Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Совета народных депутатов закрытого административно-территориального
образования город Радужный Владимирской области
от 2 марта 2009 г. N 3/29
Генеральный план
ЗАТО г.Радужный
Оглавление
Состав проектных материалов
Основные постановочные положения и концепция генерального плана ЗАТО г. Радужный
Общие сведения о городе и краткая историческая справка
Положение города в системе расселения Владимирской области
Основные направления экономического развития ЗАТО г. Радужный
Прогноз возрастной и трудовой структуры населения
Основные направления градостроительного развития
Планировочная структура и функциональное зонирование территории
План современного использования территории
Организация зеленых насаждений
Культурно-бытовое обслуживание
Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств
Инженерная подготовка территории
Охрана зеленых насаждений города
Сводные данные об использовании земель ЗАТО города Радужный (баланс территории)
1. Основные постановочные положения и концепция генерального плана ЗАТО г. Радужный
Разработка проекта генерального плана ЗАТО г. Радужный вызвана необходимостью территориального роста города с учетом перспектив его развития.
Генеральный план разработан институтом Урбанистики как проект официальной градостроительной политики органов местного самоуправления города, определяющей стратегию его долгосрочного развития.
Основные проектные решения базируются на общих принципах, основных требованиях и генеральных направлениях государственной Концепции перехода Российской Федерации к модели устойчивого развития.
Устойчивым называют такое развитие, при котором обеспечивается безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека при осуществлении градостроительной деятельности, а также ограничивается негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечивается охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
Рассматривая возможности ЗАТО г. Радужный с точки зрения его устойчивого развития, очевидным является то, что он имеет значительные ресурсы, которые могут быть эффективно использованы. На поэтапное и комплексное устранение причин, препятствующих благоприятному развитию города, будут направлены предложения проекта.
Принятый для города Радужного системный подход к проблемам и задачам предстоящего развития - единственно возможный путь поиска решений в современных условиях формирования региональной экономики.
Основной задачей такого подхода является повышение качества жизни населения с учетом экономического развития города.
Устойчивое социально-экономическое развитие города Радужного в перспективе может быть достигнуто как за счет индустриального развития, так и за счет развития малого предпринимательства, расширения организационно-хозяйственных функций.
Уже сейчас можно рассматривать г. Радужный как территорию, где:
- экономика может стабильно развиваться в интересах местного населения;
- обеспечиваются условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан;
- создается и поддерживается среда для культурного развития и полноценного отдыха жителей;
- населению предоставляются качественные коммунальные и социальные услуги;
- воссоздается и поддерживается благоприятная экологическая обстановка;
- формируется эффективная система социальной и правовой защиты населения.
Близость к городу Владимиру, где уровень доходов выше и больше возможностей для приложения труда, обуславливает высокий уровень трудовой маятниковой миграции. Исходя из сложившейся ситуации, необходим ряд стратегических инициатив для закрепления и увеличения работающего населения, при постоянном повышении качества жизни. Создание на территории города новых производств, а также расширение и технологическая модернизация существующих предприятий промышленности обусловят увеличение производительных сил города.
В соответствии с концепцией развития ЗАТО г. Радужный на 2005-2015 годы выделяются следующие основные цели и задачи:
- обеспечение безопасности функционирования федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский испытательный лазерный центр (полигон) Российской Федерации "Радуга" имени И.С. Косьминова" и экологической безопасности населения ЗАТО г. Радужный.
- улучшение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития города.
- эффективное использование и дальнейшее развитие научно-технологического и инновационного потенциала научно-производственного комплекса градообразующего предприятия - Государственного лазерного центра "Радуга" им. И.С. Косьминова, подготовка высококвалифицированных кадров.
- развитие системы энергообеспечения ЗАТО г. Радужный на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
- создание благоприятных условий для инновационной деятельности, развития предпринимательства и привлечения инвестиций.
- создание условий для интенсивного развития социальной сферы города.
Желаемый облик будущего ЗАТО г. Радужный объединяет следующие составляющие:
- Радужный - привлекательное место проживания, характеризующееся ростом основных экономических индикаторов уровня жизни, безопасности, других социальных норм;
- Радужный - город крупной и средней инновационной промышленности и науки, также предоставляющий членам сообщества все возможности для реализации частной инициативы в бизнесе;
- Действия органов местного самоуправления в сочетании с инвестиционным потенциалом предприятий обеспечивают привлечение инвестиционных ресурсов в экономику, повышение благосостояния населения, решение проблемы занятости и поступательного развития ЗАТО.
Вышеуказанные элементы образа будущего г.Радужного будут способствовать сохранению и развитию города при реализации Концепции развития. В этих условиях ЗАТО г. Радужный необходимо наращивать преимущества перед другими городами (причем не только Владимирской области, так как деятельность многих предприятий ЗАТО направлена на глобальный рынок), повышать инвестиционную привлекательность для проектов, поступления от которых увеличат доходную часть местного бюджета, а также создадут новые рабочие места для населения.
2. Общие сведения о городе и краткая историческая справка
Город Радужный расположен в лесном массиве в 25 километрах от областного центра - города Владимира и занимает территорию общей площадью 11302 га.
Общая численность населения на 01.01.2006 г. составляет 17,8 тысяч человек, в том числе 13,0 тыс. человек трудоспособного возраста. Уровень зарегистрированной безработицы - около 8 % от экономически активного населения города или 0,4 тыс. чел. (по Владимирской области данный показатель составил 9%).
Жилищный фонд, состоит из 64-х многоэтажных жилых домов, оборудованных горячим и холодным водоснабжением, центральным отоплением и канализацией, общей площадью 343 тыс. м2. Протяженность коммунальных городских сетей составляет: водопровода-20,1 км, канализации-27,9 км, тепловых сетей-25,8 км, протяженность дорог - 29 км.
Социальная сфера города включает в себя: две общеобразовательные школы, два детских сада, начальную школу-сад, центр детского творчества, школу искусств, спортивную детско-юношескую школу, культурный центр "Досуг", Центр досуга молодежи, Городскую больницу, поликлинику, профессиональное училище ПУ-14, загородный оздоровительный лагерь.
Срок службы основных фондов объектов социальной и жилищно-коммунальной сфер не превышает 30 лет. Все объекты социальной и жилищно-коммунальной сферы с 1992 года находятся на балансе администрации города, и их содержание финансируется из городского бюджета.
На территории ЗАТО зарегистрировано 254 предприятия различных форм собственности, в том числе: государственных - 14, муниципальных - 30, частной собственности - 210. Градообразующее предприятие города - Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский испытательный лазерный центр (полигон) Российской Федерации "Радуга" имени И.С. Косьминова. Основными направлениями деятельности Государственного лазерного Центра "Радуга" являются:
1. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ в области: лазерной физики, оптики, электроники, а также лазерных и электронно-лучевых технологий;
2. Разработка, производство, обслуживание, ремонт и утилизация вооружения, военной техники и другой продукции по государственному оборонному заказу;
3. Проведение в натурных условиях полигонных испытаний экспериментальных, опытных и промышленных образцов новой техники;
4. Разработка и производство конверсионной продукции.
В настоящее время ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" представляет собой комплекс, состоящий из научно-исследовательских подразделений, опытного производства и полигона. По уровню оснащенности его научно-экспериментальная испытательная база является уникальной. Предприятие имеет статус федерального научно-производственного центра. После распада СССР и утратой в связи с этим аналогичных Центров, роль и значимость Государственного лазерного Центра "Радуга" особенно возросли. Сегодня это единственный полномасштабный лазерный полигон, располагающий всем необходимым для натурных испытаний образцов специальной техники с использованием лазерных технологий. По уровню оснащения и своим масштабам он единственный в России и в Евразии.
На территории города успешно работают более 10 предприятий строительного комплекса.
Общий объем промышленной продукции в целом за 2005 год составил порядка 1,5 млрд. руб.
Жизнеобеспечение города осуществляют два муниципальных унитарных предприятия:
1. "Жилищно-коммунальное хозяйство"
2. "Водопроводные, канализационные и тепловые сети".
В связи с резким снижением объема государственного заказа градообразующего предприятия город Радужный является дотационным городом. До 1998 года дотации в бюджет города поступали из средств областного бюджета, получив статус закрытого административно - территориального образования, с 1999 года город получает дотации из федерального бюджета.
Город Радужный Владимирской области относится к директивно созданным населенным пунктам, социально-бытовая структура которого сформировалась на базе моноориентированной наукоемкой производственной структуры оборонно-промышленного комплекса - градообразующего федерального унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский испытательный лазерный центр (полигон) Российской Федерации "Радуга" имени И.С. Косьминова" (ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга").
Государственный лазерный Центр "Радуга" был создан по распоряжению Совета Министров СССР от 25 февраля 1971 года N 331-рс в качестве Межведомственного центра Министерства обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР. Перед Центром была поставлена задача проведения комплексных работ по государственным программам оборонного и народно-хозяйственного назначения в области лазерных и оптико-электронных систем с целью создания изделий на основе мощных лазеров и проведения их натуральных испытаний.
