Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Мероприятия по формированию привлекательного инвестиционного климата
В целях формирования привлекательного инвестиционного климата области предлагается реализация мероприятий по созданию комплекса механизмов стимулирования инвестиционной активности. Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности, прежде всего, предполагает формирование условий взаимодействия органов государственной власти области с бизнесом, обеспечивающих минимизацию рисков и сокращение сроков и затрат инвесторов на реализацию проектов, и предусматривает следующие направления.
Направление: Создание новых возможностей для инвесторов
1. Повышение инвестиционной привлекательности секторов ранее финансировавшихся преимущественно из бюджетных средств
Должен быть реализован комплекс мер для привлечения инвесторов в сектора, источником финансирования которых традиционно являются бюджетные средства: образование, здравоохранение, транспорт.
Будут реализовываться проекты по выделению субсидий частным образовательным организациям, привлечению частных медицинских учреждений к оказанию услуг по ОМС, использованию в приоритетных отраслях механизмов льготной аренды.
Ключевым направлением оживления привлекательности традиционно "бюджетных" секторов является развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП).
Основными механизмами, апробированными в российской практике и перспективными для использования при реализации инвестиционной стратегии Владимирской области, являются:
1. Инвестиционные соглашения, в том числе применяемые при реализации проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации по комплексному развитию территорий.
Для практического внедрения модели инвестиционных соглашений будет активизирована работа департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности совместно с ОАО "Корпорация развития Владимирской области" по привлечению в проекты ГЧП регионального значения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в целях финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах ГЧП, в 2014 году планируется создание инвестиционного фонда Владимирской области*(16).
2. Соглашения, позволяющие по опыту Москвы и Санкт-Петербурга реализовать во Владимирской области инфраструктурные проекты с финансированием из внебюджетных источников (очистные сооружения, предприятия по переработке твердых бытовых отходов - мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и др.).
3. Концессионные соглашения. Для использования этой модели органами исполнительной власти Владимирской области - потенциальными концедентами - должна быть активизирована работа с перспективными инвесторами и финансирующими (предоставляющими заемные средства) организациями. Концессионные проекты должны предусматривать распределение рисков между сторонами концессионного соглашения и обеспечивать финансирующим организациям надежные источники возврата инвестиций, в том числе за счет законодательно закрепленных механизмов фиксации тарифов на долгосрочный период и/или платы за доступность. Исходя из накопленного в других субъектах Российской Федерации опыта, перспективными для внедрения во Владимирской области направлениями применения концессионных форм ГЧП-проектов являются объекты транспортной, энергетической, коммунальной и социальной (здравоохранение и образование) инфраструктуры.
4. Комплексные гражданско-правовые соглашения и другие неконцессионные модели требуют совершенствования действующего законодательства и могут использоваться во Владимирской области в проектах по развитию коммунальной инфраструктуры, водоснабжения и водоотведения, объектов электроснабжения, социальной инфраструктуры, а также при создании и эксплуатации индустриальных парков, промышленных площадок, при освоении земельных участков под строительство жилья и социальных объектов. На внедрение неконцессионных форм ГЧП-проектов направлен разработанный на федеральном уровне проект закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации".
Реализация ГЧП-проектов предполагает активное участие муниципальных образований, учет их интересов и особенностей развития. Наиболее приемлемая форма и структура проекта ГЧП будет определяться исходя из особенностей реализации каждого конкретного проекта, наличия рисков и возможностей их снижения.
Результатом должно стать расширение частных инвестиций в сферы, традиционно финансировавшиеся преимущественно за счет бюджетных средств, общее повышение эффективности использования имеющихся земельных ресурсов и имущества.
2. Формирование и проведение кластерной политики
Важнейшим механизмом реализации стратегических приоритетов Владимирской области станет формирование региональной кластерной политики, позволяющей сконцентрировать существующий спектр инструментов государственной поддержки в точках роста региональной экономики - территориальных кластерах.
Исходя из контуров кластерной политики, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года*(17), во Владимирской области, являющейся высокоурбанизированным регионом, целесообразно делать акцент на развитии территориальных кластеров инновационной направленности.
Целью региональной кластерной политики станет содействие реализации промышленного, инновационного, научного и образовательного потенциала Владимирской области посредством поддержки кластерных инициатив, стимулирования процессов кластеризации в ключевых отраслях экономики региона. Кластерная политика будет способствовать решению широкого спектра задач регионального социально-экономического развития, в том числе росту экономической активности, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, повышению уровня жизни населения.
Основной акцент кластерной политики Владимирской области будет сделан на поддержку промышленных кластеров в таких отраслях региональной специализации, как многоотраслевое машиностроение и металлообработка, химическая и стекольная, деревообрабатывающая и пищевая промышленность, строительный комплекс.
