Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
главы округа Муром Владимирской области
от 17 апреля 2009 г. N 851
Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ
1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основании статьи 179 Бюджетного кодекса РФ и определяет порядок разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, направленных на осуществление главными распорядителями средств бюджета округа, руководителями программ деятельности по достижению целей и задач социально-экономического развития, повышению результативности расходов бюджета округа.
Долгосрочные целевые программы представляют собой комплекс мероприятий, согласованных по содержанию, финансовому обеспечению, исполнителям и срокам исполнения, направленных на достижение целей и решение задач развития экономики и социальной сферы округа Муром.
Структура долгосрочной целевой программы включает:
Паспорт долгосрочной целевой программы.
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа.
Раздел 2. Основные цели и задачи целевой программы.
Раздел 3. Описание ожидаемых результатов реализации программы.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств, источников финансирования и сроках реализации каждого мероприятия).
Раздел 5. Срок реализации программы.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общая оценка вклада долгосрочной целевой программы в достижении стратегической цели, оценка рисков ее реализации.
Раздел 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей).
Раздел 9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах.
Раздел 10. Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
Цель долгосрочной целевой программы - стратегическое направление деятельности администрации, соответствующее приоритетам развития округа Муром.
Задача программы - направление деятельности структурного подразделения администрации, связанное с предоставлением муниципальных услуг.
Мероприятие - комплекс действий по решению задач программы, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
Непосредственный результат - результат, выраженный в количественно измеримых показателях и характеризующий степень реализации задачи долгосрочной целевой программы.
Конечный результат - результат, выраженный в количественно измеримых показателях и направленный на достижение цели и решение задачи долгосрочной целевой программы; конечный результат характеризуется общественно значимым результатом деятельности и получением социального эффекта.
Долгосрочная целевая программа является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя средств бюджета округа.
Предложения по объемам расходов, осуществляемых за счет средств бюджета округа на реализацию долгосрочной целевой программы в целом и каждого из мероприятий, вносятся в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации с расчетами и обоснованиями на весь период реализации программы.
Методическое руководство разработкой долгосрочных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляет отдел экономики администрации округа.
2. Формирование и утверждение долгосрочной целевой программы
Решение о разработке долгосрочной целевой программы принимается Главой округа.
Разработанный проект долгосрочной целевой программы направляется главным распорядителем средств бюджета округа, руководителем программы для экспертизы в отдел экономики администрации.
Обосновывающие материалы, представляемые вместе с проектом долгосрочной целевой программы, должны содержать расчет потребности в расходах на ее реализацию.
В заключении экспертизы устанавливается соответствие проекта долгосрочной целевой программы предъявляемым к ней требованиям, предусмотренным настоящим Положением.
Результаты экспертизы проектов долгосрочных целевых программ или внесенных в них изменений направляются главным распорядителям средств бюджета округа, руководителю программы для подготовки проекта постановления Главы округа.
Отдел экономики формирует проект перечня долгосрочных целевых программ, предлагаемых к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств и получивших положительные заключения экспертиз. Формирование указанного перечня осуществляется исходя из общего объема принимаемых обязательств по долгосрочным целевым программам с учетом предельного объема расходов инвестиционного характера.
Перечень долгосрочных целевых программ утверждается постановлением Главы округа.
Долгосрочные целевые программы подлежат утверждению постановлением Главы округа не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения Совета народных депутатов округа о бюджете в Совет народных депутатов округа.
Утвержденная долгосрочная целевая программа может отражаться отдельной строкой в решении Совета народных депутатов округа о бюджете округа на очередной финансовый год и плановый период.
Прекращение или реализация долгосрочной целевой программы осуществляется в рамках формирования проекта бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период.
При корректировке долгосрочной целевой программы, изменения которой затрагивают плановые индикативные показатели, необходимо экспертное заключение. Внесение изменений в долгосрочные целевые программы подлежат утверждению постановлением Главы округа.
3. Требования к содержанию долгосрочной целевой программы
Паспорт долгосрочной целевой программы включает в себя:
Раздел 1. "Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на местном уровне". Данный раздел содержит:
- развернутую постановку проблемы (задачи), количественную оценку проблемы (задачи), анализ причин ее возникновения;
- оценку соответствия проблемы (задачи) стратегическим целям администрации округа;
- обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы (задачи).
Раздел 2. "Основные цели и задачи программы".
Во втором разделе программы необходимо дать характеристику цели и задач программы, указать стратегическую цель и тактические задачи главного распорядителя средств бюджета округа, на решение которых направлена программа.
Совокупность задач программы должна в полной мере способствовать достижению цели программы, т.е. быть достаточной для ее достижения.
Оптимальным вариантом при формировании программы является наличие одной цели и нескольких задач.
Формулировка цели и задач программы должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные программой сроки, т.е. конечный результат реализации программы.