Проектирование и строительство научно-испытательной базы и производственных мощностей предприятия осуществлялось в едином комплексе со строительством жилья. Первый жилой дом был заложен 16 мая 1972 года, и эта дата является днем основания города Радужного.
17 июля 1977 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Радужный был отнесен к категории рабочих поселков закрытого типа. В 1991 году аналогичным Указом рабочий поселок Радужный был "открыт".
2 декабря 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР N 1958 рабочему поселку Радужный был присвоен статус города областного подчинения с сохранением прежнего наименования.
29 января 1998 года Указом Президента Российской Федерации N 109 г. Радужный Владимирской области преобразован в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) для обеспечения особых условий безопасного функционирования градообразующего предприятия и экологической безопасности населения. В статусе ЗАТО город Радужный существует и в настоящее время.
3. Положение города в системе расселения Владимирской области
Город Радужный является закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО), по показателю численности населения относится к группе малых городов Владимирской области. ЗАТО г. Радужный является директивно созданным населенным пунктом, основная часть населения которого занята в обслуживании предприятия оборонно-промышленного комплекса - ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" им. И.С.Косьминова, и является городом областного подчинения.
Площадь территории города составляет 11302 га, из них около 90% покрыто лесами. Здесь сосредоточено около 1% населения области.
На севере и востоке города граничит с Судогодским районом, на юге - с Гусь-Хрустальным районом, на западе - с Собинским районом.
Радужный находится в стороне от основных автомобильных магистралей, проходящая рядом с городом железнодорожная ветка обслуживает промышленность.
Между ЗАТО г. Радужный и областным центром - г. Владимиром - происходят активные экономические и социальные связи. Часть населения, проживающего в ЗАТО, приезжает на работу и учебу в г.Владимир. В будущем ожидается еще большее развитие взаимодействия городов, как площадок производства и потребления.
Одним из стратегических направлений развития города может стать усиление роли как структурного центра в агломерации г. Владимира, в котором возможно размещение цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий, выпускающих наукоёмкую продукцию и использующих высококвалифицированный труд. С развитием Владимирской области под влиянием московской агломерации, возможно изменение функций города: административных, организационно-хозяйственных, образовательных и т.д.
Роль и место ЗАТО г. Радужный в системе общехозяйственных связей Владимирской области представлены на схеме "Положение города в системе расселения".
4. Основные направления экономического развития ЗАТО г. Радужный
Целью развития промышленно-экономической базы города является обеспечение потребности города в определенных видах услуг, создание рабочих мест, повышение налоговых поступлений в бюджет города. Экономическое развитие города будет напрямую зависеть от возможностей наращивания инвестиций в эффективные проекты реального сектора экономики.
Главные точки роста экономики ЗАТО г. Радужный:
- промышленный и научно-производственный сектор (градообразующие предприятия) как основной источник формирования доходов населения и бюджета, определяющий рынок труда; влияющий через политику заработной платы на развитие малого предпринимательства и покупательную способность населения.
- малый бизнес и предпринимательство как средство повышения качества жизни населения, надежный социальный амортизатор на рынке труда, один из источников доходов муниципального бюджета, выравнивания доходов населения.
- муниципальный сектор экономики как средство повышения обеспеченности населения социальными услугами, повышения качества жизни и привлекательности проживания на территории ЗАТО, что необходимо для удержания и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.
Эти сектора экономики и станут наиболее вероятными точками роста ЗАТО в перспективе до 2025 г.
В отраслевом отношении, значительное развитие на расчетный срок получат: машиностроение (в рамках направлений, разрабатываемых Лазерным центром), деревообрабатывающая, пищевая и лёгкая промышленность. Предполагается, что основой развивающихся отраслей станет малое предпринимательство. При этом предприятия будут размещаться во вновь формируемых коммунально-складских зонах.
В условиях достаточной неопределенности прогнозов дальнейшего развития производственной базы города (кроме имеющихся уже производств, сохранение и развитие которых на перспективу не вызывает сомнений), наиболее целесообразным является определение инвестиционных производственных территорий и их освоение по мере возникновения необходимости с соблюдением всех правил градостроительного регламента и правил застройки и землепользования на этих территориях.
В перспективе г. Радужный может получить статус "наукограда", так как на градообразующем предприятии ФГУП "Государственный лазерный Центр "Радуга" им. И.С. Косьминова имеются свободные производственные площади, необходимые энергоресурсы и информационное обеспечение, однако отсутствуют венчурные фонды и организационные структуры, обеспечивающие первоначальное развитие инновационных проектов.
Проектом предлагается создание инновационного центра, который станет стартовой площадкой для инновационных производств, основанных на конверсии технологий градообразующего предприятия. Для размещения инновационного центра понадобится около 2 га.
Концепция развития ЗАТО г.Радужный на 2005-2015гг. предполагает развитие градообразующего предприятия ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" им. И.С.Косьминова по следующим направлениям:
Модернизация и техническое перевооружение большей части научно-исследовательской и производственной базы - базового ядра предприятия.
Оптимизация инфраструктуры лазерного Центра "Радуга" с целью минимизации затрат на ее содержание.
Развертывание серии поисковых исследований и разработок в перспективных направлениях, в том числе в области гражданской продукции, с целью создания научно-технического задела будущих работ.
Организация на базе высвободившихся фондов, не входящих в базовое ядро, самостоятельных замкнутых прибыльных производств, обеспечивающих рентабельность и устойчивый экономический рост предприятия.
Для обеспечения города в определенных видах услуг и создания новых рабочих мест Концепцией предлагается:
- проектирование и строительство автостанции в парковой зоне, с западной стороны 1-го квартала;
- развитие информационных и коммуникационных сетей;
- строительство асфальтобетонного завода на юго-западе города;
- строительство объектов домоуправления;
- создание ремонтной базы МУП ЖКХ;
- организация производства хлебобулочных и кондитерских изделий;
- развитие системы поддержки малого и среднего бизнеса.
5. Население и трудовые ресурсы
1.1. Прогноз численности населения
В прогнозировании численности населения настоящим проектом рассматриваются три возможных сценария, по которым может происходить развитие территории ЗАТО г. Радужный:
- Инерционный
- Альтернативный
- Целевой (вероятностный)
Предложенные сценарии являются лишь допущениями в части возможного изменения численности населения, исходя из естественного и механического движения.
Сценарий инерционного развития
Данный сценарий основан на принятии современных показателей в качестве прогноза, а также расчетных данных Федеральной Службы Государственной Статистики о динамике численности жителей Владимирской области. В нем сохраняется сложившаяся в настоящее время в стране тенденция отрицательной динамики численности населения как за счет естественных, так и за счет механических факторов.
Таблица 5.1-1 Прогноз численности населения по инерционному сценарию развития
Наименование показателей |
годы |
||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2016 |
2021 |
2026 |
|
Численность населения Владимирской области, тыс. чел. |
1471,7 |
1455,7 |
1440,0 |
1425,1 |
1411,3 |
1398,1 |
1348,7 |
1317,1 |
1280,2 |
ЗАТО г. Радужный, тыс. чел. |
17,8 |
17,6 |
17,4 |
17,2 |
17,1 |
16,9 |
16,3 |
15,9 |
15,5 |
При сохранении сложившейся ситуации, численность населения города сократилась бы к 2015 году до 16,3 тыс. человек, а к 2025 году - до 15,5 тыс. человек.
Сценарий альтернативного развития
Сценарий направлен на получение желаемых результатов и может быть реализован при условии развития градообразующего предприятия ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" имени И.С. Косьминова, промышленно-экономической базы и социальной сферы города.
Увеличение численности населения предполагается также за счет вступления в детородный возраст поколения середины 1980-х (когда рождаемость была несколько выше) и реализации национальных проектов "Демография", "Материнский капитал".
Численность населения по этому сценарию прогнозируется к 2015 году - 20 тыс. человек и к 2025 году - 25 тыс. человек.
Сценарий целевого (вероятностного) развития
Сценарий целевого развития является промежуточным, компромиссным, сочетающим те и другие моменты, отвечает методам вероятностной оценки событий.
Рассматриваемый сценарий исходит из следующих предположений:
- численность населения города напрямую зависит от количества занятых на градообразующем предприятии ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" имени И.С. Косьминова: развитие предприятия будет носить интенсивный и инновационный характер, количество занятых на предприятии увеличится за счет трудовых мигрантов высокой квалификации;
- естественный прирост населения возможен только на период первой очереди; на расчетный срок прогнозируется спад рождаемости при одновременном снижении уровня смертности;
- увеличение численности населения происходит в основном за счет механического прироста;
- статус города - ЗАТО - является сдерживающим фактором для притока мигрантов;
Вероятностный сценарий принимается в качестве основного, и все расчетные показатели проекта ведутся применительно к нему с расчетной численностью 19 тыс. человек на 2015 год и 20,0 тыс. человек на 2025 год.