В области уже сформированы перспективные точки роста промышленного сектора:
- региональный кластер точного машиностроения на базе ОАО "Ковровский электромеханический завод", в рамках которого будут созданы центр станкостроения совместно с МГТУ "Станкин"; инженерно-производственный центр робототехники; федеральный центр подготовки кадров совместно с Владимирским госуниверситетом. Эта работа проводится в рамках исполнения Протокола, подписанного с Минпромторгом России;
- фармацевтический кластер в пос. Вольгинский Петушинского района.
В сфере услуг во Владимирской области основной акцент будет сделан на создание автомобильных и туристко-рекреационных кластерах.
Первостепенной задачей при формировании региональной кластерной политики является создание Центра кластерного развития Владимирской области (далее - ЦКР) в целях развития территориальных кластеров Владимирской области; координации совместных внутрикластерных проектов; повышения эффективности взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, научных, образовательных, некоммерческих и общественных организаций области, органов региональной власти и местного самоуправления.
Создание данной структуры обусловлено необходимостью формирования института, ответственного за формирование и развитие кластеров в регионе, занимающегося на профессиональном уровне вопросами реализации региональной кластерной политики, консультационно-организационной поддержки территориальных кластеров Владимирской области. Выполнение функций ЦКР возможно и на уровне администрации Владимирской области, ряда объектов существующей или планируемой к созданию инфраструктуры, обеспечивающей развитие промышленности и инновационной деятельности во Владимирской области. В то же время целесообразность создания специализированной организации в форме ЦКР Владимирской области (наделения соответствующими полномочиями действующего или планируемого к созданию института), выполняющей посреднические функции между кластерами и органами региональной власти, определяется необходимостью привлечения профильных специалистов, деятельность которых направлена на развитие во Владимирской области кластеризационных процессов и на реализацию региональной кластерной политики. Дополнительным стимулом для региона к формированию ЦКР Владимирской области (наделения соответствующими полномочиями действующего или планируемого к созданию института) является возможность софинансирования (до 80%) создания и (или) обеспечения деятельности ЦКР из средств федерального бюджета в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства*(18).
В задачи Центра кластерного развития Владимирской области будет входить:
содействие в разработке кластерной политики области и в ее совершенствовании;
разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере деятельности участников территориальных кластеров;
выявление участников территориальных кластеров (потенциальных кластеров);
консультирование потенциальных участников кластеров и иных заинтересованных организаций по вопросам формирования территориальных кластеров;
налаживание коммуникации между потенциальными участниками создаваемых кластеров;
оказание консультационных и информационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, представителям кластеров и потенциальным инвесторам в части законодательства Владимирской области, деятельности территориальных кластеров;
координация взаимодействия участников кластеров, представляющих органы региональной и муниципальной власти, производственные, научные и образовательные организации;
содействие организационному развитию формирующихся кластеров;
содействие в разработке программ развития кластеров;
содействие в разработке и координация реализации совместных внутрикластерных проектов;
содействие в интенсификации межкластерного взаимодействия;
мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров, в том числе мониторинг реализуемых совместных внутрикластерных проектов;
предоставление услуг участникам кластеров в части правового обеспечения, маркетинга, рекламы;
содействие участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставление консультационных услуг в интересах участников кластеров;
содействие в выводе на рынок новых продуктов (услуг) участников кластеров;
организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластеров;
проведение информационных компаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития, продвижению бренда кластера;
обеспечение участия территориальных кластеров в целом и отдельных их участников в международных программах и проектах;
публикация на Интернет-портале Центра кластерного развития Владимирской области сведений о территориальных кластерах области и деятельности самого Центра.
Во Владимирской области следует выделять две группы кластеров:
Группа "приоритетных кластеров" (сформированных) включает в себя кластерные образования, характеризующиеся наличием стабильно развивающейся кластерной структуры с активным внутрикластерным взаимодействием (или наличием фрагментов производственной и технологической общности различных предприятий), которое необходимо расширять и углублять посредством приоритетного применения комплекса мероприятий, непосредственно направленных на усиление (или оформление) кластерной инициативы.
Группа "потенциальных кластеров" (формирующихся) включает в себя кластерные образования, в которых присутствуют достаточно мощные объединяющие центры и ряд малых и средних предприятий с еще не устоявшейся системой коммуникативных взаимосвязей.
3. Создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности
Стимулирование инвестиционной активности, эффективное размещение производств, способствующее развитию приоритетных территориальных кластеров, будет обеспечиваться созданием и развитием логистических центров, технических, промышленных и индустриальных парков с необходимой инженерной, транспортной, энергетической инфраструктурой, газо- и водоснабжением.
