Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Жилище" на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Комплексное освоение и развитие территорий Владимирской области в целях жилищного строительства на 2011-2015 годы"
27 июля, 23 сентября 2011 г.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 сентября 2011 г. N 1033 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт Подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий Владимирской области в целях жилищного строительства на 2011-2015 годы"
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий Владимирской области в целях жилищного строительства на 2011-2015 годы" |
Основание для разработки Подпрограммы |
Постановление Губернатора области от 07.12.2007 N 910 "О Стратегии развития строительного комплекса Владимирской области на 2007 - 2015 годы" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация области |
Руководитель Подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры администрации области |
Цель и задачи Подпрограммы |
Цель: - обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья эконом-класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Задачи: - разработка и реализация во всех муниципальных образованиях области муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства; - реализация на территории Владимирской области проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства жилья экономкласса, предусматривающих обеспечение земельных участков, предназначенных для строительства жилья в объеме 155 тыс.кв.м, инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами; - стимулирование органов местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства; - создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья экономкласса. |
Целевые индикаторы и показатели |
- дополнительный ввод жилья в результате реализации Подпрограммы |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2011 - 2015 годы |
Объёмы и источники финансирования Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 1728,717095 млн.руб., в том числе: 1. Средства федерального бюджета - 369,217095 млн.руб. 2. Средства областного бюджета - 184,75 млн.руб. 3. Средства местных бюджетов - 184,75 млн.руб. 4. Средства российских кредитных организаций - 990 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы должна обеспечить увеличение объемов жилищного строительства, в том числе жилья эконом-класса, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности, развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры для жилищного строительства, увеличение частных инвестиций и кредитных ресурсов в жилищное строительство. Дополнительный ввод жилья в результате реализации подпрограммы составит в 2011 году - 31 тыс. кв. м; в 2012 году - 31 тыс. кв. м; в 2013 году - 31 тыс. кв. м; в 2014 году - 31 тыс. кв. м; в 2015 году - 31 тыс. кв. м. |
Контроль за исполнением Подпрограммы |
Губернатор Владимирской области |
* Объемы финансирования Подпрограммы за счет средств федерального бюджета на период 2011-2015 годах подлежат уточнению после принятия федеральных нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального бюджета в мероприятиях, реализуемых в рамках Подпрограммы.
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В 2006-2010 годах на территории области оказывалась поддержка муниципальным образованиям по реализации проектов, направленных на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Итоги реализации данной Подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду с все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые в рамках данной Подпрограммы механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, при этом реализация данной Подпрограммы продемонстрировала недостаточность использования для увеличения объемов жилищного строительства предусмотренных Подпрограммой инструментов и механизмов.
Разработка стратегий социально-экономического развития территорий и генеральных планов поселений показала потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и целесообразность комплексного развития застроенных территорий с целью их более эффективного использования.
С целью повышения доступности жилья для граждан развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками, жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, и использования механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует программно-целевых действий. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.
III. Основные цели и задачи Подпрограммы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых показателей
Основной целью Подпрограммы является обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья эконом-класса.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- разработать и реализовать во всех муниципальных образованиях области муниципальные программы по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, предусматривающие меры, направленные на упрощение порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, разработку документов территориального планирования, комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса, стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а также строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности (далее - муниципальные программы);
- разработать и реализовать в муниципальных образованиях области проекты комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья экономкласса, предусматривающие обеспечение земельных участков, предназначенных для строительства жилья в объеме 155 тыс.кв.м, инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами;
- стимулировать органы местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы государственно-частного партнерства обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья экономкласса.
Реализуемые в рамках Подпрограммы проекты комплексного освоения и развития территорий для строительства жилья экономкласса должны соответствовать документам территориального планирования и градостроительного зонирования, предусматривать согласованное развитие жилищного строительства и строительство инженерной, социальной и дорожной инфраструктур.
Срок реализации подпрограммы 2011 - 2015 годы.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов (таблица 1).
Таблица 1
N п/п |
Индикаторы по направлениям |
Ед. изм. |
Целевые значения на: |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
|
Дополнительный ввод жилья в результате реализации Подпрограммы |
тыс. кв.м |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 июля 2011 г. N 750 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Механизм реализации и управления Подпрограммой
Предоставление средств областного бюджета, предусмотренных в Подпрограмме, осуществляется на:
1. Возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами (далее - заемщики) в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия (далее - субсидия на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на реконструкцию (строительство) новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии.
