Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к Государственной программе
Подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства"
1, 11 апреля 2014 г.
I. Паспорт Подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства"
Наименование Подпрограммы Государственной программы Владимирской области |
"Стимулирование развития жилищного строительства" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры администрации области |
Соисполнители Подпрограммы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области, департамент имущественных и земельных отношений администрации области |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы будет осуществляться посредством предоставления средств областного бюджета на выполнение следующих мероприятий: - комплексное освоение и развитие территорий области в целях жилищного строительства; - развитие малоэтажного жилищного строительства на территории области; - развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории области; - обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет
|
Цель Подпрограммы |
Обеспечение устойчивого роста жилищного строительства для обеспечения потребности населения в доступном жилье |
Задачи Подпрограммы |
1. Инфраструктурное обустройство земельных участков, предназначенных для комплексного освоения, а также предоставляемых семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет 2. Стимулирование роста строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного строительства 3. Создание современной производственной базы по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
1. Годовой объем ввода жилых домов 2. Общая площадь сформированных территорий для комплексного развития территорий, в том числе для развития малоэтажного жилищного строительства 3. Индекс объема инвестиций в промышленность строительных материалов 4. Количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 1 805 980 тыс. руб., в том числе: - средства федерального бюджета - 350 000 тыс.руб.; - средства областного бюджета - 1 059 740 тыс.руб.; - средства местного бюджета - 396 240 тыс.руб |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Увеличение годового объема ввода жилья к 2020 году до 700 тыс.кв.метров |
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Реализация Подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" направлена на развитие строительства жилья доступного широким массам населения.
Строительная отрасль является важнейшей составляющей экономики области. Развитие строительной отрасли, и в частности ее главной составляющей - сферы жилищного строительства, может дать мультипликативный рост в других сферах экономики.
Существенным препятствием развития жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурами, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Одним из факторов, также ограничивающих возможности по увеличению объемов строительства жилья, являются ресурсные ограничения строительного комплекса. Его развитию мешают изношенность производственных мощностей, низкая конкурентоспособность ряда отечественных строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
- входят в число основных направлений Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
- носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
- носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание ожидаемых конечных результатов, сроков реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р.
Государственная политика в сфере реализации Подпрограммы будет осуществляться в рамках следующих трех приоритетов.
Первым приоритетом государственной политики является снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по стимулированию строительства жилья, в том числе экономического класса.
Государственная политика в сфере поддержки массового жилищного строительства будет реализовываться путем повышения эффективности мер обеспечения жилищного строительства земельными участками, строительства инженерной и социальной инфраструктуры, развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций.
Государственная политика в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства и обеспечения таких земельных участков инженерной и социальной инфраструктурами будет направлена на поддержку формирования государственно-частных партнерств, обеспечивающих строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков и развитии застроенных территорий, основанных на эффективном разграничении ответственности по обустройству территорий для жилищного строительства социальной и инженерной инфраструктурами между органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями и застройщиками.
Вторым приоритетом государственной политики является поддержка семей имеющих троих и более детей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности построить жилье.
Основной формой поддержки такой категории граждан в рамках реализации Подпрограммы будет строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, полученным в рамках действующего законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" администрацией области подготовлен и утвержден постановлением Губернатора области от 13.03.2013 N 267 План мероприятий ("Дорожная карта") "Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области".
Третьим приоритетом государственной политики будет дальнейшее совершенствование механизмов привлечения инвестиций в модернизацию существующей базы отрасли.
Государственная политика в сфере развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций будет направлена на внедрение новых современных индустриальных технологий жилищного строительства, совершенствование законодательства в целях проведения институциональных преобразований для создания благоприятных условий развития и более эффективного управления производственно-строительным комплексом и повышения его конкурентоспособности.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение устойчивого роста жилищного строительства для удовлетворения потребности населения в доступном жилье.
Задачами Подпрограммы являются:
- инфраструктурное обустройство земельных участков, предназначенных для комплексного освоения, а также предоставляемых семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет;
- стимулирование роста строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного строительства;
- создание современной производственной базы по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций.
Целевые индикаторы Подпрограммы:
- годовой объем ввода жилых домов;
- общая площадь сформированных территорий для комплексного развития, в том числе для развития малоэтажного жилищного строительства;
- индекс объема инвестиций в промышленность строительных материалов;
- количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.
Сведения о значениях целевых индикаторов Подпрограммы по годам представлены в таблице 1.
