Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города Владимира
от 30 июня 2011 г. N 1230
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Владимир на период до 2013 года
29 мая, 9, 22 октября, 10 декабря 2012 г., 2 апреля, 10 июня, 16 августа, 18 октября, 13 декабря 2013 г., 20 февраля 2014 г.
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Владимир на период до 2013 года |
Основание разработки для |
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"; - постановление Губернатора Владимирской области от 21.02.2011 N 131 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"; - Основные направления бюджетной и налоговой политики города Владимира на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденные постановлением главы города Владимира от 29.11.2010 N 4450 "О проекте бюджета города на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" |
Разработчик Программы |
Финансовое управление администрации города Владимира |
Цель Программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Владимира, обеспечению потребностей населения города в муниципальных услугах, повышению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города, повышения качества бюджетного процесса |
Задачи Программы |
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Владимира; - совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета города; - реформирование системы бюджетных платежей; - повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; - внедрение программно-целевого принципа исполнения бюджета; - осуществление мероприятий по повышению энергетической эффективности; - реформирование муниципального финансового контроля и развитие ведомственного контроля |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Координатор Программы |
Финансовое управление администрации города Владимира (далее - финансовое управление) |
Исполнители Программы |
Структурные подразделения администрации города Владимира |
Объемы финансирования |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города, в том числе в рамках текущего финансирования деятельности исполнителей мероприятий Программы |
Ожидаемые конечные результаты |
- повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Владимира; - переход на программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета; - повышение качества и доступности муниципальных услуг, открытости деятельности учреждений, оказывающих эти услуги, для потребителей услуг; - внедрение нормативов затрат на оказание муниципальных услуг; - совершенствование процедур внутреннего контроля главными распорядителями бюджетных средств; - сокращение энергетических потерь в организациях бюджетной сферы |
II. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
Действующая в настоящее время во Владимирской области система региональных финансов сложилась в результате активных процессов реформирования, начавшихся в Российской Федерации и Владимирской области в 2000-х годах.
Город Владимир на протяжении ряда лет участвовал в реализации бюджетных реформ, проводимых Правительством Российской Федерации и администрацией Владимирской области в части развития казначейского исполнения бюджета, реформирования бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий, повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами.
Результатом данных реформ стало формирование в городе Владимире современной системы управления общественными муниципальными финансами путем:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- перехода на казначейское исполнение бюджета города Владимира, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств бюджета, управление единым счетом местного бюджета;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, реестра расходных обязательств, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, муниципальных заданий);
- перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности;
- создания системы мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации главных распорядителей бюджетных средств, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- требование дальнейшего распространения опыта внедрения муниципальных заданий, создание и совершенствование системы стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки;
- при наличии нормативной базы по разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ внедрение программно-целевого принципа исполнения бюджета осуществляется неоправданно низкими темпами;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Владимира является важнейшим условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития города, что в свою очередь увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и управления финансовыми ресурсами.
III. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Владимира по выполнению муниципальных функций, обеспечению потребностей населения города в муниципальных услугах, повышению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города, повышения качества бюджетного процесса.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения, развитие экономического потенциала города Владимира путем привлечения инвестиций, обеспечения мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры.
Для достижения указанной цели в 2011 - 2012 годах необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Владимира;
- совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета города;
- реформирование системы бюджетных платежей;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- внедрение программно-целевого принципа исполнения бюджета;
- осуществление мероприятий по повышению энергетической эффективности;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие ведомственного контроля.
IV. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Владимира
Важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильного социально-экономического климата является проведение предсказуемой и ответственной бюджетной, налоговой и долговой политики.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Владимира является одной из основных задач бюджетной политики города.
Сбалансированность бюджета - это соответствие расходных обязательств доходным источникам бюджета. Устойчивость бюджета - способность бюджета сохранять сбалансированность бюджета при неблагоприятном сценарии развития экономической ситуации в городе.
В рамках реализации предсказуемой и ответственной бюджетной, налоговой и долговой политики уже были предприняты определенные меры по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета города:
- осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, в составе бюджета предусмотрены условно утвержденные расходы;
- внедрены процедуры мониторинга кредиторской задолженности бюджета;
- формализованы процедуры составления реестра расходных обязательств города, кассового плана исполнения бюджета.
