Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 15 июня 2010 г. N 681
I. Паспорт долгосрочной целевой программы
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы"
Наименование программы: |
Долгосрочная целевая программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы". |
Основание для разработки программы: |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". |
Государственный заказчик программы: |
Администрация Владимирской области. |
Руководитель программы: |
Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области. |
Цель и задачи программы: |
Целью Программы является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - предпринимательство) во Владимирской области. Основными задачами Программы являются: - содействие модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности; - развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения; - развитие предпринимательства инновационно-технологической сферы; - развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях. |
Целевые индикаторы и показатели |
- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; - увеличение числа малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области; - увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта. |
Сроки реализации программы: |
2011-2013 годы. |
Объем и источники финансирования программы: |
Финансирование Программы осуществляется из областного и местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2011-2013 годы составляет 663 845 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 141 150 тыс. руб.: - 2011 год - 42 350 тыс. руб., - 2012 год - 49 400 тыс. руб., - 2013 год - 49 400 тыс. руб.; - средства местного бюджета - 29 000 тыс. руб.: - 2011 год - 9 000 тыс. руб., - 2012 год - 10 000 тыс. руб., - 2013 год - 10 000 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 493 695 тыс. руб.: - 2011 год - 156 725 тыс. руб., - 2012 год - 168 485 тыс. руб., - 2013 год - 168 485 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: |
Повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательства: - увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 37,4%; - увеличение числа малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области до 13 ед.; - увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 18,5%; - увеличение оборота малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий в 1,5 раза к уровню 2008 г.; - увеличение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) и средних предприятиях в 1,7 раза к уровню 2008 г.; - рост фондовооруженности субъектов предпринимательства - 160,4 млн. рублей ежегодно. |
Контроль за исполнением программы: |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор Владимирской области. |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Долгосрочная целевая программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы" направлена на стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области. Его динамичное развитие является одним из важнейших факторов устойчивого развития региональной экономики и оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности общества. В этой связи основным направлением деятельности органов государственной власти Владимирской области в отношении малого и среднего предпринимательства является создание благоприятных условий развития и повышение уровня конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проводимая в области государственная политика по обеспечению развития предпринимательства в целом способствует положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.
Доля малых предприятий Владимирской области в ВРП в 2008 году составила 11,7%.
Доля работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в среднесписочной численности работников организаций области в 2009 году составляет 35,7% (2008 г. - 28,2%). Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса составляет 168,5 тыс. человек.
Доля малых и средних предприятий в общем обороте организаций области выросла с 32,1% в 2008 году до 34% в 2009 году.
В 2009 году в области по данным Владимирстата функционировало 2242 малых предприятия (без учета микропредприятий) - 143,4% к 2008 году, 246 средних предприятий (125,5%). По числу малых предприятий в 2009 году Владимирская область занимала 5 место среди регионов ЦФО.
Необходимо отметить рост числа предприятий обрабатывающих производств, где осуществляли свою деятельность наибольшее число малых (579 ед., 25,8%) и средних предприятий (108 ед. и 43,9%). Оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по-прежнему занималось каждое четвертое малое предприятие (556 ед.; 24,8% МП и 62 ед. 25,2% СП). 306 малых предприятий (13,6%) занимались операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 286 (12,8%) - строительством. Среди средних предприятий следует отметить такой вид деятельности, как "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 35 предприятий (14,2%).
Оборот малых (без микропредприятий) и средних предприятий в 2009 году составил 97,5 млрд. руб. (100,7% к 2008 году). По обороту малых предприятий Владимирская область по итогам 2009 года занимала в Центральном федеральном округе 7 место. Однако необходимо отметить, что по обороту малых предприятий обрабатывающих производств Владимирская область занимала 3 место вслед за Московской областью и г. Москва.
Объем инвестиций в основной капитал малых (без микропредприятий) и средних предприятий в 2009 году составил 4,9 млрд. руб., что в 1,5 раза больше 2008 года, в том числе: малых (без микропредприятий) - 2448,2 тыс. руб. (168,8% к прошлому году) и средних - 2489,6 млн. рублей (136,8%). По объему инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) область находилась на 7 месте среди регионов ЦФО.
