Решение Арбитражного суда Владимирской области
от 23 октября 2009 г. N A11-6192/2009
г. Владимир, 23 октября 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2009.
Полный текст решения изготовлен 23.10.2009.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Романовой В.В., судей Поповой З.В., Фиохиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Безыменский" о признании не действующими подпункта 16.2 таблицы приложения к решению Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции решений Совета народных депутатов г. Владимира от 25.06.2008 N 148, от 18.02.2009 N 24, от 17.03.2009 N 39) в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 150; пункта 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 "О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена";
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) администрация г. Владимира;
2) Управление земельными ресурсами г. Владимира;
3) администрация Владимирской области; при участии:
от заявителя - Клёсовой С.А., по доверенности от 05.05.2009 (сроком действия на один год);
от заинтересованного лица - Рыбаковой М.Д., по Доверенности от 30.12.2008 N С/1-820 (сроком действия до 31.12.2009);
от администрации г. Владимира-Бабушкиной Е.Ю., по доверенности от 07.05.2009 N 01-01-08/2852 (сроком действия до 31.12.2009);
от Управления земельными ресурсами г. Владимира - Бабушкиной Е.Ю., по доверенности от 06.05.2009 N 76-01-01/1875 (сроком действия до 31.12.2009);
от администрации Владимирской области - Копаченко И.А., по доверенности от 12.10,2009 N 01/02-02;
(8 судебном заседании 13.10.2009 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час, 00 мин. 20.10.2009), установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магазин "Безыменский" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании не действующими подпункта 16.2 таблицы приложения к решению Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции решений Совета народных депутатов г. Владимира от 25.06.2008 N 148, от 18.02.2009 N 24, от 17.03.2009 N 39) в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 150; пункта 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 "О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
В судебном заседании 13.10.2009 общество уточнило, что им оспаривается пункт 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 применительно к распространению на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, подпункт 16.2 таблицы приложения в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 150 (протокол судебного заседания 13.10.2009-20.10.2009).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Владимира, Управление земельными ресурсами г. Владимира, администрация Владимирской области.
В обоснование заявленного требования общество указало, что пункт 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; подпункт 16.2 таблицы приложения к решению Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 не соответствует пункту 2 статьи 22, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 8, 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-0.
Общество полагает, что орган местного самоуправления неправомерно установил ставку от кадастровой стоимости земельного участка без соответствующего экономического обоснования, произведенного по результатам анализа фактических данных об уровне дохода субъекта предпринимательской деятельности, а также без учета местоположения и зоны градостроительной ценности земельного участка.
По мнению общества, подпункт 16.2 таблицы приложения к решению Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 в части установления ставки от кадастровой стоимости земли в размере 150 при расчете арендной платы за земельные участки, занятые казино, игровыми павильонами, тотализаторами, иными помещениями, используемыми для размещения игорных домов (мест) с денежным и вещевым выигрышем, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет за собой ничем не обоснованное увеличение размера арендных платежей в сравнении с другими видами предпринимательства (например, за земельные участки, занятые иными объектами развлекательного и игорного бизнеса, в том числе идентичного вида функционального использования, на которых расположены видеосалоны, ночные клубы, бильярдные).
Пункт 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 нарушает его права и законные интересы как арендатора земельного участка, поскольку придает обратную силу нормативному правовому акту, ухудшающему его положение.
В дополнение к заявлению общество пояснило, что принятие решения от 19.03.2008 N 57 в редакции решения от 18.02.2009 N 24 значительно увеличило арендную плату по договору аренды земельного участка от 18.07.1994 N 447, заключенному между обществом и администрацией г. Владимира, в результате чего общество было вынуждено расторгнуть договор аренды нежилого помещения от 01.07.2008 с ООО "Азарт"; что последствием расторжения договора аренды нежилого помещения от 01.07.2008 стало причинение обществу значительных убытков, выразившихся в неполучении дохода от сдачи в аренду свободных помещений.
Кроме того, общество обратило внимание на то, что во исполнение пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По мнению общества, решение Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 данным принципам не отвечает.
Совет народных депутатов г. Владимира в отзыве на заявление с требованиями общества не согласился. При этом пояснил, что оспариваемые решения приняты в рамках полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом муниципального образования "Город Владимир".
Совет народных депутатов г. Владимира обратил внимание на то, что согласно пункту 10 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; что на территории Владимирской области действует постановление губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 (с последующими изменениями) "О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области"; что решением от 19.03.2008 N 57 в редакции решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 определено конкретное значение ставки от кадастровой стоимости земельного участка применительно к данному виду функционального использования земель на территории муниципального образования "Город Владимир"; что оспариваемая ставка от кадастровой стоимости земельного участка находится в пределах 100-150, установленных постановлением губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969.