Дальнейшее повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Владимира планируется обеспечить посредством:
- мобилизации резерва роста доходов бюджета города за счет увеличения уровня заработной платы в отраслях экономики, привлечения инвестиций, повышения эффективностью управления муниципальной собственностью;
- проведением налоговой политики, предусматривающей ограничение предоставления налоговых льгот, разработку порядка проведения оценки эффективности их предоставления;
- совершенствование системы управления внутренним долгом;
- совершенствования организации и методов прогнозирования кассового исполнения бюджета города Владимира с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество планирования и соблюдение показателей кассового плана.
4.1. Мобилизация резерва роста доходов бюджета города
Современная финансово-бюджетная система города характеризуется социальной ориентированностью и направлена на наращивание налогового потенциала экономики города, поиск дополнительных источников пополнения бюджета.
Одним из основных бюджетообразующих доходных источников является земельный налог. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации данный налог отнесен к местным и зачисляется в муниципальные бюджеты по нормативу 100%. Введение на территории муниципального образования город Владимир с 01.01.2009 новой кадастровой оценки земель позволило увеличить более чем в 1,5 раза поступление данного налога к уровню 2008 года.
В городе Владимире с 2009 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ и статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" проводится работа по налогообложению земельным налогом земельных участков, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования.
По запросам налоговых органов города, организована работа с управляющими организациями по предоставлению сведений для расчета доли каждого собственника в праве общей долевой собственности на земельные участки. В настоящее время в налоговые органы передана информация по 1 485 земельным участкам многоквартирных жилых домов (более 60%) для подготовки налоговых уведомлений для уплаты земельного налога собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.
В целях увеличения налогового потенциала по налогу на имущество физических лиц в 2010 году из бюджета города выделено 4 990 тыс. руб. на выполнение работ по проведению обследования территории города Владимира. В результате проведенной работы Владимирским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" выявлен 4 827 объект недвижимого имущества, сведения о которых отсутствовали в органах технического учета и технической инвентаризации и по которым налоговыми органами города не начислялся налог на имущество физических лиц.
При администрации города создана постоянно действующая комиссия по мобилизации доходов бюджета города, на которые приглашаются юридические и физические лица, допустившие недоимку по налоговым платежам в бюджет города. Для оповещения налогоплательщиков используются средства массовой информации, официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира, размещаются объявления в салонах общественного авто-и электротранспорта, на досках объявлений в проходных крупных промышленных предприятий и организаций, учреждениях образования, местах массового нахождения людей (торговые центры, рынки, спортивные сооружения), рекламных щитах и тумбах, на досках объявлений в жилых домах, гаражно-строительных кооперативах, автостоянках, должникам рассылаются письма о имеющейся задолженности по налоговым платежам.
Дальнейшая работа органов местного самоуправления муниципального образования должна быть направлена на создание предпосылок, необходимых для обеспечения стабильности, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджета, а также создания устойчивых стимулов по ее наращиванию путем реализации следующих мер:
1. В целях повышения темпов роста налога на доходы физических лиц необходимо выработать и реализовать комплекс мер по повышению уровня среднемесячной начисленной заработной платы - выявлять резервы роста реальных доходов налогоплательщиков и налога на доходы физических лиц, а также продолжить работу по легализации заработной платы с руководителями организаций, использующих "конвертные" зарплатные схемы.
2. Направить усилия на привлечение инвестиций в экономику города, что позволит создать новые рабочие места, увеличит налоговый потенциал города.
3. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью города, мобилизации доходов бюджета города планируется решение следующих задач:
- увеличение уровня собираемости арендной платы за земельные участки и муниципальное имущество, активизация работы по взысканию задолженности в судебном порядке;
- активизация работы по регистрации права собственности городского округа Владимир на земельные участки, на которых расположены объекты муниципальной собственности;
- усиление муниципального земельного контроля за соблюдением разрешенного в соответствии с договором аренды использования земель;
- усиление контроля за целевым использованием и сохранностью муниципального имущества;
- минимизация бюджетных расходов на содержание неиспользуемого муниципального имущества путем перепрофилирования и приватизации имущества, которое не используется или используется неэффективно;
- проведение работ по оценке объектов недвижимости, неучтенных в органах технического учета и технической инвентаризации, выявленных в 2010 году с целью постановки их на налоговый учет;
- установление дифференцированных ставок налога на имущество физических лиц с учетом складывающейся экономической и социальной ситуации в городе.