Основные направления Программы разрабатывались с учетом положительного опыта реализации областных целевых программ, направленных на поддержку предпринимательства (2000-2008 годы). Так реализация механизмов финансовой поддержки областной целевой Программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2007 - 2008 годы обеспечила привлечение финансовых ресурсов кредитных организаций и лизинговых компаний в объеме - 2,2 млрд. руб. (2007 год - 967,7 млн. руб.; 2008 год - 1253,3 млн. руб.).
Вместе с тем мониторинг состояния предпринимательства Владимирской области показывает необходимость реализации мер, направленных на:
- содействие модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения;
- развитие предпринимательства инновационно-технологической сферы;
- развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях.
Краткое описание основных направлений реализации Программы
2.1. Содействие модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности.
Потребность: Низкая фондовооруженность является одной из ключевых проблем малого и среднего бизнеса. Физический и моральный износ основных средств на МП составляет более 60%, при этом доля МП в общем обороте предприятий и организаций области составляет более 30%. Между тем высокие процентные ставки коммерческих банков затрудняют доступ предпринимателей к кредитным ресурсам на приобретение основных фондов. Механизмы финансовой помощи направлены на привлечение банковского капитала и средств лизинговых компаний в реализацию предпринимательских проектов, а также на решение проблем, связанных со снижением процентных ставок по кредитам и стоимостью лизинговых услуг. Так механизмы государственной поддержки за счет средств областного бюджета, предусмотренные областной целевой Программой содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2009 году, обеспечили привлечение финансовых ресурсов кредитных организаций, лизинговых компаний 1,77 млрд. руб., то есть на 1 рубль бюджетных средств было привлечено 41,5 рубля. Объем инвестиций МП в основной капитал по итогам 2009 года в действующих ценах составил 4,9 млрд. руб.
Меры по реализации направления:
1. Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления.
2. Субсидирование по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам).
3. Субсидирование по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования).
4. Возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий);
Ожидаемые результаты:
- рост фондовооруженности малого и среднего бизнеса - 160,4 млн. рублей ежегодно.
2.2. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения.
Потребность: Активное развитие малого и среднего бизнеса определило необходимость создания благоприятных условий для начального этапа становления субъектов малого и среднего предпринимательства. Ограниченность собственных материальных ресурсов не позволяет предпринимателю для динамичного своего развития воспользоваться финансовыми, информационными, консультативными и бухгалтерскими услугами, что определяет необходимость реализации механизмов "выращивания" предпринимателя, предоставление имущественной поддержки, расширении возможностей органов местного самоуправления при реализации задач муниципальных программ развития предпринимательства. Следует также отметить, что по экспертным оценкам объем недополученных кредитных ресурсов субъектами предпринимательства по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения составляет не менее 1 млрд. рублей в год.
Меры по реализации направления:
1.Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления.
2. Создание бизнес-инкубаторов, в том числе:
- бизнес-инкубатор в г. Коврове.
3. Софинансирование муниципальных программ, в том числе направленных на развитие монопрофильных территорий (в форме субсидий).
4. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе инновационной сферы.
5. Субсидирование проектов краткосрочного обучения по программам "Открой свое дело".
Ожидаемые результаты:
- равномерное, динамичное развитие предпринимательства на территории области;
- увеличение числа малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области до 13 ед.;
- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 37,4%;
- увеличение оборота малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий на душу населения на 51,2 %;
- создание условий для развития начинающим предпринимателям;
- повышение уровня самозанятости населения.
2.3. Развитие предпринимательства инновационно-технологической сферы.
Потребность: Во Владимирской области актуальна проблема развития и внедрения в производственный процесс продукта инновационно-технологической сферы. Применение в производстве новейших разработок позволит предприятиям инновационной сферы Владимирской области выйти на новый качественный уровень выпускаемой продукции, что сделает ее более конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Меры по реализации направления:
1. Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления.
2. Субсидирование проектов субъектов предпринимательства, связанных с разработкой (внедрением) и реализацией инновационной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов, в т. ч. реализуемых на базе инновационных бизнес-инкубаторов, созданных с участием организаций науки и ВУЗов.
Ожидаемые результаты:
- софинансирование инновационных проектов позволит существенно сократить цикл от инновационных разработок до их коммерциализации;
- создание нового инновационно-технологического продукта в среднем на 10 млн. рублей ежегодно.
2.4 Развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях.
