Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Моделирование (прогнозирование) макроэкономических показателей социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года
1. Основные принципы прогнозирования развития Владимирской области
Особенность областей ЦФО, как Владимирской, так и схожих с ней по уровню потенциала, заключается в том, что их социально-экономического развитие определяется и зависит от деятельности нескольких профильных производств, которые играют важную бюджетообразующую и, что не менее важно, социообразующую роль. Причем каждое из этих производств, в свою очередь, представлено одним или несколькими крупными предприятиями. При этом в большинстве случаев ведущие предприятия каждого из секторов находятся под влиянием целого ряда внешних факторов, важнейшими из которых являются факторы рыночной конъюнктуры. То есть ситуация для этих предприятий и отраслей достаточно изменчива. Вместе с тем весьма изменчива и динамика макропоказателей развития области. Это касается в первую очередь таких факторов экономического развития, как динамика производства и инвестиций, а также объем и уровень собираемости налогов (здесь в первую очередь имеется в виду НДС). Каждый крупный инвестиционный проект, реализуемый на территории области, уже меняет картину инвестиций, занятости и валового выпуска продукции.
В этой ситуации невозможно использовать стандартные методы прогнозирования, основанные на экстраполяции тенденций и построении корреляционных зависимостей между основными показателями, поскольку тенденции развития отдельных производств демонстрируют зависимость от целого ряда факторов, которые в свою очередь не всегда прогнозируемы. То есть использование типовых эконометрических моделей в данном случае некорректно. В частности, вызывает определенные сомнения возможность использования моделей, основанных на производственных функциях.
В то же время в социально-экономическом развитии каждого региона действует целый ряд устойчивых тенденций, связанных с социально-психологическим обликом населения, историей формирования промышленного потенциала, культурными и социальными традициями, производственными традициями, стилем жизни, самоидентификацией населения и пр. Все эти факторы весьма устойчивы, они не могут изменяться одномоментно.
Следует отметить, что механизм взаимосвязей между различными макропоказателями развития экономики региона и развитием какой-либо из отраслей трудно сформулировать однозначно, при этом прогноз факторов представляет собой не менее сложную задачу, особенно для таких объектов, как регион. Это обусловливает все более широко используемый в экономическом анализе подход, основанный на анализе возможных вариантов развития различных секторов экономики, в предположении, что факторы, влияющие на ее развитие, могут изменяться тем или иным образом на определенном поле возможностей. Предположения относительно возможных изменений влияющих факторов базируются на содержательном анализе социально-экономической ситуации в регионе. При этом используются модели и методы имитационного моделирования. Данный подход основан на принципах нормативного прогнозирования, в наибольшей степени подходит для целей и задач стратегического управления, так как представляет собой одну из форм целевого планирования изменений в социально-экономических системах.
При прогнозировании социально-экономического развития субъектов Российской федерации одним из принципиальных методических требований является разделение уже существующих элементов экономического потенциала от тех производственных мощностей, которые планируется создать в ходе реализации стратегии. Поэтому при разработке целевого прогноза развития экономики Владимирской области рассматриваются две составляющих: инерционную и инвестиционную.
В развитии экономики любой социально-экономической системы, в том числе Владимирской области, рассматриваются две составляющих: эволюционную (часто ее называют инерционной) и инвестиционную. Объем выпуска продукции и производимая добавочная стоимость будет определяться двумя тенденциями:
- эволюционное развитие производства продукции на основе функционирования производств, существующих к настоящему моменту;
- инвестиционное развитие производства на основе создания новых производств, внедрения современных технологий и нового высокопроизводительного оборудования.
Так как эволюционная составляющая определяет развитие уже существующих производственных мощностей, в рамках данной составляющей не рассматриваются инвестиционные проекты, предусматривающие создание новых или кардинальную реконструкцию существующих мощностей.
Предполагается, что осуществляются инвестиционные затраты, направленные на обеспечение функционирования существующих производственных мощностей, без существенного изменения их технико-экономических характеристик и увеличения мощностей. Это означает, что прирост выпуска продукции на действующих мощностях обусловлен ростом квалификации персонала и затратами на поддержание производства, под которыми подразумеваются затраты на ремонт и замену отдельных видов оборудования, без коренной реконструкции и модернизации.
Прирост выпуска продукции на действующих мощностях обусловлен ростом квалификации персонала и текущей модернизацией производства.
Для эволюционной составляющей характерно выбытие изношенных производственных фондов. Темп выбытия в значительной степени определяется динамикой инвестиций в новое производство и уровнем рентабельности производства на базе действующего оборудования - темп выбытия задается экспертным путем в соответствие с принятым сценарием.
Динамика процессов в экономике области обусловлена инвестиционными решениями, предшествующим планируемому периоду.
Для инерционной составляющей характерно выбытие изношенных производственных фондов. Темп выбытия задается экспертным путем в соответствие с принятым сценарием.
Технико-экономические показатели производства в рамках инерционной составляющей меняются незначительно, в соответствии со сложившимися тенденциями и оцениваются в рамках экстраполяционного прогноза.
Важнейшие параметры, характеризующие эволюционную составляющую:
1. Производительность труда.
2. Фондоотдача.
3. Инвестиции в поддержание действующих производств.
4. Динамика выбытия изношенных фондов (задается через коэффициент выбытия).
5. Сложившийся уровень рентабельности.
Для каждого из этих параметров можно задать в рамках используемой экономико-математической модели определенную тенденцию изменения.
Инвестиционная составляющая отражает создание новых производств в экономике области. В рамках инвестиционной составляющей рассматриваются все инвестиционные проекты, направленные на создание новых и существенную модернизацию действующих мощностей, предусматривающую замену оборудования и значительное повышение технико-экономических параметров производства. Все инновационные мероприятия, связанные с затратой инвестиционных ресурсов относятся к инвестиционной составляющей.
Основные параметры, характеризующие инвестиционную составляющую:
1. Объем и динамика инвестиций;
2. Стратегия реинвестирования прибыли;
3. Технико-экономические характеристики нового производства;
4. Ожидаемый объем выпуска продукции и услуг на базе вновь создаваемых мощностей;
5. Производительность труда;
6. Структура издержек и уровень рентабельности.