Таблица 5.1-2 Сводная таблица прогноза динамики численности населения ЗАТО г. Радужный
Сценарии |
Численность населения (тыс. чел.) |
|||
Исходный год |
I очередь 2015 год |
Расчетный срок 2025 год |
Перспектива 2040 год |
|
Инерционного развития |
17,8 |
16,4 |
15,5 |
14,5 |
Вероятностного развития |
17,8 |
19,0 |
20,0 |
25,0 |
Альтернативного развития |
17,8 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
Ниже приводится прогнозная динамика численности населения и источники его формирования по трем сценариям развития города.
Таблица 5.1-3 Прогноз численности населения и источников его формирования
Периоды |
Численность населения на начало и конец периода (тыс. чел.) |
Прирост "+" Убыль "-" |
в том числе за счет |
||||||
естественного прироста |
механического прироста |
||||||||
(тыс. чел.) |
на 1000 чел. |
(тыс. чел.) |
на 1000 чел. |
||||||
всего |
в среднем в год (тыс. чел.) |
всего |
в среднем в год (тыс. чел.) |
всего |
в среднем в год (тыс. чел.) |
||||
Сценарий инерционного развития | |||||||||
2005-2015 |
17,8-16,4 |
-1,4 |
0,14 |
-0,4 |
-0,04 |
-2 |
-1,0 |
0,1 |
-6 |
2015-2025 |
16,4-15,5 |
-0,9 |
0,09 |
-0,2 |
-0,02 |
-1 |
-0,7 |
-0,07 |
-4 |
Сценарий вероятностного (целевого) развития | |||||||||
2005-2015 |
17,8-19,0 |
+1,0 |
0,1 |
+0,1 |
+0,01 |
+0,5 |
+0,9 |
+0,09 |
+4,8 |
2015-2025 |
19,0-20,0 |
+1,0 |
0,1 |
+0,0 |
+0,00 |
+0,0 |
+1,0 |
+0,1 |
+5 |
Сценарий альтернативного развития | |||||||||
2005-2015 |
17,8-20,0 |
+2,2 |
0,22 |
+0,2 |
+0,02 |
+1 |
+2,0 |
+0,04 |
+10 |
2015-2025 |
20,0-25,0 |
+5,0 |
0,5 |
+1,0 |
+0,1 |
+4 |
+4,0 |
+0,4 |
+16 |
5.2. Прогноз возрастной и трудовой структуры населения
На основании анализа ретроспективных данных по возрастному составу населения и протекающих в настоящее время демографических процессов, а также прогноза численности населения, приводится предполагаемая возрастная структура населения г. Радужный на проектный период.
Таблица 5.2-1 Прогноз возрастной структуры населения г. Радужный
Показатели |
исходный год (01.01. 2006 г.) |
первая очередь 2015г. |
расчетный срок 2025г. |
|||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
|
Численность населения - всего |
17,8 |
100 |
19,0 |
100 |
20,0 |
100 |
в том числе: | ||||||
моложе трудоспособного возраста |
2,4 |
13,7 |
2,7 |
14,0 |
3,0 |
15,0 |
трудоспособного возраста |
13,0 |
73,1 |
13,5 |
71,0 |
14,0 |
69,0 |
старше трудоспособного возраста |
2,4 |
13,2 |
2,8 |
15,0 |
3,2 |
16,0 |
Ниже в таблице (Таблица 5.2-2 Прогноз трудовой структуры населения) приводится трудовая структура населения г. Радужный на проектный период.
Таблица 5.2-2 Прогноз трудовой структуры населения
N п/п |
Показатели |
01.01.2006 г. |
2015 год |
2025 год |
|||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
||
1 |
Численность населения |
17,8 |
100 |
19,0 |
100 |
20,0 |
100 |
2 |
Трудовые ресурсы всего |
13,0 |
73 |
14,0 |
73 |
14,6 |
73 |
3 |
Распределение трудовых ресурсов |
|
|
|
|
|
|
- население трудоспособного возраста, занятое в домашнем личном подсобном хозяйстве, учащиеся, обучающееся с отрывом от производства и маятниковая миграция |
7,8 |
44 |
6,5 |
34 |
5,6 |
28 |
|
- экономически активное население |
5,2 |
29 |
7,5 |
39 |
9,0 |
45 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
- безработные (зарегистрированные) |
0,4 |
2 |
0,5 |
2 |
0,4 |
2 |
|
- занятые в экономике |
4,8 |
27 |
7,0 |
37 |
8,6 |
43 |
Перспективное развитие хозяйственного комплекса ЗАТО г. Радужный будет оказывать определенное влияние на распределение трудовых ресурсов:
- доля экономически активного населения, занятого в экономике, возрастет с 27 % до 43% за счет уменьшения маятниковой миграции;
- удельный вес безработных останется на уровне 2% от общей численности населения.
Резервом трудовых ресурсов является экономически активное население, которое в настоящее время не занято в отраслях хозяйственного комплекса города - это безработные, трудовая маятниковая миграция, а также в какой-то степени и население старше трудоспособного возраста, которое желает быть вовлеченным в активную деятельность.
При прогнозе распределения занятых в производстве и в сфере услуг, необходимо принимать во внимание дотационность бюджета ЗАТО г. Радужный и зависимость от федеральных субсидий. Для укрепления обеспеченности собственными доходами бюджета, необходимо развивать налогооблагаемую базу прежде всего за счет промышленного развития города - в первую очередь инновационного, так как именно инновационная продукция имеет наибольшую прибавочную стоимость. Таким образом, проектом предполагается на расчетный срок увеличение уровня занятости в производственной сфере с 30% до 40%, что будет соответствовать сложившейся практике постиндустриальных развитых стран.
6. Основные направления градостроительного развития
6.1. Планировочная структура и функциональное зонирование территории
Благодаря тому, что город молодой и застраивался в соответствии с генеральным планом, он имеет четкую планировочную структуру и функциональное зонирование территории.
Жилая застройка города представлена двумя микрорайонами, застроенными преимущественно 5-9 этажными домами. Микрорайоны практически полностью застроены.
Строительство этих территорий осуществлялось в соответствии с градостроительной документацией поэтому застройка микрорайонов имеет законченное архитектурно-планировочное решение.
Вдоль основных магистралей размещены преимущественно дома повышенной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания. Такой прием позволил обеспечить восприятие застройки со стороны магистралей.
Внутри микрорайонов расположена пятиэтажная застройка. Она скомпонована таким образом, что создает масштабную человеку среду проживания.
Севернее микрорайонов начал формироваться район индивидуальной застройки.
Центр города начал формироваться восточнее микрорайонов - на широкой эспланаде построены кинотеатр, административное здание.
Южнее микрорайонов построен плавательный бассейн, баня.
На территории микрорайонов расположены рынок и объекты культурно- бытового обслуживания. В некоторых высотных зданиях расположены встроено-пристроенные магазины. Внутри микрорайонов расположены школы и детские дошкольные учреждения.
Городская больница расположена в западной части города.
Зеленые насаждения общего пользования представлены бульварами вдоль главных улиц города.
В западной части города формируется коммунально-складская зона.
Промышленная зона и зона размещения режимных объектов формируется в южной части города.
Жилая застройка окружена хвойными и лиственными лесами.
Основные направления градостроительного развития города
Стратегической целью развития города Радужный является создание благоустроенного города с высоким уровнем обслуживания, с благоприятными экологическими, экономическими и социальными условиями для его населения.
Создание дополнительных научно-производственных и образовательных зон позволит соответствовать городу, изначально созданному, как центр по разработке и внедрению новых технологий.
"План современного использования территории"
Проектные предложения
Проектные предложения генерального плана основаны на следующих принципах градостроительной организации жилых зон:
- размещение необходимых в течение расчетного срока объемов жилищного строительства: увеличение территории города под жилищное строительство с 40 до 136 га или с 343 до 576 тыс.м2 общей площади путем освоения внутригородских территориальных резервов.
- формирование комплексной жилой среды, отвечающей социальным требованиям доступности объектов обслуживания, объектов отдыха, требованиям безопасности и благоустройства, формирование гуманной, масштабной человеку комфортной человеку жилой среды.
- сохранение и увеличения многообразия жилой среды и застройки, отвечающей запросам различных социальных групп населения.
- комплексное освоение новых площадок с опережающим строительством магистралей и инженерной инфраструктуры.
Генеральным планом предложено дополнение микрорайонной планировки традиционными типами городских пространств - квартал, площадь, пешеходная улица, двор, бульвар, сквер.
Особое значение генплан предает формированию индивидуального архитектурного облика магистралей. Дома повышенной этажности формируют главный въезд в район, образуя значительную площадь, на которой размещаются объекты обслуживания.
Высотная застройка так же должна "держать" обширное пространство эспланады, на которой расположены административные здания, объекты культуры, образования, культовое сооружение.
Этажность секционной застройки понижается в глубину кварталов и образует масштабные жилые образования.
Практически в геометрическом центре района генпланом предложен небольшой парк, на который ориентированы кондоминиумы, школы и детские дошкольные учреждения.
Блокированная застройка предложена в северо-восточной части квартальной застройки.