Потребность: В настоящее время многие малые предприятия области (производственные, ремесленные, торговые, инновационные и др.) испытывают потребность в развитии межрегиональных и международных связей. Основные направления их деловых интересов - продвижение продукции, поиск поставщиков сырья и комплектации, партнеров, внедрение передовых технологий, привлечение инвестиций для реализации проектов.
В свою очередь, для устойчивого и конкурентоспособного межрегионального сотрудничества предприятиям и организациям Владимирской области необходимо постоянное повышение качества продукции.
Одним из путей продвижения выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства Владимирской области товаров и услуг является участие в областных, межрегиональных и международных выставочно-ярморочных мероприятиях.
Одним из факторов, препятствующих активному участию субъектов предпринимательства в выставочно-ярморочных мероприятиях, является наличие довольно высоких финансовых затрат, связанных с участием в данных мероприятиях.
Меры по реализации направления:
1. Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления.
2. Содействие участию субъектов предпринимательства в международных, межрегиональных и областных выставках, ярмарках.
3. Содействие в развитии системы услуг "бизнес для бизнеса":
- распространение передовых форм предпринимательской деятельности;
- развитие и укрепление региональных и межрегиональных связей потребительского рынка и услуг;
- содействие (организационное, информационное и т.д.) участию субъектов предпринимательства в международных, межрегиональных и областных выставках, ярмарках;
- развитие системы субконтрактации малых и средних предприятий с крупными предприятиями.
Ожидаемые результаты:
- увеличение объема выпускаемой продукции;
- опережающий рост доли вклада предпринимательства в создание ВРП по сравнению с темпами роста занятости в малом бизнесе;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,7 раза.
III. Цель и задачи Программы
Цели и задачи программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного стратегического плана социально-экономического развития Владимирской области на 2009-2013 годы.
Основной целью Программы является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства во Владимирской области.
Основными задачами Программы являются:
- содействие модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения;
- развитие предпринимательства инновационно-технологической сферы;
- развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях.
Целевые индикаторы достижения основной цели Программы
Показатели |
Единицы измерения |
Оценка |
||
2011г. |
2012г. |
2013г. |
||
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта |
% |
16,7 |
18 |
18,5 |
Число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области |
ед. |
12,4 |
12,7 |
13 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
36,4 |
37 |
37,4 |
Решение поставленных задач требует совершенствования механизмов поддержки развития предпринимательства в муниципальных образованиях области.
В 2011 - 2013 годах будет продолжена работа по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой доступности" предпринимателей к специализированным институтам, оказывающим комплексную и адресную поддержку малым и средним предприятиям в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном и т.д.
Совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства позволит комплексно подойти к решению проблемы активизации предпринимательской деятельности, реализации в области мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Владимирской области
1. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации областных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
3. Для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее организации инфраструктуры), устанавливаются следующие требования:
3.1. Хозяйственная деятельность организации направлена на содействие созданию и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.1. Уставная деятельность организации соответствует одному из заявленных видов экономической деятельности и направлена на содействие созданию, развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.1.2. Направление деятельности определено утвержденным уполномоченным органом (руководителем) организации бизнес - планом (программой), предусматривающим осуществление деятельности или проведение мероприятий, направленных на содействие созданию и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.2. Организация инфраструктуры:
- должна обладать необходимыми лицензиями, разрешениями, сертификатами на соответствующие виды деятельности;
- должна обладать помещением (помещениями) для ведения уставной деятельности, оснащенным телефонной линией;
- должна обладать персоналом, квалификация которого подтверждена соответствующими документами;
- должна иметь собственные средства для обеспечения текущей хозяйственной деятельности и не иметь задолженностей по налоговым и иным обязательствам в бюджетную систему Российской Федерации, по выплате заработной платы перед работниками, по коммунальным платежам;
- должна обладать соответствующим оборудованием и автотранспортным парком для организации текущей хозяйственной деятельности;
- должна действовать по заявленным видам экономической деятельности не менее 6 месяцев;
- не должна находиться в состоянии ликвидации, реорганизации, приостановления деятельности, любой из стадий банкротства;
- не должна иметь неисполненных в срок обязательств по государственным контрактам.
4. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области ведет перечень организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства согласно таблице 1 данного раздела (далее Перечень), который размещается на официальном сайте департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области в сети "Интернет" (drpt.avo.ru).