В настоящее время во Владимирской области созданы и развиваются: индустриальный и логистический парк "Александрова слобода" (Александровский р-н); промышленный парк "Струнино" (Александровский р-н); Киржачский индустриальный парк (Киржачский р-н); "Индустриальный и логистический парк Владимир" (Собинский р-н); индустриальный парк "ОКА" (г. Муром); агропромпарк "Ставровский" (Собинский р-н); промпарк "Парацельс" (Собинский р-н). В стадии создания находится индустриальный парк "Камешково" общей площадью 93,8 га (г. Камешково), промышленная зона "Рубин" в г. Вязники.
На базе неиспользуемых производственных площадей действующих промышленных предприятий области сформированы инвестиционные площадки типа "Brownfield", в частности, на базе ОАО "Завод "Автоприбор", ОАО ВПО "Точмаш", ОАО "Владимирский химический завод", ОАО "Экскаваторный завод "Ковровец", ОАО "Муромский стрелочный завод", ОАО "Ставровский завод автотракторного оборудования" и др.
Проводится работа по реализации объединенного проекта по созданию на территории округа Муром областного бизнес-инкубатора и логистического центра сельскохозяйственного направления.
Реализация инвестиционной стратегии предусматривает как дальнейшее развитие уже созданных технических, промышленных и индустриальных парков, так создание новых промышленных площадок для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в Российской Федерации создаются особые экономические зоны, в границах которых, наряду с комплексным развитием инфраструктуры, действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (включая существенные льготы по уплате налогов), а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
На территории Владимирской области могут быть созданы промышленно-производственные, технико-внедренческие (инновационные), туристско-рекреационные особые экономические зоны.
Промышленно-производственные и технико-внедренческие (инновационные) особые экономические зоны могут быть созданы на базе существующих технических, промышленных и индустриальных парков во Владимирской области. Это позволит резидентам особой экономической зоны рассчитывать на получение дополнительных налоговых льгот федерального уровня и создание особых условий для выпуска инновационной продукции.
При внедрении промышленно-производственных особых экономических зон основной акцент должен быть направлен на развитие тех обрабатывающих отраслей промышленности, которые могут развиваться более высокими темпами, чем в настоящее время. Это касается индустриально-промышленных центров по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования в городах Александрове, Киржаче; машин и оборудования в городах Владимире, Муроме, Коврове.
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа предусматривают создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Это наиболее эффективный инструмент для коммерциализации научно-технических разработок, роста объемов научно-технической и наукоемкой продукции и услуг, привлечения инвестиций и формирования на основе кластерного подхода устойчивой кооперационной сети малого, среднего и крупного инновационного предпринимательства в сфере высоких технологий.
Создание туристско-рекреационных особых экономических зон в Юрьев-Польском, Суздальском, Муромском районах будет направлено на формирование рынка конкурентоспособных туристских и санаторно-курортных услуг, создание условий для прироста объема их экспорта, стимулирование развития депрессивных районов с низким промышленным потенциалом, повышение качества жизни и занятости населения.*(19)
Должен быть проработан вопрос создания портовой особой экономической зоны на базе аэропорта "Добрынское".*(20)
В качестве альтернативы возможно формирование особых экономических зон регионального уровня (далее также - региональные ОЭЗ) с принятием соответствующих нормативных актов Владимирской области.
Возможность создания региональных ОЭЗ предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 г. N 1540-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года".
В отличие от особых экономических зон, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" по решению Правительства Российской Федерации региональные ОЭЗ могут создаваться по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.*(21) При этом меры государственной поддержки резидентам региональной ОЭЗ предоставляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В целях создания региональных ОЭЗ на территории Владимирской области необходимо принятие Закона Владимирской области "Об особых экономических зонах регионального уровня во Владимирской области", определяющего правовые основы создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня. Указанным законом, в частности, должны быть определены: понятие региональной ОЭЗ (часть территории Владимирской области, которая определяется администрацией Владимирской области и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности); функциональные типы региональных ОЭЗ, создаваемых на территории Владимирской области (промышленно-производственный, агропромышленный, технико-внедренческий, туристско-рекреационный и др.); условия создания региональных ОЭЗ; порядок создания и прекращения существования региональных ОЭЗ; органы управления региональными ОЭЗ и их полномочия; формы государственной поддержки резидентов региональной ОЭЗ; порядок осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории региональной ОЭЗ, права и обязанности резидентов региональной ОЭЗ и др.
Кроме того, необходимо принятие нормативных правовых актов Владимирской области, определяющих порядок конкурсного отбора заявок на создание региональных ОЭЗ (в том числе критерии оценки целесообразности и эффективности создания региональной ОЭЗ), порядок деятельности наблюдательного совета региональной ОЭЗ и его персональный состав, а также внесение изменений в ряд других актов, регулирующих инвестиционную деятельность во Владимирской области.
Направление: Создание благоприятных условий ведения бизнеса
4. Совершенствование мер региональной финансовой поддержки инвестиционной деятельности
Законом Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ (ред. от 13.05.2013) "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области" инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты на территории Владимирской области, предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах:
1. Предоставление налоговых льгот, в том числе:
снижение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Владимирской области, до 13,5 процентов;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций созданного и (или) приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта;
2. Предоставление государственных гарантий Владимирской области.
