Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 15 октября 2009 г. N 855
(с изменениями от 2 апреля, 7 октября, 29 декабря 2010 г.,
24 июня, 1 августа 2011 г.)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 1 августа 2011 г. N 770 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт
долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая Программа развития образования Владимирской области на 2009-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"; |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.01.2009; Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 830 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик |
Администрация Владимирской области |
Руководитель Программы |
Департамент образования администрации Владимирской области |
Цели и задачи |
Цели Программы: - обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования; - обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; - обеспечение успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в обществе и на рынке труда, создание условий для их социальной мобильности; - совершенствование эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы Задачи Программы: - совершенствование содержания и технологий образования; - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; - обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических моделей в сфере образования; - совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений |
Целевые индикаторы и показатели |
- удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; - удельный вес численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения; - количество образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности; - удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования; - удельный вес численности выпускников образовательных учреждений профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации); - удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения; удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам; - удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей, проживающей в сельских районах, поступившей в средние учебные заведения, в высшие учебные заведения; - удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных учреждений, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общей численности выпускников; - удельный вес числа детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам; - доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, от общего числа общеобразовательных учреждений: - средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях: - в городских поселениях - в сельской местности - численность лиц, обучающихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе: - на одного учителя, - на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс); - численность лиц, обучающихся, приходящихся на одного работающего в государственных учреждениях начального профессионального образования (НПО): - всего в том числе: - на мастера производственного обучения, - преподавателя, - прочего персонала; - численность лиц, обучающихся, приходящихся на одного работающего в государственных учреждениях среднего профессионального образования (СПО): - всего в том числе: - преподавателя, - прочего персонала; - рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях в сравнении с 2006 г.; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений: - всего в том числе: - учителей; - прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс); - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных образовательных учреждений НПО, в том числе: - преподавателей, - мастеров производственного обучения, - прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс); - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных образовательных учреждений СПО, в том числе: - преподавателей, - прочего персонала (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс); - количество государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат; - количество государственных образовательных учреждений НПО, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат; - количество государственных образовательных учреждений СПО, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат; - повышение стимулирующих функций оплаты труда, роста объема стимулирующих надбавок; - количество государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, здания которых - находятся в аварийном состоянии, - требуют капитального ремонта; - количество государственных образовательных учреждений НПО, здания которых - находятся в аварийном состоянии, - требуют капитального ремонта; - количество государственных образовательных учреждений СПО, здания которых - находятся в аварийном состоянии, - требуют капитального ремонта; - наличие механизма связи заработной платы с качеством результативности труда; - доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда; - доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования от общего числа муниципальных образований во Владимирской области; - доля государственных и муниципальных образовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, от общего числа общеобразовательных учреждений области; - доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, включая ведение учета на основе возмездных договоров с централизованными бухгалтериями органов управления образованием, от общего числа общеобразовательных учреждений; - рост привлеченных средств в сферу образования; - динамика удельного веса численности образовательных учреждений, функционирующих в моделях, которые обеспечивают различные образовательные потребности населения, в системе дошкольного, школьного, дополнительного образования (в т.ч. в сельской местности); - рост числа автоматизированных рабочих мест, предназначенных для работников управления в сфере образования; - удельный вес выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение; - удельный вес трудоустроенных выпускников образовательных учреждений профессионального образования из числа детей-сирот; - удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи при первичном выявлении; - количество опекаемых и приемных детей, состоящих на государственном обеспечении; - удельный вес областных учреждений для детей-сирот, предоставляющих патронатное воспитание; - удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в специальных (коррекционных) учреждениях и классах. |
