Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора Владимирской области
от 25 сентября 2013 г. N 1074
Концепция
экономической политики Владимирской области, ориентированной на повышение конкурентных преимуществ производимых товаров, работ и услуг
г. Владимир, 2013 г.
Содержание
Оценка востребованности товаров и услуг, Производимых на территории Владимирской области |
Характеристика основных проблем и сдерживающих Факторов развития конкурентных преимуществ Владимирской области |
Совершенствование механизмов развития деловой активности и повышения конкурентных преимуществ производимых товаров и услуг во Владимирской области |
Введение
Настоящий проект Концепции разработан органами и структурными подразделениями администрации Владимирской области на основе действующей Стратегии социально-экономического развития региона до 2027 года, Стратегии Центрального федерального округа до 2020 года и с учетом требований Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-602 и 606.
В целях формирования комплексной и сбалансированной экономической политики предполагается активное обсуждение данного проекта Концепции Интернет - сообществом, а также заинтересованный разговор о совершенствовании его содержания на пленарном заседании и дискуссионных площадках межрегионального экономического форума, намеченного на 29 мая т.г. в г. Владимире.
В окончательном виде документ будет доработан с учетом всех замечаний и предложений и утвержден постановлением Губернатора области.
Механизмы достижения поставленных целей и ресурсное обеспечение отдельных мероприятий будут определены в дальнейшем и утверждены нормативно-правовыми документами администрации области.
Укрупненно оценивая сложившуюся в регионе ситуацию, можно отметить, что проводимые в настоящее время инновационные преобразования в экономике и социальной сфере нацелены на повышение качества жизни населения области, предоставление жителям широких возможностей для самореализации, обеспечения карьерного роста и раскрытия творческого потенциала.
Формируются условия для активного ведения бизнеса, превращения Владимирской области в один из наиболее привлекательных субъектов Российской Федерации.
В этой связи, в регионе предстоит разработать высокие стандарты и благоприятные условия для высокоэффективного труда и жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитую жилищно-коммунальную инфраструктуру.
При формировании проекта Концепции учитывалось осуществление системной работы на среднесрочную перспективу по реализации конкурентных преимуществ области с учетом необходимости достижения значений целевых показателей, установленных Президентом Российской Федерации, по созданию и модернизации в стране к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и увеличению объема инвестиций до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году, росту производительности труда в среднем по России к 2018 году в полтора раза (к уровню 2011 года).
В представленном проекте Концепции обеспечивается преемственность и согласованность мероприятий программ социально-экономического развития Владимирской области и Российской Федерации.
Стратегия социально-экономического развития региона до 2027 года содержит обоснованную систему целей и задач, а также меры государственного управления по их реализации, направленные на повышение уровня благосостояния и качества жизни населения на территории области, обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста на базе перехода к инновационному типу развития с учетом имеющихся возможностей, потенциала развития и ограничений, а также эффективного использования доступных органам власти региона ресурсов и инструментов.
Целью нынешней региональной экономической политики, охватывающей весь комплекс законодательных, административных и финансовых мероприятий, проводимых органами государственной власти, является создание условий для вхождения на рынок всех заинтересованных хозяйствующих субъектов и граждан, раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики области.
Заключение
Проводимые сегодня в экономике области инновационные преобразования нацелены на повышение качества жизни населения области, создание условий для развития бизнеса, чтобы Владимирская область стала одним из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющим своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей.
Планируется, используя конкурентные преимущества региона, наращивать объемы производства и брендирования товаров и услуг с символикой Владимирской области, соответствующих всем установленным действующим законодательством требованиям к качеству и безопасности.