В моделировании стратегических параметров развития области реализуется сценарный подход к анализу факторов, влияющих на динамику важнейших макропоказателей:
1. Валовой выпуск продукции и услуг в экономике области.
2. Динамика инвестиций и их источники.
3. Динамика ВРП и занятости.
4. Показатели общественной производительности труда в экономике области в целом.
5. Объем производства добавленной стоимости.
6. Объем налоговых платежей в федеральный и областной бюджеты.
Таким образом, в моделировании стратегических параметров развития области реализуется сценарный подход к анализу перспектив развития различных секторов экономики и социальной сферы. Такой сценарный подход является двухуровневым.
Первый, верхний уровень, ориентирован на рассмотрение сценариев, влияющих на динамику важнейших макропоказателей:
1. Валовый выпуск продукции и услуг в экономике области.
2. Динамика инвестиций и их источники.
3. Динамика ВРП и занятости.
4. Показатели производительности труда в экономике области в целом и показатели производства добавленной стоимости.
Различные гипотезы о соотношениях и взаимосвязях между этими показателями, укрупненно характеризующими траекторию развития области, образуют отдельный вариант сценария.
Каждый вариант сценария анализируется с помощь экономико-математического моделирования. Именно в рамках такого подхода реализуется концепция сбалансированных показателей.
Второй уровень ориентирован на рассмотрение сценариев, влияющих на динамику важнейших макропоказателей развития основных секторов (кластеров):
1. Валовой выпуск продукции и услуг.
2. Динамика инвестиций и их источники.
3. Динамика производимой добавленной стоимости.
4. Показатели производительности.
Обоснованность сценарного подхода вытекает из основного положения стратегического планирования, которое заключающегося в том, что важнейшим принципом прогнозирования является нормативный принцип.
Сначала формулируются желательные значения макроэкономических параметров, характеризующих состояние области на определенные годы планируемого периода. Далее, анализируются условия и возможности достижения планируемых значений. В частности, могут быть сформулированы требования к основным характеристикам инвестиционных процессов с точки зрения необходимости достижения желательного состояния макроэкономических показателей.
Логика анализа с использованием методов экономико-математического моделирования следующая. Первоначально варьируются значения тех экзогенно задаваемых параметров, которые могут рассматриваться как управляемые, в рамках проведения определенной политики со стороны Администрации области и отраслевого менеджмента, а также тех параметров, которые отражают значения внешних влияющих факторов, определяющих возможные сценарии развития экономики региона.
В ходе вариантных расчетов подбираются значения управляемых параметров и параметров внешней среды, при которых обеспечивается достижение желательного состояния. Затем среди нескольких вариантов управляющих параметров и параметров среды выбираются один-два, представляющихся наиболее реальными.
Дальнейший анализ переходит на следующий, более детальный уровень, где обсуждаются вопросы обеспечения условий, необходимых для достижения необходимых, требуемых значений управляющих параметров и осуществления сценариев формирования необходимых факторов внешней среды.
2. Цели и задачи
В настоящее время рентабельность обрабатывающих производств, АПК Владимирской области невысока, а многие предприятия терпят убытки. При этом уровень средней заработной платы остается довольно низким.
В этих условиях рост экономики на основе использования действующих мощностей весьма ограничен, в первую очередь, из-за низкой инвестиционной привлекательности производства и отсутствия необходимого инвестиционного потенциала у действующих предприятий. Низкая заработная плата тормозит вовлечение молодых, квалифицированных кадров в производственную деятельность. Инвестиции в действующее производство должны направляться в основном на модернизацию производства с заменой выбывающего морально и физически устаревшего оборудования.
Основным фактором экономического роста является конкурентоспособность выпускаемой продукции по критерию "цена - качество". Отсюда следует, что рост производства в традиционных сферах экономики, в первую очередь, в обрабатывающих производствах возможен только на основе новых высокоэффективных производств, строительства новых и технического переоснащения действующих предприятий и освоения новых технологий.
Анализ показателей, характеризующих рентабельность обрабатывающих производств во Владимирской области, позволяет сделать вывод, что целевые значения по уровню производства ВРП на одного занятого, соответствующие желательному образу будущего экономики области, не могут быть в принципе обеспечены на основе существующего уровня технологии и организации производства.
Показатели производительности труда в основных секторах экономики (см. табл.) составляют величину от 97140 до 1058790 тыс. рублей. При такой производительности невозможно обеспечить одновременно и рентабельность производства и достойный уровень оплаты труда, гарантирующий привлечение высококвалифицированных специалистов.
Таблица 1
Средняя производительность труда в основных секторах экономики за 2006 год
Вид деятельности | Производительность труда (руб) |
Производство и распределение электроэнергии | 738438 |
Строительство | 410306 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1058790 |
Гостиницы и рестораны | 131461 |
Транспорт и связь | 97140 |
Наличие неиспользуемых производственных мощностей, как правило, не является потенциалом будущего развития, учитывая средний возраст ОПФ. Единственно возможным здесь является реализация инновационной стратегии развития. Причем, инновации необходимо понимать в широком смысле - не только, как развитие нанотехнологий и других высокотехнологичных видов производств, но и как внедрение новых методов управления и организации производств, технологическое обновление и модернизация уже существующих производств, внедрение нового оборудования и новых продуктовых линеек, осуществление необходимых институциональных преобразований.
Можно сказать, что основным стратегическим направлением социально-экономического развития Владимирской области является коренная модернизация экономики и социальной сферы. В производственной сфере это означает создание новых производств, выпуск новых видов продукции и производство услуг таким образом, чтобы повысить эффективность регионального экспорта за счет роста величины экспортируемой добавленной стоимости в расчете на одного занятого. Поэтому при рассмотрении стратегии развития ведущих производств области должен быть сделан акцент на освоение перспективных рыночных ниш и развитие конкурентоспособных производств. Только так можно реализовать возможности имеющихся и потенциальных точек роста.
