Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика проблем и обоснование необходимости решения ее программными методами
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область муниципального регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств и общественных институтов.
Ковровский район имеет богатое культурное наследие и значительный потенциал развития в сфере культуры и туризма.
Структура отрасли культуры Ковровского района в 2013 году:
1. Общедоступные библиотеки - 1 ед. с 27 филиалами.
2. Учреждения культурно-досугового типа - 1 ед. с 27 филиалами.
3. Музеи - 1 ед. с филиалом - музеем - усадьбой Танеевых в с. Маринино.
4. Детские школы искусств - 1ед.
5. прочие (МБУ "ЦБ") - 1 ед.
Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры.
В настоящее время на территории Ковровского района расположено 76 объектов культурного наследия, в том числе: памятники архитектуры и градостроительства - 42 ед., памятники археологии - 34 ед.
Из общего числа объектов культурного наследия Ковровского района 7 объектов имеют федеральное значение, 59 объектов - региональное значение. В муниципальной собственности Ковровского района находятся 3 объекта культурного наследия: усадьба Танеевых ( с. Маринино) - 2 объекта и усадьба Федоровских ( г. Ковров ул. Абельмана,86).
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия предусматривает проведение ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования.
В области сохранения объектов культурного наследия выделяются следующие основные проблемы:
1. Критическое состояние многих памятников.
По различным оценкам, состояние от 50 до 70% памятников характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.
2. Высокая степень амортизации значительного числа зданий, что приводит к возникновению реальной угрозы их утраты из-за большого амортизационного износа.
3. Процессы естественного старения объектов культурного наследия в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий и отсутствия должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции и др.
4. Остается нерешенной проблема регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Большое количество памятников истории и культуры на сегодняшний день не внесено в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), неизвестно их состояние, характер и масштабы проблем.
В последнее десятилетие удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия муниципалитета и общества в поддержке сферы культуры.
Сформированная на протяжении последних лет централизованная библиотечная система Ковровского района достигла существенных положительных результатов.
Муниципальные библиотеки района сегодня - это информационные центры, предназначенные содействовать своими ресурсами становлению гражданского общества, правового демократического государства, функционированию системы местного самоуправления. Они являются наиболее доступным для населения источником традиционных и сетевых ресурсов.
В 2013 году в библиотечную сеть входят центральная районная библиотека и 27 сельских библиотек-филиалов. В библиотечном обслуживании населения участвуют также 4 клуба-библиотеки. Для предоставления жителям отдаленных населенных пунктов равного доступа к библиотечно-информационным услугам и социально-значимой информации развивается сеть библиотечных пунктов.
Районные библиотеки имеют высокий уровень технической оснащенности. Соответствуют требованиям Модельного стандарта 24 сельские библиотеки из 27. Все библиотеки компьютеризированы (всего АРМов - 63, из них для пользователей - 52) и подключены к сети Интернет.
Услугами доступа к глобальной сети в 2012 году воспользовалось 3933 чел. Ежегодно расширяется ассортимент компьютерных услуг библиотек. Ведется поиск информации с использованием электронных баз данных и Интернет-ресурсов, набор и распечатка, сканирование, ламинирование, копирование, запись на диски и флэш-устройства, просмотр компакт-дисков, предоставление возможности пользования электронной почтой, использование услуг ЭДД, создание многочисленных юбилейных и тематических презентаций. Прибавилась услуга общения по скайпу в 6 библиотеках ЦБС. В 3 библиотеках подключен бесплатный WIFI для пользователей.
Основу информационной деятельности современной муниципальной библиотеки составляют электронные каталоги. МБУК "ЦРБ" с 2009 года - участница проекта "Формирование системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек Владимирской области". Сейчас собственный электронный каталог насчитывает 46 тыс. записей. Отражение книжного фонда в ЭК составляет 78%.
