятий МП (этап максимального привлечения в программу участников МП);
5) завершения МП (оценка реализации МП, принятие решения о ее завершении или продлении).
При необходимости перечень этапов может быть дополнен разработчиком МП.
4.6. Указания по разработке раздела программы "Организационный механизм реализации МП" и рекомендации по организации выполнения программы
Особенности внедрения программно-целевого планирования в систему управления развитием МО обусловлены межфункциональной природой МП. Для результативной и эффективной реализации программ необходимо внедрение элементов матричной организационной структуры управления, когда имеет место двойное подчинение - функциональному руководителю и администратору программы. Поэтому одним из основных условий успешной реализации МП является тщательно продуманный и выстроенный организационный механизм - система управления реализацией программы.
Описание организационного механизма включает в себя распределение полномочий и ответственности между администратором, исполнителями и участниками МП, порядок взаимодействия, а также организацию мониторинга хода реализации и результативности программы.
Основу организационного механизма составляет администратор МП, отвечающий за результативность и эффективность МП. В большинстве случаев администраторами МП являются структурные подразделения администрации города. Порядок принятия решений о разработке МП, их формирования и реализации допускает назначение администратором программы уполномоченной организации. Не допускается определение нескольких структурных подразделений в качестве администратора одной программы.
Для достижения цели МП ее администратор осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает единое руководство на всех этапах разработки и реализации МП;
б) разрабатывает, проводит согласование и организует публичные слушания по проекту МП;
в) конкретизирует текущие задачи и программные мероприятия для исполнителей МП;
г) выполняет мероприятия программы, если это предусмотрено программным документом;
д) осуществляет координацию исполнителей и участников МП;
е) подготавливает заявки на финансирование МП из бюджета города в очередном финансовом году и плановом периоде;
ж) организует работу исполнителей МП - главных распорядителей бюджетных средств по учету в ведомственной структуре расходов ассигнований, выделенных на реализацию мероприятий программы в очередном финансовом году и плановом периоде;
з) подготавливает заявки на проведение конкурсных процедур на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
и) подготавливает проекты местных нормативных актов о внесении изменений в программный документ;
к) осуществляет текущий контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий МП;
л) разрабатывает формы отчетов и запрашивает отчеты об исполнении мероприятий МП у их исполнителей и участников;
м) своевременно, в соответствии с установленными порядком и сроками, подготавливает отчеты о реализации МП;
н) подготавливает информацию для размещения на официальном Интернет-сайте администрации города Владимира;
о) осуществляет другие функции, учитывающие специфику программы.
В структурном подразделении, выполняющем функции администратора МП в обязательном порядке должно быть назначено лицо, ответственное за реализацию программы (менеджер программы) с внесением в его должностные инструкции соответствующих изменений. Данное лицо целесообразно переподчинить напрямую руководителю структурного подразделения - администратора МП. Менеджер программы осуществляет подготовку решений руководителя структурного подразделения, взаимодействует с управлением экономики, исполнителями и участниками по вопросам реализации МП. Его функциональные обязанности формируются исходя из функций администратора МП, представленных в настоящем разделе и описания организационного механизма реализации МП. Копия приказа руководителя структурного подразделения - администратора МП направляется в управление экономики. Ссылка на приказ должна быть указана в программном документе.
Исполнителем программных мероприятий может быть как администратор программы, так и другое структурное подразделение администрации города, указанное в системе программных мероприятий. Исполнитель осуществляет следующие функции:
а) организует выполнение или непосредственно реализует мероприятия МП;
б) подготавливает и предоставляет администратору МП отчеты о ходе реализации мероприятий и их результативности;
в) учитывает в ведомственной структуре расходов ассигнования, выделяемые на реализацию мероприятий в очередном финансовом году и плановом периоде.