5. Организации, претендующие на включение в Перечень, подают в департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области следующие документы:
- заявление;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- паспорт организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по форме (в дальнейшем представляется ежегодно) согласно таблице 2 данного раздела.
6. Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области:
- рассматривает заявление и прилагаемые документы;
- вносит их на рассмотрение антикризисного проектного Комитета, созданного на основании постановления Губернатора области от 07.05.2009 N 376.
По результатам рассмотрения представленных документов приказом департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области утверждается перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо заявителю дается мотивированный отказ при:
- предоставлении заявителем неполного пакета документов, предусмотренных настоящими требованиями;
- предоставлении заявителем недостоверных данных;
- выявлении несоответствия представленных документов настоящим требованиям.
7. Ежегодно до 01 марта текущего года организации, включенные в Перечень, представляют паспорт организации согласно таблице 2 данного раздела.
Организации, не представившие указанный документ, из Перечня исключаются.
Таблица 1
Перечень
организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Владимирской области
N |
Организационно- правовая форма, ОГРН, ИНН, КПП |
Адрес места |
Официальный сайт, адрес электронной почты |
Ф.И.О. руководителя |
Контактный |
Виды предлагаемыхуслуг |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Паспорт
организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Владимирской области
1. Наименование организации | ||||||||||
Организациионно-правовая форма, ОГРН, ИНН, КПП |
Форма собственности |
Дата государственной регистрации |
Уставный капитал (руб.) |
Юридический адрес |
Фактический адрес, контактные телефоны, адрес электронной почты |
Наличие официального сайта, адрес |
Виды экономиической деятельности |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. Опыт работы в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства | ||||||||||
Виды предлагаемых субъектам малого и среднего предпринимательства работ (услуг) |
Период работы в данной сфере |
Обеспечение кадрами, квалификация персонала |
Наличие филиалов (обособленных подразделений) в муниципальных образованиях области |
Техническое |
||||||
|
|
|
|
|
||||||
Описание опыта работы в произвольной форме Приложения: отзывы субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||||
| ||||||||||
Достоверность представленных сведений подтверждаю _____________________________ (Ф.И.О. руководителя, подпись) М.П. |
IV. Механизмы реализации и управления Программой
Механизмы реализации Программы:
1. Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления.
2. Предоставление средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку предпринимательства во Владимирской области, осуществляется в соответствии с Порядком, утверждаемым нормативными правовыми актами, по следующим мероприятиям:
- субсидирование по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам);
- субсидирование по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования);
- возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий);
- предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе инновационной сферы;
- субсидирование проектов субъектов предпринимательства, связанных с разработкой (внедрением) и реализацией инновационной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов, в т.ч. реализуемых на базе инновационных бизнес-инкубаторов, созданных с участием организаций науки и ВУЗов;
- софинансирование муниципальных программ, в том числе направленных на развитие монопрофильных территорий (в форме субсидий).
3. Создание бизнес-инкубаторов, в том числе:
- бизнес-инкубатор в г. Коврове.
4. Субсидирование проектов краткосрочного обучения по программам "Открой свое дело".
5. Проведение областных смотров - конкурсов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются на основании отдельного постановления Губернатора Владимирской области.
В целях повышения эффективности реализации программы разработчик программы - департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области наделяется функциями координатора по реализации программных мероприятий, обобщению и анализу сводной финансовой информации. Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
V. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социальных, экономических и экологических результатов от реализации Программы
Оценка развития предпринимательства во Владимирской области
Показатели |
Единицы измерения |
Факт |
Оценка |
2013г. к 2008г. % |
||||
2008г. |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г. |
|
||
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) и средних предприятиях |
тыс. чел. |
98,3 |
124,9 |
125 |
125,5 |
126,3 |
127,5 |
129,7 |
Оборот малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий |
млрд. руб. |
96,8 |
97,5 |
106,7 |
116,6 |
128,6 |
142,1 |
146,8 |
Оборот малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий на душу населения |
тыс. руб. |
67 |
67,9 |
74,6 |
82,2 |
91,2 |
101,3 |
151,2 |
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) и средних предприятиях |
млн. руб. |
3270,6 |
4937,8 |
5050 |
5180 |
5350 |
5550 |
169,7 |
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) и средних предприятиях на душу населения |
тыс. руб. |
2,3 |
3,4 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
174,8 |
Оценка эффективности реализации программных мероприятий
Показатели |
Единицы измерения |
Факт |
Оценка |
||||
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
||
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта |
% |
11,7 |
15 |
15,8 |
16,7 |
18 |
18,5 |
Число малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области |
ед. |
6,2 |
12 |
12,2 |
12,4 |
12,7 |
13 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
28,2 |
35,7 |
35,9 |
36,4 |
37 |
37,4 |
Объем привлеченных средств в основные фонды малых и средних предприятий за счет финансирования программных мероприятий |
млн. руб. |
1017* |
1583* |
310,8 |
152,5 |
164,3 |
164,3 |
Доля привлеченных средств от реализации механизмов финансовой поддержки предпринимательства в объеме инвестиций в основной капитал на малых предприятиях |
% |
31,1* |
32,1* |
6,2 |
2,9 |
3,1 |
3 |
Доля участия субъекта предпринимательства в софинансировании проектов инновационно-технологической сферы |
% |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
Доля участия бюджетов муниципальных образований в софинансировании муниципальных программ поддержки предпринимательства |
% |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
не менее 50 |
Примечание: значения показателей, помеченных символом (*), приведены с учетом субсидии федерального бюджета.
