Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 10 июня 2013 г. N 650 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Жилище" на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2011 - 2015 годы"
11 апреля 2012 г., 10 июня 2013 г.
I. Паспорт Подпрограммы "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2011-2015 годы"
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2011-2015 годы" |
Основание для разработки Подпрограммы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р "Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года"; Постановление Губернатора области от 07.12.2007 N 910 "О Стратегии развития строительного комплекса Владимирской области на 2007-2015 годы" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация области
|
Цель и задачи Подпрограммы |
Цель: Развитие региональной системы ипотечного жилищного кредитования, рефинансирования ипотечных кредитов и внедрение в практику новых ипотечных продуктов Задачи: - поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении; - разработка новых механизмов привлечения финансовых ресурсов на рынок ипотечных кредитов; - развитие рынка строительства жилья экономкласса; - стимулирование развития специальных программ ипотечного кредитования, ориентированных на отдельные категории заемщиков, в частности военнослужащих, молодых семей и получателей материнского (семейного) капитала. |
Целевые индикаторы и показатели |
- повышение доступности приобретения или строительства жилья (с помощью собственных сбережений, жилищных кредитов, бюджетных субсидий); - улучшение качественных характеристик жилищного фонда и условий проживания; - развитие деятельности строительных, банковских и других финансовых институтов в жилищной сфере - доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств. |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2011-2015 годы |
Объёмы и источники финансирования Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 3020 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 5,0 млн.рублей, из них: - субсидии муниципальным бюджетам на рефинансирование ипотечных жилищных кредитов - 5,0 млн.рублей; - средства местного бюджета (по согласованию) - 5,0 млн.рублей; - внебюджетные источники - 3010,0 млн.рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- улучшение жилищных условий более 2783 семей, проживающих во Владимирской области; - привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников, в том числе средств ОАО "АИЖК" на рефинансирование ипотечных кредитов; |
Контроль за исполнением Подпрограммы |
Губернатор Владимирской области |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В рамках реализации программы "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2006-2010 годы", (с 2009 года Подпрограммы "Развитие и поддержка ипотечного жилищного кредитования во Владимирской области на 2009-2012 годы" ДОЦП "Жилище" на 2009-2012 годы" в 2006-2010 годах были решены следующие вопросы:
- создана региональная инфраструктура участников рынка ипотеки (53 участника). Региональным оператором ОАО "АИЖК" является НО "Владимирский городской ипотечный фонд" (далее НО "ВГИФ"). Организована совместная работа всех организаций, задействованных в процессе: банков, страховых и оценочных компаний, риэлтерских агентств, органов регистраций;
- обеспечен приток финансовых ресурсов на региональный уровень в рамках унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья;
- повышена доступность ипотечных кредитов и расширена линейка ипотечных продуктов, реализуемых банками и Региональным оператором.
На территории области реализуют собственные ипотечные программы 7 кредитных организаций. За период с 2006 по 2010 годы ими было выдано 5096 ипотечных кредитов на сумму 5978,4 млн.рублей. Региональным оператором НО "ВГИФ" выдано 2509 ипотечных займа на сумму 2100,6 млн.рублей.
С 2009 года реализуются программы с использованием средств материнского (семейного) капитала и по оказанию поддержки заемщикам, оказавшимся в трудном финансовом положении.
Тем не менее, значительная часть населения, прежде всего со средними доходами, остается практически не вовлеченной в процесс улучшения жилищных условий с использованием схем ипотечного кредитования. Среднестатистическая российская семья имеет определенный объем сбережений в виде денежных средств или жилья, полученного в результате приватизации, других активов, а также ежемесячный доход, который она получает и предполагает получать в течение длительного времени. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств по состоянию на 01 января 2011 г. в целом по области составляет 10,2%.
В рамках реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года на территории области необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям программы и сократить временные и материальные затраты.
III. Основные цели и задачи Подпрограммы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых показателей
Целью реализации Подпрограммы является развитие региональной системы ипотечного жилищного кредитования, рефинансирования ипотечных кредитов и внедрение в практику новых ипотечных продуктов на территории Владимирской области.