Доступ к электронным информационным ресурсам осуществляется через веб-сайт библиотеки. За 2012 год было сделано 2211 запросов к электронному каталогу МБУК "ЦРБ" (2011 г. - 313), рост за год на 706%. Количество посещений сайта за год составило более 11,0 тыс. Количество посетителей - 7 958. Сайт открывает новые возможности для рекламной и информационной деятельности, выступает одновременно средством общения как с пользователями, так и с профессиональным сообществом
Пользователи Центральной районной библиотеки имеют возможность удовлетворить свой спрос в виртуальном читальном зале библиотеки с помощью удаленных электронных баз данных компании East View Information Services (электронные версии 275 российских журналов и газет).
Библиотеки сегодня - наиболее многочисленная группа учреждений культуры. Основными проблемами, напрямую влияющими на качественное исполнение библиотеками своего предназначения, являются:
1. Неудовлетворительная обновляемость библиотечных фондов.
Документный фонд является основой функционирования библиотеки как социального института и главным источником удовлетворения читательских потребностей. Основная цель формирования фонда - достижение соответствия его состава запросам пользователей и задачам библиотеки. От состояния книжных фондов, систематического и планомерного их пополнения в значительной мере зависит успех работы библиотеки.
2. Проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Несмотря на бурное развитие информационных технологий и постоянное увеличение количества изданий в электронной среде, библиотеки испытывают потребность в сохранности документов. Не все библиотеки могут обеспечить нормативные условия хранения библиотечных фондов (освещенность, влажность воздуха, температурный режим), а также обеспечить безопасность библиотечных помещений (оснащение охранно-пожарной сигнализацией, камерами видеонаблюдения и т.д.)
3. Недостаточные темпы информатизации библиотек.
Хотя все библиотеки района имеют доступ в Интернет, но качество связи не всегда удовлетворяет современным требованиям. Необходимо включить библиотеки (наряду с администрациями, объектами образования и здравоохранения) в программу подключения к волокнисто-оптическим линям связи населенных пунктов численностью свыше тысячи человек.
4. Несоответствие нормативам материальной базы библиотек.
Практически все библиотечные здания и помещения не соответствуют нормативам минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры. /Приказ МК и массовых коммуникаций N 32 от 20.02.08/, не оборудованы приспособлениями для пользователей с ограниченными возможностями.
Ряд библиотек требует проведения ремонтных работ и дизайнерского оформления интерьеров. Библиотекам необходимо постоянное обновление библиотечного и технического оборудования.
Библиотечной системе необходим "Библиобус" для обслуживания населенных пунктов района, где нет библиотек, оперативного решения технических, методических, организационных вопросов, проведения массовых мероприятий. Передвижная библиотека является наиболее эффективным способом приближения литературы к месту работы, учебы или проживания жителей района.
5. Низкая заработная плата сотрудников библиотек,
Характерная для библиотечного сектора низкая заработная плата не способствует удержанию квалифицированных кадров, что препятствует внедрению инноваций, повышению качества и эффективности предоставления библиотечных услуг населению.
Для достижения цели и решения задач раздела 1 планируется осуществление основного мероприятия - обеспечение деятельности (оказание услуг) библиотек:
- библиотечное обслуживание граждан, комплектование и сохранение библиотечных фондов МУК "Ковровская центральная районная библиотека";
- предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных МУК "Ковровская центральная районная библиотека";
- предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации МУК "Ковровская центральная районная библиотека".
Предоставление вышеперечисленных услуг предусматривает:
организацию и осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек;
организацию книгообмена для распространения библиотечных фондов;
популяризацию инновационной деятельности библиотеками;
развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе муниципальных библиотек;
перевод в электронный вид библиотечных фондов, обеспечение доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
формирование информационной и библиотечной культуры подрастающего поколения;
пропаганду детского и юношеского чтения, включая участие в общенациональных и региональных программах, ежегодных книжно-читательских кампаниях и акциях, которые направлены на поддержание престижа чтения и его общественной значимости с участием библиотек, школ, вузов, издательств, редакций СМИ, предприятий по распространению печатных изданий;
обеспечение библиотек современными системами безопасности, внедрение современных средств противопожарной защиты, проведение профилактических противопожарных мероприятий;
укрепление материально-технической базы библиотек, в том числе обеспечение библиотек современным оборудованием для хранения и использования фондов, каталогов, осуществления их функций, а также безопасного и комфортного пребывания пользователей;
организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела.