Развитие индивидуальной застройки генпланом предложено северней микрорайонов, на территории, где в настоящее время осуществляется строительство частных домов предложенных предыдущим генпланом. На этой же территории предложено строительство кварталов блокированной застройки.
Так же индивидуальная застройка предложена генпланом северо-западней и юго-западней от микрорайонов.
Проектирование и строительство жилых комплексов, групп домов, кварталов должно основываться на выразительных и запоминающихся архитектурных и ландшафтных решениях.
Проектные предложения по формированию общественных зон.
Основная задача развития системы общественных центров - создание полноценного современного уровня обслуживания населения и формирование эстетически привлекательной городской среды.
В существующих микрорайонах и в новых кварталах, в том числе в районах коттеджной застройки необходимо создание деловых и обслуживающих зон для малого и среднего бизнеса, в связи с чем в генплане предложено формирование центров обслуживания - реконструкция существующих и строительство новых торговых комплексов, объектов физкультуры и спорта, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры и искусства, объектов клубного типа, детских клубов и объектов дополнительного образования.
Кварталы нового жилищного строительства должны застраиваться комплексно при параллельном формировании общественных объектов и жилых групп.
Зона городского центра выделяется в генплане как особая многофункциональная территория, предназначенная преимущественно для размещения административных, обслуживающих, развлекательных и деловых объектов городского значения.
Многофункциональность городского центра должна подкрепляться пространственной организацией среды зоны центра.
Новое строительство должно соответствовать задачам центральной зоны.
Генеральным планом в центральной зоне помимо построенных объектов городского значения - здания администрации и кинотеатра, предлагается построить здание молодежного спортивно - досугового центра, дома молодежи и творчества, трансфорса, культовое сооружение.
Одно из наиболее социально значимых направлений в организации полноценного досуга населения - ориентация на здоровый образ жизни, развитие сети объектов физкультуры и спорта.
"Основной чертеж"
Размещение объектов физкультуры и спорта генпланом предложено в непосредственной близости ( к западу) от жилой застройки в парковой зоне города.
В зоне предусмотрено строительство стадиона, спортивных залов, спортивных площадок, предложено устройство удобных автостоянок, объектов дополнительного обслуживания: кафе, объектов торговли, развлечений. Спортивная зона расположена максимально удобно с точки зрения пешеходной доступности.
Город Радужный возник на базе развития новых технологий и дальнейшее его развитие будет связано с развитием его научной базы.
В связи с этим, в генплане предложено создание к югу от жилой застройки инновационного центра - "Научного городка", в котором предполагается создание образовательного центра, жилой зоны, включающей в себя общежития для студентов и коттеджей для преподавателей, парковой зоной.
В зонах размещения режимных объектов расположены объекты ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга".
Генеральным планом предложено развитие промышленных и коммунально-складских территорий к западу и к юго-западу от жилой застройки. На этих территориях уже начато формирование промышленно-коммунальных зон; они обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой.
В целях обеспечения специальных требований режима безопасности в технологической зоне размещения режимных объектов ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" установлена зона отторжения шириной 15 метров с внешней стороны основного ограждения, выполненного из железобетонных плит, вокруг технологических площадок лазерного полигона: СП-4А, СП-10, СП-25, СП-6,8.
В пределах зоны отторжения осуществляется сплошная вырубка деревьев и кустарников, а также запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе и временных, складирование оборудования и материалов, парковка автотранспорта.
Генеральным планом предложена система зеленых насаждений общего пользования. Ядром системы зеленых насаждений является городской парк, в котором выделены спортивная зона со стадионом и спортивными площадками, зона активного отдыха и прогулочная зона. Зоной активного отдыха является озелененная эспланада с размещением на ней административных зданий, кинотеатра, молодежного спортивно - досугового центра, дома молодежи и творчества, церкви.
Для создания наиболее комфортной среды проживания населения, генпланом в каждом новом жилом районе предусмотрена организация небольших скверов на которые ориентированы школы и детские дошкольные учреждения. Общественные, жилые и зеленые зоны связаны между собой пешеходными направлениями - широкими озелененными бульварами.
6.2. Организация зеленых насаждений
Проектируемая система зеленых насаждений решена в соответствии с общей архитектурно-планировочной композицией города. Она складывается из насаждений общего пользования, насаждений ограниченного пользования, насаждений специального назначения и городских лесов.
Насаждения ограниченного пользования располагаются на территориях учреждений и предприятий. Они учтены в этих территориях. Насаждения специального назначения представлены уличным озеленением (учтены в профилях улиц).
Проектом предусматриваются благоустройство существующих насаждений общего пользования, а также организация новых зеленых устройств общего пользования. Основные зеленые устройства располагаются в центральной части города.
Самым крупным зеленым устройством общего пользования на расчетный срок в соответствии с Концепцией развития ЗАТО г. Радужный будет являться парк культуры и отдыха (ПКиО) с зонами аттракционов для взрослых и детей, танцевальной площадкой, открытым театром, центральной площадью для проведения массовых гуляний, игровых павильонов, объектов общественного питания. ПКи О организуется на базе городских лесов к западу от квартала 1.
Центральный бульвар продолжается эспланадой с повышенным уровнем благоустройства в северо-восточном направлении. Закладывается также сад в индивидуальной застройке на севере города, сквер на севере квартала 2, бульвары по улицам.
Система насаждений общего пользования уличным озеленением соединяется с городскими лесами, переходящими в лесной фонд на территории города.
Насаждения общего пользования на расчетный срок
Площадь, га
1. Существующие насаждения 11,5
Итого существующих насаждений 11,5
2. Новое строительство:
- бульвар - эспланада 8,0
- парк в индивидуальной застройке 4,0
- сквер на севере кв. 22,0
- бульвары по улицам 2,0
Итого новое строительство 46,0
Всего по городу 57,5
Обеспеченность насаждениями общего пользования составит на расчетный срок 28,8 кв. м на 1 жителя.
Для озеленения города можно применить следующий ассортимент древесно-кустарниковых пород:
деревья: береза бородавчатая, дуб черешчатый, клен остролистный, липа (крупнолистная, мелколистная), ива белая, каштан конский, ясень обыкновенный, черемуха (обыкновенная, виргинская), сосна (обыкновенная, Веймутова), лиственница европейская, ель колючая (форма голубая), туя западная, можжевельник;
кустарники: боярышник (кроваво-красный, мягковатый), кизильник (блестящий, цельнокрайний), спирея (разные виды), смородина (альпийская, золотистая, красная), дерен белый, барбарис (обыкновенный, Тунберга), клен (гиннала, татарский), калина (гордовина, обыкновенная), сирень (венгерская, обыкновенная), чубушник венечный.
Организация питомника с цветочно-оранжерейным хозяйством в городе не планируется. Посадочный материал можно получать из питомников г. Владимира и области, привозить из других мест.
Учитывая важное значение зеленых насаждений, все работы по их созданию должны выполняться по проектной документации с привлечением квалифицированных специалистов.
6.3. Жилищное строительство
Важнейшей задачей в области социально-градостроительной политики ЗАТО г. Радужный является улучшение показателей городской среды и качества жизни населения с помощью оптимальных архитектурно-планировочных решений.
Важной задачей в области социально-экономической политики города Радужного является создание и обеспечение условий для:
- сохранения и поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии;
- решения жилищных проблем горожан.
Необходимо сбалансировано вести не только многоэтажное, но и средне- и малоэтажное (в том числе усадебное) жилищное строительство, удовлетворяющее основные жилищные потребности горожан и завершающее архитектурно-планировочное формирование городской застройки.
Основными задачами в области жилищно-строительной политики для муниципальных властей ЗАТО г. Радужный на проектный период могут являться:
1. Расширение адресной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при приобретении или строительстве жилья с учетом уровня их дохода и времени ожидания в очереди (молодые специалисты, работники здравоохранения, образования и культуры);
2. Обеспечение возможности, как для целевого решения жилищно-квартирного вопроса, так и для улучшения жилищных условий различных групп и слоев населения в форме жилищных кооперативов, товариществ и т. п.;
3. Сохранение практики предоставления жилья малоимущим гражданам, очередникам имеющим льготные права на получение жилья по федеральным программам и некоторым другим группам населения бесплатно или за доступную плату;
4. Создание условий для увеличения объемов ввода жилья в эксплуатацию, в том числе за счет поддержки индивидуального жилищного строительства.
Исходя из существующих потребностей и практики строительства жилья в современных условиях, перспективные объемы нового жилищного строительства в г. Радужный определяются тремя типами жилья:
1) 5 - 9 этажная жилая застройка;
2) 2 - 4 этажная жилая застройка;
3) ИЖС (индивидуально-определенное жилищное строительство).
Новая жилая застройка в ЗАТО г. Радужный предусматривается проектом во 2, 4, 5, 7 кварталах города - территориях свободных от застройки, а также в 3 квартале. Экспликация городских кварталов представлена в ситуационном плане города.
Проектом принимаются следующие параметры для расчета объемов нового жилищного строительства:
- структура нового жилищного строительства по типам застройки: 5 этажей и выше - 80%, 2-4 этажа - 10%, ИЖС - 10%.
