Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика основных проблем и сдерживающих факторов развития конкурентных преимуществ Владимирской области
Материал данного раздела подготовлен администрацией Владимирской области с учетом предложений профильных комитетов Законодательного Собрания области в части проблем развития конкурентных преимуществ региона.
Следует отметить, что на сегодняшний день существует ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют в полной мере реализовывать цели и задачи экономической политики по повышению конкурентных преимуществ производимых в области товаров, работ, услуг.
В целом на современном этапе для промышленного сектора характерна хорошая сбалансированность по видам экономической деятельности. Это позволяет утверждать, что в регионе заложена основа для создания современной многоукладной (диверсифицированной) экономики, что в конечном итоге позволит оперативно реагировать на конъюнктурные изменения рынка.
В то же время в сфере промышленности практически исчерпаны резервы свободных неиспользуемых площадей на базе ранее созданных предприятий - остались в основном складские и подсобные помещения. Приоритетом становится формирование промышленных зон, обеспеченных инженерной инфраструктурой, которые будут способствовать развитию промышленного потенциала муниципальных образований и области в целом.
На территории региона имеются промышленные площадки, находящиеся в ведении федеральных отраслевых структур (Росатом, Ростех, Минпромторг России и др.), развитие которых тормозится отсутствием у вышестоящих организаций заинтересованности в привлечении на них инвесторов. Для вовлечения неиспользуемых активов в хозяйственный оборот (земельные участки, инфраструктура, производственные площади), необходимо разработать порядок их предоставления под реализацию региональных программ создания индустриальных зон, производственных кластеров, технопарков.
В последние годы на рынке труда ощущается нехватка квалифицированных кадров, и в первую очередь, технических специалистов. Не хватает инженеров разных специальностей и представителей рабочих профессий, что является тормозом для реализации инвестиционных проектов в регионе.
Располагая значительным научным потенциалом, Владимирская область имеет невысокий уровень коммерциализации и внедрения в производство научно-технических разработок. Развитие данного сектора определяется необходимостью роста высокотехнологичных производств в промышленности.
Одной из основных проблем малого и среднего бизнеса региона является слабая фондовооруженность. Низкая доступность кредитно-финансовых ресурсов затрудняет обновление основных фондов и, как следствие, динамичное развитие производства. Также у предпринимателей возникают сложности при подключении к коммуникациям, доступе к объектам недвижимости, коммунальной и технологической инфраструктуре.
Отсутствие энергетических топливных ресурсов и значительного транзита энергоресурсов через территорию области не позволяет региону "стягивать" на себя проектные мощности, квалифицированную и мобильную рабочую силу.
Значительная часть инвестиций по видам экономической деятельности распределяется в обрабатывающих производствах, при этом, несмотря на значительный рост инвестиций во Владимирской области в последние годы, их величина не соответствует потребностям производственного сектора экономики и, в особенности, инфраструктуры.
Основными проблемами осуществления инвестиционной деятельности являются недостаточность готовых инженерно обустроенных площадок для предложения инвестору для размещения производств; излишние административные барьеры на уровне органов местного самоуправления (затянутые сроки выбора и оформления земельного участка для реализации проекта инвестором, получения документации для строительства и т.д.). Кроме того, не во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены схемы территориального планирования и генеральные планы.
Согласно действующему законодательству основное управление земельными ресурсами осуществляют органы местного самоуправления. Роль субъекта РФ в этом процессе заключается в установлении четких понятных правил эффективного распоряжения земельным потенциалом области посредством определения стратегии развития земельных отношений и создания необходимой нормативной базы, регулирующей данный процесс.
В этой связи основными стратегическими целями повышения эффективного управления земельными ресурсами, являются: повышение эффективности использования земель; увеличение доходной части консолидированного бюджета от использования земли; максимальное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в земельных участках; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков и создание условий для реализации на них инвестиционных проектов.
Имеется ряд проблем в вопросах управления и распоряжения имуществом области, из которых наиболее значимой является неиспользуемое недвижимое имущество, освободившееся в результате реорганизации госучреждений (в основном образовательной отрасли). Количество таких объектов - 106 общей площадью 66 788 кв. м. Содержание и обеспечение сохранности осуществляется учреждениями-балансодержателями и их годовые затраты составляют 36,4 млн. рублей.
Одной из важных проблем области является увеличение расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства. Регион обладает достаточно развитой инфраструктурой энергоснабжения, и наличие крупной подстанции Владимирская 750 киловольт и еще 7 достаточно мощных подстанций напряжением 220 и 110 киловольт, а также генерации Владимирской ТЭЦ позволяют обеспечить энергоснабжение потребителей с высоким уровнем надежности. Однако недостаток инвестиций в сферу производства и распределения электроэнергии, газа и воды не позволяет увеличивать освоение новых мощностей, что снижает возможности расширения услуг в этой отрасли.