Совет народных депутатов г. Владимира пояснил, что распоряжением главы г. Владимира от 21.10.2005 N 3330-р (с последующими изменениями) "Об утверждении состава рабочей группы по вопросам экономического анализа ставок земельного налога и подготовке предложений по их корректировке" утвержден состав рабочей группы; что данная рабочая группа в связи с переходом 01.01.2006 муниципальным образованием "Город Владимир" на исчисление платы за землю на основе кадастровой стоимости земельного участка готовит экономический анализ ставок земельного налога и арендной платы за землю, предложения по их корректировке; что предложение о целесообразности внесения изменений в ставку от кадастровой стоимости земельных участков, занятых объектами развлекательного и игорного бизнеса, было рассмотрено (в соответствии с протоколом рабочей группы) в ноябре 2008 г. и нашло отражение в решении N 24, принятом 18.02.2009.
Кроме того, Совет народных депутатов г. Владимира пояснил, что решение от 18.02.2009 N 24 принято с соблюдением сроков подготовки и рассмотрения проектов решений, установленных Регламентом Совета народных депутатов г. Владимира XXV созыва (утвержден решением от 31.10.2005 N 12); что заседание Совета народных депутатов г. Владимира 18.02.2009 оказалось ближайшим после вступления в силу (официального опубликования) постановления губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 и устанавливало новые ставки от кадастровой стоимости земельного участка до наступления срока первого в 2009 г. платежа арендной платы; что решение от 18.02.2009 N 24 вносит изменение в ранее принятое решение и не устанавливает новые обязанности или ограничения. В связи с указанным, по мнению Совета народных депутатов г. Владимира, пункт 2 решения от 18.02.2009 N 24 распространил его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, правомерно.
Администрация г. Владимира в отзыве на заявление указала, что оспариваемый заявителем подпункт 16.2 решения от 19.03.2008 N 57 не нарушает его прав и законных интересов, поскольку ставка от кадастровой стоимости принята в пределах, определенных актом большей юридической силы; целевое использование земельного участка, предоставленного заявителю, не предполагает использование его для целей игорного бизнеса; заявитель не занимается видом деятельности, в отношении которого установлена ставка подпунктом 16.2. Также администрация г. Владимира указала, что решение от 18.02.2009 N 24 не установило новых критериев определения арендной платы, следовательно, орган местного самоуправления вправе распространить действие принятого решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
Кроме того, администрация г. Владимира указала на необходимость прекращения производства по делу в связи с тем, что обществом не указан федеральный закон, которым рассмотрение настоящего дела отнесено к компетенции арбитражного суда.
Управление земельными ресурсами г. Владимира в отзыве на заявление пояснило, что по итогам оценки земель муниципального образования "Город Владимир", проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Центральному федеральному округу", 21.11.2008 принято постановление губернатора Владимирской области N 808 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"; что в основу показателей оценки земель включены такие показатели, как зависимость от местоположения земельных участков, анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Администрация Владимирской области отзыв на заявление не представила, в судебном заседании представитель администрации Владимирской области указал, что поддерживает возражения Совета народных депутатов г. Владимира, считает, что оспариваемые решения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов заявителя (протокол судебного заседания от 13.10.2009-20.10.2009).
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Советом народных депутатов г. Владимира 19.03.2008 принято решение N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", действующее в редакции решений Совета народных депутатов г. Владимира от 25.06.2008 N 149, от 18.02.2009 N 24, от 17.03.2009 N 39. Указанным решением утверждены ставки от кадастровой стоимости земельных участков согласно приложению, необходимые для расчета арендной платы.
Первоначальный текст решения от 19.03.2008 N 57 с приложением опубликован в издании "Молва" N 39 от 05.04.2008.
Решением Совета народных депутатов от 18.02.2009 N 24 внесены изменения в решение от 19.03.2008 N 57, в том числе в подпункте 16.2 приложения установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков, занятых объектами развлекательного и игорного бизнеса (казино, игровые павильоны, тотализаторы, иные помещения, используемые для размещения игорных домов (мест) с денежным или вещевым выигрышем) в размере 150 (ранее установленная ставка -100).
Кроме того, пунктом 2 решения от 18.02.2009 N 24 установлено, что настоящее решение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
Решение от 18.02.2009 N 24 опубликовано в газете "Молва" N 25 от 04.03.2009.
