Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика основных социально-экономических проблем на 2013 год и на перспективу до 2016 года
Реализации эффективных траекторий развития региональной экономики препятствует ряд неблагоприятных факторов, из которых выделяется отставание области по объему валового регионального продукта на душу населения от средних показателей по России и ЦФО; низкая удельная величина частных инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя; высокий износ основных производственных фондов, а также низкий коэффициент выбытия старых фондов, особенно в обрабатывающей промышленности, что создает угрозу технологического спада, препятствует формированию эффективной структуры производства и требует комплексных мер по стимулированию обновления производственного аппарата.
1. Инновационное развитие
В связи с пересмотром и корректировкой основных внешнеэкономических приоритетов, системными изменениями в мировой экономике, новыми тенденциями развития внешней торговли, а также необходимостью перевода региональной экономики на инновационный путь развития с учетом динамики внешнеторгового сотрудничества Владимирской области, выделяются следующие проблемы:
- отсутствие механизма содействия участникам внешнеэкономической деятельности;
- неэффективность использования экспортного потенциала предприятий, организаций области и механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции на внешние рынки;
- высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, связанный ограниченным участием России в преференциальных торгово-экономических соглашениях с зарубежными странами, а также высокие трансакционные издержки российских участников ВЭД в силу обременительного характера административных и таможенных формальностей и процедур;
- недостаточный уровень государственной поддержки российских участников ВЭД, что снижает их конкурентоспособность на внешних рынках;
- низкая заинтересованность муниципальных образований и недостаточная вовлеченность в процессы ВЭД в силу отсутствия серьезного влияния на экономику предприятий, находящихся на их территории.
2. Развитие промышленного комплекса
Для обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса области необходимо решить ряд проблем, из которых основными являются:
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов в традиционном секторе промышленности и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- отсутствие инфраструктурно обустроенных земельных участков, готовых к размещению инвестиций;
- проблемы кредитования инвестиционных проектов, отсутствие разработанных механизмов коммерческих банков на инвестиционной стадии проекта при отсутствии залоговой массы предоставлять долгосрочные кредиты на приемлемых для инвесторов условиях;
- ограниченность мощностей газопроводящей сети, сдерживающая развитие инвестиционных процессов в сфере промышленности в отдельных территориях области (Гусь-Хрустальный, Судогодский, Селивановский и др. районы).
3. Развитие малого и среднего предпринимательства
Низкая инвестиционная активность субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена следующими основными факторами:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса и средств в муниципальных бюджетах на его поддержку;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;
- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса.
4. Развитие сельского хозяйства и сельских территорий
Низкая доходность сельхозтоваропроизводителей обусловлена закредитованностью сельскохозяйственных организаций, невозможностью пролонгировать кредиты на срок до 15 лет, не адекватным распределением доходов между производителями сельскохозяйственной продукции, ее переработчиками и торговлей.
Среди других основных проблем выделяются:
- недостаток бюджетных средств на субсидирование процентной ставки по кредитам;
- неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения;
- недостаточная техническая модернизация, как следствие низкого уровня доходности сельскохозяйственного производства и снижения доступности кредитов на приобретение техники;
- трудности с получением кредитов в связи с политикой, проводимой банками;
- ограниченный доступ сельхозтоваропроизводителей к рынку в условиях возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- напряженная кадровая ситуация;
- низкий уровень газификации сельской местности и невозможность привлечения средств из федерального бюджета (предусматривается газификация только тех населенных пунктов, где реализуются инвестиционные проекты).
5. Охрана окружающей среды
Одна из основных проблем - экологически безопасное удаление твердых бытовых отходов, производимых на территории муниципальных образований области. Бессистемный подход к ее решению приводит к увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов; загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов; росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства, а также существенно снижает показатели жизни населения региона.
6. Лесное хозяйство
В области существует острая необходимость разработки неликвидных горельников, возникших вследствие пожаров 2010 года на площади 10 тыс. га.