Основными проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве, влияющими на инвестиционную привлекательность региона, являются:
- высокая степень износа основных фондов;
- отсутствие правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры;
- отсутствие рынка жилищных услуг со свойственными ему открытостью и конкурентной средой, в том числе отчетностью управляющих компаний перед населением;
- несоответствие качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В последние годы Владимирская область характеризуется значительными объемами жилищного строительства, однако значительная часть вводимого жилья относится к индивидуальному, что искусственно завышает обеспеченность жильем жителей региона, особенно в сельской местности.
Вместе с тем, еще остается низким уровень благоустройства жилья по некоторым показателям, причем горячим водоснабжением - и в городской, и в сельской местности.
Сохраняет актуальность и требует решения ряд проблем развития строительного комплекса области, которые в целом связаны с изменениями экономической ситуации:
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- отсутствие в необходимом объеме долгосрочных инвестиционных средств, высокий процент кредита;
- наличие дефицита высококвалифицированных кадров;
- высокая себестоимость строительства жилья, вследствие отсутствия достаточного количества земельных участков, обеспеченных инженерными коммуникациями, и высоких тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Важное значение имеет предоставление земельных участков для молодых семей, которые, как правило, выделяются в отдаленных местах, на участках, где отсутствует коммунальная и социальная инфраструктура, необходимая для жилищного строительства.
Область, отличаясь выгодным географическим и транспортным положением, развитой дорожной инфраструктурой, является транзитной зоной транспортных потоков из центра России на Урал, в Сибирь, что создает огромные преимущества в развитии зон, примыкающих к основным транспортным артериям. Основная транспортная артерия (в виде железных и автомобильных дорог) проходит с запада на восток от Москвы на Владимир и далее на Нижний Новгород.
При этом невысокий уровень обновления дорожной инфраструктуры является фактором, сдерживающим развитие экономики (промышленности, логистики, туризма).
Темпы обновления парка подвижного состава крайне незначительны.
В регионе достаточно развитая инфраструктура предоставления услуг связи. Практически удовлетворен спрос населения на услуги фиксированной телефонной связи. До 95% территории находятся в зонах обслуживания операторов мобильной связи. Число абонентских терминалов сотовой связи на 1000 человек населения превысило 1600 штук. Операторы "большой тройки" "Билайн", "МегаФон" и "МТС" обеспечили предоставление услуг сетей 3G в областном центре и во всех районных центрах области. В городах Владимире, Коврове и Муроме оператор ООО "Скартел" (торговая марка "Yota") оказывает услуги мобильной связи с использованием технологии четвертого поколения 4G. На основе широкополосного доступа предоставляются услуги доступа к сети "Интернет", интерактивного и мобильного телевидения.
Вместе с тем в этой сфере остается нерешенной проблема цифрового разрыва между городской и сельской местностью, поскольку почти 74% номеров городских телефонных станций цифровые, то сельских - только 7,5%. Мобильные сети передачи данных развиваются, в первую очередь, в городах, и медленно продвигаются в село. Для решения данного вопроса необходима государственная поддержка, но федеральная и областная целевые программы финансирование мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности не предусматривают.
Существенной проблемой агропромышленного комплекса является неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. За годы земельной реформы из сельскохозяйственного оборота выбыло около 200 тыс. га пашни. С внесением поправок в законодательство за 5 предшествующих лет удалось ввести в оборот около 38 тысяч га земель.
Не менее сложной проблемой является низкая доходность сельхозтоваропроизводителей, а зачастую и их убыточность, которая связана с диспаритетом цен на продовольственную и промышленную продукцию, что усугубляется высокой закредитованностью хозяйств. Сейчас ведется работа с курирующим министерством по вопросу пролонгации на прежних условиях ранее выданных инвестиционных кредитов до 15 лет.
В текущем году ситуация усугубляется недостатком средств на субсидирование процентной ставки по полученным кредитам.
Не менее остро стоит вопрос и по реализации владимирской продукции как на местном, так и на межрегиональном уровне.
Доля производителей Владимирской области в общем объеме закупок сельскохозяйствейнной # продукции, потребляемой стационарными учреждениями социального обслуживания, составляет 80%. Достижению максимального показателя (100%) препятствует ряд проблем и сдерживающих факторов, среди них:
1. Продукция местных производителей не всегда соответствует ГОСТ (изготавливается в соответствии с техническими условиями).
2. Зачастую у региональных производителей отсутствуют:
- возможности хранения продукции, ее переработки;
- удобная упаковка, тара, обеспечивающие сохранность и пищевую безопасность;
- специализированный транспорт для перевозки товара в зимнее и летнее время;
- служба внутреннего контроля качества и оперативного реагирования на жалобы потребителей (заказчиков) при поставке товаров и в других ситуациях.
Сложившаяся в области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов в ряде случаев ведет к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Ежегодно в области в результате производственной деятельности 4654 хозяйствующих субъектов и населения образуется более 4,4 млн. тонн отходов производства и потребления 700 наименований, из них 3,7 млн. тонн обезвреживается, либо используется на предприятиях, а 0,5 млн. тонн направляется на захоронение.
