Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы города Владимира
от 23 ноября 2009 г. N 3702
Долгосрочная целевая Программа
содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Владимире на 2010-2012 годы (далее - Программа)
24 августа, 13 декабря 2010 г., 24 января, 4, 26 июля, 25 октября, 1 декабря 2011 г., 3 февраля, 22 марта, 17 августа 2012 г.
Постановлением администрации города Владимира от 1 декабря 2011 г. N 3677 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Владимире на 2010-2012 годы |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 N 180 "Об областной целевой Программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2009-2010 годы" |
Администратор Программы |
Управление экономики, инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг |
Цель Программы |
Рост доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенных в городе Владимире товаров, работ и услуг |
Задачи Программы |
1. Совершенствование финансовой, инвестиционной и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. 2. Развитие инновационного и производственного секторов городской экономики. 3. Повышение степени научно-методического, информационного и кадрового обеспечения малого и среднего предпринимательства |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в период 2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется из местного и областного бюджетов. Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 34883,3 тыс. руб., в том числе: - средства местного бюджета - 22583,3 тыс. руб.: - 2010 год - 6243,3 тыс. руб.; - 2011 год - 6140,0 тыс. руб.; - 2012 год - 10200,0 тыс. руб. - средства областного бюджета - 12300,0 тыс. руб.: - 2011 год - 4300,0 тыс. руб.; - 2012 год - 8000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства города с увеличением количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 8%. Рост доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг до 20%. Увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций до 31,4% |
Исполнители Программы |
Управление экономики, и строительства инвестиций, развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг (далее - Управление экономики); управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов (далее - УАСиЗР); управление по делам молодежи (далее - УДМ); управление образования (далее - УО); управление муниципального заказа (далее - УМЗ); управление муниципальным имуществом г. Владимира (далее - УМИ) |
Участники Программы |
ООО "Владимирский инновационно-технологический центр" (далее - ООО "ВИТЦ") (по согласованию); Молодежное правительство г.Владимира (по согласованию); Союз молодых юристов; Межрегиональная общественная организация "Молодежная лига предпринимателей" (далее - МОО "Молодежная лига предпринимателей") (по согласованию); МБУ "Владстройзаказчик" |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Программа направлена на развитие перспективного и социально значимого сектора экономики города, который решает вопросы занятости и конкурентоспособности, противостоит монополизации, а также формирует средний класс населения, являющийся гарантом социальной и политической стабильности общества.
Основные направления Программы разрабатывались с учетом положительного опыта реализации муниципальных целевых программ развития предпринимательства, начиная с 2001 года, в том числе Программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Владимире на 2008-2010 годы. Благодаря ее реализации заложена основа муниципальной поддержки малого предпринимательства, разработана нормативная правовая база для реализации ряда механизмов финансового содействия развитию субъектов предпринимательства.
Муниципальная поддержка в 2008-2009 годах оказывалась субъектам малого предпринимательства по следующим направлениям:
1. Совершенствование финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие производственного и инновационного секторов экономики города.
3. Повышение эффективности научно-методического, информационного и кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Реализация администрацией города мероприятий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов предпринимательства) позволили обеспечить позитивную динамику развития данного сектора экономики.
В 2009 году 6 субъектов предпринимательства получили финансовую поддержку на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на приобретение основных средств, на общую сумму 4,0 млн руб.
Из средств бюджета города выделено 2,5 млн руб. на реконструкцию здания Владимирского инновационно-технологического центра - организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства научно-технической сферы.
Из года в год малый бизнес усиливает свое влияние на общую экономическую ситуацию, что проявляется в ежегодном увеличении количества малых предприятий, численности занятых, наращивании темпов роста произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также росте налоговых поступлений в бюджет города.
По состоянию на 01 октября 2009 года в городе функционирует 21800 субъектов малого предпринимательства, из них 7800 микро и малых предприятий,
14000 индивидуальных предпринимателей, что на 4% больше аналогичного периода прошлого года. Доля занятых в малом предпринимательстве (включая индивидуальных предпринимателей) составила около 39 % от числа занятых в экономике города.
Вновь создаваемые предприятия и индивидуальные предприниматели в подавляющем большинстве ориентированы на торгово-коммерческую деятельность и сферу услуг. Доля малого бизнеса в обороте розничной торговли составила в 2008 году 35,6%, в объеме платных услуг населению - 17,2%, вследствие чего потребительский рынок в городе полностью удовлетворяет потребности жителей в товарах и услугах различной направленности.