2. Софинансирование муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства (далее - субсидия на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий), в рамках которых предусмотрены следующие мероприятия:
- возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами (далее - заемщики) в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса;
- строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса;
- строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса.
Возмещение затрат на уплату процентов производится по кредитам, полученным заемщиками из расчета предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 3 процентных пункта.
Возмещение затрат на уплату процентов производится при условии наличия в кредитном договоре обязательств заемщика по реализации проекта, на финансирование которого предоставляется кредит.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам производится при условии своевременного исполнения заемщиками текущих обязательств по кредитам в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита.
Возмещение затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не производится.
Порядок, устанавливающий категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на реконструкцию (строительство) новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются постановлением Губернатора области.
Субсидии на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий за счет средств областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий муниципальных программ при условии долевого финансирования целевых расходов исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Средства на реализацию мероприятий Подпрограммы, предусматривающих развитие социальной инфраструктуры и обеспечение автомобильными дорогами, предоставляются из областного бюджета на софинансирование таких объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов. Предоставление местным бюджетам субсидий на развитие социальной инфраструктуры, на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки осуществляется в целях строительства жилья экономкласса.
Порядок отбора проектов на получение субсидий на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий, устанавливающий цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются постановлениями Губернатора области. Порядок финансирования определен постановлением Губернатора области от 15.07.2008 N 517. Распределение по объектам указанных субсидий осуществляется в перечне объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансируемых из областного бюджета.
На реализацию мероприятий данной Подпрограммы планируется привлечь средства из федерального бюджета на условиях, определенных Министерством регионального развития РФ.
Кроме того, на реализацию целей, определенных Подпрограммой, возможно привлечение государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях строительства жилья экономкласса (далее - государственные гарантии Российской Федерации).
Организационные мероприятия в рамках Подпрограммы будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- содействие внедрению организационных механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки;
- внедрение организационных механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для реализации проектов.
Организационные механизмы Подпрограммы направлены на четкое разграничение ответственности между участниками проектов в рамках каждого проекта государственно-частного партнерства по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, удешевить стоимость кредитования и других затрат на строительство, обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономкласса.
При этом жилье экономкласса, построенное при бюджетной поддержке, оказываемой в рамках Подпрограммы, будет использоваться для обеспечения жильем категорий граждан, которые обеспечиваются жильем по реализуемым на территории области федеральным и областным целевым программам. Кроме того, данное жилье экономкласса также может приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Реализация проектов предусматривает также использование механизмов координации на основе документов территориального планирования (генеральных планов) текущих и среднесрочных прогнозов жилищного строительства на территории муниципального образования, инвестиционных программ естественных монополий в энергетике, топливном комплексе, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
Количество участников Подпрограммы определяется с учетом объемов, выделенных на текущий год средств областного бюджета, а также размеров финансовой поддержки за счет средств местных бюджетов.
При реализации проектов, которые будут осуществляться в рамках муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, обязательным требованием для участия в Подпрограмме будет являться наличие генерального плана, правил землепользования и застройки, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства, введение платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе тарифа на подключение, утвержденных органами местного самоуправления муниципалитетов, на территории которых будут реализовываться данные проекты.
Условиями участия в Подпрограмме для получения субсидии на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий являются также следующие показатели исполнения бюджета муниципального образования:
- отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности муниципального образования перед областным бюджетом;
- целевое использование субвенций и субсидий областного бюджета.
Для реализации Подпрограммы постановлением Губернатора области определяется уполномоченный орган, который осуществляет:
- общее руководство и управление реализацией Подпрограммы;
- координацию деятельности органов местного самоуправления и организаций, связанной с выполнением ими мероприятий Подпрограммы.
Уполномоченный орган является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Подпрограммы.
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет Губернатор Владимирской области.
V. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социальных, экономических и экологических результатов от реализации Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы для осуществления проектов комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья экономкласса будет привлечено 990 млн. рублей кредитных средств, в том числе:
в 2011 году - 198 млн. рублей;
в 2012 году - 198 млн. рублей;
в 2013 году - 198 млн. рублей;
в 2014 году - 198 млн. рублей;
в 2015 году - 198 млн. рублей.