Реализация программных мероприятий, направленных на развитие предпринимательской сферы экономики, в частности на оснащение и переоснащение предприятий, позволит:
- содействовать привлечению финансовых ресурсов для приобретения основных средств на реализацию предпринимательских проектов до 160,4 млн. ежегодно;
- стимулировать органы местного самоуправления к разработке и реализации программ поддержки предпринимательства;
- создавать новый научно-технический продукт в среднем на 10 млн. рублей ежегодно;
- содействовать повышению качества товаров и услуг, реализуемых субъектами предпринимательской деятельности.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет областного и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников и составляет 663 845 тыс. руб., в том числе:
- областного бюджета:
- 2011 год - 42 350 тыс. руб., из них:
- 7 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам);
- 4 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования);
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии на возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий);
- 15 000 тыс. руб. - бюджетные инвестиции на создание бизнес-инкубатора в городе Коврове;
- 9 000 тыс. руб. - межбюджетные трансферты местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития предпринимательства, в том числе направленных развитие монопрофильных территорий;
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе инновационной сферы;
- 1 050 тыс. руб. - безвозмездные субсидии для реализации проектов краткосрочного обучения по программе "Открой свое дело";
- 4 000 тыс. руб. - субсидирование инновационных проектов субъектов предпринимательства;
- 300 тыс. руб. - расходы на проведение областных смотров - конкурсов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
- 2012 год - 49 400 тыс. руб., из них:
- 8 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам);
- 4 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования);
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии на возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий);
- 20 000 тыс. руб. - бюджетные инвестиции на создание бизнес-инкубатора в городе Ковров;
- 10 000 тыс. руб. - межбюджетные трансферты местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития предпринимательства, в том числе направленных развитие монопрофильных территорий;
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе инновационной сферы;
- 1 100 тыс. руб. - безвозмездные субсидии для реализации проектов краткосрочного обучения по программе "Открой свое дело";
- 4 000 тыс. руб. - субсидирование инновационных проектов субъектов предпринимательства;
- 300 тыс. руб. - расходы на проведение областных смотров - конкурсов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
- 2013 год - 49 400 тыс. руб., из них:
- 8 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам);
- 4 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования);
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии на возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий);
- 20 000 тыс. руб. - бюджетные инвестиции на создание бизнес-инкубатора в городе Коврове;
- 10 000 тыс. руб. - межбюджетные трансферты местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития предпринимательства, в том числе направленных развитие монопрофильных территорий;
- 1 000 тыс. руб. - безвозмездные субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в том числе инновационной сферы;
- 1 100 тыс. руб. - безвозмездные субсидии для реализации проектов краткосрочного обучения по программе "Открой свое дело";
- 4 000 тыс. руб. - субсидирование инновационных проектов субъектов предпринимательства;
- 300 тыс. руб. - расходы на проведение областных смотров - конкурсов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
- местных бюджетов:
- 2011 год - 9 000 тыс. руб.;
- 2012 год - 10 000 тыс. руб.;
- 2013 год - 10 000 тыс. руб.;
- внебюджетные источники:
- 2011 год - 156 725 тыс. руб.;
- 2012 год - 168 485 тыс. руб.;
- 2013 год - 168 485 тыс. руб.;
Из них:
- внебюджетные источники в размере 152 525 тыс. руб. на 2011 год, 164 285 тыс. руб. на 2012 год и 164 285 тыс. руб. на 2013 год привлекаются благодаря реализации мероприятий Программы по возмещению части затрат субъектов предпринимательства, связанных с лизинговыми платежами и с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в лизинговых компаниях и кредитных организациях для пополнения основных фондов;
- внебюджетные средства в размере 4 000 тыс. руб. на каждый год реализации Программы (2011 - 2013 годы) привлекаются на условиях долевого финансирования целевых расходов субъектов предпринимательства по реализации инновационных проектов;
- внебюджетные средства в размере 200 тыс. руб. на каждый год реализации Программы (2011 - 2013 годы) привлекаются для проведения мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной деятельностью.