Сроки реализации Программы |
2009-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Департамент образования администрации Владимирской области, органы местного самоуправления (по согласованию), " Региональное объединение работодателей" (по согласованию), "Ассоциация работодателей и товаропроизводителей во Владимирской области" (по согласованию), Центр экспертизы образовательной деятельности (по согласованию), Владимирский институт повышения квалификации работников образования (по согласованию), Владимирский государственный гуманитарный университет ( по согласованию) |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы на 2009 - 2012 годы составляет 22890160,9 тыс. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета 1223931,5 тыс. рублей; - средства областного бюджета - 21325406,8 тыс. рублей; - средства местных бюджетов - 340822,6 тыс. рублей. Из федерального бюджета предусмотрено: в 2009 году - 422488,5 тыс. рублей; в 2010 году - 217451,2 тыс. рублей; в 2011 году - 479964,8 тыс. рублей; в 2012 году - 104027,0 тыс. рублей. Из областного бюджета предусмотрено: в 2009 году -4952358,1 тыс. рублей; в 2010 году - 5253647,2 тыс. рублей; в 2011 году - 5559362,5 тыс. рублей; в 2012 году - 5560039,0 тыс. рублей. Из местных бюджетов предусмотрено: в 2009 году - 73249,0 тыс. рублей; в 2010 году - 47092,0 тыс. рублей; в 2011 году - 174019,6 тыс. рублей; в 2012 году - 46462,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги, составит к 2012 году 87%; - наличие в каждом муниципальном образовании образовательных карт как основы для анализа и планирования сети образовательных учреждений; - функционирование в системе образования вариативных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих разнообразные образовательные потребности населения; - введение в действие с 2009/2010 учебного года областного (регионального) базисного учебного плана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивающими предпрофильную подготовку и профильное обучение на III ступени образования; - увеличение удельного веса образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования на основе компетентностного подхода; - охват до 60% детей и подростков занятиями в системе дополнительного образования и до 90% - участием в работе детских общественных объединений по интересам; - доступность во всех образовательных учреждениях области образовательных ресурсов сети Интернет, электронных каталогов библиотек, учебных книгоизданий; - рост на 50% по отношению к 2006 году количества обращений к образовательным информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах; - увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, получивших повышенные разряды; дипломы с отличием; - увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования трудоустроившихся по полученной специальности до 23% к 2012 году; - рост удельного веса обучающихся в учреждениях профессионального образования, заключивших контракты с работодателями на 8 % по отношению к 2008 году; - удельный вес детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, при первичном выявлении составит 70%; - положительная динамика удельного веса численности детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование; - удельный вес областных учреждений для детей-сирот, предоставляющих патронатное воспитание, составит к 2012 году 55%; - удельный вес выпускников учреждений для детей-сирот, получающих профессиональную подготовку, достигнет к 2012 году 25%; - рост численности выпускников государственных (муниципальных ) дневных общеобразовательных учреждений, успешно сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике; - положительная динамика количества образовательных учреждений, не допускающих нарушений лицензионных нормативов и требований; - отсутствие образовательных учреждений, не прошедших аккредитацию в установленные сроки; - увеличение удельного веса учреждений образования, аккредитованных с участием общественных институтов, организаций, привлекаемых для независимой оценки качества образовательной деятельности; - удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, увеличится с 40% до 90%; - повышение удельного веса общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием; - наличие единой информационной сети между департаментом образования и подведомственными образовательными учреждениями, увеличение доли областных государственных образовательных учреждений, включенных в единую сеть документооборота; - повышение удельного веса численности образовательных учреждений, использующих информационные системы в управлении; - увеличение процента роста числа автоматизированных рабочих мест работников управления в сфере образования по отношению к 2012 году; - увеличение доли государственных (муниципальных) образовательных учреждений, которые получат бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений Владимирской области до 100%; - внедрение современных финансово-экономических моделей управления общим образованием, перевод всех учреждений образования на нормативное подушевое финансирование, совершенствование механизмов новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений; - увеличение доли населения, удовлетворенного качеством общего образования, до 87%; - обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования для детей дошкольного и школьного возраста, создания региональной системы оценки качества образовательных услуг и системы непрерывного профессионального образования; |
Контроль за исполнением Программы |
Губернатор Владимирской области |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Основные стратегические цели и задачи деятельности системы образования определяются положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Подпрограммы социально-экономического развития России на период до 2020 года, Указа Губернатора области от 20.07.2007 N 17 "О реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Губернатора области от 07.11.2008 N 766 "О порядке проведения мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета", Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
В соответствии с проводимой в стране реформой бюджетного процесса, направленной на повышение результативности расходов и оптимизацию управления бюджетными ресурсами, особую важность приобретает вопрос перехода от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами.