Для ее реализации необходимо решить следующие основные задачи:
- поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
- разработка новых механизмов привлечения финансовых ресурсов на рынок ипотечных кредитов;
- развитие рынка строительства жилья экономкласса;
- стимулирование развития специальных программ ипотечного кредитования, ориентированных на отдельные категории заемщиков, в частности военнослужащих, молодых семей и получателей материнского (семейного) капитала.
К 2015 году доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств по области составит 19%.
Подпрограмма рассчитана на 2011-2015 годы.
Количественные показатели эффективности Подпрограммы:
Таблица 1
|
2011 - 2015 гг., всего |
В том числе по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Количество выдаваемых кредитов (единиц) |
2783 |
509 |
531 |
553 |
580 |
610 |
Количество жилья, приобретаемого в рамках ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынках (тыс. кв. м) |
126,0 |
23,4 |
24,3 |
25,2 |
26,1 |
27,0 |
IV. Механизм реализации и управления Подпрограммой
Мероприятиями Подпрограммы предусматривается:
- развитие системы государственной поддержки органам местного самоуправления на реализацию муниципальных программ долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области для улучшения жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, бюджетных субсидий, выдаваемых гражданам в рамках действующих программ государственной поддержки, ипотечных кредитов (займов);
- формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия развития и функционирования системы ипотечного жилищного кредитования;
- осуществление мониторинга за общим состоянием рынка жилья и ходом реализации Подпрограммы;
- организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Подпрограммы, и о ходе внедрения ее на территории области;
- объединение бюджетных источников финансирования и привлеченных средств, включая средства ОАО "АИЖК", для повышения доступности приобретения или строительства жилья для населения муниципальных образований области.
Финансирование из областного бюджета в рамках Подпрограммы осуществляется в виде субсидии органам местного самоуправления на реализацию муниципальных программ ипотечного жилищного кредитования, которые определяются на конкурсной основе в установленном Губернатором области порядке.
Критериями определения победителя конкурсного отбора являются:
- наличие утвержденной муниципальной программы и соблюдение условий софинансирования мероприятий (в соотношении 50% на 50%) по предоставлению и рефинансированию ипотечных жилищных кредитов (займов);
- наличие и фактическое функционирование сроком не менее 1 года специализированной организации, наделенной функциями Регионального оператора первичного рынка ипотечного жилищного кредитования;
- наличие на территории муниципального образования необходимой инфраструктуры для ипотечного жилищного кредитования, подтверждаемое соответствующими соглашениями (договорами) Регионального оператора с кредитными учреждениями, риэлтерскими, страховыми и другими специализированными организациями;
- согласие Регионального оператора на рефинансирование ипотечных кредитов (займов), выданных гражданам, проживающим на территории области, по стандартам ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
По результатам конкурсного отбора департамент строительства и архитектуры готовит распределение субсидий из областного бюджета муниципальному образованию, победившему в конкурсном отборе, которое утверждается постановлением Губернатора области.
Перечисление указанных средств осуществляется на основании соглашения между департаментом строительства и архитектуры и администрацией муниципального образования в порядке, установленном постановлением Губернатора области от 15.07.2008 N 517 "Об утверждении Положения о формировании и финансировании Перечня объектов капитального строительства для областных нужд, финансируемых за счет средств областного бюджета, Перечня объектов областной собственности, подлежащих капитальному ремонту, и Перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансируемых из областного бюджета", после представления бюджетополучателем документов, подтверждающих факт оплаты за счет средств местного бюджета. При этом в соглашении указывается, что Получатель субсидии передает средства областного бюджета Региональному оператору на реализацию мероприятий Подпрограммы.
В рамках данного соглашения администрация муниципального образования ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчет об объемах фактического финансирования из местного бюджета, выделяемых на реализацию Подпрограммы, а также несет ответственность за ее достоверность.
Основанием для перераспределения средств областного бюджета, выделенных муниципальному образованию на реализацию Подпрограммы, является невыполнение получателем субсидий условий софинансирования мероприятий Подпрограммы из местного бюджета.
