Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Собинского района в 2011 - 2012 годах
В соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации о повышении заработной платы учителей и модернизации общего образования в районе с 01.09.2011 года реализуется комплекс мер по модернизации муниципальной системы общего образования.
Общий объем финансирования Комплекса мер за 3 года за счет бюджетов всех уровней превысит 57 млн. 529 тысяч рублей, в том числе в 2011 году было направлено 12 млн. 172 тысячи рублей, в 2012 году - 25 млн. 720 тысяч рублей, план 2013 года составляет 19 млн. 637 тысяч рублей.
Основными направлениями Комплекса мер являются повышение заработной платы учителей, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений района, приобретение транспортных средств для подвоза обучающихся сельских школ; развитие школьной инфраструктуры, внедрение современных информационных систем и стандартов образования нового поколения.
В районе проведены все необходимые мероприятия, обеспечивающие реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования, и выполнено главное обязательство: средняя заработная плата учителя составила в четвертом квартале истекшего года 20537 рублей, за год-18837 рублей.
Механизм управления Комплексом мер предусматривал:
- заключение соглашения между департаментом образования и администрацией муниципального образования Собинский район;
- деятельность организационных структур по управлению реализацией проекта (совет по образованию);
- общественное обсуждение Комплекса мер в образовательных учреждениях на старте (февраль) и по итогам года (декабрь)
- организацию электронного мониторинга, аналитического, информационного сопровождения проекта.
Все нормативные правовые документы и информационно-методические материалы, регламентирующие реализацию комплекса мер, размещались в открытом доступе на сайта администрации района и общеобразовательных учреждений.
Большое значение в реализации Комплекса мер сыграли сложившиеся системы финансирования образовательных учреждений.
Введенное с 2006 года нормативное подушевое финансирование, при котором средства областного бюджета доводятся до каждого образовательного учреждения в полном объеме в зависимости от численности учащихся и реализуемых образовательных программ, способствовало развитию конкурентной борьбы между школами, оптимизации структуры общеобразовательной сети и штатного расписания образовательных учреждений .
Важным шагом стало введение в 2008 году новой системы оплаты труда, позволившей повысить размер заработной платы педагогическим работникам, оптимизировать соотношение "ученики/учитель" и обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов в зависимости от результатов, демонстрируемых учащимися.
Тем самым была создана основа для успешной реализации в 2011 - 2012 годы комплекса мер по модернизации общего образования района.
1. Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за два года
Таблица 1
Значение показателей результативности предоставления субсидии Собинского района на конец 2011 - 2012 годов
N п\п |
Наименования показателя результативности |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
||
2011 |
2012 |
||||
План |
Факт |
План |
Факт |
||
1 |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений за IV квартал и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 г. (по данным Федеральной службы государственной статистики) (проценты) |
100 |
120,7 |
113,9 |
127,6 |
2 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
14,0 |
14,3 |
24 |
25,5 |
2.1 |
Начальное общее образование (проценты) |
31 |
31 |
54,8 |
55,5 |
2.2 |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3 |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
7 |
9,3 |
15,0 |
21,1 |
4 |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
18 |
58,1 |
52,1 |
56,2 |
5 |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
6 |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
положительная |
положительная |
Проанализировав результаты первого этапа модернизации, наряду с системными позитивными изменениями, были определены ключевые проблемы, требующие решения в 2012 году, среди них:
- недостаточный уровень развития школьной инфраструктуры и оснащенности оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования;
- недостаточная обеспеченность техническими средствами для использования информационно - коммуникационных технологий;
- несовершенство механизма оценки качества образования на разных уровнях;
- недостаточный уровень профессиональной компетенции некоторой части педагогов к работе по новым образовательным стандартам в условиях повышения самостоятельности школ;
- недостаточность мер по привлечению молодых кадров, закреплению педагогов в школах в целях удовлетворения потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах;
- усиление роли стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и продуктивности труда;
- увеличение количества учащихся, получающих двухразовое горячее питание, увеличение количества учащихся 5-11 классов, получающих горячее питание;
- сохранение доли средств, направленных на создание современных условий для занятий физической культурой и спортом, укрепление материальной базы спортивных сооружений образовательных учреждений района.
- сохранялась необходимость оптимизации муниципальной сети для эффективного решения задач модернизации.
В 2012 году управленческие и финансовые ресурсы концентрировались на решении вышеназванных проблем. В результате принятых мер обеспечено выполнение плановых значений по всем показателям результативности.
