Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 1 апреля 2014 г. N 307 настоящее приложение дополнено приложением N 13
Приложение N 13
к Государственной программе
Подпрограмма
"Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области"
I. Паспорт подпрограммы "Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области"
Наименование Подпрограммы Государственной программы Владимирской области |
Подпрограмма "Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры администрации области |
Соисполнители Подпрограммы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы |
Система государственной поддержки многодетных семей в решении жилищной проблемы |
Цель Подпрограммы |
Оказание многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы государственной поддержки в улучшении жилищных условий |
Задачи Подпрограммы |
- предоставление многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома; - создание условий для привлечения многодетными семьями собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных кредитов для строительства индивидуальных жилых домов; - разработка и внедрение правовых, финансовых, организационных механизмов оказания государственной поддержки многодетных семей по строительству индивидуальных жилых домов; - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения многодетных семей благоустроенным жильем; - оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям, привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования; - осуществление изготовления и передачи бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома для многодетных семей - участников Подпрограммы; - пропаганда новых приоритетов демографического поведения населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью; - утверждение списков многодетных семей - участников Подпрограммы; - освещение целей и задач Подпрограммы в средствах массовой информации Владимирской области |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- количество многодетных семей, получивших поддержку на улучшение жилищных условий в рамках реализации Подпрограммы |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2014 год - I этап - реализация пилотного проекта; 2015- 2020 годы - II этап - реализация Подпрограммы на всей территории области |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 1059840 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 333668,4 тыс. руб.; - средства бюджетов муниципальных образований - 37275,6 тыс. руб. (по согласованию); - внебюджетные источники - 688896,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем многодетных семей; - привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников, в том числе финансовых средств многодетных семей; - создание механизмов оказания государственной поддержки многодетным семьям в решении жилищного вопроса; - развитие и закрепление положительных демографических тенденций; - укрепление семейных отношений и повышение авторитета многодетности; - предоставление государственной поддержки не менее 495 многодетным семьям |
II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Социально-экономические проблемы, трудно решаемые в стране на протяжении длительного периода, резко осложнили жизнедеятельность важнейшего социального института общества - семьи. Демографическая ситуация в стране в целом и в том числе во Владимирской области становится критической. Анализ демографической ситуации во Владимирской области свидетельствует о естественной убыли населения. Согласно демографическому прогнозу по данным Владимирстата к 2030 году естественная убыль населения составит 12424 человека. Наблюдается сокращение рождаемости. В 2013 году этот показатель составил 700 человек.
Задача, связанная с обеспечением доступности жилья для населения Владимирской области, относится к приоритетным направлениям жилищной политики и является решающим фактором демографического развития.
Многодетные семьи в вопросе обеспечения жильем относятся к наиболее социально незащищенной категории населения Владимирской области. Семьи не имеют возможности самостоятельно, без получения социальной поддержки, улучшить жилищные условия, так как не имеют достаточных доходов, в том числе и для получения ипотечных жилищных кредитов.
В области по состоянию на 01.01.2014 г. проживает 6347 семей, имеющих троих и более несовершеннолетних детей.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях состоит 926 многодетных семей.
В связи с отсутствием свободного муниципального жилищного фонда и ограниченностью бюджетных средств ежегодно только около 20 многодетных семей, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жильем по договорам социального найма. Более 7176 семей, состоящих на учете, вынуждены дожидаться своей очередности более 10 лет.
Следует отметить, что во Владимирской области принят ряд мер, направленных на поддержку данной категории граждан в улучшении жилищных условий.
На территории области принят и реализуется Закон Владимирской области "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области", позволяющий осуществлять бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
По состоянию на 01.01.2014 г. изъявили желание получить земельный участок 842 семьи. Предоставлен 501 земельный участок, из них 303 - в 2013 году, 384 земельных участка запланированы к выделению в 2014 году.
В рамках реализации подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" настоящей Государственной программы решаются вопросы по обеспечению предоставленных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.
В соответствии с Законом Владимирской области "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, на территории Владимирской области" при рождении (усыновление) третьего и последующих детей семьи имеют возможность получить региональный материнский капитал в размере 50 000 рублей и использовать его, в том числе на улучшение жилищных условий.
Согласно Закону Владимирской области "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Владимирской области" гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющим троих и более детей, в случае предоставления им земельного участка для индивидуального жилищного строительства выделяется до 200 куб. метров древесины.
Кроме того, в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами многодетные семьи при решении жилищной проблемы могут воспользоваться следующими формами поддержки.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2014 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 429 тысяч 408 рублей 50 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции. Федеральный материнский капитал во Владимирской области к концу 2013 года получили уже более 7 000 семей, а это почти каждая 20-я семья в области. Чаще всего семьи, в которых подрастают двое и более детей, решают использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий, в том числе с использованием ипотечного жилищного кредита (займа).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые вычеты по ипотечным процентам и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Вычет по НДФЛ в размере 13% можно получить при покупке или строительстве квартиры (дома) на сумму до 2 млн. руб., в случае вступления в право собственности на жилое помещение после 1 января 2014 г. и неполучения имущественного вычета по другим объектам жилья. Каждый из членов семьи сможет воспользоваться льготой самостоятельно: при покупке одной квартиры в равных долях супруги смогут уменьшить налоговую базу семейного дохода сразу на 4 млн. руб. Налоговые вычеты полагаются и детям до 18 лет.