- ежегодное строительство в объеме: на первую очередь - 0,45 м2, на расчетный срок - 0,5 на человека в год.
- плотность застройки: 5 этажей и выше - 6500, 2-4 этажа - 3500, ИЖС - 1250 м2 общей площади на 1 га.
Объемы строящегося на проектный период жилищного фонда, его доля по типам жилья, а также территории новой жилой застройки на период первой очереди и расчетного срока нарастающим итогом приводятся в нижеследующих таблицах.
Таблица 6.3-1 Новое жилищное строительство на расчетный срок
Тип застройки |
Объем строительства, тыс. м |
Население в новом жилищном фонде, тыс. чел. |
Плотность территорий жилищной застройки чел. /га |
Территория, га |
5 этажей и выше |
189,1 |
6,6 |
226 |
29 |
2-4 этажные |
23,6 |
0,8 |
122 |
7 |
ИЖС |
23,6 |
0,8 |
28 |
30 |
Итого (округл.) |
236 |
8 |
|
66 |
Таблица 6.3-2 Новое жилищное строительство на первую очередь строительства
Тип застройки |
Объем строительства, тыс. м |
Население в новом жилищном фонде, тыс. чел. |
Плотность территорий жилищной застройки чел. /га |
Территория, га |
5 этажей и выше |
87,4 |
3,7 |
273 |
13,4 |
2-4 этажные |
10,9 |
0,5 |
147 |
3 |
ИЖС |
10,9 |
0,5 |
34 |
14 |
Итого (округл.) |
110 |
4,6 |
|
30 |
Таким образом, на период расчетного срока объем нового жилищного строительства в городе определен в 236 тыс. кв.м. общей площади.
При реализации альтернативного сценария развития (численность населения на первую очередь - 20 тыс. чел, на расчетный срок - 25 тыс. чел.) объем нового жилищного строительства в городе составит около 380 тыс. кв. м. При сохранении планируемой структуры жилищного строительства, под застройку на расчетный срок понадобится дополнительных: 18 га под многоэтажную (5 этажей и выше), 4 га под среднеэтажную (2-4 этажа) застройку, и 18 га под индивидуальное жилищное строительство. Данный вариант в проекте рассматривается как перспективный до 2040 г. (за пределами расчетного срока).
Средняя жилищная обеспеченность на население 20 тыс. чел. в целом по ЗАТО г. Радужный с учетом нового (236 тыс. м2) и существующего (343 тыс. м2) жилищного фонда на конец расчетного срока составит 29 м2 на одного жителя, на конец первой очереди - 24 м2 на человека. Учитывая особенности сложившейся застройки, в уже застроенных микрорайонах средняя жилищная обеспеченность составит на расчетный срок - около 24-26 м2 на человека, в микрорайонах новой застройки - около 32 м2 на человека.
Основная характеристика проектных типов жилья в структуре проектируемого жилищного фонда имеет следующий вид:
1. Муниципальное жилье в многоэтажном секционном многоквартирном жилищном фонде с жилищной обеспеченностью более 18 м2 на человека для населения, стоящего в очереди на получение жилья. Объем этой категории жилья определяется численностью остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан города (около 400 семей) и возможностями города (территории, финансовые ресурсы).
2. Жилье в многоэтажном секционном многоквартирном жилищном фонде с жилищной обеспеченностью более 25 м2 на человека, с улучшенной планировкой. Объем данной категории жилья будет определяться платежеспособным спросом населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий (около 1100 семей), с учетом ипотечного кредитования и федеральных и региональных программ обеспечения доступности жилья.
3. Комфортабельная блокированная застройка 3-4 этажными домами с индивидуальными участками и встроенными гаражами. Объемы, качество и стоимость этой категории жилья будет определяться платежеспособным спросом этой группы населения. Жилищная обеспеченность может быть более 35 м2 на человека.
4. 1-2 этажный жилищный фонд индивидуальных застройщиков с земельными участками площадью 12 соток. Качество и стоимость этой категории жилья будет определяться платежеспособным спросом этой группы населения. Жилищная обеспеченность может быть более 40 м2 на человека.
Ориентировочные объемы среднегодового нового строительства за период 2006-2025 гг. составят около 12 тыс. м2. По проектным периодам (первая очередь и расчетный срок) ежегодные объемы нового жилищного строительства составят 11 тыс. м2 и 13 тыс. м2 соответственно (по альтернативному сценарию развития - 13 тыс. м2 и 25 тыс. м2).
Решение перспективных задач жилищного строительства тесно связано с развитием и рационализацией собственной строительной базы города, придания ей более устойчивого, универсального характера, поиском новых, оптимальных технологий строительства, требующих минимума затрат за счет использования местного сырья и рабочей силы, и позволяющих удешевлять себестоимость строительства при одновременном улучшении качества и комфортности самого жилья.
Таблица 6.3-4 Структура жилищного фонда ЗАТО г. Радужный
Наименование показателей |
Общая площадь жилищного фонда |
|||||
исходный год |
1 очередь |
расчетный срок |
||||
тыс. м2 |
%% |
тыс. м2 |
%% |
тыс. м2 |
%% |
|
Жилищный фонд - всего |
343,0 |
100 |
452,2 |
100 |
576,0 |
100 |
5 этажей и выше |
343,0 |
100 |
430,4 |
96 |
528,7 |
92 |
2-4 этажные |
0 |
0 |
10,9 |
2 |
23,6 |
4 |
ИЖС |
0,0 |
0 |
10,9 |
2 |
23,6 |
4 |
Из данных таблицы видно, что новое жилищное строительство, предлагаемое генеральным планом на проектный период в ЗАТО г. Радужный незначительно меняет городскую жилую среду. Однако, обновленная структура жилищного фонда города всё же становится более универсальной и гармоничной - за счет среднеэтажной и малоэтажной застройки.
Мероприятия по сохранению фонда панельных жилых домов, составляющего по состоянию на исходный год порядка 90%, на период первой очереди включают ремонтные:
- оптимизация энергопотребления; предотвращение разрушения зданий с помощью ремонта кровли и фасадов;
- ремонт сантехнических и электротехнических систем; устройство изоляции нижних перекрытий; ремонт козырьков над входами и лестничных клеток;
- благоустройство окружающей территории и улучшение внешнего облика зданий с целью повышения рыночной стоимости жилищного фонда;
- Ремонт в квартирах.
Также на период первой очереди предлагается разработка проекта реконструкции панельных многоэтажных домов в кварталах 1 и 3.
На расчетный срок предлагается осуществление реконструкция панельного жилищного фонда в соответствии с разработанным проектом.
6.4. Культурно-бытовое обслуживание
Совершенствование системы культурно-бытового обслуживания является важной составной частью социального развития города. Процесс развития системы культурно-бытового обслуживания сопровождается изменениями как качественного порядка - повышение уровня обслуживания, появление новых видов услуг, снижение потребности в некоторых традиционных видах, так и количественного - разукрупнение учреждений и предприятий.
Изменение экономических условий требует перестройки системы культурно-бытовой сферы:
- пересмотра нормативной базы с последующим ее использованием только как контролирующей;
- определение потребности нового строительства тех или иных видов обслуживания в соответствии со спросом и платежеспособностью населения.
Решение этих задач лежит на пути наращивания мощности всей системы услуг при изменении функциональной и территориальной организации.
Изменения в функциональной организации связаны с завершением процесса дифференциации сферы обслуживания на две системы: социальную и коммерческую.
Социальная - ориентируется на всё население, в первую очередь на малообеспеченное, и должна обеспечивать гарантированный социальный минимум услуг. Социальная сфера поддаётся нормированию, основанному на социальной статистике, и ориентируется на определенных этапах развития на социальные стандарты.
Коммерческая - ориентируется на платежеспособное население, обеспечивая максимальный по объему и разнообразию набор услуг в соответствии со спросом. Коммерческая сфера не поддается нормированию, поскольку развивается на основе конкуренции и в соответствии с законами рынка.
Следует отметить, что в новых экономических условиях сфера услуг является одной из приоритетных, поскольку достаточно привлекательна для вложения капитала и наиболее ёмка для занятости населения.
Таким образом, система культурно-бытового обслуживания будет функционировать и развиваться за счет смешанного финансирования - из личных средств населения, средств коммерческих структур и бюджетных средств.
Изменения в территориальной организации обусловлены необходимостью повышения комфортности среды проживания в части обеспечения достаточных по объёму и разнообразию услуг при минимальных затратах времени на их получение.
В перспективный период потребность в новом строительстве учреждений обслуживания сохраняется и должна определяться в рамках разрабатываемых социальных программ муниципального, республиканского и федерального уровня. Планируемый период развития города будет характеризоваться ростом преимущественно качественных показателей.