4.2. Проведение налоговой политики, предусматривающей ограничение предоставления налоговых льгот, разработку порядка проведения оценки эффективности их предоставления
В течение 2008 - 2010 годов налоговая политика, проводимая органами местного самоуправления города Владимира, предусматривала ограничение предоставления налоговых льгот.
Налоговые льготы, которые действуют на данный момент, имеют социальную направленность.
В 2009 году сумма льгот по местным налогам - налогу на землю и налогу на имущество физических лиц составила 42 507 тыс. руб., в том числе предоставленных в соответствии с федеральным законодательством 38 535 тыс. руб., решениями Совета народных депутатов города Владимира 3 972 тыс. руб.
Общий объем предоставленных льгот за 2009 год составил 1,2% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Преемственность проводимой налоговой политики в дальнейшем в части ограничения предоставления налоговых льгот позволит обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы города Владимира.
4.3. Совершенствование системы управления внутренним долгом
Недостаточность бюджетных ресурсов для исполнения расходных обязательств муниципального образования и неравномерность поступления доходных источников в течение года повышает актуальность привлечения краткосрочных и долгосрочных заемных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет перечень видов долговых обязательств муниципального образования и устанавливает ограничения на предельный объем муниципального долга и расходов на его обслуживание, определяет требования к составу, порядку учета и регистрации долговых обязательств муниципального образования.
Управление муниципальным внутренним долгом является составной частью системы управления муниципальными финансами в городе Владимире.
Объем муниципального внутреннего долга города Владимира на 01.01.2011 составлял 352 млн руб. или 8,8% от общего объема доходов бюджета за исключением объема безвозмездных поступлений, расходы на обслуживание муниципального долга утверждены в бюджете в сумме 36 млн руб. или 0,8% от расходов бюджета без учета субвенций из областного бюджета. В целях своевременного исполнения действующих долговых обязательств в 2011 году планируется погашение основного долга в объеме 120 млн руб.
Кроме того, в случае возникновения временных кассовых разрывов в процессе исполнения бюджета администрацией города ежегодно прорабатывается вопрос об открытии кредитной линии со свободным графиком выборки и сроком погашения до 25 декабря текущего года на сумму 100 млн руб.
Принципами политики управления муниципальным долгом города Владимира являются:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
- минимизация стоимости обслуживания долга;
- эффективность использования заемных средств;
- прозрачность управления долгом.
Действующие нормативные правовые акты муниципального образования город Владимир устанавливают общие принципы управления муниципальным внутренним долгом, порядок привлечения определенных Бюджетным кодексом видов заимствований, а также способ и форму учета долговых обязательств. Привлечение муниципальных заимствований осуществляется в соответствии с решением Совета народных депутатов города Владимира от 19.11.2008 N 235 "О "Положении о муниципальном долге города Владимира", а также постановлением главы города Владимира от 09.12.2008 N 4583 "Об управлении муниципальным долгом города Владимира".
В рамках Программы под управлением муниципальным долгом города Владимира следует понимать стратегию управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимизации распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основными мероприятиями по совершенствованию системы управления муниципальным долгом муниципального образования города Владимира являются:
- формирование долговой политики исходя из обеспечения выполнения расходных обязательств города с соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством;
- определение потенциала и экономически безопасного уровня муниципального долга, минимально необходимого объема муниципальных заимствований, предоставления гарантий для обеспечения сбалансированности бюджета города;
- продолжение осуществления отбора кредитных организаций для привлечения кредитных ресурсов на конкурсной основе, что позволит снизить расходы на обслуживание заемных средств;
- применение механизмов привлечения бюджетных кредитов из областного бюджета по низкой процентной ставке в сочетании с более выгодными сроками заимствования;
- обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств;
- оптимизация структуры муниципального долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;
- оптимизация объемов и сроков привлечения муниципальных заимствований, предоставления гарантий.
Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание муниципального долга, но на прямую влияет на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.
4.4. Совершенствование организации и методов прогнозирования кассового исполнения бюджета города Владимира
Анализ составления сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств показал низкий уровень качества планирования главными распорядителями бюджетных ассигнований как в разрезе распределения расходов бюджета по целевым статьям, видам расходов и кодам операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, так и при поквартальном распределении расходов бюджета главного распорядителя. Концентрация расходов бюджета в IV квартале 2010 года составила 33% к годовому исполнению. В течение года в сводную бюджетную роспись внесено 1189 справок-уведомлений, из них в поквартальное распределение расходов - 89 справок-уведомлений.