Вместе с общим вычетом в размере 2 млн. руб. можно получить и вычет с суммы уплаченных процентов по ипотеке. С 2014 г. в отношении банковских процентов установлен лимит - 3 млн. руб. Вычет по ипотеке (предоставляется каждый год отдельно) также можно будет получить всего на один объект недвижимости даже в том случае, если лимит в 3 млн. руб. не был исчерпан.
Несмотря на увеличение объемов средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на улучшение жилищных условий, проблема обеспечения жилыми помещениям многодетных семей остается одной из наиболее острых социальных проблем. Ее решение в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области" (далее - Подпрограммы) окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие, создание достойных условий воспитания детей и улучшение демографической ситуации в области.
Эффективность реализации Подпрограммы и использования выделенных на нее средств областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения многодетными семьями собственных, кредитных и заемных средств для строительства индивидуальных жилых домов.
Оценка эффективности использования субсидий, направленных бюджетам муниципальных образований, будет производиться на основе следующих показателей:
- количество многодетных семей, получивших поддержку на строительство индивидуальных жилых домов в рамках реализации Подпрограммы;
- количество многодетных семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Подпрограммы, в том числе с использованием ипотечных жилищных займов;
- отсутствие нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы;
- соблюдение органами местного самоуправления установленных Подпрограммой сроков оформления и выдачи многодетным семьям свидетельств о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома.
Успешное выполнение мероприятий Подпрограммы позволит на первом этапе в 2014 году обеспечить жильем 42 многодетных семьи, на втором этапе в 2015 - 2020 годах обеспечить жильем 453 многодетных семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
2015 год - 74 многодетных семьи;
2016 год - 74 многодетных семьи;
2017 год - 74 многодетных семьи;
2018 год - 76 многодетных семей;
2019 год - 76 многодетных семей;
2020 год - 79 многодетных семей,
а также позволит обеспечить:
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем многодетных семей;
- привлечение в жилищную сферу внебюджетных источников, в том числе финансовых средств многодетных семей;
- создание механизмов оказания государственной поддержки многодетным семьям в решении жилищного вопроса;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций;
- укрепление семейных отношений и повышение авторитета многодетности.
III. Основные цели и задачи Подпрограммы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых показателей
Цели и задачи Подпрограммы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Владимирской области.
Исходя из этих документов целью Подпрограммы является оказание многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы государственной поддержки в улучшении жилищных условий в соответствии с правилами, утвержденными Приложением N 2 к Подпрограмме.
Для достижения цели Подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
- предоставление многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство индивидуальных жилых домов;
- создание условий для привлечения многодетными семьями собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных кредитов для строительства индивидуальных жилых домов;
- разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки многодетным семьям по строительству индивидуальных жилых домов;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения многодетных семей благоустроенным жильем;
- пропаганда новых приоритетов демографического поведения населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;
- оказание поддержки за счет средств областного бюджета муниципальным образованиям, привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Софинансирование расходов муниципальных образований на реализацию Подпрограммы за счет средств областного бюджета прогнозируется в объеме: в 2014 году - 25 628,4 тыс. руб., в 2015 году - 50 320 тыс. руб., в 2016 году - 50 320 тыс. руб., в 2017 году - 50 320 тыс. руб., в 2018 году - 51 680 тыс. руб., в 2019 году - 51 680 тыс. руб., в 2020 году - 53 720 тыс. руб. Объем софинансирования расходов муниципальных образований за счет средств областного бюджета утверждается ежегодно постановлением Губернатора области.
Основными принципами реализации Подпрограммы являются:
- добровольность участия в Подпрограмме многодетных семей;
- признание многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Подпрограммы;
- возможность для многодетных семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Подпрограммы из областного и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.
Подпрограмма будет реализовываться поэтапно в 2014 - 2020 годах.
На первом этапе в 2014 году будут осуществляться:
- разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- проведение экспериментов на территории Ковровского и Кольчугинского районов по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Подпрограммы. Администрациями Ковровского и Кольчугинского районов подготовлены проекты планировки на земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, ведется работа по строительству транспортной и инженерной инфраструктуры;
- создание системы мониторинга реализации Подпрограммы.
На втором этапе в 2015 - 2020 годах будет осуществляться:
- совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Подпрограммы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в экспериментальных районах;
- начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации Подпрограммы на всей территории Владимирской области.
Целевой показатель Подпрограммы - предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий не менее 495 многодетным семьям.
IV. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
На решение задачи по предоставлению многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома ориентировано основное мероприятие "Предоставление многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома".
Таблица 1
Основное мероприятие Подпрограммы
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями Государственной программы (подпрограммы) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
Предоставление многодетным семьям Владимирской области - участникам Подпрограммы социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома |
Департамент строительства и архитектуры |
01.05.2014 |
31.12.2020 |
Обеспечение жильем многодетных семей |
Высокий уровень очередности многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
Количество многодетных семей, получивших поддержку на улучшение жилищных условий в рамках реализации Подпрограммы |
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
- методологическое обеспечение реализации Подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации Подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации Подпрограммы.