Факторами успеха стратегии форсированной модернизации производственной сферы в области являются:
- наличие инженерных кадров, имеющих опыт освоения производств по выпуску высокотехнологической продукции;
- традиции промышленного производства в области;
- наличие свободных производственных площадок с инфраструктурой в районах, обеспеченных необходимыми трудовыми ресурсами;
- готовность администрации области к институциональным преобразованиям, направленным на повышение инвестиционной привлекательности области.
Цель прогнозных расчетов заключалась в выявлении общих требований к характеристикам результативности инвестиционных процессов в основных видах экономической деятельности, обеспечение которых позволяет добиться требуемой динамики развития экономики области. С помощью модельных расчетов могут быть сформулированы те нормативные характеристики инвестиционных проектов, достижение которых позволит обеспечить конкурентоспособность нового производства.
Экономическое развитие Владимирской области будет определяться двумя группами инвестиционных факторов роста:
1. Инвестиционные решения предшествующего периода, которые формируют вполне определенные тенденции или тренды экономического развития необходимо принимать как данность.
2. Инвестиционные решения будущего периода, принятие которых будет определяться выбранной инвестиционной политикой Администрации области, а также готовностью частного бизнеса проявлять инвестиционную активность.
В соответствие с основными методическими положениями анализа точек роста в экономике региона, основные сектора экономики необходимо разделить на две группы. Первую группу образуют предприятия и производства, ориентированные и потенциально ориентированные на внешний, по отношению к региону, спрос. Основным фактором роста этих производств является внешний спрос, динамика которого может быть существенно выше темпов сбалансированного роста экономики региона в среднем. Тем самым, данные производства оказываются способными играть роль локомотивов роста для региональной экономики в целом. К первой группе относятся отдельные обрабатывающие производства (производство машин и оборудования), а также отдельные конкурентоспособные сельскохозяйственные производства. Динамика развития производств первой группы определяется динамикой инвестиций и характеристиками экономической эффективности вновь создаваемых производственных мощностей.
Данное обстоятельство позволяет связать с величиной произведенного ВРП в рамках видов деятельности второй группы такие макропоказатели, как производство товаров и услуг, объем инвестиций, численность занятых и фонд оплаты труда.
В качестве параметров желательного состояния региональной экономики принимались:
1. Динамика ВРП.
2. Суммарный фонд заработной платы и средняя численность вновь создаваемых рабочих мест.
3. Сумма прироста налоговых поступлений в консолидированный и региональный бюджеты.
Выбор этих показателей был обусловлен тем, что все основные показатели уровня жизни, такие, как средняя заработная плата, среднедушевой доход, рассчитываются исходя из тенденций в соотношении с ВРП и исходя из прогнозируемой численности занятых в производстве товаров и услуг.
В качестве управляемых параметров и факторов внешней среды принимались:
1. Усредненная структура затрат на производства продукции и услуг в экономике области.
2. Уровень рентабельности производства к текущим издержкам.
3. Показатель фондоотдачи для вновь вводимых производственных фондов.
4. Объем и динамика инвестиций.
5. Ставки основных налогов.
6. Процент реинвестируемой совокупной прибыли предприятий и организации в создание новых производственных мощностей.
7. Средняя производительность труда во вновь создаваемых производствах.
В этой ситуации возникает задача сформулировать граничные требования к принимаемым инвестиционным решениям с точки зрения их предельно допустимой эффективности, которая гарантирует достижение сформулированных целей: роста ВРП и увеличения заработной платы в области.
В расчетах не выделялась отдельно бюджетная составляющая инвестиций, доля которой будет невелика. Оптимальная структура инвестиций с точки зрения источников инвестирования является предметом отдельного детального анализа, проводимого в рамках разработки целевых инвестиционных программ.
3. Исходные положения для расчета
Новые инвестиционные проекты, реализуемые на территории области в рамках стратегии, в совокупности формируют обобщенные характеристики инвестиционного процесса и формирования новых производственных мощностей в важнейших видах производств реального сектора экономики Владимирской области.
В ходе предварительных расчетов по экономико-математическим моделям были получены граничные значения важнейших параметров инвестиционных проектов, характеризующих результативность инвестиционных процессов в экономике. Значения этих показателей, в свою очередь, соответствуют политике значительного повышения заработной платы на основе внедрения нового высокопроизводительного оборудования во всех сферах производственного сектора. Следует особо отметить, что принятые значения показателя производительности труда для совокупности инвестиционных проектов соответствуют целевым установкам повышения средней производительности труда.
Исходные положения сценария
Важнейшим фактором экономического роста является возможность реинвестирования прибыли, полученной в результате осуществления внешних инвестиций на территории области.
Величина реинвестируемых средств зависит от объема заемных средств в инвестициях, которые надо возвращать и величины средней процентной ставки. Для того чтобы реинвестирование прибыли давало макроэкономические результаты, объекты реинвестирования, как и объекты первоначального инвестирования, должны соответствовать критериям высокой коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности.
Важнейшее значение имеет показатель производительности труда, который с одной стороны влияет на рост доходов населения, с другой, обеспечивает привлекательность данного вида деятельности для потенциальных трудовых ресурсов. В итоге это дает возможность за счет высвобождения персонала в модернизируемых и реконструируемых производствах обеспечить удовлетворение потребности в дополнительных трудовых ресурсах на вновь создаваемых производствах.
Предварительный анализ показал, что на территории области развитие получили материалоемкие обрабатывающие производства. В этих условиях важнейшим направлением обеспечения высокой нормы добавленной стоимости является, во-первых, снижение материалоемкости, во-вторых, ускоренное развитие видов деятельности с повышенной долей добавленной стоимости. Это развитие сферы услуг, инфраструктуры, высокотехнологичных производств.
Резерв малоинвестиционного роста экономики за счет увеличения производства на свободных мощностях близок к исчерпанию. Здесь действуют два фактора: моральное и физическое устаревание оборудования и невозможность выпуска на старом оборудовании конкурентоспособной продукции. Поэтому следует исходить из предположения, что за пределами 2010 года прирост выпуска на действующих мощностях будет весьма незначителен.
