Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Губернатора Владимирской области
от 26 апреля 2010 г. N 498
Методика
расчета и определения максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам или участкам автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
1. Основные положения
Стоимость проезда должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платными автомобильными дорогами или участками автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее - автомобильная дорога), и учитывать необходимость полного, а когда это невозможно - частичного покрытия затрат на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги и затрат на ее эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей платную автомобильную дорогу.
Преимущества пользователей платных автомобильных дорог определяются:
- экономией эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платной автомобильной дороге за счет снижения расхода горюче-смазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по другим статьям эксплуатационных затрат;
- экономией времени доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта и безопасности движения.
Максимальный размер платы за проезд по платной автомобильной дороге не должен превышать предельного (максимального) уровня, соответствующего расчетной величине получаемой пользователями этой автомобильной дороги экономии.
Плата за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности транспортных средств. Классификация транспортных средств представлена в таблице 1.
Таблица 1
Группы и виды транспортных средств |
Обозначение |
Классификация признаков |
|
Масса, тонн |
Количество осей |
||
I группа Мотоциклы с прицепом (коляской) и без них Легковые автомобили с прицепом и без них Фургоны, микроавтобусы с числом мест для сидения до 11, грузовые автомобили |
Г1 |
до 3,5 |
2 |
II группа Грузовые автомобили Трейлеры Автобусы с числом мест для сидения от 11 до 29 |
Г2 |
до 3,5 до 8,0 |
не более 3 |
III группа Грузовые автомобили Трейлеры |
Г3 |
более 8,0 |
более 3 |
IV группа Автобусы с числом мест для сидения от 30 и более Специальные крупногабаритные транспортные средства |
Г4 |
более 8,0 |
Не используется |
Для каждой из указанных четырех групп определен характерный представитель группы: ГАЗ-3110, ЗиЛ-4505, КАМАЗ-5520, Икарус-255 соответственно. Расчеты экономии, достигаемой при проезде по платному маршруту в сравнении с альтернативным, выполняются для указанных типичных представителей группы, и полученные значения принимаются для всей группы.
2. Основные этапы расчета размера платы за проезд и составления прейскуранта
Процесс расчета размера платы за проезд и составления прейскуранта состоит из следующих этапов:
1) сбор и подготовка исходных данных;
2) расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом;
3) определение потребительского спроса на услуги проезда по платной автомобильной дороге;
4) определение оптимального значения размера платы за проезд;
5) составление прейскуранта.
Далее подробно рассматриваются мероприятия, осуществляемые в рамках каждого этапа.
2.1. Сбор и подготовка исходных данных.
Результаты выполнения работ первых двух этапов представляются, как правило, в приведенной ниже табличной форме.
Для выполнения расчетов необходимы следующие исходные данные:
1) интенсивность и структура транспортного потока с разбивкой по группам, рекомендуемым в таблице 1 настоящей Методики;
2) протяженность платного и альтернативного маршрутов;
3) средняя скорость движения по каждой группе транспортных средств по платному и альтернативному маршрутам;
4) средние тарифы на пробег 1 км и тарифы на 1 час работы транспортных средств (характерных представителей) в районе тяготения трассы;
5) статистические данные за предшествующий год об аварийности на платной и альтернативной дороге;
6) средний размер материального ущерба от ДТП.
Источниками исходных данных являются:
по подпунктам 1, 2 и 3 - данные дорожных организаций или проектно-сметная документация (для строящихся дорог);
по подпункту 4 - данные автотранспортных предприятий;
по подпункту 5 - карточки учета ДТП ГИБДД;
по подпункту 6 - расчет среднего значения материального ущерба от ДТП рекомендуется выполнять в соответствии с "Инструкцией по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий", ВСН 3-81.
При невозможности получить приемлемые исходные данные по подпункту 5 экономия, обусловленная повышением безопасности движения, при первоначальном определении размера платы за проезд в расчет не принимается. Данная экономия может быть учтена при последующем пересмотре размера платы за проезд.