Мероприятиями по нормативно-организационному обеспечению финансирования Подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки многодетным семьям для улучшения жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета на соответствующий год и плановый период.
На областном уровне ответственным исполнителем Подпрограммы - департаментом строительства и архитектуры администрации области , выполняются следующие организационные мероприятия:
- проведение отбора заявок муниципальных образований для участия в Подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями в соответствие с Порядком, утвержденным Приложением N 1 к Подпрограмме;
- заключение с исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соглашений о реализации Подпрограммы;
- осуществление контроля за реализацией Подпрограммы;
- формирование информационной базы данных о многодетных семьях, участвующих в Подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Подпрограммы;
- организация изготовления бланков свидетельств, удостоверяющих право многодетной семьи на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома;
- передача бланков свидетельств органам местного самоуправления для выдачи многодетным семьям - участникам Подпрограммы;
- осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией Подпрограммы на областном и муниципальном уровнях;
- обеспечение освещения цели и задач Подпрограммы в региональных средствах массовой информации;
- проведение мониторинга реализации Подпрограммы на областном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов.
V. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках реализации Подпрограммы
Основным мероприятием, осуществляемым органами местного самоуправления в целях реализации Подпрограммы, является "Разработка и внедрение муниципальных программ по обеспечению жильем многодетных семей".
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
- обеспечение софинансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджетов муниципальных образований;
- формирование заявок на выделение из областного бюджета средств на софинансирование предоставления социальных выплат;
- принятие многодетных семей в состав участников Подпрограммы;
- формирование базы многодетных семей участников Подпрограммы;
- осуществление расчета размера социальной выплаты на дату выдачи свидетельства;
- оформление и выдачу свидетельств многодетным семьям - участникам Подпрограммы;
- оказание помощи многодетным семьям - участникам Подпрограммы в выборе подрядной организации, а также в оформлении договора подряда;
- информационное сопровождение хода реализации Подпрограммы.
- предоставление ответственному исполнителю Подпрограммы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетов:
- об использовании средств областного и местных бюджетов, выделенных на предоставление социальных выплат многодетным семьям в рамках реализации областной и муниципальных программ по обеспечению жильем многодетных семей;
- о достижении значений показателей эффективности использования субсидии из областного бюджета, предусмотренных соглашениями о реализации Подпрограммы, заключенными между ответственным исполнителем Подпрограммы и органами местного самоуправления.
VI. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Наименование и основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
|
Постановление |
О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение жильем многодетных семей |
Департамент строительства и архитектуры |
Ежегодно |
|
Постановление |
О внесении изменений в ресурсные показатели Подпрограммы в случае уточнения объемов средств областного бюджета |
Департамент строительства и архитектуры |
По мере необходимости |
VII. Участие акционерных обществ в реализации Подпрограммы
Банки и иные коммерческие организации могут принимать участие в Подпрограмме путем предоставления многодетным семьям - участникам Подпрограммы ипотечных жилищных кредитов (займов).
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Подпрограммы учитывались: реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере области и в муниципальных образованиях, принимающих участие в Подпрограмме, высокая социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной государственной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Подпрограммы.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы должны обеспечить возможность реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
Общий объем финансирования Подпрограммы на весь период ее реализации составляет 1059840 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 333668,4 тыс. рублей;
- средства бюджетов муниципальных образований - 37275,6 тыс. рублей (по согласованию);
- собственные и заемные средства многодетных семей - 688896,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Подпрограммы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
Всего за 2014 - 2020 гг. |
В том числе по годам: |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
областной бюджет |
333668,4 |
25628,4 |
50320,0 |
50320,0 |
50320,0 |
51680,0 |
51680,0 |
53720,0 |
местные бюджеты |
37275,6 |
2847,6 |
5624,0 |
5624,0 |
5624,0 |
5776,0 |
5776,0 |
6004,0 |
собственные и заемные средства многодетных семей <***> |
688896,0 |
52884,0 |
103896,0 |
103896,0 |
103896,0 |
106704,0 |
106704,0 |
110916,0 |
Итого: |
1059840,0 |
81360,0 |
159840,0 |
159840,0 |
159840,0 |
164160,0 |
164160,0 |
170640,0 |
--------------------------------
<***> Объемы собственных и заемных средств многодетных семей определены расчетно.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов муниципальных образований на соответствующий год, а также возможностей многодетных семей - участников Подпрограммы.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
Риски реализации Подпрограммы связаны с:
- значительным опережением роста рыночной стоимости жилья в сравнении с ростом доходов населения Владимирской области;
См. справку о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья
- недостаточным финансированием мероприятий Подпрограммы за счет средств местных бюджетов.
Для минимизации последствий наступления указанных рисков планируется принятие следующих мер:
- корректировка (при необходимости) ежегодного плана мероприятий по реализации Подпрограммы;
- своевременное внесение изменений в Подпрограмму;
- систематический мониторинг реализации Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.