В ходе расчетов принимались действующие ставки налогообложения.
Прогнозная динамика инвестиций в экономику области в 2009 - 2010 годах принималась в соответствие с предполагаемыми к реализации инвестиционными проектами и общей прогнозной оценкой годового объема инвестиций. Таким образом, динамика внешних инвестиций принималась в соответствие с гипотезой о существенном повышении динамики инвестиций в реальный сектор экономики. В то же время, предполагалось, что эффективность инвестиционных проектов в среднем будет существенно повышена.
Соотношение между собственными средствами предприятий и заемными средствами в инвестициях будет определяться возможностями реинвестирования прибыли, которые зависят, в свою очередь от условий предоставления заемных средств и, отсюда, величиной средств, уходящих на обслуживание кредитов. С другой стороны, возможность привлечения заемных ресурсов будет зависеть от развития рыночной инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности области. Внешние инвестиции могут быть оценены на основании величины привлеченных средств в виде кредитов банков и других организаций, а также бюджетных средств. Внешние инвестиции могут составлять до 60 - 70% от общего объема. Исходя из данных формы 2П прогноза социально-экономического развития Владимирской области до 2010 года можно полагать, что до 60% средств, остающихся в распоряжении организаций, направляется на инвестирование. При этом в рамках рассматриваемого сценария предполагается стабилизация внешних инвестиций на уровне 34 - 36 млрд. руб. и постепенное увеличение доли рефинансирования полученной прибыли от деятельности предприятий области.
В рамках сценария предусматривалось постепенное выбытие морально и физически устаревших мощностей с соответствующим высвобождением персонала. Этот высвобождающийся персонал может быть использован на вновь открывающихся производствах.
В структуре ВРП доля видов деятельности, относимых выше ко второй группе, не будет уменьшаться, в соответствии с современными тенденциями увеличения доли услуг в ВВП развитых стран.
Внешние инвестиции рассматривались как варьируемые параметры, тогда как реинвестируемые собственные средства рассчитываются в модели.
В макроанализе одним из критериев оценки качества инвестиционных процессов в экономике страны является доля инвестиций по отношению к ВРП, что подразумевает стратегическую направленность расходования ВРП и эффективность процессов воспроизводства основных производственных фондов. На наш взгляд, на микроуровне достаточно информативен показатель инвестиций по отношению к выпуску продукции. Он наиболее точно характеризует результативность инвестиционных и инновационных процессов. Поэтому в предлагаемой методике анализа данный показатель является ключевым.
4. Результаты прогнозных расчетов макроэкономических показателей развития Владимирской области
Экономико-математическая постановка задачи
При заданных характеристиках эффективности новых обрабатывающих производств требуется определить объемы инвестирования, необходимые для обеспечения желательной динамики добавленной стоимости в каждом из формируемых производств и на этой основе дать оценку значений основных экономических макропоказателей на перспективу.
Формулировка и описание экономико-математической модели
Расчеты проводились по экономико-математической модели экономического роста с распределенным лагом, позволяющим рассчитать в динамике сбалансированные значения следующих параметров:
1. Объем производства продукции и услуг.
2. Объем инвестиций за счет реинвестирования прибыли, создаваемой в экономике.
3. Объем произведенного валового регионального продукта.
4. Объем налоговых поступлений в федеральный и областной бюджеты.
5. Суммарный фонд заработной платы с начислениями.
6. Ожидаемые доходы населения.
7. Расчетная численность занятых новых и действующих производствах.
В основе модели лежат соотношения, увязывающие между собой в динамике показатели: выпуска продукции, величину производственных издержек, объемы инвестирования в создание основных производственных фондов, величину вновь создаваемых основных производственных фондов, амортизационные отчисления, основные налоги, создаваемую добавленную стоимость и формируемый новый инвестиционный потенциал.
Основные блоки модели.
1. Блок ставок основных налогов. Основные налоги вычисляются в соответствии с законодательством. Среди них:
1. НДС.
2. Налог на имущество.
3. Налог на прибыль.
4. Единый социальный налог.
5. Налог на доходы физических лиц.
6. Прочие налоги.
Последние вычисляются в соответствие со средними значениями для данного вида деятельности.
Значения ставок налогообложения задавались в форме прямого присвоения данным показателям заданных значений.
2. Норма амортизационных отчислений задавалась аналогично, но в принципе может варьироваться, в соответствие с прогнозируемой политикой инвестирования
3. Важнейшим аспектом хозяйственной и инвестиционной политики бизнеса является реинвестирование полученной прибыли. В рамках модели делается допущение, что часть собственных средств, остающихся в распоряжении частного бизнеса, реинвестируется в развитие производства кластера. Этот аспект отражается в модели путем задания доли собственных средств, остающихся после уплаты налогов, которые реинвестируются в развитие производства.
3. Предполагается, что инвестируемые средства не полностью идут на создание новых производственных мощностей. Это обстоятельство отражается путем введения коэффициента, характеризующего долю инвестируемых средств, направляемых на создание новых производственных мощностей. В проведенных расчетах его значение принималось на уровне 0.9.
4. Важнейшим фактором, определяющим эффективность будущего производства, является структура издержек на производство продукции и услуг на вновь созданных производственных мощностях. Издержки анализируются в следующей структуре:
А) Доля заработной платы в стоимости продукции.
Б) Доля сырья и материалов.
В) Доля затрат на энергоресурсы.
Г) Доля прочих затрат.
Д) Доля транспортных издержек.
5. Важнейшей характеристикой эффективности инвестиций в производство является показатель выпуска продукции и услуг на единицу вновь введенных основных фондов. Таким образом, выпуск продукции рассчитывается через коэффициент фондоотдачи основных производственных фондов. Значение данного коэффициента определяется из данных по статистике аналогичных инвестиционных проектов и отраслевой статистики.
6. Важнейшим блоком модели является блок формирования основных производственных фондов. Этот процесс происходит с определенным двухгодичным лагом. Предполагается, что 70% инвестиций имеют лаг два года и 30% имеют лаг 1 год. Характеристики лагов могут быть предметом варьирования.