3. Предоставление субсидий из бюджета Владимирской области в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, в том числе:
на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию одобренных инвестиционных проектов;
на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с целью создания инфраструктуры по одобренным инвестиционным проектам;
на компенсацию затрат на уплату налогов инвесторам, реализующим стратегические инвестиционные проекты;
4. Предоставление бюджетных инвестиций Владимирской области;
5. Предоставление бюджетных кредитов.
Среди перечисленных мер финансовой поддержки инвестиционной деятельности основную роль будут играть предоставление налоговых льгот и государственных гарантий.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности Владимирской области и перспективы ее развития сформированы на основе анализа действующих механизмов и режимов льготного налогообложения в субъектах РФ (матрица 1).
Один из основных принципов, лежащий в основе формирования действующих систем льготного налогообложения в субъектах Российской Федерации, заключается в том, что чем больше капитальных вложений в проект осуществляет инвестор, тем больше налоговых льгот он получает.
Матрица 1. "Режимы льготного налогообложения в регионах РФ"
Регион |
Налог на прибыль |
Налог на имущество |
Транспортный налог |
Налоговый кредит |
Владимирская область |
Х |
Х |
- |
- |
Воронежская область |
Х |
Х |
Х |
Х |
г. Санкт-Петербург |
Х |
Х |
- |
Х |
Калужская область |
Х |
Х |
- |
Х |
Ленинградская область |
Х |
Х |
- |
- |
Липецкая область |
Х |
Х |
- |
- |
Московская область |
Х |
Х |
- |
Х |
Нижегородская область |
Х |
Х |
- |
Х |
Орловская область |
Х |
Х |
- |
- |
Республика Татарстан |
Х |
Х |
- |
Х |
Рязанская область |
Х |
Х |
Х |
Х |
Тверская область |
- |
- |
- |
- |
Томская область |
Х |
Х |
- |
Х |
Тульская область |
Х |
Х |
- |
- |
Ульяновская область |
Х |
Х |
Х |
- |
Ярославская область |
Х |
Х |
Х |
Х |
В дальнейшей перспективе будет предусмотрено расширение региональной линейки налоговых льгот за счет введения льгот по транспортному налогу, а также проработка возможности введения льгот по земельному налогу (совместно с органами местного самоуправления Владимирской области).
Организациям, реализующим инвестиционные проекты, имеющие инновационную направленность, проводящим модернизацию и перевооружение основных фондов (в частности, направленные на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг), создающим новые виды продукции, в соответствии со статьей 67 Налогового кодекса Российской Федерации будет предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита. Во Владимирской области будет принят закон и подзаконные нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита в части уплаты региональных налогов, региональной составляющей налога на прибыль организаций.
Для ряда отраслей (предприятий) будет разработана и реализована программа "льготы в обмен на инвестиции", предоставляющая налоговые льготы высокоэффективным промышленным предприятиям, осуществляющим модернизацию и расширение производства.
Планируется в дальнейшем активизировать процесс предоставления государственных гарантий во Владимирской области преимущественно под инфраструктурные проекты в приоритетных сферах, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.
Анализ действующих в субъектах РФ систем субсидирования инвестиционной деятельности (матрица 2) показал, что в ряде регионов РФ создана система субсидирования инвестиционной деятельности с целью возмещения части затрат на производство (реализацию) товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Основные виды субсидий включают в себя:
- субсидии, направленные на возмещение части затрат на уплату кредитных платежей (в 8 регионах, в том числе во Владимирской области);
- субсидии, направленные на компенсацию затрат на уплату налогов в части налоговых платежей, поступающих в региональный бюджет (в шести регионах, в том числе во Владимирской области);
- субсидии, направленные на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения (в трех регионах);
- субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей (в Томской области в "чистом" виде, в Республике Татарстан - через Программу "Лизинг-Гарант", во Владимирской области - через программу поддержки малого и среднего бизнеса);
- субсидии на возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (во Владимирской и Воронежской областях, в большинстве регионов - в рамках создания зон опережающего развития).
