Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области от 25 октября 2013 г. N 1730 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
Приложение
главы муниципального образования Гусь-Хрустальный район
Владимирской области
от 1 марта 2012 г. N 286
Положение
о порядке разработки, реализации и мониторинга эффективности реализации муниципальных целевых программ, а также изменений (корректировки), досрочного прекращения программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации на территории Гусь-Хрустального района
14 ноября 2012 г., 25 октября 2013 г.
Положение о порядке разработки, реализации и мониторинга эффективности реализации муниципальных программ, а также изменений (корректировки), досрочного прекращения программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Гусь-Хрустальный район и Положением о бюджетном процессе в Гусь-Хрустальном районе, утвержденным решением Совета народных депутатов района от 30.09.2009 N 518 (ред. от 26.10.2010).
Положение определяет общие требования, которым должны соответствовать муниципальные программы, общий порядок их разработки, согласования, утверждения, финансирования, внесения в них изменений и дополнений, управления и контроля за ходом реализации муниципальных программ, а также этапы реализации и полномочия структурных подразделений администрации района в работе с муниципальными программами.
1. Общие положения
1.1. Муниципальные программы (далее - Программы) представляют собой комплекс мероприятий, согласованных по содержанию, финансовому обеспечению, исполнителям и срокам исполнения, направленных на достижение целей и решение задач в сфере экономического, социального и культурного развития района, для поддержки, стимулирования и развития социально значимых сфер, отраслей, направлений жизнедеятельности района.
1.2. Инициаторами разработки Программы являются органы и структурные подразделения администрации района, муниципальные предприятия и учреждения, инициирующие постановку проблем и предложений для их решения программно-целевым методом.
1.3. Заказчик Программы (далее - заказчик) - администрация района, принимающая решение о необходимости разработки и реализации Программы.
1.4. Руководитель Программы (далее - руководитель) - орган или структурные подразделения администрации района, обеспечивающие единое руководство разработкой, реализацией Программы и подготовкой отчетности о ходе ее выполнения, ответственные за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяющие формы, методы управления и контроля за реализацией Программы.
1.5. Разработчик Программы (далее - разработчик) - определяемый заказчиком Программы орган или структурное подразделение администрации района, отвечающее за подготовку и согласование проекта Программы.
Разработчик:
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку проекта Программы;
- с учетом специфики целевой Программы разрабатывает методику оценки ее эффективности, которая прилагается к тексту Программы;
- определяет перечень целевых показателей для мониторинга реализации программных мероприятий.
1.6. Исполнителями Программы являются ответственные лица органа или структурного подразделения администрации района, отвечающие за выполнение конкретных мероприятий Программы или ее отдельные этапы.
1.7. Основаниями для разработки и реализации Программы являются:
- значимость проблемы для муниципального образования;
- наличие задач, определенных приоритетами социально-экономического развития муниципального образования;
- наличие проблемных вопросов развития муниципального образования;
- наличие рекомендаций о разработке и принятии аналогичных муниципальных программ в федеральных и (или) областных нормативных правовых актах.
1.8. Процесс разработки, утверждения и реализации Программы включает этапы:
- инициирование предложений и принятие решения о разработке Программы и ее формировании;
- разработку, экспертизу и обсуждение проекта Программы;
- утверждение проекта Программы;
- управление реализацией, финансированием Программы, мониторинг и контроль за ходом ее выполнения;
- внесение изменений (корректировки) и дополнений в Программу по результатам мониторинга выполнения мероприятий Программы (при необходимости);
- оценку результативности и эффективности реализации Программы и ее завершение.
1.9. Каждый год реализации Программы равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
1.10. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках Программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
2. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Отбор проблем для инициирования их решения программным методом определяется следующими факторами:
- значимость проблемы и ее соответствие приоритетам и целям социально-экономического развития района;
- невозможность решения проблемы в краткосрочный период;
- наличие федеральных и областных программ, в рамках которых могут быть привлечены средства федерального и областного бюджетов;
- возможность софинансирования с участием внебюджетных источников.
2.2. Для начала разработки программы глава района дает поручение разработчику или рассматривает письменное обращение заинтересованных лиц, в котором указывается:
- наименование проблемы и анализа причин ее возникновения, описание задач, требующих комплексного решения, и результатов, на достижение которых направлена программа;
- потребность в финансовых ресурсах и источники их обеспечения;
- предварительная оценка социально-экономической эффективности;
- сроки подготовки проекта программы.
3. Разработка и утверждение Программы
3.1. Разработку Программы осуществляет разработчик под руководством руководителя в соответствии с типовой структурой муниципальной Программы (приложение 1 к настоящему Положению).