7. Амортизационные отчисления в модели рассчитываются линейно в процентах от балансовой стоимости имущества.
8. Величина издержек определяется на основании линейных соотношений, связывающих объем издержек с объемом выпуска продукции, через коэффициент доли данной статьи затрат в стоимости продукции и услуг.
9. Блок формирования собственных средств, которые формируют инвестиционный потенциал отрасли и могут быть использованы для последующего реинвестирования, содержит вычисление чистой прибыли в соответствии с существующим законодательством. В составе собственных средств учитываются также амортизационные отчисления.
10. Вычисление объема реинвестирования собственных средств осуществляется с учетом доли собственных средств, которые могут быть использования для целей реинвестирования.
11. Объем валового регионального продукта или добавленной стоимости вычисляется в соответствии с производственным способом.
12. Показатели действующих производств и видов деятельности, ориентированных на внутренний спрос оцениваются исходя из сложившихся тенденций с элементами экспертной корректировки.
Экзогенные и эндогенные показатели
В качестве важнейших экзогенных параметров в модели принимались:
1. Динамика инвестиций в основной капитал за счет двух источников: средств внешних инвесторов и реинвестирования.
2. Структура текущих издержек.
3. Показатели фондоотдачи основных производственных фондов.
4. Ставки основных налогов.
5. Средние условия реинвестирования собственных средств предприятий.
6. Показатели производительности труда.
При формировании параметров результативности инвестиций за основу были взяты наиболее эффективные инвестиционные проекты, реализуемые и предлагаемые к реализации в других областях ЦФО в таких секторах экономики, как транспортно-логистический комплекс, АПК, строительство, деревопереработка, машиностроение. Эти проекты имеют следующие характеристики данных проектов:
- Производительность труда - 4-5 млн.руб/чел;
- Соотношение "инвестиции - выпуск товарной продукции" - 1.2 - 3.0;
- Структура издержек в %:
Заработная плата = 35%%
Сырье и материалы = 25%%
Энергия = 10%
Прочие = 10 - 20%
Транспортные издержки = 5 - 10%.
Существенно, что при этом расчетный уровень среднегодовой заработной платы составит до 294 тысяч рублей в ценах 2008 года, что позволяет обеспечить привлечение персонала необходимой квалификации.
Таким образом, рассмотренный вариант инвестиционного проекта может рассматриваться в качестве некоторого стандартного или типового сценария ожидаемой эффективности инвестиций в создание новых мощностей в обрабатывающих производствах, который может быть взят за основу в ходе проведения отбора инвестиционных проектов, претендующих на поддержку со стороны Администрации области.
Исходные положения
В качестве исходного варианта принималась гипотеза, что все новые инвестиционные проекты, реализуемые на территории области в рамках стратегии, в совокупности дадут обобщенные характеристики инвестиционного процесса и формирования новых производственных мощностей в важнейших видах производств реального сектора экономики Владимирской области.
Расчеты проводились в неизменных ценах. За базу принимались цены 2008 года.
1. Доля заработной платы в стоимости продукции составит порядка 35%. При этом производительность труда на новых производствах изменяется от 1,79 до 5,49 млн. рублей в течение планируемого периода. Значения этих показателей получены, в свою очередь, в ходе вариантных расчетов и соответствуют политике повышения заработной платы на основе внедрения нового высокопроизводительного оборудования по всех сферах производственного сектора.
2. Доля сырья и материалов, затрат энергоресурсов, а также прочих затрат в стоимости продукции составляет 70%.
3. Коэффициент фондоотдачи (объем производства продукции и услуг на единицу стоимости основных производственных фондов) равен 1.7. Как уже говорилось, рассматривался сценарий форсированного обновления производственного аппарата. Для этого процесса характерно значение приростной фондоемкости в пределах 2.5 - 3.0 (за исключением отдельных специфических производств). В совокупности данные показатели соответствуют современной экономической политике в направлении создания современных производств на новой технологической основе и задачам модернизации производства и повышения производительности труда, сформулированным Президентом. При данных параметрах срок окупаемости проектов составляет порядка 7 лет. В современных условиях данный показатель можно рассматривать как минимально допустимый уровень эффективности инвестиций в экономику области.
4. В рамках сценария предусматривалось постепенное выбытие морально и физически устаревших мощностей с соответствующим высвобождением персонала. Этот высвобождающийся персонал может быть использован на вновь открывающихся производствах.
Проведенные расчеты позволяют сделать следующие предварительные выводы:
I. Важнейшим фактором экономического роста Владимирской области является возможность реинвестирования прибыли, полученной в результате осуществления внешних инвестиций на территории области.
II. Для того, чтобы реинвестирование прибыли давало макроэкономические результаты, объекты реинвестирования, как и объекты первоначального инвестирования, должны соответствовать критериям высокой коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности.
III. Важнейшее значение имеют показатели производительности труда, так как только при этих условиях можно обеспечить такой уровень заработной платы, который, во-первых, приведет к заметному росту доходов населения, во-вторых, обеспечит привлекательность данного вида деятельности для потенциальных трудовых ресурсов, в-третьих, даст возможность, за счет высвобождения персонала в модернизируемых и реконструируемых производствах обеспечить удовлетворение потребности в дополнительных трудовых ресурсах на вновь создаваемых производствах.
IV. В регионе развитие получили материалоемкие обрабатывающие производства. В этих условиях важнейшим направлением обеспечения высокой нормы добавленной стоимости является, во-первых, снижение материалоемкости, во-вторых, ускоренное развитие нематериалоемких производств.
V. Налоговая база Владимирской области будет меняться в соответствии с динамикой роста производств, образующих развивающиеся кластеры.
VI. В случае проведения активной инвестиционной политики, начиная с 2009 года, в 2011 году произойдет заметный прирост выпуска продукции и производства добавленной стоимости за счет ввода новых производственных мощностей. Это обусловлено сделанным в расчетах предположением, что ввод в действие новых мощностей происходит с инвестиционным лагом в два года.