VII. Перечень программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования, (тыс. руб.) |
В том числе за счет средств |
Исполнители - ответственные за реализацию задания, мероприятия |
Ожидаемые результаты (количественные и качественные показатели) |
||||
федерального бюджета (субсидия) |
областного бюджета |
местного бюджета |
внебюджетных источников |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Задача I. Содействие модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности | ||||||||||
1.1. |
Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
Рост фондовооруженности малого и среднего бизнеса - 160,4 млн. руб. ежегодно. Содействие увеличению доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП до 18,5%.
|
|
1.2. |
Субсидирование по кредитам субъектов предпринимательства, привлеченным для внедрения и реализации инновационного продукта, модернизации технологических процессов и пополнения основных фондов (возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам).** |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
89 350
102 110
102 110 |
-
-
- |
7 000
8 000
8 000 |
-
-
- |
82 350
94 110
94 110 |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления*. |
||
1.3. |
Субсидирование по договорам лизинга субъектов предпринимательства, направленных на внедрение и реализацию инновационного продукта, модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов (возмещение части затрат, связанных лизинговым удорожанием и с уплатой первого взноса; предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям на уплату первого взноса на условиях долевого финансирования).** |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
74 175
74 175
74 175 |
-
-
- |
4 000
4 000
4 000 |
-
-
- |
70 175
70 175
70 175 |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления*. |
||
1.4. |
Возмещение части затрат субъектов предпринимательства, связанных с подключением к объектам коммунальной инфраструктуры - электросети, водоснабжение, теплоснабжение, канализация и др. (в форме субсидий). |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
1 000
1 000
1 000 |
-
-
- |
1 000
1 000
1 000 |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления*. |
||
|
ИТОГО: |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
164 525 177 285 177 285 |
- - - |
12 000 13 000 13 000 |
- - - |
152 525 164 285 164 285 |
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
519 095 |
- |
38 000 |
- |
481 095 |
|
|
|
Задача II. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и содействие занятости населения | ||||||||||
2.1. |
Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
|
|
2.2. |
Создание бизнес-инкубаторов, в том числе***: |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
15 000 20 000 20 000 |
- - - |
15 000 20 000 20 000 |
- - - |
- - - |
ДРПТСУ, ДФБНП, ДСА, органы местного самоуправления*. |
Создание условий для развития начинающих предпринимателей, в т.ч. оказание консультативной, юридической и иной помощи. Увеличение числа малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. населения области до 13 ед. |
|
г.Ковров |
бюджетные инвестиции |
2011 г. |
15 000 |
- |
15 000 |
- |
- |
|||
бюджетные инвестиции |
2012 г. |
20 000 |
- |
20 000 |
- |
- |
||||
бюджетные инвестиции |
2013 г. |
20 000 |
- |
20 000 |
- |
- |
||||
2.3. |
Софинансирование муниципальных программ, в том числе направленных на развитие монопрофильных территорий (в форме субсидий). |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
18 000
20 000
20 000 |
-
-
- |
9 000
10 000
10 000 |
9 000
10 000
10 000 |
-
-
- |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления*. |
Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства в монопрофильных территориях области. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 37,4%. Увеличение оборота малых предприятий (без микропредприятий) и средних предприятий в 1,5 раза. |
|
2.4. |
Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, в т. ч. инновационной сферы. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
1 000
1 000
1 000 |
-
-
- |
1 000
1 000
1 000 |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления* общественные объединения предпринимателей* |
Повышение уровня занятости населения, включая самозанятость. |
|
2.5. |
Субсидирование проектов краткосрочного обучения по программам "Открой свое дело". |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
1 050
1 100
1 100 |
-
-
- |
1 050
1 100
1 100 |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления* |
Повышение уровня занятости населения, включая самозанятость. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 37,4%. |
|
|
ИТОГО: |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
35 050 42 100 42 100 |
- - - |
26 050 32 100 32 100 |
9 000 10 000 10 000 |
- - - |