7. Биоресурсы
Основная проблема - высокозатратность ведения охотничьего хозяйства как вида экономической деятельности, связанная с:
- недостаточно высокой плотностью заселения животных,
- отсутствием высокотрофейных животных,
- отсутствием комфортабельных гостиниц и баз,
- неразвитостью сферы предоставления сопутствующих услуг (экипировки, снаряжения, охотничьи собаки и др.),
- сезонным характером,
- невысокой потребительской способностью населения,
- отсутствием длительное время здоровой конкуренции в данной сфере деятельности.
8. Имущественные и земельные отношения
В рамках разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в 2005 - 2012 годах в государственную собственность области приняты федеральные государственные учреждения начального и среднего профессионального образования. В связи со снижением потребности в рабочих профессиях и реорганизацией учреждений образования часть объектов недвижимости не используется по назначению. В настоящее время числится 106 неиспользуемых областных объектов, площадью 66,8 тыс. кв. м.
Освободившиеся здания неоднократно выставлялись на продажу, предлагались к передаче в аренду, однако до настоящего времени востребованы не были, поэтому областные учреждения продолжают нести затраты на их содержание, которые составляют около 36,4 млн. руб. в год.
9. Строительство и развитие инфраструктуры
9.1. В сфере транспорта существуют проблемы, связанные с:
- недостаточным уровнем финансирования муниципальными районами области перевозок пассажиров автомобильным транспортом на социально значимых пригородных автобусных маршрутах;
- отсутствием контроля за организацией регулярных перевозок пассажиров, в том числе по заказу со стороны органов местного самоуправления.
9.2. Электроэнергетика и газоснабжение
Актуальным вопросом для динамичного развития промышленного потенциала области является строительство газораспределительных станций.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос газоснабжения южной части Ковровского района, где необходимо строительство газопровода-отвода и ГРС Иваново (Ковров-2), а для решения проблем монотерритории Камешковского района - ГРС Второво.
9.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
Основные проблемы в сфере обновления жилищного фонда:
- большое количество ветхого жилищного фонда, требующего расселения (из 15 807 многоквартирных домов более 50% имеют степень износа от 30 до 70%, свыше 40% лифтов подлежит замене или капитальному ремонту);
- требуется проведение капитального ремонта для приведения в нормативное состояние 4261 многоквартирного дома.
В коммунальной инфраструктуре:
- более 50% объектов коммунальной инфраструктуры не зарегистрировано в установленном порядке (для проведения инвентаризации и регистрации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и объектов, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, необходимо на федеральном уровне рассмотреть вопрос оказания финансовой помощи субъектам РФ на выполнение данных работ);
- высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры (более 52%);
- несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям (строительство и реконструкция очистных сооружений канализации требуется во всех муниципальных районах и городских округах);
- недостаточные темпы энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (высокая задолженность предприятий коммунального комплекса за потребленные топливно-энергетические ресурсы, в первую очередь, за природный газ).
В сфере жилищных отношений:
Не удается реализовать механизмы эффективного управления.
Для обеспечения единой системы взаимодействия органов власти, управляющих компаний и ТСЖ в области предполагается внедрение инновационных проектов, в том числе "Электронное ЖКХ", для чего необходимо решить вопросы внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты:
- в часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, предусмотрев возможность органов муниципального жилищного контроля осуществлять внеплановые проверки (согласно части 1.1 статьи 165 ЖК РФ), в том числе на предмет соблюдения управляющими организациями условий договоров управления;
- в Федеральный закон от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определив лицо, ответственное за установку в многоквартирных домах общедомовых приборов потребления коммунальных ресурсов после 1 июля 2013 года;
- разработать новые технические регламенты содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
9.4. Жилищное строительство и ипотечное кредитование
Активному развитию строительства в области препятствует множество факторов и условий, а именно:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства;
- слабая взаимосвязь генеральных планов, текущих и среднесрочных прогнозов жилищного строительства на территории муниципального образования с инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
- недостаточная проработанность в муниципальных образованиях документации территориального планирования и градостроительного зонирования;
- высокая стоимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств;
- неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства (товариществ индивидуальных застройщиков; потребительских кооперативов в жилищной сфере; некоммерческих организаций, сдающих жилье в некоммерческий наем, и др.).
9.5. Связь и информатизация
Несмотря на высокие темпы развития инфраструктуры оказания услуг связи, в регионе сохраняется значительное "цифровое неравенство" между жителями городской и сельской местностей.