В ряде случаев, в структурном подразделении - исполнителе мероприятия может возникнуть необходимость назначения лица, ответственного за его реализацию. Целесообразность назначения зависит от сложности мероприятия и определяется на этапе разработки проекта МП и (или) его согласования. Ответственное лицо назначается приказом структурного подразделения - исполнителя мероприятия. Копия приказа направляется администратору программы.
В случае, когда реализация МП невозможна без вовлечения предприятий и организаций, необходимо предусмотреть соглашение (договор) об их участии в программе. В обязательном порядке в программном документе должны быть отражены его основные параметры:
а) права сторон соглашения (договора);
б) обязательства, принимаемые сторонами в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации МП или отдельных мероприятий, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
в) меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке между исполнителями и участниками МП, включая меры муниципальной поддержки;
г) условия и схемы финансирования и (или) софинансирования мероприятий и инвестиционных проектов, входящих в МП. Данный подпункт формируется согласно разделу "Ресурсное обеспечение МП" проекта программы.
Для реализации программ с широким участием предприятий и организаций и (или) значительного количества исполнителей рекомендуется предусматривать создание специального координирующего (межведомственного) органа. В программном документе должны быть указаны правовой статус документа, регулирующего деятельность координирующего органа, и его основные параметры (права, обязанности, принципы формирования и деятельности). Администратор МП, в этом случае, выступает в качестве рабочего аппарата данного органа.
В разделе должен быть указан порядок координации деятельности администратора, исполнителей и участников МП, например, ежеквартальные или ежегодные совещания, а также статус решений этих совещаний.
В обязательном порядке должны быть предусмотрены и описаны процедуры обеспечения публичности реализации МП.
Обязательным элементом организационного механизма является мониторинг хода реализации, результативности и эффективности МП. Описание организации мониторинга должно включать информацию о периодичности сбора сведений о ходе реализации МП, примерном составе планируемых к сбору данных, составе органов, организаций и структурных подразделений администрации города, у которых подобные сведения планируется получать. Мероприятия по мониторингу МП должны быть отражены в системе программных мероприятий.
Описание организационного механизма целесообразно осуществлять в табличной форме.
Наименование исполнителя/участника программы |
Наименование исполняемой функции при реализации программы |
|
|
В случае, когда для реализации МП предусматривается сложный организационный механизм (например, задействован широкий круг исполнителей и участников), целесообразно разработать и утвердить положение об управлении реализацией программы, включающее:
а) порядок взаимодействия администратора МП с исполнителями и участниками программы;
б) формы отчетности исполнителей о ходе и результатах реализации мероприятий;
в) требования к информации, необходимой для расчета показателей достижения цели (подцелей) и решения задач программы;
г) порядок мониторинга и анализа результатов, полученных в ходе реализации мероприятий программы;
д) регламент подготовки отчетности о ходе и результатах реализации программы, представляемой администратору МП и в управление экономики;
е) порядок корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы;
ж) процедуры обеспечения публичности реализации МП и другие положения, учитывающие специфику программы.
Разработку положения об управлении реализацией МП осуществляет ее администратор. Положение утверждается постановлением главы города. В программном документе в обязательном порядке указываются основные параметры данного положения.
Разработку нормативных и иных документов, запускающих организационный механизм, необходимо указать в системе программных мероприятий.
4.7. Указания по разработке раздела программы "Ресурсное обеспечение МП"
Информация, содержащаяся в данном разделе, должна исчерпывающим образом обосновывать источники и направления финансирования, а также методы, примененные для расчета затрат МП. Источники и объемы финансирования определяются при разработке мероприятий программы.
В качестве источников бюджетного финансирования могут применяться бюджет города, в том числе бюджетные фонды, вышестоящие бюджеты, кредиты банков, муниципальные займы и другие виды заимствования, бюджетные гарантии. В том случае, когда программой предусматриваются внебюджетные средства, необходимо указать их источники (например, надбавки к тарифам, собственные средства предприятий, привлеченные инвестиции и т.п.).
Не допускается включение в МП средств вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников, если в системе программных мероприятий (подраздел "Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы") не предусмотрены мероприятия по их привлечению.
