Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 15 октября 2009 г. N 855
(с изменениями от 2 апреля, 7 октября, 29 декабря 2010 г.)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 29 декабря 2010 г. N 1386 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт
долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая Программа развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"; |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.01.2009; Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 830 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы"
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Основные стратегические цели и задачи деятельности системы образования определяются положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Подпрограммы социально-экономического развития России на период до 2020 года, Указа Губернатора области от 20.07.2007 N 17 "О реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Губернатора области от 07.11.2008 N 766 "О порядке проведения мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета", Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
В соответствии с проводимой в стране реформой бюджетного процесса, направленной на повышение результативности расходов и оптимизацию управления бюджетными ресурсами, особую важность приобретает вопрос перехода от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами.
Во исполнение постановлений Губернатора области от 29.08.2008 N 610 "О разработке мероприятий по снижению неэффективных расходов и повышению качества жизни граждан", от 26.12.2008 N 943 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в период мирового финансового кризиса" департаментом образования администрации Владимирской области (далее - департамент образования) разработаны мероприятия, направленные на снижение неэффективных расходов по отрасли "Образование" и смягчение последствий финансового кризиса.
Исходя из полномочий, определенных федеральными нормативными актами, а также приоритетов региональной государственной политики, департамент образования осуществлял деятельность, направленную на достижение национальных стратегических целей: повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны, создание потенциала для будущего развития России.
В системе образования области решается главная стратегическая задача - обеспечивается равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. В 2008-2009 учебном году система общего образования представлена в области 486 общеобразовательными учреждениями (55 - начальных, 133 - основных, 298 - средних), в которых обучаются 119163 школьника.
Сеть областных государственных учреждений образования состоит из 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (2517 обучающихся), 2 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом 428 человек. Государственное обеспечение и социальная поддержка 499 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в 15 детских домах. Предоставление дополнительного образования 300 детям и обеспечение методического руководства внешкольными учреждениями области осуществляется областным центром дополнительного образования. В 33 областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования обучается 10400 человек.
В 2008 году в отрасли решалась задача совершенствования экономических механизмов путем введения нормативного подушевого финансирования (принят Закон Владимирской области от 10.11.2008 N 178-ОЗ "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2009 год"). В результате введения норматива исключен субъективный подход распределения финансовых средств, так как переход к нормативному финансированию позволил ввести единое правило формирования бюджета системы образования области по каждому типу, виду, категории учреждения и с учетом места его нахождения.
В 2008 году начато внедрение финансово-экономических механизмов, обеспечивающих заинтересованность учреждений и учителей в повышении качества и результативности предоставляемых услуг. В целях перехода к новой системе оплаты труда, учитывающей ведомственные особенности, принято постановление Губернатора области от 30.07.2008 N 544 "Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования".
Таким образом, в период с 2006 по 2009 год в рамках реализации областной целевой программы развития образования
- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый метод финансирования. Из регионального бюджета финансируется оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов);из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий, сооружений общеобразовательных учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с заработной платой педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результат работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации образовательных услуг;
- в муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа с опорной школой;
- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят государственное образовательное учреждение Владимирской области "Институт повышения квалификации работников образования" и ведущие учреждения высшего профессионального образования;
- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса. Если в 2000-2001 гг. на 1 компьютер приходилось 36 обучающихся, то в 2007-2008гг. -20 человек. Компьютерный парк образовательных учреждений в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;
- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;
- по сравнению с 2006 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2006-2008 годы количество обучающихся в профессиональных лицеях, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 24 до 90%, увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы в отрасли "Образование", в региональной системе образования сохраняются проблемы, свидетельствующие о том, что темпы изменений не в полной мере удовлетворяют общество, педагогов, непедагогический персонал и самих обучающихся.
Основными из них являются:
- недостаточная эффективность и рациональность использования ресурсного обеспечения региональной системы образования для решения современных задач образования;
- недостаточный уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических работников;
- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональном образовании;
- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Данная Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в системе образования, определяющей стратегию и ключевые направления развития образования в области, а также логическим продолжением Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, областной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, "Основных направлений модернизации образования Владимирской области на 2004-2010 годы" и "Комплекса мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2006-2007 годы".
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы индикаторов и показателей сферы образования.
III. Основные цели и задачи Программы
Для обеспечения необходимого качества образовательных услуг и образовательных результатов региональная система образования должна:
- обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, условий для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора в целях реализации приоритетов государственной политики в сфере образования;
- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории;
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, приоритетными целями и направлениями региональной образовательной политики на ближайшие 3-5 лет являются:
- обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования;
- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
- обеспечение успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в обществе и на рынке труда, создание условий для их социальной мобильности;
- совершенствование эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы.
Реализация этих целей в значительной степени обеспечит развитие региональной системы образования и решение имеющихся задач:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических моделей в сфере образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;
Мероприятия, заложенные в Программе, являются продолжением работы по развитию образования области и рассчитаны на 2009-2012 годы.
Достижение стратегических целей и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
IV. Механизм реализации и управления Программой
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегические и оперативные планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния качества образования. Положения Программы, которые планируется реализовывать совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области, предполагается осуществлять через договоры, заключенные между департаментом образования и органами местного самоуправления.
Координатором реализации Программы является департамент образования.
Мероприятия Программы конкретизируются в годовых планах работы департамента образования и договорах с муниципальными органами, осуществляющими управление образованием.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 29 декабря 2010 г. N 1386 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Ресурсное обеспечение Программы
Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, в соответствии с задачами приведены в таблице.
Объемы финансирования Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Всего (тыс. руб.) |
в том числе |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 |
Совершенствование содержания и технологий образования |
6421489,3 |
1493139,4 |
1649629,9 |
1639360,0 |
1639360,0 |
2 |
Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2777909,1 |
732764,8 |
678767,1 |
683002,1 |
683375,1 |
3 |
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг |
185561,8 |
53945,9 |
42092,8 |
44719,2 |
44803,9 |
4 |
Повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических механизмов в сфере образования |
227501,0 |
51826,0 |
55787,0 |
59944,0 |
59944,0 |
5 |
Совершенствование финансово-экономических моделей управления в сфере образования и материально-технической базы образовательных учреждений |
12800223,1 |
3116419,5 |
3091913,6 |
3308845,0 |
3283045,0 |
|
Итого по Программе |
22412684,3 |
5448095,6 |
5518190,4 |
5735870,3 |
5710528,0 |
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней подлежат ежегодному уточнению и корректировке в соответствии с возможностями этих бюджетов.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития образования: формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня; содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в области в целом; обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
- выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
- повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательных учреждений (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся;
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
- профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
- увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой; снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);
- расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
- расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);
- увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);
- обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
- увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших среднее (полное) общее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
- повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения;
- увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
- увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;
- увеличение количества лиц, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
г) повышение эффективности финансирования образования:
- повышение стимулирующих функций оплаты труда педагогов, рост объема стимулирующих надбавок, рост заработной платы учителей;
- сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
- рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования;
- обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);
д) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);
- развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
а) на региональном уровне:
- повышение конкурентоспособности и эффективности экономики области, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений, перехода на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, совершенствование новой системы оплаты труда работников образования;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- введение новых форм управления в системе образования;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования;
- реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
- увеличение количества научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
- рост негосударственного финансирования образовательных программ;
- улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
в) в сфере социальной привлекательности образования:
- расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
- повышение спроса на квалифицированные кадры;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие регионы и отрасли.
VII. Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы, которая приведена в приложении N 1.
VIII. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2. Расчет потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.