Одним из инструментов повышения качества планирования и исполнения бюджета города является введение кассового плана исполнения бюджета, предусматривающего составление главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями бюджетных средств помесячного распределения прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета.
Одним из направлений недопущения неполного востребования заявленных прогнозных показателей по кассовым выплатам из бюджета города, более равномерному использованию бюджетных средств в течение года является повышение ответственности главных распорядителей за качество планирования и поквартального распределения расходов.
V. Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета города
Муниципальное образование город Владимир имеет статус городского округа и исполняет соответствующие полномочия органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с законодательством Владимирской области органам местного самоуправления города ежегодно передается на исполнение около 20 отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется в форме целевых субвенций.
За счет средств бюджета города осуществляется финансирование 231 муниципального учреждения с общей штатной численностью 15,6 тыс. чел.
Расходы на содержание существующей бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых услуг муниципальными учреждениями, а исходя из необходимости содержания данной сети. В целях повышения эффективности бюджетных расходов в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты - средства бюджета должны направляться не на поддержание функционирования учреждения как юридического лица, а на обеспечение каждому гражданину права на получение муниципальной услуги высокого качества.
Расходы бюджета зависят, как и доходы, от реально складывающейся экономической ситуации. Ведомственная структура расходов бюджета города ежегодно утверждается решением Совета народных депутатов города Владимира о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период и определяет размеры бюджетных расходов по статьям затрат. Расходование бюджетных средств осуществляются непосредственно бюджетополучателями.
В рамках реализации задачи повышения роли среднесрочного финансового планирования, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2007 год, бюджет города впервые был сформирован на три года -очередной 2008 год и плановый период 2009 - 2010 годов.
В основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные бюджетные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом, на принятие новых расходных обязательств в плановом периоде предусматривается создание и поддержание необходимых финансовых резервов -утверждение в составе расходов бюджета планового периода условно утверждаемых расходов в размере не менее 2,5% общего объема расходов бюджета в первый год планового периода и 5% во второй год планового периода.
Данная норма позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетной, налоговой и долговой политики, способствует повышению устойчивости бюджетной системы города, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов, дает возможность главным распорядителям бюджетных средств реагировать на меняющуюся ситуацию, при необходимости реструктуризировать обязательства, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, реализовывать новые приоритеты бюджетной политики.
Одновременно с институтом трехлетнего планирования бюджета в бюджетный процесс города введена норма раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Данная норма обеспечивает безусловное исполнение ранее принятых (действующих) расходных обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой бюджетной политики в пределах имеющихся бюджетных ресурсов.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, сокращения темпов роста собственных доходов и увеличения темпов роста расходов бюджета перед органами местного самоуправления стоит задача недопущения установления долгосрочных целей без учета объективно обусловленных бюджетных ограничений, возникновения необеспеченных расходных обязательств, "раздувания" расходов, не имеющих четких результативных критериев. В этих целях на муниципальном уровне планируется:
- закрепление принципов принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период их действия, с учетом сроков и механизмов их реализации, а также установленных бюджетных ограничений;
- анализ и оценка рисков для бюджетной системы от принятия новых расходных обязательств (увеличения финансирования принятых расходных обязательств);
- закрепление ответственности должностных лиц за принятие решений по введению новых расходных обязательств (увеличению финансирования принятых расходных обязательств), необеспеченных источниками финансирования;
- введение процедуры конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств.
VI. Реформирование системы бюджетных платежей
В целях обеспечения надежности финансовой системы и исполнения местного бюджета с соблюдением принципа единства кассы в городе Владимире осуществлен переход к учету операций по доходам и расходам местного бюджета на едином счете.
В настоящее время все операции по средствам бюджета осуществляются на 230 лицевых счетах, открытых получателям бюджетных средств в управлении Федерального казначейства по Владимирской области.
Реализация положений бюджетного законодательства, касающихся совершенствования правового положения муниципальных учреждений, будет осуществляться в условиях продолжения политики максимальной концентрации средств этих учреждений на едином счете местного бюджета. Обслуживание муниципальных казенных учреждений планируется проводить в рамках действующего соглашения между управлением Федерального казначейства по Владимирской области и администрацией города. В целях обеспечения эффективного, целевого и рационального использования бюджетных средств планируется кассовое обслуживание операций, осуществляемых муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, осуществлять также через казначейскую систему.