Например, если в качестве источника финансирования развития коммунальной инфраструктуры указываются надбавки к тарифам, то в системе программных мероприятий должно быть указано мероприятие по разработке и утверждению соответствующей инвестиционной программы предприятия коммунального хозяйства. Если в качестве источника финансирования указывается вышестоящий бюджет, в системе программных мероприятий должно быть указано мероприятие по подготовке соответствующих заявок на финансирование. Также необходимо указать нормативные акты (федеральные и (или) региональные), на основании которых выделяются бюджетные средства для реализации МП.
Если в ходе реализации программы планируется конкурсный отбор проектов и мероприятий для финансирования из бюджета города, в данном разделе в обязательном порядке должны быть предусмотрены порядок и критерии их отбора (условия софинансирования, требования к результативности и эффективности, требования к оформлению документации и т.п.). Не допускается указание открытого перечня критериев отбора. Порядок и критерии отбора не должны противоречить действующему законодательству. Для организации отбора проектов целесообразно сформировать соответствующий орган, что должно быть отражено в разделе "Организационный механизм реализации МП".
В заключение данного раздела указывается структура затрат на реализацию МП с разбивкой по направлениям и видам расходования средств, срокам и источникам финансирования. Структура затрат формируется с учетом специфики МП, примерная форма указана ниже.
Структура затрат и источников финансирования по программе (тыс.руб.)
Направления и виды расходов |
Год 1 |
Год _ |
Всего |
||||
МБ |
ОБ, ФБ |
ВБИ |
МБ |
ОБ, ФБ |
ВБИ |
||
1. Мероприятия (по видам): |
|
|
|
|
|
|
|
- организационные и правовые; |
|
|
|
|
|
|
|
- исследовательские; |
|
|
|
|
|
|
|
- информационно-рекламные; |
|
|
|
|
|
|
|
- обучающие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Инвестиционные проекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого, |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе по текущему финансированию |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
МБ - местный бюджет;
ОБ - областной бюджет;
ФБ - федеральный бюджет;
ВБИ - внебюджетные средства.
4.8. Указания по разработке раздела программы "Оценка рисков"
Под риском понимается возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Необходимость оценки рисков обусловлена нарастающей неопределенностью (законодательной, финансовой и иной) в течение относительно длительного периода реализации МП (более 3 лет). Оценка рисков осуществляется в целях обеспечения устойчивости реализации МП в изменяющихся условиях, минимизации возможных потерь и обеспечения достижения результатов в указанные в программе сроки.
Риски делятся на 2 группы:
1) внутренние - поддающиеся профилактике упреждающими действиями;
2) внешние (угрозы) - для которых не доступны никакие эффективные профилактические меры, возможны лишь меры по снижению последствий возникновения данной категории рисков.
Ниже предлагается примеры рисков, которые могут возникнуть при реализации той или иной МП:
- неприятия программы ее участниками;
- изменения или не изменения законодательства;
- недостатка информации;
- увеличения цен на товары и услуги;
- недобросовестной конкуренции;
- изменения политической ситуации и (или) приоритетов развития;
- ухудшения экологической обстановки;
- недофинансирования из бюджета;
- недобросовестного исполнения контракта;
- изменения курсов валют;
- усиления конкуренции;
- изменения условий кредитования;
- роста преступности и (или) угрозы терроризма;
- связанные с организацией реализации программы;
- другие риски, учитывающие специфику программы.
