Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Текущее состояние системы общего образования Собинского района
В Собинском районе функционируют 20 общеобразовательных школ, в которых обучаются 5071 школьников и работает 440 руководящих и педагогических работников (включая совместителей).
В районе функционирует 20 общеобразовательных учреждений, из них 10 (50,0%) являются средними, 10 (50,0%) - основными общеобразовательными учреждениями. Одной из особенностей общеобразовательной сети района является наличие образовательных учреждений в сельской местности, их число составляет 60%. За 2011 год уменьшилось число средних общеобразовательных учреждений, средняя школа N 3 в г. Собинке стала основным общеобразовательным учреждением, уменьшилось с двух до одной число школ, имеющих заочную форму получения образования. Классы очно-заочного обучения функционируют на базе МБОУ СОШ N 1 г. Собинка, число учащихся составляет 34 человека.
В результате плановой оптимизации сети общеобразовательных учреждений получили распространение модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений с центром - базовой школой, школьного округа как оптимальной формы организации образовательного процесса прежде всего в малочисленных школах.
В соответствии с районной целевой программой "Развитие и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Собинского района на 2009 - 2011 г.г." утвержденной Постановлением главы района от 31.12.2008 N 2132:
- продолжает функционировать социокультурный комплекс "Куриловский", объединивший основную школу с учреждениями социума;
- продолжает работу межшкольное территориальное объединение (ШТО) с ресурсным центром на базе МБОУ Толпуховской средней общеобразовательной школы с целью формирования единого образовательного пространства на территории сельского округа, обеспечения доступности и качества образования сельских школьников, эффективного использования учебно-материальной базы, кадрового и финансового потенциала образовательных учреждений.
Обеспечивается вариативность форм получения образования:
- в 5 гимназических классах средней общеобразовательной школы N 1 г. Собинки обучается 127 учеников;
- открыты профильные классы и группы различной направленности в 8 средних школах района, в которых обучается 194 ученика (55,6% от учащихся старшей школы), из них в селе 4 школы, 75 учащихся (85,2% от числа учащихся сельских средних школ);
- в 2011 году продолжено сетевое взаимодействие образовательных учреждений города Собинки для реализации образовательных запросов учащихся старшей школы в условиях профильного обучения, в рамках сетевого взаимодействия обучается 56 учащихся (16,04%).
- в 2 средних школах г. Собинки и г. Лакинска открыты 5 специальных (коррекционных) классов У11 вида, в которых обучается 52 ученика (1,1% от числа учащихся начальной и основной школы);
- в 2 средних школах г. Собинки открыты 2 класса компенсирующего обучения, в них обучается 47 (1,0%) учащихся
- предоставлена возможность индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья для 34 учащихся (0,7%), из них 22 являются детьми-инвалидами (64,7% от численности обучающихся на дому). Функционировал класс надомного обучения в сельской общеобразовательной школе;
- складывается практика освоения программ основного образования в семейной форме получения образования;
- в 2011 г. получали образование в форме экстерната 4 человека.
В результате проведенных мероприятий усилилась ориентированность учебно-материальной базы учреждений на решение современных целей образовательного процесса. Количество рабочих мест, оснащенных компьютерами, увеличилось за тот же период на 13,9%.
В системе общего образования района можно выделить ряд институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления:
- во всех школах введена новая система оплаты труда (далее - НСОТ). Для реализации основного принципа НСОТ- оплата за конечный результат - за счет ассигнований областного бюджета в общеобразовательных учреждениях сформирован стимулирующий фонд. В 2011году он составлял не менее 30% фонда оплаты труда учителей, 20% - административно-управленческого и обслуживающего персонала;
- все муниципальные общеобразовательные учреждения действуют на принципах нормативного подушевого финансирования, которые обеспечивают доведение средств по нормативам, утвержденным областным законом "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями";
- в 100% школ Совет общеобразовательного учреждения как орган общественно-государственного управления или рабочие группы руководителей и педагогов участвуют в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что позволило усилить роль общественности в управлении образованием и учитывать мнения потребителей образовательных услуг при оценке качества педагогического труда;
- сформировано нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования модели муниципальной системы оценки качества общего образования. В целях привлечения общественности к процедурам оценки качества ежегодно все общеобразовательные учреждения района разместили в открытом доступе публичные доклады.