Для решения данной проблемы необходима государственная поддержка, однако федеральная и областная целевые программы социального развития села финансирование мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности не предусматривают. В этих условиях "цифровой разрыв" между городом и селом возможно сократить за счет механизма универсальных услуг связи, гарантируемых государством.
10. Развитие социальной сферы:
10.1. Развитие образования
Со вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (п. 3 ч. 1 ст. 8). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ч. 1 ст. 18).
Законом Владимирской области от 09.12.2010 N 118-ОЗ "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями" установлен норматив расходов на обеспечение учебного процесса в 2013 году на каждого учащегося общеобразовательного учреждения в сумме 400 рублей в год, а учащегося в классах, переходящих на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в сумме 500 рублей в год.
Обеспеченность учащихся учебниками за счет фонда школьных библиотек в целом по области составляет 84,4%. В то же время в ряде муниципальных районов и городских округов данный показатель ниже (гг. Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров, Радужный, Вязниковский район 72-74%).
С 2014 года не предполагается поступление средств федерального бюджета на модернизацию системы общего образования, а средств, выделяемых из областного бюджета по нормативам, недостаточно для обеспечения учебного процесса в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, наиболее острой социально-экономической проблемой остается обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
На 01.07.2013 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят на учете 721 человек названной категории граждан. Из них приобрели право на обеспечение жилыми помещениями 585 человек. В 2013 году выделено 229,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 36,4 млн. руб., из областного бюджета - 192,9 млн. руб.
10.2. Модернизация системы здравоохранения
Необходимо продолжать работу по повышению эффективности управления здравоохранением. Главными проблемами сегодня остаются:
- напряженная кадровая ситуация;
- вопросы материального состояния учреждений;
- значительный износ автомобильного парка;
- нехватка средств на обслуживание "тяжелого" медицинского оборудования (магнитно-резонансные и компьютерные томографы, радиологическое оборудование, рентгенодиагностическое оборудование);
- вопросы оплаты труда и финансовых потерь;
- низкий уровень менеджмента.
10.3. Развитие культуры и туристко - рекреационного потенциала
Основными проблемами в развитии сферы культуры являются:
- недостаточная материально-техническая база учреждений культуры, особенно малых городов и сельских поселений;
- обеспечение сохранности библиотечных и музейных фондов;
- недостаточные темпы внедрения информационных технологий в деятельность учреждений культуры.
Основными препятствиями к развитию туризма в регионе являются:
- недостаточность комфортабельных средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние дорог регионального и муниципального значения, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры;
- слабый поток инвестиций в туристскую сферу, за исключением г. Суздаля, особенно ресурсов крупного бизнеса;
- дисбаланс в распределении туристского потока между городами "Малого Золотого кольца";
- отсутствие комплексной системы информационно-рекламных ресурсов об услугах для потенциальных потребителей;
- слабое развитие лечебно-оздоровительного туризма.
10.4. Демографическое развитие
Основные демографические проблемы, замедляющие экономическое развитие, можно сформулировать следующим образом:
- низкий уровень здоровья населения;
- высокий уровень смертности;
- усиление гендерного неравенства в возрастном составе населения;
- снижение количества мужчин брачного возраста;
- нарастающее старение населения;
- рост миграционной убыли;
- увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население.
Необходимо отметить, что главной проблемой демографического развития области с позиции обеспечения экономической безопасности является увеличение доли людей в старших возрастных группах и демографической нагрузки на трудоспособное население. С 2004 года наблюдается постепенное уменьшение населения трудоспособного возраста, связанное с сокращением численности поколений, вступающих в трудовой возраст, и увеличением, выходящих из него, а также ежегодными потерями трудоспособного населения из-за смертности.
10.5. Развитие физической культуры и спорта
Основными проблемами в развитии физической культуры и спорта в настоящее время остаются:
- недостаточная база спортивных сооружений (для решения этой проблемы, наряду со строительством физкультурно-оздоровительных комплексов в рамках ФЦП, начата работа по строительству в муниципальных образованиях области простейших типовых плоскостных спортивных площадок);
- недостаточное количество областных спортивных школ, в том числе по базовым видам спорта.
12. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, выполнению мероприятий ГО и ЧС
Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является отсутствие эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных служб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.