5. Обоснование социально-экономического эффекта стратегии
Общие социально-экономические результаты реализации стратегии Владимирской области и оценки эффекта характеризуются тремя группами показателей, отражающих интересы основных участников социально-экономического процесса в регионе:
- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников, в первую очередь инвесторов;
- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для местного бюджета;
- показатели социального эффекта, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Социальный эффект связан:
- с увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу за счет создания новых рабочих мест на новых и сокращением занятости на модернизируемых производствах;
- с расширением возможностей трудоустройства и выбора профессии на новых и сопряженных производствах, в первую очередь, в сфере производственной инфраструктуры;
- с ростом доходов населения в соответствие с общим фондом оплаты труда занятых на новых и модернизируемых производствах.
Коммерческий эффект "модернизационного сценария" развития экономики области характеризуется величиной совокупной чистой прибыли, получаемой в ходе деятельности предприятий, входящих в его состав, а также совокупной произведенной добавленной стоимости. Оценка коммерческой эффективности имеет принципиальное значение для инвестиционной привлекательности региона и отдельных секторов экономики. При сделанных предположениях можно оценить, что коммерческая составляющая инвестиционной привлекательности будет довольно высока и характеризуется, во-первых, удовлетворительным сроком окупаемости предполагаемых инвестиционных проектов, во-вторых, высокой производительностью труда, обеспечивающей снижение доли заработной платы в себестоимости продукции.
6. Направления повышения эффективности обрабатывающих производств во Владимирской области
Конкурентоспособность отечественной продукции не может быть обеспечена без технического переоснащения предприятий и освоения новых технологий. Необходимое условие обеспечение конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными предприятиями - технологическое перевооружение, которое должно носить комплексный характер.
Важнейшими характеристиками эффективности процессов технологического перевооружения и модернизации производства является показатель обновления оборудования. В промышленности Владимирской области этот показатель низкий: ежегодно обновляется лишь 3-4% оборудования. В то время как в развитых странах эта цифра составляет 14-15%.
В настоящий момент стоит задача преодоления катастрофической тенденции устаревания оборудования. Для региона важно избавиться от убыточных производств, ускорить техническое обновление действующих компаний, обеспечить создание эффективных высокорентабельных предприятий, выпускающих продукцию, конкурентоспособную по качественно-ценовым параметрам и отвечающую международным стандартам. Будущее принадлежит высокомеханизированным линиям, на которых может быть достигнута очень высокая производительность при низких затратах живого труда. Необходимо обеспечить рост производительности минимум на порядок. Согласно оценкам западных экспертов граница конкурентоспособности предприятий по живому труду, как основному фактору эффективности проходит на уровне $500 тыс.
В промышленности одним из путей технологической модернизации являются попытки повышения качества путем импорта наиболее совершенного оборудования, призванного не только повысить качество, но и изменить структуру выпускаемой продукции. Такие закупки оборудования осуществляются в рамках создания совместных предприятий с привлечением иностранного капитала.
Основные направления модернизации производства на основе внедрения нового технологического оборудования касаются следующих экономических элементов себестоимости продукции:
1. Материальные затраты.
2. Сокращение доли электроэнергии, пара и других энергоносителей в связи с применением менее энергоемкого оборудования.
3. Амортизация.
4. Увеличение доли амортизационных отчислений на оборудования основного производства в связи с увеличением стоимости оборудования.
5. Уменьшение доли амортизационных отчислений на оборудовании вспомогательного производства в связи с уменьшением потребности в таком оборудовании.
6. ФОТ и социальные начисления на ФОТ.
7. Уменьшение доли ФОТ и отчислений на ФОТ в связи сокращением персонала из-за применения более производительного оборудования.
8. Увеличения в ФОТ доли оплаты труда высококвалифицированного персонала.
9. Уменьшение в ФОТ доли оплаты труда низкоквалифицированного, вспомогательного персонала.
10. Прочие затраты.
Уменьшение доли общепроизводственных расходов в связи с уменьшение объема необходимых ремонтов оборудования по причине применения более совершенного оборудования и периодического его обновления.
Бюджетный эффект
Бюджетная эффективность характеризует величину дополнительных бюджетных выгод, связанных с осуществлением инвестиций в экономические объекты. Бюджетная эффективность зависит от финансовой или коммерческой эффективности проектов. Прямой региональный бюджетный эффект в случае реализации рассматриваемого варианта стратегии составляет более 50 копеек на рубль инвестиций. При этих условиях государственная поддержка развития высокоэффективных производств приведет к тому, что если на один рубль бюджетных затрат приходится не менее двух рублей частных инвестиций, то эти затраты довольно быстро окупаются в виде налогов.
Оценка прироста рабочих мест и заработной платы
Уровень заработной платы является важнейшим фактором привлечения высококвалифицированных специалистов нового поколения, способных работать на новом технологическом оборудовании, использовать принципиально новые технологии производства новых видов продукции. Поэтому в расчетах оценочных макропоказателей развития экономики области доля заработной платы была принята на уровне 35 %. При этом, в соответствие с гипотезой о реализации модернизационной стратегии развития, предусматривался значительно опережающий рост производительности труда во вновь создаваемых производствах до 5 млн. руб. В результате расчетов были получены следующие сценарные оценки.
На вновь создаваемых производствах средний уровень производительности труда составит 5 млн. руб. на человека. Это дает основание рассматривать программы развития основных видов экономической деятельности и производств, которые предусматривают ввод новых мощностей параллельно с выбытием действующих, наименее эффективных производств, и соответствующим высвобождением персонала, привлекаемым на создаваемые производства.
При этом за счет выбытия старых производств общая потребность в дополнительном персонале будет уменьшаться. Динамика коэффициента выбытия будет изменяться от 1.5% до 4% в год.
Отсюда следует, что для существующих производств должна быть рассмотрена программа модернизации, обеспечивающая, во-первых, необходимую динамику повышения эффективности и роста выпуска продукции, во-вторых, необходимую динамику высвобождения персонала с убыточных и малорентабельных производств, которая позволит обеспечить потребность новых производств в квалифицированном персонале.