В этой связи в области будут сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для работы, жизни и отдыха, включая следующие направления:
- модернизацию хозяйственного комплекса региона - позитивные изменения, происходящие в экономике области, будут способствовать продвижению продукции и технологий предприятий области на перспективные рынки России и стран зарубежья, привлечению инвестиций в новые наукоемкие производства и технологии, установлению новых деловых связей;
- развитие агропромышленного комплекса по поставкам экологически чистых продуктов;
- совершенствование бюджетных возможностей и налоговой политики для решения перспективных вопросов социально-экономического развития;
- создание среды для комфортного проживания жителей и гостей области (транспорт, дорожное хозяйство, строительство, связь, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифообразование);
- повышение привлекательности организаций регионального здравоохранения, образования, социальной защиты и культуры и предоставляемых ими услуг;
- развитие въездного туризма как отрасли оказания комплексных услуг гостям региона;
- совершенствование базы физической культуры и спорта для проведения международных и республиканских мероприятий;
- создание условий для обеспечения экономики квалифицированными кадрами путем формирования отраслевого заказа на подготовку кадров;
- повышение эффективности использования госсобственности, совершенствование земельных отношений;
- рост уровня квалификации государственных гражданских служащих и совершенствование системы конкурсного отбора;
- улучшение взаимодействия с федеральными органами и органами местного самоуправления области, с представителями гражданского общества и общественными формированиями в целях решения перспективных вопросов;
- активизацию борьбы с коррупцией, совершенствование законодательной и нормотворческой деятельности, повышение качества подготовки документов.
По этим направлениям планируется разработка и утверждение нормативных показателей, определяющих достижимый уровень развития конкретного направления (в рамках целевых программ).
Дальнейшую модернизацию экономики региона планируется осуществлять через механизмы:
1) стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики, торговле и сфере услуг;
2) развития потребительского рынка, народно-художественных промыслов;
3) совершенствования научно-технической политики;
4) усиления внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества;
5) создания благоприятных условий привлечения инвестиций, роста сети кластеров по основным перспективным направлениям:
- логистика - создание логистических центров на основе использования транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг";
- фармацевтика - создание производств по выпуску медикаментов и медицинского оборудования;
- электротехника и машиностроение - создание производств по выпуску электронного оборудования, бытовой техники и продукции производственного назначения;
- производство строительных материалов и конструкций - рост объемов ввода жилья;
- добыча и использование полезных ископаемых - рост объемов дорожного строительства;
- сельское хозяйство и пищевая промышленность - создание современных крупных комплексов, осуществляющих весь спектр работ по выращиванию, сбору и переработке местной продукции;
- туризм - создание объектов коммерческой недвижимости; развитие инфраструктуры; рост объемов индустрии досуга и развлечений.
6) совершенствования инструментов государственно-частного партнерства;
7) усиления экспортного потенциала, межрегионального обмена товарами и услугами и внутрирегиональной кооперации;
8) повышения качества окружающей среды - обеспечения эффективного использования природно-ресурсного потенциала области, лесопользования и лесопереработки.
Новая экономическая политика региона будет опираться на реализацию комплексного инновационного сценария развития, предусматривающего, что определяющую роль должны играть существующие научно-технические ресурсы области, представленные научно-исследовательской базой и ориентированные на нее высокотехнологичным производством, которые определяют "вес" Владимирской области на рынке высоких технологий.
В настоящее время регион входит в число первых 20 субъектов РФ по численности занятых научными исследованиями и разработками. Основными направлениями деятельности научных организаций являются: электротехника, машиностроение, лазерные и космические технологии, сельское хозяйство, медицина, химия. В сфере науки и научного обслуживания действуют 32 организации, из них две трети составляют научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, пятую часть - промышленные предприятия.
Для перехода к экономике инновационного типа требуется значительное увеличение затрат на НИОКР, внедрение в промышленное производство научно-технических разработок. При этом важнейшим целевым показателем такой модернизации экономики будет являться увеличение доли выпуска инновационной продукции в общем объеме продукции обрабатывающих производств. Необходимо достижение к 2027 году доли инновационной (наукоемкой) продукции в экономике не менее 35%, при этом удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью к намеченному периоду должен возрасти до 40% от общего количества всех организаций, работающих на территории региона.