Поскольку численность населения ЗАТО г. Радужный имеет тенденцию к росту, рациональная организация системы учреждений культурно-бытового обслуживания в перспективе предполагает не только строительство новых учреждений, но и качественное переоборудование и улучшение существующих учреждений (оснащение их новой техникой, современным оборудованием, обеспечение хорошо подготовленными кадрами). Основной целью развития системы культурно-бытового обслуживания в новых экономических условиях остается создание полноценных условий труда, быта и отдыха жителей при минимальных затратах времени, достижение как минимум, уровня "минимальных социальных стандартов" в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. N 1063-р.
Развитие социальной инфраструктуры предусматривает также повышение качества жизни населения города по основным сферам: культура, физкультура и спорт, образование, здравоохранение, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и бытовое обслуживание.
Определение емкости объектов культурно-бытового назначения выполнено укрупненно с целью определения потребности в территориях общественной застройки в общих селитебных территориях города. Задачей генерального плана является резервирование территорий общественной застройки, а их конкретное использование может меняться в зависимости от возникающей потребности в различных видах обслуживания.
Ниже приводится краткое описание перспектив развития наиболее важных и социально-значимых объектов обслуживания, исходя из результатов расчетов, а также мероприятий "Концепции развития ЗАТО г. Радужный Владимирской области на 2005-2015 гг".
Детские дошкольные учреждения
Проектные расчеты показывают, что на сегодняшний день уровень обеспеченности ДДУ составляет 80%. С учетом роста численности населения в возрасте 0-15 лет и нового жилищного строительства, определена потребность в строительстве 3 детских садов. Окончание строительства одного из них намечено на первую очередь (230 мест), остальные два (каждый на 280 мест) необходимо разместить в кварталах новой застройки - 2-м и 4-м, на площади в 2 га.
Также проектом предлагается строительство второй детской школы искусств на территории 0,5 га.
Общеобразовательные школы и начальное профессиональное образование
На фоне демографических факторов после продолжительного спада численности учащихся в общеобразовательных учреждениях города, за расчетный срок численность учащихся возрастет. Уровень обеспеченности в местах общеобразовательных школ составляет 77%. На расчетный срок необходимо построить 1 среднюю общеобразовательную школу на 500 учащихся.
Концепцией развития города до 2015 г. предлагается создание городского учебного центра профессионального образования на базе ПУ-14 (1 га).
Здравоохранение
В настоящее время обеспеченность больничными койками ниже нормативной, поэтому необходимо расширение больничного комплекса. Также необходимо существующие объекты здравоохранения перевести на новый более качественный уровень обслуживания. Обеспеченность поликлиническими учреждениями соответствует нормативной потребности.
Дополнительные мощности больничного комплекса предлагается разместить в качестве пристройки к существующему - в 17 квартале.
Учреждения культуры, искусства
Главной целью градостроительства в сфере культуры города является предоставление жителям возможности получения необходимых ими культурных благ при обеспечении их доступности и многообразия.
Для достижения этой цели генеральным планом предлагается:
- довести обеспеченность населения учреждениями культуры до значений, рекомендуемых нормативами, особенно на местном уровне для каждого района города;
- расширить сеть клубов и досуговых учреждений для всех групп населения в микрорайонах;
В частности, проектом предлагается:
- строительство взрослой библиотеки (0,5 га);
- строительство кинотеатра на 300 мест (1 га);
- проектирование и строительство парка культуры и отдыха (30 га);
- проектирование и строительство танцевального зала, дискотеки (0,5 га);
- проектирование и строительство дворца культуры с концертным залом на 600 мест (1 га);
- строительство административного здания библиотеки (0,5 га);
- строительство учреждений клубного типа на 900 мест (1 га);
- строительство церкви (0,3 га);
- строительство развлекательного центра в межквартальной зоне (1 га).
Учреждения физической культуры и спорта
Нормативы потребности в спортивных учреждениях определены, исходя из действующих нормативных документов. Однако, учитывая растущую потребность населения в учреждениях спорта и популяризацию здорового образа жизни, реальная потребность в данных объектах на расчетный срок будет гораздо выше. Проектом предлагается строительство спортивных объектов социальной направленности, потребность в остальных объектов и сооружений необходимо осуществлять на коммерческой основе.
Генеральным планом также предлагается:
- довести обеспеченность населения спортивными сооружениями до нормативной величины;
- сформировать систему плоскостных сооружений для занятий зимними и летними видами спорта;
- довести количество помещений для физкультурно-оздоровительных занятий до нормативного уровня;
- в рекреационной зоне города разместить оснащенные "тропы", "лыжни" и площадки для проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
В частности, проектом предлагается:
- строительство бассейна (1 га);
- создание современного фитнес-центра, совмещенного с торгово-развлекательным комплексом;
- формирование комплексных физкультурно-оздоровительных центров на основе существующей спортивной инфраструктуры.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Население города полностью обеспечено услугами городской бани, пожарной части, гостиниц.
Проектом предлагается разместить встроенные в здания прачечные и химчистки самообслуживания для обслуживания населения кварталов новой застройки, а также остального населения.
Торговля и общественное питание
Ввиду недостаточной обеспеченности города предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проектом предлагается на расчетный срок доведение фактической обеспеченности до нормативной.
Генеральный план рекомендует для расширения сети использовать нежилые помещения, встроенные в жилые дома, отдельно стоящие объекты и включение предприятий бытового обслуживания в состав торговых и торгово-развлекательных комплексов.
Предприятия торговли и общественного питания проектом предлагается разместить прежде всего в кварталах нового строительства (2, 4), формируемых зонах отдыха, в том числе совмещенных с торгово-развлекательными комплексами.
Административно-деловые учреждения
Задачей генерального плана при размещении административно-деловых учреждений являются: укрупнение, компактность и комплексность обслуживания.
С этой целью предлагается:
- формирование бизнес-зоны с комплексом инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам (включенный в состав инновационного центра);
- переоборудование первых этажей жилых домов, а также иных зданий под офисные дома.
7. Транспортная инфраструктура
7.1. Внешний транспорт
Город Радужный является закрытым административным территориальным образование во Владимирской области. Город расположен на расстоянии примерно 25 км от областного центра г. Владимир.
Находится в стороне от основных автомобильных магистралей. Рядом с промышленной зоной СП-16 с юго-западной стороны города проходит железнодорожная ветка Асерхово - Улыбышево.
В настоящее время г. Радужный обслуживается только автомобильным транспортом.
7.1.1. Железнодорожный транспорт
Полное отсутствие линии на некоторых участках железной дороги является основной проблемой по железнодорожному транспорту.
На расчетный срок проектом предлагается следующее мероприятие по развитию железнодорожного транспорта в ЗАТО г. Радужный:
- реконструкция существующей ветки Асерхово - Улыбышево с формированием железнодорожного узла на территории зоны СП-16 для промышленных нужд.
7.1.2. Автомобильные дороги
На первую очередь проектом предлагается организация нового въезда в город через овраг в парковой зоне. Автодорога пройдет по дамбе через овраг, которая в настоящее время построена на 80%.Примыкание дороги будет в районе существующего контрольно-пропускного пункта.
Новая автодорога предотвратит движение пригородных автобусов через город и сократит расстояние до автостанции.
7.2. Автомобильный транспорт
Общее количество автомобилей в г. Радужный на 20 декабря 2006 год - 4894 ед., обеспеченность автомобилями - 238 ед. на 1 тыс. чел, из них легковые частные -187 ед. на 1 тыс. чел.
Уровень автомобилизации на 1000 жителей с 2002 г. по 2006 г. увеличился на 11%.
Таблица 7.2-1 Прогноз количества транспортных средств в г. Радужный
количество машин - ед.,
обеспеченность - ед. на 1 тыс. чел.
Транспортные средства |
Существующее положение |
I очередь (на 2015 г.) |
Расчетный срок (на 2025 г.) |
||||||
индивидуальные |
прочие |
всего |
индивидуальные |
прочие |
всего |
индивидуальные |
прочие |
всего |
|
Общее количество автомобилей |
3764 211 |
476 27 |
4240 238 |
5035 265 |
855 45 |
5890 310 |
6800 340 |
1520 70 |
8200 410 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
легковые |
3330 187 |
108 6 |
3438 193 |
4180 220 |
190 10 |
4370 230 |
5400 270 |
400 20 |
5800 290 |
грузовые |
393 22 |
206 12 |
599 34 |
760 40 |
380 20 |
1140 60 |
1200 60 |
500 25 |
1700 85 |
автобусные |
41 2 |
162 9 |
203 11 |
95 5 |
285 15 |
380 20 |
200 10 |
500 25 |
700 35
|
Примечание: Прогнозируемое количество транспортных средств определено с учетом сложившейся тенденции, выявившей увеличение доли транспорта в личной собственности.
7.2.1 Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств
Места постоянного и временного хранения транспортных средств
В настоящее время хранение автомобилей производиться в гаражах боксового типа в южной части города. Временное хранение легкового транспорта осуществляется за счет придомовых территорий. Отмечено недостаточное количество придомовых стоянок временного хранения легкового транспорта.
Техническое обслуживание автотранспорта
В г. Радужный обслуживание транспортных средств осуществляется на станциях технического обслуживания автотранспорта и автозаправочных станциях.