В указанном случае департамент строительства и архитектуры готовит предложения по перераспределению средств областного бюджета. При этом сумма субсидии подлежит уменьшению на сумму недофинансирования из местного бюджета.
Уточненное распределение субсидий утверждается постановлением Губернатора области.
Доступность ипотеки достигается за счет:
- развития рынка строительства жилья эконом-класса;
- расширения ипотечных программ;
- снижения размера первоначального взноса по ипотечным кредитам за счет ипотечного страхования;
- увеличение механизмов и объемов привлечения средств.
Снижение размера первоначального взноса по ипотечным кредитам будет достигаться за счет ипотечного страхования ОАО "АИЖК" (страхование обеспечивает защиту кредитора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по ипотечному кредиту, последующему обращению взыскания на заложенную недвижимость, и недостатка денежных средств от реализации недвижимости для полного удовлетворения требований кредитора по ипотечному кредиту).
Для поддержки заемщиков, взявших кредит и испытывающих проблемы с его погашением, будет продолжена программа реструктуризации ипотечных жилищных кредитов заемщиков, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в целях снижения социальной напряженности.
V. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социальных, экономических и экологических результатов от реализации Подпрограммы
Оценка эффективности реализации Подпрограммы будет производиться на основе следующих показателей:
- количество выдаваемых кредитов;
- количество жилья, приобретенного в рамках ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынке;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств;
- отсутствие нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы.
Реализация мероприятий данной Подпрограммы позволит в 2011 - 2015 годах выдать ипотечных жилищных кредитов в количестве 2783 единиц, в том числе:
2011 год - 509 единиц;
2012 год - 531 единица;
2013 год - 553 единицы;
2014 год - 580 единиц;
2015 год - 610 единиц,
а также позволит приобрести в рамках ипотечного жилищного кредитования на первичном и вторичном рынках 126,0 тыс. кв. м жилья, в том числе:
2011 год - 23,4 тыс. кв. м;
2012 год - 24,3 тыс. кв. м;
2013 год - 25,2 тыс. кв. м;
2014 год - 26,1 тыс. кв. м;
2015 год - 27,0 тыс. кв. м.
Реализация предложенных мер позволит:
1) избежать роста цен на жилье благодаря привлечению средств по федеральным программам для финансирования жилья экономкласса;
2) избежать массового обращения взыскания на жилые помещения (предмет ипотеки) из-за невозможности со стороны ипотечных заемщиков исполнять свои обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу);
3) обеспечить доступность ипотечных кредитов за счет расширения программ ипотечного жилищного кредитования, снижения размера первоначального взноса в рамках программ страхования ипотечных кредитов;
4) обеспечить доступность механизмов приобретения жилья путем участия граждан в строительстве жилья (жилищно-строительные кооперативы, стройсберкассы и т.д.).
VI. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 3020 млн. рублей, в том числе
средства областного бюджета - 5,0 млн. рублей,
из них:
- субсидии муниципальным бюджетам на рефинансирование ипотечных жилищных кредитов - 5,0 млн.рублей;
- внебюджетные источники - 3010,0 млн.рублей.
Сроки выделения средств и возможные источники финансирования приведены в следующей таблице:
Таблица 2
(млн.руб.)
|
Всего 2011-2015 гг. |
В том числе по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Областной бюджет - всего * |
5,0 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- субсидии муниципальным бюджетам на рефинансирование ипотечных жилищных кредитов |
5,0 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- средства местного бюджета на реализацию муниципальных программ ипотечного жилищного кредитования |
5,0 |
5,0 |
- |
- |
- |
- |
- внебюджетные источники |
3010,0 |
549,0 |
581,0 |
601,0 |
626,0 |
653,0 |
Итого: |
3020,0 |
559,0 |
581,0 |
601,0 |
626,0 |
653,0 |
* ежегодно объемы финансирования уточняются при формировании расходов областного бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития области на планируемый период.
VII. Перечень программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.