Результатами реализации основного мероприятия станут:
рост востребованности библиотек у населения;
повышение качества и разнообразия библиотечных услуг;
повышение доступности правовой, деловой и социально значимой информации, электронных ресурсов библиотек путем создания публичных центров во всех поселениях района;
уменьшение диспропорций в доступности к качественным библиотечным услугам, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;
увеличение количества библиотек, находящихся в удовлетворительном состоянии;
рост числа библиотек, оснащенных современным оборудованием;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на библиотечное дело;
повышение качества библиотечного менеджмента, прозрачности, подотчетности и результативности деятельности библиотек.
В формировании исторической памяти и обеспечения преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям, которые играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании населения.
Музейная сеть Ковровского района включает в себя: 1 муниципальный музей с филиалом - музеем-усадьбой Танеевых в с. Маринино.
В течение года музеи продолжили работу по формированию фондов и коллекций. Основной фонд муниципальных музеев района на конец 2012 года составил - 4271 единиц (в 2 011 году - 4219 единиц).
Важнейшим условием успешной музейной деятельности является доступность музейных услуг. В 2012 году муниципальными музеями было организовано 15 выставок (в 2011 году - 13 выставок), проведено 392 экскурсии, 35 культурно-просветительских и 17 массовых мероприятий для 5354 участников.
Сотрудники музея в течение 2013 года принимали участие в 3 научных конференциях, на которых прочитано 3 доклада, опубликованы 3 научные статьи.
В настоящее время выделяются несколько блоков взаимосвязанных проблем в деятельности музеев.
1. Дефицит фондовых площадей.
Имеющиеся в распоряжении музеев площади не соответствуют установленным нормам хранения музейных предметов. Отсутствует фондохранилище. Естественно, при таких условиях не соблюдаются нормы температурно-влажностного, пылевого, светового и биологического режимов хранения. Скученность приводит к бессистемности в распределении культурных ценностей, ошибкам в учете, разрушению и утрате экспонатов.
2. Физический износ зданий и сооружений, а также оборудования, используемых для хранения и экспонирования музейных предметов.
Состояние музейных зданий и помещений характеризуется отсутствием элементарных средств обеспечения сохранности предметов. Имеется значительный дефицит фондового оборудования, стеллажей, измерительных приборов (без которых невозможно вести мониторинг режимов хранения), вычислительной техники (без которой невозможно автоматизировать учет, внедрять современные методики учета культурных ценностей).
3. Реставрация музейного фонда.
В целях сохранения музейного фонда муниципальные музеи нуждаются в реставрации музейных предметов (по состоянию на 01.01.2013 г. реставрации требуют 7,6% предметов основного фонда).
В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей. Несмотря на соответствие сети муниципальных учреждений культуры нормативам, во многих населенных пунктах района отсутствуют учреждения культуры, что не обеспечивает равный доступ населения к культурным ценностям даже в минимальной степени. В период реализации программы планируется создание таких условий, при которых основной спектр муниципальных услуг в сфере культуры будет доступен всем гражданам, проживающим в различных местах района и принадлежащим к различным социальным группам.
Для достижения цели и решения задач раздела 2 планируется осуществление основного мероприятия - обеспечение деятельности (оказание услуг) учреждений культурно-досугового типа.
Сеть культурно-досуговых учреждений представлена МБУК "РДК" и 27 филиалов.
Сохранение и развитие творческого потенциала населения, поддержка самодеятельного (любительского) народного, художественного творчества осуществляется путем организации работы 317 клубных формирований (+ 1 к 2011 г), которые охватывают соответственно 6115 (- 16 к 2011 г.) участников. За 2012 год в досуговых учреждениях было проведено 4817 (+ 83 к 2011 г.) мероприятий, на которых побывало 184,0 тыс. человек.
Плодотворно работают в районе 10 "народных" (образцовых) коллективов художественной самодеятельности и народного прикладного творчества, где занимаются 266 человек.