Полагая, что в решении от 19.03.2008 N 57 (в редакции решений от 25.06.2008 N 149, от 18.02.2009 N 24, от 17.03.2009 N 39) ставка арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков для земельных участков, указанная в подпункте 16.2, установлена произвольно и является экономически необоснованной; что пунктом 2 решение от 18.02.2009 N 24 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 191, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов. Данное положение подтверждает и пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В соответствии с Законом Владимирской области от 26.11.2004 N 189-ОЗ "О наделении статусом городского округа муниципального образования "Город Владимир" Владимирской области" и статьей 3 Устава муниципального образования "Город Владимир" муниципальное образование "Город Владимир" имеет статус городского округа.
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (подпункт 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Уставом муниципального образования "Город Владимир" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (статья 8 Устава).
Следовательно, оспариваемые решения от 19.03.2008 N 57 и от 18.02.2009 N 24 являются нормативными правовыми актами, поскольку представляют собой официальные документы, принятые уполномоченным на то органом в определенной законом форме, устанавливающие обязательные для неопределенного круга лиц правовые нормы, рассчитаны на многократное применение и опубликованы в установленном порядке.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что данный спор подведомствен арбитражному суду, поскольку заявление подано организацией, которая полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного отклоняется довод администрации г. Владимира о необходимости прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается в том числе на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; платности использования земли; паритетного сочетания публичного и частного интересов.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 (в редакции постановления от 11.06.2008 N 430, от 15.12.2008 N 880, от 27.04.2009 N 342, от 26.06.2009 N 488) утвержден порядок определения размера арендной платы, а также условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.
Размер годовой арендной платы определяется в соответствии с формулой: Aп = (Кс х Сф х Кр) /100, где Ап - арендная плата за земельный участок (руб./год), Кс - кадастровая стоимость земельного участка (руб.), Сф - ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид функционального использования земель, Кр - коэффициент роста арендной платы, учитывающий индекс инфляции на очередной финансовый год (пункт 2 постановления от 28.12.2007 N 969).
Согласно пункту 5 постановления от 28.12.2007 N 969 ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду функционального использования в пределах, указанных в таблице.
При этом в таблице, являющейся приложением к постановлению от 28.12.2007 N 969, для земельных участков, занятых объектами развлекательного и игорного бизнеса (видеосалонами, ночными клубами, казино, игровыми павильонами, тотализаторами, бильярдными и иными помещениями, используемыми для размещения игорных домов (мест) с денежным или вещевым выигрышем), установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка в пределах от 10 до 150.
Решением Совета народных депутатов от 19.03.2008 N 57 установлена ставка от кадастровой стоимости земельных участков, занятых казино, игровыми павильонами, тотализаторами, иными помещениями, используемыми для размещения игорных домов (мест) с денежным и вещевым выигрышем 150, т. е. в пределах, установленных постановлением от 28.12.2007 N 969.
Таким образом, поскольку постановлением от 28.12,2007 N 969 органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать ставку от кадастровой стоимости земельного участка применительно к виду функционального использования в установленных пределах, решение от 19.03.2008 N 57 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества.
Довод общества об установлении органом местного самоуправления ставки от кадастровой стоимости земельного участка без соответствующего экономического обоснования, произведенного по результатам анализа фактических данных об уровне дохода субъекта предпринимательской деятельности, а также без учета местоположения и зоны градостроительной ценности земельного участка отклоняется судом, поскольку постановлением губернатора Владимирской области от 28.12.2007 N 969 не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления проводить указанный выше анализ.
Кроме того, суд учитывает, что местоположение и зона градостроительной ценности земельного участка учтены при определении кадастровой стоимости земельного участка; экономический анализ обоснованности применения ставки именно в размере 150 проводился, что подтверждается созданием и деятельностью рабочей группы по экономическому анализу ставок для исчисления земельного налога и арендной платы за землю (протокол заседания рабочей группы от 07.11.2008).
Доводы общества о несоответствии решения от 19.03.2008 N 57 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о завышении размера арендных платежей по сравнению с платой за земельные участки, занятые иными объектами развлекательного бизнеса (видеосалоны, ночные клубы), отклоняются судом как ошибочные.
Ссылка общества на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О также не может быть принята судом во внимание, поскольку в настоящее время орган местного самоуправления не устанавливает порядок определения арендной платы самостоятельно, а руководствуется правилами, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, утвердившее основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отклоняется судом. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органом местного самоуправления.