2. Наиболее значимые результаты, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за два года
Приоритетным направлением в работе на втором этапе модернизации в 2012 году стало создание условий для дальнейшего развития кадрового потенциала, престижности его профессии, повышения уровня жизни педагогических работников и статуса учителя в обществе.
С августа 2008 года, т.е. с момента перехода образовательных учреждений на новую систему оплаты труда, заработная плата учителя выросла более чем в три раза. Поэтапно предпринимаемые меры по сокращению неэффективных расходов и численности обеспечивающего персонала, внедрению системы оплаты труда учителей позволили увеличить заработную плату учителей в 4 квартале 2012 года на 27,6% выше средней заработной платы в экономике региона. Стимулирующие принципы оплаты труда в школах стали серьезными аргументами для дифференциации зарплаты. Во всех общеобразовательных учреждениях района созданы школьные советы, в 2 школах - управляющие советы, участвующие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что позволило усилить роль общественности в управлении образованием и учитывать мнения потребителей образовательных услуг при оценке качества педагогического труда
В течение 2012 года произошло увеличение доли стимулирующих выплат фонда оплаты труда учителей, разработан механизм стимулирования труда учителя путем введения показателей интенсивности и качества образования.
Организация мониторинга контрольных показателей, анализ начисления базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда в разрезе образовательных учреждений обеспечили положительную динамику уровня средней заработной платы учителей в течение всего 2012 года в соответствии с заявленными плановыми значениями.
Так, в 1 квартале 2012 года средняя заработная плата учителя составляла - 17521 рублей (108,6%) от плана, во 2 квартале 17623 рублей (100%), в 3 квартале 18030 рублей (100,1%), в 4 квартале 20537 рублей (127,6%).
Помимо роста заработной платы, совершенствованию кадрового потенциала образовательных учреждений района способствует сложившаяся система повышения квалификации работников образования.
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации, составила 62,36% (2011 г. - 55,98%, 2010 г. -22,6), 85% педагогов общеобразовательных учреждений района овладели ИКТ- компетентностью и прошли курсы "Intel. Обучение для будущего. Курс для начинающих".
Благодаря внедрению накопительной модели повышения квалификации возросла заинтересованность педагогов в собственном профессиональном развитии
Использовалась модель повышения квалификации работников образования в дистанционной форме, в которой обучено 30 педагогических работников: 21 педагог по программе "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения"; 9 педагогов - курсы повышения квалификации
Развивалась система муниципальных профессиональных конкурсов педагогов. В 2012 году 78 человек приняли участия в различных конкурсах, демонстрирующих профессиональное мастерство педагога, 55 (14%) педагогов территории являются активными участниками сетевых профессиональных сообществ. Создали электронные портфолио на образовательных Интернет - порталах 65 педагогов, 30 педагогов Собинского района (8%) в 2012 опубликовали свои учебно-методические материалы, размещенные в сборниках и в социальных сетях.
В связи с совершенствованием процедур аттестации и материального стимулирования педагогов в соответствии с новым Порядком возросло число педагогов, прошедших аттестацию: на соответствие занимаемой должности - 24 (6,74% от числа педагогов по состоянию на декабрь 2012 года) (2011 г. - 14 (4,01%), на присвоение первой квалификационной категории - 37 (10,4%) педагогов (2011 г. - 8 (2,29%), на присвоение высшей квалификационной категории - 13 (3,93%) (2011 г. - 10 (2,87%).
Проект модернизации дал новый толчок материально - техническому развитию сельской школы.
На 01.01.2013 г. в сельской местности района функционируют 12 общеобразовательных школ с количеством обучающихся 1147 чел., что составляет 63,2% от общего числа школ и 22,1% от общего количества обучающихся. Однако малокомплектные школы продолжают составлять значительную долю - 31,6% - 6 учреждений (или 50,0% от общего количества сельских школ), из них 3 - малочисленные (или 25% от общего количества сельских школ).
Оптимизация общеобразовательной сети, направленная на обеспечение доступности для детей качественных образовательных ресурсов, проводится на основании территориальных программ по трем направлениям: создание базовых школ, укрупнение школ и включение школ в сетевое взаимодействие.
Базовая школа - многофункциональный ресурсный центр, организующий и координирующий совместную деятельность с другими учреждениями общего и дополнительного образования, оснащена учебно-лабораторным оборудованием для преподавания физики, химии, биологии.
Проводимая работа по реструктуризации сети позволила снизить объем неэффективных расходов и улучшить качество условий предоставления образовательных услуг. Увеличилась средняя наполняемость классов, в городе 26,4 при нормативе 25, на селе 12,6 человек при нормативе 14. Выдерживается также и соотношение учителей и прочего персонала в пропорции 60 к 40. Увеличилось число учеников, приходящихся на одного учителя до 13,4, при нормативе - 15.