При оценке рисков необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1) экспертным путем определяются внутренние и внешние риски. Формулировки рисков должны быть конкретными (иметь однозначную трактовку);
2) экспертным путем оценивается вероятность возникновения рисков (шкала от 0 до 1);
3) экспертным путем оценивается возможный ущерб для достижения цели программы от каждого из выявленных рисков риска (шкала от 0 до 1). За 1 принимается совокупный ущерб всех рисков для программы и необходимо определить долю каждого из них;
4) оценивается взвешенный ущерб рисков путем произведения вероятности возникновения на возможный ущерб. Проводится ранжирование рисков по величине взвешенного ущерба от максимального к минимальному;
5) осуществляется разработка мероприятий по снижению вероятности возникновения риска и снижению последствий риска согласно таблице;
N п/п |
Наименование риска |
Мероприятия по снижению вероятности возникновения риска |
Мероприятия по снижению последствий риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
6) проводится оценка устойчивости программы - проверяется наличие мероприятий по снижению вероятности и последствий возникновения риска в системе программных мероприятий;
7) при отсутствии таких мероприятий, необходимо ими дополнить соответствующие подразделы системы программных мероприятий.
По итогам оценки рисков делаются выводы по устойчивости программы к вероятным неблагоприятным ситуациям.
В разделе "Оценка рисков" необходимо также определить условия, повышающие результативность МП и отсутствующие на момент разработки программы. Данные условия могут включать предложения по корректировке действующих МП, разработке проектов новых МП и иных местных нормативных правовых актов, реализации отдельных инвестиционных проектов, а также изменения в текущей деятельности структурных подразделений администрации города. Например, условием, повышающим результативность программы "Развитие туризма в г.Владимире на 2008-2015 годы" является реализация инвестиционных проектов по строительству спортивных сооружений. Условия, повышающие результативность программы, могут быть внесены в систему программных мероприятий посредством формулирования соответствующих задачам мероприятий.
В отдельных случаях в качестве условий, повышающих результативность МП, целесообразно указывать на изменения в федеральной и областной нормативной правовой базе. Такие изменения могут быть учтены в системе программных мероприятий как подготовка законодательных инициатив.
Не допускается указание на обеспечение приоритетного финансирования программы из местного бюджета как условия успешной реализации МП.
Ниже, в качестве примера приведен фрагмент таблицы "Оценка рисков" из программы развития туризма.
Наименование риска |
Мероприятия по снижению вероятности возникновения риска |
Мероприятия по снижению последствий риска |
1. Потеря интереса к Программе у бизнес-сообщества |
а) создание Координационного Совета; б) поддержание постоянных контактов с участниками отрасли и мониторинг их отношения к реализации Программы; в) регулярное информирование участников Программы о ходе её реализации |
а) повышение инвестиционной привлекательности территории; б) привлечение новых инвесторов для создания предприятий туротрасли |
2. Возникновение негативных настроений населения города по отношению к туристам |
а) популяризация туристской отрасли как источника дохода горожан; б) реализация мероприятий по развитию городской рекреации |
а) усиление пропагандистско-просветительской работы с населением |
3. Резкое укрепление курса рубля по отношению к мировым валютам может привести к снижению ценовой конкурентоспособности существующего турпродукта |
|
а) организация семинаров для участников Программы по управлению издержками в туристской отрасли; б) разработка и реализация участниками Программы мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий туротрасли |
Риски NN 1, 2 являются внутренними и для них могут быть разработаны и реализованы соответствующие мероприятия по снижению вероятности и последствий возникновения риска. Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности территории имеют отношение ко всей экономической сфере города, поэтому их целесообразно отнести в перечень условий, повышающих результативность МП.
Риск N 3 "Резкое укрепление курса рубля по отношению к мировым валютам может привести к снижению ценовой конкурентоспособности существующего турпродукта" является внешним, и для его профилактики какие либо мероприятия на уровне городской программы не могут быть выработаны. В свою очередь мероприятия по снижению последствий возникновения риска могут быть разработаны и реализованы. Поскольку данные мероприятия будут способствовать достижению цели программы, они могут быть соответствующим образом сформулированы и указаны в системе программных мероприятий.
