Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Владимирской области в 2011 - 2012 годах
В соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации о повышении заработной платы учителей и модернизации общего образования в области с 01.09.2011 года реализуется комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования.
Общий объем финансирования Комплекса мер за 3 года за счет бюджетов всех уровней превысит 1 млрд. 425 млн. рублей, в том числе в 2011 году направлено 301,230 млн. рублей, в 2012 году - 659,968 млн. рублей, в 2013 году -463,843 млн. рублей.
Основными направлениями Комплекса мер являются повышение заработной платы учителей, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений области, приобретение транспортных средств для подвоза обучающихся сельских школ; развитие школьной инфраструктуры, внедрение современных информационных систем и стандартов образования нового поколения, повышение квалификации педагогов.
В области проведены все необходимые мероприятия, обеспечивающие реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования, и выполнено главное обязательство: средняя заработная плата учителя составила в четвертом квартале истекшего года 21707 рублей, за год - 18432 рубля.
Большое значение в реализации Комплекса мер сыграли сложившиеся системы финансирования образовательных учреждений и педагогических работников.
Введенное с 2006 года нормативное подушевое финансирование, при котором средства областного бюджета доводятся до каждого образовательного учреждения в полном объеме в зависимости от численности учащихся и реализуемых образовательных программ, способствовало развитию конкурентной борьбы между школами, оптимизации структуры общеобразовательной сети и штатного расписания образовательных учреждений.
Важным шагом стало введение в 2008 году новой системы оплаты труда, позволившей повысить размер заработной платы педагогическим работникам, оптимизировать соотношение "ученики/учитель" и обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов в зависимости от результатов, демонстрируемых учащимися.
Тем самым была создана основа для успешной реализации в 2011 - 2012 годы комплекса мер по модернизации общего образования области.
Наиболее значимые результаты, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за два года
Приоритетным направлением в работе на втором этапе модернизации в 2012 году стало создание условий для дальнейшего развития кадрового потенциала, престижности его профессии, повышения уровня жизни педагогических работников и статуса учителя в обществе.
Для достижения главного показателя результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования "соотношение среднемесячной заработной платы учителей в регионе и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Владимирской области" приняты все необходимые нормативные правовые акты. Введен дополнительный повышающий коэффициент специфики для учителей в размере 10%. Объем средств на стимулирующие выплаты учителям увеличен с 20% до 33%.
Средняя заработная плата учителей в области в сентябре 2011 года составила - 14767 рублей (101,2% от заработной платы работников в целом по экономике Владимирской области), в октябре 2011 года - 15695 рублей (108%), в ноябре - 15908 рублей (109%), в декабре - 19121 рубль (131%).
В течение 2012 года произошло увеличение доли стимулирующих выплат фонда оплаты труда учителей, разработан механизм стимулирования труда учителя путем введения показателей интенсивности и качества образования.
Организация мониторинга контрольных показателей, анализ начисления базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда в разрезе образовательных учреждений обеспечили положительную динамику уровня средней заработной платы учителей в течение всего 2012 года в соответствии с заявленными плановыми значениями.
Так, в 1 квартале 2012 года заработная плата учителя составляла - 16442 рубля (112,7%) от плана, во 2 квартале - 17642 рубля (128%), в 3 квартале - 17933 рубля (122,9%), в 4 квартале - 21707 рублей (131,7%).
Повышение заработной платы произошло не только за счет роста педагогической нагрузки с 1,35 ставки до 1,38, но и увеличения стимулирующих выплат в фонде оплаты труда с 25,6% на начало года до 33% на конец текущего года.
Помимо роста заработной платы, совершенствованию кадрового потенциала образовательных учреждений области способствует система повышения квалификации работников образования на основе государственного задания учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников.
Сложившаяся система организации повышения квалификации позволяет обеспечить высокий охват педагогов курсами, способствующими их развитию. В течение последних двух лет более 30% учителей были охвачены курсами повышения квалификации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС). Благодаря внедрению накопительной модели повышения квалификации возросла заинтересованность педагогов в собственном профессиональном росте. В настоящее время по названной модели обучаются более 800 педагогов.