Исходные данные заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Наименование |
Обозначение |
Значение |
||
платн. |
альт. |
плат. |
альт. |
|
Интенсивность транспортного потока общая, авт./сутки |
ИП0 |
ИА0 |
|
|
Интенсивность по группе 1, авт./сутки |
ИП1 |
ИА1 |
|
|
Интенсивность по группе 2, авт./сутки |
ИП2 |
ИА2 |
|
|
Интенсивность по группе 3, авт./сутки |
ИП3 |
ИА3 |
|
|
Интенсивность по группе 4, авт./сутки |
ИП4 |
ИА4 |
|
|
Протяженность маршрута, км |
Sпл |
Sа |
|
|
Средняя скорость по группе 1, км/ч |
VП1 |
VА1 |
|
|
Средняя скорость по группе 2, км/ч |
VП2 |
VА2 |
|
|
Средняя скорость по группе 3, км/ч |
VП3 |
VА3 |
|
|
Средняя скорость по группе 4, км/ч |
VП1 |
VА4 |
|
|
Среднее количество автомобилей - участников ДТП за месяц по группе 1, шт. |
Кпл1 |
Ка1 |
|
|
То же по группе 2, шт. |
Кпл2 |
Ка2 |
|
|
То же по группе 3, шт. |
Кпл3 |
Ка3 |
|
|
То же по группе 4, шт. |
Кпл4 |
Ка4 |
|
|
Средний размер материального ущерба от ДТП, руб. |
Упл |
Уа |
|
|
На основании исходных данных, приведенных в таблице 2, рассчитывается время в пути по платному и альтернативному маршрутам, экономия времени для каждой группы транспортных средств (таблица 3).
Таблица 3
Группа ТС |
Протяженность, км |
Средняя скорость движения, км/ч |
Время в пути, ч |
Экономия времени,ч,t |
|||
Sпл |
Sа |
Vпл |
Vа |
Тпл |
Та |
|
|
платн. |
альтерн. |
платн. |
альтерн. |
платн. |
альтерн. |
||
Г1 |
|
|
|
|
|
|
|
Г2 |
|
|
|
|
|
||
Г3 |
|
|
|
|
|
||
Г4 |
|
|
|
|
|
В столбцы 2, 3, 4 и 5 заносятся соответствующие исходные данные, значения столбцов 6, 7 и 8 рассчитываются следующим образом:
(6) = (2) / (4)
(7) = (3) / (5)
(8) = (7) - (6).
2.2. Расчет величины экономии, получаемой пользователями при проезде по платной автомобильной дороге по сравнению с альтернативным бесплатным маршрутом.
Экономическая оценка ЭSUM суммарных выгод (эффекта) пользователя платной дороги включает:
ЭSUM = Ээр + Эудг + Эвр + Эб, (1)
где:
Ээр - экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платной автомобильной дороге по сравнению с альтернативным проездом;
Эудг - экономия от ускорения доставки грузов;
Эвр - экономия от сокращения времени нахождения в пути (экономии времени);
Эб - экономия от снижения рисков дорожно-транспортных происшествий.
Экономия затрат на эксплуатацию транспортного средства при проезде по платной автомобильной дороге Ээр включает:
- затраты на топливо и смазочные материалы;
- затраты на ремонт и замену шин;
- другие эксплуатационные затраты (техническое обслуживание и ремонт, амортизация, заработная плата водителей, накладные расходы).
Указанные затраты рассчитываются в соответствии с нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р, временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).
Гарантийная наработка шин для легковых и грузовых автомобилей установлена ГОСТ 4754-97.
При расчете эксплуатационных затрат следует иметь в виду, что в их состав включаются постоянные и переменные расходы (зависящие от пробега). Определение указанных затрат производится калькуляционными методами на основе методик, принятых в экономике автомобильного транспорта. Руководитель автотранспортного предприятия, как правило, утверждает тарифы на 1 час работы и на 1 км пробега. Для целей настоящей Методики рекомендуется значения указанных тарифов для каждой группы транспортных средств определять как среднее арифметическое значений тарифов, используемых на автотранспортных предприятиях района тяготения платной дороги. Обозначим указанные тарифы соответственно Тч и Ткм. Тогда:
Зэ = Тч х t + Ткм(Sа - Sпл), (2)
где t - сокращение времени в пути.
Экономия от ускорения доставки грузов Эудг.
