Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. "Текущее состояние системы общего образования Владимирской области"
Во Владимирской области функционируют 434 общеобразовательные школы, в которых обучаются 124634 школьника и работают более 9 тысяч педагогических сотрудников.
Сложившаяся сеть учреждений обеспечивает вариативность форм получения образования. В области сохранена дифференцированная сеть специальных (коррекционных) учреждений, которые предназначены для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, она включает 24 учреждения I-VIII вида. Кроме того, функционируют 5 гимназий, 3 лицея, 12 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 14 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Одной из особенностей общеобразовательной сети области является то, что 53% школ действуют в сельской местности, из них 80% - малокомплектные и малочисленные.
За истекший год общее число дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось на 23 единицы, в основном это образовательные учреждения, которые располагались в приспособленных и ветхих зданиях.
В результате проведенных мероприятий усилилась ориентированность учебно-материальной базы учреждений, расположенных в сельской местности, на решение современных целей образовательного процесса. Доля школьников, обучающихся в зданиях, требующих капитального ремонта, уменьшилась с 10,9% до 3,8%. Количество рабочих мест, оснащенных компьютерами, увеличилось за тот же период на 6,4%. Доля сельских школ, имеющих все виды благоустройства, увеличилась с 85% до 89,4%.
В результате плановой оптимизация сети общеобразовательных учреждений получили распространение модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений с центром - базовой школой, школьного округа как оптимальной формы организации образовательного процесса в малочисленных школах.
В системе общего образования области можно выделить ряд институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления:
- во всех школах введена новая система оплаты труда (далее - НСОТ). Для реализации основного принципа НСОТ - оплата за конечный результат за счет ассигнований областного бюджета в общеобразовательных учреждениях сформирован стимулирующий фонд. В 2011 году он составлял не менее 30% фонда оплаты труда учителей, 20%- административно-управленческого и обслуживающего персонала;
- все муниципальные общеобразовательные учреждения действуют на принципах нормативного подушевого финансирования, которые обеспечивают доведение средств по нормативам, утвержденным областным законом "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями";
- в 100% школ созданы общественные советы, участвующие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что позволило усилить роль общественности в управлении образованием и учитывать мнения потребителей образовательных услуг при оценке качества педагогического труда;
- сформировано нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования модели региональной системы оценки качества общего образования. В целях привлечения общественности к процедурам оценки качества ежегодно более 90% общеобразовательных учреждений размещают в открытом доступе публичные доклады.
Кадровый потенциал учительства области характеризуется достаточно высокими показателями: высшее образование имеют 90%; аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию 71% от общего количества педагогических работников, средний возраст учителей составляет 48 лет, педагогов в возрасте до 35 лет - немногим более 15%.
В целях повышения компетентности и профессионализма работников образования области с 01.01.2011 года введена новая модель аттестации руководителей и педагогических работников, основное отличие которой от действовавшей ранее заключается в том, что она базируется на информационной системе оценки деятельности педагогических работников, которая максимально снижает риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога.
В области сложилась система, направленная на организацию поиска и поддержки талантливых, одаренных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Она включает развитие дополнительного образования детей, проведение творческих конкурсов, олимпиад, в т.ч. межведомственного характера, поощрительных мероприятий - чествование победителей, установление региональных стипендий, льгот при поступлении в учреждения профессионального образования. Разработана и реализована программа мастер-классов "Специфика работы с одаренными учащимися" в дистанционном режиме.
На протяжении последних пяти лет область активно осуществляет модернизацию системы образования в рамках:
- долгосрочных целевых Программ развития образования (в настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие образования Владимирской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная постановлением Губернатора области от 15.10.2009 N 855);
- приоритетного национального проекта "Образование";
- федерального и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
- федеральной целевой программы развития образования.
Реализация указанных проектов и программ обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технического потенциала системы общего образования области, что подтверждают результаты социологического опроса родителей общеобразовательных школ. Комфортной обстановкой в школе и уровнем сформированных умений учиться, т.е. самостоятельно и успешно решать проблемы, полностью удовлетворены 75% родителей учащихся общеобразовательных школ, 23% родителей удовлетворены частично и 2% не удовлетворены, в основном это родители сельских школ.
В то же время остались нерешенными ряд проблем, среди них:
- недостаточный уровень профессиональной компетенции некоторой части педагогов и руководящих кадров к работе по новым образовательным стандартам в условиях повышения самостоятельности школ;
- все еще недостаточен уровень развития школьной инфраструктуры и оснащенности оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС;
- несовершенен механизм оценки качества образования на разных уровнях;
- по-прежнему актуальна проблема сбалансированности сети образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.