В связи с совершенствованием процедур аттестации и материального стимулирования педагогов в соответствии с новым Положением возросло число педагогов, системно представляющих свой опыт на региональном и федеральном уровне (с 48 человек в 2010 г. до 83 человек в 2012 г.); выросла сетевая активность педагогов, 15% педагогов (в 2010 г. - 5%) работают в различных сетевых сообществах. В 2 раза увеличилось количество педагогов, принимающих участие в районных и областных конкурсах, конференциях, форумах, способствующих росту профессиональной компетентности. Выросло в 3 раза количество публикаций инновационного опыта учителей и руководителей в методических изданиях ВИПКРО, в предметных журналах "Русский язык", "Начальная школа", "Математика", "Основы безопасности жизни".
Проект модернизации дал новый толчок развитию качества образования сельской школы.
На 01.01.2013 г. в сельской местности региона функционирует 200 общеобразовательных школ с количеством обучающихся 20349 чел., что составляет 52,2% от общего числа школ и 17,2% от общего количества обучающихся. Однако малокомплектные школы продолжают составлять значительную долю - 166 учреждений (или 83,0% от общего количества сельских школ, в 2011 г. - соответственно 183; 85,1%), из них 65 - малочисленные (или 32,5% от общего количества сельских школ; 2011 г. - 87; 40,5%).
Оптимизация общеобразовательной сети, направленная на обеспечение доступности для детей качественных образовательных ресурсов, проводится на основании территориальных программ по трем направлениям: филиализация муниципальных сетей, укрупнение школ и включение малокомплектных школ в сетевое взаимодействие (ведомственное и межведомственное).
Наиболее продуктивной моделью стало включение малокомплектных школ в сетевое взаимодействие с выделением базовых школ. Базовая школа - многофункциональный ресурсный центр, организующий и координирующий совместную деятельность с другими учреждениями общего и дополнительного образования. Всего в регионе создано 24 "базовые школы", каждая из которых оснащена учебно-лабораторным оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, компьютерной техникой.
В рамках проекта модернизации региональных систем общего образования в 2011 - 2012 г.г. на поддержку и укрепление материально-технической базы названных учреждений на муниципальном уровне было выделено из консолидированных средств области более 50 миллионов рублей (в среднем по 2 миллиона на каждую).
Проводимая работа по реструктуризации сети позволила снизить объем неэффективных расходов и улучшить качество условий предоставления образовательных услуг. Увеличилась средняя наполняемость классов, в городе 23,5, при нормативе 25, на селе 12 человек, при нормативе 14. Выдерживается также и соотношение учителей и прочего персонала в отношении 60 к 40. Увеличилось число учеников, приходящихся на одного учителя до 14, при нормативе - 15.
С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области в первых классах начато обучение школьников по Федеральным государственным образовательным стандартам. Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, от общей численности учащихся начальной школы в 2011 г. составила 34,25%, от общей численности учащихся - 12,25%; соответственно в 2012 г. - 24%, 54%.
Во всех образовательных учреждениях определена модель организации внеурочной деятельности. В 78% общеобразовательных учреждений осуществлена интеграция с системой дополнительного образования. Особое внимание уделено созданию кадровых условий реализации основной образовательной программы. Мониторинг образовательных достижений в 1,2,3 (экспериментальных) классах 2012 года показал высокий уровень усвоения образовательной программы.
Получили развитие новые системы оценки знаний в рамках региональной системы оценки качества образования. Доля общеобразовательных учреждений, в которых имеются отличные от пятибалльной шкалы формы и способы оценивания учащихся, составляет 95,7%, в том числе: механизмы накопительной системы оценивания - 88,35%; проектные, творческие, исследовательские работы как способ оценивания - 90,89%.
В школах формируется информационно-образовательная среда, соответствующая личностному, социальному и коммуникативному развитию детей.
Активно развивается муниципальная модель на базе 27 центров дистанционного образования детей. Учет специфики образовательных учреждений при реализации трех вариативных моделей дистанционного обучения в системе образования (внутришкольной, межшкольной, муниципальной) позволила повысить востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса (число педагогов-участников сетевых профессиональных сообществ возросло по сравнению с 2010 годом вдвое).