Матрица 2. "Анализ систем субсидирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ"
Регион |
Компенсация затрат |
Возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры |
Возмещение части затрат на уплату кредитных платежей |
Возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей |
Возмещение затрат по оплате услуг за |
Владимирская область |
Х |
Х |
Х |
Х |
_ |
Воронежская область |
Х |
Х |
Х |
- |
Х |
г. Санкт-Петербург |
Х |
- |
- |
- |
- |
Калужская область |
Х |
- |
- |
- |
- |
Ленинградская область |
- |
- |
- |
- |
- |
Липецкая область |
- |
- |
- |
- |
- |
Московская область |
- |
- |
Х |
- |
- |
Нижегородская область |
- |
- |
Х |
- |
- |
Орловская область |
- |
- |
Х |
- |
- |
Республика Татарстан |
Инвестиционный Фонд |
||||
Рязанская область |
- |
- |
Х |
- |
Х |
Тверская область |
Х |
- |
Х |
- |
- |
Томская область |
- |
- |
Х |
Х |
Х |
Тульская область |
Инвестиционный Фонд |
||||
Ульяновская область |
Х |
- |
- |
- |
- |
Ярославская область |
- |
- |
- |
- |
- |
В целях расширения системы субсидирования инвестиционной деятельности региона более активно будет осуществляться предоставление инвесторам субсидий из бюджета Владимирской области в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию одобренных инвестиционных проектов, затрат на создание инфраструктуры по одобренным инвестиционным проектам, а также затрат на уплату налогов инвесторам, реализующим стратегические инвестиционные проекты. Субсидии из бюджета Владимирской области будут предоставляться, главным образом, при поддержке инвестиционных проектов по развитию добычи и переработки торфа, в агропромышленном комплексе, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, туризме, а также при поддержке малого и среднего бизнеса в иных сферах.
В дальнейшей перспективе будет прорабатываться вопрос о возможности предоставления инвесторам льгот, понижающих коэффициентов и иных мер поддержки при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям Владимирской области.
Одним из приоритетных направлений активизации инвестиционной деятельности на территории Владимирской области является повышение эффективности использования финансовой помощи, выделяемой в форме субсидий из федерального бюджета в рамках государственных и федеральных целевых программ на софинансирование целевых программ региона. Данный источник инвестиционных средств будет использоваться, прежде всего, на реализацию инвестиционных проектов в социальной и жилищно-коммунальной сфере, в том числе на выделение субсидий на софинансирование инвестиционных проектов, реализуемых муниципальными образованиями.
В целях стимулирования приоритетных отраслей экономики изыскать возможность предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) предприятиями, реализующим инвестиционные проекты на территории Владимирской области.
5. Тарифная политика в энергетике и коммунальной сфере
Должен быть осуществлен поэтапный переход к долгосрочному тарифу (электроэнергия, транспортировка газа, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение).
Тарифная политика, с одной стороны, предполагает сдерживание тарифов (оптимизация расходов на уровне ниже уровня инфляции). С другой стороны, тарифы будут устанавливаться с учетом перспективного развития инфраструктуры. Для обеспечения сдерживания тарифов при покрытии издержек, связанных с инвестициями в развитие инфраструктуры, ключевой задачей является снижение себестоимости услуг за счет использования новых эффективных технологий, реконструкции объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (за счет бюджетных средств и собственных средств предприятий), создания стимулов к оптимизации расходов инфраструктурных компаний (постепенный переход к стимулирующим моделям формирования тарифов).
Должна быть введена плата за подключение к сетям (газоснабжение, водоснабжение и водоотведение).
Результатом оптимизации тарифной политики должно стать повышение конкурентоспособности Владимирской области с точки зрения издержек ведения бизнеса, повышение стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса.
6. Повышение эффективности механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории области с инвесторами, снижение административных барьеров, совершенствование управления инвестиционной деятельностью
В целях повышения эффективности механизмов взаимодействия инвесторов с исполнительными органами государственной власти Владимирской области, снижения административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Владимирской области, а также улучшения инвестиционного климата в целом с 1 января 2014 года организовано сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна"*(22).
Сопровождение по принципу "одного окна" инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Владимирской области, будет осуществляться в форме оказания консультационной, информационной, юридической, административной и организационной помощи инвестору, способствующей:
- сокращению сроков рассмотрения вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционного проекта;
- своевременному получению инвестором необходимых для реализации инвестиционного проекта согласований и разрешений;
- оперативной организации переговоров, встреч, совещаний, консультаций, направленных на решение вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционного проекта;
- подготовке соглашений об условиях осуществления инвестиций между администрацией Владимирской области, органом местного самоуправления (при необходимости) и инвестором, реализующим инвестиционные проекты на территории Владимирской области;
- своевременному вынесению инвестиционных проектов, планируемых к реализации и (или) реализуемых на территории Владимирской области, на заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов на территории Владимирской области, постоянной комиссии по развитию проектного финансирования на территории области, Совета по улучшению инвестиционного климата Владимирской области;
- размещению информации об инвестиционных проектах, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Владимирской области, и о предлагаемых инвестиционных площадках на официальном портале администрации Владимирской области в сети Интернет и (или) инвестиционном Интернет-портале Владимирской области;
- государственной поддержке инвесторов в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" будет осуществляться единым Уполномоченным органом администрации Владимирской области 23 (далее - Уполномоченный орган), а также ОАО "Корпорация развития Владимирской области" (в части разрешения юридических и технических вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционного проекта, содействия в участии в международных, федеральных, региональных программах, в том числе по развитию предпринимательства, форумах, конференциях, выставочных мероприятиях, содействия в привлечении средств инвестиционных фондов, бизнес-ангелов, региональных институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений).
