Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
главы округа Муром Владимирской области
от 17 сентября 2010 г. N 2018
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных и аварийных ситуациях округа Муром
1. Основные определения и термины
Муромское окружное звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) является составной частью Владимирской областной территориальной подсистемы РСЧС и предназначено для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах административной территории муниципального образования округ Муром.
Имеет 2 уровня: муниципальный и объектовый.
Каждый уровень включает в себя: координационные органы - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации округа и организаций; постоянно действующие органы управления - Муниципальное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром", структурные подразделения - штабы, отделы, сектора по делам ГО и ЧС или назначаются работники, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; органы повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального учреждения "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром" (далее ЕДДС МУ УГОЧС), дежурно-диспетчерские (дежурные) службы организаций; силы и средства быстрого и постоянного реагирования; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Аварийная ситуация - ситуация, которая может привести к возникновению аварии.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде, проживающему населению. Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой.
Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а так же оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в специализированные медицинские учреждения вне зоны чрезвычайной ситуации.
Биолого-социальная ЧС - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - орган повседневного управления объекта (организации, входящей в РСЧС и имеющей силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях).
ЕДДС МУ УГОЧС - орган повседневного управления Муромского окружного звена Владимирской областной подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурно-диспетчерских и дежурных служб округа.
Жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
Зона ЧС - территория или акватория, на которой, в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распределения его последствий из других районов, возникла чрезвычайная ситуация.
Инцидент - отказ или повреждения оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов работы, нарушение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, включая:
Источник ЧС - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Информация о чрезвычайной ситуации - сообщение, передаваемое по системе оповещения РСЧС ее органами повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемым действиям.
Ликвидация ЧС - проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Неотложные работы в ЧС - аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
Нарушения в работе окружного хозяйства - любые аварийные, внеплановые отключения или перебои в его работе с превышением временных и количественных показателей на 50% и более (в том числе перебои в движении работы транспорта, включая коммерческие маршруты, срывы в выполнении регламентов уборки дороги, вывоза твердых бытовых отходов и крупно габаритного мусора, взаимодействия, реагирования и др.).
Оповещение о чрезвычайной ситуации - доведение до органов повседневного управления, сил и средств РС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.
Пострадавший в ЧС - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Пораженный в ЧС - человек, заболевший, травмированный или раненный в результаты поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
Потенциально-опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Пожаровзрывоопасный объект - объект на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
Природная ЧС - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Режим функционирования РСЧС - порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории России.
Сигнал оповещения о чрезвычайной ситуации - сообщение, передаваемое в системе оповещения РСЧС на определенной территории или на объекте, являющееся предупреждением о возникновении чрезвычайной ситуации и командой для проведения мероприятий или действий органов повседневного управления РСЧС, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации или для немедленного включения населением радиотехнических средств массовой информации.
Система оповещения о чрезвычайных ситуациях РСЧС - организационно-техническое объединение сил и специализированных технических средств оповещения и системы связи РСЧС, а также каналов территориальных и ведомственных сетей связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.
Техногенная ЧС - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты.
Технологический отказ - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведение к нарушению процесса производства и (или) передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
Функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшие на технологический процесс производства и (или) передачи энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Экстренное реагирование на ЧС - осуществление взаимоувязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения чрезвычайной ситуации, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Общие положения
1.1. Целью создания объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (далее - ОСОДУ) в округе Муром является повышение оперативности управления и эффективности функционирования дежурных диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), аварийных ситуаций (далее - АС) на основе:
организации и поддержания четкого информационного взаимодействия между ДДС (ДС), анализа, обобщения и распространения в ОСОДУ циркулирующей в ней информации;
своевременного представления КЧС и ОПБ, руководителям служб администрации и организаций округа Муром полной и достоверной информации о ЧС (АС), сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, необходимой для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (АС);
координации действий ДДС (ДС) по принятию ими экстренных мер с целью своевременного предупреждения и ликвидации ЧС (АС), смягчению их последствий, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС (АС) большего масштаба.
1.2. Важнейшими задачами ОСОДУ являются:
своевременное информационное обеспечение органов управления и сил, предназначенных для экстренных действий;
поддержание постоянной связи и организация взаимодействия с вышестоящими, подчиненными и соседними дежурными службами;
своевременное представление докладов вышестоящим органам управления о ходе ликвидации ЧС (АС) и изменениях обстановки.
1.3. Руководство ОСОДУ осуществляет председатель КЧС и ОПБ администрации округа Муром через начальника муниципального учреждения "Управление по делам ГО и ЧС округа Муром".
2. Структура ОСОДУ и основные задачи входящих в нее ЕДДС, ДДС и ДС
2.1. В состав ОСОДУ входят следующие дежурно-диспетчерские службы:
ЕДДС МУ УГОЧС;
дежурно-диспетчерские службы объектов, функционирующих на территории округа, имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям при угрозе и возникновении ЧС (АС);
дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов (далее - ДДС ПОО);
дежурные службы объектов с суточным пребыванием людей;
по согласованию - дежурно-диспетчерские службы территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства транспорта, Федеральной противопожарной службы и др.);
2.2. Состав дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ, а также состав служб, сил и средств округа, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС (АС), определяется постановлением Главы округа Муром.
2.3. ЕДДС МУ УГОЧС является вышестоящим органом повседневного управления территориального звена РСЧС округа Муром для всех ДДС (ДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и АС на территории округа и о ЧС (АС) на прилегающих территориях, представляющих потенциальную опасность для населения и территории округа Муром, а также координирующим органом при совместных действиях в чрезвычайных ситуациях.