Требование общества о признании недействующим пункта 2 решения от 18.02.2009 N 24 применительно к распространению на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, подпункта 16.2 таблицы приложения в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 150 суд считает правомерным и подлежащим удовлетворению.
Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов определен Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Владимир", утвержденного решением Совета народных депутатов г. Владимира от 29.06.2005 N 231 (с последующими изменениями), решения Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также носящие нормативный характер в отношении физических и юридических лиц, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решение N 24 принято 18.02.2009, опубликовано в газете "Молва" N 25 от 04.03.2009.
Между тем из пункта 2 решения от 18.02.2009 N 24 следует, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, т. е. на отношения, возникшие до подписания и опубликования решения.
Однако, поскольку решение от 18.02.2009 N 24 затрагивает права и интересы лиц, указанных в пункте 4 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Владимир", оно должно вступать в силу со дня его официального опубликования.
Кроме того, вступление решения от 18.02.2009 N 24 в силу с 01.01.2009 нарушает права и законные интересы общества в отношении начисления арендной платы с применением ставки от кадастровой стоимости 150 за период с 01.01.2009 до вступления решения в силу в соответствии с установленным законодательством порядком.
При этом доводы заинтересованного лица и третьих лиц о том, что пункт 2 решения от 18.02.2009 N 24 не нарушает прав общества, отклоняется судом.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка по адресу: г. Владимир, ул. Безыменского, д. 9, площадью 1461 кв. м, что подтверждается договором аренды земельного участка от 18.07.94 N 447, заключенным с администрацией г. Владимира.
01.07.2008 общество заключило с ООО "Азарт" договор аренды нежилого помещения, согласно которому передало в пользование ООО "Азарт" нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Безыменского, д. 9, в качестве салона под игровые автоматы.
Поскольку на арендуемом обществом земельном участке находился объект игорного бизнеса, а именно игровой павильон, арендодатель земельного участка (администрация г. Владимира) рассчитывал арендную плату за часть земельного участка с применением ставки от кадастровой стоимости земельного участка 150, что подтверждается расчетом арендной платы за использование земельного участка по договору аренды N 447 на 2009 г., уведомлением от 11.03.2009 N 348-п и не опровергнуто Советом народных депутатов г. Владимира и администрацией г. Владимира по существу.
После расторжения 01.04.2009 обществом и ООО "Азарт" договора аренды нежилого помещения от 01.07.2008 и проведения Управлением земельными ресурсами г. Владимира проверки соблюдения земельного законодательства (акт проверки от 16.04.2009) дополнительным соглашением от 04.05.2009 N 11 расчет арендной платы изменен путем применения с 01.04.2009 к арендатору земельного участка ставки от кадастровой стоимости земельного участка 1,5 (магазины, универмаги, супермаркеты, гастрономы при площади земельного участка до 5000 кв. м).
Следовательно, оспариваемое положение решения от 18.02.2009 N 24 нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка администрации г. Владимира на иное разрешенное использование спорного земельного участка не принимается судом, поскольку, как следует из постановления от 28.12.2007 N 969 и решений от 19.03.2008 N 57 и от 18.02.2009 N 24, арендная плата за земельные участки устанавливается в зависимости от вида функционального использования земель и видов объектов, расположенных на земельных участках, а не от вида разрешенного использования земельных участков.
С учетом изложенного требование общества о признании недействующим пункта 2 решения Совета народных депутатов г. Владимира от 18.02.2009 N 24 о распространении настоящего решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, в отношении подпункта 16.2 приложения к решению подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине относятся на Совет народных депутатов г. Владимира в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать пункт 2 решения Совета народных депутатов г, Владимира от 18.02.2009 N 24 "О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" о распространении настоящего решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, в отношении подпункта 16.2 приложения к решению не соответствующим статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
2. Признать подпункт 16.2 таблицы приложения к решению Совета народных депутатов г. Владимира от 19.03.2008 N 57 "О взимании арендной платы на территории города Владимира за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции решений Совета народных депутатов г. Владимира от 25.06.2008 N 148, от 18.02.2009 N 24, от 17.03.2009 N 39) об установлении ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере 150 соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отказать в удовлетворении заявленного требования в этой части.
3. Взыскать с Совета народных депутатов г. Владимира в пользу общества с ограниченной ответственностью "Магазин "Безыменский" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Романова |
Судьи |
Е.А.Фиохина, З.В. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 23 октября 2009 г. N A11-6192/2009
"Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010, I квартал