Инвестиции являются наиболее важным ресурсом, значимость которого определяется возможностью экономики области аккумулировать и использовать финансовые средства для развития не только инновационного сектора, но и всего региона в целом. Для привлечения финансовых средств потребуется создание и применение на практике современных механизмов привлечения инвестиций, особенно на первоначальном этапе. Для всех вышеуказанных целей и задач сценария потребуются комплексные инвестиционные средства, окупаемость которых возможна лишь в долгосрочной перспективе.
Совокупный объем финансовых средств, которые необходимо привлечь в экономику региона до 2027 года, составляет около 2 триллионов рублей, что обеспечит совокупный рост инвестиций в 4 раза.
Финансовые средства будут направлены на техническое переоснащение предприятий и освоение новых технологий. Необходимо повысить показатель ежегодного обновления оборудования с сегодняшних 3-4% до уровня наиболее развитых стран мира: 14-15% ежегодно. Для региона важно ускорить техническое обновление действующих компаний, обеспечить создание эффективных высокорентабельных предприятий, выпускающих продукцию, конкурентоспособную по качественно-ценовым параметрам и отвечающую международным стандартам.
Уровень добавленной стоимости в цене продукции должен составить не менее 22-25% при доле затрат на заработную плату около 35%. При этом для сохранения значительной доли ФОТ в структуре затрат производств, потребуется увеличить производительность труда на новых производствах в сравнении со старыми не менее чем в 3,1 раза. Динамика коэффициента выбытия старых производств должна достичь 4% в год.
Необходимо обеспечить формирование и постоянный мониторинг портфеля проектов, удовлетворяющих требованиям высокой эффективности и обеспечивающим необходимый объем инвестиций, а также реализовать адекватные институциональные мероприятия, которые должны обеспечить приток инвестиций в соответствии с требуемым расчетным объемом. Основным фактором инвестиционной привлекательности обрабатывающих производств на территории области является именно наличие реальных высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых при активной поддержке со стороны органов государственной власти Владимирской области.
Значительные капиталовложения потребуются для развития человеческого капитала, поскольку возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике региона будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающую образование, здравоохранение, жилищный сектор.
Человеческий потенциал определяет два других стратегически значимых направления развития - инновационность и конкурентоспособность, поскольку люди - это главный ресурс, который перерабатывает (трансформирует) все остальные виды ресурсов: информационные, материальные, финансовые, энергетические. И именно человеческий потенциал определяет эффективность использования такого специфического ресурса как время.
Реализация стратегических целей позволит достичь качественно нового уровня жизни населения области. Основная часть экономически активного трудового населения будет работать на новых производствах, что позволит обеспечить высокий уровень оплаты труда и значительно снизить степень социального расслоения. Налоговые отчисления от вновь созданных производств позволят решать большой круг областных социальных проблем, сформировать условия для поэтапного повышения минимального размера заработной платы до уровня не ниже установленной в области величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, повысить общее благосостояние населения и избавиться от бедности.
См. справку о величине прожиточного минимума на территории Владимирской области
Создание значительного количества рабочих мест позволит сократить маятниковую миграцию трудоспособного населения в соседние регионы, решить проблему занятости и уровня доходов.
Высокий уровень урбанизации области, избыток трудовых ресурсов обуславливает возможность вовлечения значительного числа "незадействованных" кадров в промышленность. Фактором, определяющим возможность активного развития производственного сектора экономики, является существующая система расселения, особенно городского населения, возможность создания крупных полифункциональных кластеров, в том числе технико-внедренческой направленности.
Для обучения кадров для высокотехнологичных производств потребуется повышение доли подготовки квалифицированных рабочих, инженерно-технических специалистов, специалистов исследовательского звена при этом область обладает достаточными образовательными ресурсами, которые представлены сетью профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования.
В целом, для укрепления образовательной базы области со стороны органов государственной власти требуется формирование заказа профессиональным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего уровня, ориентированным на выпуск квалифицированных специалистов по наиболее востребованным специальностям.
