Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 17
к Правилам (п. 1.5)
Используемые в Правилах термины и определения
В Правилах используются следующие термины и определения:
абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH) - установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. Абсолютная высота принятия решения (DA) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DH) - от превышения порога ВПП. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму "абсолютная/относительная высота принятия решения" и сокращение "DA/H";
авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;
авиация общего назначения - гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;
авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ;
авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей.
авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения;
аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
аэродром временный - неклассифицированный аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенные периоды, не имеющий стационарных аэродромных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке;
аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;
аэродром запасной - аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;
аэродромная зона - воздушное пространство установленных размеров, предусмотренное для целей навигации и полетных заданий;
аэродром назначения - аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;
аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации. Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации;
аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме;
аэродромный узел (аэроузел) - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования;
аэронавигационная информация - сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО), необходимые для организации и выполнения полетов;
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;
аэронавигационный запас топлива - топливо сверх расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета от взлета до посадки согласно плану, являющееся частью достаточного запаса топлива для полета. Рассчитывается на случай отклонения от плана полета, в том числе возможного ухода на запасной аэродром, и не может быть меньше значения, предусмотренного РЛЭ или эквивалентным ему документом;
аэропорт - комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенных для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющих для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников;
аэростат - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;
барометрическая высота - показания барометрического высотомера с учетом инструментальных и аэродинамических погрешностей;
безопасная высота полета - высота полета, исключающая столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;
безопасность полетов - состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;
боковая полоса безопасности - там, где это предусмотрено, специально подготовленный участок летной полосы, примьпсающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы воздушных судов при взлете, посадке и рулении;
болтанка - беспорядочные перемещения воздушного судна, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы (болтанка считается слабой, когда прирост перегрузки достигает не более +-0,5 g; умеренной - до +-1,0 g; сильной - более +-1,0 g, а при посадке: умеренная - +-0,3 - 0,4 g; сильная - более +-0,4 g);
бортовая система предупреждения столкновений (БСПС) - авиационная система, функционирующая независимо от наземного оборудования и использующая сигналы радиоответчика вторичного обзорного радиолокатора, предназначенная для предупреждения пилота о возможных столкновениях со встречными летательными аппаратами, имеющими работающий радиоответчик вторичного обзорного радиолокатора;
бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного судна и воздушной навигации;
бортовой самописец (бортовое устройство регистрации) - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов;
векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД;
вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;
вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха, с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;
взлет - этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;
взлет аэростата - движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;
взлетная дистанция вертолета - расстояние по горизонтали, проходимое вертолетом от точки старта, высоты зависания при вертикальном взлете или точки начала разбега до точки, в которой несущий винт вертолета перешел на режим косой обдувки и вертолет выполнил набор не менее высоты 10,7 м (35 футов) над рельефом местности по курсу взлета;
взлетная дистанция самолета - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки, над которой самолет набирает высоту не менее 10,7 м (35 футов) и скорость не менее безопасной скорости взлета;
взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;
видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;
видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП (RVR) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры;
видимость метеорологическая (дальность метеорологической видимости) - горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;
визуальные метеорологические условия - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, высоты нижней границы облаков и расстояния до облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов;
визуальный заход на посадку - заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;
воздушная трасса (ВТ) - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения;
воздушное движение - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;
воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;
легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм;
сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания;
воздушное судно-нарушитель - воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;
воздушное судно, потерпевшее бедствие - воздушное судно, которое получило при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
воздушное судно, пропавшее без вести - потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести;
воздушное судно, терпящее бедствие, - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;
временный режим - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВРЦ ЕС ОрВД) - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в своем районе ЕС ОрВД;
вынужденная посадка - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;
высота абсолютная - высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;
высота истинная - высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;
высота относительная - высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;
высота рельефа - абсолютная высота рельефа местности;
высота полета - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;
высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;
высота перехода - высота, установленная для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты полета;
высота принятия решения (ВПР) - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;
главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее - ГЦ ЕС ОрВД);
глиссада - сформированная техническим средством заданная или выдерживаемая пилотом траектория снижения на конечном участке захода на посадку;
государство регистрации - государство, в реестр которого занесено воздушное судно;
государство эксплуатанта - государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания эксплуатанта;
градиент набора/снижения - тангенс угла наклона траектории набора/снижения, выраженный в процентах;
гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики;
давление атмосферное стандартное (QNE) - установленное значение давления 1013,25 мбар (760 мм рт.ст. или 29,92 дюймов рт.ст.);
давление на аэродроме, вертодроме, в пункте:
QFE - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;
QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере, при установке которого на шкале давления барометрического высотомера барометрическая высота аэродрома, вертодрома, пункта совпадает с его абсолютной высотой;
дирижабль - аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;
диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна при его запросе, действовать в соответствии с условиями, установленными органом ОВД;
диспетчерское указание - указание органа ОВД, предписывающее командиру воздушного судна выполнить конкретное действие;
документ аэронавигационной информации - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;
зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;
задание на полет - бланк установленной формы на выполнение полета (полетов) гражданского воздушного судна, предусматривающий обязательные разделы и графы и оформляемый в установленном в гражданской авиации порядке;
запас высоты над препятствием - минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;
запретная зона - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;
заход на посадку по радиолокатору (РСП) - заход на посадку (до ВПР), выполняемый под руководством диспетчера радиолокационного контроля;
зона ограничения - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;
зона ожидания - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;