По каждому инвестиционному проекту будет назначаться ответственный исполнитель (куратор) от Уполномоченного органа администрации Владимирской области.
В частности, планируется, что Уполномоченный орган администрации Владимирской области, ОАО "Корпорация развития Владимирской области" будут осуществлять подготовку предложений по реализации инвестиционного проекта на территории Владимирской области и подбор удовлетворяющих запросу инвестора свободных производственных площадей или земельных участков после получения заявки от инвестора, согласование даты и времени осмотра предлагаемых свободных производственных площадей или земельных участков, а после принятия инвестором решения о выборе места размещения производства - оказание инвестору всевозможного содействия в оформлении прав на земельный участок, а также в получении разрешительной документации для осуществления строительных работ, предусмотренных в рамках инвестиционного проекта.
В рамках сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" будет проводиться работа по сокращению сроков согласовательных и разрешительных процедур, связанных с предоставлением земельных участков под строительство, получением разрешения на строительство, подключением к объектам энергетической, коммунальной и инженерной инфраструктуры, получением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и пр. на основании соглашений, заключаемых Уполномоченным органом администрации Владимирской области с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В качестве направлений дальнейшего развития сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" возможно внесение изменений в Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 24.09.2013 N 1061 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" (далее - Регламент).
Совершенствование Регламента должно включать в себя:
- создание единой точки входа инвестора в случае, если он заинтересован инвестировать на территории Владимирской области;
- дифференциацию форм сопровождения инвестиционных проектов в зависимости от присвоенной категории и введение для инвестиционных проектов 1 категории*(23) формы сопровождения в виде назначения ответственного лица со стороны Корпорации развития и представления интересов инвестора в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти Владимирской области, органах местного самоуправления на территории Владимирской области, институтах развития (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Европейский банк реконструкции и развития, Государственная корпорация "Ростехнологии", ОАО "РОСНАНО" и др.), иных организациях по вопросам, связанным с реализацией инвестиционного проекта (в том числе при получении мер государственной поддержки, мер поддержки институтов развития, государственных (муниципальных) услуг, связанных с получением земельного участка, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, а также услуг иных организаций, связанных с получением земельного участка, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства).
Отдельным направлением деятельности по снижению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Владимирской области станет проведение работы по сокращению перечня документов (сведений), предоставление которых требуется для получения инвестором мер государственной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Владимирской области. В частности, из перечня документов (сведений), которые должен предоставить инвестор для получения мер государственной поддержки, будут исключены:
- документы (сведения), которые находятся в распоряжении самого органа государственной власти Владимирской области, предоставляющего государственную поддержку;
- документы (сведения), находящиеся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Владимирской области, органов местного самоуправления на территории Владимирской области, органов государственной власти (с одновременным установлением обязанности органа государственной власти Владимирской области, предоставляющего государственную поддержку, запросить такие документы (сведения) по межведомственному взаимодействию).
В целях оказания организационной поддержки при реализации инвестиционных проектов, имеющих высокие значения показателей экономической эффективности и отвечающих приоритетным направлениям развития Владимирской области, ввести выдачу специальных сертификатов приоритетности рассмотрения просьб инвесторов ("Патронажный сертификат Губернатора Владимирской области").*(24)
Построение эффективной системы инвестиционного аудита для отбора наиболее эффективных проектов, мониторинга их реализации и оценки эффективности их реализации. Система инвестиционного аудита будет осуществляться как при участии структур администрации Владимирской области (департамент инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации Владимирской области, ОАО "Корпорация развития Владимирской области"), так и путем привлечения негосударственных организаций, специализирующихся в сфере инвестиционного аудита.
Отдельным направлением деятельности по снижению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Владимирской области станет подготовка и проведение заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата Владимирской области.
7. Мероприятия, направленные на улучшение имиджа Владимирской области и продвижение брендов Владимирской области
Инвестиционная привлекательность региона лишь отчасти обусловлена глубоким экономическим расчетом потенциального инвестора, показывающим сравнительные выгоды ведения дел на конкретной территории. В "быстром" мире, перегруженном информацией, поведение инвесторов по отношению к территории все больше основывается не на рациональных, объективных мотивах, а на субъективных и эмоциональных мотивах - впечатлениях, мнениях, стереотипах.
Репутация территории становится также важна, как и ее социальное и экономическое положение. Все больше внимания уделяется стремлению влиять на эмоциональное восприятие территории потенциальными инвесторами.
Использование механизмов маркетинга и брендинга территорий позволило ряду стран и регионов повысить собственную конкурентоспособность по сравнению с территориями, которые вкладывались только в законодательные, управленческие или инфраструктурные реформы.