Предусмотренные Подпрограммой меры поддержки проектов комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья экономкласса на федеральном, региональном и местном уровнях позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 155 тыс. кв. метров, в том числе:
в 2011 году - 31 тыс. кв. м;
в 2011 году - 31 тыс. кв. м;
в 2011 году - 31 тыс. кв. м;
в 2011 году - 31 тыс. кв. м;
в 2011 году - 31 тыс. кв. м.
Создание рыночных механизмов финансирования проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, внедрение стандартов строительства жилья экономкласса позволят также снизить стоимость жилищного строительства, что, в свою очередь, повысит доступность жилья экономкласса для населения.
Успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить к 2015 году:
- увеличение общего объема годового ввода жилья до 900 млн. кв. метров;
- формирование сегмента строительства жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья экономкласса до 60 процентов от общего объема ввода жилья;
- увеличение доли городов с населением более 50 тысяч человек, в которых приняты правила землепользования и застройки, до 100 процентов в 2012 году;
- развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
- формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктур;
- увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется на основании показателей представленных в таблице 1.
VI. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет консолидации средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем финансирования Подпрограммы представлен в таблице 2.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 сентября 2011 г. N 1033 Таблица 2 раздела VI настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 2
(млн. руб., в ценах соответствующих лет)
Источники и направления финансирования |
2011 - 2015 годы, всего |
В том числе |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации * |
369,217095 |
9,617095 |
89,9 |
89,9 |
89,9 |
89,9 |
Итого средства федерального бюджета |
369,217095 |
9,617095 |
89,9 |
89,9 |
89,9 |
89,9 |
Субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на реконструкцию (строительство) новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии |
82,95 |
2,95 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Субсидия из областного бюджета на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий ** |
101,8 |
2 |
24,95 |
24,95 |
24,95 |
24,95 |
Итого средства областного бюджета |
184,75 |
4,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
Средства местных бюджетов на реализацию муниципальных программ по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства |
184,75 |
4,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
Итого средства местных бюджетов |
184,75 |
4,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
44,95 |
Средства частных инвесторов и кредиторов |
990 |
198 |
198 |
198 |
198 |
198 |
Итого средства частных инвесторов и кредиторов |
990 |
198 |
198 |
198 |
198 |
198 |
Всего |
1728,717095 |
217,517095 |
377,8 |
377,8 |
377,8 |
377,8 |
* объемы финансирования Подпрограммы за счет средств федерального бюджета на период 2011-2015 годах подлежат уточнению после принятия федеральных нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального бюджета в мероприятиях, реализуемых в рамках Подпрограммы.
** ежегодно объемы финансирования уточняются при формировании расходов областного бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития области на планируемый период.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 сентября 2011 г. N 1033 раздел VII настоящего настоящего приложения изложен в новой редакции
VII. Перечень программных мероприятий
Наименование мероприятия |
Срок |
Объем |
В том числе за счет средств |
Исполнители - |
Ожидаемые результаты |
|||
федерального бюджета * |
областного бюджета |
местного бюджета |
внебюджетных |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Подготовка постановлений Губернатора области в целях реализации Подпрограммы |
2011-2015 |
- |
- |
- |
- |
- |
департамент строительства и архитектуры |
посредством оказания мер в рамках Подпрограммы планируется увеличение объемов жилищного строительства на 155 тыс.кв.м, в том числе: в 2011 г.- на 31 тыс.кв.м., в 2012 г.- на 31 тыс.кв.м., в 2013 г.- на 31 тыс.кв.м., в 2014 г.- на 31 тыс.кв.м., в 2015 г.- на 31 тыс.кв.м. |
Проведение отборов на участие в Подпрограмме |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
органы местного самоуправления (по согласованию), уполномоченный орган, определенный постановлением Губернатора области |
|
Реализация проектов, участвующих в Подпрограмме |
2011 - 2015 |
1728,717095 |
369,217095 |
184,75 |
184,75 |
990 |
органы местного самоуправления, юридические лица, банки (по согласованию) |
|
Итого: |
|
1728,717095 |
369,217095 |
184,75 |
184,75 |
990 |
|
|
<*> Объемы финансирования Подпрограммы за счет средств федерального бюджета на период 2011 - 2015 годов подлежат уточнению после принятия федеральных нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального бюджета в мероприятиях, реализуемых в рамках Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.