2.4. Основные задачи ЕДДС МУ УГОЧС:
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС (АС);
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС (ДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от дежурно-диспетчерских (дежурных) служб, служб наблюдения и контроля за окружающей средой и распространение между ДДС (ДС) полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (АС), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (АС);
обработка и анализ данных о ЧС (АС), определение ее масштаба и состава дежурно-диспетчерских (дежурных) служб, привлекаемых для реагирования на ЧС (АС), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
обобщение, анализ и оценка обстановки, подготовка данных для принятия Главой округа Муром (председателем КЧС и ОПБ администрации округа Муром) решений по ликвидации ЧС (АС), контроль за доведением задач и своевременным их выполнением подчиненными и взаимодействующими органами управления;
информирование дежурно-диспетчерских (дежурных) служб, привлекаемых к ликвидации ЧС (АС), сил постоянной готовности об обстановке, принятых решениях и рекомендуемых мерах по защите населения и территорий;
обмен информацией между взаимодействующими и соседними органами управления;
представление вышестоящим органам управления докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых решениях и действиях по ликвидации ЧС;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС до ДДС (ДС) и сил постоянной готовности, осуществление контроля за их выполнением и организацией взаимодействия;
обобщение информации о произошедших ЧС (АС) (за сутки), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.5. Образование ОСОДУ и создание ЕДДС МУ УГОЧС не отменяет существующего до ее появления в ДДС (ДС) порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам "01", "02", "03", "04" и др.).
2.6. ДДС (ДС) входящие в ОСОДУ, должны обеспечивать решение следующих задач:
прием от населения сообщений о происшествиях, их анализ и представление в ЕДДС МУ УГОЧС тех данных, которые в соответствии с установленными критериями могут рассматриваться как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
доведение задач на действия в условиях ЧС (АС) до сил постоянной готовности окружных служб и контроль их исполнения;
представление докладов (донесений) старшим органам управления о сложившейся обстановке и действиях по ликвидации ЧС (АС);
получение от ЕДДС МУ УГОЧС обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств, указаний и распоряжений вышестоящих органов по обеспечению взаимодействия при ликвидации ЧС (АС);
обобщение информации за сутки о произошедших ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности в ЕДДС МУ УГОЧС итоговых докладов.
В целях нормального функционирования ОСОДУ округа Муром в обязанность ДДС (ДС) входит своевременное выполнение полученных от ЕДДС МУ УГОЧС распоряжений по координации совместных действий сил постоянной готовности, привлекаемых для ликвидации ЧС (АС).
2.7. Дежурно-диспетчерские (дежурные) службы, входящие в ОСОДУ, несут ответственность за оперативность анализа получаемой информации и своевременный доклад через ЕДДС МУ УГОЧС заинтересованным должностным лицам округа Муром о мерах по предупреждению и ликвидации ЧС (АС).
3. Порядок функционирования ОСОДУ
3.1. Дежурно-диспетчерские (дежурные) службы, входящие в ОСОДУ округа Муром, функционируют в следующих режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ДДС (ДС) действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС МУ УГОЧС обобщенную информацию по ЧС (АС) за прошедшие сутки.
При получении сообщений о происшествиях, которые ДДС (ДС) оценивают как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в ЕДДС МУ УГОЧС.
3.3. При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации ЕДДС МУ УГОЧС и привлекаемые дежурно-диспетчерские (дежурные) службы по команде оперативного дежурного ЕДДС МУ УГОЧС переводятся в соответствующие режимы функционирования Муромского окружного звена РСЧС (повышенной готовности и чрезвычайной ситуации).
В указанных режимах ДДС (ДС) действуют в соответствии с имеющимися нормативными правовыми актами Главы округа Муром, разработанными положениями о Муромском окружном звене РСЧС, об ОСОДУ, о ЕДДС МУ УГОЧС и инструкциями об обмене информацией.
3.4. В высших режимах функционирования информационное взаимодействие между ДДС (ДС), входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС МУ УГОЧС.
Для этого в ЕДДС МУ УГОЧС от взаимодействующих ДДС (ДС) передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принимаемых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация доводится до всех органов ДДС (ДС) в части их касающейся.
3.5. Вся информация, поступающая в ЕДДС МУ УГОЧС, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому документу (сообщению) о ЧС (АС) готовятся и принимаются соответствующие решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС МУ УГОЧС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС (ДС) доводятся ЕДДС округа до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех привлеченных к ликвидации ЧС (АС) ДДС (ДС), входящих в состав ОСОДУ.
3.6. При муниципальных, межмуниципальных и более масштабных ЧС (АС) немедленно оповещаются и приводятся в готовность КЧС и ОПБ всех уровней и муниципальное учреждение " Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа Муром", которые берут на себя руководство дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС (АС). В таких ситуациях ЕДДС округа обеспечивает сбор, обработку и представление в КЧС и ОПБ всех уровней собранной информации, а также под их руководством - подготовку вариантов возможных решений и порядок организации управления действиями сил Муромского окружного звена РСЧС.
3.7. В район ЧС (АС) при необходимости, высылаются оперативные группы КЧС и ОПБ всех уровней со средствами связи, которые осуществляют руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории округа или организаций.
4. Обеспечение работы ОСОДУ
4.1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС МУ УГОЧС и взаимодействующих ДДС (ДС), утверждаемыми соответственно начальником УГОЧС округа и согласованными с начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС (ДС) органа управления.
4.2. Финансовое обеспечение функционирования ОСОДУ округа Муром осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества согласно "Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.
Начальник муниципального учреждения |
В.И. Иванчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.