4.9. Указания по разработке раздела программы "Результативность МП"
4.9.1. Общая характеристика системы показателей результативности МП
Система показателей МП разрабатывается в целях оценки хода реализации программы, ее результативности и эффективности. В целях всесторонней оценки результативности и эффективности МП в программе должна быть предусмотрена 3 уровневая система показателей результативности программ, включающая показатели:
1) достижения цели (подцелей) программы;
2) степени решения задач;
3) результативности и (или) полноты выполнения мероприятий (локальные показатели мероприятий).
В состав показателей результативности МП входят системные показатели - это экономические, социальные, бюджетные и технические показатели, характеризующие достижение целей выгодоприобретателей от реализации МП (группы населения, предприятий и иные целевые группы, органы МСУ и т.д.). Данные показатели характеризуют конечные результаты реализации программы в отношении субъектов управления (население и организации) и ее воздействие на изменяемую систему.
Принцип системности программы формулируется следующим образом: программа должна быть разработана таким образом, чтобы достижение плановых значений показателей результативности мероприятий, обеспечивало достижение плановых значений показателей решения задач, которые в свою очередь должны обеспечивать достижение плановых значений показателей цели. Данный принцип представлен ниже на рисунке 3.
Рисунок 3. Иллюстрация принципа системности программы
Используемые в МП показатели должны соответствовать следующим требованиям:
а) однозначность трактовки - наименование показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемого параметра как специалистами, так и неспециалистами в сфере действия МП;
б) адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели, решении задач или выполнении мероприятия МП;
в) точность - погрешности измерения показателя не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
г) объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
д) достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки МП;
е) экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, при этом достоверность не должна приноситься в ущерб экономичности;
ж) сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды времени с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных и (или) смежных задач, а также с показателями, используемыми в программах других МО;
з) своевременность и регулярность - период сбора исходной информации для показателей должен совпадать с периодичностью подготовки отчетности по программе.
Показатели целей, задач и мероприятий исчерпывающе характеризуются следующими атрибутами:
1) наименование;
2) единица измерения (абсолютная, относительная, бинарная: выполнено/не выполнено или рейтинговая);
3) формула расчета показателя (для показателей, значения которых определяются расчетным путем);
4) значение показателя в базовом периоде и целевое (плановое) значение;
5) источник информации и (или) лицо, ответственное за измерение;
6) частота измерения.
4.9.2. Показатели достижения цели и решения задач МП
Показатели цели программы описываются двумя видами прогнозируемых значений:
- плановые (целевые) - значения показателей, которые необходимо достичь посредством реализации программы;
- по тенденции - значения показателей, моделирующих изменения показателя в условиях отсутствия программы.
Разница между плановыми значениями показателя цели и его значениями по тенденции характеризует результативность (влияние на изменяемый социально-экономический показатель) и эффективность программы (отношение изменения показателя цели к общим затратам на его достижение).
Достижение цели должно описываться одним показателем. Если показателей несколько, необходимо, методом парного сравнения выделить один, являющийся результирующим по отношению к остальным. Этот показатель и будет описывать достижение цели. Оставшиеся показатели рекомендуется использовать в качестве справочных. Например, для программы оздоровления населения показателем цели будет удельная заболеваемость населения, справочными показателями могут быть заболеваемость по отдельным видам болезней, имеющим большое значение для оценки результативности программы.
В программах, имеющих комплексную цель, которую описать одним показателем затруднительно, показатели формулируются для каждой подцели в отдельности. Для них также должны быть предусмотрены значения показателей по тенденции. Например, программа повышения экологической безопасности направлена на улучшение экологической ситуации в 3 средах: в атмосферном воздухе, почвенном покрове и водных объектов. Цель такой программы является комплексной и должна состоять из 3 подцелей, каждую из которых необходимо описать соответствующим показателем.
Периодичность сбора и (или) расчета показателей достижения цели 1 год.