Таблица 1
N |
Индикаторы по мероприятиям Подпрограммы |
Ед. изм. |
Целевые значения по годам : |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Годовой объем ввода жилых домов |
тыс.кв.м |
530 |
550 |
575 |
600 |
630 |
660 |
700 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многоэтажное жилищное строительство |
тыс. кв. метров |
190,8 |
192,5 |
195,5 |
198 |
201,6 |
204,6 |
210 |
|
Малоэтажное жилищное строительство |
тыс. кв. метров |
339,2 |
357,5 |
379,5 |
402 |
428,4 |
455,4 |
490 |
|
Ввод коммерческого жилья |
тыс. кв. метров |
200,7 |
224,4 |
247,6 |
256,45 |
274,7 |
288,5 |
306,2 |
2. |
Общая площадь сформированных территорий для комплексного развития территорий, в том числе для развития малоэтажного жилищного строительства |
га |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
3. |
Индекс объема инвестиций в промышленность строительных материалов |
% |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
110 |
4. |
Количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой |
ед. |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
|
Доля земельных участков, предназначенных для жилищного строительства органами местного самоуправления |
% |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
Сроки реализации Подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: увеличение годового объема ввода жилья к 2020 году до 700 тыс.кв.метров.
IV. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
1. Комплексное освоение и развитие территорий области в целях жилищного строительства
Реализация мероприятия направлена на комплексное освоение земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям:
1) на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным муниципальными образованиями или юридическими лицами (далее - заемщики) в российских кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;
2) на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса;
3) на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса.
2. Развитие малоэтажного жилищного строительства на территории области
Реализация мероприятия направлена на оказание поддержки по освоению земельных участков, предназначенных для застройки малоэтажными жилыми домами.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям на проведение работ по инженерному и транспортному обустройству земельных участков.
3. Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории области
Реализация мероприятия направлена на модернизацию и техническое переоснащение производственной базы предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия (далее - субсидия на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на реконструкцию (строительство) новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии).
4.Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет
Реализация мероприятия направлена на повышение качества и условий жизни семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Владимирской области
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления или уже выделенных в собственность многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства.
Сводный детальный перечень основных мероприятий Подпрограммы и ожидаемый результат от их реализации представлены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Срок реализации (годы) |
Непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями Государственной программы |
1. По мероприятию "Комплексное освоение и развитие территорий области в целях жилищного строительства" | ||||||
11.1. |
Предоставление из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям, при условии предоставления средств местных бюджетов
|
Департамент |
2014-2020 |
Рост объемов строительства жилья экономкласса, построенного на земельных участках предназначенных для комплексного освоения |
Снижение (отсутствие роста) объемов строительства жилья экономкласса, построенного на земельных участках предназначенных для комплексного освоения |
Годовой объем ввода жилья |
1.2. |
Мониторинг целевых индикаторов мероприятия Подпрограммы |
Департамент |
2014-2020 |
|
||
2. По мероприятию "Развитие малоэтажного жилищного строительства на территории области" | ||||||
.2.1. |
Предоставление из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям, при условии предоставления средств местных бюджетов
|
Департамент |
2014-2020 |
Увеличение объемов строительства малоэтажного жилья |
Снижение (отсутствие роста) объемов строительства малоэтажного жилья |
Общая площадь сформированных территорий для комплексного развития территорий, в том числе для развития малоэтажного жилищного строительства |
2.2. |
Мониторинг целевых индикаторов мероприятия Подпрограммы |
Департамент
|
2014-2020 |
|
||
3. По мероприятию "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории области" | ||||||
3.1. |
Проведение отборов юридических лиц на получение средств областного бюджета |
Департамент |
2014-2020 |
Рост объемов инвестиций, направляемых на развитие предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии |
Отсутствие роста объемов инвестиций, направляемых на развитие предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии |
Индекс объема инвестиций в промышленность строительных материалов |
3.2. |
Предоставление государственной поддержки предприятиям строительной отрасли в виде возмещения части затрат (затрат) на уплату процентов по кредитам на реконструкцию (строительство) новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия |
Департамент |
2014-2020 |
|
||
3.3. |
Осуществление координации за реализацией инвестиционных проектов по развитию базы стройиндустрии реализуемых или планируемых к реализации на период действия Подпрограммы |
Департамент |
2014-2020 |
|
||
3.4. |
Мониторинг целевых индикаторов Подпрограммы |
Департамент |
2014-2020 |
|
||
4. По мероприятию "Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет" | ||||||
| ||||||
4.1. |
Предоставление из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям, при условии предоставления средств местных бюджетов |
Департамент |
2014-2020 |
Улучшение жилищных условий многодетных семей, снижение социальной напряженности |
Рост социальной напряженности |
Количество земельных |
4.2. |
Мониторинг целевых индикаторов Подпрограммы |
Департамент |
2014-2020 |
|
Реализация Подпрограммы осуществляется в соответствии с порядком реализации Подпрограммы согласно приложению к Подпрограмме.