зональная навигация - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории с использованием технических средств;
зональный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своей зоне ЕС ОрВД (далее - ЗЦ ЕС ОрВД);
извещение для авиационного персонала (NOTAM) - извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, имеющее важное значение для авиационного персонала, задействованного в организации, обеспечении и выполнении полета, рассылаемое средствами электросвязи;
изолированный аэродром - аэродром назначения, который для данного типа воздушного судна не имеет запасного аэродрома, а аэродром вылета выбрать в качестве запасного невозможно;
использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;
командир воздушного судна - лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;
коммерческая гражданская авиация - гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ;
конечный этап захода на посадку - та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки:
в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа "ипподром", если таковая предусмотрена, или
в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат уход на второй круг;
консультативное обслуживание воздушного движения - обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;
контролируемый аэродром - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения (воздушного и наземного);
контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства;
контролируемый полет - полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;
контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат;
концевая полоса торможения (КПТ) (или там, где это предусмотрено, - концевая полоса безопасности (КПБ) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к торцевой границе ВПП, предназначенный для повышения безопасности при возможном выкатывании за пределы ВПП воздушного судна при взлете, посадке и рулении;
круг полетов - установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома;
летное поле - часть площади аэродрома, на которой располагаются взлетно-посадочные полосы с боковыми и концевыми полосами безопасности, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, площадки для посадки вертолетов (самолетов вертикального взлета и посадки), технические позиции и площадки для подготовки воздушных судов к вылету;
летная полоса - часть летного поля аэродрома, включающая ВПП, боковые полосы безопасности и концевые полосы торможения (если они предусмотрены);
летная проверка члена экипажа - проверка практической работы члена экипажа;
летная тренировка - процесс практического обучения членов летного экипажа воздушного судна с целью приобретения (восстановления) умений и навыков при выполнении полетов на воздушном судне или на тренажерном устройстве имитации полета;
летная эксплуатация воздушного судна - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна;
максимальная взлетная масса - максимальная сертифицированная взлетная масса;
маршрут зональной навигации - маршрут, установленный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
маршрут полета - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине;
международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля;
международная воздушная трасса - воздушная трасса, открытая для международных полетов;
международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства;
местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1000 м и более;
местность холмистая - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 м до 500 м в радиусе 25 км;
местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км:
место ожидания у ВПП (предварительный старт) - участок РД или установленное место перед ВПП и, как правило, маркированное, предназначенное для остановки воздушных судов и транспортных средств перед их занятием ВПП при отсутствии указаний от органа ОВД о дальнейших действиях, а также для выполнения экипажем предусмотренных технологических процедур;
местная воздушная линия (МВЛ) - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием (управлением) воздушного движения. МВЛ может быть открыта для выполнения международных полетов;
местный режим - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем воздушном пространстве зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
метеорологическая информация - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы, экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
метод числа "М" - выполнение полетов воздушных судов с числами "М", назначенными органами ОВД для обеспечения выдерживания на маршрутах ОВД установленных интервалов продольного эшелонирования;
минимальная высота снижения - высота, установленная для неточного захода на посадку, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами (далее именуется - МВС);
минимальное приведенное давление - расчетное значение минимального приведенного к уровню моря атмосферного давления по маршруту или району полета;
минимум аэродрома для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и, при необходимости, высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данной категории на данном аэродроме;
минимум аэродрома для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данной категории на данном аэродроме;
минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), позволяющие безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа;
минимум командира воздушного судна (пилота) - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых командиру воздушного судна (пилоту) разрешается выполнять взлет, посадку или полет по ПВП (ОПВП) на воздушном судне данного типа;
минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ определенных видов;
начальный этап захода на посадку - часть захода на посадку по приборам между контрольными точками начального и промежуточного этапа захода на посадку;
независимые вылеты - одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП;
независимые заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;
неконтролируемый аэродром - аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание аэродромного движения;
неконтролируемый полет - полет воздушного судна, который не обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;
необходимый визуальный контакт с ориентирами - видимость ориентиров в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна;
обратная схема - общее название процедур захода на посадку с направлений, близких обратному посадочному курсу;
обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин., умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин, сильное - более 1 мм/мин.);
опасная зона - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
организация использования воздушного пространства - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства;
организация летной работы - комплекс обязательных в коммерческой гражданской авиации и АОН (эксплуатанты) мероприятий по управлению летной деятельностью с целью достижения высокого уровня обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов;
органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) - общий термин, в соответствующих случаях означающий оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства (далее именуются - органы ОВД (управления полетами);
органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства - органы обслуживания воздушного движения гражданской авиации, а также органы управления полетами государственной и экспериментальной авиации;
особый случай в полете - ситуация, которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в условия, требующие от экипажа воздушного судна действий, отличающихся от обычного пилотирования воздушного судна;
переходный слой - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода;
полет увеличенной дальности воздушного судна с двумя двигателями (ETOPS) - полет, выполняемый самолетом при одной неработающей силовой установке, по маршруту, на котором время полета с крейсерской скоростью (в условиях МСА и в штилевых условиях), от какой либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает один час;
полетное диспетчерское обеспечение - комплекс мероприятий по организации и обеспечению полета на этапе предполетной подготовки экипажа и в полете;
полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;
полусмешанные параллельные операции - одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП с использованием одной ВПП исключительно для вылетов, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов или с использованием одной ВПП исключительно для заходов на посадку, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов;
пользователи воздушного пространства - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;
посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
потеря ориентировки - ситуация, при которой экипаж воздушного судна не знает местонахождения воздушного судна;
почти параллельные ВПП - непересекающиеся ВПП, угол схождения/расхождения между продолжением осевых линий которых составляет 15° или менее;
правила визуальных полетов (ПВП) - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту;
правила полетов по приборам (ППП) - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам;
превышение порога ВПП -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.