3.2. Программа должна быть ориентирована на качественные и положительные изменения, обеспечивать взаимосвязь проблемных вопросов, целей, задач, мероприятий и социально-экономических результатов и включать обоснованные объемы работ и ресурсных затрат.
Проект Программы должен содержать краткое описание по следующим основным направлениям:
- описание проблемы на основе анализа имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешних факторов, а также обоснование целесообразности решения проблемы в рамках Программы;
- предложения по целям, задачам, исполнителям, срокам реализации Программы;
- предложения по основным механизмам реализации мероприятий Программы;
- предложения по объемам и источникам финансирования Программы, в том числе по годам;
- прогнозную оценку ожидаемой результативности Программы, ее вклада в решение стратегических задач социально-экономического развития района.
3.3. Разработанный проект Программы разработчик (или руководитель) Программы представляет в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций, финансовое управление, юридический отдел администрации района, другие (по необходимости) структурные подразделения администрации района для экспертизы по вопросам, находящимся в сфере их деятельности, и на предмет соответствия Программы данному Положению и действующему законодательству.
При проведении экспертизы особое внимание обращается на:
- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
- привлечение средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников;
- эффективность механизма реализации Программы;
- социально-экономическую эффективность Программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее влияние на структурную перестройку экономики района.
3.4. Муниципальная Программа утверждаются постановлением главы района в срок не позднее чем за месяц до дня внесения проекта решения о бюджете района на очередной финансовый год в Совет народных депутатов района.
3.5. После утверждения в десятидневный срок Программа предоставляется в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района для включения в реестр муниципальных Программ.
4. Реализация и финансирование Программы
4.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с утвержденным программным документом, организуется и координируется руководителем Программы.
4.2. Утвержденная Программа реализуется за счет средств бюджета муниципального района, возможно привлечение в установленном порядке средства федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников.
4.3. Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые при реализации Программы, проводятся в соответствии с действующим законодательством.
4.4. На основании информации руководителей Программ отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района формирует перечень муниципальных Программ, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году, и передает его в срок до 20 сентября в финансовое управление администрации района в составе сведений к проекту бюджета муниципального района на очередной финансовый год (приложение 2 к Положению).
4.5. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждаются решением о бюджете муниципального района в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой Программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением главы района, утвердившим Программу.
4.6. Финансирование Программ осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, областного и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников.
4.7. Финансирование расходов на реализацию Программ за счет средств бюджета муниципального района осуществляется по соответствующим главным распорядителям (распорядителям) средств бюджета муниципального района в рамках утвержденных бюджетных ассигнований.
4.8. Финансирование Программ за счет средств областного и федерального бюджетов осуществляется в соответствии с установленными порядками в рамках действующего законодательства.
4.9. Финансирование за счет внебюджетных источников, в том числе, за счет средств предприятий, участвующих в Программе, осуществляется на условиях двухсторонних договоров с заказчиком.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программ, относятся: взносы участников реализации Программ, кредиты банков, средства юридических и физических лиц, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации Программ (или их отдельных мероприятий), и другие поступления.
5. Порядок внесения изменений (корректировки) и досрочного прекращения Программ
5.1. Постановления об изменении (корректировки), приостановлении, возобновлении, прекращении или продлении срока действия Программ утверждаются главой района.
5.2. Внесение изменений в действующую Программу осуществляется в случаях изменения и (или) уточнения целей, задач, мероприятий, показателей, исполнителей Программы, сроков реализации Программы, ресурсов, необходимых для реализации Программы, низких показателей результативности и эффективности Программы.
5.3. Предложения по внесению изменений в действующую Программу готовятся руководителем и представляются в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций, финансовое управление и юридический отдел администрации района для согласования на предмет соответствия утвержденной концепции Программы и решения задач повышения результативности и эффективности реализации Программы.
5.4. По итогам рассмотрения согласованных предложений о внесении изменений в действующую Программу принимается решение:
- о внесении изменений в Программу;
- о необходимости доработки и уточнения предложенных изменений в Программу;
- о нецелесообразности внесения изменений в Программу и продолжении ее реализации в ранее утвержденном виде;
- о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы, подготовке итогового отчета и завершении Программы.
Принятое решение о внесении изменений в Программу оформляется и утверждается постановлением главы района.
5.5. Действие Программы может быть приостановлено или прекращено в следующих случаях:
- невозможности достижения целей Программы, в том числе в силу форс-мажорных обстоятельств;
- в случае нерационального и (или) нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программ;
- существенного изменения объемов финансирования Программ, влияющего на снижение их результативности;
- досрочного выполнения целей Программ.