С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях района в первых классах начато обучение школьников по Федеральным государственным образовательным стандартам. Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС от общей численности учащихся начальной школы в 2011 г., составила 31%, от общей численности учащихся - 14,3%; соответственно в 2012 году: 55,5%,25,5%.
Во всех образовательных учреждениях определена модель организации внеурочной деятельности. Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществляется интеграция внеурочной деятельности с системой дополнительного образования, составляет 26,3% от общего количества общеобразовательных учреждений (2011 г. - 15,79%). Особое внимание уделено созданию кадровых условий реализации основной образовательной программы. Мониторинг образовательных достижений в 1,2,3 (экспериментальных) классах 2012 года показал достаточный уровень усвоения образовательной программы.
Получили развитие новые системы оценки знаний в рамках региональной системы оценки качества образования. Доля общеобразовательных учреждений, в которых имеются отличные от пятибалльной шкалы формы и способы оценивания учащихся составляет 100% (2011 г.- 100%); механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.) - 100% (2011 г. - 94,74%); проектные, творческие, исследовательские работы как способ оценивания - 94,74% (2011 - 89,47%).
В школах формируется информационно-образовательная среда, соответствующая личностному, социальному и коммуникативному развитию детей.
Каждое второе общеобразовательное учреждение района (9 школ) использует дистанционные технологии в обучении 106 обучающихся в различных моделях. Активно развивается муниципальная модель на базе 2 центров дистанционного образования детей, кроме востребованных в дистанционном обучении. Педагогами района разрабатываются авторские ресурсы в среде дистанционного обучение Moodle. В течение 2011 - 2012 гг. на сайте Регионального центра дистанционного обучения детей "ДОм@шняя школа" силами педагогов района было разработано и получило экспертную оценку 4 электронных образовательных ресурса (ЭОР) по различным программам общего и дополнительного образования школьников с 1 по 11 класс.
Основные усилия в 2011, 2012 годы были направлены на создание современной материальной базы школ.
Наиболее значимые результаты, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2 последних года, свидетельствуют о повышении доли общеобразовательных учреждений, обеспечивающих современные условия обучения, и соответственно, доли учащихся, обучающихся в этих условиях.
Приняты меры по укреплению материально-технической базы, учебно-методическому переоснащению учебно-воспитательного процесса: проведено переоснащение и дооборудование учебно-наглядным оборудованием кабинетов начальных классов, естественно-научных дисциплин, технологии; приобретены наглядный материал, телевизоры, компьютерная и множительная техника, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое лабораторное оборудование, настольно-развивающие игры, электронные цифровые образовательные ресурсы, учебная мебель во все общеобразовательные учреждения района. Всего приобретено 2019 единиц учебно-лабораторного оборудования, 103 единицы учебно-производственного, 781 единица спортивного и 326 единиц компьютерного оборудования. На 12282 экземпляра учебников пополнился библиотечный фонд школ. В соответствии с требованиями к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся во всех школах были проведены ремонтные работы, в том числе в 18 учреждениях были подготовлены помещения под установку нового оборудования. Все это обеспечило наличие кабинетов по физике, химии, биологии, географии, истории, удовлетворяющих требованиям к предметным кабинетам в соответствии с показателями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", увеличилась доля обучающихся начальной школы, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ, и составила 100% (2011 г. - 62,2, в 2010 г. - 67,07%), в том числе интерактивными учебными пособиями - 100% (2011 г. - 31,1%)
В общеобразовательных учреждениях района создана материально-техническая база, позволяющая использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. В 19 школах имеются 21 компьютерный класс, соответствующий требованиям СанПина, имеется необходимая компьютерная техника: 891 персональный компьютер, из них 837 (93,9%) имеют сертификат качества; 224 мультимедийных проектора, 96 интерактивных досок. В школах на всех персональных компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение. В 11 общеобразовательных учреждениях обеспечен доступ к сети Интернет на скорости не ниже 128 Кб/с., в 8 школах - не ниже 2 Мб/с. Во всех школах имеются медиатеки. Увеличилась численность учащихся, обучающихся с использованием дистанционных технологий с 13 до 106 человек.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом до 77,6% увеличилась доля обучающихся, которым созданы условия для использования возможностей библиотек и медиатек в части обеспечения выхода в Интернет (17,41% в 2010 году, 43,28% в 2011 году)
В целях создания полноценных условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях в 2011,2012 годах 905 тыс. руб. направлено на приобретение спортивного оборудования. В комплект оборудования входили принадлежности для занятий легкой атлетикой, гимнастикой, игровыми видами спорта (баскетбол, волейбол, футбол), тренажеры для общефизической подготовки, лыжи. В школах созданы условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Во всех школах имеются спортивные залы. В 18 ОУ (90%) имеются спортивные площадки. В школах разработаны и реализуются программы дополнительного образования детей спортивной направленности.
Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья учащихся, воспитанников, имеет следующую динамику:
от 41% до 60% условий - 3% школ в 2011 году, 15,79% школ в 2012 году;
от 61% до 80% условий - 83,91% школ в 2011 году, 73,68% в 2012 году;
от 81% до 100% условий - 13% в 2011 году, 10,53% в 2012 году.
В рамках Комплексов мер по модернизации общего образования в 2011, 2012 годах 637 тыс. рублей было направлено на замену оборудования в пищеблоках общеобразовательных учреждений. Увеличилась доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получающих качественное горячее питание: завтраки и обеды - с 17,59% в 2011 году до 24,46% в 2012 году, только обеды - с 3,67% в 2011 году до 8,01% в 2012 году. Уменьшилась доля получающих только завтраки, с 60,85% в 2011 году до 58,85% в 2012 году в связи с увеличением доли обучающихся, получающих двухразовое питание и только обеды.
В 2012 году приобретен один школьный микроавтобус в МБОУ Устьевская ООШ. Школьный автобусный парк позволяет 100% учащихся, обучающихся в сельских школах, подвозить к базовой школе.
Обеспеченность учащихся учебной литературой за счет фондов школьных библиотек увеличилась на 12282 единиц на общую сумму 3366 тыс. руб. 100% учащихся 1-3 классов начальной школы обеспечены новыми комплектами учебников из фонда школьных библиотек.
На развитие школьной инфраструктуры было направлено 5371,6 тыс. руб. в 2011 году и 8126,1 тыс. руб. в 2012 году. Проведенные мероприятия по ремонту санузлов, спортивных залов и душевых, классов, медицинских кабинетов с заменой деревянных окон на пластиковые обеспечили улучшение условий обучения в 28 в 2011 году и 54 помещениях общеобразовательных учреждений в 2012 году.
Как результат всех проведенных мероприятий в общеобразовательных учреждениях по сравнению с 2011 годом увеличилась доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, в диапазоне от 81% до 100% на 0,18% (2010 год - 55,75%, в 2011 году - 79,5%), в диапазоне от 61% до 80% - с 9,75% до 18,29%
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 - 2012 годах обеспечила качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технического потенциала системы общего образования, способствовала расширению открытости и привлекательности системы образования в целом, что подтверждают результаты мониторингового исследования удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами. По результатам анкетирования качеством образования удовлетворены 69% родителей учащихся общеобразовательных школ, 29% родителей удовлетворены частично, комфортной обстановкой в школе - 72% родителей, 26% родителей удовлетворены частично, уровнем сформированных умений учиться полностью удовлетворены 66% родителей, 30% родителей удовлетворены частично.
Средства, выделенные на мероприятия Комплекса мер по модернизации общего образования на 2012 год, освоены в полном объеме (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Собинском районе
(тыс. рублей)
N п\п |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||||
Всего |
В том числе |
||||||||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
14446,3 |
14446,3 |
14446,3 |
14446,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
4579,1 |
4579,1 |
4579,1 |
4579,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
255,8 |
255,8 |
255,8 |
255,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3 |
Спортивное оборудование |
708,2 |
708,2 |
708,2 |
708,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4 |
Спортивный инвентарь |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5 |
Компьютерное оборудование |
8127,6 |
8127,6 |
8127,6 |
8127,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
276,7 |
276,7 |
276,7 |
276,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
495,3 |
495,3 |
495,3 |
495,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 |
Приобретение транспортных средств дли перевозки обучающихся |
690,1 |
690,1 |
690,1 |
690,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3 |
Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
1771,1 |
1771,1 |
1771,1 |
1771,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Развитие школьной инфраструктуры (текущей ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
8126,1 |
8126,1 |
7501,1 |
7501,1 |
625 |
625 |
625 |
625 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5 |
Повышение квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучении для обучающихся, в том числе: |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-графика |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
25,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергоснабжение в системе общего образования |
661 |
661 |
0,0 |
0,0 |
661 |
661 |
661 |
661 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8. |
Капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9. |
Реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого |
25720,1 |
25720,1 |
24434,1 |
24434,1 |
1286 |
1286 |
1286 |
1286 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.