Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Об организации работы по опеке и попечительству
над несовершеннолетними
3.1. Порядок учета и выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3.1.1. Управление образования организует выявление и учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Управление образования осуществляет эту работу в тесном контакте с образовательными учреждениями, заинтересованными ведомствами: управлением внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, администрациями городского и сельских поселений.
3.1.2. Должностные лица вышеуказанных учреждений и ведомств незамедлительно извещают управление образования о каждом выявленном ими несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей.
3.1.3. К участию в работе по выявлению детей привлекаются общественные инспектора по охране прав детей из числа педагогических работников образовательных учреждений, имеющих опыт работы с детьми.
3.1.4. Список общественных инспекторов утверждается постановлением главы района по представлению управления образования ежегодно.
3.1.5. Управление образования проводит семинары и организует учебу общественных инспекторов не реже одного раза в квартал.
3.1.6. Сведения о каждом ребенке, выявленном на территории муниципального образования, заносятся в "Журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей".
3.1.7. Управление образования или по его поручению общественные инспектора в течение 3-х дней проводят первичное обследование условий, в которых ребенок находится на момент выявления, с составлением акта соответствующего образца.
3.1.8. Управление образования определяет наиболее целесообразную для данного ребенка форму его устройства: опека (попечительство), усыновление, приемная семья, государственное учреждение, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.1.9. Управление образования осуществляет подготовку документов для устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности в социальное или лечебное учреждение.
3.1.10. Управление образования выбирает лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), приемных родителей, усыновителей. Готовит материалы для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей, для заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Готовит и представляет в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, ведет учет лиц, в отношении которых произведено усыновление (удочерение).
3.1.11. Оплата труда приемных родителей осуществляется в соответствии с законами Владимирской области и договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
3.1.12. На каждого несовершеннолетнего, в независимости от формы его устройства, заводится личное дело. При направлении в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личное дело несовершеннолетнего передается администрации соответствующего учреждения. При устройстве детей под опеку (попечительство), на усыновление, в приемные семьи личное дело хранится в управлении образования и является документом строгой отчетности.
3.1.13. Сведения об устройстве детей в детские государственные и муниципальные учреждения заносятся в "Журнал учета детей, направленных в государственные учреждения", переданных под опеку - в "Настольный реестр подопечных несовершеннолетних", усыновленных - в "Журнал усыновленных детей", которые ведутся и хранятся в течение 75 лет в управлении образования.
3.2. Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
3.2.1. Настоящий Порядок устанавливает правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее - опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов отделом опеки и попечительства.
3.2.2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются отделом опеки и попечительства.
Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
3.2.3. Отдел опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
3.2.4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в отдел опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном;
к) автобиография.
3.2.5. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
3.2.6. Документы, предусмотренные подпунктами "б"-"г" и "з" пункта 4 настоящего Порядка, принимаются отделом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
3.2.7. У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.
3.2.8. В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, отдел опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, отдел опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования).
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку специалистом отдела опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.
3.2.9. Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.
Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) отделом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.
Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в отделе опеки и попечительства.
3.2.10. Отдел опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
3.2.11. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3.2.12. При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе отдел опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
3.2.13. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета:
а) по его заявлению;
б) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации назначению гражданина опекуном;
в) по истечении 2-летнего срока со дня постановки гражданина на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.
3.2.14. Отдел опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:
а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;
в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
3.2.15. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется по примерной программе, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.2.16. Сведения об обращении в отдел опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами.
3.2.17. Формы журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами, заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном, и акта обследования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.3. Порядок назначения опеки и осуществление контроля за исполнением опекунами своих обязанностей, за соблюдением условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой.
3.3.1. Выбор наиболее подходящей кандидатуры в опекуны осуществляет отдел по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних управления образования при взаимодействии с соответствующими органами.
3.3.2. Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, устанавливается постановлением главы района не позднее месячного срока с момента поступления информации о необходимости назначения опеки.
3.3.3. Управление образования оказывает помощь будущему опекуну в сборе необходимых документов и производит обследование условий жизни кандидата в опекуны (попечители) с последующим составлением акта соответствующего образца.
3.3.4. При наличии у несовершеннолетнего имущества, представляющего какую-либо ценность, составляется его опись.
3.3.5. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного управление образования заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом.
3.3.6. Управление образования принимает меры по охране жилищных прав детей. Не реже одного раза в год проводятся проверки сохранности имущества и не реже двух раз в год - сохранности жилья с последующим составлением актов соответствующего образца.
3.3.7. Управление образования готовит заключение для разрешения на совершение сделок опекуном (попечителем) по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, которое является основанием для принятия соответствующего постановления главы района.
3.3.8. Управление образования принимает меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
3.3.9. Управление образования и общественные инспектора осуществляют систематический надзор за условиями проживания, воспитания, обучения, организацией досуга, отдыха и материального обеспечения опекаемых (подопечных), не менее чем два раза в год проводят контрольное обследование этих семей. По результатам обследования составляется акт, содержащий перечень тех видов помощи, в которых нуждается опекун и его воспитанник.
3.3.10. Управление образования организует углубленный медицинский осмотр детей, находящихся на опеке. Акты обследования и результаты медосмотра хранятся в личных делах опекаемых.
3.3.11. Управление образования готовит материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного и осуществляет контроль за расходованием этих средств опекунами (попечителями) путем проверки тетрадей учета расходов на опекаемого (подопечного).
3.4. Организация выплаты денежных средств на содержание подопечных.
Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется через управление образования в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.