Исследование особенностей развития глобальных рынков территорий позволило выявить ряд тенденций:
1. Имидж и бренд территории становятся важнейшими составляющими социально-экономической, политической и международной политики органов государственного и территориального управления. Это подтверждается не только тем, что создаются городские маркетинговые агентства или офисы по брендингу территорий, но и тем, что появляются новые должностные позиции бренд-менеджеров при органах государственной власти, особенно это распространено в развитых странах мира, есть положительный опыт и в России.
Увеличиваются расходы региональных и городских бюджетов на брендинг территории и на улучшение имиджа территории, особенно для регионов, имеющих прямых конкурентов на рынке.
В рамках исследования, проводимого в 2012 году Communication Group среди иностранных инвесторов, 92% респондентов согласилось с тем, что бренд все больше влияет на процесс принятия решений при выборе места для инвестирования. Опросы голландских инвесторов, инвестировавших средства в страны Восточной Европы в 2010 году, показали, что более чем в половине случаях при выборе места для инвестирования, при примерно схожих функциональных характеристиках территорий, инвесторы руководствовались эмоциональными мотивами, то есть оценкой репутации территории инвестирования.
В этой связи главной целью является формирование у делового сообщества благоприятного имиджа Владимирской области за счет четкого позиционирования территории как привлекательного для инвестиций и ведения бизнеса региона. Мероприятия по брендингу территории помогут Владимирской области выгодно контрастировать со своими конкурентами и доносить до целевых аудиторий четкое видение будущего региона, как региона широких возможностей и простых и прозрачных правил ведения бизнеса.
В рамках реализации инвестиционной стратегии предусматривается ряд мероприятий, направленных на создание стандартов формирования и продвижения положительного делового имиджа региона.
Цель брендинга Владимирской области - создание ясного, убедительного, уникального бренда Владимирской области, который будет отражать идентичность региона. Это основа, которая поможет сделать регион желаемым для ведения бизнеса. Брендинг территории будет базироваться на особенностях места, обеспечит актуальность и убедительность предложения целевым аудиториям.
В среднесрочной перспективе брендинг Владимирской области будет определять выбор в сфере формирования имиджевой политики и основные направления работы правительства Владимирской области и органов местного самоуправления Владимирской области по внешнему и внутреннему позиционированию региона для продвижения его стратегических интересов.
Задачами брендинга Владимирской области являются:
формирование взаимосвязанного сетевого бренда территории, включающего основные компетенции и цели территории: повышение лояльности резидентов, привлечение инвестиций, туристов и мигрантов;
формирование бренда территории для сектора "инвестиции", формирование зонтичного бренда кластеров, зон опережающего развития для привлечения инвесторов.
Процесс формирования бренда выходит за рамки разработки логотипа и рекламной кампании и включает в себя сложный стратегический процесс поиска и определения идентичности территории, выявления интересов и ожиданий стейкхолдеров и целевых групп, целенаправленного формирования и продвижения благоприятного имиджа территории на внутреннем и внешнем рынках.
Бренд-стратегия Владимирской области будет коррелировать с целями и задачами стратегического развития региона. Создание бренда Владимирской области будет соответствовать принципам гласности. В рамках работ по формированию бренда планируется проведение общественного обсуждения бренда Владимирской области. Организационное обеспечение процесса брендинга можно начать с формирования Совета из представителей органов исполнительной власти, бренд-консультантов, местных организаций и сообществ, которые должны быть объединены четким пониманием ключевых целей и итоговых результатов деятельности Совета.
Процесс формирования бренда Владимирской области предусматривает следующие мероприятия:
диагностика и учет сложившегося имиджа Владимирской области среди целевых аудиторий;
поиск идентичности региона и разработка концепции бренда;
разработка основного коммуникационного сообщения бренда, визуального образа бренда (логотип) и brand-book;
разработка коммуникационной стратегии бренда;
изучение положительного опыта, в том числе лучших проектов позиционирования территорий, реализованных в России. Примером может служить успешный проект "Made in Tomsk", когда самым заслуженным предприятиям региона разрешают использовать региональный торговый бренд.
В целях привлечения внимания потенциальных инвесторов к Владимирской области и формирования в инвестиционном сообществе позитивного мнения о регионе будут ежегодно проводиться инвестиционные форумы, миссии и презентации области в Российской Федерации и за рубежом с привлечением потенциальных партнёров и использованием возможностей и опыта деятельности Торгово-промышленной палаты Владимирской области в этом направлении. Кроме того, запланировано ежегодное участие в российских и международных выставках, конференциях, семинарах.
В целях рекламы инвестиционного потенциала области планируются ежегодные публикации в местных и центральных печатных средствах массовой информации, а также использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, предусмотрено издание рекламной продукции, в том числе на основе применения передовых информационных технологий.