Осуществление комплексного инновационного сценария возможно только при активной поддержке органов государственной власти региона - требуется привлечение административных ресурсов Владимирской области. При этом необходимо наличие эффективной системы взаимодействия бизнеса и органов государственной власти региона, а также областных общественных организаций.
Можно сказать, что в области сформирована и устойчиво работает система взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, позволяющая совместно решать задачи социально-экономического развития региона в интересах населения. Требуется проведение институциональных преобразований в данном направлении, которые определяются задачами органов государственной власти по:
- дальнейшему совершенствованию законодательной основы для формирования полномасштабной инвестиционной инфраструктуры, в том числе созданию условий для развития инновационной деятельности;
- совершенствованию прозрачности механизмов работы с потенциальными инвесторами, в т.ч. совершенствованию на местном уровне нормативно-правовой базы для привлечения потенциальных инвесторов;
- созданию системы партнерства бизнеса и власти через создание ГЧП и совместную реализацию стратегических задач в экономике;
- лоббированию стратегических интересов региона на уровне федеральных органов власти и на межрегиональном уровне, в том числе согласованию полномочий федеральных органов власти;
- выделению и подготовке инвестиционных площадок для реализации приоритетных проектов.
Исключительная роль в решении задач по привлечению инвестиций, диверсификации экономики области отводится особым экономическим зонам (понятие "особые экономические зоны" и особый режим их функционирования регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"). Целью их создания является развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Предполагается создание новых типов универсальных производственных комплексов на базе ранее созданных промышленных зон - технопарков (индустриальных парков). На территории Собинского района фирмой "Ноубл Хаус Трейдинг" реализуется проект индустриального парка "V-Park" - промышленные здания для сдачи в аренду, логистический центр, интермодальный терминал, таможенный пост, бизнес-центр, отель, торговая и сервисная зоны. Также предполагается освоение юго-западной промзоны в г. Александрове, промзон в Балакирево, Струнино, Карабаново и других старопромышленных площадок. Они должны стать ключевыми элементами, обеспечивающими развитие инновационного потенциала сектора исследований и направленными на максимально эффективное использование знаний.
Реализация системного подхода к созданию благоприятных условий для деятельности резидентов особых экономических зон, предполагающего наряду с особыми административным, таможенным и налоговым режимами комплексное развитие инфраструктуры, позволит сформировать интеллектуальные центры экономических кластеров Владимирской области, привлечь молодежь в наукоемкие сектора экономики региона.
При внедрении промышленно-производственных зон основной акцент должен быть направлен на развитие тех обрабатывающих отраслей промышленности, которые могут развиваться более высокими темпами чем в настоящее время. Это касается индустриально-промышленных центров по производству:
- электрооборудования, электронного и оптического оборудования в городах Александрове, Киржаче;
- машин и оборудования в городах Владимире, Муроме, Коврове.
В перспективе масштабное развитие зон опережающего развития будет способствовать решению задачи изменения структуры экономики в пользу наукоемких отраслей.
Создание туристско-рекреационных особых экономических зон в Юрьев-Польском, Суздальском, Муромском районах будет направлено на формирование рынка конкурентоспособных туристских и санаторно-курортных услуг, создание условий для прироста объема их экспорта, стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, повышение качества жизни и занятости населения.
Это позволит осуществить перевод туристской и санаторно-курортной индустрии на инновационный путь развития, обеспечить внедрение новых реабилитационных услуг, создать принципиально новые услуги в сфере организации отдыха и оздоровления населения.
Благодаря стратегическим преимуществам транспортной составляющей и географического положения области процесс формирования и расширения зон опережающего развития может быть ускорен. По территории области проходят важнейшие транспортные магистрали логистического комплекса - Международный Евроазиатский и Панъевропейский транспортные коридоры, на оси которых необходимо создание мультимодальных грузовых терминалов.
Проводимые в экономике области инновационные преобразования нацелены на повышение качества жизни населения области, создание условий для развития бизнеса, чтобы Владимирская область стала одним из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющим своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей.
В этой связи в области будут сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни и отдыха, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитую жилищно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.