Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 апреля 2024 г. N 047/06/50-818/2024
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видео-конференц-связи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская клиническая межрайонная больница":
от Заявителя - ООО "Медикор":
рассмотрев в соответствии с п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4014-ИП/24 от 04.04.2024) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку системы подъема пациента (часть 1) для нужд ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" (Извещение N 0145300006424000155).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 27.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 850 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из содержания жалобы следует, что комиссией Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме неправомерно, по мнению Заявителя, было принято решение о признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЗК1, заявка подателя жалобы отклонена по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - непредставление (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных пп. 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе): "Обоснование отклонения: В соответствии с приложением 1 извещения о проведении электронного запроса котировок "Описание объекта закупки" заказчику требуется к поставке Медицинское изделие (Система подъема пациента из положения сидя и дальнейшего перемещения передвижная, с электропитанием) с кодом медицинского изделия 149100. Данный код вида МИ утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 348н от 31.05.2019 "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому", а также в КТРУ 32.50.50.190-00000221, используемом Заказчиком. В заявке участника закупки указан товарный знак медицинского изделия Sabina и страна происхождения "Королевство Швеция". Также участником приложено регистрационное удостоверение на Подъемник для пациентов медицинский Sabina с принадлежностями, производства Королевство Швеция. Однако, исходя из анализа государственного реестра медицинских изделий, размещенного на сайте Росздравнадзора видно, что данный подъемник имеет другой код вида медицинского изделия, а именно: 209580. Учитывая вышеизложенное, в заявке участника закупки предложен к поставке товар не соответствующий требованиям Заказчика".
Комиссия, проанализировав нормы действующего законодательства, признает жалобу обоснованной исходя из следующего.
Согласно извещению, объектом закупки является "Поставка системы подъема пациента (часть 2) для нужд ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ"", Заказчиком применён код позиции КТРУ - 32.50.50.190-00000221, который действительно содержит указание на вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 149100.
Из содержания заявки Заявителя следует, что к поставке предложен товар с техническими характеристиками, полностью соответствующие тем характеристикам, которые предусмотрены в Описании объекта закупки.
В свою очередь, принимая решение об отклонении заявки Заявителя, комиссия Заказчика сослалась на несоответствие кода вида номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ), предложенного участником (209580), коду НКМИ Заказчика (149100), при этом, комиссия Заказчика не учла того, что указанные коды не содержат в себе описания функциональных и потребительских свойств товара, а, следовательно, не могут рассматриваться как показатель, предусмотренный частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, являющийся основанием для отклонения заявки.
Различие кода вида медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода вида медицинского изделия, указанного в соответствующей позиции КТРУ, не установлено Законом о контрактной системе в качестве возможного основания для отклонения заявки участника закупки в том случае, если характеристики предложенного им медицинского изделия соответствуют требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Кроме того, код вида медицинского изделия не относится к конкретным показателям товара (не является качественной, эксплуатационной или технической характеристикой) соответственно, он не подлежит указанию в заявке участника закупки и как следствие, не может стать основанием для ее отклонения. Код медицинского изделия не является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку таковым документом является непосредственно регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Изложенная позиция подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 14.10.2022 N ПИ/28/94973/22, согласно которому: "различие кода МИ, указанного в заявке участника закупки, и кода МИ, указанного в позиции КТРУ, не установлено Законом о контрактной системе в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки".
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 28.04.2023 N 24-03-08/39387: "Указанная справочная информация, включающая информацию о видах НКМИ, не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и обеспечивает возможность соотнесения заказчиком позиции каталога с видом (видами) НКМИ, в отношении которых осуществлена регистрация соответствующих медицинских изделий, а также поиска позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок по видам НКМИ".
Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что различие или соответствие вида НКМИ, указанного в составе справочной информации позиции каталога "Система подъема пациента из положения сидя и дальнейшего перемещения передвижная, с электропитанием" (код позиции каталога 32.50.50.190-00000221), и вида НКМИ медицинского изделия, указанного в регистрационном досье участника закупки, не предусмотрено Законом о контрактной системе в качестве условия допуска или отказа в допуске к участию в закупке, отказа в заключение контракта по результатам осуществления закупки, ввиду того, что в каталог не включены все коды имеющихся на рынке МИ.
Более того, Комиссия отмечает, что в извещении отсутствует указание на код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 149100, а указаны только технические характеристики, которые и предложены Заявителем.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения, лишь на основании кода МИ, следовательно, в действиях комиссии по осуществлению закупок усматривается нарушение пп. "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия учитывает, что Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что закупка осуществляется по целевой субсидии в рамках развития паллиативной медицинской помощи, что указано в п. 8.1 Проекта контракта: "оплата по Контракту осуществляется за счет субсидий на иные цели (код субсидии 01408R2010.05, Развитие паллиативной медицинской помощи (иные субсидии)".
Исходя из чего, закупаемое медицинское изделие должно соответствовать коду вида номенклатурной классификацией медицинских изделий - 149100, поскольку указанная субсидия выделяется Заказчику Распоряжением Комитета по здравоохранению и также содержит перечень кодов МИ, соответствующих Приказу Минздрава N348н.
Таким образом, Комиссия установила, что, в случае, если Заказчиком будет принято к поставке оборудование с иным кодом МИ, не входящим в указанные нормативные акты, оплата по контракту за счет средств субсидии будет невозможна, и Заказчик не освоит выделенные денежные средства.
Вместе с тем, Описание объекта закупки применительно к настоящему делу составлено таким образом, что позволяет потенциальным участникам предложить к поставке товары с разными кодами МИ.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно представленным документам, Комиссия установила, что закупка осуществляется по адресной программе, ввиду чего, при подготовке описания объекта закупки необходимо исходить из того, что на приобретение медицинского изделия были выделены средства для конкретного кода МИ. В противном случае при направлении бюджетных средств на цели, противоречащие целям их получения, произведенные расходы могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 15.14. КоАП РФ).
Комиссия отмечает, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право Заказчику при необходимости излагать характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку Заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
В рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком Описание объекта закупки сформировано ненадлежащим образом, поскольку Заказчиком, являющимся медицинским учреждением, не включены в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме требования с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности при целевом характере бюджетных средств, ввиду чего в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные выводы Ленинградского УФАС России согласуются с выводами арбитражного суда региона, например, в рамках дела А56-9070/2023.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Вместе с тем, такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Исходя из того, что Комиссия по настоящему делу выявила, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, то Комиссия считает целесообразным реализовать свое право на выдачу предписания.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикор" обоснованной;
2. Признать нарушение пп. "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Владимирской области от 4 февраля 2004 г. N 75 "О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 N 141 "Об организации государственного природного комплексного заказника "Клязьминско-Лухский"
Текст постановления опубликован в газете "Владимирские ведомости" от 10 марта 2004 г. N 78 (1852)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Владимирской области от 14 мая 2012 г. N 480
Постановление Губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 г. N 181
Постановлением Губернатора Владимирской области от 6 апреля 2011 г. N 284 названные изменения признаны утратившими силу