Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Проблема безопасности дорожного движения в общем контексте обеспечения эффективной защиты жизни и здоровья россиян приобрела остроту в последние годы и привлекает пристальное внимание как высшего руководства страны, так и гражданского общества в целом. Потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. По официальной статистике, за 10 лет (с 2001 по 2011 г. включительно) на автодорогах России погибло свыше 315 тысяч человек, более 2 миллионов получили травмы в результате ДТП.
Главные причины:
- в возрастающей диспропорции между приростом автомобилей (в России сегодня насчитывается 300 автомобилей на каждую 1 тыс. населения);
- не улучшается качество и отсутствует прогресс в расширении дорожной сети и инфраструктуры;
- нет совершенствования законодательства, регулирующего данные взаимоотношения.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и на территории Петушинского района.
Количество ДТП и их последствия в Петушинском районе за 2001 - 2011 годы
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности на территории Петушинского района, относятся:
- неспособность сложившейся системы государственного управления БДД адекватно действовать в ситуации роста автомобилизации, эффективно регулировать и контролировать деятельность отделов и ведомств, связанных с безопасностью дорожного движения;
- отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на районном уровне;
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование общества о соответствующих мероприятиях и недостаточное понимание и поддержка соответствующих мероприятий, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность;
- недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
Таблица 1
Показатели аварийности в Петушинском районе за 2001 - 2011 годы
Годы |
Количество |
Разница в % по сравнению с прошлым годом |
||||
ДТП |
Погибших |
Раненых |
ДТП |
Погибших |
Раненых |
|
2001 |
229 |
94 |
226 |
+8,53 |
+4,44 |
-0,44 |
2002 |
235 |
91 |
257 |
+2,62 |
-3,19 |
+13,71 |
2003 |
224 |
77 |
212 |
-4,68 |
- 15,38 |
-17,51 |
2004 |
313 |
119 |
338 |
+39,7 |
+54,5 |
+59,4 |
2005 |
270 |
83 |
298 |
-13,74 |
-30,2 |
-11,83 |
2006 |
280 |
67 |
355 |
+3,7 |
-19,27 |
+19,1 |
2007 |
327 |
96 |
446 |
+14,3 |
+27,84 |
+25,63 |
2008 |
349 |
77 |
430 |
+6,72 |
-24,6 |
-3,72 |
2009 |
311 |
78 |
379 |
-12,21 |
+1,29 |
-13,45 |
2010 |
264 |
62 |
393 |
-17,8 |
+25,8 |
+3,69 |
2011 |
298 |
64 |
380 |
+12,87 |
3,22 |
-3,42 |
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии
Годы |
ДТП |
2001 |
9 |
2002 |
12 |
2003 |
9 |
2004 |
13 |
2005 |
14 |
2006 |
13 |
2007 |
15 |
2008 |
22 |
2009 |
17 |
2010 |
22 |
2011 |
13 |
Несмотря на рост показателей аварийности, удельный вес дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии из количества ДТП по вине водителей остается примерно на одном уровне.
В таблице 3 приведены данные по дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине пешеходов.
Таблица 3
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные по вине пешеходов
Годы |
ДТП |
2001 |
69 |
2002 |
73 |
2003 |
76 |
2004 |
83 |
2005 |
60 |
2006 |
62 |
2007 |
79 |
2008 |
63 |
2009 |
63 |
2010 |
48 |
2011 |
46 |
В сравнении с 2001 годом в 2011 не отмечен рост аварийности по вине пешеходов.
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные с участием детей
Вызывает большую тревогу рост детского травматизма на территории Петушинского района. Снижение аварийности на автомобильном транспорте и дорожного травматизма среди уязвимых участников дорожного движения является одной из основных целей Программы. Данная Программа направлена на повышение уровня безопасности дорожного движения, а также улучшение информированности участников дорожного движения и общественности о последствиях дорожно-транспортных происшествий.
Таблица 4
Годы |
Количество |
Разница в % по сравнению с прошлым годом |
||||
ДТП |
погибших |
раненых |
ДТП |
погибших |
раненых |
|
2001 |
13 |
3 |
11 |
-13,6 |
+50 |
-21,5 |
2002 |
21 |
1 |
21 |
+61,5 |
-333 |
+90,9 |
2003 |
13 |
2 |
11 |
-61,9 |
+200 |
-90,9 |
2004 |
22 |
1 |
21 |
+69,2 |
-50 |
+90,9 |
2005 |
21 |
4 |
19 |
-4,6 |
+400 |
-9,6 |
2006 |
27 |
0 |
27 |
+28,5 |
-100 |
+42,1 |
2007 |
24 |
0 |
24 |
-0,81 |
-100 |
-0,81 |
2008 |
22 |
0 |
22 |
-0,44 |
-100 |
-0,44 |
2009 |
29 |
0 |
29 |
+2,03 |
-100 |
+2,03 |
2010 |
17 |
1 |
17 |
-70,5 |
+100 |
-70,5 |
2011 |
21 |
3 |
20 |
+23,5 |
+300 |
+17,64 |
При общем росте количества ДТП с участием детей (+61,5%) в 2011 году в сравнении с 2001 годом количество погибших (-100%) осталось на том же уровне.