Выводы: С повышением уровня автомобилизации необходимо предусмотреть территорию для строительства новых гаражей, так как старых территорий не хватает.
На первую очередь проектом предлагается
- размещение стоянки для большегрузных автомобилей на 50-100 единиц южнее бывшей СП-11;
- организация станции технического обслуживания в северо-восточной части 3-го квартала и северо-западной части 4-го квартала.
- организация станций технического обслуживания в районе проектируемой стоянки большегрузных автомобилей;
- размещение к востоку от АТП автозаправочной станции и службы автосервиса;
- на территории новой проектной жилой застройке зарезервировать территории для придомовых стоянок;
- предлагается зарезервировать территорию под новые гаражи в районе существующих гаражей с южной стороны города.
7.3. Городские улицы и дороги
Улично-дорожная сеть города имеет прямоугольную структуру. В центре города существует многоэтажная застройка (9 - 12-ти этажные дома).
Улично-дорожная сеть г. Радужный состоит на балансе Городского Комитета Муниципального Хозяйства. Содержание и обслуживание УДС осуществляется на договорной основе Муниципальным Унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство".
На сегодняшний день городские улицы имеют асфальтное покрытие, которое находиться в удовлетворительном состоянии.
В зоне размещения режимных объектов имеется сеть автомобильных дорог необщего пользования.
Основными проблемами существующей улично-дорожной сети города являются:
- полное отсутствие светофорного регулирования на основных и второстепенных перекрестках;
- полное отсутствие горизонтальной и вертикальной разметки;
Улично-дорожная сеть города будет развиваться в соответствии с освоением новых площадок (под жилищное, общественное строительство). Существующая часть города должна получить новый выход на городские дороги и внешние направления.
На первую очередь проектом предлагается:
- пробивка улицы общегородского значения между I и III кварталами в сторону КПП, а так же в сторону новой застройки в восточной части города;
- формирование магистралей районного значения во II квартале с выходом на магистрали общегородского значения, они обеспечат дополнительную связь между старыми и новыми кварталами;
- организация улично-дорожной сети в новом проектном жилом II квартале.
- реконструкция улицы местного значения в северной части города между усадебной и блокированной малоэтажной жилой застройкой.
- организация площади для новой автостанции в районе северо-запада I квартала. Потребуется 1,0 га для размещения площади и территории здания автостанции.
- организация регулируемых перекрестков на главных общегородских и районных улицах.
На расчетный срок проектом предлагается:
- организация улично-дорожной сети в новом проектном жилом IV квартале.
- формирование магистралей районного значения в IV квартале с выходом на магистрали общегородского значения, они обеспечат дополнительную связь между старыми и новыми кварталами;
- пробивка магистрали общегородского значения в северном направлении с восточной части IV квартала;
- формирование улиц местного значения со строительством разворотных площадок в районе блокированной малоэтажной застройки в восточной части города.
7.4 Городской транспорт
Городской пассажирский транспорт г. Радужный представлен автобусами.
Автобусы эксплуатируются муниципальным унитарным предприятием АТП ЗАТО г. Радужный. Существующий городской маршрут является пригородным из г. Владимира, проходит по всем основным улицам города.
Проектом предлагаются следующие мероприятия:
- организация новой автостанции в районе северо-запада I квартала на территории парка. Потребуется 1,0 га для размещения площади и территории здания автостанции;
- открытие новых внутригородских маршрутов, в связи с застройкой II и IV кварталов (во II квартале на первую очередь; в IV квартале на расчетный срок).
8. Инженерная инфраструктура
В технологическую зону ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" к промышленным площадкам (СП-13, СП-13А, СП-22, СП-16, СП-17, СП-23, ОСЮГ и ПС-220 СП-13) и режимным площадкам (СП-4А, СП-24, СП-10, СП-25, КПП СП-12, СП-6,8 СП-1С) подведена общеинженерная инфраструктура, в соответствии с "Перечнем инженерных сетей в технологической зоне ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга" (см. таблицу):
Таблица 8.1-1 Перечень инженерных сетей в технологической зоне ФГУП ГосНИИЛЦ РФ "Радуга"
Название сетей |
СП-13 |
СП-13А |
СП-22 |
СП-1С |
СП-4А |
СП-24 |
СП-10 |
КПП СП-12 |
СП-6,8 |
СП-25 |
СП-23 |
ОСЮГ |
СП-16 |
СП-17 (общ.) |
ПС-220 СП-13 |
Тепловые |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
Водоснабжение |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
Производственная канализация |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Хозфекальная канализация |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
Газопровод |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
Электроснабжение и высоковольтные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Водоотвод |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
Связь и сигнализация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8.1 Водоснабжение
Проектом предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения ЗАТО г. Радужный.
Водоснабжение города планируется осуществлять от подземного водозабора, по средствам существующих 11 скважин, а также пяти скважин предусматриваемых к строительству на первую очередь.
Схема водоснабжения города представляется следующим образом:
Вода подается в распределительную сеть города от водозабора расположенного в 2 км к юго-западнее от жилой зоны насосами I-подъема и перекачивается в резервуары чистой воды, откуда насосами НС III-подъема подается в распределительную сеть города. Аварийный и противопожарный запас воды будет храниться в резервуарах чистой воды.
Водопроводная сеть трассируется по кольцевой схеме, оборудуется арматурой и пожарными гидрантами. Емкость резервуаров необходимая для хранения пожарных и аварийных запасов воды, объемов для регулирования неравномерного водопотребления воды ориентировочно принимается в размере 10-15% от суммарного водопотребления. Система водоснабжения города принята низкого давления; категория по степени обеспеченности подачи воды - вторая.
Одними из основных мероприятий, которые следует провести в кратчайшие сроки, являются:
- реконструкция сетей водоразборной сети;
- строительство сетей водоснабжения;
- строительство станции очистки воды;
- расширение водозабора (строительство дополнительных пяти скважин);
- восстановление артезианской скважины N 3;
- переутверждение запасов подземных вод;
- разработка проекта определения границ (II и III-го поясов) зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- приведение зон санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02.
8.2 Водоотведение
В ЗАТО г. Радужный предусматривается дальнейшее развитие централизованной системы водоотведения.
Принципиальная схема хозяйственно-бытовой системы водоотведения: хозяйственно-бытовые сточные воды с северной части города по системе самотечных коллекторов поступают в южную часть города, а затем насосными станциями перегоняется на канализационные очистные сооружения биологической очистки, которые находятся в юго-восточной части города. После очистки сточные воды по отводному каналу сбрасываются в р. Поль.
По условиям рельефа местности дополнительно к существующим насосным станциям предусматривается построить еще одну канализационную насосную станцию на первую очередь.
Проектом предусматривается реконструкция существующих канализационных насосных станций находящихся в неудовлетворительном состояние.
Из-за большого процента износа канализационных сетей, необходимо произвести их реконструкция.
Производственные сточные воды после предварительной очистки на заводских очистных сооружениях принимаются в городскую канализацию в соответствии с "Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов".
Намечается канализование районов новой застройки. Канализование существующей усадебной застройки предлагается на расчетный срок. Необходимо отметить, что организация в районах усадебной застройки очистных автономных систем канализации может привести к загрязнению подземных вод, которые в городе имеют повсеместное распространение и широко используются для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. В этих районах временно до строительства централизованной канализации рекомендуется оборудование отдельных домовладений биотуалетами заводского изготовления.
Проектом предусматривается на первую очередь окончания ремонта и реконструкции очистных сооружений ОССГ-1, на которых очистка стоков будет проводиться по полной биологической схеме, с доочисткой на биологических прудах естественной аэрации хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.
В целях обеспечения охраны водоемов от загрязнения, существующие аварийные выпуски неочищенных сточных вод ликвидируются.
8.3 Энергоснабжение
8.3.1 Электроснабжение
Покрытие электрических нагрузок города на первую очередь предусматривается от существующей 110 кВ а на расчетный срок от подстанции "Радуга" и проектируемой подстанции 220 кВ на месте ныне не действующей подстанции 220 кВ. проектируемую подстанцию предлагается оборудовать трансформатором типа ПТБМ мощностью 63 МВА.
Для увеличения надежности электроснабжения потребителей необходимо проведение следующих мероприятий:
- скорейшее завершение строительства находящихся в стадии производства, и поддержание в готовности существующих автономных источников питания;
- реконструкция трансформаторных подстанций 10/04 с заменой основного оборудования, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и изношенных сетей 10/0,4 кВ;
- замена кабельных линий10 кВ (104 км.) и 0,4 кВ (24 км.) находящихся в неудовлетворительном состоянии (срок службы более 20 лет);
Установить новых камер 10 кВ, для подключения перспективной нагрузки в ЦРП-8 и ЦРП-7.
- реконструкция подстанций в17 квартале и РП-5;
- строительство ЦРП 10 кВ в 17 квартале;
- строительство 2-х трансформаторных подстанций (2x63ОкВА) 10/0,4 кВ вместо КТПн 17-1, КТПн 17-3, КТПн 17-4 в 17 квартале;
- строительство трансформаторных подстанций во 2 и 7 микрорайонах;
- реконструкция ВЛ-110 кВ с заменой линейной арматуры и отдельных опор;
Рекомендуется закольцовка тупиковых участков существующей и проектируемой, при строительстве новых трансформаторных подстанций, схем электроснабжения.