Данная экономия выражается в том, что чем быстрее перевозятся грузы, тем больший их объем можно перевезти в единицу времени. Следовательно, повышается фондоотдача автотранспортных организаций, увеличивается прибыль грузоперевозчика, использующего платную автодорогу. Кроме того, что данный эффект проявляется у грузоперевозчиков, он возникает также у грузоотправителей в результате ускорения оборачиваемости товаров и капиталов.
Для приблизительного расчета может использоваться следующая формула:
СГР х t Бк
Эудг = -------------- х -----, (3)
365 х 24 100
где:
СГР - средняя стоимость перевозимых грузов, руб.;
t - экономия времени, час.;
Бк - ставка банковского кредита, % (в расчетах может использоваться ставка Сбербанка РФ или ставка рефинансирования ЦБ РФ + 6 %);
365 и 24 - количество дней в году и часов в сутках соответственно.
Экономия времени Эвр.
Стоимость времени VoT определяется по методу оценки "экономической активности":
VoT = ВВП / (ЧЗ х 12 х 168), (4)
где:
VoT - стоимость одного часа времени;
ВВП - валовый внутренний продукт;
ЧЗ - численность занятого населения.
Для учета количества пассажиров вводится поправочный коэффициент Кп:
Кп1 = 1,0 - 1,5 - для легковых автомобилей;
Кп4 = 1,0 - 10,0 - для автобусов.
Стоимость сэкономленного времени рассчитывается только для первой и четвертой групп транспортных средств по формуле:
Эвр = Кп х t х VoT. (5)
Экономия от повышения безопасности движения на автодороге.
Более высокая техническая категория и лучшее технико-эксплуатационное состояние платной дороги по сравнению с альтернативной приводят к снижению риска аварий автотранспорта.
Сокращение риска ДТП для пользователей дороги оценивается на основе сравнения статистических данных по ДТП по конкретной или аналогичным дорогам (платной и альтернативной).
Экономия от снижения потерь от ДТП рассчитывается для каждой группы транспортных средств по формуле (6):
Эб = Уа х Ра - Упл х Рпл, (6)
где:
- Уа и Упл - средний размер ущерба от ДТП на альтернативной и платной дороге соответственно;
- Ра и Рпл - вероятность ДТП на альтернативной и платной дороге соответственно. Ра и Рпл рассчитываются как соотношение количества автомобилей - участников ДТП (Ка и Кпл) по группе к общему количеству автомобилей рассматриваемой группы:
Ра = Ка / ИА х 30; (7)
Рпл = Кпл / ИП х 30, (8)
где ИА и ИП - суточная интенсивность транспортного потока по группе соответственно для альтернативной и платной дороги.
3. Составление прейскуранта платы за проезд
Размер платы за проезд должен быть дифференцированным в зависимости от типа и грузоподъемности автотранспортных средств применительно к четырем группам, как это указано в таблице 1.
Тарифы для I группы рассчитываются для ГАЗ-3110, для II группы - ЗИЛ-4505, для III группы - КАМАЗ-5320 и для IV группы - Икарус-255.
Допускается выполнить расчет только для первой группы автотранспортных средств. Для определения тарифов по остальным группам значение тарифа для первой группы умножается на поправочный коэффициент (табл. 4).
Таблица 4
Группы автотранспортных средств |
Соотношение значения платы за проезд к плате за проезд для I группы, ед. |
I группа |
1,0 |
II группа |
1,5 - 1,75 |
III группа |
2,0 - 2,5 |
IV группа |
3,0 - 3,5 |
Рассчитанные значения тарифов должны быть округлены до 1 рубля при значении более 10 рублей и до 50 коп. при значении менее 10 рублей.
Округление значения платы за проезд используется для составления прейскуранта платы за проезд по дорожному объекту.
4. Определение платы за проезд по тарифным участкам
Плату за проезд следует выражать в расчете на 1 или 100 км.
Удельные значения используются для расчета платы за проезд по тарифным участкам.
Тарифными участками являются перегоны дороги между пунктами взимания платы за проезд.
В прейскуранте следует указывать стоимость проезда по всему платному объекту, по тарифным участкам, а также удельную стоимость проезда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.