Реформирование системы бюджетных платежей потребует реализации совместно с органом Федерального казначейства следующих мероприятий:
- открытие лицевых счетов муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, не являющимся получателями средств бюджета города;
- закрытие лицевых счетов в связи с изменением типа учреждения, переоформление лицевых счетов участникам бюджетного процесса;
- передача органам федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета, в том числе по санкционированию оплаты денежных обязательств по лицевым счетам получателей бюджетных средств
Результатом реализации мер будет сокращение времени на прохождение платежей получателей средств местного бюджета, аккумулирование средств казенных и бюджетных учреждений на счетах, открытых в органах Федерального казначейства, позволит мобильно использовать в течение финансового года все свободные финансовые ресурсы в процессе управления средствами на едином счете бюджета.
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг
Проходящая в Российской Федерации бюджетная реформа определяет принципиальное изменение методологии бюджетного планирования, заключающееся в переходе от сметного планирования к результативному.
В городе Владимире муниципальные услуги оказываются в соответствии с полномочиями городского округа, закрепленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Владимира, а также положениями об отраслевых подразделениях администрации города Владимира, ответственных за предоставление соответствующих услуг.
За период 2008 - 2010 годов в муниципалитете проведена определенная работа по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат:
- утверждены нормативные правовые акты, определяющие порядок составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, порядок составления, утверждения и оценки исполнения муниципальных заданий;
- разработаны методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам;
- главными распорядителями устанавливаются муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, проводится оценка их выполнения.
Вместе тем, на отраслевом уровне отсутствует или не в полном объеме разработана нормативная правовая база по предоставлению качественных муниципальных услуг населению города:
- не утверждены перечни муниципальных услуг, предоставляемых отраслями социальной сферы образования, культуры, здравоохранения и физической культуры;
- отсутствует порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении соответствующих муниципальных услуг при формировании расходов бюджета на очередной финансовый год, что приводит к недостаточной обоснованности выделяемых объемов финансирования на исполнение расходных обязательств, предусмотренных в рамках бюджета города Владимира. Ежегодное определение потребности в предоставленных муниципальных услугах базируется, в основном, на данных, содержащихся в отчетах о сети, штатах и контингентах, формируемых бюджетными учреждениями;
- не по всем видам муниципальных услуг установлены требования к качеству муниципальных услуг (стандарты качества);
- не разработаны отраслевые положения по порядку определения расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг;
- не разработаны отраслевые положения, определяющие порядок контроля за исполнением муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
До настоящего времени планирование бюджетных ассигнований осуществляется главными распорядителями бюджетных средств исходя не из объемов оказанных услуг и установленных нормативов затрат, а исходя из необходимости содержания действующей подведомственной сети учреждений. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в основном методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде.
Целями деятельности администрации в данном направлении являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, социального обеспечения;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения внебюджетных источников;
- привлечение и закрепление в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимоувязанные задачи:
- совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
- разработка необходимой нормативной правовой базы, устанавливающей перечни муниципальных услуг, стандарты качества, порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении соответствующих муниципальных услуг, порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, порядок контроля за исполнением муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений проводятся в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений, привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности.
Положения указанного закона направлены на расширение самостоятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, что в свою очередь повышает ответственность за целевым, эффективным и рациональным использованием имеющихся финансовых, имущественных ресурсов.
Предусматривается изменение механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги:
- перевод со сметного финансирования на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
- предоставление прав оставлять доходы от приносящей доход деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- исключение субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам учреждения;
- расширение прав по распоряжению закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган администрации города Владимира, выполняющий функции учредителя.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, сопровождается дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в бюджет города.
До 01 января 2012 года установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям, так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение качества и снижение бюджетных расходов на оказание соответствующих услуг, в том числе:
- включение требований по применению энергосберегающих технологий в состав требований к качеству муниципальных услуг;
- планирование ассигнований на оказание услуг с учетом сокращения потребления энергетических ресурсов;
- установление измеримых финансовых санкций для муниципальных учреждений и иных организаций, оказывающих услуги, за неполное выполнение муниципальных заданий, нарушение требований к качеству муниципальных услуг.
VIII. Внедрение программно-целевого принципа исполнения бюджета
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов и, как следствие, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления является внедрение программно-целевого принципа формирования и исполнения муниципального бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов переход на программную структуру расходов бюджета создает предпосылки перехода от "затратного" принципа формирования и исполнения бюджета к "результативному" -нацеленному на достижение конкретных целей и задач.