Для информирования потенциальных инвесторов об условиях осуществления инвестиционной деятельности на территории региона планируется выпуск обновленного инвестиционного справочника и размещение его электронной версии на официальном портале администрации Владимирской области в сети "Интернет", а также выпуск на компакт-дисках периодического электронного издания "Бизнес-навигатор Владимирской области".*(25)
8. Создание эффективных информационных каналов взаимодействия с инвесторами, повышение информированности потенциальных инвесторов о перспективных проектах и направлениях инвестирования во Владимирской области и открытости инвестиционного процесса в целом
Важным фактором улучшения инвестиционного климата станет создание специализированного двуязычного инвестиционного портала Владимирской области (далее - инвестиционный портал).
Инвестиционный портал будет предоставлять такие сервисы как:
информация о нормативном правовом регулировании инвестиционной деятельности во Владимирской области (в том числе предоставляемых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, условиях и порядке ее предоставления);
общественное и профессиональное обсуждение проектов нормативных правовых актов федерального уровня и Владимирской области;
инвестиционные предложения и информационные карты инвестиционных проектов;
информация о текущих и завершенных инвестиционных проектах;
информация о сопровождении инвестиционных проектов по принципу "одного окна", в том числе реестр подписанных соглашений;
результаты проведения аудита эффективности реализуемых (реализованных) проектов;
перечень инвестиционных площадок с описанием их параметров;
сведения о свободных земельных участках, распоряжение которыми отнесено к полномочиям Владимирской области, и подведенных к ним коммунальных, инженерных, электрических и других линиях и сетях, а также объектах транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
сведения о свободных земельных участках, распоряжение которыми отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (в форме ссылок на электронные адреса официальных сайтов муниципальных образований области, при наличии такой информации на данных сайтах);
формирование и постоянная актуализация интернет-ресурсов, оповещающих инвесторов о реализуемых в регионе проектах, законодательной и административной деятельности, направленной на привлечение инвесторов;
электронная версия ежегодно обновляемого инвестиционного справочника (для информирования потенциальных инвесторов об условиях осуществления инвестиционной деятельности на территории Владимирской области);
ведение базы данных о специалистах и формирование системы оповещения об имеющихся вакансиях на предприятиях Владимирской области.
С целью оперативного реагирования на проблемы, которые возникают у предпринимателей и инвесторов Владимирской области, должен быть создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Это орган, в задачи которого входит максимально оперативное устранение административных барьеров и методических проблем, возникающих у предпринимателей, оказание консультационной помощи при взаимодействии с различными государственными структурами, инфраструктурными компаниями.
Направление: В части развития Владимирской области как места для жизни
9. Реализация мер по агломерационному развитию во Владимирской области, сбалансированной градостроительной политики
Меры настоящего блока реализуются по следующим направлениям:
- формирование полицентрической системы расселения Владимирской области, опирающейся на места концентрации экономической активности (точки роста экономики) - городов Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром, Кольчугино;
- развитие полифункциональной застройки, обеспечивающей формирование среды проживания, соответствующей современным стандартам качества в организации жилых, производственных, рекреационных территорий;
- формирование территорий размещения инновационных и производственных кластеров;
- реорганизация производственных зон и сельскохозяйственных центров и освоение новых площадок;
- сохранение, восстановление и развитие взаимосвязанной системы ландшафтов (природных, историко-культурных, сельских, городских, индустриальных, технических);
- развитие туристического и познавательно-информационного потенциала территории, организация на основе памятников истории, архитектуры, археологии, природных и историко-мемориальных комплексов туристско-познавательных маршрутов, создание гостеприимной инфраструктуры;
- формирование на основе природно-рекреационного потенциала системы рекреационно-оздоровительных и спортивно-развлекательных зон;
- развитие комплексного жилищного строительства как на площадках нового освоения, так и на основе сохраняемой и реконструируемой застройки, развитие социальной инфраструктуры;
- развитие нового общественного строительства; создание общественно-деловых, коммерческих, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных, физкультурно-спортивных центров; организация историко-культурных центров;
- формирование зон для развития и совершенствования автомобильных дорог федерального и регионального значения;
- реконструкция автомобильных дорог с учётом перспективной интенсивности движения транспорта, реорганизация местной транспортной сети;
- реорганизация системы инженерного обеспечения территорий за счет внедрения новых технологий, материалов, систем сбора и очистки твердых бытовых и производственных отходов;
- рациональное природопользование, оздоровление и экологизация городской среды;
- сохранение особо охраняемых природных территорий областного значения.
План реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного климата Владимирской области (содержащий перечень конкретных мер, цели, достижению которых способствует каждая мера, ожидаемые результаты, оценку ресурсов, требующихся для реализации (в т.ч. трудовых), оценку стоимости реализации и возможных последующих затрат, источники финансирования, сроки реализации, орган исполнительной власти Владимирской области, ответственный за реализацию меры, показатели результативности меры), приведен в приложении 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.