Основные причины совершения ДТП в 2011 году:
- несоответствие скорости движения транспортных средств конкретным дорожным условиям - 76 ДТП;
- управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии - 13 ДТП;
- по вине пешеходов - 46 ДТП;
- выезд на полосу встречного движения - 26 ДТП;
- нарушение правил проезда перекрестка -50 ДТП.
Основными видами ДТП в 2011 году явились:
- наезд на пешехода - 70 ДТП;
- столкновение транспортных средств - 120 ДТП;
- опрокидывание транспортных средств - 26 ДТП;
- наезд на препятствие - 12 ДТП.
По сравнению с 2001 годом общий парк транспортных средств увеличился в 2,3 раза, парк легковых автомобилей увеличился в 3 раза, парк автобусов увеличился 2,08 раза, а количество грузовиков возросло в 1,58 раза. Рост парка всех транспортных средств произошел из-за улучшения благосостояния граждан. В таблице 5 приведено наличие транспортных средств в Петушинском районе.
Таблица 5
Количество транспортных средств в Петушинском районе
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
всего |
7133 |
8069 |
9171 |
10975 |
13530 |
16579 |
16700 |
16840 |
17491 |
17595 |
18665 |
легковые |
4220 |
4967 |
5880 |
7465 |
9749 |
12476 |
12400 |
12400 |
12403 |
12777 |
12879 |
грузовые |
979 |
1050 |
1132 |
1233 |
1370 |
1554 |
1602 |
1800 |
2520 |
1745 |
1831 |
автобусы |
82 |
102 |
115 |
127 |
145 |
171 |
183 |
194 |
215 |
142 |
149 |
мотоциклы |
1191 |
1228 |
1252 |
1290 |
1328 |
1354 |
1367 |
1300 |
1293 |
844 |
891 |
прицепы |
661 |
722 |
792 |
860 |
938 |
1024 |
1025 |
1050 |
1060 |
898 |
905 |
Быстрый рост численности автопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что привело к росту аварийности.
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения БДД. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4 - 8%.
Основными факторами, по которым меняется количество происшествий, являются время и место ДТП, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители ТС, пешеходы). Изменения по времени происходят в течение суток, дней недели и года. Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества ДТП по времени и действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.
Наибольшее количество ДТП приходится на вторую половину суток, а именно на промежуток времени с 12.00 до 24.00 - 63,4%, причем резкий скачок количества происшествий приходится на время с 16.00 до 22.00 часов - 35,5% от общего количества.
Таблица 6
Время |
2011 |
С 06 до 08 ч. |
25 |
С 08 до 10 ч. |
19 |
С 10 до 12 ч. |
25 |
С 12 до 14 ч. |
40 |
С 14 до 16 ч. |
24 |
С 16 до 18 ч. |
27 |
С 18 до 20 ч. |
35 |
С 20 до 22 ч. |
24 |
С 22 до 24 ч. |
28 |
С 24 до 02 ч. |
22 |
С 02 до 04 ч. |
17 |
С 04 до 06 ч. |
9 |
В 2011 году наибольшее количество ДТП в Петушинском районе произошло с 14 ч. - 16 ч. - 40 ДТП.
Снизить риск происшествий возможно несколькими путями, в том числе устройством нормального освещения дорог и снижением предельно разрешенной скорости. При этом вождение становится менее опасным, а последствия происшествий - менее тяжелыми.
На аварийность в значительной степени влияет техническое состояние автомобильных дорог.
Исходя из данных ОГИБДД, наибольшая аварийность за 2011 год наблюдалась на автодорогах Покров - Новоселово (N 1), а/д М-7 - д. Саннино (N 2), Петушки - Воспушка - Караваево (N 3), Пекша - Ларионово - Пахомово (N 4), а наивысшее количество ДТП регистрируется на федеральной автодороге М-7 "Волга" - 212 ДТП, что составляет 73,8% от всех происшествий в районе.
Таблица 7
Относительные показатели аварийности на основных автодорогах Петушинского района
Дорога ----------------- Показатели |
N 1 |
N 2 |
N 3 |
N 4 |
М-7 "Волга" |
Количество ДТП |
4 |
2 |
1 |
1 |
212 |
Количество погибших |
0 |
0 |
0 |
0 |
55 |
Количество раненых |
4 |
2 |
1 |
1 |
271 |
В 2011 году аварийность выглядит следующим образом:
г. Петушки - 22 ДТП;
г. Костерево - 15 ДТП;
г. Покров - 14 ДТП;
п. Вольгинский - 5 ДТП;
ФТ М-7 "Волга"- 212 ДТП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.