Кадровый потенциал учительства района характеризуется следующими показателями: высшее образование имеют 86%, имеют первую и высшую квалификационную категорию 64% от общего количества педагогических работников. Число педагогов в возрасте до 35 лет составляет 21%, однако остается высоким число педагогов пенсионного возраста - 21,8%
В целях повышения компетентности и профессионализма работников образования с 01.01.2011 года в регионе введена новая модель аттестации руководителей и педагогических работников, которая основывается на информационной системе оценки деятельности педагогических работников. Аттестацию в новых условиях в 2011 году прошли 9,3% учителей школ района.
Развивалась система муниципальных профессиональных конкурсов педагогов, которая содействует повышению профессиональной компетентности педагогических кадров района. В 2011 году 123 педагога (35%) приняли участие в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня
В районе сложилась система, направленная на организацию поиска и поддержки талантливых, одаренных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. С целью обеспечения условий для личностной, творческой, социальной самореализации профессионального самоопределения способных и одаренных учащихся утверждена и реализуется муниципальная целевая программа "Одаренные дети Собинского района" на 2007 - 2011 г.г. (решение совета народных депутатов от 30.11.2007 г. N 173/11).
Для организации работы со способными, одаренными учащимися используются возможности учебного плана, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа.
В 2010-2011 уч.г. активизировалось участие школьников в межрегиональных, Всероссийских и Международных олимпиадах и Интернет-конкурсах, имеются положительные результаты: Международный дистанционный проект "Эрудит марафон учащихся", Всероссийский молодежный чемпионат по общеобразовательным предметам, Всероссийская заочная олимпиада по математике "Авангард", Всероссийская олимпиада школьников "Шаг в будущее", Всероссийская олимпиада "Прорыв", научная конференция школьников и студентов по проблемам биологии, ботаники, экологии.
В 2010-11 учебном году традиционно прошел конкурс "Одаренный ребенок", в котором приняли участие 42 ученика 2-11 классов из 15 общеобразовательных учреждений района. Похвальными грамотами за достигнутые успехи отмечены 9 учащихся из 7 общеобразовательных учреждений.
Выпускникам, награжденным золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", получившим аттестат с отличием об окончании основной школы, вручаются благодарности Главы района и денежные премии. Проводится слет учащихся, награжденных Похвальным листом "За особые успехи в учении", с вручением памятных подарков (2011 год - 99 учащихся), в районе проводится торжественное чествование победителей и призеров районных олимпиад (2010-2011 учебный год - 85 уч-ся).
На протяжении последних пяти лет район активно осуществляет модернизацию системы образования в рамках целевых Программ и мероприятий:
- Программа развития образования Собинского района на 2011 - 2012 г.г., утвержденная постановлением главы Собинского района от 24.12.2010 г. N 1920;
- Программа развития и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Собинского района на 2009 - 2011 г.г., утвержденная постановлением главы от 31.12.2008 N 2132;
- План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Собинском районе на 2010 - 2012 г.г., утвержденный постановлением Главы Собинского района от 26.10.2010 г. N 1600;
- Программа "Безопасное образовательное учреждение на 2011 - 2013 годы" утвержденная постановлением главы Собинского района от 24.12.2010 N 1921;
- Программы "Развитие материально- технической базы образовательных учреждений Собинского района на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением главы Собинского района от 24.12.2010 N 1922
- Комплекс мер по модернизации общего образования Собинского района на 2011 год, утвержденный постановлением главы Собинского района от 15.07.2011 N 630;
- Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
- приоритетного национального проекта "Образование"
Реализация указанных проектов и программ обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технического потенциала системы общего образования района, что подтверждают результаты социологического опроса родителей общеобразовательных школ. Комфортной обстановкой в школе и уровнем сформированных умений учиться, т.е. самостоятельно и успешно решать проблемы, полностью удовлетворены 75,1% родителей учащихся общеобразовательных школ, 22,0% родителей удовлетворены частично и 2,9% не удовлетворены, в основном это родители городских школ.
В то же время остались нерешенными ряд проблем, среди них:
- недостаточный уровень профессиональной компетенции некоторой части педагогов к работе по новым образовательным стандартам в условиях повышения самостоятельности школ;
- все еще недостаточен уровень развития школьной инфраструктуры и оснащенности оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования;
- несовершенен механизм оценки качества образования на разных уровнях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.