Кроме востребованных в дистанционном обучении электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) федеральных коллекций педагогами области разрабатываются авторские ресурсы в среде дистанционного обучения Moodle. В течение 2011 - 2012 гг. на сайте Регионального центра дистанционного обучения детей "ДОм@шняя школа" силами педагогов региона было разработано и получило экспертную оценку свыше 100 электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным программам общего и дополнительного образования школьников с 1 по 11 класс.
Основные усилия в 2011, 2012 годах были направлены на создание современной материальной базы школ.
Наиболее значимые результаты, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2 последних года, свидетельствуют о повышении доли общеобразовательных учреждений, обеспечивающих современные условия обучения, и соответственно, доли учащихся, обучающихся в этих условиях.
В 2011, 2012 годах приобретено современное учебно-лабораторное, учебно-производственное, компьютерное, спортивное оборудование, оборудование для школьных столовых на сумму 416149,0 тыс. руб., что обеспечило наличие кабинетов по физике, химии, биологии, географии, истории, удовлетворяющих требованиям к предметным кабинетам, в соответствии с показателями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 78% общеобразовательных учреждениях (2011 г. - 60%); создание автоматизированных рабочих мест 64% учителей, которые имеют в своих кабинетах компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, экран, множительную технику; 95% учащихся начальной школы имеют возможность пользоваться мультимедийным проектором, интерактивной доской, компьютером.
Компьютерные классы, соответствующие условиям, обозначенным в мониторинге "Наша новая школа", имеются в 100% школ.
Для обеспечения доступа учащихся во всех школьных библиотеках к компьютерной технике, к средствам для сканирования и распознавания текстов (сканер, компьютерные программы), к контролируемой распечатке и копированию бумажных материалов (доступ к принтеру, ксероксу) было направлено 69853,1 тыс. руб. из федерального бюджета. В 2012 году 37% школьников (2011 г. - 19,4%) стали пользователями школьных библиотек, обеспеченных всеми современными условиями.
В целях создания полноценных условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях в 2011, 2012 годах 31161,1 тыс. руб. направлено на приобретение спортивного оборудования. В комплект оборудования входили принадлежности для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол, футбол), тренажеры для общефизической подготовки, лыжи.
В результате проведенной работы более 54,8% (2011 г. - 8%) обучающихся имеют возможность пользоваться современными оборудованными спортплощадками.
В рамках Комплексов мер по модернизации общего образования в 2011, 2012 годах 39621,0 тыс. руб. было направлено на замену оборудования в пищеблоках общеобразовательных учреждений. Столовыми с характеристиками, отвечающими современным требованиям, пользуются 70% учащихся (2011 г. - 43%). Современное технологическое оборудование имеется в 86% школьных столовых.
В течение 2011 - 2012 годов приобретены 48 единиц школьных автобусов, что позволяет 97% учащихся, обучающихся в сельских школах, подвозить к базовой школе.
Обеспеченность учащихся учебной литературой за счет фондов школьных библиотек увеличилась на 312 112 единиц на общую сумму 73010,0 тыс. руб., 100% учащихся 1-3 классов начальной школы обеспечены новыми комплектами учебников из фонда школьных библиотек.
На развитие школьной инфраструктуры было направлено 96758,0 тыс. руб. в 2011 г. и 233849,0 тыс. руб. в 2012 г. Проведенные мероприятия по ремонту санузлов, душевых в спортзалах, полов, потолков, крыш, фасадов и замене окон обеспечили улучшение условий обучения более чем 70% помещений общеобразовательных учреждений.
Как результат всех проведенных мероприятий в общеобразовательных учреждениях более 95% обучающихся предоставлены от 60 до 100% основных видов современных условий обучения (от 60% до 80% - 25% учащихся, против 52% в 2011 г; от 80 до 100% -70,5% учащихся против 37,7% в 2011 году).
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 - 2012 годах обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технического потенциала системы общего образования, способствовала расширению открытости и привлекательности системы образования в целом, что подтверждают результаты мониторингового исследования удовлетворенности родителей качеством образования общеобразовательных школ. По результатам социологического опроса качеством образовательных услуг, комфортной обстановкой в школе и уровнем сформированных умений учиться полностью удовлетворены 77% родителей учащихся общеобразовательных школ, 23% родителей удовлетворены частично.
Средства, выделенные на мероприятия Комплекса мер по модернизации общего образования на 2012 год, освоены в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.