5.6. Программы, имеющие плановую обеспеченность финансированием из бюджета района в очередном году менее 50%, подлежат приостановлению.
5.7. При необходимости срок реализации Программы может продлеваться, но не более чем на год.
6. Порядок проведения оценки эффективности реализации Программ
6.1. По каждой Программе руководителем ежеквартально проводится оценка эффективности ее реализации. В случае неудовлетворительных результатов по Программе не позднее чем за один месяц до внесения проекта бюджета района на рассмотрение в Совет народных депутатов района на очередной финансовый год может быть принято решение о сокращении бюджетных расходов на ее реализацию или о досрочном прекращении Программы.
6.2. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим критериям:
а) Полнота выполнения программных мероприятий.
Информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий показывает выполнение по каждому из мероприятий Программы в намеченные сроки. При невыполнении или неполном выполнении указывается причина, по которой мероприятие не было выполнено.
б) Эффективность расходования выделенных финансовых средств.
Дается оценка мероприятий по привлечению средств из областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников и оценка перспектив по их привлечению.
в) Достижение целей Программы и эффективность ее реализации.
Достижение целей Программы и эффективность ее реализации оценивается путем раскрытия социального, экономического и других эффектов от реализации мероприятий в отчетном периоде. Анализируются причины недостаточной эффективности Программы.
Источниками и методами сбора информации для оценки эффективности реализации Программы могут быть:
- статистическая информация;
- анализ общественного мнения путем проведения социологических исследований, телефонных горячих линий, интернет - форумов, круглых столов и семинаров;
- анализ освещения реализации Программы в средствах массовой информации;
- отчеты исполнителей Программы о ходе ее реализации;
- другие источники информации.
6.3. По результатам проведенной оценки формируется отчет о ходе финансирования и оценке эффективности реализации Программы с приложением аналитической записки и выводов, которые включают:
- общие итоги реализации Программы;
- проблемы и перспективы реализации Программы в очередном финансовом году;
- предложения и рекомендации по совершенствованию управления реализацией Программы;
- предложения по внесению изменений и дополнений в Программу (при необходимости).
6.4. Отчет о ходе финансирования и оценке эффективности реализации Программы направляется в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района в сроки, предусмотренные п. 7.4 настоящего Положения.
7. Контроль хода реализации Программы
7.1. Руководитель Программы, исполнители программных мероприятий несут солидарную ответственность за своевременное выполнение Программы, достижение результатов, рациональное использование выделенных бюджетных средств, за достоверность предоставляемых сведений о финансировании и реализации Программы.
7.2. Контроль за целевым использованием средств бюджета муниципального района, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Оценка результативности Программы осуществляется руководителем Программы, исполнителем Программы в течение всего срока реализации Программы и после ее завершения.
7.4. Руководитель Программы ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района отчет (на бумажном и электронном носителях) о ходе финансирования и оценки эффективности реализации муниципальных программ за отчетный период и по нарастающей (в первом квартале, первом полугодии, за 9 месяцев, год) (приложения 3, 4 к Положению).
На основании информации, полученной от руководителя Программы, отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района формирует и ведет реестр и базу данных муниципальных Программ.
7.5. Руководитель Программы ежегодно отчитывается перед заказчиком Программы о результатах реализации Программы.
Годовой отчет о реализации Программы руководитель Программы не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным, направляет в отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района. К отчету прилагается аналитическая записка, составляемая по форме согласно приложению 4 к Положению.
Отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района ежегодно до 1 марта по годовым отчетам руководителей Программ готовит главе района мониторинг эффективности Программ за предыдущий год, а также предложения по корректировке или прекращению реализации Программы.
8. Реестр и база данных целевых Программ
8.1. В соответствии с настоящим Положением отдел экономики, сферы услуг и инвестиций администрации района формирует и ведет реестр и базу данных муниципальных Программ.
8.2. Реестр муниципальных программ утверждается постановлением главы района не позднее чем через месяц со дня принятия решения о бюджете района на очередной финансовый год.
8.3. К обязательным разделам реестра относятся:
- наименование Программы;
- дата и номер нормативного акта об утверждении Программы (с учетом последних изменений)
- руководитель Программы;
- исполнители Программы.
8.4. В базе данных муниципальных Программ в обязательном порядке должны содержаться:
- Программа;
- отчеты о ходе финансирования и оценки эффективности реализации Программы;
- нормативные акты об утверждении Программы, о внесении изменений в Программу;
- другая необходимая информация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.