Показатели решения задач описываются только плановыми прогнозируемыми значениями. Для задачных показателей характерны определенные сложности, возникающие при их определении. В силу того, что задачи указывают общие направления деятельности для достижения цели программы, для них затруднительно подобрать один обобщающий показатель. Поэтому, большое значение имеет формулировка задачи. Чем конкретнее сформулирована задача, тем проще выбрать показатели, описывающие ее решение. Например, задача "совершенствование системы управления _" недостаточно конкретна - не раскрывает сути изменений (повышение быстроты реакции, снижение количества управленческих звеньев и т.д.) и для нее сложно подобрать один показатель. В случае, когда обобщающий показатель невозможно определить, необходимо, либо уточнить формулировку задачи - вернуться на этап формулирования задач, либо описывать степень ее решения несколькими показателями.
Выбранные показатели должны в полной мере описывать решение задачи.
Ниже приведен пример формулирования задач и показателей их решения для программы развития туризма.
Задача |
Формулировка показателя (количественные оценки не указаны) |
1. Диверсифицировать туристский продукт |
1. Прирост численности туристов, посетивших г.Владимир для участия в конференциях. 2. Доля индивидуальных иногородних туристов, посетивших Владимиро-Суздальский музей-заповедник в общем количестве посетителей музея-заповедника |
2. Повысить качество туристских услуг |
Доля организаций туриндустрии, присоединившихся к соглашению о высоких стандартах обслуживания. Справочный показатель - увеличение доли положительных оценок качества обслуживания туристов |
3. Развить и расширить инфраструктуру туризма |
Увеличение количества и (или) пропускной способности объектов туристской индустрии |
Периодичность сбора и (или) расчета показателей решения задач 1 год.
В разделе МП, описывающем ее результативность необходимо указать показатели (достижения цели и решения задач МП), соответствующие типовой форме доклада глав местных администраций, предусмотренной распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р, на изменение которых оказывает влияние программа, а также раскрыть механизм и степень данного влияния.
4.9.3. Системные показатели
Системные показатели обеспечивают связь цели программы с показателями социально-экономического развития МО в целом, что особенно важно для программ, имеющих объектно-ориентированную цель. Данный вид показателей должен характеризовать достижение целей выгодоприобретателей программы.
Например, в проекте программы развития туризма в городе Владимире были выбраны следующие системные показатели:
а) численность работающих в туротрасли - занятость населения;
б) средний уровень доходов, работающих в туротрасли - уровень доходов населения;
в) рост поступлений в бюджет от предприятий туротрасли - бюджетная обеспеченность.
Системные показатели описываются только плановыми прогнозируемыми значениями. Периодичность сбора и (или) расчета системных показателей 1 год.
Показатели достижения цели (подцелей), решения задач, а также системные показатели сводятся в общую таблицу согласно приложению 6 к настоящим Методическим указаниям.
4.9.4. Показатели результативности мероприятий
Каждое программное мероприятие должно быть описано локальным показателем результативности. Результаты мероприятий МП должны обеспечивать решение задачи (достижение результатов задачи), в рамках которой планируется их реализация. Если локальный результат мероприятия не способствует решению задачи, то такое мероприятие должно быть исключено из системы программных мероприятий.
При формировании показателей результативности мероприятий применяются следующие типовые ожидаемые результаты (количественные показатели выбираются при разработке программы):
Вид мероприятия |
Рекомендуемый результат мероприятия |
Организационные, правовые, проектные и исследовательские |
Выходной документ, например, договор, протокол заседания, утвержденный нормативный правовой акт, комплект исходно-разрешительной документации, отчет об исследованиях и т.д. |
Информационные |
Численность проинформированного населения и (или) организаций, количество мероприятий, количество публикаций, тираж и т.д. |
Обучающие |
Количество лиц, принявших участие в мероприятиях, количество мероприятий и т.д. |
Рекламные |
Показатели рекламной эффективности, отражающие специфику мероприятия, например, количество участников, охват аудитории и т.д. |
Инвестиционные проекты |
Конечные результаты проектов для населения, например, мощностные характеристики вновь возводимого объекта, численность населения, для которого происходит повышение качества услуги при реконструкции объекта коммунального хозяйства, показатели, характеризующие повышение качества услуги для населения и т.д. |
Для отдельных мероприятий (инвестиционный проект, разработка проекта нормативного акта и других, носящих разовый характер) дополнительно указывается показатель, характеризующий степень их завершенности.