Задачу по сохранению народной традиционной культуры решают 3 мастерских народного умельца, в которых под руководством 7 мастеров обучаются традиционным промыслам в различной технике 182 человека. Было организовано 9 (+2 к 2011 году) различных районных выставок народного прикладного творчества. Лучшим мастерам за большой вклад в развитие декоративно - прикладного творчества присвоено звание "Мастер декоративно - прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Владимирской области". На 01. 01. 13 г. звания удостоены 3 мастера.
МБУК "РДК" на базе филиалов Ковровского района значительно увеличил объемы оказываемых услуг населению по кинопоказу: было проведено 892 киносеанса(+ 163 к 2011 году - 22,3%), в том числе 620 платных (+ 95 к 2011 году - 18%), которые посетили 7200 чел. ( +437 к 2012 году - 6,5%.) Валовый сбор составил 97 040 руб. (+11820 к 2011 году, рост - 13,8%). Кинообслуживанием охвачены практически все крупные населенные пункты района, работает 22 (+ 1 к 2011 г.) современные мультимедийные видеоустановки.
Для модернизации материально-технической базы культурно-досуговых учреждений было приобретено современное оборудование, мебель, музыкальные инструменты, компьютерная техника. Компьютеризировано 58 рабочих мест, подключено к интернет 20 рабочих мест .
Уделяется внимание безопасности пребывания посетителей в учреждениях культуры: функционирует пожарная сигнализация в 23 зданиях, охранная сигнализация установлена в е, Марининском музейно-досуговом центре, установлены 3 программно-командных комплекса по видеонаблюдению "Безопасный город" в Мелеховском, Первомайском, Малыгинском филиалах.
Модельному стандарту сельского досугового учреждения культуры соответствует 12 филиалов из 27.
Задачи, которые ставит перед досуговыми учреждениями культуры государство - активное освоение культурных ценностей. Дом культуры вновь должен стать местом, где люди имеют возможность развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности, художественные умения и навыки.
Исходя из современных условий, потребностей населения и муниципального заказа, учреждениям культурно-досуговой сферы необходима модернизация традиционных форм деятельности путем разработки и внедрения системы мер по повышению качества досуговой деятельности, развитию внестационарных форм обслуживания населения, наращиванию информационно-коммуникационного потенциала и укреплению материально-технической базы.
Деятельность культурно-досуговых учреждений должна осуществляться на основе социологических исследований культурных потребностей, творческих и досуговых интересов населения.
Реализация мероприятий программы обеспечивает развитие и модернизацию сельских учреждений культуры, совершенствование деятельности творческих коллективов, организацию полноценного досуга сельского населения и поддержку традиционной сельской культуры.
В этих целях продолжится практика организации фестивалей, театральных и концертных гастролей, выставок, смотров, конкурсов, в том числе через привлечение различных профессиональных коллективов, в том числе для детей и юношества; будут развиваться культурно-спортивно-образовательные центры.
В современных условиях успешное функционирование отрасли зависит от развития ее инфраструктуры, материально-технической базы, состояние которой вызывает серьезную обеспокоенность. Требуется модернизация и обновление специального оборудования и музыкальных инструментов отдельных муниципальных учреждений культуры, учреждения требуют капитального ремонта. В связи с этим значительная часть затрат, связанных с реализацией муниципальной Программы приходится на проведение ремонтных и противоаварийных работ на объектах культуры. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, особое значение имеет человеческий фактор. Вместе с тем в отрасли идет "старение" кадрового потенциала, 22,5% работников - в возрасте свыше 50 лет, лишь 0,02% от числа работающих являются молодыми специалистами. В целях формирования молодой смены работников культуры требуется участие педагогов МОБУДОД "МДШИ" в реализации дополнительных образовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации предпрофессионального дополнительного образования, по повышению его качества, в первую очередь по внедрению федеральных государственных образовательных требований начального предпрофессионального образования. Эти требования предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации. Однако эти новые возможности используются недостаточно.