8.3.2 Теплоснабжение
Теплоснабжение потребителей города на все сроки проектирования намечается от существующей котельной.
Одним из первоочередных мероприятий является демонтаж котла ДКВРв-10/13-115 N1 (степень износа составляет 100 %) и установка на его месте котла типа ДКВР-4/13. Также необходима замена котлов ДКВРв-10/13-115 N2 и ДКВР-10/13 N3, процент износа которых составляет 60 %.
Требуется замена ветхих тепловых сетей (~1 км в двухтрубном исполнении).
Рекомендуется замена воздушных тепловых сетей на подземные. Замену изношенных и строительство новых теплотрасс следует вести с применением пенополиуретановой изоляции. На перспективу в городе предусматривается замена тепловой изоляции на всех тепловых сетях на скорлупы ППУ.
Для поддержания установленного температурного графика работы сетей на котельных необходимо внедрять автоматическое регулирование отпуска тепловой энергии. Следует провести инвентаризацию всех теплосетей и составить на них паспорта.
Для выявления мест и причин сверхнормативного потребления энергоресурсов, определения фактического состояния тепловых сетей необходимо проводить ежедневные обходы теплосетей.
Необходимо проводить анализ контрольных проб котельного топлива. На котельной необходимо установить автоматику безопасности, чтобы избежать аварийных ситуаций и угроз для обслуживающего персонала.
Предусматривается строительство мини-котельных в детских дошкольных и в образовательных учреждениях, а также в городских банях.
8.3.3 Газоснабжение
Необходимо предусмотреть строительство резервного газопровода высокого давления от ГРС ( п. Вяткино ) с реконструкцией самой ГРС.
Для повышения надежности газоснабжения города, а также для создания комфортных условий проживания населения предусматривается в настоящее время проведение следующих мероприятий:
- реконструкция участка (28 км.) газопровода высокого давления.
- строительство сетей газоснабжения на СП-17 и СП-16
- строительство сетей газоснабжения 7/1 и 7/2 микрорайонов города
- замена распределительных газопроводов на пл. 15, замена абонентской разводки газоснабжения в жилых домах и газовых плит.
В перспективе предусматривается газификация кварталов 13/6, 16 и 17. Необходимо достичь 100% газификации населения города, в связи с чем потребуется строительство дополнительных газопроводов и газораспределительных пунктов.
9. Инженерная подготовка территории
В соответствии с архитектурно-планировочными решениями и природно-климатическими условиями, предусматриваются следующие мероприятия по инженерной подготовке территории:
1. Организация и очистка поверхностного стока.
2. Осушение заболоченных территорий. Понижение уровня грунтовых вод.
3. Благоустройство оврагов и крутых склонов.
4. Благоустройство и регулирование русел водотоков.
1. Организация и очистка поверхностного стока
Проектом предусматривается устройство смешанной системы дождевой канализации, которая включает в себя как сеть открытых, так и закрытых водостоков на территории капитальной застройки.
Закрытые водостоки предусматриваются в районах капитальной и коттеджной застройки, а также на территории промышленных и коммунально-складских зон. Расположение водостоков принято с учетом того, что длина свободного пробега воды по лотку проезжей части улиц от водораздела до первого водоприемного колодца при продольном уклоне до 0,005 равна 150 м, при уклоне более 0,005 - 300 м. Средний диаметр закрытых водостоков принят 0,7 м. Начальная глубина заложения закрытых водостоков принимается не менее 1,4 м, что обусловлено глубиной промерзания грунта.
В районах индивидуальной застройки, а также на территории зеленых зон предусмотрены открытые водостоки. В качестве открытых водостоков приняты канавы трапецеидального сечения. Ширина по дну - 0,5 м, глубина - 0,6-1,0 м, заложение откосов 1:2. Крепление откосов предусматривается одерновкой.
Открытые водостоки будут выполнять функцию дрен. На участках территории с уклонами более 0,03 во избежание размыва проектируется устройство бетонных лотков прямоугольного сечения. Ширина лотков 0,4-0,6 м, глубина - 0,6 м.
Трассировка водоотводящей сети производилась с учетом бассейнов стока. Водоотвод предусматривается самотеком. Водоприемниками очищенных сточных вод будут служить безымянные ручьи.
По требованиям, предъявляемым в настоящее время к использованию и охране поверхностных вод, все стоки перед выпуском в водоем должны подвергаться очистке на специальных очистных сооружениях дождевой канализации.
Очистные сооружения будут принимать наиболее загрязненную часть поверхностного стока, при этом очистке должно подвергаться не менее 70% годового объема поверхностного стока.
Всего предусматривается строительство трех очистных сооружений дождевой канализации. Из них два очистных сооружения дождевой канализации городского значения и одно локальное очистное сооружение (колодец-отстойник).
Перед очистными сооружениями устраиваются специальные разделительные камеры, которые отделяют загрязненную часть поверхностного стока и направляют на очистку.
Пиковые расходы, относящиеся к наиболее интенсивной части дождя и наибольшему стоку талых вод, сбрасываются без очистки.
Очистных сооружения дождевой канализации городского значения проектируются закрытыми.
Закрытые очистные сооружения предусматриваются блочной конструкции. При этом количество блоков устанавливается в зависимости от общей требуемой производительности. Установки и станции очистки такого типа имеют много преимуществ: минимальные габариты, компактность, простоту и надежность в эксплуатации, высокую автоматизацию.
В настоящее время имеется большое количество научно-производственных предприятий (ЗАО "Севзапналадка Росводоканал", ООО НПФ "Экосервис", НПП "Полихим", НИЦ "Потенциал-2", фирма "OyLabkoAb" (Финляндия) и другие), специализирующихся на разработке технологий очистки ливневых вод, производстве установок и станций полной заводской готовности различной производительности и степени очистки.
В соответствии со СНиП 2.04.03-85, зона санитарного разрыва от жилой застройки для закрытых очистных сооружений дождевой канализации будет составлять не менее 50 м.
Ливневые очистные сооружения (ЛОС), незавершенные строительством, расположены в 1 квартале, к юго-западу от городского парка. Строительство начато в 1986 г., остановлено в 1992 г.
ЛОС предназначены для отведения на очистку загрязненных поверхностных стоков с территории жилых кварталов, парковой зоны через коллекторы N8 и N 11. Очищенные воды по трубопроводу (диаметром 500 мм) проходят в ручей, который в свою очередь вклинивается в пойму реки. Суммарный среднегодовой объем воды всех видов загрязненного стока, проходящего через ЛОС по проекту составляет 347,2 тыс. куб.м/год.
Ливневый коллектор к городской больнице, протяженностью 1,608 км, построенный в 1990 г., находится в эксплуатации службы муниципального хозяйства города.
Сток ливневого коллектора проходит от больницы в сторону автодороги, далее - вдоль дороги по канаве, через прокол под автодорогой в районе здания ГИБДД в ручей, который впадает в пойму реки.
2. Осушение заболоченных территорий. Понижение уровня грунтовых вод
Понижение уровня грунтовых вод намечается осуществить путем строительства дренажной системы в районах капитальной многоэтажной застройки. Предусматривается организация кольцевого дренажа с выпуском дренажных вод в водостоки дождевой канализации. Норма осушения территории под застройку капитального типа, в соответствии со СНиП 2.06.15-85, принимается 2 м.
Осушение на территории усадебной застройки предусматривается открытыми канавами, выполняющими также функцию дождевых коллекторов.
На заболоченных территориях, вовлекаемых проектным решением в застройку, предусматривается подсыпка территории минеральным грунтом слоем 0,7-1,0 м с предварительным осушением. Осушение заболоченных территорий намечается произвести открытой осушительной сетью канав. Канавы проектируются трапецеидальной формы с откосами 11,5. Ширина по дну 0,5 м. Глубина канав 0,82,0 м.
3. Благоустройство оврагов и крутых склонов
Овраги на территории города в основном стабилизированные, рост отвержков отмечен на отдельных локальных участках. Вместе с тем, антропогенная деятельность (распашка склонов, складирование отходов на склонах) может привести к потери стабильности склонов и развитию очагов оврагообразования. Для предотвращения указанных явлений проектом предусматривается ряд мероприятий:
- перехват поверхностного стока у бровки склонов, что позволит предотвратить образование промоин;
- засыпка отвержков и промоин;
- уполаживание и одерновка склонов, при необходимости укрепление их габионами или железобетонными ячеистыми плитами;
- ликвидация свалок.
4. Благоустройство и регулирование русел водотоков
Внутренние водотоки играют большую роль в регулировании водного режима городской территории. В связи с этим предусматривается комплекс мероприятий по улучшению сос
<< Назад |
>> Вводная часть |
|
Содержание Решение Совета народных депутатов закрытого административно-территориального образования город Радужный Владимирской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.