Во исполнение постановлений Губернатора области от 29.08.2008 N 610 "О разработке мероприятий по снижению неэффективных расходов и повышению качества жизни граждан", от 26.12.2008 N 943 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в период мирового финансового кризиса" департаментом образования администрации Владимирской области (далее - департамент образования) разработаны мероприятия, направленные на снижение неэффективных расходов по отрасли "Образование" и смягчение последствий финансового кризиса.
Исходя из полномочий, определенных федеральными нормативными актами, а также приоритетов региональной государственной политики, департамент образования осуществлял деятельность, направленную на достижение национальных стратегических целей: повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны, создание потенциала для будущего развития России.
В системе образования области решается главная стратегическая задача - обеспечивается равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. В 2008-2009 учебном году система общего образования представлена в области 486 общеобразовательными учреждениями (55 - начальных, 133 - основных, 298 - средних), в которых обучаются 119163 школьника.
Сеть областных государственных учреждений образования состоит из 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (2517 обучающихся), 2 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом 428 человек. Государственное обеспечение и социальная поддержка 499 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в 15 детских домах. Предоставление дополнительного образования 300 детям и обеспечение методического руководства внешкольными учреждениями области осуществляется областным центром дополнительного образования. В 33 областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования обучается 10400 человек.
В 2008 году в отрасли решалась задача совершенствования экономических механизмов путем введения нормативного подушевого финансирования (принят Закон Владимирской области от 10.11.2008 N 178-ОЗ "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2009 год"). В результате введения норматива исключен субъективный подход распределения финансовых средств, так как переход к нормативному финансированию позволил ввести единое правило формирования бюджета системы образования области по каждому типу, виду, категории учреждения и с учетом места его нахождения.
В 2008 году начато внедрение финансово-экономических механизмов, обеспечивающих заинтересованность учреждений и учителей в повышении качества и результативности предоставляемых услуг. В целях перехода к новой системе оплаты труда, учитывающей ведомственные особенности, принято постановление Губернатора области от 30.07.2008 N 544 "Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования".
Таким образом, в период с 2006 по 2009 год в рамках реализации областной целевой программы развития образования
- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый метод финансирования. Из регионального бюджета финансируется оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов);из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий, сооружений общеобразовательных учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с заработной платой педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результат работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации образовательных услуг;
- в муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа с опорной школой;
- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят государственное образовательное учреждение Владимирской области "Институт повышения квалификации работников образования" и ведущие учреждения высшего профессионального образования;
- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса. Если в 2000-2001 гг. на 1 компьютер приходилось 36 обучающихся, то в 2007-2008гг. -20 человек. Компьютерный парк образовательных учреждений в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;
- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;
- по сравнению с 2006 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2006-2008 годы количество обучающихся в профессиональных лицеях, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 24 до 90%, увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы в отрасли "Образование", в региональной системе образования сохраняются проблемы, свидетельствующие о том, что темпы изменений не в полной мере удовлетворяют общество, педагогов, непедагогический персонал и самих обучающихся.
Основными из них являются:
- недостаточная эффективность и рациональность использования ресурсного обеспечения региональной системы образования для решения современных задач образования;
- недостаточный уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических работников;
- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональном образовании;
- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Данная Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в системе образования, определяющей стратегию и ключевые направления развития образования в области, а также логическим продолжением Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, областной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, "Основных направлений модернизации образования Владимирской области на 2004-2010 годы" и "Комплекса мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2006-2007 годы".