За 2008 год субъектами малого предпринимательства вида деятельности "обрабатывающие производства" отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 10,0 млрд руб.
Удельный вес налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства в доходах бюджета, включая поступления от единого налога на вмененный доход и налога на доходы физических лиц работников малых предприятий достигает 12%.
Тенденции развития малого предпринимательства:
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. оценка |
Число малых предприятий (МП), ед. |
6657 |
7500 |
7750 |
7800 |
Число ИП, чел. |
12507 |
13100 |
13600 |
14000 |
Среднесписочная численность работников МП, чел. |
32000 |
47000 |
49070 |
49400 |
Объем налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого предпринимательства, % |
11,5 |
7,6 |
12 |
12 |
Доля среднесписочной численности работников МП в среднесписочной численности работников всех предприятий, % |
22,3 |
29,9 |
29,8 |
30,8 |
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности на 01.10.2009:
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание |
43,2% |
Обрабатывающие производства |
10,8% |
Строительство и ремонтно-строительные работы |
14,1% |
Транспортные услуги и связь |
5,1% |
Операции с недвижимым имуществом |
16,4% |
Прочие виды деятельности |
10,4% |
Сдерживающими факторами развития малого предпринимательства являются:
- низкая доступность финансовых ресурсов;
- отсутствие производственной и инженерной инфраструктуры;
- ежегодный рост затрат на производство продукции (работ, услуг), в т.ч. арендных платежей;
- дефицит квалифицированных кадров;
- усиление позиции конкурирующего импорта, низкий уровень конкурентоспособности продукции;
- отсутствие тесного экономического взаимодействия малого и крупного бизнеса, что ограничивает возможность роста малых предприятий;
- недостаточное информационное обеспечение.
Наряду с перечисленными проблемами малый производственный бизнес испытывает:
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- низкий объем выпуска инновационной продукции.
Принятие настоящей Программы обусловлено необходимостью устранения отрицательного влияния данных факторов на происходящие процессы в сфере малого предпринимательства, поддержки развития данного сектора экономики со стороны исполнительной власти города. Программа предусматривает первоочередное решение проблем малого и среднего бизнеса не только за счет средств бюджета города, но и за счет возможностей максимального использования механизмов внебюджетного финансирования.
Основные целевые группы Программы определяются исходя из приоритетов, обозначенных Консультативным советом при главе города по вопросам предпринимательства. К их числу относятся субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства, инновационных технологий.
Реализация данной Программы позволит органам местного самоуправления сформировать благоприятные правовые, экономические и организационные условия, стимулирующие развитие малого предпринимательства города.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенных в городе Владимире товаров, работ и услуг.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
1. Совершенствование финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие производственного и инновационного секторов городской экономики города.
3. Повышение эффективности научно-методического, информационного и кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Реализация администрацией города четкой и последовательной муниципальной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, как значимого сектора экономики, позволит противодействовать росту безработицы, способствовать поддержанию в городе социальной стабильности.
4. Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию мероприятий, сгруппированных по задачам. Эти мероприятия предполагают различное организационное взаимодействие, но их объединяет единство решаемых задач.
Исполнение мероприятий связано с решением следующих задач:
4.1. Осуществление финансовой и имущественной поддержки субъектов предпринимательства.
Главная проблема малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса - растущий дефицит финансовых ресурсов. Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого предпринимательства.
В качестве антикризисных мер в Программе предлагаются уже освоенные виды финансовой поддержки:
1) возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях субъектами предпринимательства для пополнения основных фондов;
2) обеспечение участия субъектов предпринимательства в конкурсах на получение финансовых льгот в рамках областных целевых программ.;
3) организация работы по участию субъектов предпринимательства в конкурсах на предоставление субсидий в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;
4) сопровождение проектов в департаменте развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области.
В рамках данного направления будут созданы благоприятные условия, улучшающие возможности для создания новых компаний, рабочих мест, обновления основных фондов, финансовой устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства в городе, а именно:
- обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;
- возмещена часть затрат субъектов предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для пополнения основных фондов;
- повышена обеспеченность малых и средних предприятий офисными и производственными помещениями;
- предоставление права преимущественного выкупа арендаторам муниципальных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4.2. Развитие производственного и инновационного секторов городской экономики.
