Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города Владимира
от 15 ноября 2013 г. N 4098
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами города Владимира"
I. Паспорт муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Владимира"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами города Владимира" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 376-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" |
Администратор Программы |
Финансовое управление администрации города Владимира (далее - Финансовое управление) |
Программно-целевые инструменты |
В рамках муниципальной программы не предусмотрена реализация муниципальных и ведомственных целевых программ |
Цель Программы |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение качества управления муниципальными финансами |
Задачи Программы |
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города. 2. Повышение эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества. 3. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов доходов и главных распорядителей средств бюджета города, муниципальных учреждений. 4. Эффективное управление муниципальным долгом. 5. Повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города и развития налогового потенциала города Владимира. 6. Развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля. 7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
Подпрограммы |
Подпрограмма "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, повышение качества финансового менеджмента" (приложение N 1 к Программе). Подпрограмма "Управление муниципальным долгом города Владимира" (приложение N 2 к Программе). Подпрограмма "Повышение налогового потенциала бюджета города" (приложение N 3 к Программе). Подпрограмма "Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля" (приложение N 4 к Программе) |
Срок реализации Программы |
На 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года |
Объем бюджетных ассигнований |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств бюджета города составляет 1 096 596 тыс. руб., в том числе: год - 277 304 тыс. руб.; год - 325 514 тыс. руб.; год - 493 778 тыс. руб.; Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм за счет средств бюджета города составляет: Подпрограмма "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, повышение качества финансового менеджмента" - 0 тыс. руб.; Подпрограмма "Управление муниципальным долгом города Владимира" - 1096 596 тыс. руб.; Подпрограмма "Повышение налогового потенциала бюджета города" - 0 тыс. руб.; Подпрограмма "Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля" - 0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты |
1. Создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни, обеспечения безопасности граждан. 2. Создание условий для повышения эффективности финансового управления в муниципальном образовании город Владимир для выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества. 3. Повышение уровня собираемости налогов и сборов, неналоговых платежей, снижение соотношения объема задолженности по налогам, сборам и неналоговым платежам к объему поступлений доходов, учет льгот по налоговым и неналоговым доходам. 4. Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности. 5. Перевод большей части расходов бюджета города на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования. 6. Обеспечение соответствия бюджетной отчетности установленным требованиям и формам. 7. Применение принципов прозрачности муниципальных финансов. 8. Применение установленных методов муниципального финансового контроля |
II. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения безопасности и достижения других стратегических целей социально-экономического развития города.
В последнее десятилетие в сфере управления общественными финансами проведен ряд реформ, которые охватили бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечили:
- разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) с закреплением за ними расходных обязательств и доходных источников;
- организацию бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований;
- создание системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств бюджетов, управление единым счетом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных и муниципальных услуг;
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города, с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
Современная система управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального образования город Владимир сложилась в результате организации работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, внедрению новых подходов по формированию и исполнению бюджета города в ходе реализации основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики города Владимира.
В то же время планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными.
Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации иногда рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов власти и непосредственно муниципальных учреждений к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов.
Муниципальные и ведомственные целевые программы пока не стали инструментом выработки и реализации муниципальной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования.
Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Во многом формальным остается использование муниципальных заданий на оказание государственных и муниципальных услуг, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат. Финансовое обеспечение муниципальных заданий в основном осуществляется методом "от достигнутого".
Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления. При этом недостаточно действенна система муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.
Управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
Основанием для разработки Программы являются:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 376-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации".
III. Цели и задачи Программы
Целью реализации Программы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение качества управления муниципальными финансами.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной, налоговой и долговой политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения, развитие экономического потенциала в городе.
Для достижения целей Программы должно быть обеспечено решение следующих задач:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города путем:
- повышения надежности экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
- недопустимости увязки в ходе исполнения бюджета города объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
- полноты учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей развития города;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств.
2. Повышение эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества путем:
- координации бюджетного планирования;
- формирования и исполнения бюджета города на программной основе;
- включения паспортов муниципальных программ в состав материалов, представляемых одновременно с проектом решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период;
- повышения прозрачности бюджета, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества и т.д.
Внедрение программного бюджета потребует изменений порядка составления, утверждения и исполнения бюджета города, корректировки бюджетной классификации и бюджетной отчетности, использования действующих методов муниципального финансового контроля.
3. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов доходов и главных распорядителей средств бюджета города, муниципальных учреждений за счет:
- развития методологии финансового менеджмента, а также критериев оценки (мониторинга) его качества;
- нормативного правового и методического обеспечения развития внутреннего муниципального финансового контроля в секторе муниципального управления.
4. Эффективное управление муниципальным долгом, направленное на сохранение долговой устойчивости бюджета города, путем безусловного соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных ограничений и оптимизации структуры долга.
5. Повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города и развития налогового потенциала города Владимира.
Налоговая политика в ближайшие годы должна быть направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость и сбалансированность бюджетной системы города.
Приоритеты в области налоговой политики в трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов останутся такими же, как и ранее на 2013 - 2015 годы:
- улучшение качества администрирования доходных источников бюджета города, повышение уровня ответственности главных администраторов (администраторов) доходов за выполнение прогнозных показателей, снижение недоимки по администрируемым платежам;
- повышение эффективности взаимодействия администрации города Владимира с налоговыми органами, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта, а также главными администраторами (администраторами) неналоговых доходов в целях обеспечения своевременного и в полном объеме поступления платежей в бюджет города, увеличения налогооблагаемой базы;
- дальнейшее оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства с целью повышения их роли в увеличении поступлений в бюджет города;
- дальнейшее совершенствование механизмов использования муниципальной собственности;
- продолжение работы по идентификации правообладателей земельных участков и имущества физических лиц.
6. Развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля путем:
- использования методов муниципального финансового контроля;
- переориентации внутреннего муниципального финансового контроля на контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса и их должностными лицами требований бюджетного законодательства;
- усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, муниципального имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации муниципальных (государственных) программ, выполнения муниципальных заданий.
7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, открытости информации о результатах их деятельности.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Программа имеет пять целевых показателей.
1. Коэффициент сбалансированности бюджета города.
Коэффициент сбалансированности бюджета города отражает соотношение расходов бюджета города и всех источников их финансирования:
kобщ = (Д + ИФДБ) / (Р + ИФДБ) * 100,
где Д - доходы бюджета города,
ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета города,
Р - расходы бюджета города.
Значение показателя определяется в процентах и не может быть менее 100%.
2. Дефицит бюджета города.
Дефицит бюджета города отражает соотношение необеспеченных источниками финансирования расходных обязательств бюджета города к объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
D = (Р - Д)/(Д - БП) * 100,
где БП - безвозмездные поступления из областного бюджета.
Значение показателя определяется в процентах и не может превышать в 2014 году 10% в 2015 году - 9%, с 2016 года - 8%.
3. Объем муниципального долга.
Показатель отражает соотношение муниципального долга на конец года к общему объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
Uмд = МД/(Д - БП) * 100,
где МД - объем муниципального долга на конец года.
Значение показателя определяется в процентах и не может ежегодно превышать 50% общего объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
4. Доля расходов на обслуживание муниципального долга.
Доля расходов бюджета города на обслуживание муниципального долга отражает соотношение расходов на обслуживание муниципального долга к объему расходов за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета:
Uобс = Робс/(Р - С) * 100,
где Робс - расходы бюджета на обслуживание муниципального долга,
С - объем субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Значение показателя определяется в процентах и не может ежегодно превышать 15% от объема расходов за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
5. Доля расходов бюджета города, финансируемых в рамках программноцелевого бюджетного планирования.
Показатель отражает соотношение расходов бюджета, осуществляемых в рамках реализации муниципальных и государственных программ к общему объему расходов бюджета:
Uпцм = Рпцм/Р * 100,
где Рпцм - расходы бюджета, осуществляемые в рамках реализации муниципальных и государственных программ.
В 2014 году программные расходы бюджета города составят не менее 50%, в 2015 году - не менее 60%, с 2016 года - не менее 70%.
Мониторинг качества управления финансами включает в себя анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета города, исполнение бюджета города, учет и отчетность, контроль).
Количественные значения показателей Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Реализация Программы обеспечит:
1. Создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни, обеспечения безопасности граждан.
2. Создание условий для повышения эффективности управления в муниципальном образовании город Владимир для выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества.
3. Повышение уровня собираемости налогов и сборов, неналоговых платежей, снижение соотношения объема задолженности по налогам, сборам и неналоговым платежам к объему поступлений доходов, учет льгот по налоговым и неналоговым доходам.
4. Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
5. Перевод большей части расходов бюджета города на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования.
6. Обеспечение соответствия бюджетной отчетности установленным требованиям и формам.
7. Применение принципов прозрачности муниципальных финансов.