Требования, предъявляемые к цели и задачам программы:
- достижимость (цель и задачи должны быть потенциально достижимы в установленные сроки реализации программы);
- измеримость (должна существовать возможность проверки достижения цели и задач программы);
- привязка к временному графику (должен быть установлен срок достижения цели).
Раздел 3. "Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы" - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам.
В третьем разделе долгосрочной целевой программы описываются значения целевых индикаторов и показателей цели, задач и мероприятий программы для каждого этапа реализации программы и методики расчета целевых индикаторов программы. Исходя из функций и направлений своей деятельности, перечня бюджетных услуг, структурным подразделением администрации, руководителем программ самостоятельно при разработке программы формируется набор индикаторов для определения результативности программы.
При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- минимизация количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления;
- индикатор цели программы должен отражать конечный результат деятельности главного распорядителя средств бюджета округа;
- индикатор задач программы должен отражать непосредственный результат деятельности, характеризующий объем и качество муниципальных услуг, оказанных главным распорядителем средств бюджета округа;
- индикаторы мероприятий программы должны иметь количественную оценку.
Методики оценки индикаторов могут быть представлены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения.
Раздел 4. "Перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств, источников финансирования и сроках реализации каждого мероприятия)".
Четвертый раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для достижения поставленных целей и решения задач программы, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и направлений расходования) и сроках реализации мероприятий программы.
Формулировка мероприятий программы должна быть с расшифровкой составных элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия, тематика НИОКР и т.д.). Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь конечный результат и обеспечивать достижение целей и решение соответствующих задач программы.
Раздел 5. "Сроки реализации программы".
Раздел 6. "Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации".
Шестой раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, оценку стоимости возможных экологических изменений, общую оценку вклада долгосрочной целевой программы в достижение стратегических целей развития округа, а также перечень внешних факторов, которые могут влиять на реализацию программы.
В рамках текущего раздела необходимо определить степень важности результатов программы для достижения стратегической цели развития округа.
Определение степени влияния факторов на значение показателя мероприятия программы, возможных значений факторов позволит определить потребность в дополнительных средствах на реализацию мероприятия и дополнительном времени, необходимых для достижения планового значения показателя мероприятия программы или, напротив, сэкономленный объем средств и время.
Раздел 7. "Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации"
Расходование бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программных мероприятий и определяется как соотношение полученных результатов и средств, направленных на реализацию программы.
Экономическая эффективность - соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач, программных мероприятий, с затратами на его достижение.
Раздел 8. "Методика оценки эффективности программы".
Для проведения оценки эффективности реализации программных мероприятий могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики соответствующей отрасли.
Методика оценки эффективности программы основывается на данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности, а также затрат в разрезе мероприятий программы. При этом следует осуществлять факторный анализ причин отклонений фактически достигнутых показателей от плановых.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически произведенные затраты сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет.
Раздел 9. "Обоснование потребностей в необходимых ресурсах"
Материалы по обоснованию потребности в ресурсах для реализации программы могут быть представлены в тексте программы или вынесены в дополнительные приложения.
Рекомендуется при формировании материала по обоснованию потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы отражать:
- обоснование потребности в ресурсах по каждому мероприятию программы;
- источники финансирования программы - бюджетные средства, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средства населения, предприятий;
- направления расходования средств - текущая деятельность, НИОКР, расходы инвестиционного характера, субсидии и субвенции.
Раздел 10. "Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию".
В десятом разделе необходимо подробно описать систему управления реализацией долгосрочной целевой программы.
Система управления реализацией программы должна отражать следующие позиции:
- ответственные за реализацию программы в целом и достижение утвержденных целевых индикаторов цели, задач и мероприятий программы;
- ответственные за осуществление мониторинга реализации программы;
-ответственные за формирование отчетности о ходе реализации программы (управленческой, бухгалтерской и статистической).
4. Реализация и контроль за ходом выполнения долгосрочной целевой программы
Долгосрочные целевые программы утверждаются на срок не менее 3-х лет, за исключением программ, разрабатываемых в соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов.
Главный распорядитель средств бюджета округа, руководитель программы несет ответственность за решение задачи путем реализации долгосрочной целевой программы и за обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов, осуществляет мониторинг и контроль за ходом ее реализации.
Отчеты о выполнении долгосрочных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются главным распорядителем средств бюджета округа, руководителем программы в отдел экономики и финансовое управление ежегодно, не позднее 1 февраля следующего за отчетным годом, в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности и по форме согласно приложению N 4.
По каждой долгосрочной целевой программе экспертной комиссией ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. На основании заключения экспертной комиссии, отдел экономики администрации готовит постановление Главы округа об утверждении отчета о реализации программы. По результатам указанной оценки не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в Совет народных депутатов округа может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ муниципальных контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением Главы округа, утвердившим программу.
Главный распорядитель средств бюджета округа, руководитель программы организуют размещение текста утвержденной долгосрочной целевой программы на сайте своего подразделения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.