Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство. Поэтому "...государство обязано компенсировать те возможности, которые ограничены - во всяком случае, часть возможностей - у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы...", - так было отмечено Президентом страны Медведевым Д.А. на первом заседании Совета по делам инвалидов в Кремле.
Для Владимира эта позиция более чем актуальна. Уже сейчас доля инвалидов в общей численности жителей города составляет порядка 12%, при этом процесс инвалидизации и взрослого, и детского населения продолжается. Это всероссийская тенденция, в результате которой из общественной жизни практически исключается десятая доля зачастую трудоспособных людей, имеющих проблемы со здоровьем. Число инвалидов, проживающих в городе Владимире на 01.01.2011 составляет 38365 человек, на учете в органах социальной защиты состоит 37853 инвалида, из них по сведениям общественных организаций: инвалидов по зрению - 570 человек, инвалидов по слуху - 505 человек, инвалидов-колясочников - более 400 человек. Детей-инвалидов проживает в городе Владимире 1005 человек.
В городе Владимире действует межведомственная система реабилитации инвалидов. Проблемами инвалидов на территории города занимаются учреждения и организации городского, областного, федерального подчинения, общественные и негосударственные организации и объединения.
Сложившаяся система, в определенной степени обеспечивая потребности в реабилитации инвалидов, а также граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, тем не менее является разобщенной. При этом проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остается крайне актуальной. Так, согласно данным, полученным в ходе опросов клиентов учреждений социального обслуживания, расположенных на территории города Владимира, членов общественных организаций инвалидов, в течение 2010-2011 годов, 58% опрошенных считают инвалидность основной причиной обращения за помощью и поддержкой, ощущают себя в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью. При этом 42% инвалидов отмечают слабую информированность о доступных им социальных услугах, 88% опрошенных информацию о возможности получить те или иные реабилитационные услуги получили от соседей, родственников и знакомых. 36% участников опроса отметили отдаленность места оказания реабилитационных услуг от дома, слабую доступность и в этой связи испытывают сложность в их получении. Согласно результатам анкетирования, проведенного среди инвалидов с целью определить социальное самочувствие и степень удовлетворенности своим материальным состоянием, большинство респондентов (77%) свое материальное положение оценивают определением "бедность". Среднеобеспеченными считают себя 17%. Большая часть опрошенных - 80% определили нынешнюю экономическую обстановку в нашем регионе как крайне сложную. Сложной ее считают 20%. Ухудшение своего материального положения из-за кризиса отметили 60% граждан.
Таким образом, можно говорить о невысоком уровне материального благополучия, высокой социальной зависимости, слабой информированности, вынужденной изоляции инвалидов, осложняющей проведение реабилитационных мероприятий, и в целом об ограничении жизнедеятельности данной группы населения.
Ключевой проблемой в связи с изложенным представляется адаптация городской среды для инвалидов с физическими недостатками. В настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась в основном до 1995 года -законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Жители города с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города. В настоящее время проведено обследование общественных зданий и сооружений, проведена паспортизация доступности объектов. Из общего числа объектов полностью приспособлены для нужд инвалидов порядка 7%, частично - 20%. Остальные объекты не соответствуют нормам по доступности для всех категорий маломобильных групп населения.
Задачей органов местного самоуправления в этой связи является обеспечение доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов наравне с другими гражданами. К таким объектам относятся жилые и административные здания, здания культурно-зрелищных учреждений и организаций, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, лечебно-профилактические учреждения, здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами транспорта, связи и информации, тротуары, пешеходные переходы, а также прилегающие к ним территории.
Немалую роль в становлении и развитии реабилитационной помощи в городе сыграли городские целевые программы, позволяющие сконцентрировать на решении поставленных задач организационные, экономические и финансовые возможности заинтересованных городских структур, негосударственных организаций. Так, в 2006 году завершилась реализация городской целевой Программы социальной защиты инвалидов г. Владимира на 2004-2006 годы, утвержденной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.07.2003 N 185. В рамках данной программы удалось обеспечить нуждающихся инвалидов необходимыми средствами адаптации, повысить их информированность о возможности получения социальных услуг, организовать обучение несколько групп инвалидов на компьютерных курсах, начать работу по объединению общественных организаций инвалидов путем проведения совместных мероприятий, слетов, благотворительных марафонов.
В связи с введением в действие с 01 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)" кардинально изменился порядок работы с инвалидами. В связи с этим, а также для повышения качества и увеличения объема услуг по многопрофильной реабилитации и интеграции инвалидов необходимо продолжение решения проблемы программно-целевым методом. Для реализации Программы требуется координация значительного числа участников и исполнителей -структурных подразделений администрации города, организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций, привлечение средств из различных бюджетных и внебюджетных источников.
Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы участников Программы на достижении ее цели, что обеспечит максимальную эффективность их использования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.