От уровня развития предпринимательства в инновационной сфере зависит, как скоро новая технология или разработка будет реально внедрена. Малые предприятия являются одной из основных движущих сил инновационного процесса. Именно они служат связующим звеном между фундаментальной наукой и производством. Инновационная деятельность в городе Владимире характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научно-техническом потенциале.
Основными факторами увеличения доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг являются формирование условий для расширения выпуска конкурентоспособной продукции и создание новых высокотехнологичных производств. Мероприятия данного раздела направлены на:
- формирование развитой городской инновационной инфраструктуры;
- реконструкция здания ООО "ВИТЦ";
- осуществление структурных изменений в городской экономике, развитие инновационного и производственного секторов;
- практическое содействие созданию новых и эффективное развитие действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ускорение процесса передачи инноваций из сферы науки в производство;
- привлечение местных производителей к муниципальным заказам;
- оказание содействия местным товаропроизводителям в продвижении их товара в другие регионы.
4.3. Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
Мероприятия данного раздела направлены на:
- создание доступной любому предпринимателю информационной базы, содержащей сведения о реализации Программы, количестве субъектов предпринимательства, рабочих местах, производственных площадях и др.;
- повышение качества и безопасности продукции, работ и услуг, производимых малыми и средними предприятиями;
- рекламирование продукции владимирских товаропроизводителей;
- популяризацию предпринимательства как вида деятельности;
- содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых конкурсах профессионального мастерства;
- привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
- профессиональную ориентацию молодежи;
- создание положительного имиджа рабочей профессии;
- решение проблем кадрового обеспечения малого и среднего предпринимательства.
Проведение аналитических исследований общей ситуации в малом и среднем предпринимательстве позволит компенсировать отсутствие статистических данных по малому и среднему бизнесу на муниципальном уровне и принять эффективные меры поддержки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом специфики их деятельности.
Система программных мероприятий представлена в приложении к долгосрочной целевой Программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Владимире на 2010 - 2012 годы.
Постановлением администрации города Владимира от 4 июля 2011 г. N 1291 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Организационный механизм реализации Программы
Основными принципами поддержки субъектов предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов предпринимательства за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства;
- равный доступ субъектов предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным данной Программой;
- открытость процедур оказания поддержки.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты должны представить документы, подтверждающие:
- соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- наличие факта государственной регистрации субъекта предпринимательства на территории города Владимира.
Обязательным условием предоставления финансовой поддержки является своевременное предоставление полного перечня документов в соответствии с нормативным правовым актом, утвержденным главой города.
Рассмотрение обращений субъектов предпринимательства за поддержкой осуществляется в срок, не превышающий 30 дней.
Управление реализацией Программы осуществляет ее администратор - Управление экономики. Администратор Программы отвечает за ее результативность и эффективность реализации.
Для решения задач и достижения цели Программы ее Администратор осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает единое руководство на всех этапах реализации Программы;
б) конкретизирует задачи для исполнителей Программы на очередной финансовый год;
в) осуществляет координацию участников Программы;
г) выполняет мероприятия Программы, в которых он предусмотрен в качестве исполнителя;
д) подготавливает заявки на финансирование Программы из бюджета города в очередном финансовом году и плановом периоде;
е) привлекает средства вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников для реализации Программы;
ж) организует работу исполнителей Программы - распорядителей бюджетных средств по учету в ведомственной структуре расходов ассигнований, выделенных на реализацию мероприятий Программы в очередном финансовом году и плановом периоде;
з) подготавливает проекты местных нормативных актов о внесении изменений в Программу;
и) осуществляет контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий Программы;
к) разрабатывает формы отчетов и запрашивает отчеты об исполнении мероприятий Программы у их исполнителей и участников;
л) своевременно, в соответствии с установленными порядком и сроками, подготавливает отчеты о реализации Программы;
м) подготавливает информацию для размещения на официальном информационном Интернет-сайте администрации города Владимира.
Исполнителями Программы являются структурные подразделения администрации города согласно системе программных мероприятий (приложение).
Исполнитель Программы осуществляет следующие функции:
а) организует выполнение и (или) непосредственно реализует мероприятия Программы;
б) подготавливает заявки на проведение конкурсных процедур на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
в) подготавливает и предоставляет администратору Программы ежеквартально, в срок до 10 числа, следующего за отчетным периодом, отчеты о выполнении мероприятий и их результативности;
г) учитывает в ведомственной структуре расходов ассигнования, выделяемые на реализацию мероприятий в очередном финансовом году и плановом периоде.