Для решения этой проблемы предусмотрено строительство 6 межмуниципальных комплексов по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в 7 группах муниципальных образований, в качестве сопутствующей инфраструктуры первичной обработки отходов создание, за счет частных инвестиций, сети мусоросортировочных комплексов (7) и мусороперегрузочных станций (10).
Основными проблемами водопользования на сегодняшний день являются загрязнение вод рек области в результате антропогенной деятельности и старение гидротехнических сооружений, и возрастание риска чрезвычайных ситуаций.
Сохраняются проблемные вопросы в сфере медицинского обслуживания. В настоящее время ежегодная потребность в укреплении материально-технической базы учреждений здравоохранения составляет 1,2 млрд. рублей.
Изменение нормативов труда медицинских работников, пересмотр режима работы учреждений, внедрение электронных технологий окажут положительное влияние на отношение населения к отрасли здравоохранения.
В регионе выполнен Указ Президента РФ об обеспечении детей 3-7 лет услугами дошкольного образования, в тоже время, на начало 2013 года очередь на устройство в ДОУ детей в возрасте от 1 до 3 лет составляет четыре тысячи человек.
Остается невысоким и уровень заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с целевым показателем 2012 года он составлял 12,9 тыс. рублей (80% от средней заработной платы в сфере общего образования области).
Сложно сразу решить проблемы всех общеобразовательных учреждений, особенно если они построены в 1940-1980-е годы прошлого века и более 50% расположены в сельской местности. В настоящее время 10 школ требуют капитального ремонта.
Острой проблемой остается устаревшая материально-техническая база учреждений профобразования, особенно по наиболее востребованным и ресурсоемким специальностям (средний износ основных фондов достигает 60%).
Недостаточная заработная плата и сравнительно низкий уровень социальных льгот становятся причиной нехватки квалифицированных кадров; их старение, отсутствие притока молодых специалистов напрямую влияют на престижность образовательного учреждения.
Особого внимания требует работа по профилактике детской безнадзорности и беспризорности. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе преступлений в регионе составляет 5,4%, что выше, чем по РФ - 4,6% и ЦФО - 3,4%. В этой связи важно организовать досуг подростка, обеспечить его включение в систематические занятия в кружках и секциях учреждений дополнительного образования.
Факторами, сдерживающими развитие сферы туризма и рекреации, являются:
- недостаточное количество комфортабельных средств размещения эконом-класса и неудовлетворительное качество дорог регионального и муниципального значения;
- слабый поток инвестиций в туристскую сферу, за исключением г. Суздаля, особенно ресурсов крупного бизнеса;
- дисбаланс в распределении туристского потока между городами "Малого Золотого кольца";
- отсутствие комплексной системы информационно-рекламных ресурсов об услугах для потенциальных потребителей;
- слабое развитие лечебно-оздоровительного, делового и инсентив-туризма.
Одной из насущных проблем области является активное коммерческое строительство, представляющее угрозу для памятников истории и культуры. Снос ценных, но ветхих строений ведется, прежде всего, с целью получения новых строительных площадок, что приводит к разрушению исторической городской среды. При этом нарушается режим застройки на территории объектов культурного наследия и в их зонах охраны. Стремление инвесторов строить в исторической части городов, вблизи памятников свидетельствует о престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой коммерческой выгоде. Виды из окон стали ценностным параметром, поэтому желания застройщиков - максимально увеличить высоту строящихся зданий.
Города в результате интенсивного точечного строительства в значительной степени утратили свою историко-культурную ценность. Наглядными примерами, к сожалению, могут служить Владимир, Суздаль, Муром, Гороховец.
Реконструкция исторических центров неизбежна, темпы и объемы ее возрастают, поэтому задача исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и общественности - сохранить не только отдельно взятые объекты культурного наследия, а целостную историко-градостроительную городскую среду. Главные причины ее утраты:
- недостаток бюджетных средств на реставрацию и ремонт объектов культурного наследия;
- отсутствие экономических стимулов в виде налоговых льгот и снижения арендной стоимости для потенциальных частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реставрацию памятников;
- низкий уровень активности участия органов местного самоуправления, общественных организаций, СМИ и граждан в решении проблем сохранения и охраны объектов культурного значения.
Органы местного самоуправления зачастую действуют в интересах частных инвесторов, уклоняются от оформления охранных обязательств, установки информационных надписей на памятники, при проведении приватизации муниципального имущества не уведомляют будущих собственников о том, что те приобретают объект культурного наследия.
Из средств федерального бюджета на реставрационные работы выделяется одна десятая часть от необходимого объема их финансирования. Федеральная целевая программа "Культура России" не решает в полном объеме проблемы сохранения объектов культурного наследия. Стоимость работ по сохранению памятников истории и культуры может перекрывать годовой бюджет муниципального образования. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность области, в которой туристический ресурс является одним из базовых. Она также приводит к широкому кругу непрямых выгод (доходы от управления культурным наследием, повышения социального статуса, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
Одним из вариантов решения проблем сохранения историко-культурного наследия может стать государственно-частное партнерство, а также создание системы мер поощрения лиц, вложивших свои средства в работы по сохранению памятников истории и культуры, например, путем снижения арендной платы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.