V. Характеристика мер государственного регулирования
Подпрограмма предполагает реализацию мер правового регулирования, сведения о которых приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы
N |
Вид нормативного |
Основные положения |
Ответственный |
Ожидаемые |
1. |
Постановление Губернатора области "О внесении изменений в Государственную программу Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" |
Уточнения финансовых показателей и условий реализации Подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры администрации области
|
В течение срока реализации Подпрограммы |
2. |
Постановление Губернатора области "О внесении изменений в Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, софинансируемых из областного бюджета" |
Распределение субсидий муниципальным образованиям |
Департамент строительства и архитектуры администрации области
|
Ежегодно по итогам конкурсного отбора |
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках реализации Подпрограммы
Органы местного самоуправления принимают непосредственное участие в реализации Подпрограммы в рамках мероприятий, предусмотренных таблицей 2 Подпрограммы.
VII. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации Подпрограммы
Оказание государственных услуг (работ) Подпрограммой не предусмотрено.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы в 2014-2020 годах составит:
за счет всех источников финансирования - 1 805 980 тыс. рублей,
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 350 000 тыс. рублей;
за счет средств областного бюджета - 1 059 740 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 396 240 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Подпрограммы по годам представлен в таблице 4.
Объемы бюджетных средств на обеспечение Подпрограммы утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета, могут быть скорректированы в установленном порядке.
Таблица 4
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
Всего за 2014 - |
В том числе по годам: |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1. Субсидии муниципальным образованиям | ||||||||
федеральный бюджет <*> |
350000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
областной бюджет <**> |
982 740 |
136 560 |
141 030 |
141 030 |
141030 |
141030 |
141030 |
141030 |
местные бюджеты
|
396240 |
56 000 |
57 540 |
56 540 |
56 540 |
56 540 |
56 540 |
56 540 |
Итого по разделу 1:
|
1 728 980 |
242 560 |
248 570 |
247 570 |
247570 |
247570 |
247570 |
247570 |
1.1. на комплексное освоение и развитие территорий области в целях жилищного строительства | ||||||||
федеральный бюджет <*> |
350000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
областной бюджет <**> |
177 350 |
28 850 |
28 700 |
23 960 |
23 960 |
23 960 |
23 960 |
23 960 |
местные бюджеты |
169 650 |
24 950 |
24 950 |
23 950 |
23 950 |
23 950 |
23 950 |
23 950 |
Итого по подразделу 1.1.: |
697 000 |
103 800 |
103 650 |
97 910 |
97 910 |
97 910 |
97 910 |
97 910 |
1.2. на развитие малоэтажного жилищного строительства на территории области | ||||||||
областной бюджет <**> |
298 480 |
42 640 |
42 640 |
42 640 |
42 640 |
42 640 |
42 640 |
42 640 |
местные бюджеты |
65 520 |
9 360 |
9 360 |
9 360 |
9 360 |
9 360 |
9 360 |
9 360 |
Итого по подразделу 1.2.:
|
364 000 |
52 000 |
52 000 |
52 000 |
52 000 |
52 000 |
52 000 |
52 000 |
1.3. на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет | ||||||||
областной бюджет <**> |
506 910 |
65 070 |
69 690 |
74 430 |
74 430 |
74 430 |
74 430 |
74 430 |
местные бюджеты |
161 070 |
21 690 |
23 230 |
23 230 |
23 230 |
23 230 |
23 230 |
23 230 |
Итого по подразделу 1.3.: |
667 980 |
86 760 |
92 920 |
97 660 |
97 660 |
97 660 |
97 660 |
97 660 |
2. Субсидии юридическим лицам на развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории области | ||||||||
областной бюджет <**> |
77 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
Итого по разделу 2: |
77 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
11 000 |
Итого по разделу 1 и 2: |
1 805 980 |
253 560 |
259 570 |
258 570 |
258 570 |
258 570 |
258 570 |
258 570 |
-------------------
<*> Объем средств федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению по результатам участия в конкурсном отборе, проводимом органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
<**> Ежегодно объемы финансирования уточняются при формировании расходов областного бюджета с учетом прогноза социально-экономического развития области на планируемый период.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками при реализации Подпрограммы
К рискам реализации Подпрограммы, которыми может управлять ответственный исполнитель, следует отнести следующие.
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования, что может привести к невыполнению Подпрограммы в полном объеме.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Подпрограммы или задержке их выполнения.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Подпрограммы в неполном объеме. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности действия Подпрограммы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников.
Эффективности реализации Подпрограммы также угрожают риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации Подпрограммы.
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов.
Меры управления рисками реализации Подпрограммы основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию Подпрограммы может оказать реализация институционально-правового и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации Подпрограммы. Поскольку в рамках реализации Подпрограммы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться управлению институционально-правовым рискам.
2. Управление рисками реализации Подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы, должно соответствовать задачам и полномочиям органов государственной муниципальной власти, задействованных в реализации Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.