Реализация программно-целевого метода бюджетного планирования на территории муниципального образования города Владимира осуществляется посредством принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ. Постановлениями главы города Владимира утверждены порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, порядок оценки результативности и эффективности долгосрочных целевых программ, порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
Вместе с тем, при наличии нормативной правовой базы для разработки и реализации целевых программ из бюджета города в 2010 году финансировалось 9 долгосрочных и 6 ведомственных целевых программ, удельный вес расходов на их реализацию в общем объеме расходов бюджета составил менее 5%.
Основной задачей деятельности органов местного самоуправления в данном направлении является увеличение удельного веса расходов бюджета на реализацию целевых программ в 2011 - 2012 годах до 50%, в 2013 году - до 80% общего объема расходов. В целях достижения поставленной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия:
- внесение изменений в порядок составления проекта бюджета города в части определения порядка планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета города на реализацию целевых программ на среднесрочный период;
- проведение анализа утвержденных порядков разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ, при необходимости внесение в них изменений и дополнений;
- совершенствование процедуры проведения оценки эффективности реализации программ;
- побуждение главных распорядителей бюджетных средств к переводу текущих расходов бюджета на содержание подведомственной сети и исполнение расходных обязательств на программно-целевой принцип путем разработки долгосрочных и ведомственных целевых программ.
IX. Осуществление мероприятий по повышению энергетической эффективности
Одно из приоритетных направлений в повышении эффективности бюджетных расходов, модернизации экономики города Владимира - обеспечение ее энергоэффективности и внедрение мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также усиление административной и экономической ответственности за энергорасточительную деятельность.
В 2010 году в муниципальном образовании город Владимир утверждена долгосрочная целевая программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. Владимира в 2010 - 2012 годах и на период до 2020 года.
В рамках реализации поставленных задач исполнителям программы необходимо:
- установить строгий контроль за выполнением мероприятий программы;
- провести анализ деятельности подведомственных учреждений и их бюджетных смет с целью определения дополнительных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, и источников финансирования; при необходимости внести изменения в утвержденную программу;
- разработать муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на основе применения энергосберегающих технологий.
X. Реформирование муниципального финансового контроля и развитие ведомственного контроля
Переход к программно-целевому бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует реформирования системы финансового контроля.
Мероприятия по развитию системы муниципального контроля должны быть направлены на:
- организацию действенного контроля за полной и качеством выполнения установленных муниципальных заданий, целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований;
- принятие дополнительных мер к организации системы внутреннего контроля главными администраторами доходов бюджета и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города Владимира, а также главными распорядителями бюджетных средств, направленных на сокращение неэффективных расходов, соблюдение стандартов и правил составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, соблюдения административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер по повышению результативности (эффективности) использования бюджетных средств;
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Постановлением администрации города Владимира от 29 мая 2012 г. N 2266 раздел XI настоящего приложения изложен в новой редакции
XI. Управление Программой
Реализацию Программы предлагается осуществлять в соответствии с планом мероприятий реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Владимир на период до 2013 года (далее - План) согласно приложению к Программе.
В Плане определяются сроки и исполнители по каждому программному мероприятию.
Мероприятия Плана на 2013 год корректируются в декабре предшествующего года с учётом достигнутых результатов.
Координацию действий по реализации Программы осуществляет финансовое управление.
Руководство, мониторинг и текущий контроль за реализацией Программы будет осуществляться бюджетной комиссией, состав которой утверждается распоряжением администрации города Владимира.
Определить ответственных исполнителей по реализации, координации установленных задач Программы, подготовки сводных отчётов и предложений по коррекции Плана мероприятий Программы согласно таблице.
Наименование задачи Программы |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
Задача 1 "Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета" |
Финансовое управление |
Задача 2 "Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета города" |
Финансовое управление |
Задача 3 "Реформирование системы бюджетных платежей" |
Финансовое управление |
Задача 4 "Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг" |
Управление экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг |
Задача 5 "Внедрение программно-целевого принципа исполнения бюджета" |
Управление экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг |
Задача 6 "Осуществление мероприятий по повышению энергетической эффективности" |
Управление жилищно-коммунального хозяйства |
Задача 7 "Реформирование муниципального финансового контроля и развитие ведомственного контроля" |
Финансовое управление |
Задача 8 "Иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальных учреждениях, включая оптимизацию численности персонала" |
Финансовое управление |
Задача 9 "Оптимизация численности муниципальных служащих" |
Управление организационной работы и муниципальной службы |
Исполнители программных мероприятий согласно Плана представляют ответственному исполнителю по реализации установленных задач Программы отчёт о выполнении мероприятий Плана ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчётным, и до 01 февраля года, следующего за отчётным.