В структурных подразделениях - исполнителях назначаются ответственные за реализацию мероприятий.
При необходимости может проводиться корректировка Программы. Внесение изменений в Программу, ее завершение осуществляется в соответствии с Положением о порядке реализации долгосрочных целевых программ.
Постановлением администрации города Владимира от 17 августа 2012 г. N 3524 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы реализуется за счет бюджета города, а также за счет внебюджетных источников.
Одной из составляющих ресурсного обеспечения и реализации Программы может стать выделение по итогам конкурсов средств в рамках "Областной целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2009 - 2010 годы".
Структура расходов и источников финансирования по программе
(млн руб.)
Примечание: МБ - местный бюджет, ОБ - областной бюджет
7. Оценка рисков
Препятствовать решению задач, поставленных в Программе, могут различные риски.
N п/п |
Наименование риска |
Мероприятия по снижению вероятности возникновения риска |
Мероприятия по снижению последствий риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Изменение федерального законодательства в области муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов города Владимира |
Корректировка программных мероприятий |
2. |
Отказ исполнителей Программы от участия в программных мероприятиях |
Обсуждение программных мероприятий с исполнителями на стадии проекта Программы с целью согласованности интересов и обеспечения делового сотрудничества |
Постоянное взаимодействие с исполнителями Программы и контроль за их работой |
3. |
Недостатки в организации и проведении мероприятий |
Систематический сбор информации о подготовке и проведении программных мероприятий с исполнителей. Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства достоверной и оперативной информацией |
Анализ причин недостатков, корректировка проведения программных мероприятий |
4. |
Недостаток интереса субъектов малого и среднего предпринимательства в положительных результатах мероприятий |
Информирование через СМИ предпринимателей о реализации программных мероприятий, распространение положительного опыта работы субъектов малого и среднего предпринимательства |
Привлечение общественных и профессиональных объединений предпринимателей к решению наиболее острых проблем малого и среднего предпринимательства |
5. |
Недофинансирование Программы из-за нехватки финансовых средств |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования |
Возможность корректировки ресурсного обеспечения программных мероприятий за счет дополнительных средств, не запрещенных законодательством |
6. |
Нежелание субъектов малого и среднего предпринимательства взаимодействовать с органами местного самоуправления, предоставлять информацию о своей деятельности |
Постоянное взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования субъектов предпринимательства о видах государственной и муниципальной поддержки |
Систематическое освещение результатов реализованных мероприятий Программы по поддержке предпринимательства, условиях и сроках ее предоставления |
8. Результативность Программы
Достижение цели и решение задач Программы позволит получить следующие результаты:
- рост доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг до 20%;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 8%;
- увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций до 31,4 %.
Система показателей реализации Программы
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Величина показателя в базовом году |
Целевое значение |
Источник информации |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Цель: рост доли малого предпринимательства в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг - план - по тенденции |
% |
16,0 |
17,8 16,4 |
18,5 16,8 |
20,0 17,3 |
Мониторинг субъектов предпринимательства, статистическая информация |
Задача 1. Совершенствование финансовой и имущественной поддержки
Кол-во субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую помощь - план |
Ед. |
60 |
70 |
80 |
100 |
Отчеты участников и исполнителей о ходе реализации Программы |
Задача 2. Развитие производственного и инновационного секторов городской экономики Кол-во проектов (инновационных и инвестиционных), реализованных при поддержке Программы - план |
Ед. |
5 |
15 |
20 |
25 |
Отчеты ООО "ВИТЦ" |
Задача 3. Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства Кол-во субъектов предпринимательства, охваченных поддержкой - план |
Ед. |
120 |
150 |
200 |
250 |
Отчеты исполнителей и участников о ходе реализации Программы |
Системные показатели |
|
|
|
|
|
|
Число субъектов малого предпринимательства |
ед. |
21800 |
22400 |
23000 |
23600 |
Мониторинг субъектов предпринимательства, статистическая информация |
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций |
% |
30,8 |
31,0 |
31,3 |
31,4 |
-//-
|
<< Назад |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление главы города Владимира от 23 ноября 2009 г. N 3702 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы содействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.