Также в системе показателей результативности необходимо указать локальные результаты мероприятий, обеспечивающих деятельность организационного механизма. Ниже указаны следующие примерные локальные результаты таких мероприятий:
Наименование мероприятия |
Локальный результат |
Разработка нормативных актов, запускающих механизм реализации программы (при разработке конкретизировать) |
Утвержденные нормативные акты |
Подготовка заявок на финансирование из бюджета города |
Правильно разработанные и своевременно поданные заявки на финансирование |
Подготовка заявок на финансирование из вышестоящих бюджетов |
Правильно разработанные и своевременно поданные заявки на финансирование, на сумму не менее указанной в программном документе |
Отбор проектов для финансирования |
Количество отобранных проектов не менее указанного в программе |
Мониторинг результативности и эффективности программы |
Своевременно и в полном объеме собранная информация |
Информирование населения о ходе реализации программы |
Минимальное количество публикаций в квартал (год) |
Поддержка Интернет-страницы программы |
Частота обновления Интернет-страницы программы |
Проведение заседаний координационного органа |
Частота проведения заседаний. Протокол заседания |
Подготовка отчетов о ходе реализации программы |
Ежеквартальные и ежегодные отчеты в соответствующие требованиям Порядка принятия решений о разработке МП, их формирования и реализации |
Периодичность сбора и (или) расчета показателей мероприятий - ежеквартально.
Источниками/методами сбора информации для оценки результативности программы в целом и ее мероприятий могут быть:
а) статистическая информация о развитии города и (или) отдельных отраслей экономики и социальной сферы;
б) законодательная база;
в) анализ общественного мнения путем проведения социологических исследований, телефонных горячих линий, Интернет-форумов, круглых столов и семинаров;
г) анализ освещения реализации МП в средствах массовой информации;
д) управленческая и финансовая отчетность предприятий и учреждений;
е) отчеты исполнителей и информация участников МП о ходе реализации МП;
ж) другие источники информации по выбору администратора МП.
Мероприятия по организации и проведению мониторинга программы указываются в подразделе "Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы" системы программных мероприятий.
В программных документах и в отчетах о ходе реализации плановые и достигнутые показатели указываются нарастающим итогом.
4.9.5. Рейтингование и оценка плановой эффективности задач и мероприятий МП
Рейтингование задач и мероприятий МП осуществляется в целях определения плановой эффективности и приоритетов их реализации, что особенно актуально в условиях недостатка бюджетных средств. Рейтингование осуществляется на заключительном этапе разработки программы путем последовательного распределения общего веса показателя цели программы равного 1 (или 100%) по задачам и мероприятиям с учетом степени их влияния на достижение цели программы. Степень влияния показателей друг на друга определяется экспертными методами.
Рейтинг присваивается подцелям, задачам и мероприятиям, входящим в подраздел "Мероприятия по решению задач программы" системы программных мероприятий.
Ниже на рисунке 4 показан условный пример рейтингования, который был несколько усложнен путем введения дополнительных связей. В рассматриваемом примере программа имеет 2 подцели и 3 задачи, при этом показатель решения задачи ПЗ-1 влияет на показатели подцелей ПЦ-1 и ПЦ-2.
Рисунок 4. Иллюстрация рейтингования результатов мероприятий (ПМ), задач (ПЗ) и цели (ПЦ).
Рассмотрим порядок рейтингования на данном примере:
1) общий вес двух показателей, описывающих достижение подцелей программы равен весу показателя цели и составляет 100%. Степень влияния показателей подцелей, определяемых экспертным путем, составляет 3/5 для показателя подцели ПЦ-1 и 2/5 для показателя ПЦ-2. Соответственно вес показателя ПЦ-1 составляет 60%, а показателя ПЦ-2 - 40%.