Постепенная реализация дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусства подразумевает разработку, рецензирование предпрофессиональных программ, создание нормативной базы и материально-технического обеспечения для реализации поставленных задач. Вместе с тем школа искусств не в полном объеме оснащена необходимым оборудованием и техническими средствами обучения, требуется ремонт музыкальных инструментов, расширение помещений. Из-за недостаточного финансирования педагоги и руководители творческих коллективов не имеют возможности выезжать на конкурсы и мастер-классы. Вследствие этого сужается и обедняется художественная и музыкальная среда, наличие которой является одним из важнейших условий начального профессионального и общего эстетического образования детей, повышения качества подготовки специалистов культуры.
Достижению полноты укомплектованности кадрами учреждений культуры Ковровского района должна способствовать постоянная профориентационная работа в учреждениях культуры и образования по подбору кандидатов по целевому направлению на обучение в СУЗы или ВУЗы отрасли, трудоустройство выпускников, получивших данные профессии и создание необходимых условий для закрепления специалистов.
Ежегодно коллектив МОБУДОД "МДШИ" прилагает определенные усилия для набора детей на обучение по открытым специальностям, и на основании муниципального заказа среднегодовое количество учащихся составляет 150 человек. Управление культуры, молодежной политики и туризма администрации Ковровского района содействует развитию сложившейся системы взаимодействия и преемственности образовательного процесса по схеме школа - колледж - ВУЗ.
Выпуск учащихся составляет в среднем от 3 до 20 человек, из которых 15% продолжают учебу в средних и высших учебных заведениях по профилю, а затем поступают на работу по специальности в образовательные учреждения сферы культуры или работают в профессиональных коллективах искусства.
С целью создания условий для профессионального роста работников МОБУДОД "МДШИ", совершенствования их деловых качеств, профессиональных знаний, приобретения практических навыков в 2012 году организовано обучение 8 специалистов из 10.
При очевидном повышении уровня профессиональной компетенции по прежнему остается актуальной проблема привлечения молодых специалистов. Низкая заработная плата на начальном этапе работы, отсутствие жилья отталкивают молодых специалистов от закрепления на селе. Тенденция старения педагогических кадров в школе искусств сохраняется. Средний процент молодых кадров ДШИ составляет 10%. Число преподавателей пенсионного возраста составляет 50%.
Для переподготовки и повышения квалификации творческих кадров планируется продолжить практику направления работников учреждений культуры в Российских учебных заведениях, ГОУД ПО "Учебно - методический центр по образованию".
В течение последних лет не уделялось должного внимания поддержке развития туристской отрасли в Ковровском районе: отсутствовала муниципальная программа развития туризма.
В период с 2011 по 2013 гг. в районе отмечается положительная динамика развития туристской отрасли: объём услуг по привлечению туристов увеличился на 10%. Это, в первую очередь, является результатом развития такого сегмента туррынка, как культурно - познавательный туризм в музее - усадьбе Танеевых.
Кроме количественных показателей, развитие туристской отрасли района в 2011 - 2013 годах характеризовалось также повышением активности органов местного самоуправления, что способствовало формированию, продвижению новых туристских продуктов и разработке муниципальных проектов развития туризма. Должности специалистов по туризму в 2011 - 2013 годах введены в структуру МБУК "РДК", МБУК "Историко-краеведческий музей".
Стратегией социально-экономического развития района до 2027 года туризм отнесён к числу приоритетных направлений экономического развития региона. Значимость развития туризма для района определяется высоким ресурсным культурно-историческим и природным потенциалом, активно развивающейся туристской инфраструктурой, близостью к федеральной трассе М-7, т.е. факторами, благоприятными для развития в первую очередь культурно-познавательного, делового, экологического, сельского и других видов туризма.
Однако сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, в условиях конкуренции не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма. Необходима государственная и муниципальная поддержка в формировании и продвижении новых туристских продуктов, развитии туристско-рекреационного комплекса, повышении качества туристских услуг, в формировании положительного туристского имиджа района, а также в реализации задач федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утверждённой постановлением Правительства от 02.08.2011 N 644, ведомственной целевой программы "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2013 - 2015 гг. "Малое Золотое кольцо".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.