8. Применение установленных методов муниципального финансового контроля.
V. Организационный механизм реализации Программы
Администратором и исполнителем Программы является Финансовое управления, которое обеспечивает реализацию мероприятий Программы, достижение результатов и подготовку отчетности.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами города Владимира" направлена на реализацию трех типов муниципальных функций:
- правоустанавливающая - нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах;
- правоприменительная - непосредственное администрирование и управление, в том числе разработка проекта бюджета города, управление муниципальным долгом, организация исполнения бюджета города;
- контрольная - контроль за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
VI. Система программных мероприятий Программы
Система программных мероприятий включает:
- среднесрочное бюджетное планирование;
- организация составления и исполнения бюджета города;
- нормативное правовое регулирование и методологическое обеспечение бюджетных правоотношений в городе Владимире;
- нормативное правовое регулирование, организация и осуществление предварительного и последующего внутреннего муниципального финансового контроля в финансово-бюджетной сфере;
- обеспечение публикации информации по организации бюджетного процесса в городе Владимире, составлению и исполнению бюджета города.
Кроме того, в рамках Программы осуществляется подготовка предложений по выработке и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики, их экспертно-аналитическому сопровождению и координации с другими направлениями муниципальной политики, экспертизе разрабатываемых в их рамках проектов нормативных правовых актов и муниципальных программ города, подготовка методических рекомендаций и разъяснений и т. д.
VII. Обоснование выделения подпрограмм и включения их в состав Программы
Состав задач и соответственно подпрограмм муниципальной программы определен с учетом основных целей, задач и приоритетных тенденций реформирования государственных и муниципальных финансов, изложенных в государственных программах Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" и "Управление государственными финансами".
Муниципальная программа охватывает установленные статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положением о финансовом управлении администрации города Владимира, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 27.04.2012 N 80, бюджетные полномочия Финансового управления, которое является ответственным исполнителем Программы.
Состав подпрограмм определен исходя из задач Программы, решение которых необходимо для реализации Программы.
Решение задач Программы реализуется посредством выполнения соответствующих им подпрограмм Программы:
- задачи N 1, 2, 3 посредством выполнения подпрограммы "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, повышение качества финансового менеджмента";
- задача N 4 посредством выполнения подпрограммы "Управление муниципальным долгом города Владимира";
- задача N 5 посредством выполнения подпрограммы "Повышение налогового потенциала бюджета города";
- задача N 6 посредством выполнения подпрограммы "Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля";
- задача N 7 посредством выполнения мероприятий в рамках всех подпрограмм Программы.
VIII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Программы в 2014 - 2016 годах, составляют за счет средств бюджета города 1 096 596 тыс. руб. На период до 2020 года объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке. Ресурсное обеспечение Программы по подпрограммам и годам реализации представлено в таблице 2.
Таблица 2
Наименование подпрограмм муниципальной Программы |
Расходы по годам реализации, тыс. руб. |
|||
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подпрограмма "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, повышение качества финансового менеджмента" |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подпрограмма "Управление муниципальным долгом города Владимира" |
1 096 596 |
277 304 |
325 514 |
493 778 |
Подпрограмма "Повышение налогового потенциала бюджета города" |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подпрограмма "Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля" |
0 |
0 |
0 |
0 |
IX. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Основным финансовым риском реализации Программы является существенное ухудшение параметров социально-экономического развития города и области в целом, что повлечет за собой увеличение дефицита бюджета города, увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования (в том числе прогнозов социально-экономического развития и муниципальных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов бюджета города.
Для минимизации финансовых рисков реализации Программы необходимо утверждение среднесрочной бюджетной, налоговой и долговой политики, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на среднесрочный период предельных объемов расходов бюджета города на реализацию муниципальных программ ( "потолков расходов"), соответствующих прогнозу основных характеристик бюджета города, и их соблюдение при формировании проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
При этом достоверность прогноза бюджетных параметров и оценки влияния на них внешних условий определяется надежностью прогноза социально-экономического развития города Владимира, конкретными подходами к обеспечению сбалансированности бюджета города.
Наряду с финансовыми рисками, имеются риски снижения эффективности планируемых мер правового регулирования, требующие выработки и реализации согласованных межведомственных решений, а также увязки с мерами правового регулирования в рамках других муниципальных программ (в сфере стратегического планирования, экономического регулирования, управления муниципальным имуществом, государственных и муниципальных закупок и т.д.).
Кроме того, качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета города, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только Финансового управления, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета города, а также органов местного самоуправления города Владимира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.