2) далее распределяем полученные веса показателей подцелей по задачам. Влияние показателей задач 1 и 3 на показатель подцели 1 распределяется как 3/4 и 1/4. Соответственно расчетный рейтинг ПЗ-1 равен 45% (60% х 3/4 = 45%), а ПЗ-3 равен 15% (60% х 1/4 = 15%).
Аналогично определяем рейтинг показателя задачи 2 (ПЗ-2). Влияние показателей задач 1 и 2 на показатель подцели 2 распределяется как 1/4 и 3/4. Соответственно расчетный рейтинг ПЗ-1 равен 10% (40% х 1/4 = 10%), а ПЗ-2 равен 30% (40% х 3/4 = 30%). Учитывая, что ПЗ-1 влияет на показатели обеих подцелей, общий рейтинг суммируется и составляет 55%. Корректность расчетов легко проверить - сумма весов показателей задач равна 100%.
В случае, когда степень решения задачи описывается несколькими показателями, необходимо рассчитывать вес каждого из них в отдельности.
3) далее осуществляется распределение весов задач по мероприятиям. Например, степени влияния показателей мероприятий ПМ-1.1, ПМ-1.2 и ПМ-1.3 на показатель задачи ПЗ-3 составляют:
ПМ-1.1 - 2/11;
ПМ-1.2 - 6/11;
ПМ-1.3 - 3/11,
и их расчетный рейтинг равен:
ПМ-1.1 - 10% (55% х 2/11 = 10%);
ПМ-1.2 - 30% (55% х 6/11 =30%);
ПМ-1.3 - 15% (55% х 3/11 = 15%).
Аналогично определяем рейтинги других мероприятий.
Отметим, что при прочих равных условиях (например, все мероприятия имеют одинаковые затраты на реализацию) в предложенной схеме наивысшим приоритетом обладает мероприятие ПМ-2.1, суммарный рейтинг которого составляет 40%, следовательно оно должно выполняться первым.
Рекомендуется осуществлять рейтингование с помощью электронных таблиц.
Информация, включающая наименование мероприятия, его локальный результат, источник информации и рейтинг сводится в общую таблицу, которая размещается в приложении к программе.
Наименование задачи, мероприятия |
Результат |
Источник информации |
Рейтинг |
|
|
|
|
По результатам рейтингования, система показателей позволяет определять плановую задачную и мероприятийную эффективность. В свою очередь, рейтингование целей МП в системе показателей развития МО позволит определять наиболее эффективную программу из их множества.
Под плановой эффективностью подцели, задачи или мероприятия понимается доля затрат в общем программном бюджете отнесенная на их рейтинг.
Для расчета плановой эффективности необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определить затраты на реализацию каждого мероприятия.
2. Рассчитать общий программный бюджет, просуммировав затраты по мероприятиям.
3. Рассчитать бюджеты мероприятий в процентах от общего бюджета программы.
4. Рассчитать бюджеты подцелей и задач, суммируя бюджеты мероприятий вверх по иерархии. Если одно мероприятие решает не одну задачу, а несколько (или решение задачи влияет на достижение нескольких подцелей), то необходимо распределить значение мероприятийного бюджета на задачи пропорционально весу мероприятий (для распределения бюджетов задач на бюджеты подцелей процедура аналогична).
Эффективность каждого мероприятия, задачи или подцели определяется по формуле:
E=P/З,
где:
E - эффективность мероприятия, задачи, подцели;
P - рейтинг мероприятия, задачи, подцели;
З - доля затрат на реализацию мероприятия, решения задачи, достижения подцели в общем бюджете программы.
В условиях недостатка бюджетных средств мероприятия (задачи, подцели), имеющие более высокую эффективность должны получать первоочередное финансирование.
Расчет плановой эффективности программы и ее элементов является рабочим документом администратора МП и не входит в состав проекта МП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.