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы индикаторов и показателей сферы образования.
III. Основные цели и задачи Программы
Для обеспечения необходимого качества образовательных услуг и образовательных результатов региональная система образования должна:
- обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, условий для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора в целях реализации приоритетов государственной политики в сфере образования;
- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории;
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, приоритетными целями и направлениями региональной образовательной политики на ближайшие 3-5 лет являются:
- обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования;
- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
- обеспечение успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в обществе и на рынке труда, создание условий для их социальной мобильности;
- совершенствование эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы.
Реализация этих целей в значительной степени обеспечит развитие региональной системы образования и решение имеющихся задач:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических моделей в сфере образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;
Мероприятия, заложенные в Программе, являются продолжением работы по развитию образования области и рассчитаны на 2009-2012 годы.
Достижение стратегических целей и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
IV. Механизм реализации и управления Программой
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегические и оперативные планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния качества образования. Положения Программы, которые планируется реализовывать совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области, предполагается осуществлять через договоры, заключенные между департаментом образования и органами местного самоуправления.
Координатором реализации Программы является департамент образования.
Мероприятия Программы конкретизируются в годовых планах работы департамента образования и договорах с муниципальными органами, осуществляющими управление образованием.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 1 августа 2011 г. N 770 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Ресурсное обеспечение Программы
Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, в соответствии с задачами приведены в таблице.
Объемы финансирования Программы
N п/п |
Наименование задачи |
Всего (тыс. руб.) |
в том числе |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 |
Совершенствование содержания и технологий образования |
6491222,1 |
1493139,4 |
1649629,9 |
1709092,8 |
1639360,0 |
2 |
Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2846566,1 |
732764,8 |
678767,1 |
751659,1 |
683375,1 |
3 |
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг |
190923,8 |
53945,9 |
42092,8 |
50081,2 |
44803,9 |
4 |
Повышение эффективности управления в системе образования путем внедрения современных финансово-экономических механизмов в сфере образования |
227053,2 |
51826,0 |
55787,0 |
59496,2 |
59944,0 |
5 |
Совершенствование финансово-экономических моделей управления в сфере образования и
материально-технической базы образовательных учреждений |
13134395,7 |
3116419,5 |
3091913,6 |
3643017,6 |
3283045,0 |
|
Итого по Программе: |
22890160,9 |
5448095,6 |
5518190,4 |
6213346,9 |
5710528,0 |
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней подлежат ежегодному уточнению и корректировке в соответствии с возможностями этих бюджетов.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития образования: формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня; содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в области в целом; обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
а) повышение качества общего образования:
- выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);
- повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательных учреждений (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся;
б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
- профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);
- увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой; снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);
- расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);
- расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);
- увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);
- обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);
- увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших среднее (полное) общее образование;
в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:
- повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения;
- увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);
- увеличение количества молодежи, обучавшейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;
- увеличение количества лиц, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;
г) повышение эффективности финансирования образования:
- повышение стимулирующих функций оплаты труда педагогов, рост объема стимулирующих надбавок, рост заработной платы учителей;
- сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;
- рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования;
- обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);
д) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);
- развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
а) на региональном уровне:
- повышение конкурентоспособности и эффективности экономики области, обусловленное повышением качества человеческого капитала, более полным удовлетворением потребностей интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений, перехода на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, совершенствование новой системы оплаты труда работников образования;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- введение новых форм управления в системе образования;
- модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования;
- реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;
б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
- увеличение количества научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;
- рост негосударственного финансирования образовательных программ;
- улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
в) в сфере социальной привлекательности образования:
- расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
- повышение спроса на квалифицированные кадры;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие регионы и отрасли.
VII. Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы, которая приведена в приложении N 1.
VIII. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2. Расчет потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.