7. Анализ рисков и неопределенностей
1. Согласно представленным исходным данным (Форма 2П прогноза до 2010 года) один из ключевых параметров - отношение ВРП к валовому выпуску продукции и услуг выглядит завышенным. Поэтому одним из факторов риска может стать снижение ВРП и, в первую очередь, снижение налоговой составляющей. На уровне заработной платы и, соответственно, доходов населения это, скорее всего не отразится.
2. Важнейший фактор экономического развития - баланс трудовых ресурсов. Если основной стратегический путь развития - создание новых эффективных производств, то необходимо предусмотреть варианты закрытия старых неэффективных производств, характеризующихся недопустимо низкой производительностью труда. Один из факторов риска - неготовность бизнеса к модернизации производственных мощностей. Из сказанного следует, что экономическое развитие области должно идти в русле формирования кластеров, в рамках которых возможна известная координация инвестиционной активности и достижение баланса интересов различных участников бизнеса.
3. Достаточно оптимистичные варианты экономики области базируются на ожидании привлечения высокоэффективных инвестиций. Основные параметры здесь - производительность фондов и производительность труда, предусматриваемые в перспективных инвестиционных проектах. С учетом ожидаемого сокращения действующих производств, данные факторы эффективности становятся решающими. Высокая производительность труда на новых производствах позволит обеспечить баланс трудовых ресурсов и реализовать стратегию глобальной модернизации в сфере обрабатывающих производств.
4. Один параметров, определяющих динамику экономических макропоказателей - рентабельность производства по отношению к текущим затратам. Он также находится под влиянием множества факторов, важнейший из которых уровень конкурентоспособности производств на внутрироссийском рынке, особенно с учетом грядущего вступления в ВТО. В целом, сценарные условия для Владимирской области достаточно благоприятные, однако в ходе модельных расчетов был рассмотрен вариант с рентабельностью "действующих" производств до 7%.
5. Важнейший параметр - динамика инвестиций во вновь создаваемые производства. В прогнозных расчетах закладывались объемные показатели, соответствующие сложившимся тенденциям, однако при этом предполагалось существенное повышение отдачи инвестиций. В этом смысле, фактор риска - обеспечение необходимой привлекательности области для эффективных инвесторов. Отсюда следует необходимость проведения Администрацией области стратегии координации и обеспечения баланса интересов разноплановых инвесторов в различных секторах экономики области.
6. Инновационный сектор. Нанотехнологии привлекательны, однако важнейшей инновацией для области является повышение производительности труда, обеспечение спроса на продукцию, производимую на территории области и подготовка кадров нового поколения. В настоящее время, один из ключевых мировых вызовов - дефицит адекватных трудовых ресурсов. Отсюда следует, что основной фактор риска или неопределенности - возможность подготовки новых трудовых кадров, способных к восприятию новых технологий, дающих возможность создавать добавленную стоимость на уровне, соответствующим достойной оплате труда.
7. Таким образом, основным фактором риска экономического развития области является дефицит эффективных инвесторов, способных активизировать экономическую жизнь на территории. Отсюда следует генеральное направление экономической политики, обеспечивающей успешную реализацию стратегии - формирование облика максимальной инвестиционной привлекательности.
8. Выводы к анализу результатов моделирования
На основании результатов моделирования можно сделать следующие выводы по поводу задач макроэкономической и инвестиционной политики, проводимой Администрацией области.
Для того, чтобы совершить ощутимый рывок в динамике социально-экономического развития области, уровень добавленной стоимости в цене продукции должен возрасти до 22 - 25%, при доле затрат на заработную платы около 35 %. При этом производительность труда должна вырасти в 6 - 10 раз, что соответствует лучшим инвестиционным проектам. Достижение такого уровня возможно только при переходе к принципиально новым технологиям и принципиальному обновлению продукции.
Необходимо обеспечить формирование и постоянный мониторинг портфеля проектов, удовлетворяющих требованиям высокой эффективности и обеспечивающих необходимый объем инвестиций.
Необходимо реализовать адекватные институциональные мероприятия, которые должны обеспечить приток инвестиций в соответствии с требуемым расчетным объемом. Основным фактором инвестиционной привлекательности основных видов экономической деятельности и производств на территории области является именно наличие реальных высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых при активной поддержке со стороны Администрации.
Полученные выше расчетные значения показателей, характеризующих эффективность инвестиций, должны рассматриваться как требования к критериальным показателям, которые должны соответствовать потенциальные инвестиционные проекты, рассматриваемые в ходе модернизации предприятий ВЭД и формировании структуры экономики области.
Выполнение указанных условий при отборе инвестиционных проектов позволит обеспечить существенный рост заработной платы в промышленности при сохранении ее конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов.
Реализация указанных сценариев позволит основным секторам экономики области не только сохранить ведущую роль в структуре регионального производства, но быть локомотивом в решении задач модернизации социально-экономической сферы Владимирской области.