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
119 250 |
- |
90 250 |
29 000 |
- |
|
|
|
Задача III. Развитие предпринимательства инновационно-технологической сферы | ||||||||||
3.1. |
Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
Внедрение инноваций в производство. Повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями области. |
|
3.2. |
Субсидирование проектов субъектов предпринимательства, связанных с разработкой (внедрением) и реализацией инновационной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов, в т.ч. реализуемых на базе инновационных бизнес-инкубаторов, созданных с участием организаций науки и ВУЗов. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
8 000
8 000
8 000 |
-
-
- |
4 000
4 000
4 000 |
-
-
- |
4 000
4 000
4 000 |
ДРПТСУ, ДФБНП, КППН, органы местного самоуправления*. |
||
|
ИТОГО: |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
8 000 8 000 8 000 |
- - - |
4 000 4 000 4 000 |
- - - |
4 000 4 000 4 000 |
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
24 000 |
- |
12 000 |
- |
12 000 |
|
|
|
Задача IV. Развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях | ||||||||||
4.1. |
Организация и проведение общественных слушаний с участием представителей общественных объединений предпринимателей, депутатов и иных заинтересованных участников с последующим формированием пакета предложений по реализации данного направления. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
|
|
4.2. |
Содействие участию субъектов предпринимательства в международных, межрегиональных и областных выставках, ярмарках. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
200
200
200 |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
200
200
200 |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*. |
|
|
4.3.
|
Содействие конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства области: |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
Продвижение выпускаемой продукции на внешний и на внутренний рынки; опережающий рост доли вклада предпринимательства в создание ВРП по сравнению с темпами роста занятости в малом бизнесе. |
|
- повышение качества товаров и услуг, реализуемых субъектами предпринимательской деятельности; |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|||
- содействие повышению культуры торгового обслуживания и ведения предпринимательской деятельности; |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|||
- содействие внедрению стандартов и добровольной сертификации; |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|||
- проведение областных смотров - конкурсов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
300
300
300 |
-
-
- |
300
300
300 |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, ДФБНП, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|||
4.4.
|
Содействие в развитии системы услуг "бизнес для бизнеса": |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|
|
- распространение передовых форм предпринимательской деятельности; |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей* |
|
||
4.5. |
Оказание содействия субъектам предпринимательства в поиске инвестиционных площадок, необходимых для создания или развития бизнеса. |
2011 г.
2012 г.
2013 г. |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
-
-
- |
ДРПТСУ, органы местного самоуправления*, общественные объединения предпринимателей*. |
Формирование инвестиционного портфеля. |
|
|
ИТОГО: |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
500 500 500 |
- - - |
300 300 300 |
- - - |
200 200 200 |
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
1 500 |
- |
900 |
|
600 |
|
|
|
Общее ресурсное обеспечение программы |
2011 г. 2012 г. 2013 г. |
208 075 227 885 227 885 |
- - - |
42 350 49 400 49 400 |
9 000 10 000 10 000 |
156 725 168 485 168 485 |
|
|
||
Всего: |
|
663 845 |
- |
141 150 |
29 000 |
493 695 |
|
|
Примечания.
1. При наличии в графе "Ответственные исполнители" символа (*) органы, учреждения и организации, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к исполнению программных мероприятий по согласованию.
2. В мероприятиях, отмеченных символом (**), в графе "внебюджетные источники" указаны средства кредитных организаций и лизинговых компаний, привлеченные субъектами предпринимательства для пополнения (обновления) основных средств в рамках реализации данных механизмов финансовой поддержки.
3. Финансирование мероприятий помеченных символом (***) осуществляется в рамках адресной инвестиционной программы.
4. Конкретные расходы, связанные с реализацией программы, могут быть уточнены законом Владимирской области о бюджете на соответствующий финансовый год.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Владимирской области от 15 июня 2010 г. N 681 "О долгосрочной целевой программе "Содействие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.