Ответственные исполнители представляют сводный отчёт о выполнении задач Программы в разрезе мероприятий Плана ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчётным, и до 10 февраля года, следующего за отчётным.
Финансовое управление совместно с управлением экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг осуществляют подготовку информации, отчётов о выполнении Плана мероприятий Программы, предложений по корректировке Программы для рассмотрения на рабочей группе.
Постановлением администрации города Владимира от 20 февраля 2014 г. N 581 раздел XII настоящего приложения изложен в новой редакции
XII. Финансирование программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города, в том числе в рамках текущего финансирования деятельности исполнителей мероприятий.
Общий объем расходов на реализацию Программы за 2011 - 2013 годы составит 10 301 615 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 2 980 890 тыс. руб., из них за счет:
- бюджета города - 1 334 830 тыс. руб.,
- областных средств - 1 646 060 тыс. руб.;
2012 год - 3 011 343 тыс. руб., из них за счет:
- бюджета города - 1 611 076 тыс. руб.,
- областных средств - 1 400 267 тыс. руб.;
2013 год - 4 309 382 тыс. руб., из них за счет:
- бюджета города - 2 705 469 тыс. руб.,
- областных средств - 1 603 913 тыс. руб.
Планируется финансирование следующих мероприятий Программы:
N мероприятия по Плану |
Наименование мероприятия |
Объемы финансирования по Программе, тыс. руб. |
1.3. |
Управление муниципальным долгом города Владимира |
МБ г. - 142 062 г. - 176 605 г. - 252 362 |
5.5. |
Разработка долгосрочных и ведомственных целевых программ - расходы бюджета, осуществляемые программно-целевым методом должны составить не менее: год - 20% общего объема расходов; год - 50%; год - 70% |
Всего г. - 2 838 828 г. - 2 834 738 г. - 4 057 020 в том числе: МБ г. - 1 192 768 г. - 1 434 471 г. - 2 453 107 ОБ г. - 1 646 060 г. - 1 400 267 г. - 1 603 913 |
Принятые сокращения: МБ - местный бюджет, ОБ - областной бюджет.
Постановлением администрации города Владимира от 2 апреля 2013 г. N 1123 в раздел XIII настоящего приложения внесены изменения
XIII. Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы, планируемые к достижению в результате её реализации в целом и по годам представлены в таблице.
Коэффициент общей сбалансированности отражает соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования:
кобщ = (Д + ИФДБ) / (Р + ИФДБ),
где Д - доходы бюджета,
ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета,
Р - расходы бюджета.
Коэффициент базовой сбалансированности бюджета отражает соотношение расходов и доходов бюджета и позволяет оценить сбалансированность бюджета без привлечения заёмных средств:
кбаз = Д / Р.
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета отражает соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий и доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений, объем которых не зависит от деятельности органов местного самоуправления и имеет непостоянный характер:
ксобст = (Д - БП) / (Р - С), где БП - безвозмездные поступления в бюджет, С - субвенции.
Дефицит бюджета отражает соотношение необеспеченных источниками финансирования расходных обязательств бюджета города к объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
D = (Р -Д) / (Д - БП).
Доля расходов бюджета на обслуживание муниципального долга отражает соотношение расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета
Uобс = Робс / (Р -С), где Робс - расходы бюджета на обслуживание муниципального долга.
XIV. Ожидаемые результаты от реализации Программы
По итогам реализации мероприятий Программы по основным направления ожидаются:
- повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Владимира;
- переход на программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг, открытости деятельности учреждений, оказывающих эти услуги, для потребителей услуг;
- внедрение нормативов затрат на оказание муниципальных услуг и, как результат, оптимизация структуры расходов бюджета на финансирование предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных расходов за счет установления требований к качеству муниципальных услуг;
- совершенствование процедур внутреннего контроля главными распорядителями бюджетных средств;
- сокращение энергетических потерь в организациях бюджетной сферы;
- минимизация муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.