Таблица 2
Прогноз основных макроэкономических показателей развития Владимирской области до 2027 года - оптимальный сценарий
(млн. рублей в постоянных ценах 2008 года)
Показатель /год |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 |
ВРП | 201000 | 230000 | 263000 | 285067 | 306775 | 333343 | 360867 | 383703 | 407944 | 433183 | 469621 | 509752 | 552275 | 600102 | 654995 | 716171 | 779057 | 846196 | 920000 |
Валовой выпуск продукции и услуг |
458130 |
499096 |
547041 |
597608 |
659905 |
730197 |
805605 |
890357 |
981532 |
1080310 |
1189228 |
1307923 |
1441732 |
1579968 |
1728777 |
1897074 |
2068772 |
2252797 |
2520000 |
ВРП, создавае- мый на новых производс- твах |
0 |
0 |
0 |
0 |
5146 |
12543 |
20295 |
30943 |
42470 |
55458 |
71561 |
90460 |
116376 |
140750 |
168241 |
207267 |
242936 |
283454 |
328000 |
Производи- тельность труда на действую- щих производс- твах |
0,65 |
0,71 |
0,78 |
0,85 |
0,95 |
1,06 |
1,19 |
1,33 |
1,51 |
1,72 |
1,97 |
2,22 |
2,49 |
2,75 |
3,01 |
3,29 |
3,57 |
3,86 |
4,17 |
Производи- тельность труда на новых производс- твах |
1,79 |
1,89 |
2,00 |
2,12 |
2,26 |
2,42 |
2,58 |
2,77 |
2,98 |
3,21 |
3,46 |
3,71 |
3,99 |
4,24 |
4,48 |
4,76 |
5,00 |
5,24 |
5,49 |
Объем продукции сельского хозяйства |
21549 |
22411 |
23532 |
24943,4 |
26440 |
27762 |
28594,9 |
30024,6 |
32126,3 |
35017,7 |
36768,6 |
39342,4 |
40916,1 |
41325,3 |
43391,5 |
43825,4 |
46454,96 |
50635,91 |
53674 |
Объем выпуска продукции по виду деятельно- сти "Строите- льство" |
29696 |
32859 |
36252 |
40066 |
44169 |
48614 |
53515 |
58857 |
64878 |
71099 |
77795 |
85368 |
93095 |
101376 |
26892 |
29696 |
32859 |
36252 |
40066 |
Оборот розничной торговли |
135940 |
150420 |
165955 |
183414 |
202196 |
222544 |
244981 |
269432 |
296997 |
325473 |
356128 |
390797 |
426167 |
464076 |
123107 |
135940 |
150420 |
165955 |
183414 |
Объем платных услуг населению |
59391 |
65718 |
72504 |
80132 |
88338 |
97228 |
107031 |
117713 |
129756 |
142197 |
155590 |
170737 |
186189 |
202752 |
53785 |
59391 |
65718 |
72504 |
80132 |
Производс- тво и распреде- ление электроэ- нергии, газа и воды |
41574 |
46002 |
50753 |
56093 |
61837 |
68060 |
74921 |
82399 |
90829 |
99538 |
108913 |
119516 |
130333 |
141926 |
37649 |
41574 |
46002 |
50753 |
56093 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансиро- вания |
46777 |
52413 |
55610 |
59004 |
62907 |
68050 |
74932 |
81762 |
88354 |
98345 |
106852 |
114911 |
122977 |
132867 |
142753 |
152025 |
164156 |
175799 |
188000 |
Среднеду- шевые доходы населения в год |
0,109 |
0,114 |
0,121 |
0,130 |
0,141 |
0,156 |
0,174 |
0,193 |
0,214 |
0,238 |
0,264 |
0,293 |
0,325 |
0,361 |
0,401 |
0,445 |
0,494 |
0,548 |
0,608 |
Среднеме- сячная ЗП |
0,012 | 0,013 | 0,014 | 0,015 | 0,016 | 0,018 | 0,020 | 0,022 | 0,024 | 0,027 | 0,030 | 0,033 | 0,037 | 0,041 | 0,046 | 0,051 | 0,056 | 0,062 | 0,069 |
ВРП на душу в год |
0,130 | 0,142 | 0,153 | 0,166 | 0,184 | 0,204 | 0,226 | 0,250 | 0,276 | 0,304 | 0,334 | 0,368 | 0,405 | 0,444 | 0,486 | 0,533 | 0,582 | 0,634 | 0,691 |
Налоги в консолиди- рованный бюджет региона |
86413 |
93394 |
105375 |
118326 |
129155 |
141078 |
154342 |
168977 |
184773 |
201448 |
219758 |
239569 |
261153 |
283682 |
307758 |
333720 |
360610 |
389114 |
410000 |
Бюджетная обеспечен- ность на одного человека |
0,060 |
0,066 |
0,074 |
0,084 |
0,092 |
0,102 |
0,112 |
0,123 |
0,135 |
0,147 |
0,161 |
0,176 |
0,193 |
0,210 |
0,229 |
0,249 |
0,269 |
0,292 |
0,308 |
Указом Губернатора Владимирской области от 14 декабря 2010 г. N 36 в примечание настоящего приложения внесены изменения
*(1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. МЭР, Москва
*(2) Концепция стратегии социально-экономического развития Московской области на долгосрочную перспективу; Стратегические ориентиры социально-экономического развития Ивановской области; Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года; Стратегия социально-экономического развития Рязанской области на двадцатилетний период; Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года.
*(3) Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия развития транспортного машиностроения в РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года; Энергетическая стратегия России на период до 2020 года; Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
*(4) Метод исследования - см. www.swot-analysis.ru
*(5) По данным статистического бюллетеня "Использование производственной мощности выпуску основных видов продукции организациями Владимирской области в 2007 году", не учитывающим часть малых предприятий
*(6) Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 N 942-р)
*(7) Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2010 годах
*(8) Федеральный закон N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Ст. 2. П. 1.
*(9) Концепция Совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект Министерства регионального развития РФ)
*(10) Форму 1-МОН заполняют также юридические лица, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов, оказывающие платные услуги и осуществляющие промышленную деятельность в географических границах региона (для представления в территориальные органы Федеральной антимонопольной службы).
*(11) Применительно к уровню субъекта Федерации речь должна вестись о территориальных образованиях уровня муниципалитетета
*(12) На уровне регионов возможно использовать методику кредитного рейтинга "Эксперт РА" и "АК&М", предназначенную специально для рейтингования регионов и муниципальных образований Российской Федерации, не учитывающую суверенного странового риска.
*(13) На федеральном уровне процесс принятия нормативных актов в сфере трудовых отношений практически не решается ввиду отсутствия целостной концепции развития рынка труда, адекватной запросам и требованиям работодателей и профсоюзов по отношению к разным секторам экономики и сегментам рынка
*(14) При отсутствии государственной политики в области импортозамещения вряд ли возможно говорить о формировании условий для ее реализации на региональном уровне
*(15) Цель 4.2.2 не присуща региональному уровню, хотя документ "топливный баланс" в региональном разрезе и сейчас разрабатываетсям
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.